Вы здесь

Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. В (Т. Н. Терещенко, 2007)

В


Вера

Прося Господа, или Пречистую Матерь Божию, или Ангелов, или святых, нужно иметь такую веру, какую имел капернаумский сотник. Он веровал, что как слушались его воины и исполняли его слова, так тем более по всемогущему слову Всеблагого Господа исполнится просьба его. Если твари своей ограниченной силой исполняли то, о чем он их просил, то не исполнит ли Сам Владыка Своей всемогущей силой прошения рабов Своих, с верой и надеждой к Нему обращающихся? Не исполнят ли наших прошений, с верой, надеждой и любовью приносимых, и верные, сильные благодатью и ходатайством к Богу слуги Его – Пречистая Матерь Божия, Ангелы и святые человеки? Воистину, и я верую с сотником, что если буду просить как должно и о чем должно какого-либо святого: подай сие – и подаст, прииди ко мне на помощь – и придет, сотвори сие – и сотворит. Вот какую простую и сильную веру надо иметь (1).

* * *

Когда сердце твое уклонится в помышлении лукавства и лукавый, как говорится, начнет подмывать твое сердце, чтобы оно совсем подвигнулось с камня веры, тогда скажи себе внутренне: знаю я свою духовную нищету, свое ничтожество без веры; скажи: я так немощен, что именем Христовым только и живу, и упокоиваюсь, и веселюсь, распространяюсь сердцем, а без Него – мертв душевно, беспокоюсь, стесняюсь сердцем; без креста Господня я давно был бы жертвой самой лютой скорби и отчаяния. Христос меня держит в жизни; крест – покой и утешение мое (6).

* * *

Если не возгревать в сердце теплоты веры, то может от нерадения совсем погаснуть в нас вера; может как бы совсем помереть для нас христианство со всеми его Таинствами. Враг о том только и старается, чтобы погасить веру в сердце и привести в забвение все истины христианства. Оттого мы видим людей, которые только по одному имени христиане, а по делам совершенные язычники (6).

* * *

С тех пор как человек по своей воле отпал от Бога, он, как животное, бывшее некогда домашним, но потом одичавшее в дремучих лесах, неохотно смотрит на место прежнего жительства своего, любит больше мрак леса, то есть здешнего мира, чем свет прежнего места, то есть рая Божия. Трудно соединяется с Богом и по соединении часто отпадает от Него, трудно верует искренно в Бога и во все, что Он открыл ему, не заботится постоянно о сохранении в сердце небесного дара веры (6).

* * *

Как мать младенца учит ходить, так Господь учит нас живой вере в него. Поставит мать младенца, оставит его самому себе, а сама отойдет, потом велит идти к себе младенцу. Младенец плачет без матери, хочет идти к ней, но боится сделать попытку шагнуть, усиливается подойти, делает шаг и падает. Так и христианина Господь учит вере в Него, как ходьбе (вера – духовный путь): так слаба наша вера, так начальна, как младенец, учащийся ходить. Оставляет его Господь Своею помощью и предает диаволу или разным бедствиям и скорбям, а потом, когда будет крайне нужна помощь избавиться от них (когда нам нет нужды в спасении, дотоле мы готовы не ходить к Нему), как бы велит смотреть на Себя (непременно смотри на Него) и идти к Нему за этой помощью. Христианин усиливается это делать, раскрывает сердечные очи (как младенец расставляет ноги), усиливается ими увидеть Господа, но сердце, не наученное лицезрению Божию, боится своей смелости, спотыкается и падает: враг и прирожденная испорченность греховная закрывают его открывающиеся сердечные очи, отрывают его от Господа, и он не может подойти; а Господь близко, готов взять к Себе, как бы на руки, только подойди к Нему верою, и когда сделаешь усилие совсем увидеть Его сердечными очами веры, попадешь на Него сердечным зрением, тогда Он простирает Сам руку помощи, как бы берет на руки и прогоняет врагов, и чувствует христианин, что попал на руки к Самому Спасителю. Слава благости и премудрости Твоей, Господи! Так в насилиях от диавола и во всех скорбях надо живо узреть сердцем как бы перед глазами находящуюся человеколюбивую утробу Спасителя; смотреть смело в эту утробу как в неистощимую сокровищницу благости и щедрот и молить Его всем сердцем, чтобы Он уделил и нам от этого неиссякающего источника благости и помощи духовной: и тотчас просимое будет получено. Главное – вера или сердечное зрение Господа и надежда получить от Него как Всеблагого все. Истинно! С опыта! Этим также учит Господь сознавать свою крайнюю нравственную немощь без Него, сокрушаться сердцем и быть в постоянно молитвенном расположении духа! (6).

* * *

Вера есть ключ к сокровищнице Божией. Она обитает в простом, добром, любящем сердце. Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему (Мк. 9, 23). Вера – духовные уста: чем свободнее они раскрываются, тем большим потоком входят в них божественные источники. Свободно да раскрываются эти уста, как телесные уста, да не сжимаются сомнением и неверием: сожмешь их сомнением и неверием – и заключится для тебя сокровищница Божиих благ. Чем с большей открытой сердечностью поверишь Божиему всемогуществу – тем с большей щедростью раскроется для тебя Божие сердце. Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам (Мк. 11, 24) (6).

* * *

Когда тебя просят помолиться о спасении кого-либо от телесной смерти, например, от потопления, от смерти по причине болезни, от огня или от другого какого-либо бедствия, похвали веру просящих об этом и скажи в себе: буди благословенна вера ваша, по вере вашей да даст Господь исполнение моей недостойной, маловерной молитве и да приложит мне веру (6).

* * *

Когда вера твоя в Господа при жизни и благоденствии твоем или в болезни и при исходе из этой жизни ослабеет, будет меркнуть от суеты житейской или от болезни и от ужасов и мраков смерти, воззри тогда умными очами сердца на сонмы праотцев, патриархов, пророков и праведников (Симеона Богоприимца, Иова, Анны пророчицы и др.), апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, праведных и всех святых. Смотри, как они при жизни непрестанно взирали к Богу и при исходе из этой жизни умирали в надежде воскресения и жизни вечной, и будь их подражателем. Эти живые примеры, столь многочисленные, способны утвердить колеблющуюся веру всякого христианина в Господа и в будущую блаженную жизнь. Много теряют для благочестия и христианского упования те христианские общества, которые не почитают святых и не призывают их в молитвах. Они сами себя лишают великого подкрепления веры примерами подобострастных нам людей (7).

