Вы здесь

Сирия без вранья. Глава 1. Страна Асадия (А. А. Виноградов, 2016)

Глава 1. Страна Асадия

Сирия долгие годы являлась другом и партнером сначала Советского Союза, а после его развала – России, но почему-то об этой прекрасной стране мало пишут. Пользуясь своими возможностями, знаниями и двадцатипятилетним опытом работы и общения с сирийцами, я хочу поделиться с читателями своими впечатлениями об этой стране. Ведь именно здесь появилась письменность, отсюда нам стало известно слово «Пальмира», здесь римский легионер Савл переродился в святого апостола Павла, и даже первое убийство и захоронение на этой земле, по преданию, произошли в Сирии.

Здесь, в пятидесяти километрах от Дамаска, сохранились христианские деревни Маалюля и Седнайя, в которых до сих пор говорят на арамейском языке, на котором, по преданию, говорил сам Христос. Недавно христианские церкви этих деревень были разграблены боевиками ИГИЛ.

Раньше русских и иностранных туристов в Сирии знакомили с несколькими основными достопримечательностями, на чем экскурсия, как правило, заканчивалась. Следует отметить, что туризм в Сирии не так развит, как в Египте или Турции, и многие туристы оставались недовольны уровнем обслуживания. Проведя большую часть дня в автобусе, переезжая из одного города в другой, туристы возвращались в отели, в которых не было никаких развлечений, даже бассейнов. Поэтому многие предпочитали отдыхать в Египте и Турции, где «все включено». Кроме того, туристов всегда возили по одним и тем же местам: Дамаск, Алеппо, Латакия и Пальмира. Но на самом деле существует несчетное количество интересных исторических мест и древних памятников, расположенных в некотором отдалении от основных магистралей, куда туристы практически не доезжали.

С приходом к власти нового президента Башара аль-Асада в Сирии был взят курс на развитие туризма, стали строиться новые отели с бассейнами, и туристы со всего мира нескончаемым потоком хлынули в эту солнечную страну.

Выгодное географическое положение Сирии на стыке трех континентов – Европы, Азии и Африки – всегда привлекало внимание многочисленных завоевателей. За право владеть Сирией вели ожесточенную борьбу Древний Египет, Хетское царство, Ассирия, Вавилон, Персия, а позднее Македония и Рим, Византия и Европа в эпоху Крестовых походов в XI веке. Сквозь Сирию прошли буквально все известные воители – греки, египтяне, персы, римляне, турки, тевтонские рыцари и даже татаро-монголы.

Первые поселения на месте современной Сирии стали появляться еще в IV веке до н. э. В VII веке Сирию захватили арабы, и Дамаск превратился в столицу Арабского халифата.

Почти четыреста лет Сирия находилась под арабским владычеством. После распада Османской империи по инициативе Англии и Франции было принято решение распространить на арабские территории бывшей Османской империи систему мандатов Лиги Наций. На конференции в Сан-Ремо в апреле 1920 года правительства Англии и Франции договорились о передаче Франции мандата на управление Сирией.

Официальной датой создания современного сирийского государства считается 17 апреля 1946 года. В этот день из Сирии была выведена французская колониальная армия, и этот день – День эвакуации – является главным государственным праздником Сирии. В 1958 году Сирия и Египет образовали Объединенную Арабскую Республику (ОАР) со столицей в Каире. Согласно принятой обеими сторонами конституции египетская партия Национальный союз стала единственной легальной политической партией ОАР, а основные посты в правительстве заняли представители Египта. Все это вызвало недовольство у сирийцев, и в сентябре 1961 года Сирия вышла из состава ОАР.

В настоящее время Сирия является президентской республикой во главе которой стоит президент – Башар аль-Асад.

Основателем современного сирийского государства является, безусловно, Хафез Асад, которого США и Европа считали диктатором, но именно он объединил многоконфессиональный и «разношерстный» народ в единую нацию, создал боеспособную армию, укрепил экономику страны. Он действительно правил железной рукой, за что его и называли диктатором.

Однако Хафеза Асада уважали как сильного президента, способного постоять за свою страну, а американский президент Билл Клинтон во время переговоров в Женеве назвал его политиком номер один в мире. За все заслуги перед страной уже после смерти Хафеза Асада Сирию стали называть его именем, и на пограничных пунктах поставили большие плакаты, приглашающие гостей в страну Асадию.

Башар Асад был весьма далек от политики, не рвался к власти и спокойно учился в Англии совершенно мирной профессии – он офтальмолог. Его отец видел своим преемником своего старшего сына Баселя, молодого активного офицера, которого «натаскивали» на роль будущего премьер-министра, а потом и президента.

Басель был президентом Всеарабского клуба верховой езды, прыгал с парашютом, совершал погружения на подводной лодке, что при слабой подготовке сирийских подводников было делом чрезвычайно опасным, принимал участие в учениях танкистов и сам управлял танком. К несчастью, он разбился на автомобиле при подъезде к дамасскому аэропорту, и Хафез Асад вынужден был срочно готовить себе в преемники Башара.

После смерти Хафеза Асада в 2000 году президентом Сирии стал Башар Асад, который заметно смягчил суровое правление отца. Конечно, ему не хватало его твердости и политической мудрости. Если бы эти два Асада в свое время склонили головы перед американцами, то они жили бы спокойно, как соседняя Иордания, к которой никто не пристает, несмотря на то что ею правит настоящий диктатор-король, и никого это совершенно не волнует.


Столица Сирии – Дамаск, один из древнейших в мире городов, с населением около 2 миллионов жителей, а с учетом пригородов – около четырех миллионов. Крупнейшие города Сирии – Алеппо, Латакия, Хомс, Тартус, Хама. Северо-западная часть страны омывается Средиземным морем, где находятся два морских порта Латакия и Тартус и основные курортные места.

Дамаск – «хорошо политое место»

О самом Дамаске можно рассказывать бесконечно, и все равно человек, впервые прибывший в этот удивительный город, не сможет сразу воспринять и тысячной доли той исторической информации, которую хранят даже камни, из которых сложены стены старинных замков и просто зданий, и брусчатка, по которой ходили многочисленные завоеватели более двух тысяч лет тому назад.

Первые упоминания об этом городе встречаются в древнеегипетских папирусах еще в XVIII веке до н. э. В начале Дамаск был столицей могущественного ассирийского государства, затем на протяжении многих столетий он попадал под правление персов, римлян, греков, арабов и турок, но всегда оставался центром торговли, ремесел и культуры Востока.

Дамаск слывет одной из живописнейших арабских столиц. Находящийся у подножия горы Касьюн и окруженный с остальных трех сторон зеленым оазисом Гута, он считается самым зеленым городом арабского Востока. Он претендует на звание самого древнего города мира, хотя не все с этим согласны. Во всяком случае, можно со всей уверенностью сказать, что Дамаск – самая древняя из нынешних столиц.

О Дамаске говорится в Первой книге Ветхого Завета, которая относится к древнейшим историческим документам, и он пятнадцать раз упоминается в Библии как столица древней Сирии.

Происхождение названия города до сих пор точно не установлено. Существует несколько версий возникновения слова «Дамаск». Мусульманские историки утверждают, что город получил свое название по имени раба Демашк, принадлежавшего пророку Аврааму (по-арабски – Ибрагиму).

