Преемники апостолов
1
Главными христианскими партиями IV века были афанаситы и ариане. Следствием их противостояния стал Первый Вселенский собор.
Епископ Александр Александрийский и диакон Афанасий объявили Ария, пресвитера Александрийской церкви, еретиком, извратившим учение апостолов. Они назвали его сторонников – арианами. Епископ Евсевий Никомидийский и Арий считали, что Александр и Афанасий извратили учение апостолов. Они назвали их сторонников – афанаситами.
Чтобы понять, кто был на самом деле преемником апостолов, нужно знать их доказательства: все христиане называли себя преемниками апостолов, православными, а своих оппонентов – еретиками, предтечей антихриста.
Проверить доказательства афанаситов можно: их книги сохранились до наших дней. Проверить доказательства ариан тоже можно – по книгам афанаситов, в которых они пересказали ариан. Афанаситы сожгли все их книги.
Афанаситы и ариане, доказывая своё учение, должны были ссылаться на мнения общепризнанных богословов, живших до них: в противном случае их обвинили бы в том, что они придумали новое учение. Следовательно, они доказывали своё учение одинаково: ссылались на «Библию» и сочинения общепризнанных богословов, – например, на Климента Римского, Оригена и Дионисия Александрийского.
Климент, Ориген и Дионисий были учителями ариан: афанаситы обвинили ариан в том, что они исказили их книги. Если бы эти богословы были учителями афанаситов, ариане обвинили бы своих оппонентов, что они исказили эти книги.
Подлинность книг Климента Римского, Оригена и Дионисия Александрийского, которые продают в нынешних церковных лавках, как минимум, сомнительная: идеологи Римской церкви не акцентируют внимание на том, что они переписывали эти книги на протяжении одной тысячи лет и уничтожили своих оппонентов.
Что легче: заручиться поддержкой императора, созвать Вселенский собор, спорить с оппонентом, репрессировать оппонента, уничтожить его книгу – или исказить «Евангелие»? Искажать много текста не надо: достаточно добавить несколько слов, изменить знаки препинания. Афанаситы заручились поддержкой императора, созвали Вселенский собор, репрессировали ариан и уничтожили все их книг. А если они это сделали, значит, могли исказить и «Евангелие».
Юлий Африкан (160—240) – первый христианский историк. Его книга «Летописи» не сохранилась. По мнению афанаситов, единственных хранителей архивов, виновато время. Время уничтожило книгу Юлия Африкана.
IV и V века стали урожайными на книги по истории Церкви.
Историки ариане – Евсевий Кесарийский и Филосторгий8. Историки афанаситы – Руфин, Сократ, Созомен и Феодорит9.
Афанаситы сфальсифицировали книгу арианина Евсевия Кесарийского. Римский папа Геласий (492—496), ознакомившись с подлинными сочинениями Евсевия, проклял этого автора на вечные времена. А для нынешних афанаситов книга Евсевия – документ заверенный нотариусом Царства Небесного. Они ссылаются на свои вставки, цитируя «Евсевия».
Фотий пересказал книгу Филосторгия, ругая и унижая автора. Афанаситы уничтожили книгу арианского историка и сохранили пересказ Фотия10.
Книги Руфина, Сократа, Созомена, Феодорита – партийные, идеологические, заведомо необъективные: эти авторы изложили историю Церкви аналогично тому, как, например, великий Сталин изложил историю России и Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) в своей книге «Краткий курс истории ВКП (б)»11.
Великий Сталин и афанаситы уничтожили своих оппонентов. Они уничтожили якобы не по своей прихоти: Сталин – по просьбе Советского народа, афанаситы – по просьбе Бога. Сталин и афанаситы навешивали ярлыки. Оппоненты Сталина – шпионы, пособники буржуазии, козявки, изверги. Оппоненты афанаситов – мерзкие баснословы, невежды, дикие звери, скорпионы, порождения аспидов, пустые змеиные яйца.
Великий Сталин и афанаситы подменили понятия: оппоненты Сталина – враги Советского народа, оппоненты афанаситов – враги Бога.
