Вы здесь

Сила любви. По творениям преподобного Ефрема Сирина. Безмерная благость Божия (С. И. Милов, 2014)

Безмерная благость Божия

Господь, пекущийся о жизни нашей, желая сделать нас далекими от… пагубной страсти, учит нас и говорит: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы (Лк. 17: 10). [1, с. 32.]

* * *

Человеколюбец скажет: «Если ты оставил, оставляю и Я; если ты простил, прощаю и Я твои долги; потому что имею власть отпускать на земле грехи. Отпустите, и отпустится вам». Видите несравненное Божие человеколюбие? Видите безмерную Божию благодать? [3, с. 14.]

* * *

Благословен Снисшедший, по любви Своей, спасти человеческий род! Благословен Царь, обнищавший, чтобы обогатить нищих!…Кто не подивится любви Твоей, Господи, которая побудила Тебя к такому снисхождению?…убогое жребя носило на себе великую и святую силу Твою, которая по милосердию Своему снизошла к нам, чтобы возвеличить нас миром Своим. [4, с. 19.]

* * *

Сколько раз решал я покаяться – и опять делал худшее! Сколько раз припадал к Богу – и опять отступал от Него! Сколько раз миловал Он меня – и снова я преогорчал Его! И вот иду теперь в бедственном состоянии. Сколько дал Он мне прекрасного, и сколько сделал я худого! [3, с. 241.]

* * *

Господь, единственный Целитель и Врач, для того и пришел сюда, чтобы уврачевать ныне души верующих от не исцелимых человеческими средствами страданий и очистить от скверны греховной проказы. [5, с. 456.]

* * *

Кто умилостивит за нас Судию, чтобы не осудил нас, грешных? Кто даже из святых испросит нам прощение у Человеколюбца Бога? Кто гнев Божий обратит на милость и правосудие на милосердие, если не умолит Судию тот один, кто сам себе связал бремя грехов и несет, и развязывает, и облегчает его, когда хочет?…Божие же дело – прощать припадающих к Нему, ибо действительно у нас человеколюбивый Владыка, Который покаянием разрешает бремена рабов. [3, с. 79.]

* * *

Милость Божия может и насильно соделать человека праведным, но она не уничтожает в нем силу рассудка, хотя и знает, что может соделать человека праведным. [4, с. 30.]

* * *

О, как безмерна благость человеколюбца Бога! Сколько благ даровал Он крестом человеческому роду! [2, с. 239.]

* * *

Никакой вымысел, никакое искусство не избавят от страшных мучений. Теперь же можно избежать этого, если послушаемся гласа Господа и Бога нашего, Который из-за преизбытка Своего человеколюбия Сам проповедал, Сам научил сынов человеческих совершенству во всяком слове и во всяком деле, чтобы мы, сделавшись Ему послушными, избавились от мучений и сподобились благ. [3, с. 235.]

* * *

Посмотри на жену грешницу и на Закхея мытаря (см. Лк. 7: 38; 19: 2). Ничего другого не было присоединено к свободе их, кроме милосердия Того, Кто отпустил им долг их, – и вот они восстали и укрепились, как если бы Он предоставил им какую-либо (новую) доблесть или силу. И это потому, что Он уже не возложил на них того долга, какой имели они в отношении к самому закону. [6, с. 27.]

* * *

Когда… человеколюбивому и милосердому Богу угодно было избавить нас от такого заблуждения, посетил нас Восток свыше, явилась благодать Божия спасительная, Господь предал Себя за нас, искупил нас от идольской лести и благоволил обновить нас водой и Духом. [2, с. 221.]

* * *

Он [Христос. – С. М.] первым показал послушание делом и словом: послушлив быв Отцу даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2: 8), а также и душу положил по свойственному Ему человеколюбию, и притом за нас, бывших Ему не друзьями, но врагами. Он нас, врагов Его по нашим прегрешениям и вожделениям, смертью Своей примирил с Отцом, истребив еже на нас рукописание (Кол. 2: 14)…Он Сам прежде исполнил, а потом научил. [3, с. 279.]