Согласно преданию, Демашк, подаренный Аврааму царем-охотником великаном Нимродом, стал основателем города. Другие считают это невозможным, поскольку, когда на рубеже третьего и второго тысячелетий до н. э. Авраам шел из Междуречья в Палестину и остановился в Дамаске, это был уже крупный и известный город. Археологи утверждают, что обнаружили в Дамаске культурный слой, возраст которого исчисляется семью тысячами лет – уже тогда здесь существовало крупное поселение. В период, когда Сирия входила в Византийскую империю, популярной была версия, что название Дамаска было связано с именем сына древнегреческого бога Гермеса Дамаскосом, который бежал из Греции в Сирию, где основал город и нарек его своим именем.

Некоторые сирийские ученые древнейшим названием столицы объявляют не «Дамаск», а «Шам», приводя в доказательство имя старшего сына Ноя – Сима, которое на семитских языках действительно звучит как Шам. Эта версия устраивает многих сирийцев, тем более что, опять же по преданию, ковчег Ноя после Всемирного потопа причалил к скале в районе Дамаска. Самое раннее название Дамаска зафиксировано в аккадских табличках и в документах XVIII династии египетских фараонов, где город называется «Димаску» или «Димашка», что, возможно, означает «хорошо политое место».

До XV века до нашей эры Дамаск был владением египетских фараонов, но позднее здесь появляются арамеи и основывают Дамасское царство. После падения Ассирии Дамаск, как и вся Сирия, стал частью Ново-Вавилонской империи, покорившись в 612 году до н. э. знаменитому царю Навуходоносору. Затем город находился под властью персов, греков, а в 333 году до н. э. его заняли войска Александра Македонского.

Ненадолго Сирия и Дамаск оказались под властью армянского царя Тиграна, но в 64 году до н. э. в Дамаск вступил римский полководец Гней Помпей, и Сирия стала провинцией Римской империи.

Своим возникновением и существованием Дамаск в первую очередь обязан обилию здесь воды, плодородной почве и выгодному местоположению. За эти блага городу приходилось расплачиваться, на протяжении своей долгой истории он был лакомым куском, на который претендовали многие. Дамаск славился высокохудожественными изделиями из стекла и оружием из знаменитой дамасской стали, секрет производства которой до сих пор не могут раскрыть мастера и ученые всего мира.

Город опоясывает гору Касьюн, с которой открывается прекрасный вид на Дамаск и окрестности. Это одно из любимых мест местных жителей и туристов.

На Касьюн можно приезжать как днем, так и вечером. Внизу как на ладони расстилается огромный город, границ которого не видно. Вечером сюда приезжают толпы народа, чтобы посидеть в уютных ресторанах и полюбоваться разноцветными огоньками на склоне горы Касьюн. В середине горы с левой стороны расположился памятник сирийскому солдату: огромная, высотой метров пятнадцать, солдатская каска, у основания которой разбит цветник из роз. В выходные дни здесь всегда собирается много людей, они валяются на травке и пьют чай.

Проехав мимо памятника, по крутой дороге поднимаемся на гору, верхушку которой опоясывает дорога, являющаяся одновременно и смотровой площадкой. Вечером здесь всегда много любителей посмотреть с горы на расположившийся внизу город. Море огней освещает крыши высотных домов, отелей, и в это море удивительно красиво вписываются зеленые огоньки, расположенные на минаретах многочисленных мечетей. У основания горы проходит главная трасса, соединяющая Дамаск с одной стороны с Бейрутом, а с другой – с Латакией, Алеппо и Турцией. Идущие со стороны Бейрута машины освещают город своими фарами, а за идущими в сторону Ливана машинами стелется полоса красных огней стоп-сигналов, и это разноцветие привлекает внимание многочисленных отдыхающих.

С XVI века и до конца Первой мировой войны Дамаск находился в составе Османской империи, с 1920 по 1943 год являлся центром французской подмандатной территории. А с 1943 года стал столицей независимой Сирийской Арабской Республики. 24 октября 1945 года Сирия была принята в члены ООН, однако последний иностранный солдат покинул страну лишь 17 апреля 1946 года, и этот день стал национальным праздником – Днем эвакуации.

«Кто у Акопа не бывал, тот Алеппо не видал»

Вторым по величине городом Сирии является Алеппо, расположенный на севере страны, недалеко от турецкой границы. Если Дамаск издревле являлся восточным городом, то Алеппо больше похож на европейский, с его особой застройкой, многочисленными высотными отелями и официальными зданиями. Это центр текстильной и обувной промышленности Сирии. В центре города расположена знаменитая крепость Цитадель, окруженная глубоким рвом с водой. Раньше она была оборонительным сооружением с многочисленными подземными ходами, связывающими ее с различными частями города, а теперь это культурный центр, где часто проводятся различные фестивали и концерты.

Многочисленных туристов привлекает и большой подземный рынок, разделенный узкими улицами по видам продаваемых товаров: ткани, одежда, обувь, бижутерия, парфюмерия, специи, сладости, кожаные изделия, ремни, веревки, железные трубы, печки и многое другое.

В Алеппо многие рестораны и кафе принадлежат армянам. Одна из улиц полностью состоит из армянских ресторанчиков, где готовят прекрасный шашлык и кябаб. Кябаб у всех очень вкусный, но у одного армянина по имени Акоп он особенно хорош, и знающие люди, рассказывая про Алеппо, говорят: «Кто у Акопа не бывал, тот Алеппо не видал».

Латакия – порт на Средиземноморском побережье и база сирийского военно-морского флота. В летнее время сюда приезжает много туристов, как местных, так и иностранных, желающих провести время на живописных пляжах Средиземного моря. В нескольких километрах от Латакии находится знаменитый город Угарит, где в тридцатых годах прошлого столетия нашли бруски с клинописью – первой письменностью на Земле.

Тартус – второй морской порт, где также базируется сирийский военно-морской флот. Здесь же находится небольшая российская военно-морская база, основной задачей которой является обслуживание российских военных кораблей, несущих службу в Средиземном море. В Тартусе, как и во всех сирийских городах, много памятников древней архитектуры и старых мечетей. Недалеко от Тартуса в сторону ливанской границы находится знаменитый древний Храм воды, который раньше подпитывался подземными источниками и снабжал водой Тартус, а теперь в нем воды нет, и огромный «бассейн» зарос травой.

Хомс – один из древних городов Сирии с многочисленными мечетями и древней архитектурой. Последние годы перед войной в городе активно развивалось гражданское строительство с участием государства, и большая часть населения города живет в новых современных домах. В Хомсе расположен крупный нефтеперерабатывающий завод, снабжающий бензином и мазутом большую часть населения Сирии.

Хама известен единственным в Сирии металлургическим заводом, выпускающим прокат и арматуру для местных строительных нужд. Однако в связи с большим объемом строительных работ в предвоенный период завод был не в состоянии обеспечить потребности местного рынка, и арматуру и другой металл приходилось привозить из-за границы.

В Хаме находятся сохранившиеся с давних времен остатки древней оросительной системы. На реке стоят два огромных колеса – «нории», вращающиеся от силы течения реки. По всей окружности колес располагаются небольшие деревянные ковшички. Когда при вращении колеса они опускаются в воду, в них набирается вода, а когда ковшик поднимается наверх, вода выливается в специальный желоб, который установлен с небольшим уклоном, что позволяет воде двигаться до того места, которое надо орошать. В старину вода по таким желобам текла на несколько десятков километров. В настоящее время эти колеса являются местным экспонатом, демонстрирующим, как в древние времена орошали поля, поэтому здесь всегда много туристов, желающих запечатлеть себя на фоне этих древних устройств.