Великий Сталин, написав свою историю партии, изъял все книги по истории партии, написанные ранее, и документальные материалы. Афанаситы уничтожили все книги своих оппонентов и все книги авторов первого поколения христиан, за исключением некоторых книг, которые отредактировали для преемственности.
Партийный историк заведомо (по умолчанию) неискренний: партийный начальник укажет ему на дверь, и он лишится средств к существованию.
Если бы афанаситам не было чего скрывать, они сохранили бы книги Юлия Африкана «Летописи», Папия Иерапольского «Истолкование Господних изречений», Егезиппа «Достопамятности», Климента Александрийского «Очерки», Татиана «Диатессарон», дословный перевод Иеронима книги Оригена «О началах»; книги Лукиана (учителя Ария и Евсевия Никомидийского); книги Ария, Филосторгия, Сабина Македонянина, Филиппа Сидского, Акакия (преемника Евсевия Кесарийского), Евномия и Аэция.
2
Неполная информация о крещении императора Константина, которого христиане объявили святым, Великим, подобным Иисусу Христу, – наглядный пример умолчания и редактирования афанаситов. Они намеренно не сообщили имя крестителя.
Евсевий Кесарийский написал о Константине четыре книги «Жизнь блаженного василевса Константина», уделив крещению три главы: «Расстройство его тела в Еленополе и мольбы о крещении» (4: 61); «Константин упрашивает епископов преподать ему крещение» (4: 62); «О том, как он, приняв крещение, восхваляет Бога» (4: 63). Евсевий, рассказав о крещении Константина в трёх главах, не сообщил, – кто крестил.
Сократ, Созомен и Феодорит тоже не сообщили имя крестителя. «Приняв христианское крещение, сделал завещание» (Сократ, 1: 39). «Царь… принял святое крещение» (Созомен, 2: 34). «Он принял дар божественного крещения» (Феодорит, 1: 32).
Руфин не рассказал о крещении императора даже в общих словах, как будто этого события не было: «Константин закончил дни свои на загородной вилле» (1: 11).
И Филосторгий не сообщил о крещении, если только не умолчал патриарх Фотий, который пересказал его книгу:
«…император Константин скончался в Никомидии, будучи отравлен своими братьями. Предчувствуя скорую смерть… он написал завещание, в котором потребовал отомстить убийцам, а свершить сие повелел тому из своих сыновей, который подоспеет первым… Это завещание Константин вручил Евсевию, епископу Никомидийскому. Евсевий, понимая, что братья императора станут искать его, желая узнать содержание, вложил свиток в руку покойного и накрыл одеждами. Когда же братья, наконец, как и предвидел Евсевий, потребовали у него завещание, тот ответил: „Я действительно получил его, но тотчас возвратил в руки Константина“. Позже всё тот же Евсевий извлёк спрятанный свиток и передал его Констанцию… и тот незамедлительно исполнил волю отца» (Фотий, 2: 16)12.
Констанций исполнил волю отца. Были убиты братья императора Константина – Далмаций и Юлий Констанций. Убили сыновей Далмация – Далмация Младшего и Аннибалиана. Сыновей Юлия Констанция пощадили. «Галла избавила от козни болезнь, которая, как ожидали, и без того должна была умертвить его, а Юлиана – юный возраст, потому что ему в то время был только восьмой год» (Созомен, 5: 2).
Если бы Константин знал наверняка, что его отравили, он сам расправился бы с заговорщиками. Объясняя причину болезни, он предположил отравление, заговор: ему почудился заговор, как почудились заговоры зятя Лициния; племянника Лициниана; сына Криспа, первенца. Константин казнил этих людей. Причина болезни могла быть не связана с отравлением. Надеясь выздороветь, Константин обязал сыновей отомстить за него, если он вдруг умрёт.
Возможно, Константин, увлёкшись местью, умер некрещёным: подал Евсевию Никомидийскому завещание «отомстить убийцам» и сразу помер. Евсевий Кесарийский не назвал имени крестителя, потому что такого человека не было. Неэтично объявить крестителем епископа, непричастного к этому таинству. Евсевий лезет из кожи, доказывая, что император «умолял» епископов крестить его. Возможно, он спорил с язычниками, которые утверждали, что Константин не изменил древней религии.