* * *

Господь наш…вошел в Иерусалим, царственный град, и уничижил Себя, воссев на жребя, чтобы возвысить человеческую низость… Ныне уничижил Себя Творец всех миров, оставил Он горнюю страну Херувимов и воссел на убогое жребя. [4, с. 20.]

* * *

Для чего Господь наш облекся плотию? Для того, чтобы сама плоть вкусила радость победы и чтобы исполнилась и познала дары благодати… Господу нашему надлежало быть пристанищем всех благ, к которому стекались бы люди, сокровищницей всех таинств, к которой отовсюду бы прибегали, и вместилищем всего сокровенного, дабы все люди, как бы на крыльях, возносились к Нему и в Нем одном находили успокоение. [7, с. 11–12.]

* * *

Господь наш, Спаситель душ наших, сойдя во ад, десницей Своей рассыпал там все могущество самого несносного и неодолимого мучителя…Господь наш, чтобы взять на Себя весь грех мира, полагается во гроб… Господь… наш Иисус Христос возбужден (восстал) из мертвых собственной Своей силой, расхитил ад, в дар Отцу Своему приносит наше избавление, проповедует воскресение и вечную жизнь… Он – Бог, пришедший для спасения, спасти души наши. [2, с. 28–29.]

* * *

Христос врачует вечные и неисцельные язвы бессмертной души и греховные немощи. [5, с. 456.]

* * *

Спаситель, вознамерившись спасти род человеческий, родился от Девы и в образе человеческом попрал врага святой силой Божества Своего. [2, с. 255.]

* * *

Великое чудо совершилось на земле: снисшел на нее Господь всяческих, Бог соделался человеком, Ветхий Деньми стал младенцем, Господь уподобился рабу, Сын Царев – убогому. Уничижило себя Естество превысшее и вселилось в наше естество, и что чуждо было естеству Его, то восприяло Оно на Себя ради всех нас. Кто не будет внимателен к такому чуду – Бог приходит, чтобы родиться?…Он умалил собственный Свой образ, чтобы обновить образ ветхого Адама…Ничто не трудно для преславного Божия величия, Которое ради нас преклонилось долу и рождается среди нас и от нас. [4, с. 165–166.]

* * *

Без закона открыта правда Божия, и все кающиеся, которые нуждаются в помощи, могут быть спасены по милосердию Его, потому что есть острый меч, следующий за виной. [6, с. 11.]

* * *

У кого из людей достанет сил одним духом поведать все долготерпение Твое [Бога. – С. М.], с каким переносишь вины наши? [4, с. 24.]

* * *

Долготерпелив Он [Господь Бог. – С. М.] и всех нас влечет в Царство Свое. Но потребует у нас отчета за нерадение в это краткое время; Он скажет нам: «Для вас Я воплотился, для вас видимо ходил на земле, за вас был бит, за вас заушен, за вас распят, вознесенный на древе, за вас, земнородных, напоен оцтом, чтобы вас сделать святыми, небесными. Царство Мое даровал Я вам, всех вас наименовал Своими братьями, принес в дар Отцу, препослал вам Духа. Что мог бы Я сделать еще более всего этого и не сделал того, чтобы спасти вас? Не хочу только делать принуждения произволению, чтобы спасение не обратилось для вас в необходимость». [2, с. 61.]

* * *

Господь здравой принял ту природу, здравость которой погибла, дабы человек через здравую природу Господа возвратил себе здравость первобытной своей природы. Ибо когда кровожадные звери ужасно изранили человека, Благотворитель поспешил оживить нас своими врачевствами. [7, с. 12.]

* * *

Я – грешник, спасаемый благодатью; а слава подобает Спасающему [Христу. – С. М.] грешника щедротами! [1, с. 191.]