Дейр эз-Зор – самый большой город в западной части Сирии, на берегу Евфрата, недалеко от границы с Ираком. Вокруг города простираются нефтяные «поля», разработкой которых занимаются иностранные компании, в том числе и российские. Главной достопримечательностью города является подвесной металлический мост через Евфрат, который в настоящее время закрыт для транспорта, но по нему можно пройтись и полюбоваться мутными водами знаменитой реки. В городе имеется музей с археологическими находками из древних городов Сирии.

На севере страны, недалеко от границы с Турцией, находится несколько небольших городков – Хасаки, Румелан, Камышлы, Ракка, население которых занято в основном на нефтяных промыслах. В настоящее время эти районы заняты боевиками, а Ракка стала столицей ИГИЛ.

Население

Население Сирии насчитывает 14 миллионов человек, хотя в некоторых источниках приводится цифра 20 миллионов. Сирия граничит на севере с Турцией, на востоке с Ираком, на западе с Ливаном, на юго-востоке с Израилем и Иорданией, и на этих границах есть контрольно-пропускные пункты для свободного въезда в Сирию.

Сирию населяет народ разных религиозных конфессий и национальностей. После геноцида армян на территории Турции в Сирии нашли приют несколько сот тысяч армян, и теперь здесь находится самая большая армянская диаспора. В основном они обосновались в Алеппо, но живут и в других городах. Армяне прижились в Сирии и считают ее второй родиной. Занимаются в основном торговлей и производством ювелирных изделий, пошивом обуви и одежды. Большинство магазинчиков на золотых базарах в Алеппо и Дамаске принадлежат армянам.

В Дамаске и его пригородах проживает много чеченцев, ингушей и черкесов, бежавших из России еще в царские времена. Вторая волна эмиграции из Чечни была после первой и второй чеченских войн.

На севере Сирии, на границе с Турцией, живет большая колония курдов. Раньше существовало независимое государство Курдистан, но после Первой мировой войны решением Лиги Наций оно прекратило свое существование и было разделено на три части, которые были распределены между Турцией, Ираком и Сирией.

В Дамаске, в христианском районе Баптума, живет небольшая диаспора евреев, примерно двадцать тысяч человек, там есть свои школы, где дети обучаются на иврите, есть синагоги, и чувствуют они себя там спокойно, несмотря на противостояние Израиля и Сирии.

Памятка туристу

Основная денежная единица страны – сирийский фунт, местные жители называют ее «лира». Во время правления Хафеза Асада свободный обмен фунтов на доллары в Сирии был запрещен, и, чтобы купить доллары, надо было ехать в Ливан или обращаться к подпольным менялам, что было довольно опасно. За один доллар давали сорок шесть фунтов, коммерческий курс при торговых операциях составлял двадцать четыре фунта. Кредитные карточки принимаются только в отелях или крупных супермаркетах. Валюту обменять на местные фунты можно в аэропорту, в банках и в любом отеле. Самый выгодный курс обмена обычно в банках. Обратный обмен фунтов невозможен. Банки работают с 8.30 до 13.00 с субботы по четверг. Обменные пункты работают с 8.30 до 19.00.

Передвигаться по стране лучше всего на автобусах, которые связывают все города и поселки Сирии. Автобусы служат также и для перевозки любых почтовых отправлений и посылок. Для отправки посылки или документации надо сдать их в офис, откуда отправляются автобусы, где диспетчер оформляет отправления и вручает их водителю. Теперь надо только позвонить получателю в пункт назначения, чтобы тот встретил автобус и получил посылку. Работает такая почта очень надежно.

По городу лучше всего перемещаться на маршрутках, которых здесь очень много, и проезд стоит дешево – 5–10 лир. Экскурсионную поездку можно осуществлять на такси, которое здесь тоже очень дешевое. В Сирии есть и железнодорожное сообщение между основными городами, но вагоны старые и не очень опрятные, поэтому народ предпочитает автобусы.

Зарождение ислама. Пророк Мухаммед

Сирия – мусульманская страна. Поэтому надо сказать несколько слов об исламе как таковом. В Сирии представлены все основные религиозные конфессии, и, как уже говорилось ранее, между ними нет никакой вражды. Мы часто слышим такие слова, как сунниты, шииты, исламисты, друзы, а в последнее время и алавиты, поскольку стало известно, что Сирией правит клан алавитов во главе с Асадом. Я попытаюсь рассказать вкратце, что представляют все эти группы.

Ислам как религиозное направление зародился на шестьсот лет позже христианства, в VII веке, в Западной Аравии, где переход к вере в единого бога Аллаха привел к созданию первого централизованного арабского государства. Сильное арабское войско, состоявшее из привыкших к суровой кочевой жизни бедуинов, захватило огромные пространства, создав халифат – огромную империю от Индии до Пиренеев.

По одной из версий, родоначальником ислама был реально существовавший человек по имени Мухаммед, родившийся в Мекке. Мальчишкой он работал погонщиком мулов и верблюдов, часто бывал с караванами в сирийской Босре на границе с Иорданией. Он останавливался в караван-сарае недалеко от знаменитого, обнесенного глубоким рвом замка и слушал проповеди, которые велись как в замке, так и в соседнем монастыре.

Этот монастырь был знаменит тем, что в нем еще в VI веке читал проповеди монах Бахира, в честь которого позже и был назван монастырь. Однажды среди прихожан он заметил незнакомого мальчика, который внимательно слушал его проповеди, и потом часто видел его в монастыре.

Согласно легенде, мальчик запомнил эти проповеди, добавил к ним свои наблюдения, полученные во время встреч с другими проповедниками, собрал все это воедино и создал первую устную версию Корана, в котором было много постулатов от христианской Библии.

Когда Мухаммеду исполнилось сорок лет, его начали посещать видения, и он целиком погрузился в религию, основав новое ее направление – ислам. Позже имя этого погонщика верблюдов стало известно всему миру, мусульмане называют его Пророком или Посланником своего бога Аллаха. В самом распространенном изречении, которое верующие мусульмане повторяют пять раз на дню во время молитв, говорится: «Ля иляха ила Алла ува Мухаммед расул Алла» («Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед Посланник его»). Именно этот перевод предпочитают мусульмане, хотя смысл его несколько другой: «Нет Божества, кроме Бога Единого, и Мухаммед Посланник (Пророк) его».

После смерти Мухаммеда между его последователями едва не вспыхнула война, ряд племен отошли от ислама, и арабскому государству грозил распад. Надо было срочно принимать меры, чтобы сохранить всё, что собрал воедино Пророк. Поскольку проповеди Мухаммеда сохранились только в людской памяти, а те, кто помнил их наизусть, гибли на полях сражений, было принято решение изложить эти проповеди письменно, и по поручению «праведного халифа» Абу Бакра, преемника Пророка, бывший писец Пророка собрал и записал тексты проповедей (сур). Так состоялось превращение устного Корана в «писаную книгу», изготовленную в одном экземпляре.

Грамотные сподвижники Мухаммеда тоже собирали и записывали его выступления, и таким образом появилось несколько версий Корана. Чтобы не вносить сумятицу и разночтение, все версии были сведены к единой редакции, остальные списки было велено уничтожить, а утвержденный текст Корана был размножен и разослан в важнейшие города – Мекку, Дамаск, Куфу и Басру.

