Вы здесь

Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. Е (Т. Н. Терещенко, 2007)

Е

Евангелие

Евангелие показывает, сколь силен может быть человек верой в Господа, именно столь силен, что может и горы переставлять; и сколь немощен, бессилен и жалок человек неверующий, ибо бывает жалким игралищем бесов и страстей своих и чужих; оно показывает также великую силу молитвы и поста, когда они идут рука об руку, взаимно подкрепляя друг друга (9).

* * *

Если тобой начинает овладевать чувство смущения и боязни, производимое диаволом. прочитай с усиленным вниманием особенно утешительную главу из Евангелия или апостольского послания, например, апостола Павла, она воодушевит тебя, и отбежит от тебя смущение; радость веры проникнет в твое сердце. Диават силится унизить нас в глазах нас самих и достигает часто своими темными влияниями на нашу душу того, что человек смущается и трепещет перед всяким, даже низшим его по всему другим человеком. Между тем чтение Евангелия и посланий апостольских, напротив, возвышает нас в глазах нас самих, сообщает духу нашему величественную важность и спокойствие, прогоняет страсти и благоустрояет духовную жизнь нашу (10).

Единение

Что Святая Церковь внушает нам, когда и на домашней молитве, и в церковной влагает в наши уста молитвы от лица всех, а не от одного лица? Внушает нам непрестанную взаимную любовь, чтобы мы всегда и во всем на молитве и в житейском обращении любили друг друга как себя, чтобы мы, подражая Богу в трех лицах, составляющих высочайшее Единство, и сами были едино, из многих составленное. Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 21). Молитва общая от лица всех и в жизни учит нас делиться житейскими потребностями с другими, чтобы и в жизни у нас все было общее и как бы едино, чтобы во всем была видна любовь взаимная, также чтобы каждый свои способности употреблял во благо других, кто как может, а не скрывал талант свой в земле, не был бы эгоистом и ленивым. Мудр ты – дай совет немудрому; образован – научи невежду; силен – помоги бессильному; богат – помоги бедному (1).

* * *

Господь любит и слушает более молитвы, когда мы не в одиночку и не от себя лишь и не о себе одних молимся, а вместе, от всех и за всех (1).

* * *

Как Троица – Бог наш Едино Существо, хотя и три Лица, – так должны быть и мы едино. Как прост Бог наш, так должны быть и мы просты, так просты, как бы все мы были один человек, один ум, одна воля, одно сердце, одна доброта без малейшей примеси злобы – словом, одна чистая любовь, как Бог есть Любовь. Да будут едино, как Мы едино (Ин. 17,22) (6).

* * *

Страсти по духовному устроению заразительны; например, злоба, еще не высказанная на словах, не выраженная на деле, а скрывающаяся лишь в сердце и отражающаяся слегка на лице и в глазах, уже передается душе того, на которого я имею злобу, и другим приметна. Возмущаюсь я страстью – мое возмущение касается и сердца другого, делается какой-то духовный перелив нечистого потока из одного духовного вместилища в другое. Уничтожишь в себе страсть к брату – уничтожится и в нем; успокоишься сам – успокоится и он. Какая тесная связь между душами! Верно слово апостола: мы члены друг другу (Еф. 4,25) или мы многие одно тело (1 Кор. 10, 17). От одной крови… весь род человеческий (Деян. 17, 26). Потому-то божественная заповедь требует: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). На взаимном чувстве или понимании наших душ друг друга основывается действие или бездействие проповеднических слов: если проповедник говорит не от сердца, лицемерно, слушатели внутренним чутьем понимают несоответствие слов проповедника с его сердцем, с его жизнью, и слово не имеет той силы, которую оно могло бы принести в том случае, когда проповедник произнес бы его сердечно, особенно когда сам исполнял бы слово свое на деле. Между душами человеческими находится слишком тесная внутренняя связь и сообщение. Потому-то добрые, благочестивые, сердечные расположения сообщите льны душам других, особенно же добрые дела (6).

* * *

Господь для блага разумных тварей, то есть людей, хочет всех соединить в единое тело и Сам обитать в них. Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 21). А диавол старается всех разъединить, расчленить, разогнать, как стадо без пастыря: в семействах поселяет вражду, раздор, недовольство или обиду; в селениях, в городах восстановляет одних на других; в государствах восстановляет народ на народ, царство на царство; в религиозных обществах восстановляет исповедующих одно исповедание на последователей другого и особенно дышит яростью на исповедующих веру православную как на истинную Церковь Божию, воздвигая на них разные гонения. Будем же держаться Единой Святой Православной Церкви, глава которой – Сам Христос Бог наш, действующий в нас непрестанно во спасение и обновление наше (10).

Ереси, еретики

Как явиться священнику дерзновенно перед престолом Божиим и лицом к лицу с Самим Богом и совершать ходатайственные молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих (1 Тим. 2, 1–2), совершать спасительные Страшные Таинства, при которых Ангелы предстоят с трепетом, особенно при Таинстве пречистого Тела и Крови Сына Божия? Как дерзать возносить руки на молитву к Отцу Небесному и просить о таких страшных вещах, как претворение хлеба и вина в пречистые Тело и Кровь Христову? Как дерзать на такие вещи без благодати и помощи Духа Святого? Как дерзать разрешать грехи связанных ими людей, прибегающих к ним с мольбами о принятии их исповеди? Как совершать Тайну пакибытия, или Крещения, без благодати Святого Духа? К несчастью, находятся многие безблагодатные самозванцы, обманывающие невежественный, но доверчивый народ, не боящиеся всевидящего, карающего не только в будущем веке, но и в здешней жизни хулителей Духа Святого. Кто эти дерзкие несмысленные? Еретики, раскольники и сектанты (3).

