Оккультизм как реальность
Ноосфера – мыслящая оболочка Земли, знаменующая собой эпоху расцвета разума, приближение которой в недалеком будущем прогнозировали еще В.И. Вернадский и П. Тейяр де Шарден (совместно с Э. Леруа), в реальности на стыке 2-го и 3-го тысячелетий обернулась расцветом технократизма, сделавшего из науки и НТП новый культ, превозносящего научные достижения и разрабатываемые на их основе новые технологии как панацею от всех бед человечества. Забыв о незыблемых до недавних пор гуманистических постулатах гармоничного развития в координатах системы «человек-общество-природа», т. е. о коэволюционном пути развития, человечество выбрало технократический путь, все более отдаляясь от природы.
Современный человек, потерявший большую часть связей со средой своего первоначального обитания, окруживший себя искусственно созданной средой – технической и информационной, поневоле приходит к осознанию гибельности для себя этого тупикового пути. Глубоко разочаровавшись в оптимистических заверениях жрецов от науки и политики, люди эпохи постмодерна впадают в другую крайность – обращаются к иррациональному, окунаясь в манящий омут оккультизма.
В связи с этим представляется важным и актуальным рассмотрение вопросов происхождения и сущности оккультизма как самостоятельного духовного феномена, и объяснения причин притягательности оккультной парадигмы в современном обществе и в постмодернистской культуре.
Этиологические аспекты феномена оккультизма необходимо рассматривать в его связи с предшествующими формами иррационального познания бытия. Таковы суть три формы: магия, мифология, религия.
Первобытному человеку свойственно религиозное сознание в следующих проявлениях: тотемизм (вера в тотем – родового предка в лице животного или растения), фетишизм (идолопоклонство, поклонение фетишу – неодушевленному предмету, наделенному сверхъестественными свойствами), анимизм (вера в существование души и духовных существ) и магия (комплекс представлений о сверхъестественных способностях человека воздействовать на одушевленную и неодушевленную природу). По мере общественно-исторического развития у древних народов возникает мифология (совокупность фантастических представлений людей о природном и человеческом бытии), в т. ч. религиозная, а вместе с ней и более развитые формы религиозных представлений – политеистические верования (многобожие). Происходит процесс трансформации зооморфных представлений (уподобление явлений природы, мифических существ животным) в антропоморфизм (наделение человеческими свойствами, олицетворение явлений, свойств, предметов окружающего мира и живых существ). Постепенно складываются предпосылки перехода к монотеизму – единобожию, обусловившие возникновение мировых религий.
Как правило, все вышеуказанные формы религиозно-иррационального сознания послужили основанием для зарождения и последующего развития различных оккультных учений. При этом наибольшее влияние оказали анимистические верования, «эзотерические» мифы и магия.
Говоря о генезисе оккультной парадигмы, мы можем отметить те формы, основные вехи и изменения, которые оккультное знание претерпело в своем историческом развитии. Вначале эзотерическое знание было присуще (как внутренний элемент) различным религиозным вероучениям, образуя внутри них особые мистические течения, со временем выделившиеся из ортодоксий и, порою, резко противопоставлявшие себя им. Происходило своего рода отмежевание «скрытых», «тайных» учений для «избранных», с присущей им апологетикой и мифологией, от «внешних», «открытых» вероучений для «непосвященных». При каждой, более или менее, крупной религии складываются различные мистические школы и секты. В исламе, например, это – суфизм; в христианстве – неоплатонизм, гностицизм, ереси; в иудаизме – кабалистика; в индуизме – тантризм и йога; в буддизме – дзен и ламаизм.
В средние века и в новое время происходит становление оккультизма как самостоятельного феномена, чему способствовало появление духовно-рыцарских орденов (тамплиеры), еретических сект (альбигойцы) и тайных обществ (розенкрейцеры и впоследствии франкмасоны). Широкое распространение в это время получают и отдельные «оккультные науки», такие как алхимия, астрология и хиромантия.