Многие постулаты Корана взяты из Библии, и в нем почитаются библейские пророки, только произносятся они по-арабски: Иисус Христос – Исса, Авраам – Ибрагим, Моисей – Муса, Гавриил – Джабраил. Но, по мнению Мухаммеда, христиане отошли от принципа единобожия. Когда речь заходит об Иисусе Христе, Коран отрицает, что у Бога может быть сын. Христианская идея троичности Бога – Отца, Сына и Святого Духа – воспринималась Пророком как недопустимая уступка многобожию. Принцип единобожия является основой ислама, и сама вера строится на нем: Бог один, а Мухаммед только его Посланник, и он обычный человек.

Среди мусульман Сирии более 70 % сунниты – представители основного ортодоксального направления в исламе. Называются они так потому, что наряду с главной священной книгой всех мусульман – Кораном – признают сунну – собрание преданий о поступках и изречениях основателя ислама Пророка Мухаммеда, и таких преданий великое множество. Сунна объединяет значительную часть из них и считается наиболее авторитетным произведением религиозной литературы, дополняющим и разъясняющим Коран. А само слово «сунна» означает «обычай, пример».

Во главе мусульманского суннитского духовенства в Сирии стоит главный муфтий республики – это государственная должность. Муфтии провинций, имамы крупнейших мечетей входят в состав Совета муфтия республики.

Шииты по числу последователей занимают второе место в исламе, и в Сирии их вместе с исламистами около 10 %. Духовный наставник сирийских шиитов находится в Ираке.

Четвертый и последний «праведный», то есть избранный общиной, халиф Али, родственник Пророка, повел борьбу «за очищение ислама». Партия Али и его сторонников называла себя «шиа» – группа единомышленников. В гражданской войне с Сирией шииты потерпели поражение, а сам Али был убит в Куфе (юг Ирака) при выходе из мечети.

После его смерти халифом был провозглашен его сын Хасан, как старший внук Пророка. В возрасте сорока пяти лет Хасан то ли погиб, то ли был отравлен, и шиитское движение, а потом и восстание против династии Омеядов, которые правили Сирией, возглавил младший сын Али, но и он был вскоре убит.

Эта череда убийств показывает, что над шиитами постоянно висел злой рок, и это стало одной из особенностей шиизма – культ мучеников. Самым великим мучеником у них считается Хусейн, которому приписывают сверхъестественные способности предсказывать будущее и совершать чудеса. Наверно, поэтому история его рождения, жизни и смерти со временем обросла легендами. Шииты считают только Али прямым наследником Пророка, признают его своим верховным правителем и верят в грядущее пришествие этого «скрытого имама».

Наравне с суннитами шииты исполняют все мусульманские обряды, а паломничество, кроме Мекки, совершают также в свои священные города – Неджеф и Кербелу в Южном Ираке.

Появление исмаилитов напрямую связано с шиизмом. Шестой шиитский имам Джафар, умерший в 765 году, лишил своего старшего сына Исмаила права наследовать сан. Однако часть шиитов сочла решение имама неправильным, а поскольку Исмаил умер еще при жизни отца, то седьмым имамом провозгласили его сына Мухаммеда.

В противоположность остальным шиитам, сторонники сохранения права наследования за потомством Исмаила стали называть себя исмаилитами. Преследуемые Джафаром, сыновья Исмаила вынуждены были бежать из Медины, и к концу XI века в Персии, в районе, прилегающем к южному побережью Каспийского моря, образовались небольшие исмаилитские общины. В 1090 году они захватили крепость Аламут в Иране, положив начало исмаилитскому «государству», включавшему ряд местностей, крепостей и замков, не объединенных в единое целое.

Активная миссионерская деятельность дала исмаилитам немало сторонников в Сирии – в районе Алеппо и в прибрежных горах. Здесь они стали называть себя алавитами – от имени зятя Пророка – или нусайритами – от имени Мухаммеда Ибн Нусайра, жившего в Басре в IX веке и считающегося основателем секты. Алавиты считают четвертого «праведного халифа» Али воплощением Бога и почитают его даже больше, чем Пророка Мухаммеда.

Истинный смысл и полное содержание вероучения алавитов считается доступным пониманию только людей «посвященных» и высокообразованных, которые, обладая монополией религиозного знания, господствуют над массой рядовых алавитов, как их духовные наставники и руководители. Чтобы попасть в этот привилегированный слой, надо пройти надлежащий курс обучения. Среди моих друзей-сирийцев было несколько алавитов и даже два алавита-шейха. Все они получили хорошее образование в СССР и в Европе, защитили диссертации, и чувствовалось, что они пользуются большим авторитетом. Как правило, все они занимают высокие посты в государственной иерархии. Я уже не говорю о кланах Асадов и Махлюфов, которые поднялись на высшую ступеньку власти. Алавиты составляют меньше 5 % сирийского населения.

Средневековый раскол в исмаилитском движении стал причиной выделения из него еще одного течения – друзов. В начале X века в Сирии появился некий исмаилит Убейдалла, выдававший себя за «скрытого имама», пришедшего «наполнить землю правдой и справедливостью». После неудачной попытки организовать восстание он бежал в Северную Африку, где сумел основать халифат с центром в Каире, получивший название Фатимидского (Фатима – дочь Пророка Мухаммеда и жена Али).

При дворе одного из фатимидских халифов Аль-Хакима находился исмаилитский проповедник Мухаммед ад-Дарази, объявивший своего «патрона» воплощением Бога на земле. Проповеди Ад-Дарази не получили поддержки в Египте, но после загадочного исчезновения Аль-Хакима вера в его божественность и грядущее пришествие распространилась в горах Ливана, где сложилась община друзов. Друзы верят в переселение душ, но считают, что число душ, способных переселяться, строго ограничено и все такие души заключены в телах членов только их секты.

Как и алавиты, друзы считают свое учение секретным, и его знает лишь часть членов общины, которые проходят специальную подготовку, и они считаются посвященными в «тайну нашего бога».

Друзы не считают для себя обязательным выполнение мусульманских обрядов и не имеют, как мусульмане, пищевых запретов. Основная часть друзов проживает в Ливане и на оккупированных Израилем Голанских высотах. В Сирии они составляют не более 3 % населения и находятся в основном на юге, в провинции Сувейда, куда их предки переселились два века назад из района Алеппо и из Ливана.

Христиане составляют около 7 % населения и представляют ортодоксов (православных), католиков и протестантов. Большинство христиан принадлежат к православной греко-византийской церкви (около 5 %). На территории Сирии находится большинство из восемнадцати епархий Антиохийской православной церкви (остальные – в Ливане и Ираке). Антиохийская церковь, по преданию, была основана в 327 году святыми апостолами Петром и Павлом и является одной из колыбелей христианства. Местом пребывания ее главы – патриарха Антиохийского долгое время являлся город Антиохия, ныне Антакья в Турции. Резиденция патриарха Антиохийского была переведена в монастырь Дейр-аз-Заафран в Турции, а в 1959 году – в Дамаск.

Братские взаимосвязи Антиохийской и Русской православных церквей установились со времени крещения Руси. В 1946 году в Бейруте было открыто подворье Московского патриархата, а в 1958 году – представительство Русской православной церкви в Дамаске с храмом Иоанна Златоуста при нем. В Москве Антиохийское подворье существует с 1948 года.

Особенности быта и национальные черты характера

В Сирии многообразие конфессий, и иностранный гость зачастую не знает, с представителем какого религиозного направления он говорит. Все они арабы, но хотя исповедуют разную религию, на отношениях между людьми это не сказывается. Только по праздникам и выходным можно определить, что ты попал в христианский или мусульманский район: по воскресеньям не работают христианские магазины и лавки, так как воскресенье у них выходной, а по пятницам закрыты мусульманские магазины – у них Великая пятница является выходным днем.