Не назвать имени человека, крестившего святого, равноапостольного и Великого императора, историки не могли без причины. Была какая-то причина. Объявить имя – логично, несложно. А они – молчат, как сговорились.
Объяснение профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии В. В. Болотова молчания древних историков13. Евсевию было всё равно, кто крестил Константина. Он не придал этому событию совершенно никакого значения. То есть Евсевий знал имя крестителя, но не сказал. Сократ, Созомен и Феодорит зависели от Евсевия. То есть у них не было других источников. Вот почему они тоже не сообщили.
Вопрос нынешним историкам. Если бы вы знали имя крестителя, неужели вы тоже не сообщили бы? Почему вам хочется знать имя крестителя? Почему вы пишете исследования на эту тему? И почему древние историки проявили единое равнодушие к этому вопросу? Евсевий знал и не сказал. А Сократ, Созомен и Феодорит даже не попытались предположить. Они были другими людьми?
Очевидно, Евсевий Никомидийский крестил Константина: император умер в Никомидии, на канонической территории Евсевия.
Причина молчания Сократа, Созомена и Феодорита (историков афанаситов) – идеологическая. Они объявили ариан – антихристами. Арианин Евсевий Никомидийский был врагом афанаситов. Поэтому он не должен крестить Константина.
Как я предполагаю, Евсевий Кесарийский назвал имя крестителя. Афанаситы отредактировали его книгу – убрали имя своего идеологического врага.
Константин откладывал крещение: ему хотелось креститься в реке Иордан. Но Бог решил, что он должен креститься в предместье Никомидии. Константин не хочет больше колебаться. Настало время присоединиться к народу Бога. «Так сказал Константин, и Евсевий Никомидийский, совершив над ним священный обряд, преподал ему таинство» (Ж. К. 4: 62). Примерно так было написано в оригинальной рукописи.
Болотов сознательно умолчал о редактировании книги Евсевия: его уволили бы из Санкт-Петербургской Духовной Академии. Афанаситы отрицают редактирование с серьёзным видом: единственные хранители архивов, они якобы переписали книги слово в слово. Для афанаситов объяснение Болотова – единственно приемлемое.
Почему нет сообщения о крещении императора у Филосторгия – неизвестно: его книгу пересказал Фотий, оставив только то, что посчитал нужным.
Руфин умолчал о крещении Константина на смертном одре, потому что тот крестился якобы в юном возрасте вместе со своим отцом Констанцием Хлором!
«Константин принял христианство вместе со своим отцом Констанцием, ещё будучи мальчиком, задолго до понтификата Сильвестра. Об этом сообщает нам Евсевий, автор „Церковной истории“, сочинения которого перевёл на латинский язык, присоединив к ним две книги о своём времени, Руфин, который также был не из последних учёных» (Лоренцо Валла14).
Руфин перевёл на латинский язык книгу Евсевия Кесарийского «Церковная история», добавив от себя, что Константин крестился в юном возрасте вместе с отцом «задолго до понтификата Сильвестра». Сильвестр стал Римским папой в 314 году. Почему Руфин солгал? Во-первых, Евсевий Никомидийский, крестивший Константина в 337 году, был «еретиком» арианином. Во-вторых, Константин руководил Никейским собором (325). Если он крестился накануне смерти, тогда собором руководил – язычник. В-третьих, отец Константина якобы не преследовал христиан: он якобы был христианином. Лоренцо видел перевод Руфина своими глазами. Сейчас сообщения о крещении Константина в юном возрасте в «Церковной истории» Евсевия нет: учёные афанаситы убрали небылицу Руфина. Комментируя свидетельство Лоренцо, родоначальника историко-филологической критики, они говорят, что тот ошибся.
