Вы здесь

Синора Ависсу – граница бездны. Глава 7 (В. А. Жучков, 2017)

Глава 7

Кляземец в тринадцатом столетии считался городком только потому, что жители обнесли его дубовым частоколом. По сути, это было поселение из пары десятков дворов, с одной единственной церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи. Находился Кляземец в лесной зоне, к северу от основных трактов Владимиро-Суздальского княжества. К началу 1238 года население составляло едва около двухсот человек. Городок был тихим. Особых богатств никто не имел. Преступлений и серьёзных конфликтов не было. Набожные жители ходили в свою единственную церковь, занимались гончарным и кузнечным ремеслом, резьбой по дереву и охотой. Что касается обороны, то взрослые мужчины готовы были сами стать ополченцами в случае нападения извне. В 1238 году такая угроза появилась. Монгольское войско в течение нескольких дней разорило столицу Северо-Восточной Руси, город Владимир.

Некоторые беглецы пришли в Кляземец, сообщив о гигантском войске захватчиков. Через пару дней к югу от города жители заметили монгольских всадников, разведывающих местность. Это был передовой отряд, сил которого могло вполне хватить для захвата и полного разрушения маленького Кляземца. Вооружённые чем попало жители понимали, что сопротивление будет гарантировать лишь быструю расправу. Настоятель храма, отец Дионисий, призвал всех горожан на молебен. При этом он посоветовал городским старшинам оставить ворота открытыми, так как для вражеской оравы это была не преграда. Остальным горожанам отец Дионисий велел явиться на крестный ход, «предоставив себя и близких в руки Господа». Несколько монголов прискакали к городу. Они увидели процессию из жителей, шествующих по улице за настоятелем.

Когда разведчики позвали остальных воинов, чтобы войти в Кляземец, началась сильная метель. Снежный вихрь скрыл город от глаз захватчиков.

Горожане, наблюдавшие метель, так сказать из её «эпицентра», не видели, что происходит за городскими стенами. Однако когда ветер и снег утихомирились столь же внезапно, как и начались, жители Кляземца обнаружили, что мир за стенами стал призрачным, словно окутанным дымкой. Монгольское войско исчезло, лишь что-то похожее на тени лошадей и всадников металось некоторое время вдоль стен.

Отец Дионисий предположил, что Господь таким чудесным образом избавил город и его население от неминуемой беды, и что, когда Ему будет угодно, мутная пелена с окружающих лесов и полей исчезнет. Прошло несколько часов, но пелена не исчезала, хотя тени всадников перестали мелькать за частоколом. Небо над городом стало не синим, а светящимся белым. Солнца не было видно, но к вечеру свет померк, стал становиться золотистым, и скоро в небе начали проявляться звёзды. На очертания созвездий никто не обращал внимания.

Ни на следующий день, ни через неделю, мгла вокруг города не рассеялась. Несколько горожан, во главе с отцом Дионисием, отправились за частокол. Куда бы ни пошли разведчики, ставший призрачным внешний мир будто расступался перед ними, а затем сходился позади, словно туман. Почва под ногами была без снега, хотя на дворе стоял февраль. Разведчики вернулись в Кляземец, не решившись удаляться слишком далеко от знакомых мест. В самом городе стало тепло, почти как летом. Снег растаял уже и в пределах частокола. Ещё неделю спустя возле города появились несколько человек на лошадях. Ими оказались разведчики из города Ки́дишев, известного в легендах под названием «Китеж», основанного благоверным князем Георгием Всеволодовичем. Он располагался недалеко от Суздаля, где монголы уже побывали, разорив город.

Жители Кидишева рассказали, что их город спасся от нашествия врага столь же чудесным образом, как и Кляземец, когда жители вышли на крестный ход, моля Бога о защите от монгольского войска. Вместо метели здесь город окружила стена воды. Через некоторое время, когда вода исчезла из окрестностей, жители вышли на разведку. Пройдя по пустоши с призрачными тенями, оставшимися от окружающего мира, разведчики нашли несколько десятков трупов монгольских воинов и их лошадей. Оказалось, что все они захлебнулись.

Так как местность изменилась до неузнаваемости, жителям Кидишева пришлось учиться ориентироваться в пространстве. Тем не менее, используя свою и трофейную монгольскую карту, найденную на одном из трупов, разведчики смогли вычислить примерные расстояния до других поселений. Кляземец был не первым городом, к которому они вышли. Два таких же небольших поселения в районе Владимира, куда жители Кидишева попытались пойти, оказались спасёнными от нашествия врага. Это были городки Че́ремнев и Дубове́цк, каждый с населением не более 150 человек. Ни Владимира ни Суздаля на месте не оказалось. Никаких следов, даже пепелища. Кляземец стал третьим городком, который нашли обитатели Кидишева.