* * *

Господь по милосердию Своему пошлет Илию Фесвитянина и Еноха, чтобы они возвестили человеческому роду богочестие, дерзновенно проповедали всем благоведение… Спаситель же делает это, чтобы показать неизреченное Свое человеколюбие; потому что и в это время не оставляет род человеческий без проповеди, да будут все безответными на суде. [2, с. 258.]

* * *

По милосердию сократил Ты [Господь. – С. М.] дни наши, чтобы не удлинялся ряд грехов наших. [4, с. 24.]

* * *

Все согрешили и лишены той славы, которую Бог даровал им через оправдание, – и оправданы даром благодатью Его, – тем более что Бог даровал ее грешникам от начала веков. Пока не была дарована благодать, закон распространял свои лучи в течение многих веков, и в каждом грешники освобождались от правосудия. [6, с. 11–12.]

* * *

О, безмерная благость Божия! Всех она призывает! Всем хочет спастись! Слава Божию человеколюбию! Итак, братия, не законом уже оправдывайтесь, потому что прешла сень законная. Которые под законом, те под клятвой, а нас искупил от клятвы законной Христос, Спаситель наш… Христос искупил нас от клятвы законной. [3, с. 111.]

* * *

Бог есть Бог кающихся, пришел на землю ради злостраждущих и сказал: радость бывает о едином грешнице кающемся (Лк. 15: 10); и еще: не приидох призвати праведныя, но грешныя в покаяние (Лк. 5: 32)…Бог с радостью приемлет приходящего к Нему. [2, с. 232.]

* * *

Создавший душу [Господь. – С. М.] Сам сотворил и тело; и Врачующий бессмертную душу Сам может уврачевать и тело от временных немощей и болезней. [5, с. 456.]

* * *

Адам и Ева грехопадением своим внесли в мир смерть, Господь же даровал нам от Марии новую жизнь… Благий преклонил Свои щедроты и чрез слух же вошел в Марию… до чего уничижил Себя Бог ради человека!…до чего смирил Себя Бог ради раба Своего!…Давший заповедь уничижил Себя, чтобы возвысить нас. Хвала верховному Милосердию, Которое низошло к земным, чтобы немощный мир исцелен был Врачом, явившимся среди твари! [4, с. 167.]

* * *

Владыка, Ты претерпел за нас, а мы, грешные, беспамятные, забыли Твое великое милосердие. Что же род грешных воздаст Тебе, непостижимому, благому и милосердому Богу? Ты, всю вселенную просветивший благодатью; Ты, просветивший очи слепорожденного, – просвети и очи сердца нашего, чтобы возлюбить нам Тебя, Владыка, и с любовью исполнять всегда волю Твою! [2, с. 61–62.]

* * *

Господь украсил Свое слово многими цветами, чтобы каждый научался, рассматривая то, что ему угодно. Разные сокровища Он скрыл в Своем слове, дабы каждый из нас, где потрудился, там и обогащался. Слово Божие есть древо жизни, всеми своими частями доставляющее тебе благословенный плод, – как та скала, которая открылась в пустыне, дабы изо всех своих частей доставить всем людям духовное питие. [7, с. 22.]

* * *

Безгрешен Он [Господь Бог. – С. М.] один – вземлющий грех мира, желающий спастись всем человекам, не хотящий смерти грешников, человеколюбивый, всесильный Спаситель всех людей, Отец сирот, Судия вдов, Бог кающихся, Врач душ и телес, надежда безнадежных, пристань обуреваемых, помощь беспомощных, путь жизни, всех призывающий к покаянию и не отвращающийся ни от кого из кающихся. К Нему прибегнем и мы, потому что все грешные, прибегавшие к Нему, улучали спасение. [2, с. 233.]

* * *

Теперь через крещение оправдывает [Бог. – С. М.] того, кто пребывает в вере в Господа нашего Иисуса Христа. [6, с. 12.]

* * *

Всем обладая, Господи, возлюбил Ты нищету, крепость Свою облек страданиями… Чертог обещает Он тому, кто любит Его. [4, с. 168.]