Живут сирийцы как в городах, так и в деревнях большими семьями в больших квартирах и домах.

Квартиры обставлены красивой мебелью, с роскошными занавесками, покрывалами и коврами. Вся мебель сделана из натурального дерева. Проезжая мимо мебельных мастерских, можно видеть, как работают мастера, реставрируя старую мебель.

Отопление, как правило, индивидуальное: в каждой квартире батареи, трубы которых ведут в подвал, где стоит «шофаж» – мазутная печка, которая управляется из квартиры. Каждая семья в отдельном помещении подвала имеет свою собственную емкость для солярки, которая по специальным трубочкам подается в печку. Морозов в Сирии не бывает, но при температуре три – пять градусов выше нуля холод становится ощутимым. Окна в квартирах никак не утепляются, и ветер сквозь щели гуляет по всем комнатам. Особенно это ощущается во время Хамсина. «Хамсин» с арабского переводится как пятьдесят. Весной в течение многих дней – их может быть и пятьдесят – дуют холодные ветры из пустыни, которые несут с собой песок и песчаную пыль, проникающие в помещения. Песчаная пыль оказывается и в постелях, и в закрытых шкафах с одеждой, и на полу. Отопление греет квартиру, только когда оно включено, а стоит его выключить – все тепло сразу же выдувается ветром. Полы в квартирах из мраморных плит, которые моют специальной резиновой шваброй.

Чтобы помыться в душе, также надо включать печку, но греть только воду, отключив батареи. С учетом того, что арабы – редкие чистюли и моются часто, воду они греют по несколько раз в день. Каждая квартира в доме, как правило, имеет большой балкон или террасу, где стоят столы, диваны. Вечером здесь собирается вся семья, чтобы насладиться прохладой, часто жарят шашлыки или готовят другие национальные блюда. Я на своем балконе ставил бассейн два метра диаметром и полметра высотой, и внучка с сыном постоянно в нем бултыхались.

Архитектура зданий в старой части Дамаска чисто восточная, все дома с плоскими крышами и иногда с бассейнами на них. Часто крыши накрывают тентами, под которыми прячутся от солнца и вечером жарят шашлыки. В последние годы в Дамаске появилось много современных высотных зданий, европейских магазинов и торговых центров, куда по выходным устремляется почти весь Дамаск за покупками, да и просто отдохнуть.

В трех десятках километров от Дамаска в сторону Ливана, в горах, находится курортная зона, где температура на шесть – восемь градусов ниже, чем в Дамаске. Поэтому многие жители столицы, спасаясь от жары, строят на склонах гор загородные дома и проводят там выходные. Как правило, дома строятся многоэтажные – с расчетом, что семья растет и каждому в будущем достанется по этажу.

Нам приходилось бывать в гостях у родителей наших друзей в провинции Дэраа, недалеко от иорданской границы. У всех жителей небольшой деревушки красивые каменные дома с колоннами и балконами. У каждого дома имеется бассейн, который используется не только для купания, но и для полива участка.

Участки здесь очень большие, до полутора гектаров, и используются для выращивания овощей. Родители наших друзей выращивали на своем участке только арбузы и затем продавали их на рынке. В России на даче стараются посадить все овощи, а здесь выращивают только один вид, а все остальное покупают у соседей. Например, мой сосед выращивал только помидоры, для чего он строил огромные теплицы размером шесть на тридцать метров, накрывал их пленкой, ставил электродвигатель с вентилятором для продувки теплицы и снимал по два, а иногда и три урожая в год.

Родители обычно занимаются сельским хозяйством, продают урожай и помогают живущим в городе детям. Несмотря на то что земля принадлежит частным лицам, правительство запрещает глубоко копать землю на участке. Связано это с тем, что практически на всей территории Сирии под землей находятся какие-нибудь древние ценности, являющиеся собственностью государства.

Наши друзья со смехом говорили, что местные жители втайне от властей копают свои участки, находят ценные старинные вещи, и наверняка эти красивые дома построены не только на выручку от продажи овощей.

В городах при постройке домов тоже соблюдается определенная семейственность. Идешь по узкой улочке, и по сторонам одни стены и узкие двери в них. Если открыть дверь, то попадаешь в довольно большой двор с деревьями и обязательным бассейном посредине. А вокруг единое строение с многочисленными квартирами, где все жители являются родственниками. Однажды мы с приятелем-дипломатом постучались в одну дверь и зашли внутрь такого дома. Около бассейна сидели несколько человек. Они внимательно на нас посмотрели, и один мужчина вдруг встал и назвал моего друга по имени.

Мой друг не зря постучал именно в эту дверь: дело в том, что двадцать лет назад он работал в посольстве в Дамаске, познакомился с хозяином этого дома и неоднократно здесь бывал. Поэтому-то он и постучал в эту дверь. Оказалось, что хозяин дома уже ушел в мир иной, а нас встречал его сын, который запомнил моего друга. Он не мог отпустить человека, который знал его отца, женщины быстро накрыли во дворе под деревом стол, и пошла неспешная беседа. Арабы любят гостей, особенно иностранцев, которые, по преданию, приносят в дом счастье, поэтому посидеть с ними пришлось довольно долго.

Арабы очень любят поговорить за стаканчиком чая, а гость для них, тем более иностранец, и вдобавок еще русский, просто подарок. Однажды мы ехали из Алеппо в Дамаск, и водитель завез нас в свою деревню. Отец водителя много расспрашивал о России, о жизни простого народа. Солнце уже склонялось к верхушке горы, и, наблюдая за его заходом, я вдруг увидел несколько облаков пыли и услышал какой-то странный гул. Водитель сказал, что это возвращаются с пастбища стада овец, вот они-то и подняли эти облака пыли. Когда они приблизились к деревне, стало ясно, откуда этот странный гул или рев. Овцы вскачь неслись к своим загонам и при этом громко кричали или блеяли. Каждый житель деревни имел свое стадо овец, помеченных собственным клеймом, чтобы не перепутать их с соседскими, и у каждого стада был свой пастух – кто-нибудь из членов семьи. Кто-то из этих пастухов восседал на ослике, но большая часть шла пешком.

Овец выгоняли «на пастбище» рано утром, и они целый день находились под палящим солнцем без воды, поэтому-то они с таким ревом и мчались к своим загонам, где их в длинных корытах ждала целительная влага. Со стороны казалось, что они никогда не напьются, но через некоторое время овцы стали лениво отходить от корыта, покачиваясь от выпитой воды, и выбирали место, где бы улечься. Никакой травы или соломы в загоне не было, они устраивались прямо на камнях, и наступала тишина.

Пастухи тоже целый день находились на солнце с «сухим пайком» в виде двух пресных лепешек и бутылки воды. Солнце уже зашло за гору, и моментально наступила темнота. Распрощавшись с хозяином и поблагодарив его за гостеприимство, мы сели в машину и осторожно двинулись по узкой дороге. Фары выхватывали из темноты только короткий участок дороги, поэтому ехали медленно, но когда выехали на главную трассу, освещенную дорожными фонарями, водитель нажал на газ, и машина ласточкой полетела в Дамаск.