* * *

Что есть вера? Уверенность в духовной истине, в Сущем или в Боге, в существовании мира духовного с его свойствами, подобно как мы уверены в бытии мира вещественного и его принадлежностей. Быть уверенным в действительности духовного Всеначала и мира духовного со всеми его свойствами и принадлежностями так же, как мы уверены в бытии мира вещественного с его предметами и свойствами их, значит веровать. Например, я несомненно уверен, что Бог вечен, всеблаг, премудр и всемогущ, и не помыслю, что Он не вечен, не всеблаг, не премудр, не всемогущ. Это значит, что я верую твердо и несомненно; я верую, что Бог, как Благость, даст все, чего ни попросишь у Него, и не усомнюсь в этом; значит, я верую (7).

* * *

В обыкновенных познаниях человеческих узнал раз хорошо какой-либо предмет – и часто на всю жизнь знаешь его хорошо, без помрачения познания о нем. А в вере не так; раз познал, ощутил, осязал, думаешь, всегда так будет ясен, осязателен, любим предмет веры для души моей; но нет: тысячу раз он будет потемняться для тебя, удаляться от тебя и как бы исчезать для тебя, и что ты прежде любил, чем жил и дышал, к тому по временам будешь чувствовать совершенное равнодушие; и надо иногда воздыханием и слезами прочищать себе дорогу, чтобы увидеть его, схватить и обнять сердцем. Это от греха (7).

* * *

Сколько христиан, которые говорят: верую в Бога, а делом не веруют? Сколько уст немеют, когда нужно защитить в обществе славу Божию и святых Его, на которую наносят хулу сыны века сего – и немеют перед ними? Иные молчат, когда нужно поддержать разговор о Боге или когда нужно остановить какое-либо бесчиние, дерзость. Многие говорят: верую в Бога, а случись беда, напасть, искушение – малодушествуют, унывают, иногда ропщут, и куда девается вся вера? Тут бы надо показать преданность воле Божией, сказать: как угодно было Господу, так и сделалось: да будет имя Господне благословенно! (Иов 1,21). А то, видно, они веруют в Бога только в счастье, а в несчастий отвергают Его (7).

* * *

Чем сильнее вера наша, тем большую силу Божию спасительную привлекает она к человеку, и нет греха, нет столь великой скорби, беды, от которых не могла бы спасти вера. Она грехи очищает, от страстей избавляет, демонов прогоняет, скорби врачует, болезни исцеляет, от смерти избавляет, мертвых воскрешает, врагов претворяет в друзей, грешников – в праведников. Она горы переставляет, она всякие чудеса со девает (8).

* * *

Твердой веры ищет между нами Господь Христос. И кто имеет такую веру, тот надейся получить от Него все, чего ни попросишь. Нужно ли тебе очищение грехов? – Получишь. Исцеление от болезни? – Исцелеешь. Нужна ли тебе помощь в делах твоих? – Получишь. Так, братия, когда вы просите Бога о чем, то имейте веру самую твердую, без малейшего усумнения, будьте совершенно уверены, что для Бога как безначального Царя славы, от Которого все получило бытие и Которым все существует, нет ничего невозможного, что Ему все повинуется… Веруйте все просто, твердо, без сомнения, что для Бога в Его бесконечном Царстве нет ничего невозможного и слову Его все повинуется. Нужно ли солнце остановить, звезды потушить, горы переставить с места на место, огонь претворить в росу, воду обратить в вино или вино в кровь, камни в людей, больного сделать здоровым, мертвого оживить, грешника кающегося оправдать, незнатного и бедного сделать знатным и богатым, богатого – бедным – все будет, бывало и бывает по Его слову. Так веруйте, когда молитесь Богу, и вы все получите (8).

* * *

Мы не должны колебаться в вере и падать духом во время бури и волн искушений от злых духов и вообще в затруднительных обстоятельствах, но твердо уповать на милость и всемогущую силу Божию, ибо все возможно верующему (Мк. 9,23), говорит Господь… Нас потопляют искушения демонские и грехи наши от нашего маловерия и неверия, от пристрастий житейских и от недостатка любви христианской; это лишает нас силы Божией, мы боимся часто страха там, где нет никакого страха, мы боимся призраков и мечтаний демонских. Но когда укрепимся в вере и воззовем от всего сердца ко Господу о помощи, эта помощь не замедлит, и мы одолеем искушения (8).

* * *

Вера в Господа как Сущего есть для души источник жизни. Как представить Сущего? Сочти все видимое и невидимое за ничто и представь, что един только Господь и есть (8).

* * *

Упоминаемого в Евангелии Наира не посрамила вера его в божественного Чудотворца. Не бойся, только веруй, – сказал ему Господь, когда Наиру донесли, что дочь его умерла, – и спасена будет (Лк. 8, 50). И он по слову Господа несомненно веровал, что дочь его будет воскрешена – и действительно увидел ее воскресшей. Так, когда душа твоя, собрат мой, будет умерщвлена грехом, страстями, впадет в глубину зол, не отчаивайся в своем спасении, но веруй, что Господь, пришедший в мир грешников спасти, может спасти и тебя и воздвигнуть тебя из глубины греховной; встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф. 5,14) (9).

* * *

Братья и сестры, дорожите своей верой! Берегите свою веру. Без веры нет спасения; без веры человек погибнет навеки (9).

