Вы здесь

Символ веры. История догматов Христианской церкви Часть первая. Ересиарх (Сергей Шестак)

Ересиарх

1

По мнению историка Сократа, Арий (256—336) придумал новое учение. Епископ Александрии Александр (ум. 328) сказал пресвитерам, что Святая Троица является Единицей: Отец, Сын, Святой Дух – не три Бога, а один Бог, – Единица. А пресвитер Арий вдруг возразил ему грубо и нагло, что Иисус не равен Богу.

«Этими новыми умозаключениями он возбудил многих к исследованию вопроса, – и малая искра превратилась в великий пожар. Получив начало в Церкви александрийской, зло распространилось по всему Египту, Ливии и верхней Фиваиде и пожирало уже прочие епархии и города» (Сократ, 1: 6).

Сократ родился через пятьдесят лет после этих событий. Источник его информации – книга Евсевия Кесарийского «Жизнь блаженного василевса Константина».

«Вслед за этим, будто от искры, воспламенился великий пожар и, начавшись, как бы с главы, с Церкви александрийской, распространился по всему Египту, Ливии и за пределы Фиваиды» (Ж. К. 2: 61).

Руководитель ариан Евсевий Кесарийский считал причиной конфликта новое учение афанаситов. Глава книги называлась так: «О том, как, по поводу мыслей Александра, в Александрии возникли споры». Афанаситы изменили название главы: «О том, как, по поводу мыслей Ария, в Александрии возникли споры».

По Филосторгию, епископ Александр «измыслил» новое учение (Фотий, 1: 4). Сторонниками «учения Ария» были двадцать два епископа, в том числе епископ столицы Востока Римской империи Евсевий Никомидийский27.

Арий не смог бы заручиться поддержкой такого количества людей даже в том случае, если бы выступил по телевидению, выпустил газету с многотысячным тиражом. Его миссионерскому успеху позавидовал бы любой из апостолов. Сам Иисус Христос ему позавидовал бы! Арий отстаивал апостольское учение, распространённое повсеместно, – ничем другим нельзя объяснить, почему это учение, которое афанаситы приписали Арию, было хорошо известно в Египте, Ливии и Малой Азии.

Пожар начался с Рима: римляне (савеллиане) навязывали своё новое учение Востоку в течение века, начиная с 199 года; им удалось назначить своих епископов в Пентаполисе и Антиохии. Раздул пожар до вселенских масштабов язычник император Константин, озаботившись единомыслием христиан.

Со слов Евсевия Кесарийского, еретики утверждали, что Римский папа Виктор (189—199) был учителем ариан. А исказил истину якобы Зефирин (199—217). Евсевий назвал эту информацию еретиков клеветой. Виктор и Зефирин были афанаситами. Безбожная ересь о сотворении Иисуса появилась недавно. Вожди этой ереси – римский клирик Артемон (220) и епископ Антиохии Павел (262—272) (Ц. и. 5: 28).

Если бы Евсевий был автором этой информации, историк партии ариан Филосторгий не похвалил бы его книгу, а папа Геласий не проклял бы Евсевия.

Евсевий считал, что Римский папа Виктор был учителем ариан. А исказил истину Римский папа Зефирин. Редактор изменил слова Евсевия28.

Первоисточник «учения Ария» – сочинения руководителя Александрийского патриархата Александра, главного оппонента Ария.

Александр знал «учение Ария» от самого Ария. Тот излагал прихожанам апостольское учение открыто, без оглядки на светскую власть. Другие «учения Ария» ему не принадлежат. Их авторы – ариане, считавшие, что Иисус – это якобы самое первое творение Бога, что Бог и якобы Иисус создали Вселенную, что якобы Иисус неизменяем (никогда не грешил). А так же измыслили ариане и афанаситы по приказу императора Констанция: став единым правителем Римского мира, тот решил примирить ариан и афанаситов компромиссным Символом веры.