Во всех городах климат стал теплее. Изменился вид небосвода. Днём он был белым и светящимся, хотя солнца больше никто не видел, а к ночи становился золотым и темнел. В течение нескольких недель в окрестностях городов наблюдались редкие дожди. Почва оказалась пригодной для посадки злаковых культур и саженцев плодоносных деревьев. Ночью в небе появлялись звёзды и что-то похожее на Луну. Диск ночного светила был размытым, и нельзя было понять, Луна это или нечто иное.

Жители спасённых от разорения поселений были напуганы происходящими вокруг явлениями, но городские старшины и духовенство, после совещания, призвали народ успокоиться и принимать всё происходящее, как проявление Божьей воли.

В течение года обнаружилось ещё несколько небольших городков на территории Северо-Восточной Руси и во владениях Великого Новгорода. Всех их объединяла малая численность населения, набожность горожан и обращение их к Божьей защите, когда городам угрожала опасность, вместо попыток вооружённого сопротивления врагу.

К ноябрю 1238 года температура воздуха оставалась достаточно высокой и зима в городках не наступила. Посеянные зерновые культуры дали пышные всходы. К январю горожане собрали уже третий урожай.

Чудеса между тем продолжались. Воды обнаруженных в новом мире источников зачастую оказывались не просто чистыми, но даже целебными. В течение 20 лет численность населения городков значительно возросла, а жители почти перестали болеть. Опасаясь, что за грехи Господь отнимет у них то, что дал в трудную минуту, люди даже научились обходиться без ссор друг с другом.

Духовенство задавалось вопросом: «Для чего всё это происходит?» Священники понимали, что Царствие Божие на Земле так или иначе ещё не наступило. Ведь, согласно Писанию, сначала должен был быть Страшный Суд, а затем мир изменился бы так, что люди больше не рождались бы и не умирали, а также перестали бы нуждаться в пище и прочих материальных потребностях. Однако дети продолжали рождаться, причём в некоторых семьях это происходило каждый год. Люди по-прежнему употребляли пищу, нуждались в воде и воздухе. Старики стали жить дольше.

Все слухи о наступлении Царствия Небесного, возникшие было среди горожан, вскоре прекратились благодаря работе священников и богословов.

Возникали и другие вопросы, более «земные». Великокняжеская власть исчезла, и теперь не нужно было платить подати. С учётом обильных урожаев и полного отсутствия зимы, земледельцы стали по доброй воле снабжать население продовольствием. Хорошо расплодившаяся скотина позволила обеспечивать желающих мясом и молоком в те дни, когда не было поста. Тем не менее, городские власти решили ввести специальные знаки, по которым можно было получать установленную норму продуктов. Это было нечто среднее между деньгами и продовольственными карточками, созданными из маленьких деревянных дощечек, на которых казначеи выписывали наименования и количество товаров на определённую дату, а также нормы обмена разных изделий и продуктов. Новшество позволило определить сколько требуется того или иного товара и предупредить накопительство среди горожан. Система не вызвала нареканий. Появились служащие, выполняющие надзор за исполнением предписанных норм и решением различных вопросов, связанных с городским благоустройством. Поступление на какую-либо выборную должность в городских службах стало определяться навыками кандидата в той области, о которой он должен был заботиться. Наиболее талантливых народное собрание наделило боярским титулом, который перестал быть передаваемым по наследству.

Духовенству пришлось решать вопрос с церковной иерархией. Нужно было определиться с архиепископом для всех городов «нового мира». Кроме этого священники взяли на себя все заботы о грамотности и просвещении населения. В Средние Века невозможно было представить, чтобы взрослое население было грамотным на 100 процентов, но в «исчезнувших городах» этого добились за 20 − 25 лет.

К началу четырнадцатого века спасшиеся от монгольского нашествия поселения, с подачи некоторых книжников, стали называться греческим словом «σύνορο», переводящимся, как «граница» или «пограничье». К этому времени богословы пришли к точке зрения, что их «новый мир» находится как бы на границе «мира сего», который теперь кажется призрачной тенью за городскими стенами, и «миром иным».

Долгое время философы и священники пытались понять смысл чудесного спасения синорских городов от монгольского разорения. Занимал их и вопрос о том, будет ли когда-нибудь «возвращение» в обычный мир. Спустя несколько столетий, после исследований и умозрительных заключений, богословы сделали вывод: если «возвращение» и произойдёт, то будет это только в тот момент, когда остальной мир будет нуждаться в этом. Господь будто бы специально отгородил синорян от всей планеты, чтобы они, будучи праведными и богобоязненными людьми, смогли бы в будущем стать надёжной опорой и защитой для человечества.