Лоренцо не ошибся. Для него этот факт был решающим. «Не буду многоречивым. Пришло время нанести смертельную рану делу наших противников, и без того уже поколебленному и подорванному, и сокрушить его одним ударом. Почти во всех исторических сочинениях, заслуживающих этого названия, говорится о том, что Константин принял христианство вместе со своим отцом Констанцием, ещё будучи мальчиком, задолго до понтификата Сильвестра». Ему были известны и другие источники: «Почти во всех исторических сочинениях говорится о том, что Константин» крестился в юном возрасте! Лоренцо сослался на «Церковную историю» Евсевия, которую перевёл на латинский язык учёный Руфин, как на самый достоверный, авторитетный источник, историческое сочинение, заслуживающее это название.
Римские папы претендовали на светскую власть, ссылаясь на ложный дарственный акт Константина, о котором стало известно во второй половине VIII века. Лоренцо Валла доказал факт подлога.
Константнин якобы заболел проказой и попросил языческих жрецов очистить его. Они предложили ему искупаться в крови младенцев. Константин не захотел купаться в крови младенцев и обратился к папе Сильвестру. Тот исцелил его молитвой.
Константин сразу крестился и объявил папу Сильвестра императором: подарил город Рим, Италию и все западные страны, назначил главой четырёх кафедр – Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Константинопольской, а так же – главным над всеми христианскими церквами во всей Вселенной.
Лоренцо Валла, доказывая подложность «Дара Константина», ссылался на известные исторические факты. Сильвестр не мог крестить Константина. Не мог! Потому что тот крестился в юном возрасте, задолго до понтификата Сильвестра. О крещении в юном возрасте сообщил Евсевий Кесарийский, известный учёный, отец церковной истории, сочинение которого перевёл авторитетный учёный Руфин. А если Сильвестр не крестил Константина, значит, «Дар Константина», подложный: Константин не дарил Сильвестру город Рим, Италию, не назначал главой четырёх восточных кафедр!
Разгневанный Лоренцо засыпал афанаситов вопросами: «Разве Константин ввёл Сильвестра на Капитолий как триумфатора перед рукоплещущей толпой?.. Разве Константин усадил Сильвестра на золотое кресло в присутствии всего сената? Разве он приказал должностным лицам… приветствовать нового царя и поклониться ему?.. Какой человек, если он хоть немного начитан, не знает, сколько царей было в Риме?.. Я спрашиваю вас, можете ли вы указать на каких-либо авторов, как на свидетелей этих событий. Вы отвечаете – нет, не можем. И вам не стыдно после этого утверждать, что Сильвестр чем-то владел, пусть даже скотами, а не людьми».
3
Римской империей руководили два соправителя – Константин (306—337) и Лициний (308—324). Константин уничтожил Лициния, обвинив его в том, что тот преследовал христиан. Ни один политик не признается, что он убивал других политиков ради власти. Константин пожелал править единолично, – вот почему он уничтожил Лициния.
Ярлык Константина висит на Лицинии до сих пор. Идеологи Римской церкви делают всё от них зависящее, чтобы этот ярлык никто не снял: Лициний поддерживал оппонентов Римской церкви, – христиан, которые утверждали, что Иисус – не Бог.
Начальным толчком возвышения Константина и Лициния стала административная реформа императора Диоклетиана (384—305).
Диоклетиан, разделив государство на Запад и Восток, взял себе в соправители своего полководца Максимиана, назначив его императором Запада, а за собой оставил Восток, как самую богатую часть империи. Цель реформы – сохранение государства, которое трещало по швам, осаждаемое внешними и внутренними врагами. Соправители сложили с себя полномочия через двадцать лет. Согласно одним историкам, Диоклетиан ушёл на пенсию по своей инициативе, выполнив своё распоряжение: он ограничил правление императоров двадцатью годами, согласно другим, – уступил настойчивой просьбе зятя Галерия. Максимиан ушёл на пенсию под давлением Диоклетиана.
Руководителями империи стали Констанций Хлор (на Западе) и Галерий (на Востоке). Констанций Хлор заболел и умер. Галерий назначил своего полководца Севера императором Запада. А у Констанция Хлора был сын Константин. А у пенсионера Максимиана – сын Максенций. Желание сыновей стать соправителями, желание Галерия править единолично – эти несовместимые желания привели к междоусобной войне.