«Учение Ария» в изложении Александра. Документ первый: «Послание епископа Александрийского Александра к жителям городов» (Сократ, 1: 6).

Бог не всегда был Отцом. Сын не подобен Отцу. Бог сотворил Иисуса (Сына Бога, Слово Бога) из небытия. Было время, когда Сына не было. Сын – творение Бога. Иисус мог стать на сторону диавола: он изменчив, как все прочие люди. Он не знает Отца исчерпывающе: не может видеть Его в совершенстве, не знает Его сущности.

Документ второй: «Послание Александра, епископа Александрийского, к Александру, епископу Константинопольскому» (Феодорит, 1: 4).

Ариане «отвергают Божество Спасителя нашего и проповедуют, что Он равен всем людям… Он сотворён, как всякий человек». Бог создал разумных и неразумных существ. Они причислили к ним – Сына Бога. «И мы равно, как он, говорят эти нечестивцы, можем сделаться сынами Божиими». Любой человек может стать Сыном Бога и Словом Бога, если будет жить по заповедям Бога. Иисус доказал свою благонадёжность: отверг предложения диавола. Вот почему Бог назвал его Своим Словом и Сыном. «Если бы равную силу в этом показали Павел и Пётр, то их усыновление не отличалось бы от его усыновления». Они тоже стали бы сынами Бога, – как Иисус Христос.

«Арий дерзал называть Сына Божия одним из прочих творений» (Сократ, 2: 21).

Бог создал Иисуса раньше Авраама. Он не отличался от прочих разумных тварей. Как рядовой солдат может дослужиться до генерала, так Иисус поднялся от обычного человека до ангела высшего чина. Он пришёл на землю через рождение.

Руководитель церквей Востока империи Евсевий Никомидийский назвал учение о сотворении Иисуса – апостольским:

«Мы никогда не слыхали о двух существах нерождённых, никогда не учились и не веруем, будто одно разделяется на два. И это говорим мы не по собственным умствованиям, этому научились из Писания. Мы знаем, что он сотворён, основан и рождён… Если же то, что он называется рождённым, даёт некоторое основание думать, будто он произошёл из сущности Отца и имеет естество, одинаковое с Отцом, то мы знаем, что слово „рождённый“ прилагается Писанием не к нему одному, но и к другим. Из сущности Бога нет ничего: всё явилось по воле Его»29.

Назвав Ария автором нового учения, историки афанаситы Сократ, Созомен, Феодорит и Руфин солгали в глаза.

Арий считал себя и Евсевия Никомидийского православными христианами. Он назвал Александра «савеллианином», еретиком, – учеником римского богослова Савеллия, извратившего учение апостолов.

Александр считал себя православным. Он назвал пресвитера Ария и епископа Евсевия Никомидийского «лукианистами», еретиками, – учениками пресвитера Лукиана (ум. 311), основателя Антиохийской школы.

«В молодости он (Арий. – С. Ш.) посещал в Антиохии школу знаменитого Лукиана и оттуда принёс своё учение» (Л. Дюшен30).

Идеолог Римской церкви Епифаний Кипрский «называет Лукиана учителем ариан, а самих ариан именует прямо „лукианистами“; „все они, – замечает он о главных руководителях арианскаго движения, – вышли из одного гибельного общества“, разумея под этим общество учеников Лукиана» (А. А. Спасский31).


2

Пресвитер Лукиан, – уроженец города Самосаты, основатель Антиохийской школы, – учитель Ария и Евсевия Никомидийского.

Лукиан получил своё богословское образование в городе Эдесса у исповедника Макария (Димитрий Ростовский32).

«Главный труд жизни Лукиана – пересмотр и исправление греческого перевода (70 толковников) Ветхого Завета, а также всего текста Нового Завета. В его редакции Ветхий Завет был представлен в трёх параллельных столбцах, вмещавших в себе тексты еврейский, сирийский и 70-ти»33.

