В
Телесно мы не видим Христа Господа, но верой мы несомненно зрим Его повсюду: и со Отцом сидящего на небесах, и обитающего на земле в Своей Церкви Святой, согласно словам Давида: Господь – на небе престол Его (Пс. 10, 4), и живущего среди Своих верных рабов: Господь – вокруг народа Своего (Пс. 124, 2), и особо присутствующего в каждом из нас. Всегда я видел, – сказано, – Господа пред собою, ибо Он одесную меня (Пс. 15, 8) (1).
Согласно словам святого Амвросия: «Вера имеет постольку, поскольку человек верует». Кто мало верует, тот мало и получает, а кто больше верует, тот и получает больше. Кто верует, что в нем совершится Промысел Божий, это будет, а кто не верует – не будет. Если кто, усердно и прилежно молясь, верует, что молитвы его слышит Бог, то действительно Он и слышит, а кто не верует, того не слышит. Если кто верует, что получит то, чего просит, то получит это, если же не верует – не получит. «Вера имеет столько, сколь человек верует» (1).
Золотом покупаются дорогие вещи, и за червонец веры чего только не купишь! Если бы твое духовное золото веры было так велико, как зерно горчичное, то ты купил бы себе такую силу, которой мог бы и горы переставлять: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет (Мф. 21,21).
Этим золотом наши предки покупали что хотели. Захотели покорить себе монархии всего света: Верою побеждали царства. Захотели возрасти в достоинствах и, взойдя наверх добродетели, заслужить звание праведников:
Верою творили правду. Захотели получить от Бога обещанное: Верою получали обетования. Захотели укротить свирепых зверей, львов и леопардов: Верою заграждали уста львов. Захотели быть храбрыми рыцарями, чтобы победить неприятелей: Верою укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих. Захотели, наконец, видеть мертвых встающими из гробов, и это получили: Верою получали умерших своих воскресшими (Евр. 11, 33–35). Вот какие дорогие вещи покупали они золотом веры! (1)
[Апостол Павел], изливая в главе одиннадцатой все свое богодухновенное и благоразумное добровещание на восхвалении святой веры, называет ее прежде всего священником, иереем, ибо ради нее Бог принял Авелевы жертвы. Вера – это молодость без старости, ибо Енох, восхищенный ею, до сих пор живет и не состарился. Вера – это ковчег, в котором спасся Ной. Вера – это материнство чадородное, ибо верою Сарра родила Исаака. Вера – это и живая, бескровная жертва, ибо верою Авраам принес сына своего Исаака в жертву живую, не пролив его крови, и была для него вера ножнами для ножа, которым он хотел заколоть своего сына. Вера – это умное око, ибо знает, как нужно благословить Иакова и как Исава. Вера – пророк, ибо ею Иосиф предсказал освобождение израильтян из Египта. В Моисее вера была страхом и бичом на фараона и весь Египет. Вера – дно морское, проведшее Израиля посуху. В Иисусе Навине вера – штурм, ломающий стены Иерихонские.
О, как много великих похвал святой вере написал апостол! Посмотрим же еще со вниманием, как апостол заканчивает свои похвалы: Верою Раав блудница… не погибла (Евр. 11, 31). Вера, говорит он, единственное спасение грешнику или грешнице: Верою Раав блудница… не погибла.
Кто-нибудь здесь мог бы сказать святому Павлу: «Святой Павел! Не изнемог ли ты, писав похвалу вере? Посмотри, хорошо ли ты пишешь и говоришь, когда окаянную нечистую жену-блудницу приравнял к верному Авелю, к чистому Эноху, к богоугодному Ною, к достойным патриархам Аврааму, Исааку и Иакову и к прочим святым праотцам? Неужели ты не мог пропустить ее, не вспоминать, не сравнивать с такими великими святыми и не ставить в один лик, в одно число блудницу и Божиих угодников?
