Урок 1. Природа богатства
Теоретическая часть
Многие с детства уверены в том, что богатство измеряется исключительно количеством денег. Однако, с точки зрения йоги, богатство – это не только деньги. Это ещё и то, что за деньги купить невозможно. Деньги являются только частью богатства, причём прямо зависимой от других частей: деньги к нам приходят через взаимоотношения с другими людьми, поэтому хорошие взаимоотношения с близкими людьми, единомышленниками, соседями и коллегами по работе – не менее ценны, чем сами деньги. Причём если у нас нет здоровья (которое включает в себя крепкое тело и спокойный ум) или знаний (которые складываются из хорошего воспитания и образования), то и хорошие отношения с людьми нам будет сложно выстроить.
Из этого вырисовываются четыре основные сферы богатства:
– здоровье;
– знания;
– взаимоотношения;
– деньги.
Первая, самая важная сфера богатства – это здоровье. Если у нас не будет здоровья – все остальные сферы богатства не сделают нас богатыми! Более того, в йоге понятие «здоровье» очень тесно переплетено с понятием «богатство», так как здоровье в понимании йоги – это не просто отсутствие страданий, беспокойств, вредных привычек и болезней, а полноценное благополучие во всех важных сферах жизни.
Иначе говоря, здоровье имеет четыре составляющие:
– физическое здоровье (благополучие грубого тела);
– эмоциональное здоровье (безмятежность ума);
– социальное здоровье (доброжелательные отношения с окружающими людьми, лад в семье, достаток и уважение в обществе).
– нравственное здоровье (благополучие души);
По этой причине сфера здоровья – фундаментальная. Она включает в себя такие виды богатства, как:
– крепкое, красивое тело (для женщин красота тела включает в себя и красоту форм, и миловидность лица, и приятность голоса, и изящность походки, и особую женскую форму красоты – длинные ухоженные волосы; для мужчин красота тела включает в себя сильные руки и ноги, пресс вместо отросшего живота и хорошо развитый мозг);
– спокойный, независтливый ум.
Средства для обогащения в сфере здоровья:
– йога;
– массаж;
– соблюдение режима дня;
– правильное питание.
Вторая сфера богатства – это знания. Знания мы, вопреки всеобщему убеждению, получаем преимущественно не в школе или институте (там мы получаем лишь крохи знаний), а в основном из мудрых книг и общения с мудрыми людьми (родителями, наставниками, святыми старцами). Знания – это то, что мы можем применить в жизни для того, чтобы стать счастливыми и успешными, всё остальное – информация. Сфера знаний включает в себя такие виды богатства, как:
– воспитание (включает в себя нравственные качества нашего характера, основные из которых: целеустремлённость, настойчивость, терпеливость, ответственность, доброжелательность, щедрость, невозмутимость и проницательность; кроме того, воспитание включает в себя понимание культуры поведения: для женщины – умение вести себя по-женски мягко и чарующе, а для мужчины – умение доводить начатые дела до конца и держать своё слово);
– образование (включает в себя конкретные знания, с помощью которых мы может преуспеть в жизни и стать счастливыми, – например знания о том, как честно зарабатывать деньги или о том, как строить глубокие и прочные семейные отношения).
Средства для обогащения в сфере знаний:
– паломничества;
– учёба (общение с наставником, развитие мышления);
– чтение мудрых книг;
– самопознание и самонаблюдение.
Третья сфера богатства – это взаимоотношения. Как уже было сказано, именно взаимоотношения являются основным источником поступления денег. По этой причине, знакомства и углубление отношений с достойными людьми, являются отличной инвестицией в своё будущее (именно для завязывания нужных знакомств люди учатся в элитных университетах, платя за своё образование огромные деньги, хотя сама программа ничем не отличается от программ обычных государственных вузов). Сфера взаимоотношений включает в себя такие виды богатства, как:
– связи, а также доверие и уважение со стороны единомышленников, друзей и коллег по работе;
– крепкая, дружная семья.
Средства для обогащения в сфере хороших, глубоких взаимоотношений:
– знакомства;
– совместная деятельность (обеды, выходы в театр, путешествия);
– защита младших;
– уважение к старшим.
Четвёртая сфера богатства – деньги. Самая очевидная, понятная и измеримая сфера богатства. Складывается из таких видов богатства, как:
– свободное время;
– сами деньги и всё, что на них можно купить (в первую очередь, это благоустроенное жилище с красивым видом из окна, достаточное количество свежей пищи и чистой воды, а также красивая, удобная одежда и книги).
Средства для обогащения в сфере денег:
– честный труд;
– творчество;
– преподавание;
– инвестирование и грамотное ведение семейного бюджета.