Западная армия объявила Константина, наследника громкой славы отца Констанция Хлора, законным императором Запада.
Максенций, сын пенсионера Максимиана, возможно, позавидовав Константину, тоже решил стать императором: совершил дворцовый переворот, принудил к самоубийству законного императора Запада Севера. И объявил Константину войну за то, что тот якобы убил его отца Максимиана. А Константин казнил его вынуждено, – отца своей жены. (Жена Константина Фауста и Максенций были братом и сестрой). Тесть Максимиан, решив вернуться во власть, покушался на Константина два раза.
Армия Максенция превосходила армию Константина по численности. Константин пообщался во сне с ангелом накануне сражения. Ангел предсказал Константину победу. Епископ Осий Кордовский, советник Константина по христианским делам, сообщил ему, что он общался не с ангелом, а с Богом – Иисусом Христом: Отец и Сын не два Бога, а один Бог – Единица.
Сражение окончилось блестящей победой Константина. Максенций утонул в Тибре при отступлении.
Император Востока Галерий назначил своего полководца Лициния законным императором Запада – вместо погибшего Севера. А потом Галерий заболел и умер. Дазу, племянник Галерия, стал его преемником – императором Востока.
Враг христиан Дазу объявил защитнику христиан Лицинию войну. Его армия превосходила армию Лициния по численности. Уверенный в лёгкой победе, он хотел присоединить войска Лициния и сокрушить Константина удвоенной мощью. Он поклялся богу Юпитеру уничтожить всех христиан, если его план осуществится!
Лициний пообщался во сне с ангелом перед сражением с Дазу. Ангел пообещал Лицинию победу. Христианские авторы не знают, как звали ангела. Если бы они спросили епископа Евсевия Никомидийского, родственника Лициния и его советника по христианским делам, тот сообщил бы им, что святой равноапостольный император Лициний Великий общался с Иисусом Христом – творением Бога, ангелом высшего чина, Сыном Бога, который заслужил это звание за нравственные подвиги.
Сражение окончилось блестящей победой Лициния. Дазу – отравился.
Лициний женился на сестре Константина. Они пригласили на свадьбу пенсионера Диоклетиана. Решив, что ему готовят позорную смерть, он отравился.
Константин правил на Западе (Британия, Галлия, Италия, Испания, Африка). Лициний – на Востоке (Далмация, Мезия, Македония, Фракия, Сирия, Египет).
Христиане ненавидели Диоклетиана, как зачинщика гонения на христиан (303—313), которое стало самым долгим и самым кровавым за всю историю гонений. Причина гонений: христиане отрицали всех римских богов без исключения.
Константин и Лициний поставили точку на гонении, начатое Диоклетианом и продолженное Галерием и Дазу: христиане получили полную свободу в исповедании своей веры, им вернули храмы и конфискованное имущество.
Церковь вернулась к прежним занятиям. Христиане обращали язычников в христианство, открыто отмечали свои праздники, возводили новые храмы; боролись с «еретиками» – то есть захватывали чужие кафедры и навязывали своё богословие.
Римский папа Мильтиад (311—314) назначил Цецилиана главой кафедры Карфагена (провинция Африка). Они оба считали, что Святой Дух – это Бог. Карфагенский христиане (донатисты), – епископ Донат, пресвитеры Ботр и Целестий, – не согласились с решением папы. Они объявили главой Карфагенской кафедры – чтеца Майорина. Донатисты считали, что Святой Дух – это творение Бога.
Император Константин, встав на сторону Римского папы Мильтиада, репрессировал донатистов (североафриканских христиан). А потом обвинил Лициния, соправителя, мужа своей сестры, в том, что тот притесняет христиан Востока (тот притеснял афанаситов по просьбе двух Евсевиев – Никомидийского и Кесарийского), и объявил Лицинию войну, которая продолжалась десять лет (314—324). Потерпев несколько поражений, Лициний отказался от власти – при условии сохранения ему жизни. Константин пообещал сохранить ему жизнь, а потом приказал убить, обвинив в заговоре.