Рабочий день в Сирии начинается в восемь часов утра, и перед работой сирийцы стараются остановиться у многочисленных лавочек, чтобы перекусить вкусными горячими пирожками с мясом, сыром и овощами. В домах за двориком и парковкой наблюдает специальный человек, который с семьей живет в небольшой квартирке в цокольном этаже и постоянно что-то моет и чистит. За отдельную плату он помоет машину, привезет и установит баллон с газом и сделает любую работу, о которой его попросят. Жители дома по праздникам собирают ему различные подарки и конвертик с деньгами, так как эти «дворники» люди небольшого достатка.

Кто такая «баба гануш» и другие местные блюда

Сирийцы – большие гурманы, любят хорошо поесть, а дамасская кухня считается лучшей на Востоке. Характерной чертой сирийской кухни является использование свежих овощей, оливкового масла, специй, кисломолочных продуктов, лимонного сока, зерновых и бобовых культур. Когда впервые посещаешь сирийский ресторан, поражаешься обилию блюд. В меню может быть написано одно блюдо «закуска», а на самом деле тебе приносят более десятка блюд: салаты из свежих овощей, соления, несколько видов паст, баклажаны соленые, фаршированные грецкими орехами, несколько видов маслин и оливок, грибы. Одни только названия блюд приводят иностранца в изумление: баба гануш – икра из печеных баклажанов, заправленных лимонным и гранатовым соком с чесноком; куббе найэ – сырой мясной фарш с пшеничной крупой, луком и специями; мухалялят – ассорти из соленых овощей; мутабель – паста из баклажанов с тахином; фаттуш – овощной салат с кусочками жареной лепешки; табули – салат из свежей зелени, помидоров и запаренной пшеничной крупы; фуль би-з-зейт – молодые зеленые бобы с оливковым маслом, кинзой и чесноком; футуль-бляхми – грибы с кусочками жареного мяса; зэйт-то-тум – мелконарезанный чеснок в оливковом масле; бураку джубна – маленькие слоеные пирожки с сыром; фалафель – пирожки из гороха; нхаа – бараньи мозги; мухаммара – острая паста из орехов, молотых сухарей, оливкового масла и красного перца.

Особое внимание следует уделить овощам. На стол ставится трехъярусная этажерка, на каждом ярусе которой лежат помидоры, огурцы, перцы, редис, морковь, салаты, мята, петрушка, кинза, базилик, руккола и обязательно лимоны. Причем вся эта зелень и овощи свежайшие, поскольку они доставляются в рестораны прямо с грядок или из садов.

Только после этих закусок переходят к горячим блюдам: шашлык из курицы и баранины, иногда из говядины, касталеты – баранье мясо на ребрышке, кябаб, рис с тушеной бараниной, овощами и миндальными орехами, картофель фри. В конце ужина подают фрукты, разные виды пахлавы, шербет, кунафу (блюдо из теста с сыром, кремом или орехами, залитое сиропом), чай или кофе.

В городе на каждом шагу встречаются лавки, где продаются сладости и напитки. Напитки очень разнообразные: свежевыжатые соки из граната, апельсинов, лимонов, грейпфрутов, киви, мандаринов, сахарного тростника, молочные коктейли и всевозможные сочетания соков из фруктов и овощей. Ранней весной на улицах появляются тележки с горами зеленых слив и миндаля, а позже – с плодами кактуса. Дело в том, что сирийцы считают, что в спелых плодах мало витаминов и самые полезные фрукты именно зеленые и в них больше всего витаминов.

В Дамаске много так называемых «семейных» ресторанов, в которых не подают спиртного, и ходить сюда действительно принято семьями. Работают такие рестораны практически всю ночь, и часто мне приходилось видеть посреди ночи семейные компании с малолетними детьми, которые спали на руках у родителей.

Поражает дизайн ресторанов. Если это загородные рестораны, то в них, как правило, большие открытые веранды, чтобы летом было прохладно сидеть на воздухе. Сирийцы очень любят рестораны, которые построены у воды. Например, на старой бейрутской дороге они образуют нескончаемую улицу.

Очень много рыбных ресторанов у моря в Латакии и Тартусе, где готовят рыбу, только что выловленную в море. Посетители сами выбирают рыбу, лангустов, креветки, которые лежат на льду. Повар обязательно спрашивает, как приготовить рыбу – пожарить или сделать на гриле, – с каким соусом подать.

Сейчас модными стали рестораны, которые расположены в старых арабских домах. Внутри двора фонтан, стеклянная раздвижная крыша, чтобы можно было вечером любоваться звездным небом.

У сирийских ресторанов есть особенность: какой бы ресторан вы ни выбрали, будь то роскошный ресторан в центре города или ресторан с более простым убранством, ассортимент практически одинаков и кухня всегда очень вкусная. Часто сам хозяин ресторана выходит к гостям, интересуется, все ли понравилось, и приглашает прийти снова.

Овощи здесь удивительно вкусные: помидоры не крупные, а средние, одного сорта, огурцы в отличие от наших длинные и с тонкой, нежной шкуркой, которую можно не чистить. Кабачки используют только маленькие, примерно десять – двенадцать сантиметров, их жарят, фаршируют, режут в салат. Баклажаны – это вообще отдельная история. Сирийцы не делают зимних заготовок, как наши хозяйки, в банках, так как свежие овощи есть круглый год, но из баклажанов делает заготовки почти каждая хозяйка. На столе постоянно бывает мутабель – паста из баклажанов с тахином. По внешнему виду она напоминает наш варенец, очень вкусно, но блюдо не молочное. Одно из самых вкусных блюд в сирийской кухне – баклажаны, фаршированные зелеными грецкими орехами. Их можно купить в любой продуктовой лавке. Мы, когда ехали в Москву, обязательно покупали банку фаршированных баклажан и артишоков. Во время созревания артишоки продаются везде: на рынках, в супермаркетах, на тележках у зеленщика. Их продают очищенными в пакетах с водой, подкисленной лимоном. А хозяйка решает, жарить их, отправить в салат или фаршировать.

На Ближнем Востоке летом всегда жарко, и бытует мнение, что для того, чтобы организм легче переносил жару, надо употреблять много сладостей, поэтому на рынках, да и просто на тележках на улицах продают огромное количество восточных сладостей. Нельзя не отметить и любовь сирийцев к пирожным и тортам. Здесь очень много булочных и кондитерских, которые просто поражают разнообразием своей продукции: это булочки, пирожные, различные сорта печенья с фундуком, с миндалем, с шоколадом и фруктами. Много французских булочных, где пекут торты и пирожные по французским рецептам. Климат жаркий, поэтому большим спросом пользуются торты-мороженое. Каждый торт – это произведение искусства, тут и взбитые сливки, и сиропы, и орехи, шоколад и фрукты.

У сирийцев очень распространен фастфуд, и кроме шаурмы в каждой лавке вам приготовят бутерброды из печени, бараньих мозгов со всевозможными овощами, зеленью и маслинами. Маслины здесь добавляются ко всем блюдам, и на рынке у продавца стоит около тридцати резиновых чанов с маслинами разного приготовления и засолки: с лимонами, орехами, специями, фаршированные и всякие другие. Причем все они очень острые, и нам, непривычным к большому количеству специй, много их съесть вряд ли удастся.

Сирийцы любят ходить в гости и любят принимать гостей. В связи с ограниченностью доступных среднему жителю развлечений посещение друг друга является основным видом культурного отдыха. Очень сильны семейные традиции. Женщины встречаются днем, пока мужья на работе, у кого-то дома, обязательно приносят в подарок угощения.

У сирийцев нежное отношение к детям – они их очень любят, балуют.