* * *

Вера в Господа, в слово Его, живая, несомненная вера есть ключ к неистощимой сокровищнице всех даров Божиих, животворящая сила, даруемая от Бога простым, нелукавомудрствующим, смиренным душам и привлекающая на них богатство щедрот Божиих. Докажем это примерами. Пример римского сотника перед глазами: его простая, твердая вера во всемогущего Иисуса Христа удивила Самого Господа и немедленно привлекла к сотнику и его больному слуге милость Божию: Иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час (Мф. 8,13)… Апостолы впадали иногда в искушение неверия только до сошествия Святого Духа на них в день Пятидесятницы, а после сошествия Святого Духа они никогда уже не впадали в неверие, но всегда имели непоколебимую веру и ею творили бесчисленные чудеса: исцеляли всякие болезни, изгоняли словом демонов, воскрешали мертвых. Святые угодники Божии древних и новых времен верой творили множество чудес, как сами вы слышали и читали. Сколь многие и в наши дни по вере своей получили многочисленные исцеления, дивное избавление от бед и напастей, от мучительства демонов! Сколь многие чудесно исцелялись через причащение животворящих Тайн Тела и Крови Христовой! Сколько исцелений было и бывает от мощей святых угодников Божиих или от чудотворных святых икон или просто от искренней с верой в покаянии молитвы Господу и Пречистой Его Матери или святым угодникам Божиим! (9).

* * *

Один благочестивый пастырь, знакомый мой, рассказывал мне чистосердечно, что он молитвой веры в простоте сердца испросил у Господа и Пречистой Богородицы множество чудесных благодеяний Божиих простым людям, просившим его молитвенной помощи, и в доказательство готов был представить мне лично всех тех, которые удостоились милостивого посещения Божия и живым голосом могли засвидетельствовать истину его слов. «Я, – говорил он о себе, – обыкновенный смертный, человек многогрешный, не отличаюсь от других людей никакими подвигами: ни пощением, ни всенощными стояниями на молитве, позволяю себе есть и пить дозволенное – у себя и у людей, но имею только веру в Господа, живу во всегдашнем покаянии, за все благодарю Господа, что ни получаю от Его щедрот, и не остаюсь в стыде. Я каждый день получаю спасение от живоначальной десницы Божией, каждый день Господь окружает меня радостями избавления. Если кто просит меня помолиться с ним о нем, я не отрицаюсь, если только примечаю в просящем искреннюю веру и искреннее желание спасения – и вера и упование не посрамляют» (9).

* * *

Слепцы вдруг прозрели по одному слову Спасителя; Творец человека, Сам Свет и света Податель, сказал слово – и слово стало делом. Сказал творческое «да будет» – и бывшие слепцы теперь уже зрячие. И столь чудный дар подал Он за одну веру слепцов, без всяких заслуг с их стороны: По вере вашей будет вам (Мф. 9,29). Так приятна в человеке для Бога одна простая, искренняя вера во всемогущество Божие! Так сильно действует вера! Такие чудеса бывают через веру! Имеем ли мы с вами веру? Если имеем, то и мы не можем не видеть в себе дивных дел Божиих и в душах наших, и в телесах наших. Господь и ныне с нами по божественному Своему обетованию: Я с вами во все дни до скончания века, – сказал Он ученикам пред Вознесением Своим на небо (Мф. 28,20); Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же (Евр. 13, 8). Я вижу чудеса Его милосердия и силы во мне всякий день и славлю ежедневно милости Его, ибо им нет числа (9).

* * *

Велика сила веры! Чем сильнее вера наша, тем большую силу Божию спасительную привлекает она к человеку, и нет греха, нет столь великой скорби, беды, от которых не могла бы спасти вера. Она грехи очищает, от страстей избавляет, демонов прогоняет, скорби врачует, болезни исцеляет, от смерти избавляет, мертвых воскрешает, врагов претворяет в друзей, грешников – в праведников; она горы переставляет; она всякие чудеса содевает. Один гражданин в некотором городе, живущий верой и ведущий упорную брань со страстями, как воин Христов, говорил мне в беседе со мной, что он ежедневной и ежечасной молитвой покаяния и веры почти непрестанно восхищает у Бога спасающую его от всех грехов и страстей силу, что при бесчисленных искушениях и внутренних грехопадениях он в конце концов всегда является победителем страстей и прогонителем бесовских мечтаний и наваждений, разрушителем козней демонских – словом, что он по милости Божией и по вере Божией, данной ему, есть постоянное чудо сам для себя. Вот что значит молитва веры, молитва покаяния! Так будем веровать, так будем молиться и так будем побеждать свои страсти! (9).

* * *

Больше всего старайся в жизни о том, чтобы поддерживать и возгревать в сердце веру в Бога и терпение в несчастьях: вера нас укрепляет в борьбе с бедствиями и скорбями жизни и спасает нас от грехов и вечной смерти, несомненно ожидающей неверных и нетерпеливых рабов. Благодатью вы спасены через веру (Еф. 2, 8), вера – основа христианской жизни; человек без веры живет не по-христиански, и он не спасется. Особенно чаще возбуждай живую веру в воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых: она-то и спасает тебя при других условиях ко спасению с твоей стороны, как говорит апостол: если… будешь сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься (Рим. 10, 9). Веришь, что Адам пал и увлек с собой к падению весь род человеческий – верь и тому, что другой Адам – Богочеловек Иисус Христос – восстановил от падения и посадил с Собой на небесах естество наше. Как тот смертью своей подверг всех смерти, так и Этот воскресением Своим всех воскресил с Собой (10).

* * *

Отчего Спаситель удивлялся простосердечной, искренней вере, например, в сотнике и хананеянке? Оттого, что она была редкость в людях, между тем как ее-то Он и искал. Вспомним, как часто Он требовал веры от больных как условия исцеления недугов душевных и телесных. Человек пал от лукавой недоверчивости к Богу, то есть отпечатлел в своей душе свойство самого диавола; приближение его к Богу поэтому должно быть непременно только через веру, через искреннюю доверчивость всему Божественному, всему домостроительству нашего спасения. Будь прост и незлобив, как дитя; веруй, чему повелевает веровать Церковь, и спасешься. Благодатью вы спасены через веру (Еф. 2,8) (10).