Принять объяснение Константина причины казни, значит, усомниться в уме Лициния. Он проиграл Константину, владея ресурсами половины Римской империи. Он проиграл бы ему тем более, – обезоруженный, окружённый шпионами.
Константин отобрал у Лициния Египет в 323 году. И христиане Александрии, столицы Египта, сразу распались на два враждебных лагеря.
Глава Александрийской кафедры Александр объявил, что Иисус – это Бог. Пресвитер Арий возразил Александру: Иисус – творение Бога, ангел высшего чина.
Раскол в Александрийской церкви неслучайно совпал с междоусобной войной императоров. Митрополиты, руководители христиан на Западе и Востоке, представляли личность Иисуса по-разному. По мнению Римского папы Сильвестра (314—335), якобы главы церквей во всей Вселенной, советника Константина, Иисус – это Бог. А по мнению Евсевия Никомидийского (ум. 341), главы церквей на Востоке, родственника и советника императора Лициния, Иисус – творение Бога, ангел высшего чина.
Константин поменял в Египте светскую власть, Сильвестр – религиозную.
Престарелый Александр и молодой Афанасий Великий (в то время диакон, секретарь Александра), доказывая, что Иисус – это Бог, ссылались на «Библию». Они объявили Ария сторонником «еретика» Павла Антиохийского. Арий тоже ссылался на «Библию». Он назвал Александра и Афанасия сторонниками «еретика» Савеллия.
Афанасий назвал единомышленников Ария – арианами. Арий назвал единомышленников Афанасия – афанаситами. Две враждебные группировки называли себя православными, кафоликами, истинными христианами, анафемствуя друг друга.
Константин, единоличный правитель Римской империи, озаботился разномыслием христиан. Со слов афанаситов, он вмешался в теологический спор двух враждующих группировок мудро, непредвзято, беспристрастно: отобрал у «богохульных», «безбожных» ариан церкви, отправил в ссылку их лидеров.
«Константин мудро взял на себя роль командующего» (Карташев15). Император предложил епископам внести в Символ веры Первого Вселенского собора слово «единосущный»: у Отца и Сына – единая сущность, как у истока и реки. Они – Бог: Их единую сущность нельзя разделить, как нельзя разделить исток и реку. И в тоже время, у Них две разные личности: Отец – исток, Сын – река. Возразить Константину, мудро взявшему на себя роль командующего, означало, отправить себя в ссылку.
Святая Елена (мать императора) и Констанция (сестра императора, жена покойного «тирана» Лициния) благоволили арианам. Они сделали всё от них зависящее, чтобы Константин изменил своё отношение к арианам. Со слов афанаситов, Константин начал поддерживать ариан, потому что был профаном, наивным, неискушённым.
Ариане обманули «профана Константина» (Карташев16). Император одобрил Символ веры ариан и предложил Афанасию подписать его, но тот отказался.
Когда Константин поддерживал афанаситов, он был «мудрым», а когда поддерживал араин, он был «профаном».
Со слов Филосторгия, Константин «распространил послание, отвергающее единосущие и утверждающее иносущие» (Фотий, 2: 1). То есть Отец и Сын различны, как небо и земля. У них разные сущности. Отец – это Бог. А Сын – это ангел высшего чина, пришедший на землю через рождение. Иисус заслужил право называться Сыном Бога: любой человек может стать Сыном Бога, если будет жить по заповедям Бога.
Руководители ариан возвратились из ссылок, заняли свои кафедры, выгнав афанаситов. Уехал в ссылку глава афанаситов на Востоке – руководитель Александрийского патриархата Афанасий (преемник Александра).
Афанаситы объявили Афанасия святым и Великим. Для ариан и императоров Константина (306—337), Констанция (337—361), Юлиана (361—363) и Валента (364—378), он был преступником – лжеепископом, лжесвиделем, заговорщиком и убийцей.