Человеку, впервые попавшему в гости в сирийскую семью, следует запастись терпением, поскольку первые несколько часов с ним будут вести неторопливую беседу «за жизнь», угощая прохладительными напитками, орешками и прочими легкими закусками. И только после этого приглашают к столу, и хозяева стараются сделать так, чтобы гостю даже без спиртного было нелегко подняться.

Во многих сирийских домах алкоголь не употребляют, ну а тот, кто выпивает, не усматривает в вине главное жизненное наслаждение, и у сирийцев не принято принуждать гостя к употреблению алкоголя. Что же касается еды, то здесь элемент «принуждения» может присутствовать. Гостю стараются положить не только лучший, но и самый большой кусок. Хозяин считает за честь, если он сделает это своими руками. Как правило, за столом сидят недолго, и после фруктов, чая или кофе можно поблагодарить хозяев за гостеприимство и покинуть дом. На прощание обязательно пьют настоящий арабский кофе. Его подают в маленьких чашечках на один глоток, так как кофе очень крепкий.

Вообще про кофе следует сказать отдельно. Как правило, восточный кофе пьют с кардамоном, который придает напитку особый вкус. Сирийцы пьют кофе очень много. Аромат молотого и свежезаваренного кофе чувствуется везде – на улицах, в кафе, в супермаркетах и на рынках.

В повседневной жизни еда сирийцев довольно скромная. Обычно утром к столу подают лябнэ – это что-то типа нашего йогурта, овечий сыр, хомус – пюре из гороха с оливковым маслом, мутабель – пасту из баклажан с тахином и оливковым маслом, зелень, овощи и неограниченное количество пресных лепешек.

В отелях вам предложат два вида завтрака: арабский и европейский. Арабский включает сыр, хомус, мутабель, лябнэ, пресные лепешки, чай или кофе. В европейский завтрак входят ветчина, вареные яйца, масло, свежие булки, джем, чай или кофе со сливками.

Сирийская свадьба

Как и повсюду в мире, нарядно и весело проходят сирийские свадьбы. В мусульманской среде торжество отмечается отдельно в доме невесты, куда съезжаются подруги и родственники, и в доме жениха, собирающего мужскую компанию. В соответствии с древней восточной традицией свадьба в Сирии отмечается широко, с приглашением не только родственников и ближайших друзей, но и соседей и множества знакомых. Присутствие на свадьбе иностранца особенно ценится, и он является почетным гостем.

Если финансовые условия позволяют, то свадьбу отмечают в престижном отеле с большим количеством гостей. Молодых у входа в отель встречает группа музыкантов, громко бьющих в барабаны и играющих на флейтах, а в вестибюле стоит шеренга почетного караула в красивых форменных одеждах и с саблями наголо, скрещенными сверху и образующими своеобразный коридор, через который, пригибаясь, проходят молодые в зал, где их ожидают гости.

Отличительной особенностью сирийских свадеб является обилие цветов и разноцветных воздушных шаров: у входа в зал обычно стоят два больших «сердца» из белых и красных цветов и гирлянд шаров, по стенам зала до потолка поднимаются змейки воздушных шаров и цветов.

Угощение на свадьбах состоит из сладостей, фруктов, мороженого, прохладительных напитков и сопровождается песнями, танцами и выступлениями приглашенных артистов. Горячие блюда на свадьбах не подают.

Свадебное платье невесты – это особый разговор. На рынке Хамедия в Дамаске есть специальный ряд, где продают только свадебные платья и аксессуары к ним. Как правило, платья расшиты камнями, жемчугом и кружевами. Здесь же к платью можно подобрать украшения на любой вкус, заколки для волос, перчатки, туфельки и сумочки. Удивляешься, сколько времени нужно потратить мастерицам, чтобы сделать такую красоту.

Школы, образование и воспитание

В деревнях дети живут с родителями практически до окончания школы. Там, где школ нет, детей возят на автобусах в соседний крупный населенный пункт. Даже в крупных городах детей в школы доставляют на автобусах и после окончания занятий развозят по домам, проехать мимо школы в час окончания занятий весьма затруднительно: автобусы заполняют все пространство, правда, длится это недолго.

В Сирии обязательное среднее образование, в школе учатся одиннадцать лет, и, после того как школа закончена, дети подают документы в институты в соответствии с полученными на выпускных экзаменах отметками. У них уже на протяжении нескольких десятков лет существует отлаженная система сдачи экзаменов, и за всю историю еще не было случая, как у нас на ЕГЭ, чтобы произошел какой-нибудь конфуз. Сирийская система предусматривает поступление в престижные институты страны в первую очередь учеников с самым высоким баллом, а в остальные вузы поступают выпускники с более низкими оценками.

В некоторых сирийских вузах для студентов предусмотрены общежития, но большинству деревенских детей, поступивших в институты, родители снимают в городе комнаты. Сами родители занимаются сельским хозяйством, разводят скот, сажают в больших количествах картошку, помидоры, огурцы, кабачки, капусту и затем возят все это на рынок или сдают государству. У многих большие плантации фруктовых деревьев, и на сбор урожая они приглашают наемных рабочих, чаще всего это бедуины, которые живут в это время на полях в своих шатрах и работают от зари до зари. На протяжении всего времени обучения ребенка в институте родители помогают ему, а после завершения учебы дети обычно устраиваются на работу в городе, и родители до поры до времени продолжают их поддерживать.

Как правило, старший сын остается с родителями, чтобы, когда родители состарятся, взять на себя управление хозяйством. Дети в арабских семьях удивительно воспитанные и с уважением относятся к взрослым, независимо от того, знакомый это или нет. Собираясь компаниями, они не шумят, не кричат, как это часто делают наши дети.

Ребята часто собираются в ресторанах отметить чей-нибудь день рождения, но я ни разу не видел, чтобы они пили спиртное. Однажды приятель-араб пригласил нас в ресторан отметить день рождения его сына. Гости родителей собрались в одном зале, а молодежь – в соседнем, и мы сходили к ним и поздравили именинника. Там собралось около двадцати молодых людей, и именинник в течение вечера переходил с места на место, чтобы сесть рядом и пообщаться с каждым из приглашенных гостей. Быстро перекусив, молодые люди спустились вниз и до ночи танцевали на ближайшей дискотеке.

Это воспитание отнюдь не исключает «разборки» среди молодежи. Мне приходилось видеть, как молодые люди выясняют между собой отношения. Причину «столкновений» выяснять не приходилось, но картина такой «драки», если это можно было так назвать, всегда была очень красочной.

Сирийцы, как и все арабы, народ горячий, и если сирийца как-то обидели или сказали в его адрес неприятное ему слово, он тот час же встанет на защиту своей чести. И вот два молодых человека, как два задиристых петушка, наскакивают друг на друга, машут руками, что-то кричат, создавая видимость драки, но каких-либо телесных повреждений не видно ни на одном, ни на другом «бойце».

Увидев такую «драку», совсем незнакомые прохожие кидаются разнимать драчунов, пытаются растащить их в разные стороны, а те продолжают размахивать руками, что-то выкрикивать в адрес противника и делают вид, что пытаются вырваться из рук добровольных блюстителей порядка. Эти «добровольцы» успокаивают каждого из драчунов, и те постепенно умеряют свой пыл, но самое главное, что никто из них не потерял свое лицо и считает, что отстоял свою честь.