В целом, богатство на санскрите называется «дхана» и включает в себя 4 составляющие: здоровье, знания, хорошие взаимоотношения с близкими людьми и деньги. Нищета на санскрите называется «адхана» и также включает в себя 4 составляющие: болезни, отсутствие знаний, плохие отношения с близкими людьми и отсутствие денег. И то и другое может быть результатом регулярной практики йоги. Но конкретный результат зависит от того, придерживается ли человек десяти основных рекомендаций йоги, известных как Яма и Нияма (не причинять вреда окружающим без крайней на то необходимости, не лгать, не отвлекаться от поставленных целей, не присваивать чужое, не накапливать лишнее, соблюдать чистоту тела и мыслей, довольствоваться тем, что есть, совершать аскезы, изучать свой внутренний мир и посвящать плоды своих действий Всевышнему). Если человек придерживается этих рекомендаций – то практика йоги естественным образом приведёт к богатству (дхана), а если не придерживается – то к нищете (адхана).
Когда человек следует десяти основным рекомендациям йоги, то такая практика называется духовной практикой (садханой). С точки зрения йоги, духовная практика – это не когда человек уходит в монастырь или пещеру (хотя это тоже может быть духовной практикой), а когда он никому не причиняет вреда, не врёт, не присваивает чужое, стремится познать свой внутренний мир и т. д. И именно духовная практика (садхана) делает человека богатым и успешным.
На Западе распространена точка зрения, что духовность и богатство – это несовместимые вещи. С точки зрения йоги это бред сивой кобылы. Только духовная практика даёт человеку возможность быть по-настоящему богатым, тогда как отсутствие духовной практики приводит к нищете. В самом деле, если человек постоянно всем врёт, может ли он рассчитывать на долговременный успех в какой-либо сфере? Нет, конечно. Рано или поздно окружающие люди увидят его сущность и отвернутся от него, в результате чего он потеряет всё то, что успел накопить. Может ли быть богатым человек, который ворует, обманывает, причиняет зло окружающим? Нет, конечно. Даже если он сумеет украсть или отнять у кого-то большую сумму денег, он не станет от этого богаче, наоборот: его начнёт мучить совесть, он потеряет покой и лишится спокойного сна, что быстро приведёт к болезням. Болезни сделают его ещё более беспокойным, недоверчивым и завистливым, в результате чего он перессорится со всеми своими друзьями и родственниками, а все деньги он вынужден будет рано или поздно потратить на лечение своих болезней. Какое же это богатство?
Богатым может быть только нравственный человек. Нравственным человека делает духовная практика. А любая духовная практика, коей может быть не только религия, основывается на определённой философии и ведёт к накоплению самого главного богатства – нравственного. Среди нерелигиозных духовных практик наиболее известные – йога, тантра, каратэ и цигун. Выбирайте любой путь, который вам по душе, и каждый день делайте хотя бы один маленький шаг к цели. Только регулярная ежедневная практика идёт в зачёт. Остальное – просто хобби, не ведущее к процветанию, даже если в целом полезно для тела и разума.
Ключевые идеи урока
1. Богатство – это не только деньги. Это ещё и то, что за деньги купить невозможно.
2. Существует четыре основные сферы богатства – здоровье, знания, взаимоотношения и деньги.
3. Здоровье в понимании йоги – это не просто отсутствие страданий, беспокойств, вредных привычек и болезней, а полноценное благополучие во всех важных сферах жизни, которое включает в себя благополучие грубого тела, безмятежность ума, доброжелательные отношения с окружающими людьми, лад в семье, достаток, уважение в обществе и благополучие души.
4. Знания – это то, что мы можем применить в жизни для того, чтобы стать счастливыми и успешными, всё остальное – информация.
5. Знакомства и углубление отношений с достойными людьми, являются отличной инвестицией в своё будущее.
Практическая работа
Что нового/полезного/ценного я узнал из урока?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Как я могу применить это в своей жизни?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Мантра
В моей жизни есть место и здоровью, и знаниям, и отношениям, и деньгам! Я богат во всех четырёх сферах жизни! Я богаче, чем Сократ и Рокфеллер вместе взятые! Ибо я – хранилище вселенской мудрости!
Для размышления:
Подумайте над следующим поучением мудреца Чанакьи:
«Есть три драгоценности на этой Земле: свежая пища, чистая вода и приятные слова; глупцы же считают драгоценностями камни» (мудрец Чанакья).
– Что вы думаете об этом?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
– Если драгоценностями являются свежая пища, чистая вода и приятные слова, то почему, по вашему мнению, большинство людей считают ценными деньги, золото и украшения?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
– Что бы вы могли добавить к списку драгоценностей, если бы были на месте Чанакьи? Почему?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Домашнее задание:
Составьте список того, что вы хотите иметь через год, пять, десять и двадцать пять лет. Не менее 20 пунктов к каждому периоду. Письменно ответьте себе на следующие вопросы:
– Что из списка является самым ценным? Почему?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
– Что из списка является самым желанным? Почему?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
– Что из списка вы могли бы получить прямо сейчас? Как именно?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
– Что вы намерены предпринять в ближайшие дни, чтобы через год иметь то, что хочется больше всего?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
– Что вы намерены предпринять в ближайшие годы, чтобы через 25 лет жить так, как вам хочется?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________