Афанасий принудил двух епископов, угрожая расправой, назначить себя главой Александрийского патриархата после смерти Александра. Он ввёл в заблуждение императора Константина, сообщив ему от лица жителей Александрии о его избрании епископом. Афанасий задерживал в Александрийской гавани корабли с хлебом, предназначенные для Константинополя, желая вызвать голод в столице: мстил Константину, который начал поддерживать ариан. Он строил козни императору Востока Констанцию (стороннику ариан): настраивал против него родного брата императора Запада Константа (сторонника афанаситов). Он поддерживал узурпатора Магненция, который воевал против арианина Констанция. Афанасий организовал убийство руководителя Александрийского патриархата арианина Георгия. Констанций, Юлиан и Валент хотели арестовать Афанасия, но не смогли: он переходил на нелегальное положение.
Предположим, ариане оклеветали Афанасия. Нет дыма без огня: хороший человек не будет личным врагом для четырёх разных императоров.
Афанаситы, крича о терроре и клевете ариан, победили ариан якобы «мечом веры и духовным оружием слова». Гибель партии ариан – следствие кровавого террора афанаситов. Партия ариан погибла по той же самой причине, по которой погибли политические партии России после 1917 года: большевики уничтожили всех.
Афанаситы навязали своё учение о Триедином Боге на Вселенских соборах с помощью светской власти.
По мнению афанаситов, их учение стало апостольским, принятым единогласно, не потому что их поддержала строгая, но справедливая светская власть. Их учение было принято якобы без принуждения, добровольно, единодушно. Якобы Бог, иудейские пророки и апостолы рассказали им, что Христос – это Бог.
4
Власть Константина наследовали его сыновья – Константин II, Констант и Констанций. Их мирное соправление было недолгим.
Константин II и Констант поссорились. Константин II решил отобрать у брата Константа провинцию Африка. Переговоры закончились ничем. Тогда Константин II напал на Константа, попал в засаду и погиб.
Констант захотел стать единоличным правителем Римской империи. Нельзя объявить брату Констанцию, хозяину Азии и Египта, войну без повода. Он предложил ему вернуть Афанасию престол Александрийской кафедры, уверенный в том, что тот откажется (главой кафедры был арианин Григорий). А он – вдруг подчинился.
«Констанций созвал епископов, дабы обсудить с ними сложившиеся обстоятельства, и они дали ему такой совет: уж лучше Александрии вновь быть под ярмом у Афанасия, чем императору вести войну с собственным братом» (Фотий, 3: 12).
Констанций написал Афанасию письмо: пригласил занять престол Александрийской кафедры. Афанасий – не ответил. Констанций написал ещё одно письмо. Афанасий опять не ответил. Констанций написал третье письмо. Он написал ему три письма, приглашая на престол Александрийского патриархата! Афанасий и Констант читали эти письма вместе. Константу была не безразлична реакция Констанция: он пригрозил брату войной, если тот не исполнит его требование.
Констант не осуществил свой план стать хозяином всего Римского мира. Он погиб в дворцовом перевороте: власть захватил полководец Магненций.
Констанций отомстил за брата. Отклонив предложение о мирном соправлении, он разбил армию узурпатора Магненция.
Констанций, став единоличным владыкой Римского мира, объявил арианство государственной религией на Западе и Востоке. И обвинил Афанасия в государственном преступлении: он настраивал против него брата Константа, помогал узурпатору Магненцию. Констанций предложил афанаситам Запада отлучить Афанасия от Церкви на соборе в Милане. Те возразили: сначала надо проверить обоснованность обвинений, заочное осуждение – против канона. Констанций ответил: «Моя воля – вот канон для вас». Епископы единогласно признали Афанасия государственным преступником17. Арестовать Афанасия не удалось: он спрятался в пустыне у монахов.
Западная армия, которой руководил Юлиан, двоюродный брат Констанция, объявила его императором Запада (361). Констанций решил уничтожить Юлиана, но вдруг заболел и умер. Юлиан, наследовав власть Констанция, амнистировал Афанасия.
Афанасий занял престол Александрийской кафедры, оказавшийся вакантным по случайному совпадению: накануне «язычники» убили арианина Георгия.