* * *

Всякий верующий христианин, старающийся жить благочестиво, по вере, должен ожидать между прочим и того тяжкого, горького нападения диавола, предметом которого будет похищение веры из сердца, чтобы он, не веруя, не спасся (см. Лк 8, 12). Если с Божией помощью человек успел отсечь многие страсти и пристрастия, которыми как самыми подручными, самыми удобными средствами искушает нас диавол, тогда он устремляется в самую глубину нашего существа, силится утвердить свое владычество в сердце и там, как искусный мастер на разрушение, подкапывает самое основание нашей жизни – веру. Тяжело бороться, когда веру, так сказать, вырывают из сердца: тогда теряется сама опора борьбы, отнимается вся сила нравственная, потому что вера есть сила наша и победа наша, как говорит апостол: сия есть победа, победившая мир, вера наша (1 Ин. 5,4). Какая же поэтому победа без веры? Как же надобно стоять в вере, мужаться, укрепляться! (10).

Вино

Неумеренно и не вовремя употребляемое вино делает душу бессильной в борьбе с внутренними искушениями. Душа бывает легко подвержена возмущению, страху бесовскому там, где нет страха, стыдится, где нет стыда (10).

Власть

Когда сильная, мудрая, правильная и всенаправляющая власть бодрствует и действует, поощряя одних и праведно наказывая других по делам, тогда все в обществе идет своим чередом. Жизнь духовная и материальная, учебная, политическая, хозяйственная, общественная, военная – все совершает свое обычное течение и развитие, принося всякую пользу всему государству. А когда вследствие общего неповиновения властям и бездействия подчиненных членов общества, как и бездействия властей, деятельность прекращается, как в органическом теле прекращается кровообращение, тогда все в обществе замирает, падает, разрушается, и общественная безопасность исчезает, и члены общества идут один против других, дается полный разгул воровству, хищению, вражде и убийствам. Так было в России, когда всюду все перестали работать: и учебные заведения, и мастерские с рабочими, и железные дороги, типографии, почты и телеграфы. Подлинно Россия пришла в состояние хаоса. Вот пагуба безвластия (3).

* * *

Если царь или какая-либо вообще власть духовная или светская во многом ошибается и поступает противозаконно, по слабой совести или бесхарактерности, с видимыми опущениями, не презирай, не брани, не унижай их на словах, но молись за них Господу, да немощное уврачует и недостающее восполнит, ибо без Бога мы не можем делать ничего истинно доброго и полезного (4).

Вода святая

Крест во Христе и Христос на кресте: крест есть образ распятого Христа, Сына Божия, потому и знамение его и единая тень его страшны для демонов как знамение Христа, как сень Его, Распятого. Потому весьма важно погружать крест в воду и освящать ее; она целительна бывает вследствие того и прогоняет демонов (7).

* * *

Те, которые прикасались к одежде Спасителя, исцелялись. Почему употребляющие ныне святую воду с верою исцеляются? Крест, погружаемый в воду с молитвою веры, есть как бы Сам Господь животворящий. Как одежды Спасителя проникнуты были Его жизнью, так вода, в которую погружается животворящий крест, сама проникается жизнью. Оттого она и целительна (7).

Вожделение

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни (Притч. 4, 23). Береги свое сердце особенно в том смысле, чтобы не допускать до него земных, страстных вожделений, ибо и одно мгновенное вожделение оскверняет душу и разлучает ее от Бога. Старайся непрестанно о том, чтобы оно тяготело к небу, а не к земле, к Богу, а не к Велиару, чтобы оно желало нетления, любви и добродетели, кротости и смирения, простоты и незлобия, а не земного, хотя и блестящего и сладкого, тлена. Нам непрестанная опасность от земных вожделений: человек грешный льнет ко всему запрещенному. Береги сердце от гнева, злобы и зависти, сладострастия, гордости, кичения и возношения себя над другими! (10).

* * *

Помыслы и вожделения греховные быстры как молния палящая или как внезапный сильный ветер, колеблющий душу, как тростник или как бурный поток, потопляющий душу, как храмину, основанную на песке, или как грязная вонючая волна, обдающая всю душу зловонием и смрадом. Да бережется же всякий христианин всякого греха, вольного или невольного, и да утвердит свои душевные стопы на камне веры – Христе Боге; да молится непрестанно, и да приносит всегда Богу покаяние тайное и явное, и да гнушается греха во всех его бесчисленных проявлениях, да презирает сладострастие плоти как смертельный яд, да ни во что ставит злато и серебро и все драгоценное, блестящее; да презирает славу человеческую, эту славицу преходящую и вредную, подтачивающую, как червь, душу; да ищет нетленных благ и да тщится всегда иметь в сердце Христа, это Сокровище жизненное и все довлеющее на всю вечность. Мерзость пред Господом – помышления злых (Притч. 15, 26). И мгновенное вожделение плотское есть измена Господу и мерзость идолослужения. Это оттого, что душа есть простое существо, дух и во мгновение склоняется или в сторону правды, или в сторону неправды, делается подобной или Богу, или Диаволу, потому сказано у апостола: не подражай злу, но добру (3 Ин. 1, 11) (10).

* * *

Береги сердце всячески от греховных плотских вожделений, приносящих с собой осквернение, смущение, омрачение, рабство, растление. Грех прокрадывается всего удобнее через наше плотское вожделение, ибо плоть любит сласть, и растление весьма легко прокрадывается через сласть (10).

Воздержание

Чтобы христианин жил христианской жизнью и не угасала в нем совершенно жизнь духа, ему необходима молитва домашняя и общественная, необходимо посещать с верою, разумением, усердием богослужение в храме, как необходимо подливать елей в лампадку, чтобы она горела и не угасала; а так как молитва искренняя, горячая бывает при воздержании, то для поддержания в себе христианской жизни, или горячности веры, надежды и любви, нужны воздержание и пост. Ничто так скоро не погашает в нас духа веры, как невоздержание, лакомство и пресыщение и рассеянная, разгульная жизнь. Я угасаю, умираю духовно, когда не служу в храме целую неделю, и возгораюсь, оживаю душою и сердцем, когда служу, понуждая себя к молитве не формальной, а действительной, духовной, искренней, пламенной (1).