Можно говорить о сложившихся исторически (к новейшему времени) трех основных направлениях в эзотеризме: западная (атланто-европейская) школа, основанная на египетском герметизме, еврейской каббале и, частично, халдейской магии; центральная (арийско-парсийская) школа, основанная на учениях жрецов зороастризма (парсов) и халдейских магов; восточная (индийско-китайская) школа, основанная на ведических учениях ариев, йогической практике дравидов, на философии и системе психотренинга даосов.
В настоящее время подобное разделение достаточно условно, т. к. складывается (в эпоху постмодерна) некое единое синкретическое учение «Unio mistica» («Единая мистика», «Мистический союз»), эклектично вобравшее в себя многие элементы из теории и практики той же йоги, даосизма, дзен, суфизма, ламаизма, Тантры, средневековой магии, кабалистики, герметизма, масонства, спиритизма, теософии и антропософии. Спекулируя на некоторых достижениях науки (в особенности, относительно «молодых» дисциплин – квантовой физики, кибернетики, бионики, генетики, глубинной психологии, танатологии и др.), подобные оккультные учения, именуемые обобщающим термином «Нью Эйдж» («New Age» – «Новый Век»), претендуют на наукообразную форму и содержание.
На самом же деле оккультизм противопоставляет себя и науке, и религии, и искусству. Более того, его адепты утверждают, что эзотерическое знание предшествует остальным формам отражения действительности, познания мира. На его (оккультизма) основе как раз якобы и развивается мифология, религия, философия, искусство и наука.
Как мы знаем, наука оперирует строгой логикой и эмпирическим знанием, т. е. ее основа – опытное знание, проведение экспериментов и наблюдений, доминанта строгих фактов и логических доказательств. Что невозможно доказать физическим экспериментом, то можно довершить путем логических выкладок. Что не подлежит подтверждению логикой и доказательствами, то гипотетично и нереально. Так познает наука.
Философия, с точки зрения приверженцев мистицизма, является, в сущности, спекулятивным знанием, абстрактно-логическим рассуждением о проявленных и непроявленных категориях и явлениях бытия. Не подкрепленная эмпирическими доказательствами и аргументами, философия, таким образом, оперирует с заранее неизвестными величинами.
Искусство, по сути, лишь авторский вымысел, отображение субъект-объектных процессов, основанное на сугубо индивидуальной позиции.
Обратившись к религии, мы можем заметить, что эта область духовной самореализации человека основывается исключительно на признании непогрешимости авторитетных источников и изначальных догм, т. е. на вере в истинность заложенных каким-либо авторитетом императивов и наставлений, без поиска доказательства правоты мыслей и речей этого авторитета. Верь, но не ищи доказательства для себя – таков девиз религиозных вероучений.
Таким образом, по мнению оккультистов, наука (и в некотором роде философия) не может, а религия не хочет доказать реальность существования иного, нефизического («неземного») бытия для обычного человека. Добавим, что, в таком случае, искусство и может, и хочет, но ему не верят, т. е. оно не в состоянии доказать истинность своих идей и постулатов, ведь искусство – художественное изображение действительности (можно трактовать термин художественный, как этимологическое производное от слова худой – т. е. неполный, неполноценный, однобокий, с изъянами).
Остается оккультизм, который целиком и полностью основывает свое учение на раскрытии неизученных сторон бытия через эзотерическое (внутренне, скрытое) знание, в отличие от экзотерического (внешнего, открытого), присущего науке и религии. Тайный смысл мироустройства в оккультизме постигается интуитивно, раскрытием духа внутри себя посредством психической практики. Этим оккультизм в корне отличается от всех других направлений духовной культуры (можно отметить, что по своей практической методике к «оккультным наукам» близки современные направления в глубинной психологии – постъюнгианская теория и трансперсональная психология, а также кармапсихология).
Обычный человек мирится с существующим положением дел и соглашается с наукой, либо отдается иррациональному познанию в религиозной вере. Необычный же человек пытается прорвать пелену, отделяющую его от непознанной вселенной, и хватается за оккультизм, как за спасительное лекарство от неуспокоенности души.