Павел же святой, изрекший, что верою Раав блудница… не погибла, то как бы удивляясь, то радуясь и торжествуя о спасении грешницы, присоединяет и такие слова: И что еще скажу? (Евр. И, 32), – то есть что можно сказать больше? Что может быть удивительнее и славнее того, что и блудница среди святых, нечистая причтена к чистым, враждебная Богу – в числе угодников Божиих?..
Слушай же это, всякий грешник, и уповай! Вот твердая надежда на милость Божию для грешника, восстающего от грехов! Тотчас отбрось грех, сломай твой злой обычай, оплюй греховные страсти, попри их ногами, восстань покаянием, обратись к Богу, начни каяться, начни же тотчас, не откладывая, и скажи: Сказал я: ныне я начал (Пс. 76, И). Тогда сам апостол Павел поставит тебя наравне с великими святыми, как блудницу Раав поставил с Моисеем, Авраамом и прочими (1).
Верою и любовью, как правыми путями, все мы, христиане, пойдем за Христом, пойдем верою и при этом с добрыми делами.
Где-то о вере рассказывается такая история. Некогда все добродетели собрались в одно место и составили совет, как бы разделить между собой доброго человека, подобно некоему богатству, чтобы каждая добродетель имела в человеке особую часть и место, в котором бы она сидела, как в своем собственном доме. Благоразумие и мудрость взяли себе голову и сели в мозгу. Богоугодное молчание село в устах: Положи, Господи, охрану устам моим (Пс. 140, 3). Покаяние взяло себе волосы, чтобы ими вместе с Марией Магдалиной отирать ноги Христовы. Послушанию достались ноги, а терпению дан был хребет. Пост сел в желудке, а воздыхание к Богу село в груди. Честности было дано место в лице человеческом, а целомудренному стыду— в очах. Любовь Божественная объяла сердце: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим (Мк. 12, 30), а вера святая, как первейшая добродетель, взяла для себя в человеке две части: уши и руки. Уши взяла для того, чтобы была слышима, руки же для того, чтобы была исполняема и совершаема. Место веры в слухе, согласно словам апостола Павла, который говорит: Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. Как веровать в Того, о Ком не слыхали? (Рим. 10, 14, 17). А то, что место веры еще и в руках, это означает, что она проявляется в делах. Покажи мне, – сказано, – веру твою без дел твоих, ибо вера без дел мертва (Иак. 2,18,20).
Итак, верой, как первейшей добродетелью и первейшим путем, мы и пойдем за Христом вместе с добрыми делами…
Назвав святую веру первейшей добродетелью и первейшим путем, я немного усомнился… какой путь самый первый, какая добродетель первейшая: вера или любовь? Ведь как без веры, так и без любви спастись невозможно, ибо и любовь имеет свою все превосходящую высоту, согласно написанному: любовь больше всех (см. 1 Кор. 13, 13) (1).
Вера достигает лицезрения Божия, надежда достигает получения тех благ, которых не видел глаз (1 Кор. 2, 9), любовь же достигает самого сердца Божия, которое есть источник и начало всякой любви (2).
Поистине драгоценен тот жемчуг, без которого невозможно как быть христианином, так и получить спасение. Апостол говорит: без веры угодить Богу невозможно. И еще: праведный верою жив будет (Евр. И, 6; Рим. 1, 17). Следовательно, подобает купить этот жемчуг, продав все (2).
Невозможно кому-либо исцеление или дарование какое от Бога без веры получить. Врач душ и телес, Сын Божий, исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях, веры всюду требовал, и по вере подавал излечение (Мф. 4,23; 9, 29). Так в Капернауме по вере сотника исцелил Он слугу его: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час (Мф. 8,13). Так и кровоточивой: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя, – и спасена была с того часа (Мф. 9, 22). Так же двум слепцам: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их (Мф. 9, 29–30). Также хананеянке: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему (Мф. 15, 28). И многих иных по вереях спас.
О, сколь сильна к получению прошения вера в молитве!