* * *

Если кто из вас, братия, имеет у себя нечистые и срамные помыслы, то да не предается в нерадении отчаянию, но обратит сердце свое к Богу и, воздыхая, со слезами скажет: Востани, Господи, и вонми суду моему, Боже мой и Господи мой, на прю мою. Суди ми, Господи, по правде Твоей (Пс. 34: 23–24). Я дело рук Твоих: вскую оставил мя еси? (Пс. 21: 1). Вскую лице Твое отвращаеши от меня, и забываеши смирение мое? (Пс. 43: 25). Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой (Пс. 142: 3); углебох в тимении глубины, и несть постояния (Пс. 68: 3). Да удержит меня рука Твоя, и не погибну. Если так, с терпением, будешь призывать Его, Человеколюбец вскоре, ниспослав благодать Свою в сердце твое, утешит тебя в мучительной и трудной брани. [1, с. 81–82.]

* * *

Христос через крещение облекся правдой Ветхого Завета, дабы принять совершенное помазание и Своим ученикам передать его полным и неповрежденным; Он положил конец крещению Иоаннову вместе с законом. Христос крещен был в правде, так как был без греха, но Сам крестил в благодати, так как прочие люди были грешниками. Он отменил закон Своей правдой и крещение прекратил Своим крещением. [7, с. 57.]

* * *

Бог радуется о всяком добром деле, преимущественно же о душе кающейся: ибо весь преклоняется к ней, приемлет ее собственными руками и призывает, говоря: Приидите ко Мне вси труждающиися (Мф. 11: 28), – потому что грядущаго ко Мне не изжену вон (Ин. 6: 37); приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11: 28) в горнем граде, где все святые

Мои упокоеваются в великой радости: приступите к той неизглаголанной, несравненной и неисповедимой радости, к тем благам, в няже желают Ангели приникнути (1 Пет. 1: 12); приступите туда, где лики и чины праведников. Там Авраамово лоно приемлет претерпевших скорби, как прияло некогда нищего Лазаря; там отверзаются сокровища вечных благ Моих; там горний Иерусалим – матерь первородных; там блаженная земля кротких. Приидите ко Мне вси… и Аз упокою вы, – упокою там, где все тихо и безмятежно, где все светло и приятно для зрения, где нет ни обидящего, ни притесненного, где нет уже ни греха, ни покаяния, где свет неприступный и радость неизглаголанная. [2, с. 233.]

* * *

Владыка взывает и через пророков, и через апостолов, и через Евангелие, – а из многих внимают немногие!…Человеколюбец всех призывает и говорит: приидите ко Мне вси, – но никто не слушает, никто не оказывает усердия. [3, с. 131.]

* * *

Дивлюсь правде Твоей [Бога. – С. М.], что не входит она в состязание с милостью Твоей, потому что в такой же мере возрастают щедроты Твои, в какой растут наши скверны. Дивлюсь также, почему одна не жалуется на другую, что не гневается она на прогневляющего Тебя? [4, с. 24.]

* * *

Любовь даровал Бог Церкви Своей, чтобы всегда украшалась той же любовью. Она делается залогом Божиим в душе; она – столп и утверждение в святой душе. Та же любовь низвела к нам Единородного Сына. Той же любовью отверст рай; той же любовью связан крепкий, по той же любви душа стала невестой Бессмертного Жениха, чтобы, как в зеркале, отражать в себе Его благолепие. По этой любви пострадал бесстрастный и чистый Жених. А если душа вне любви, то не благоволит о ней Небесный Владыка. Принуждать же ее произволение никогда не хочет Бог, потому однажды и навсегда предоставил ей свободу вести ту жизнь, какую сама хочет. [2, с. 63–64.]