Возмездие

Острие скорби, которое ты вонзишь невинно в чужое сердце, войдет и в твое сердце, по строгому закону возмездия: какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7,2). Не хочешь скорби, не делай ее и другому (7).

Воля Божия

Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли (Мф. 6,10). Исполнение святой воли Божией – всеблагой, премудрой, всеблаженной, вечной, всемогущей – ведет разумных тварей ко всякому благу и блаженству, к свету, к миру, к преуспеянию во всякой добродетели, к достижению конечной цели спасения души, а исполнение нашей грешной, растленной, слепой воли ведет ко всякому злу, смятению, мраку, к болезням, скорбям, несчастьям и ко всяким бедствиям и, в конце концов, к проклятию Божию и вечному мучению: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25,41). До чего доходят исполняющие свою волю пьяница, прелюбодей, вор, безбожник, гордец, завистник и прочие? Страшно и представить себе картину различных грехов человеческих и их последствий! Эту отвратительную картину мы видим все каждый день в том или ином виде. Сколь же должны мы все усердно исполнять волю Божию! Как просить о том усердно Господа! (3).

* * *

Никогда так не трудно сказать от сердца: да будет, Отче, воля Твоя, – как в сильной скорби или в тяжкой болезни, особенно при неправдах от людей, при наваждениях или кознях врага. Трудно от сердца сказать: да будет воля Твоя, – и тогда, когда мы сами сделались виновниками какого-либо несчастья, ибо, думаем мы, это не Божия, а наша воля поставила нас в такое положение, хотя ничто не бывает без воли Божией. Вообще трудно поверить сердечно, что воля Божия есть страдание наше, когда сердце знает и по вере, и по опыту, что Бог есть блаженство наше, а потому трудно и говорить в несчастье: да будет воля Твоя. Мы думаем: неужели это воля Божия? Отчего же Бог нас мучит? Отчего другие покойны и счастливы? Что мы сделали? Будет ли конец нашей муки? и т. д. Но когда растленной природе нашей трудно бывает признать над собой волю Божию, без коей ничто не бывает, и покориться ей со смирением, тогда-то пусть она и покорится ей, тогда-то пусть и принесет Господу свою драгоценнейшую жертву – преданность Ему сердечную не только в покое и счастье, но и в скорби и несчастий; свое суетное, ошибочное мудрование да покорит премудрости Божией совершенной, ибо как отстоит небо от земли, так отстоят помышления наши от мысли Божией (ср. Ис. 55, 8–9). Да принесет всякий человек своего Исаака, своего единородного, своего возлюбленного, своего обетованного (которому обещаны покой и блаженство, а не скорбь) в жертву Богу и да покажет Ему свою веру и свое послушание, да будет достоин даров Божиих, которыми он пользовался или будет пользоваться (6).

* * *

Ни на одно мгновение своей воли не исполняй, а – волю Божию, которая есть любовь ко всем – и ко врагам – и святость наша. Наша же воля есть грех многообразный, самолюбие (а не боголюбие), злоба, ненависть, гордость, зависть, жадность, сластолюбие, объедение, пьянство, татьба, сребролюбие, блуд, лукавство, леность, жестокосердие и бесчувствие к страданиям ближнего, злорадство о его неблагополучии, злопамятство, ропот, хула, кощунство (7).

* * *

Когда уныет дух твой в болезни и с ужасом начнет представлять смерть, тогда успокой и утешь мятущееся, трепещущее и печальное сердце твое следующим изречением: Ты, Господи, глубиною мудрости человеколюбно вся строиши и полезное всем подаеши, – и веруй, что Он непременно устроит нам все во благо: жизнь ли, болезнь ли, напасть ли, скорбь ли, смерть ли, так что лучшего тебе и пожелать нельзя. Не говори: рано бы еще мне умирать, хотелось бы еще пожить во славу Божию, для пользы родственников, ближних; хотелось бы еще на свет посмотреть, благами земными насладиться. Будь благодарен Богу и за то, что доселе пользовался ты благами Его, милостями, щедротами Его. Теперь покорись Его воле, Его призванию, а впрочем в то же время не отчаивайся и в продолжениие здешней жизни (7).

* * *

Когда ты хочешь быть и всеусильно стараешься быть безболезненным и здоровым, а между тем остаешься все болен, говори: да будет воля Твоя; когда предпринимаешь что, а предприятие не удается, говори: да будет воля Твоя; когда делаешь добро другим, а тебе платят злом, говори: да будет воля Твоя, – или когда, например, ты хочешь спать, а у тебя бессонница, говори: да будет воля Твоя; вообще не раздражайся, когда что-либо делается не по твоей воле, и научись во всем покоряться воле Отца Небесного. Ты хотел бы, чтобы не было с тобой искушений, а между тем тебя враг ежедневно томит ими: разжигает тебя, утесняет всячески, – не раздражайся, но говори: да будет воля Твоя (7).

* * *

Кто последует Христу, тот наследует вечное блаженство небесное и сподобится видеть неизреченную красоту Божию, которой не могут насытиться все Ангелы Божии.

Отвергнуться себя нелегко человеку плотскому, мирскому; он и не решится на это, а, скорее, решится следовать своей плоти и крови, до конца пить чашу наслаждения земного.

Господь и предупреждает: если хочешь спастись, хочешь блаженствовать на небе со всеми святыми, не живи по своей воле и по внушению страстей своих, откажись от своей воли грешной и неустойчивой и во всем подчинись воле Божией, всегда святой и благой. Тогда ты всецело сочетаешь себя Христу, потому что нельзя соединиться Христу, источнику благости, с человеком злым, недоброжелательным, неправедным, лицеприятным; какое общение света со тьмою, у Христа с сатаною (ср. 2 Кор. 6, 14–15)? Никакого (9).