Удивляется святой Киприан, вспоминая разбойника на кресте: как такой грешник, всю жизнь свою в убийствах и прочих беззакониях проживший, при кончине своей краткою молитвою рай себе отверз, и спрашивает Господа: «Что даровал, Господи, Стефану, большее разбойника сего? Что большее принял возлюбленный ученик Твой, который возлежал на перси Твоей на вечери? Чем более упокоены Павловы поты? Чем столь многих святых многообразные муки, раны и смерти вознаградились? В один час тому разбойнику воздалась та мзда, какую они столькими трудами и скорбями получили».
Но не дивись, святой Киприан! Я тебе слова твоего небесного сожителя в ответ приведу, святого Амвросия, который говорит тебе, как верой великой, хоть и в малой молитве, райскую себе разбойник дверь отверз. Ибо когда Господь наш во время Своего вольного страдания был всеми оставлен, когда и обещавшим с Ним умереть Петром отвержен был, тогда лишь один разбойник веровал Ему и, исповедуя Его, Господом Царствующим нарек: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк. 23,42).
Здесь можно было видеть великую веру разбойника: когда у всех вера оскудела, когда все веровавшие соблазнились о Христе, он не соблазнился, но с верою Ему помолился, за что и услышал: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23,43)…
Слышим ли, что вера может? Так будем стяжать и мы ее себе в молитве нашей, чтобы смогли получить просимое.
Сам Господь наш учит нас: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам (Мк. 11, 24). И Иаков святой наставляет: Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что- нибудь от Господа (Иак. 1,5–7) (3).
Веруй в Бога, веруй Богу; воздержание всегда во всем имей. Постоянно помни о смерти и об изменении всех вещей, и ничто в мире не будет обладать тобой (3).
На чем утверждается вера?
На откровениях Бога, на том, что Бог открыл через пророков и
апостолов, ибо видимое не может быть предметом веры, как написано: блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20,29) (3).
Вера – это извещение уповаемых, обличение невидимых вещей. Вера есть не что иное, как только веровать в то, чего не видим (3).
Что же подвигает Бога на неумолимый суд? Ничто так не подвигает, как то, что человек после покаяния снова возвращается к злым делам, утешая себя надеждой на новое покаяние и прощение, и безбоязненно грешит в надежде на Божие милосердие.
Послушаем, что говорит Писание в книге Иисуса, сына Сирахова: От двух скорбело сердце мое, а при третьем возбуждалось во мне негодование: если воин терпит от бедности, и разумные мужи бывают в пренебрежении; и если кто обращается от праведности ко греху, Господь уготовит того на меч (Сир. 26, 24–26). Вот мы слышим: возвращающийся от правды, то есть покаяния, которое оправдывает человека, возвращающийся на грех надвигает на себя гнев Божий и предается мечу вечного наказания. Человек, возвращающийся ко греху, вторично распинает Сына Божия и попирает Его драгоценнейшую Кровь, пролитую за спасение мира (1).
За прощение прежних наших грехов мы, окаянные и злонравные, возвращаясь к прежним нашим грехам, вместо воздаяния или благодарения Христу Богу нашему снова приносим Ему распятие, снова убийство, как будто для того только мы и были разрешены от прежних наших грехов, чтобы теми же и даже более тяжкими грехами снова прогневать Бога нашего. А что злее этого? Что хуже? Что ужаснее? Покаялся ли Саул в своем грехе, получил ли прощение: о том мы не читаем, но зато знаем, что он был совсем оставлен Богом и погиб душой и телом, пронзив самого себя мечом.
Будем ли и мы в состоянии прийти к истинному покаянию, получим ли мы снова прощение грехов, – об этом не знаем, Бог знает, уж не оставил ли Он нас навсегда? Не приготовил ли для нас меча вечного наказания?
Убоимся же и мы, братия, возвращаться к прежним нашим злым делам, не будем даже и думать о них, чтобы не подвергнуться нам еще более ужасным мукам. Каждый из нас пусть говорит своей душе: вот, ты выздоровела по благодати Божией через святое покаяние, не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5,14) (1).