Лукиан пересмотрел греческий текст «Библии» после того, как обнаружил, что тот сильно испорчен «еретиками со злою целью. Ради этого полезного труда Лукиан предварительно изучил еврейский язык» (Димитрий).

«Труды Лукиана сохранились лишь в фрагментах… Большим авторитетом пользовалась его рецензия Библии. По существу она была одним из первых критических изданий… Святой Иоанн Златоуст цитировал Библию по рецензии Лукиана; она же была положена в основу готского перевода Ульфилы» (Мень34).

«Лукиан, муж красноречивый, пресвитер церкви в Антиохии, столько потрудился в изучении Писания, что некоторые экземпляры книг Писания доселе именуются „Лукиана мученика“» (Иероним35).

Пресвитер Лукиан умер мученически в 311 году. Император Галерий (305—311) предложил ему отказаться от Христа. Лукиан укреплял в вере осужденных с ним христиан, убеждал их не отрекаться от Христа, не бояться мучений и смерти.

«В исторических воспоминаниях писателей четвёртого века личность Лукиана занимает совершенно особое место: большинство говорит о нём не иначе, как с уважением к его нравственному характеру и высокой учёности, но в тоже время избегают передавать какие-либо конкретные факты из его жизни. Такое своеобразное положение Лукиана объясняется тем, что в течение некоторого времени своей жизни Лукиан был противником церкви (врагом Римского папы Дионисия (259—268). – С. Ш.), поддерживал человека, учение которого осуждено было соборами» (Спасский).

Лукиан поддерживал своего земляка – Павла Антиохийского, которого афанаситы называют Павлом Самосатским (они не желают называть его Павлом Антиохийским), уроженца города Самосаты, епископа Антиохии (262—272).

Павел Антиохийский учил, что Иисус – это рядовой человек, достигнувший совершенства сознательным воздержанием от греха. Если бы Иисус был изначально совершенным, как утверждают афанаситы, то в этом случае добродетель Иисуса не имела бы нравственной ценности.

«Как пророки были простыми людьми, находившимися под вдохновением Божества, но совершенно непричастными Божеской природе, так и Христос есть простой человек, который чужд Божеского существа и соприкасается с последним только через нравственные усилия своей воли» (Спасский).

Бог, возлюбив Иисуса, даровал ему силу чудотворения, передал суд и возвёл в Божеское достоинство. Иисус больше пророков, не потому что он изначально был больше их. Совершенство Иисуса – результат его собственных подвигов.

«Павел ставил особое ударение на этой стороне своего учения и видел в нём преимущество проповедуемого им воззрения… Заслуга Христа, по Павлу, и состоит в том, что, будучи по существу одинаков с прочими людьми, Он не только остался без греха, но борьбой и трудом преодолел грех наших прародителей» (Спасский).

Епископы Антиохийского патриархата знали учение Павла. Они единогласно избрали его своим руководителем. По мнению Спасского, Павел стал епископом при поддержке Пальмирской царицы Зенобии. Она возвела его в важные государственные сановники: назначила дуценарием – управляющим финансами.

Епифаний назвал Павла Антиохийского – Господоубийцей за то, что тот назвал Иисуса – творением36. «Каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мат. 7: 2). Епифаний был ангелоубийцей: лишил Иисуса нравственных подвигов, объявив его безгрешным.

«Несомненно, однако, то, что всех заблуждений Павла Самосатского Лукиан не разделял» (Спасский).

Павел и Лукиан считали, что Иисус – рядовое творение Бога и обличали заблуждения Римского папы Дионисия, ученика Савеллия. Моё доказательство этого – уничтоженные книги Павла и Лукиана. Павел отблагодарил Лукиана: рукоположил в пресвитера.

«Святой Лукиан оставил после себя Символ веры во Святую Троицу» (Димитрий).