* * *

Волю Божию творить должно со всем усердием и желать этого всем сердцем, стремиться к тому со всем жаром и энергией; ибо в исполнении ее наш живот, покой, радость, слава, блаженство, сила. Да будет воля Твоя, – научил нас молиться Господь! И как Он исполнял и исполнил ее в совершенстве! Вот Я иду… исполнить волю Твою, Боже мой, – говорит Он словами Писания (Пс. 39, 8–9). И как Он учил нас исполнять в точности волю Божию! Ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мк. 3, 35). А как у нас мало заботы и старания творить волю Божию! Каждый творит свою глупую, растленную, развратную, слепую, пагубную волю. Гордец – свою, злой – свою, пьяница – свою, корыстолюбец – свою, завистливый – свою, блудник – свою. А воля Божия есть живот наш, блаженство наше вечное, святость наша. Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда (1 Фес. 4, 3) (9).

* * *

Научись всецело предаваться воле Божией – в счастье и несчастье, равно как после греха, когда скорбь и теснота сердца, по закону правды Божией, делают прискорбной и трудной жизнь твою, для того чтобы ты возненавидел грех и всем сердцем любил добро, и когда ты право течешь и не поддаешься греху – благословение Господне бывает на главе твоей и в сердце твоем. Будь как дитя, искренно любящее своих родителей, которое, право ли, неправо ли перед ними, всегда отдается на их волю, зная наверное, что с ним всегда будет поступлено отечески, с любовью (10).

Воскресение

Истина воскресения Христова находится в самой тесной связи с истиной будущего нашего воскресения при кончине мира, так что если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес (1 Кор. 15, 13) (а кто столько маловерен, чтобы утверждать, будто Христос не воскрес?), и наоборот – если Христос восстал из мертвых, то и воскресение мертвых несомненно. Почему же так: воскресение Господа есть несомненный залог нашего воскресения из мертвых? Потому что, восстав из мертвых, Он стал начатком умерших или началом воскресения людей из мертвых; потому что как смерть через человека, так через человека (Господом) и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут… первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его (1 Кор. 15, 21–23) (2).

* * *

Тела наши по воскресении будут духовные, а не земные: все земное останется на земле. Станем же, христиане, памятуя такое будущее жительство свое, отрешаться постепенно от всего земного. В воскресении мертвых люди будут как Ангелы на небесах (Мф. 22, 30), такие духовные! Поэтому-то там не будет ни пищи, ни питья, ни одежд, ни воздуха, ни теплоты питающих, согревающих и поддерживающих наши тела, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17). Ныне земные тела наши землей и поддерживаются, то есть земными стихиями, но тогда все стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Пет. 3, 10). Итак, памятуя эти будущие перевороты в судьбе нашей, в телах наших и в жизни нашей и странно Бога вочеловечшася видяще, устранимся суетнаго мира и ум на Божественная возложим: сего ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет[15]. Тело духовное совсем иное, чем вещественное, стихийное. Будет Бог все во всем (1 Кор. 15, 28) (7).

* * *

Мы всякий день умираем душами через свои грехи, но можем и воскресать, и некоторые из нас и воскресают всякий день и всякий час, и на одном часе – много раз через веру и сердечное покаяние перед Сердцеведцем Богом. Грех, умерщвляющий наши души, крайне живуч, лукав, деятелен, всякую минуту влечет нас в плен, смущает, омрачает, теснит, палит, расслабляет, оскверняет и умерщвляет наши души, преданные миру, а не Господу. Но хотя грех иногда сладок, а умирать из-за него душой никому не хочется, и всякий грешник желает и ищет приволья и сердечного простора и веселья, но нечестивым нет радости, говорит Господь, только неповинным сердцам свойственна истинная радость; скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое (Рим. 2,9). Чтобы избавиться грешнику от скорбной тесноты или от смерти греховной, нужно примириться с Богом, Которого он прогневал и непрестанно прогневляет грехом, от Которого сам удаляется в страну далече, к диаволу. Нужно искреннее покаяние, и как мы постоянно согрешаем, то нужно постоянное покаяние тайное перед очами Божиими и в известное время открытое, перед священником. Через покаяние умирающая душа воскресает столько раз, сколько грешник, согрешая, кается сердечно, так что если сто раз человек умрет на день грехом и сто раз покается искренно, то сто раз и воскреснет (8).

* * *

Удивительно, как ныне могут некоторые глумиться, слыша о воскресении, ныне, когда воскресение мертвых сделалось для нас так несомненно, как несомненен нынешний день! Впрочем, не будем дивиться: так поступают христиане только по имени, но язычники по делам, рабы чрева, богатства неправедного, поклонники мира сего, для которых нет высшего удовольствия, кроме удовольствия гортани, вкушающей сладкие брашна и напитки, кроме удовольствия поклонения золотому тельцу. Но им и конец будет по делам их. А мы посмотрим на величественное зрелище, как Жизнодавец наш воскрешает дочь Иаира (9).

* * *

Вот вам урок о воскресении, затвердите его хорошенько, помните, что вы воскреснете. И только? Нет, и живите по-христиански, чтобы достигнуть блаженного воскресения: будьте воздержны и целомудренны, терпеливы, незлобивы, смиренны, снисходительны, милосерды, единодушны. Друг друга подвизайте, друг друга влеките в Царство Небесное (9).

* * *

Господь касается нашего сердца Своей благодатью через Слово Божие, проповедуемое в церкви, или через добрый совет близких к нам, или через мысль благую, Им посылаемую в нашу омраченную грехами душу, или касается нашего грешного тела какой-либо посылаемой Им болезнью, или посещает нас какими-либо потерями, например, потерей близких родных, потерей своего имущества, или Он угрожал нам близкой опасностью вдруг потерять жизнь свою на суше или в море, или другим чем подействовал благодатно на нашу душу. И что же? Мы – духовные мертвецы – весьма часто от этого оживали, то есть начинали чувствовать суету, тленность всего земного и необходимость для души истинной живой веры в Бога и дел добродетели, которыми прежде пренебрегали, начинали сердечно раскаиваться в прошедшей беспорядочной жизни, появлялся у нас дух сокрушенный и сердце смиренное, мы умилялись при мысли о великом долготерпении Божием над нами, считали себя величайшими грешниками, оплакивали свои заблуждения и твердо решались и начинали вести жизнь совсем другую, богоугодную. И вот здесь-то совершается чудо, весьма подобное тому, которое было с умершим сыном вдовы наинской. Сел юноша, – то есть восстает наша душа от греховного сна, начинает говорить слова спасения, – стал говорить (см. Лк. 7,15), – и Господь отдает ее, воскрешенную от духовной смерти, матери ее, то есть Церкви Святой, которая есть мать наша, для духовного воспитания и руководства ее к будущей жизни (9).