О люди, святой верой во Христа просвещенные! Если кто из вас желает получить в будущей жизни сие утешение, чтобы видеть лицом к лицу Христа в Небесном Царствии, будьте праведными и благочестивыми в настоящей этой жизни. Ибо не погибнет надежда праведных, благочестивых не минует воздаяние, которое есть Сам Христос, Спаситель наш, наследие всех любящих Его, как Сам Он говорит в Святом Писании: Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых (Числ. 18, 20) (1).
Воздержание считается основанием всех добродетелей, как об этом читается во второй молитве к Пресвятому Духу: «Облецы мя во утробу щедрот, и во основание всех добродетелей воздержание» (1).
На пиру Жениха Небесного, Христа Спасителя нашего, возле целомудренной чистоты сидит святое воздержание и поддерживает чистоту, ибо чистота ослабевает без воздержания, утверждаясь же на воздержании, она сильна. Итак, возле чистоты на пиру Христовом сидит воздержание, а сидя, соблюдает пост. Оно если ест и если пьет, то во славу Божию ест и пьет, а не для угождения чреву. Хотя оно и ест, однако же встает от трапезы несколько голодным, и хотя пьет, однако же оставляет в себе немного жажды. Ест оно не до пресыщения, пьет не до опьянения и только немногим не сравнивается с постящимся. Что же касается того, чтобы нарушить церковный пост, то это оно считает тяжким смертным грехом, которого не попусти Боже! Оно знает нрав Жениха, Который постился в пустыне сорок дней и сорок ночей. Хотя о Нем завистливые и говорили иное: вот человек, который любит есть и пить вино (Мф. 11,19), однако же Он Сам воздерживался от всего и учеников Своих учил: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались обьядением, и пьянством, и заботами житейскими (Лк. 21,34).
Бахус, бог чревоугодия, с учеником своим Мартином Лютером говорит так: необходимо в полках не смотреть на пост и есть в посте мясо, чтобы солдаты были сильными на войне, крепкими в бою и не ослабели бы в сражении от поста и воздержания. Отвечая на это не сразу, я напомню историю с Гедеоном. Израильтяне в древности были весьма притеснены мадианитянами, и по причине многих бедствий они возопили к Богу. Смилостивился над ними Бог и дал им вождя – мужа сильного, именем Гедеон, который, собрав силу израильскую, пошел на Мадиама. Господь Бог велит ему не вести с собой большую силу для сражения, но избрать только лучших и храбрейших воинов.
Приблизившись ночью с тремястами избранных мужей к бесчисленной силе мадиамской, Гедеон по повелению Божию сам с одним только отроком ползком проник в мадиамский стан и, ходя в нем тихо, прислушивался. И вот слышит, как один воин, пробудившись от сна, рассказывает свой сон своему другу: «Будто тесто хлеба ячменного катилось от полка Гедеонова и прикатилось в наш мадиамский стан к мадиамской палатке, побило ее, опрокинуло, и упала палатка». На это друг его ответил: «Это не тесто, но копье Гедеоново: предаст Господь в его руки Мадиама и весь полк наш». Услышав это, Гедеон поклонился Господу, возвратился к своим, приготовился к битве и, напав на мадиамский полк, побил его и разогнал вконец.
Здесь я спрошу: почему к мадиамской палатке прикатилось, чтобы опрокинуть ее, не мясо, которое едят в полках, но хлебное тесто, и притом хлеба не пшеничного, но ячменного? То ячменное тесто, по объяснению толкователей, было знаменованием поста Гедеона, который, готовясь к битве, прилежно постился и молился, а в посте укреплял свое тело не мясом, не сладкими кушаньями, но ячменным хлебом, и Бог помог ему. Стыдись же, Бахус с Лютером, говорящий, что воины в полках ослабеют из-за воздержания от мяса. Император Феодосий Великий, ведя борьбу с Евгением, римским мучителем, много постился с молитвой, приготовляя себя к борьбе, – а ослабел ли он в борьбе, не съедав мяса? Так же поступал и Ираклий, ведя борьбу с персами.
Итак, лжешь ты, обжора и пьяница Бахус, и чужд ты пира Христова. Ты же, святое воздержание, хорошо сядь здесь на браке Жениха своего (1).