С каждым годом общество Синора продолжало развиваться всё более чудесным образом. Преступность отсутствовала. В течение первых ста лет произошло лишь три или четыре случая, когда человек преступал закон, но этому находили только одну причину: преступник стал таковым, так как «тронулся умом». Тюрем не было предусмотрено. Однажды пришлось казнить убийцу, который внезапно стал нападать на людей, причинив смерть нескольким горожанам. Ещё в нескольких случаях агрессивных, но никого не убивших безумцев поместили под строгий надзор лекарей.

Рождённые в Синоре дети зачастую оказывались, внезапно, очень талантливыми и даровитыми личностями. С середины XIII по начало XV века здешние мастера и ремесленники смогли достичь многих научно-технических открытий. Остальной мир в то время не мог себе представить таких высот.

До важных изобретений доходили логически, но скорость течения этой логики оставляла позади достижения человеческой цивилизации, находящейся вне Синора. Так появились новые способы добычи и обработки металлов, новые сплавы и строительные материалы. В Синоре научились изготавливать бетон примерно к XIV веку. Власти решили, что нужно строить больше зданий из него и из камня, нежели из дерева. Появилась оптика, и умелец из Воронецка Аркадий Валерьевич создал свой микроскоп за двести лет до голландцев Ганса и Захария Янсенов. Другой мастер ремёсел, Всеволод Евстахиевич из Кидишева, в XV веке опередил Эдуарда-Леона Скотта де Мартенвилля и Томаса Эдисона, создав почти на четыреста лет раньше устройство механической записи звука на ленту из специально обработанного материала – что-то вроде советского «шоринофона».

Все новые изобретения, в отличие от остального мира, в Синоре никогда не пытались использовать для развлечения и коммерции, а только как помощь человеку в различных нуждах. Для развлечений же сохранились традиционные представления на ярмарках, воинские состязания, да незамысловатые детские игры.

Развитие ремёсел и новых технологий привело власти городов к выводу о необходимости создания специальных учебных заведений, которые назвали по-гречески «академиями». Это были аналоги появлявшихся в Европе университетов.

В Синоре было мало транспорта – существовал только общественный. Города хоть и росли, но развивались иначе, нежели в остальном мире, продолжая напоминать скорее большие деревни. Овладение электричеством в XVI веке быстро привело к появлению проводных и беспроводных видов связи, хотя средств массовой информации, основанных на телевидении и радиовещании, не было и в помине – только системы оповещения и обмена данными.

Умозрительные философские, а затем и физические исследования в области пространства и материи к середине XVIII века дали свой неожиданный результат: появились компактные сверхмощные источники энергии и самое главное – телепортация материальных объектов.

Несмотря на то, что синоряне, наконец, смогли перемещаться в обычное пространство, они не сочли нужным препятствовать ни революции в России, ни мировым войнам, ни терроризму, ни распаду СССР и прочим событиям, сочтя всё это собственными делами остального человечества.

− Итак, резюмирую, – заканчивал свой монолог Иакинф, снова поглядев на часы, показывавшие 22:20. – Выражаясь языком вашей научной фантастики, мы живём в подпространственном измерении. Мы умеем телепортироваться. У нас есть летательные аппараты, основанные на преодолении земного притяжения путём искривления силовых линий пространства. Могли бы и до Луны летать, как вы, но не имеем там никаких интересов. Мы добываем необходимые в промышленности металлы и другие вещества из сверхглубоких скважин, как вы добываете нефть и газ. У нас почти нет наземного транспорта, за исключением грузовых машин. У нас есть технология управления свойствами материи с помощью информации. А ещё технология моделирования энергии звёзд, дающая нам компактные источники энергии, каждый из которых по мощности в несколько раз превосходит самую мощную атомную электростанцию. И всё получено с Божьей помощью. Нас 80 леодров, то есть, простите, 80 миллионов. При всём этом мы живём в двухэтажных домах, без телевизоров, пользуемся для повседневной связи довольно простыми передатчиками голоса и текста, а компьютеры у нас только на заводах и в лабораториях. Церковь же занимает в нашей жизни первое место… Раньше мы не вмешивались в вашу историю, тем не менее, мы ждём, когда же, наконец, понадобимся остальному миру. Вопросы?

На минуту в студии повисла тишина – нужно было «переварить» всё услышанное. Неожиданно один из присутствовавших «зелёных» начал проверять свою амуницию и все будто очнулись от лязгающего звука.