«Говорит Филосторгий, что в то самое время, когда Георгий… председательствовал в соборе… внезапно ворвались язычники и, схватив Георгия, долго ругались над его телом, а под конец предали огню. Нечестивый же сей писатель утверждает, будто бы руководителем сего злодеяния был Афанасий» (Фотий, 7: 2).
Юлиан, разрешив свободное вероисповедание, предложил арианам и афанаситам примириться. «Созвал во дворец пребывавших в раздоре между собой христианских епископов вместе с народом, раздираемым ересями, и дружественно увещевал их, чтобы они предали забвению свои распри и каждый, беспрепятственно и не навлекая на себя опасности, отправлял свою религию» (Аммиан Марцеллин, 22: 5)18.
Христиане объявили язычника Юлиана своим врагом и оболгали его: приписали ему преступления, которые он не совершал19. А значит, он не мог искренне предложить христианам примириться. Поэтому, по мнению Марцеллина (как я предполагаю, христианского редактора его книги), Юлиан амнистировал афанаситов с тайным умыслом, надеясь, что ариане и афанаситы продолжат убивать друг друга.
Христианин Юлиан вернулся к религии предков: язычество опять получило государственную поддержку. Он объявил себя первосвященником, издал указы, разрешавшие приносить жертвы и восстанавливать культы прежним богам.
Юлиан решил арестовать Афанасия. Согласно версии афанаситов, за то, что тот обращал язычников в христианство. А что им ещё говорить? Юлиану стало известно, по чьему приказу убили епископа Георгия. Афанасий опять пустился в бега.
Юлиан погиб в сражении с персами (363).
Армия провозгласила императором полководца Иовиана (363—364). Он разрешил Афанасию вернуться в Александрию, занять кафедру.
Никто не знает причину смерти Иовиана. Утром его нашли мёртвым в своей постели. Предполагают, что он отравился угарным газом или умер от ядовитых испарений белил, которыми накануне были покрашены стены спальни.
Армия провозгласила императором полководца Валентиниана (364—375). Он назначил соправителем родного брата Валента (364—378). Сторонник афанаситов Валентиниан правил на Западе. Сторонник ариан Валент – на Востоке.
Валент решил арестовать Афанасия. Как я предполагаю, по просьбе ариан: «язычники», убившие патриарха Георгия, сообщили дознавателям имя заказчика. Но вдруг некоторые граждане Александрии (со слов афанаситов, все граждане без исключения) заступились за Афанасия: подняли восстание. Валент отменил своё решение: он собирался воевать с персами, и смута в Александрии ему была не нужна.
Валентиниан умер от инсульта.
Валент погиб в сражении с готами.
Сторонник афанаситов император Запада и Востока Феодосий (379—395) поставил на конкуренции двух враждующих группировок точку. Он запретил сборища еретические, публичные прения о вере; объявил ариан государственными преступниками: отобрал церкви, отправил в ссылку, лишил права завещаний и получений наследств, конфисковал частные дома, в которых ариане устраивали свои богослужения.
Афанаситы назвали Константина святым, равноапостольным, Великим; Феодосия – святым, Великим; Афанасия – святым, Великим; Николая Мирликийского – святым, пламенным защитником веры, светильником вселенной, великим столпом благочестия, огнедуховными устами, твердыней, благозвучной трубой Церкви.
Лициний стал тираном, злобным гонителем христиан, язычником до мозга костей; Констанций и Валент – еретиками; Юлиан – Отступником; Арий – злочестивым, богохульником, ересиархом, заблуждением гордого разума, хищным волком, коварным врагом Церкви, предтечей антихриста, умело скрывшим за показной строгой жизнью и серьезной наружностью гордыню, тщеславие и честолюбие.
Почему афанаситы не объявили обоих Евсевиев, – епископов, сторонников пресвитера Ария, – ересиархами? Потому что один крестил равноапостольного святого Константина Великого, другой – написал историю Церкви, которую афанаситы полностью сфальсифицировали. Евсевий Кесарийский – ересиарх, а его книга – православная. Нелогично! Чем меньше у Ария будет сторонников, тем лучше, – это вторая причина, почему афанаситы не объявили обоих Евсевиев ересиархами.