И для отцов великая слава, когда дети преподобны, и для владык немалая честь, когда рабы исполнены страха, а бесславие и безначалие каждому весьма противны, потому что естественный путь людей – образ Божий, обретение прекрасной жизни и получение благ, а привнесенный извне путь – путь злой, бывший причиной смерти. Вследствие этого через наши богопротивные вожделения и нерассмотрение умом своим Божиих дел и демонских козней против нас мы предаемся суете и соблазнам, падаем и смертью умираем. Ибо когда мы затемняем свое душевное око темнотой греховной тяжести, тогда впадаем в крайнее уныние.
Потому, пока тьма страстей еще совсем не покрыла сердечных очей, пока душевная сила в совести побуждает к покаянию, пусть каждый – господин ли, или отец, или благоразумный человек, или восстающий из глубины греховной, из непотребных суетств и от подчинения злу или властью, или добрым советом, или законным предложением, – каждый из нас, люди Божии, пусть старается и стремится очищать всякую нечистую мглу молитвой, постом и воздержанием, как учит апостол: подвижники воздерживаются от всего (1 Кор. 9, 25) (2).
Пост и воздержание пусть будут у тебя предпочтены, если хочешь иметь правый разум и легко победить все страсти. Плотским сладострастием не порабощайся, чтобы не получить себе в том воздаяние и чтобы не изнурить свою жизнь во тьме бессловесия и мятежа (3).
Неумеренности и скудости во всем берегись, а меру правую и разумную во всем храни. Воздержание всегда имей во всем, если хочешь легко обрести душевный покой, на ином же пути никогда мира и покоя не обретешь. Если бы и пребезмерно сладка была бы пища, но исполнена яда смертоносного, то и сам знаешь, что не ел бы ты ее. Если бы ты смерти не желал вкусить, то не хотел бы и прикоснуться к таковым яствам (3).
Есть благим надежда и всякому труду и подвигу вечный покой и великое возмездие в грядущем веке (3).
Спрашивали некогда при греческом царе Никифоре: как нужно мыслить о спасении тех, которые на бранях за честь Божию и царскую и за целость христианства умирают? И разрешили вопрос этот так: если великое дело – умереть за одного человека, по словам Господа: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13), – то тем более великое дело – умереть за Бога и за Царя, то есть Помазанника Божия, и за все множество верных. Поистине, нет больше той любви, и они достойны венца мученического, как это и указано было во время бывшей некогда брани великого князя Димитрия с нечестивым Мамаем, ибо тогда были усмотрены сходящие с высоты венцы на полк православных воинов, храбро сражавшихся, которые подвигом добрым подвизались (2 Тим. 4,7), души свои за всех полагали. Такова честь и надежда у Господа Бога для воинства христианского, только бы сами они не теряли спасения своего какими-либо злыми делами!
К великому проповеднику покаяния, святому Иоанну Предтече, проповедовавшему покаяние во всей стране Иорданской, отовсюду приходили многие и поучались добродетели. Пришли к нему и воины, говоря: а нам что делать? И он отвечал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк. 3,14). Три заповеди этот великий учитель, святой Иоанн Предтеча, дал воинам: не обижать, не клеветать и быть довольными своим жалованьем. И прежде всего: никого не обижать, ибо обычно и как бы по природе свойственно воинам обижать других. Не даром где-то сказано: если где-либо услышишь рать, не проходи там, ибо не успокоятся, пока не сотворят зла. Для сидящих дома написан закон: Не убивай, не кради и прочее (Мк. 10, 19), а для ушедших на рать в полки как бы уже не существует закона; не спрашивай о нем.
Здесь вспомню о скрижалях Моисеевых: повелел Бог Моисею истесать две скрижали каменные, и истесал пророк, и принес их к Богу. Пишет Бог на сих скрижалях закон перстом Своим так: не убей; не укради; не прелюбодействуй; не лжесвидетельствуй; не пожелай чужого и прочее (см. Исх. 20,13–17). Взяв написанные Богом скрижали, сходит Моисей с горы к полкам израильским и слышит голоса ликующих, видит скачущих вокруг тельца; разгневался и бросил скрижали на землю, и разбились скрижали (см. Втор. 9, 17).