* * *

Чьи это слова: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. И пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов? (ср. Мф. 26, 26–28; 1 Кор. 11, 24). Не слова ли это Творца всеблагого и всемогущего и Спасителя всещедрого всего человеческого рода, Агнца Божия, вземлющего грехи всего мира? (ср. Ин. 1,29). Арий-еретик низвел Творца в род тварей и не признавал Его единосущным и совечным Отцу, единого с Ним и Духом Святым Существа. Может ли тварь претворять существо вещей в совершенно другую природу, например, пшеничный хлеб в самое пречистое Тело Божие и красное виноградное вино в самую пречистую животворящую Кровь Божию? Не Творец ли только всемогущий может это творить и претворять? А Арий с единомышленниками, которых были десятки тысяч, не признавали Иисуса Христа Творцом. Вот в чем велика беда была для православных и еретиков: они в случае доверия Арию лишились бы общения с Церковью и вечного спасения. Еретик Арий хотел уничтожить православную веру спасительную и ввести веру еретическую, погибельную. Поэтому православные архиереи, священнослужители и миряне православные крепко противостали Арию, (также) и сам благочестивый император Константин равноапостольный, собравший со всех концов православного мира святых – епископов, пресвитеров и отчасти диаконов, в числе которых был святой архидиакон Афанасий Александрийский, потом поставленный в архиепископа Александрии в Египте. Они рассмотрели, взвесили и опровергли нечестивое учение Ария и его единомышленников и предали проклятию как богопротивное и погибельное, составили изложение православной веры, или Символ веры, на все времена до скончания века по ясному и властному и премудрому учению Святого Духа Бога. И мы доселе всесогласно и единомысленно веруем в этот Символ веры и ни одной йоты не прибавляем к нему, чтобы не лишиться спасения за ложную прибавку или вставку, как католики, лютеране и англиканцы (4).

* * *

Диавол и весь падший собор злых духов всеусиленно, единодушно, хитро, злобно, тонко усиливаются извратить, превратить, разрушить премудрые, всеблагие, вечные намерения Божии касательно назначения, совершенства и вечного блаженства рода человеческого; извратить и развратить душу и тело человека, осквернить, растлить, охладить и отчудить людей от Бога и друг от друга; стараются каждой мысли, каждому чувству, каждому движению воли дать греховное, нечистое, безумное, нелепое, гибельное направление; стараются непрестанно хулить и уничижать Бога и святых Его, все святое, великое. Даже самое Слово Божие диавол старается всеми мерами растлить чрез ложные мудрования человеческие и чрез это лишить людей света, истины Божией и спасения души, как это делал и делает чрез разные ереси первых веков и последующих относительно лица Иисуса Христа и соединения в Нем двух естеств, божеского и человеческого, и об отношении Лиц Пресвятой Троицы, касательно почитания святых икон, мощей и прочего. Так он растлевает и искажает Слово Божие и души человеческие ложными мудрованиями католиков, лютеран, англиканцев. Лютеране и англиканцы не верят вполне Евангелию, хотя называются евангеликами, не веря в преосуществление хлеба и вина в Святой Евхаристии (5).

* * *

Человек павший, растленный не иначе может восстать и обновиться, как покаянием глубоким и разрешением грехов духовной властью и причащением Тела и Крови Христовой – непременно и Крови – под особым видом вина, как установил Господь, и не без Крови должен получить разрешение грехов от православного священника, имеющего законное рукоположение и от Бога данную власть, Тело и Кровь, от законного православного священника, а не от паписта или лютеранина, не дающих Крови Христовой! О, суемудрие человеческое! О, лукавство, хитросплетение лжи! Лишили паписты мирян Крови Христовой, пролиянной во очищение грехов. О, безглавное главенство, действующее вопреки истинной главе – Христу Богу! О, лютеране, утратившие благодать и истину Таинств! Как вы можете другим давать благодать, не имея духа Христова, истины и правды Христовой? Протестанты и реформаторы, пасторы и архипасторы, скажите, как вы можете обновлять народ и руководить к святой жизни, когда сами не имеете благодати и полномочия силы и крепости от Духа Святого, которых не можете принять нигде, кроме Святой Церкви Православной? Скажите, как вы можете совершать дело обновления человечества, которое может делать один Бог и тот, кому дал

Он свою благодать и полномочие через архиерейское рукоположение? У вас нет священства; как вы осмелились браться за такое дело, которое выше вашей силы? Вы и сами не обновляетесь, и народ не обновляете, не освящаете и не очищаете (5).

* * *

Начало всех лжеучений, ересей, сект, расколов – в змие, льстящем вселенную. Первое лжеучение всепагубное преподано было змием в раю Еве, потом Адаму, потом Каину, которому исконный человекоубийца-диавол ложно шептал на брата Авеля, что он стоит ему поперек дороги, идет против него, не мыслит, не чувствует, не живет, как он, и будто смеется над ним, ругается над ним. Оттуда все ереси, секты и расколы. Хотят быть учителями, но не от Бога, а от себя и по своим страстям. Оттуда толстовцы, пашковцы, штундисты и другие (10).