* * *

Дева родила Первенца, и девство Ее пребыло непорочно и ненарушимо. Сам же Первенец родил нас в крещении и Своими дарами сделал первенцами; ибо в лоне крещения нет ни старшего, ни младшего, так как все мы – первенцы верой и на нас исполнилось то, что говорит Писание: всякое перворожденное, отверзающее утробу, святым Господу наречется (ср. Исх. 13: 2. Лк. 2: 23). Ибо крещение принимает нас (в свое лоно), загрязненных грехами и как бы ржавчиной поврежденных, и возрождает из лона своего очищенными от греха. [7, с. 37.]

* * *

Подумай и смотри: Жених [Христос. – С. М.] уже приближается и не замедлит. Он идет обрадовать любящих Его, идет призвать плакавших и рыдавших не ради мертвеца, не ради временной потери имений, но ради удобообстоятельного греха (см. Евр. 12: 1) и Царствия, которому не будет конца, и ради блаженного наслаждения раем, из которого мы изгнаны, когда преступили заповедь Божию, и в который опять возвращаются плачущие и рыдающие. Он идет увенчать подвизавшихся законно и возлюбивших узкий и тесный путь. Идет помиловать милостивых. Идет соделать блаженными ради Него обнищавших. Идет исполнить благами ради Него алкавших и жаждавших. Идет осветить тайная тмы и объявить советы сердечныя (1 Кор. 4: 5). [1, с. 41.]

* * *

Блажени плачущии (Мф. 5: 4); плачьте, приносите покаяние, обратитесь ко Мне [Христу. – С. М.], и Аз упокою вы там, где нет ни труда, ни слез, ни заботы, ни попечения, ни сетования. Обратитесь, сыны человеческие, и Аз упокою вы там, где несть мужеский пол, ни женский, где нет ни диавола, ни смерти, ни

поста, ни печали, ни ссоры, ни рвения, но радость и мир, упокоение и восторг. Обратитесь ко Мне, и Аз упокою вы, где вода упокоения, и место злачно (см. Пс. 22: 2), и виноград, возделанный Богом всяческих, на той блаженной земле кротких, на которой произрастаю Я – истинная лоза, Еяже Мой делатель (Ин. 15: 1) – Отец. Приидите ко Мне вси труждающиися и обременении, и Аз упокою вы там, где жизнь нетленная и увеселение всякой благостью. [2, с. 233–234.]

* * *

Неужели одна половина людей любезна Богу, а другая ненавистна? Нет, – ибо в истинной любви не может существовать разделения на любезных и ненавистных. [6, с. 12.]

* * *

Страдания Твои [Христа. – С. М.] – для нас источник благ; Крест Твой – для нас победный венец; любовь Твоя – полнота лепоты. [4, с. 168.]

* * *

Слава единому, бессмертному, святому, пречистому и страшному, благому и милосердному Богу, Который благодатью Своей подвиг язык наш к сладкопению словес о Суде, любви и умилении, к назиданию души, к просвещению сердца и к пользе ума, чтобы всякая душа, повторяя это сладкопение и усладившись им, привлечена была к жизни вечной! [2, с. 67.]

* * *

Спаситель, вознамерившись спасти род человеческий, родился от Девы и в образе человеческом попрал врага святой силой Божества Своего. Был же кроток и смирен на земле, чтобы нас вознести с земли на небо. Бог, Который действительно и истинно был зачат, воплотился и родился во плоти нашей от Святой Девы, крестным Своим страданием спас все, дав заповеди. Он и опять придет в последний день судить живых и мертвых, а всем праведным и нечестивым воздаст по делам их – как праведный Судия. [3, с. 138.]

* * *

О Спасителе… нужно ли что и говорить? Он и невозможное сделал возможным; искупил души, которые могли доставлять утешение другим, но, по причине преступления, не в состоянии были освободить себя самих. [1, с. 186.]

* * *

Приидите ко Мне [Христу. – С. М.] вси… и Аз упокою вы там, где великий дар, несравненная радость, неизменное веселие, непрекращающееся песнопение, немолчное славословие, непрестанное благодарение, непрерывное богословие, нескончаемое царство, несметное богатство, беспредельные веки, бездна щедрот, море милосердия и человеколюбия и все, что не может быть изглаголано человеческими устами, высказывается же только в гаданиях. [2, с. 234.]