* * *

Воскресение Христово из мертвых, ежегодное, торжественное, всерадостное, и еженедельное празднование его уверяет всех очевидно и, так сказать, осязательно в будущей жизни, в жизни душ наших по смерти и в будущем общем воскресении тел наших из персти земной и в их дивном преображении по образу воскресшего Тела Христова. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан (1 Кор. 13, 12) (10).

* * *

И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно… но Бог дает ему тело (1 Кор. 15, 37–38). Ты недоумеваешь, как тело, рассыпавшееся в земле, воскреснет. А как воскресает из земли семя, например, мака, пшеницы или другого чего? Это семя также умирает в земле. Как же оно оживает, воскресает, и с таким избытком? Бог дает ему, говоришь, тело. Воздай же славу Богу всемогущему, Который из земли сотворил и творит все органические и неорганические тела на земле, а потому и рассыпавшиеся в земле подобным же образом восстановляет. Дать тебе тело, цветущее нетленной красотой, для Него такое же обыкновенное дело, как весной от сгнившего осенью и зимой корешка, например, макового цветка, давать новый цветок. Смотри на свое бессмертие в будущей жизни как на самое обыкновенное для Творца дело, которое предопределено от сложения мира и – так же не может не быть, как в порядке природы не может не следовать за зимой весна. Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин. 5,25) (10).

Воспитание

Учившаяся и недоучившаяся молодежь редко ходит в церковь, вообще не ведет дела воспитания своего духовного, считая его как бы не нужным и отдаваясь житейской суете. На это надо обратить внимание. Это плод гордости, неразвитости духовной. Считают посещение храма и богослужения общественного делом простого народа и женщин, забывая, что в храме со страхом служат вместе с человеками Ангелы и вменяют это себе в величайшее блаженство (1).

* * *

Невелика заслуга человека пред Богом родить подобного себе или самому родиться. Это дело Божие, дело естества или природы, свойственное и всем животным. Есть много таких родившихся, которым бы лучше не родиться, – таковы все злодеи, нераскаянные богоотступники, еретики, убийцы, самоубийцы, пьяницы, прелюбодеи, каковым был и царь Ирод, сребролюбцы, лихоимцы, изменники правой вере, цареубийцы, ненавистники и ругатели своих родителей и прочие. Нет заслуги в том, чтобы родить или родиться. А заслуга перед Богом – воспитать ребенка и сделать его или самому человеку стать добрым членом семьи, преданным членом государства и добрым, верующим христианином (3).

* * *

Христианин неизменно должен заботиться о своем духовном воспитании, для которого он и возродился во святой купели Духом Святым, и воспринял пакибытие духовное, и запечатлен миром или печатью Духа Святого, и удостоился права причащения пречистой Крови Христовой. По намерению Божию Святая Церковь есть первая и самая законная воспитательница христианских душ. Нет важнее дела, как дело воспитания христианского. Посудите и поймите сами, как дороги для Бога эти разумные души бессмертные, искупленные Кровью Самого Сына Божия, призванные от тьмы неведения к свету Боговедения Самим Господом, обрученные и сочетанные Господу, как чистые девы Пречистому Жениху! Как дорого спасение этих душ, которым Он предлагает в пищу и питие Свое пречистое Тело и пречистую Кровь, которых Сам взялся духовно воспитывать через эти дивные, страшные, животворящие и боготворящие Тайны! Занимайтесь все своим духовным воспитанием со всем вниманием и усердием; занимайтесь богомыслием, молитвой, самоиспытанием, самоосуждением, всесторонним исправлением себя, упражняйтесь в добродетелях кротости, смирения, послушания, терпения, милосердия, целомудрия, простоты, незлобия и отсекайте все греховные помыслы, вожделения, привычки, страсти (10).

Враг

Жалеть надо всякого злого человека, а не злиться на него и не угождать тем сатане, просто взирать и на всякого врага как на создание Божие, как на созданного по образу Божию и как на член свой и не дышать на него злобой, то есть не быть диаволом, ибо человек злящийся есть диавол в то время, когда он злится. Надо быть всегда кротким, незлобивым, благосердым, терпеливым, как бы не замечающим злобы в других, надо побеждать благим – ласкою, благотворением – злое или злых людей. Избави Бог от злой подозрительности, при которой все в ближнем обращают в худую сторону: движение, жест, взгляд, голос, поступь, каждое слово (7).

* * *

Старайся все делать напротив того, чего хочет враг бесплотный. Он побуждает тебя к гордости, к самохвальству и осуждению брата – ты смирись до земли и пепла и осуждай как можно строже себя самого, а брата восхвали в сердце. Если брат твой по действию врага обходится гордо и злобно, ты обходись с ним смиренно и с любовью. Если враг побуждает тебя к скупости – будь щедр с доброхотством. Так поступай во всех подобных случаях, и заслужишь великую благодать Божию и сам собственными сердечными очами увидишь ее. Нет у тебя внутренней силы поступать так, враг силен, говоришь ты: проси же в молитве Всесильного на всякое время и на всякий час, и Он поможет тебе (7).

* * *

Все делай напротив того, что враг внушает: он внушает ненавидеть обидящих нас – ты люби их, ругающих благословляй и взимающих твое не истязуй и с охотой сам отдавай, когда хочешь смеяться – плачь, когда находит уныние – старайся развеселиться, когда зависть – радуйся чужому благополучию, когда борет противоречие, непокорность – немедленно покорись, согласись, когда блудные помыслы – поревнуй о чистоте сердца, представь высокое достоинство христианина, обоженного во Христе Иисусе, что члены наши – члены Христовы, когда гордость – смирись, когда злоба – будь особенно добр, когда раздражительность – сохрани спокойствие, когда скупость – будь щедр, когда рассеянность – немедленно запри чувства от всего внешнего и размышляй о едином на потребу, когда сомнение, маловерие, неверие – призови на помощь особенно сильную веру, припомни примеры веры или верующих Ветхого и Нового Завета и чудеса, совершенные верой, и проч. Делай так и не поддавайся врагу, мечтателю, ибо все страсти, пристрастия, прихоти – его мечта (8).