По мнению Карташева, «Символ веры Лукиана», изложенный 97 епископами Востока на Антиохийском соборе в 341 году, не принадлежит Лукиану: «Наука не подтверждает буквальной принадлежности его Лукиану, но, может быть, в основе этой формулы и лежал какой-нибудь древний текст, связанный с Лукианом». Древние афанаситы тоже сомневались в этом: «Правду ли они говорили, или своё собственное сочинение возвышали авторитетом мученика, сказать не могу» (Созомен, 3: 5). Руководили этим собором ариане – Евсевий Никомидийский, Патрофил Скифопольский, Акакий Кесарийский (преемник Евсевия Кесарийского). А так же подписал этот Символ веры епископ Кесарии Каппадокийской Дианий (духовный отец Василия Великого).

Я разделяю сомнение Карташева и Созомена: Лукиан не имеет отношения к «Символу веры Лукиана».

Сначала ариане, недовольные Символом веры Первого Вселенского собора, навязанного идеологами Римской церкви руками язычника императора Константина, составили другой Символ веры на Антиохийском соборе в 339 году37. Ариане сообщили, что «Сын существует с Отцом, что Он единородный и Бог… а совечен ли и единосущен ли Он Отцу, или напротив, – этого не написали» (Созомен).

Неудовлетворённость Созомена понятна. Недостаточно назвать Иисуса – Богом. Ангелы высшего чина – тоже боги. «Бог встал в сонме богов; среди богов произнёс суд… Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрёте, как человеки, и падёте, как всякий из князей» (Пс. 81: 1—7). Чтобы Иисус был истинным Богом, Который создал Вселенную, Его надо назвать совечным и единосущным Отцу.

А затем ариане вдруг изложили другой Символ веры на Антиохийском соборе в 341 году. Сократ (2: 10) и Созомен (3: 5) назвали причину: они остались недовольными своим Символом, сочинённом в 339 году. Как я предполагаю, их заставил сочинить новый Символ веры император Востока Констанций, не желавший воевать с императором Запада Константом, который был сторонником афанаситов.

После смерти Константина Великого империей управляли три его сына – Константин II, Констант и Констанций. В 340 году Констант стал единым правителем Запада: Константин II объявил ему войну и погиб. «Повеяло аналогией единодержавия Константина Великого. Это заставило и Констанция, и весь восточный епископат не „задирать“ Запад, в том числе и римский, церковный» (Карташев).

Констанций решил, что он может разделить трагическую участь Лициния: в 323 году император Запада Константин Великий уничтожил императора Востока Лициния, обвинив его в преследовании христиан. Армия Констанция была слабее армии Константа. Вот почему он решил не «задирать» Запад.

Новый Символ веры, изложенный арианами в 341 году, «был согласен с учением» афанаситов, «если только в их словах не скрывается какой-нибудь неизвестной для меня мысли» (Созомен). Они опять не назвали Сына единосущным Отцу! Они назвали его неизменным по Божеству. И объявили это изложение «Символом веры Лукиана».

Почему Созомен сомневался в искренности ариан? Во-первых, он знал, что Лукиан был учителем ариан. Лукиан назвал Иисуса истинным Богом, – для Созомена это звучало анекдотично, примерно так же, как если бы кто-то серьёзно сказал арианам, что Афанасий Великий считал Иисуса творением. Во-вторых, Созомен, очевидно, знал, что император Констанций принудил ариан сочинить компромиссный Символ веры.

Со слов Филосторгия, каппадокийский ритор Астерий «извратил учение Лукиана, изустно и письменно утверждая, что Сын являет собой ничем не отличимый образ сути Отца» (Фотий, 2: 15). Следовательно, Лукиан учил, что природа Сына и природа Отца различны, как небо и земля.