Как же они разбились? Разбились пополам, вдоль, и отпала та часть, на которой было написано «не», «не», «не». Другая же часть без «не» осталась особо, со словами: «убий, укради, прелюбодействуй, лжесвидетельствуй, пожелай» и прочее. Почему так? Потому что, когда разбились скрижали, отпала от каждой заповеди частица «не». Пришлось Моисею сделать и написать другие скрижали. А развращенные и особенно военные люди, думаю, найдя те разбитые скрижали, которые без «не», скрыли их у себя и даже доныне их держатся, убивая, грабя, прелюбодействуя, лжесвидетельствуя, желая чужого, обижая ближних.
О, если бы не было этого препятствия к спасению воинов, поистине нужно бы считать их в числе мучеников, полагающих душу свою за Христа и людей Христовых! (1)
Слышала ли любовь ваша об упомянутой птице, именуемой феникс? В «Лексиконе», в повествовании святого Епифания, пишется, что эта птица обитает в Аравии и Индии, живет без пищи и питья, живет не только ветром, но и воздухом, живет пятьсот лет. Потом в крайней своей старости собирает сучки и ветки от благовонных деревьев, от кедра, кипариса и прочих, возносит их на высочайшую гору и холм и, сев на том месте в самое знойное время, загорается и сжигается солнечными лучами в пепел. Ночью же от небесной росы в том пепле зачинается один небольшой червь, который, мало-помалу вырастая, превращается в малого птенца, а потом и в большую птицу, и таким образом снова появляется феникс и живет свое время. Это и есть образ нашего воскресения из гроба (1).
Господь наш Иисус Христос воскресил Лазаря от смерти телесной, но Лазарь снова умер, хотя и через много лет. Когда же Он воскресил душу грешной женщины, плакавшей у Его ног, то эта душа пребыла уже бессмертной. Та, которая, подобно скотам, служила бессловесным похотям, сделалась сообщницей Ангелов (1).
Воскресение Христово поучает нас воскреснуть от смерти душевной к добродетельной жизни, согласно слову апостольскому: как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6,4) (1).
И Иуда был чудотворец, пока не впал в грех сребролюбия. Преподобный Иаков Пустынник был чудотворцем, пока не впал в плотский грех с девицей, которую освободил от беснования. Иерей Сарпикий был мучеником, а как только ожесточился злобой и не простил брата, то тотчас был отвергнут от Христа. Подобно этому и душа жива и действенна, пока не отторгнется за грехи от Бога, когда же за грехопадение отторгнется от Бога, тотчас становится мертвой и недейственной. Такому мертвецу, то есть душе, умерщвленной грехами, не подобает ли воскреснуть? Подобает, и даже не однажды, но часто. Воскресение мертвых тел будет только один раз, которого мы ожидаем в последний день, согласно Символу: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века»; воскресение же души повторяется часто.
Что же является воскресением души? Святое покаяние, ибо как грех – это смерть для души, так покаяние – воскресение для души. Ведь и о блудном сыне, когда он с покаянием обратился к отцу, сказано: этот… был мертв и ожил (Лк. 15,24) (1).
Праздник Воскресения Христова учит нас воскреснуть от душевной смерти, то есть покаяться в грехах. Учит не просто воскреснуть, но воскреснуть по примеру Христа, как учит апостол: Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Рим. 6, 9). Подобно этому и мы в обновлении жизни должны ходить. Как Христос по Воскресении Своем уже не умирает, так и мы не будем возвращаться после нашего покаяния к прежним смертным грехам, ибо какая польза, омывшись от болота, снова лезть в него? Какая польза, выйдя из бездны, снова повергать себя в нее? Какая польза, исцелившись от язв, снова и еще ужаснее уязвлять себя? Какая польза, воскреснув покаянием от душевной смерти, снова умерщвлять свою душу грехами. Истинное воскресение души в том, чтобы, воскреснув однажды со Христом, больше не возвращаться к смерти и уже никогда не умирать (1).