Под определением «необычный человек» мы подразумеваем индивидуума с пытливым умом, впечатлительного и гипнабельного, наделенного неустойчивой психикой и склонностью к иррациональному. Условием обращения к оккультной теории и практике также является разочарование как в успехах и достоинствах науки, так и в истинности и действенности традиционных религий. Кроме этого, существуют иные объективные и субъективные предпосылки распространения иррационального элемента в обществе, привлекательности мистицизма для людей, но об этом ниже.
Итак, можно определить оккультизм, как комплекс цельных знаний об устройстве бытия и человека, т. е. объекта и субъекта познания. На протяжении всего огромного периода своего существования оккультные (эзотерические) знания всегда держались в тайне от большинства непосвященных и передавались из поколения в поколение лишь избранным натурам, тем личностям, чьи устремления были направлены по пути духовной эволюции, самореализации своего подлинного Я, и которые проходили тщательный, порою жесткий отбор и посвящение через мистерии (таинства).
Говоря о сущности оккультизма, как такового, необходимо различать практический (низший) оккультизм, предназначенный для практических целей материального («воплощенного») мира – это «черная» и «серая» магии, и священный (высший) оккультизм, или «белую» магию, цель которой – способствовать самораскрытию личности и продвижению ее по пути духовной эволюции.
К практическим эзотерическим дисциплинам относятся натуральная магия, алхимия, хатха– и тантра-йога, мантра-йога, различные виды мантики (гадания) – астрология, хиромантия, нумерология, арифмолатрия, нотарикон, физиогномика, френология и т. п.
Высший оккультизм представляют жнани-, бхакти– и раджа-йога, учение даосов, теософия и антропософия, спиритизм, каббала, масонство.
Ввиду того, что наибольшее влияние в плане идей и постулатов на современный оккультизм оказали прежде всего восточные мистические доктрины, то в раскрытии сущности учений «Нью Эйдж» мы подробнее остановимся именно на них.
Одним из основных в восточной мистической традиции является понятие сансары – цепи воплощений (инкарнаций) души в материальных оболочках: минералах, растениях, животных и в человеческих телах. Таким образом, каждая душа, любая человеческая монада (высшая неделимая и неуничтожимая частица от Бога) проходит общекосмический цикл эволюции, воплощаясь на физическом плане в различные тела. Оттого как поведет себя личность в нашем, «земном» мире, зависят ее дальнейшие жизни (земные воплощения) и судьба в духовных мирах (на «тонких» планах бытия). Благие деяния поощряются, неправедные наказываются. Здесь мы вплотную подошли еще к одному из основополагающих понятий – Карме.
Карма – универсальный вселенский закон воздаяния, в более узком смысле – судьба любого живого существа, причем не обязательно разумного. Согласно кармическим законам, посмертное возмездие за грехи постигает тех, кто нарушал Божественные заповеди в своей «земной» жизни. Если же личности были присущи высоконравственные духовные переживания и помыслы, добрые поступки, то она получит соответствующую долю блаженства в «просветленных» мирах. Таково действие законов Кармы. Также сумма всех наработанных в данной жизни действий, чувств и мыслей – как положительных, так и отрицательных – определяет следующее воплощение, судьбу личности в новой жизни на Земле.
Еще одно из главенствующих понятий оккультизма – теория мироздания. Восточные эзотерические школы учат, что Вселенная (макрокосм) состоит из семи планов (плоскостей, миров). Основа физического плана – энергетические единицы (материальные элементарные частицы). Второй план бытия – астральный, состоит из астральных атомов. На этот план уходят непосредственно после физической кончины людские души, чтобы очиститься от кипения страстей, эмоций и желаний. За ним следует третий план – ментальный, состоящий из своих атомов – ментальных. На него попадают те личности, которые при жизни на Земле упражняли интеллект, развивали интуицию, и кому было не чуждо сострадание. Это – план божеств, духовных существ (дэвов). Четвертый план – духовный, место обитания ангелов, его достигают лишь высокодуховные люди, мудрецы, отшельники, святые. И, наконец, пятый план – божественный, или план Нирваны, где все сливается в едином Начале, личном Боге – Атмане, Логосе. Такого плана достигают немногие избранные, в частности, основатели вероучений, великие пророки. Таковы пять планов мироздания, входящих в эволюцию человечества.