Семейные отношения

Когда приходит пора жениться или выходить замуж, родители опять берут эту заботу на себя. Как правило, они заранее подбирают своему ребенку пару, и дети об этом знают. До этой поры они могут свободно гулять и веселиться, но с момента помолвки все прекращается, и после свадьбы они становятся примерными семьянинами. Родители и здесь помогают по мере возможности – покупают квартиру и мебель, причем это делают родители с обеих сторон.

Без всякого преувеличения можно сказать, что благополучие сирийского общества основывается на климате в семье. Вся жизнь сирийца пронизана родственными отношениями. Его поведение с самого детства регламентируется правами и обязанностями, которыми он наделяется в зависимости от возраста и положения в семье. Сириец с детства приучается к мысли, что нужно помогать близким людям в трудную минуту, и не без основания рассчитывает на участие родных и знакомых, если сам попадет в беду. Поэтому и к браку здесь относятся как к одному из главных дел в жизни человека.

Желание юноши жениться должно быть подкреплено определенным уровнем материального достатка. Студенческая свадьба впопыхах с последующей жизнью в общежитии на стипендию в Сирии практически исключена. Здесь жених должен заранее подумать о жилье для будущей семьи, убедить родственников будущей супруги в том, что он сможет содержать семью. Молодые сирийцы, готовясь к свадьбе, отдают себе отчет в том, что брак – это не проверка характеров и чувств, а событие, определяющее всю их последующую жизнь.

Развод у арабов – явление довольно редкое, хотя организационно оформляется довольно просто: муж три раза говорит: «Я с тобой развелся», и жена, следуя традициям, должна уйти из дома, унося с собой лишь то, что на ней. Поэтому раньше арабские женщины имели обычай носить все свое золото на себе.

Женщина в арабской семье – хранительница домашнего очага, и большинство из них чувствуют себя великолепно в окружении заботливого супруга и кучи детей, так что бытующее мнение про «угнетенную женщину Востока» не выдерживает никакой критики.

У меня был знакомый молодой сириец Халиль, который работал в представительстве крупной авиакомпании в Дамаске. Он немножко говорил по-русски, часто летал в Москву и Сочи, и ему очень нравились русские девушки. Он постоянно говорил мне, что женится на одной из них. Но родители думали по-другому и однажды сказали ему, что уже нашли ему невесту и через месяц будет свадьба.

На прощание со «свободой» ему дали три недели, и все это время он гулял с друзьями в ресторанах и оплакивал свою несчастную судьбу. По прошествии трех недель он вернулся домой, и все стали готовиться к свадьбе.

Прошло еще некоторое время, и он пришел к нам домой в гости с молодой женой, радостный и счастливый. Жене еще не было пятнадцати лет, но выглядела она уже взрослой девушкой и была довольна жизнью. Парень сказал, что это дочь соседей и он ее знает с детства, но никогда не думал, что она станет его женой. Он добавил, что родители всегда знают, что нужно их ребенку, и нашли ему самую красивую и умную жену.

«Иншала» и местные обычаи

Сирийцы – жизнерадостные и доброжелательные люди, и каждый всегда готов тебе чем-нибудь помочь. Если ты остановился случайно на дороге около дома, особенно в деревне, то хозяин выйдет из дома, поинтересуется, нет ли каких-либо проблем, и пригласит в дом выпить чашечку кофе или чаю.

Сирийцы любят сидеть около дома в тени под навесом и вести разговоры с соседями. Перед ними всегда стоит столик с чайником и стаканчиками, они приглашают любого прохожего, даже совсем незнакомого, выпить с ними стаканчик чая и поговорить хотя бы о погоде.

В некоторой степени они довольно беспечные люди и часто поступают так, как им удобно. Например, они могут бросить машину на проезжей части дороги, потому что оттуда ближе добежать до магазина.

Первое время я не мог привыкнуть к тому, что они переходят улицу в любом месте. Однажды я ехал по узкой улочке недалеко от посольства, и дорогу прямо перед машиной не спеша переходила молодая женщина. На мою беду, как раз в этот момент навстречу ей в этом же месте переходила дорогу другая женщина, которая оказалась ее знакомой. Прямо перед машиной на проезжей части улицы они остановились, расцеловались и стали что-то друг другу рассказывать, активно жестикулируя. В какой-то момент одна из них оперлась для удобства о капот моей машины и продолжала разговаривать, не обращая внимания на то, что они перегородили дорогу. За мной уже скопилось несколько машин, и я не выдержал и посигналил. Женщины даже ухом не повели, а водитель стоящей за мной машины укоризненно покачал головой, мол, куда ты торопишься, разве не видишь, что люди заняты.

Езда на машинах в городах Сирии занятие не для слабонервных – создается впечатление, что у них вообще нет никаких правил движения, и все же серьезные аварии здесь довольно редки. Иногда кто-то заденет или царапнет машину соседа, оба водителя выйдут из машин, осмотрят повреждения и, если ничего серьезного нет, покачают головами, вспомнят что-то про Аллаха и мирно разъедутся.

При всей неразберихе и хаотичности езды у сирийских водителей существуют неписаные правила, которым подчиняется все дорожное движение. Если тебе понадобится срочно повернуть из крайнего правого ряда в крайний левый и свернуть в переулок, достаточно протянуть в окно руку со сведенными в щепотку тремя пальцами, и соседние водители будут предупреждать других, которых ты не видишь, чтобы тебе уступили дорогу.

При экстренном торможении водители в дополнение к стоп-сигналу машут из окна рукой вверх-вниз, привлекая внимание следующего за ним водителя, потому что они не смотрят на сигналы, в том числе и на поворотные, впереди идущего автомобиля. А если ты не можешь выехать с парковки из-за того, что кто-то загородил выезд, то вокруг тебя моментально соберется толпа «помощников», которые будут советовать и помогать пробраться в узкой щелочке между поставленными машинами.


В первое время по приезде в страну меня страшно раздражала необязательность сирийцев. Государственные служащие еще как-то придерживаются порядка и принимают посетителей в назначенное время, а к обычаям частного сектора, то есть к простым сирийцам, пришлось долго привыкать. Если тебе назначили встречу в полдень, это совсем не означает, что пригласивший тебя человек придет вовремя, он может опоздать и на полчаса и на час, и это у сирийцев не является чем-то из ряда вон выходящим.

Кроме непунктуальности и необязательности первое время меня просто выводило из себя их обещание сделать все завтра. Слово «букра», что в переводе и означает «завтра», присутствует при всех переговорах, да и просто в разговорах. Услышав от лица, с которым я вел переговоры, что какой-то вопрос будет решен завтра, я на следующий день звонил ему и опять слышал это «букра», и при этом часто добавлялось еще одно слово – «иншалла». Только через некоторое время пребывания в Сирии я понял, что слово «иншалла» означает «если Бог захочет» или, как у нас говорят, «как Бог даст», и эта фраза как бы перекладывает всю ответственность с человека на самую высшую инстанцию.

Еще одно «волшебное» слово употребляется арабами в случае, если что-то сделано не так, – это слово «малеш». Ты ударился, тебе больно, и добродетельный прохожий поможет тебе, а потом скажет «малеш». Потерял деньги – «малеш», опоздал на автобус – «малеш», не выиграл тендер – «малеш». А смысл этого распространенного слова очень прост – не обращай внимания, не горюй, и все наладится.

Когда я работал в Кувейте с нашими специалистами-строителями, то там по работе тоже часто встречался с этими философскими словами и свел их в одну группу, которую назвал IВМ.

Конец ознакомительного фрагмента.