Троякие полки врагов наших, воюющих против нас днем и ночью, это – мир, плоть и дьявол. Сначала дьявол, потом мир и затем плоть. Дьявол-искуситель со всеми кознями своими. Мир-прельститель со всей суетой своей. Тело – домашний враг со всеми своими греховными страстями. Сколь досаждают нам, теснят и творят пакости эти три вражеских полка, о том не нужно и говорить, ибо это знает каждый (2).
Если ты хочешь одолеть врагов своих без брани, победить без оружия, укротить без труда и покорить себе, – будь кроток, терпелив, тих, незлобив, как агнец, и ты одолеешь, победишь, укротишь и покоришь (2).
Если богатство всяких земных сластей притекает, не прилагайте (к нему) сердца, – говорит пророк (Пс. 61, 11). Зачем тебе кэтому прилагать свое сердце? Ибо это не навеки тебе дано и пользы тебе никакой не приносит, но только вред. Ибо не один раз ты испытал и познал, что всякая временная сладость приносит тяжесть, всякое плотское наслаждение связывает душу и творит ей мятеж (3).
Для каждой вещи ее время понимай и познавай, а не водись бессловесными похотями; безвременно же ничего не делай. Однако же и во время свое полагай воздержание во всем, всегда умей удерживать разумом бессловесные похоти, да не будешь всегда впадать во всякие злые грехопадения, скорби и печали. Ибо как великая боязнь и страх на необузданном коне ездить, так и душе твоей на плоти, необузданной разумом и воздержанием (3).
Будь, человек, горяч и усерден, всегда горя духом; не будь холоден и уныл, дабы не услышать тебе сказанного слова: Но, как ты тепл, а не горяч и нехолоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр. 3, 16). Тщись, трезвись, не расточай напрасно времени своей жизни, данного тебе на исправление твоей души, на стяжание вечных благ. Наблюдай, чтобы ни один день не проходил даром, ибо, если даром потеряешь его, другого потом не будешь иметь; если уже он прошел, так прошел, и погубленного времени снова возвратить не можешь. Поэтому не погубляй даром дней твоих, ибо не напрасно дана тебе эта временная жизнь, но для того, чтобы ты в ней каждый день постоянно поучался и преуспевал, исполняя подвиг добродетелей, празден же никогда не был (3).
Усердствуй, человек, усердствуй день и ночь, к Богу взывай в дни и в ночи, непрестанное попечение о себе имей, ибо теперь имеешь время, теперь имеешь час, другого же потом иметь не будешь, даже если бы и хотел. Не трать напрасно времени, данного тебе на стяжание вечных благ, ибо время малое, делам же нет числа. Торжище собирается лишь на время, потом расходится, торговля же сопряжена с трудом, потому тщись, трезвись, непрестанно о том попечение имей, чтобы не явиться тебе нагим в день Страшного Суда. Сегодня это исполни, завтра же то, и так никогда не переставай делать, никогда не будь празден. Помни, что ради временной славы, ради тленного богатства, ради суетных вещей сколько страдают люди, сколько трудятся, сколько заботятся. Почему же ты не заботишься о стяжании столь великих вечных благ? Почему не усердствуешь, но ленишься и почиваешь? Говорю тебе: усердствуй, трудись, тщись, пока имеешь время, пока есть час, да не погубишь напрасно времени, данного тебе на стяжание вечной жизни (3).
Не пренебрегай временем, данным тебе на стяжание вечных благ, ибо се, грядет Господь скоро с облаками, со славой и силой многой, воздать каждому по делам его, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь (Откр. 1, 7) (3).
Времени напрасно отнюдь не трать, делай только самые необходимые дела (3).