О двух последних планах: шестом – плане Первоматерии, или Богоматери (Пракрити) и седьмом – Перводуха, или Бога-Отца, Первого Логоса (Пуруша) в оккультизме обычно говорить не принято, так как эти понятия лежат вне сферы нашего обыденного восприятия.
Помимо общих категорий бытия, оккультизму присущи более конкретизированные понятия. Таково, например, учение о чакрах – энергетических узлах, располагающихся на различных «тонких» телах человека и выполняющих функции распределения «тонкой» энергии в человеческом организме. Таким образом, чакры являются органами чувств и обмена информацией на различных уровнях бытия (физическом, астральном, ментальном и т. д.). В физическом теле человека они представлены нервными сплетениями. Поток поступающей в чакры энергоинформации посредством нервной системы (продублированной сетью энергетических каналов Кенрак) распределяется по всему организму уже на молекулярно-биологическом уровне. По каналам Кенрак движется так называемая жизненная энергия (прана, ци, ки), являющаяся животворящей субстанцией.
Учение о чакрах перекликается с учением о человеческих оболочках. Всего семь оболочек, или начал (тел), начиная с самой грубой физической и заканчивая утонченной, нематериальной природы. Согласно данному принципу, в физическом теле человека последовательно заключены одна за другой остальные шесть «тонких» тел (полевых субстанций), отличающихся друг от друга по качеству утонченности (т. е. разной частоте вибраций). Каждая оболочка (тело) выполняет определенную функцию и несет в себе ту или иную информацию. Кроме того, они являются проводниками личности в соответствующих им мирах (планах бытия).
Физическое тело – это биологический организм человека (плотная оболочка). Эфирное тело – энергетический двойник (витальная оболочка). Связь «тонкой» энергоинформации с процессами, происходящими в живом организме на белково-нуклеиновом клеточном уровне, не может быть осуществлена напрямую, данную функцию как раз и выполняет эфирное тело. Астральное тело отвечает за информацию об эмоциональном складе характера человека, обо всех желаниях, чувствах, эмоциях и страстях, которые переживает личность. Ментальное тело – это сознание, человеческий разум. Душевное тело отвечает за интуицию и выбор нового воплощения, духовное же тело – за высшие переживания личности, такие, как любовь, сострадание, мудрость, воля. Наивысшее тело – божественное, представляет собой духовный центр личности, божественную монаду («искра Божья», Атман).
Шесть вышеприведенных «тонких» тел (нематериальной природы) при жизни составляют особую энергоинформационную структуру, связанную в единый комплекс, который принято именовать – душа, разум, психика. В момент кончины человек «сбрасывает» плотную оболочку (биологическая смерть) и продолжает существование в виде разумной энергетической сущности в иных измерениях пространственно-временного континуума, посредством своих «тонких» тел переходя с одного уровня на другой до срока очередного возвращения в земной мир.
Помимо указанных основных понятий в оккультизме можно наметить также следующие темы: сущность Бога, Высших Сил и Космических Иерархий; разумные и неразумные существа с иных планов бытия; три вида магии; учение о пяти человеческих расах; суть и цели духовной эволюции человечества; кармическая взаимосвязь в процессе метемпсихоза; практические техники оккультизма и т. п.
Рассмотреть всю тематику оккультизма в рамках одной статьи не представляется возможным. Гораздо более важным и актуальным предстает вопрос: каковы причины столь бурного всплеска интереса к оккультному знанию на рубеже тысячелетий? И не правы ли те, кто утверждают, что интерес ко всему трансцендентному, мистическому и иррациональному повышается экспонентно в переходные годы, при смене эпох, в периоды кризисов и потрясений – социально-политических, экономических, культурных, экологических?