Участники Антиохийского собора, сочинившие «Символ веры Лукиана», прокляли ариан: кто утверждает, «что есть или было время либо век, когда Сына Божия не было, тот да будет анафема» (Сократ. 2: 10). Как я предполагаю, этого уточнения не было в оригинальной рукописи: не мог Евсевий Никомидийский, руководитель этого собора, проклясть себя. Возможно, Сократ пользовался рукописью, переписанную афанаситом Василием Анкирским, объявившим в 359 году этот Символ веры апостольским. Если бы это уточнение было в оригинальной рукописи, Созомен, наверное, не предположил бы, что участники собора могут скрывать неизвестные для него мысли.

Согласно учению Павла Антиохийского, Иисус – рядовой человек. Совершенство Иисуса – результат его собственных подвигов. Добродетель Иисуса не имела бы нравственной ценности, если бы он был безгрешным.

Проповеди Павла Антиохийского вызывали «восторг; паства с энтузиазмом приветствовала его на богослужебных собраниях; слушатели его проповедей вскакивали с места, махали платками, громко одобряли, вскрикивали от удивления; некоторым казалось, что их епископ не простой человек, а ангел, сошедший с неба» (Спасский).

Почему христиане, слушая проповеди Павла, вскакивали с мест, громко одобряли, вскрикивали от удивления? Потому что Павел, со слов Руфина (редактора книги Евсевия) наказывал тех христиан, которые не выражали свой восторг.

«Церковные собрания он превратил в диковинные представления… Он хлопает рукой по бедру, топает ногами на кафедре… престол и кафедру он приготовил себе высокие, не подобающие ученику Христову… Он высокомерен и горделив… его окружает множество телохранителей… держит у себя дома двух цветущих красавиц, берёт их с собой, куда бы ни отправлялся, и роскошествует до пресыщения» (Ц. и. 7: 30).

Евсевий Кесарийский критикует Павла Антиохийского, – по моему мнению, это небылица Руфина. Евсевий был единомышленником Евсевия Никомидийского, Ария и, следовательно, их учителей – Лукиана и Павла Антиохийского.

Руководитель Александрийского патриархата Александр объявил «нас людьми безбожными и изгнал из города – за то, что мы не согласились с ним, когда он всенародно говорил: Бог всегда, Сын всегда… Поэтому брат твой, Кесарийский епископ Евсевий (автор „Церковной истории“. – С. Ш.), Феодот, Павлин… и все пастыри востока, говорящие, что Бог безначально предсуществует Сыну, преданы анафеме» (Арий38).

Савеллиане завидовали блестящей карьере Павла: сын бедных родителей, «нищий», «необученный никакому ремеслу и вообще ничему полезному», он стал сказочно богатым, нажив безмерное состояние святотатством и беззаконием.

Царица Зенобия не назначила бы неграмотного человека управляющим финансами. Успешная светская и церковная карьера Павла свидетельствует о том, что тот был незаурядным человеком, обученному всякому ремеслу и вообще всему полезному.

Учение Павла было осуждено соборами. Кто организовал эти соборы? «В 264 году в Антиохии был созван Собор (кем – неизвестно, вероятно Фирмилианом Кесарийским)» (М. Э. Поснов39).

По моему мнению, епископ Кесарии Каппадокийской Фирмилиан не мог созвать собор. Во-первых, Павел Антиохийский был его начальником40. Подчинённые не собирают соборы. Во-вторых, Фирмилиан был учеником Оригена41. А Ориген – самый знаменитый учитель ариан. Первый Вселенский собор осудил Оригена косвенно, «как источник Ария» (Иероним42). Другими словами, Павел и Фирмилиан были однопартийцами.

Как я предполагаю, собор в Антиохии созвал Римский папа Дионисий (259—268), который считал себя руководителем всех епископов Вселенной.

«Павел публично отрицал возведенные на него обвинения в ереси и громогласно утверждал, что он следует исключительно апостольским догматам, и собравшиеся пастыри, славя Бога за согласие в вере, мирно возвратились к своим паствам» (Спасский).

Конец ознакомительного фрагмента.