В первый раз Он [Христос] пришел как кроткий и незлобивый агнец, во второй же раз придет как грозный и мстительный лев. В первый раз Он пришел для того, чтобы подъять грехи всего мира и даровать всем прощение, во второй же придет судить грехи всего мира и каждому воздать по делам его. В первый раз Он пришел спасти грешников, во второй же придет осудить и погубить их. В первый раз Он пришел не неожиданно, но, во исполнение пророчеств, в определенный день родился от Пречистой Девы, пришел же тихо, без шума и молвы, как говорит Премудрость: когда все окружало тихое безмолвие и ночь в своем течении достигла средины, сошло с небес от царственных престолов… всемогущее слово Твое (Господа) (Прем. 18,14–15). Во второй же раз Он придет неожиданно, со страшным шумом. Тогда земля поколеблется, горы сотрясутся, мертвые восстанут из гробов, все дела рук человеческих сгорят, моря необычно взволнуются, небеса изменятся, звезды спадут и все стихии смутятся. В первое Его пришествие очи человеческие видели Его Младенцем, повитым пеленами, лежащим в яслях, носимым на Матерних руках и питавшимся сосцами, а во Втором пришествии мы увидим Его уже не младенцем, но Мужем, сидящим на Престоле со славой многой, разгневанным на беззаконных, потрясающим небо и землю и разоряющим всю вселенную.
О, сколь страшно будет Второе пришествие Господне!
Второе пришествие Господне обычно называется Страшным Судом, и по справедливости, ибо на нем будут судиться живые и мертвые (1).
Усмотрим суету величия, высокородства человеческого на земле. Поистине, при первом воззрении видим высокородное родство Христово по плоти. Видим то патриархов, то князей и храбрых военачальников, то царей. Патриархи – это Авраам, Исаак, Иаков. Князья и военачальники – Иуда и братья его, победившие многие полки супостатов. Цари – Давид, Соломон и их наследники. Воистину здесь великое высокородство. И почему каждый из высокородных князей и бояр не может хвалиться древностью рода своего, если Сам Христос захотел иметь Свое происхождение не от простого, а от высокого племени и повелел Духом Святым апостолу Своему Матфею написать книгу родства Своего вначале, чтобы и последующие роды знали, к сколь высокому роду принадлежал Христос.
Но если мы с рассуждением рассмотрим книгу родства Христова, то ясно увидим великую суету высокородства в этой смертной жизни и тщетность кипения им.
Кто был Авраам, Исаак, Иаков? Скотоводы и кочевники, переходившие с места на место, не имевшие ни своего города, ни селения, ни постоянного дома и обитавшие в шатрах в степях. Кто были Иуда и братья его? Рабы египтян, изготовлявшие кирпичи, созидатели стен. Кто были Фарес, Вооз, Соломон? Сыновья блудниц. Кто был Давид? Сын Иессея, вифлеемского поселянина, пастух овец. Кто был Иоаким, дед Христа по Матери? Житель одной бедной деревни – Назарета Галилейского: из Назарета может ли быть что доброе? – говорили евреи (Ин. 1,46). Кто был Иосиф, считавшийся отцом Христовым? Плотник.
Смотрите, сколь переменчиво мирское счастье: племя израильское сначала вознесено от гноища на высоту, далее до скипетра царского, потом с царского престола унижено до простолюдинства и от скипетра до топора плотника. Историю же тех событий изволил Бог, хотя и вкратце, явить нам в начале Своего Евангелия для того, чтобы желающие быть истинными слушателями Евангелия, подражателями и исполнителями его прежде всего усмотрели и узнали суету величества и чести, высокородства и славы человеческой, чтобы никто ничем не хвалился. Не хвалитесь, – говорит Писание, – не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; но желающий хвалиться да хвалится тем, что разумеет и знает Господа (1 Цар. 2, 3,10).
Самое великое благородство заключается в том, чтобы угождать Богу, чтобы иметь похвалу от Бога и людей за добрые дела и быть светлым добродетелями. Ибо какая польза быть великим по родству, а по делам очень малым, родством возвышаться до небес, а злой жизнью нисходить до бездны, подобно Капернауму, которому Христос сказал: И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься (Мф. И, 23)? (2)