Вражда

Диавол с лукавством побуждает нас, вместо того чтобы раздражаться на него самого, внушает нам замечать грехи ближнего, чтобы нас озлобить, раздражить против человека, возбудить презрение к нему, и таким образом держит нас во вражде с ближними и с Самим Господом Богом. Потому надо презирать самые грехи, погрешности, а не ближнего, делающего их по наущение диавола, по немощи, привычке, ближнего же жалеть, с кротостью, с любовью вразумлять его как забывающегося или как больного, как пленника, невольника своего греха. А злоба, презорство[16] наше к согрешающему ближнему только увеличивает его болезнь, забвение, духовный плен его, а не уменьшает, да и нас делает как бы умопомешанными, больными, пленниками собственных страстей и диавола – их виновника (6).

* * *

Лучше не передавать укорных слов, посылаемых к нам от кого-либо, а умолчать об них или передать, хотя ложно, слова любви и благорасположения, тогда дух наш пребудет спокоен. А передавать слова вражды и зависти весьма вредно, они производят нередко в нетерпеливых и самолюбивых людях, к которым относятся, бурю душевную, возбуждают угасшую вражду и производят раздор. Надо иметь христианское терпение и мудрость змиину (7).

* * *

Всеми мерами избегай случаев, поводов, слов, питающих вражду, и всяким случаем, поводом пользуйся к оказанию любви искренней и святой: в первом случае мало-помалу искореняется враждебное настроение души, во втором случае питается и утверждается любовь. Ни на минуту не имей злого сердца, всегда будь любезен ко всем, побеждая свое злое расположение любовью, все терпящей и все побеждающей, избегай упрямства, своенравия и противления ближним, не поставляй на своем, чтобы исполнить свой злой каприз, чтобы намеренно повредить кому-либо (7).

* * *

Великое благо, великая добродетель незлобие перед Богом и людьми: оно покрывает множество грехов… Не будем слушаться диавола, научающего нас питать зло на ближнего, а будем в простоте сердца прощать обиды, причиняемые ближними, тоже по наущению врага. Никто да не мыслит зла друг на друга, никто да не увлекается злой подозрительностью касательно ближнего, ибо это прелесть врага нашего спасения, всемерно усиливающегося разрушить в нас союз любви и братства и насадить демонскую вражду и неприязнь (8).

Время

И время течет не останавливаясь, и тело мое при жизни еще постоянно меняется и преходит, и мир весь, как видно по его движению, тоже преходит и как будто поспешает к предположенному концу своему, как заведенная машина. Где же постоянное? Постоянное – то, что все это движет и направляет к своим целям, постоянна первая причина всего сложного и сотворенного, которая сама не сложна и потому непреходяща, вечна, постоянны еще созданные по образу первой Вины духи Ангелов и человеков. Все остальное – мыльный пузырь. Не унижаю этими словами творения, но говорю так о нем сравнительно с Творцом и с блаженными духами (6).

* * *

Время дано каждому из нас от милосердого Спасителя одуматься, раскаяться, исправиться, запастись с избытком елеем милосердия и всякой добродетелью, чтобы не постыдиться на суде. Итак, озаботимся приобрести ангельскую кротость и незлобие, любовь и милосердие, терпение и долготерпение, смирение и покорность, воздержание и чистоту и будем убегать противных этим добродетелям качеств. Такие добродетели и в этой жизни приобретают нам благословение Отца Небесного, а в будущей они поставят нас одесную Всевышнего Судии (8).

* * *

Если не хотим сохнуть, как проклятая Господом смоковница или как трава, и в огонь вечный быть брошенными, постараемся, возлюбленные братия, приносить Насадителю нашей жизни плоды добрых дел, пока имеем время, силы, средства, случай. Может быть, придет время, когда и хотели бы сделать добро, но это будет невозможно. Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал. 6,10) (14).

Всемогущество Божие

О, божественная сила веры! Господь уверяет, что, если мы имеем хотя небольшую веру в Господа как всемогущего и всеблагого Творца мира видимого и невидимого, и тогда мы можем делать при ее посредстве чрезвычайные дела, например, переставлять горы с места на место. В самом деле, что стоит это для всемогущества Божия? Если земля, которой тяжесть по причине огромного количества весу почти невозможно исчислить, держится в пустом пространстве мира, ничем не поддерживаемая, если бесчисленные миры, большая часть которых превосходит величиной нашу землю, также вращаются, подобно легким мячам, в пространствах неба силой притяжения и отталкивания, то не пойдет ли со своего места по слову разумной твари, преданной своему Творцу и верующей в Его бесконечное могущество, какая-нибудь земная гора, какая-нибудь масса земного вещества? Духу естественно повелевать вещественной природой: он бесконечно выше, благороднее и могущественнее ее, по крайней мере таким он создан и таким быть должен. Только по грехам нашим вещественная природа вышла из-под нашего подчинения, не слушает нас, иногда даже враждует против нас. Возвратим себе первобытное господство, сделаемся по живой вере едино с Господом, Творцом мира, тогда мы увидим, что значит человек верующий, святой, богоподобный: он делается как бы богом (2).

Второе пришествие

Господь, по-видимому, медлит вторым, славным пришествием Своим для того, между прочим, чтобы больше народилось сынов Царства Небесного. Какое благодеяние Господа для меня, что Он и мне, недостойному, дал время появиться на свет до славного Его пришествия, после которого уже не будет рождающихся. А как я рассуждаю, так будет рассуждать и всякий: всякому хочется насладиться бесценным даром жизни. Еще для того медлит, что Он не хочет смерти грешника, но чтобы все в покаяние пришли и спаслись (10).