Говорить только лишь о притягательности или абсурдности оккультизма, значит намеренно и неоправданно упрощать проблему. С одной стороны, весь наш повседневный опыт, подкрепленный научными открытиями и достижениями, позволяет отнестись к оккультному знанию как к иррациональному, а значит ложному феномену, неправдоподобному, искаженному восприятию действительности. С другой же стороны, развитие таких «продвинутых» областей научного знания, как глубинная психология, кибернетика, квантовая физика, генетика, танатология, биофизика и космобиология, поводят нас к выводу о том, что в мире не все так просто и однозначно, как мы это себе представляем. Один из императивов оккультизма: не все ограничивается пределами материи, и разум не обязательно венец творения, высшая форма проявления бытия. Упрочению подобного взгляда способствует и расцвет околонаучных дисциплин – парапсихологии (экстрасенсорики и психотроники), уфологии, эзотерической философии, кармапсихологии.
Склонность к иррациональному, продиктованная бессилием разума, как детерминант обращения к оккультизму, не объясняет всей полноты картины этого феномена, его притягательности для личности (тем более, для современного рационально мыслящего индивида, человека эпохи секуляризации).
Новым в понимании причинности такого явления, как оккультизм, является, пожалуй, смена эпох, типов общества, социально-экономическое своеобразие текущего момента. Это – противоречие современности, когда уходит в прошлое период индустриальных обществ (обществ модерна), пришедший в свое время на смену эре традиционных обществ. Складывается новый тип общественных и международных отношений, когда биполярное противостояние идеологий уступило место главенству геополитики, традиционализма, информационной экспансии. Запад, вступивший в эпоху постиндустриального общества (общества постмодерна), манит за собой весь остальной мир в «сверкающее будущее», сулящее неизведанные возможности. Вслед за развитыми странами «первого мира», подтягиваются развивающиеся страны, а в хвосте мировой социальной эволюции плетутся отсталые страны и народы, надеющиеся найти свое место в «новом мировом порядке».
Но общество постмодерна таит в себе немало опасных противоречий и враждебных по отношению к «среднему человеку» черт. Уже в индустриальном обществе последних десятилетий ушедшего XX века обнаружились негативные черты его социально-культурной константы. Атомизация людей, потребительская психология, разлагающее и оглупляющее влияние масскультуры, культ жестокости и низменных инстинктов, потеря социальной и духовно-нравственной ориентации, нагнетание политической напряженности, грозная тень общественных кризисов и экологических катаклизмов – все это заставляет людей отворачиваться от экстраполируемых Западом ценностей либерализации, вестернизации и демократизации, от западнистской экспансии в области культуры и информации, от глобализаторских и мондиалистских идей. Оглушенные суровой действительностью, уставшие от эсхатологических ожиданий, противящиеся тотальной зомбификации медиа, индивиды стремятся найти альтернативу тому духовному коллапсу, что возникает в обществе и в душах людей. И находят ее: в обращении к традиционным ценностям и идеалам, символам и образам – религии, национализму, трайбализму, иррационализму. «Средний человек» отчаянно пытается самоидентифицироваться, в том числе, погружаясь в опыт мистического знания и практики.
Разочаровавшись в науке как панацее от всех бед, современный человек, отвергающий идею технократии и культ потребительства, обращается к оккультному мифотворчеству. Способствуют этому и исследования некоторых ученых в области так называемых пси-явлений (Б.И. Искаков, А.Ф. Охатрин, А.П. Дубов, И.В. Винокуров, Г.К. Гуртовой, Л.Л. Васильев, А.Г. Гурвич, В.Л. Гинзбург, В.П. Казначеев, В.Л. Райков, С. Гроф, Ш. Карагулла, Э. Каблер-Росс, Р. Муди, М. Сабом, Дж. Ритчи, З. Рейдак, Г. Путхоф, Р. Тарг и др.). Очевидна притягательность идеи овладения некими скрытыми возможностями человека – сверхпсихическими силами (парапсихическими, экстрасенсорными способностями) – и существующими в природе «тонкими» энергиями. К сожалению, до сих пор никаких действительно заслуживающих внимание прорывов и открытий в этой области не достигнуто, и дело не продвигается дальше научных спекуляций.
Здесь успех оккультизма, как сферы человеческой духовной самореализации, противопоставляемой всем остальным сферам. Необходимо учитывать и тот факт, что оккультное (эзотерическое) знание в том виде, в котором оно сформировалось и предстает сегодня, предлагает целостное, достаточно стройное учение об устройстве человека, мироздания и силах, им (бытием) управляющих. Кроме этого, мистицизм дает надежду на лучшее будущее, на непрерывность существования человека (духовное бессмертие), на перманентную эволюцию человекодуха – его личностное и общекосмическое прогрессивное и безостановочное развитие от низшего к высшему. Кажущуюся бессмысленность жизни оккультизм отрицает, объявляя смысл и причинность (неслучайность) буквально во всем – основными проявлениями бытия, устроенного Творцом.
Апологеты оккультизма утверждают, и это находит живой отклик в сердцах неофитов: жизнь не бессмысленна, мир не враждебен человеку, а сам человек – бессмертен и не ограничивается лишь одной материей (физическое тело – одежда для духа), он – скорее, энергоинформационное (духовное) существо, нежели «кусок смертной и уязвимой плоти». Разум – лишь первая стадия эволюции духа, грубое проявление души, одна из низших форм Божественного Разума. И та Истина, к которой вовек стремились люди, трансцендентная и непостижимая, действительно существует, и она постижима – однажды, когда все соединится в Едином.
Такова несомненная умозрительная привлекательность оккультизма. Не стоит забывать и о чисто практических целях – соблазне всемогущества и человеческого превосходства, который перекликается с ницшеанской идеей о сверхчеловеке. Все это обещают «низшие» практики оккультизма («практическая» магия, овладение силами Сиддхи в йоге и т. д.).
Современное оккультное знание, принявшее наукообразную форму (та же парапсихология, кармапсихология и пр.), претендует, ни много ни мало, на открытие и указание действенного способа спасения цивилизации (да и всего мира) от надвигающихся катастроф: космических и антропогенных, экологических и общественно-политических. Метод – в овладении «Психической энергией» и в духовно-нравственной трансформации.
В последней трети XX века (в особенности, в 80-е гг.) немалая часть интеллектуалов из числа деятелей культуры, духовенства и даже ученых с энтузиазмом предсказывала скорое сближение науки и религии, создание единого стройного учения на основе оккультного знания. Прошло время, страсти поутихли, а подобные уверенные заявления больше не вспоминаются. Наука, при всем ее усилившемся интересе к «запредельному», к аномальным явлениям и парафеноменам, отнюдь не повернулась лицом к иррациональному и трансцендентности. Оккультизм (как и околонаучные дисциплины) по-прежнему не представляет для теоретиков и практиков научной парадигмы какого-либо интереса. Не сдает своих позиций и ополчившееся на «оккультные ереси» официальное духовенство. Доверие широких масс к эзотерическим истинам подорвали и публичные разоблачения шарлатанов от экстрасенсорики, магии и т. п. Наблюдавшийся на стыке веков (и тысячелетий) бум оккультизма сошел на нет.
И все же вера в трансцендентное не угасла, загадочный омут оккультного знания манит, притягивая все новые души, рекрутируя адептов по всему свету – богатых и бедных, образованных и безграмотных, традиционалистов и мондиалистов, прогрессистов и реакционеров. К элементам МИСТИЧЕСКОГО обращаются ученые и философы, художники и писатели, режиссеры и композиторы, политики и идеологи, священнослужители и духовные лидеры. Мистический элемент присутствует во всех без исключения областях духовной культуры – в мифологии, религии, искусстве, философии, политике, идеологии и даже в науке, не говоря уже о непосредственно эзотерическом знании.
И пока человеческий разум остается имманентно ограниченным в пределах познания окружающего бытия и самого себя (а представляется, что он будет ограничен всегда), до тех пор оккультизм и мистический способ реализации духовных потребностей будут привлекать к себе внимание потенциальных приверженцев. В этом – сила современного оккультного мифотворчества.