* * *

На горе Господь попрал похоти искусителя и бросил в бездну, дабы попрали их те народы, которые когда-либо были попираемы ими. Вместо них Он предоставил всем полноту благодати, дабы господствовала над всеми та, которая некогда у всех была в попрании (см. Рим. 5: 17). [7, с. 63.]

* * *

Сие… пусть знает каждый, что Бог определил и уставил день, в который будет судить мир, но, как Человеколюбец, долготерпит… не хотя да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут (2 Пет. 3: 9). [3, с. 133.]

* * *

Слава человеколюбию Его [Бога. – С. М.], слава долготерпению Его, слава благости Его, слава снисхождению Его, слава щедротам Его… Он милостив и не лжив, несомненно сотворит отмщение за вопиющих к Нему день и ночь. [2, с. 235.]

* * *

Строгость Божия изрекала закон, но везде Он действовал по благодати. Потому законы презренные Он от Себя отверг и оттолкнул, дабы всем была сладостна Его истинная благодать. [6, с. 13.]

* * *

Хвала благости Твоей [Господи. – С. М.] – сей матери учителей. Готовы у нее удары, вразумляющие противников, но готово и врачевство, предлагаемое сокрушенным. [4, с. 173.]

* * *

Непрестанно, возлюбленные, должны мы благодарить Бога, Который нас сподобил принять на себя благое иго Его и избавил от временного и тленного. [2, с. 80.]

* * *

Убоялся ты, несчастный, что благий и человеколюбивый Бог отвергнет труды твои? Но Сам Он и благодать Его подают к тому силы тебе; Сам Он сокрушает сердце твое, и Сам дает тебе награду. Все от Него, а ты гордишься! Плату наемника взыскивает Он с тех, которые лишают Его оной; ужели лишит тебя награды за слезы твои? Да не будет этого! Сказавший: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам (Мф. 7: 7) – сделается ли лжецом? Никак. [1, с. 68.]

* * *

Не написано о Господе нашем, что смеялся Он, но написано то, что плакал и проливал слезы. Когда прослезился Он над Лазарем, тогда плакал о всех умерших, потому что видел, как смерть разрушает и тлению предает образ Его. Как Благий, Он скорбел о возлюбленном образе Своем, потому что видел, как лишается он красоты и истлевает во гробе, делается страшным и ужасным. [4, с. 36.]

* * *

Видя Бог покаяние, уступил желанию, склонился на прошения, согласился всегда иметь снисхождение к человеческому роду, определил, чтобы покаяние предводительствовало немощным естеством, и дал ему власть над немощью человеческою. [3, с. 179.]

* * *

Рассмотри, каким образом хотел Живый [Христос. – С. М.] во всех возрастах человека преодолеть и сокрушить смерть. Сделался плодом, и смерть не могла Его разрушить в утробе. Стал младенцем, и питающегося молоком смерть не смогла сокрушить. Стал отроком, и в учении, которому Себя подвергнул, смерть была не в состоянии привести Его в расстройство. Стал юношей, и в стремлениях Его юности смерть не смогла представить Ему соблазна. Стал учеником, и посредством лукавства смерть не смогла Его победить. Стал учителем, и смерть не смогла обличить Его против истины, которой Он учил. Был наставником, и в заповедях, какие Он дал, не могла Его подстеречь. Был в зрелом возрасте, и посредством убийства (смерть) не могла Его устрашить. Умер, и ужасный гроб не мог Его удержать. Он не был захвачен болезнью, поскольку Сам Врач, не заблуждался, поскольку был Пастырь, не преступил заповеди, поскольку был Учитель, не споткнулся, поскольку был Свет. Вот тот путь, который Христос от начала до конца, от зачатия до воскресения, открыл и указал Своей Церкви. [7, с. 65–66.]

* * *

Работающих Ему [Богу. – С. М.] с чистым сердцем прославит Он несравненной славой, потому что славе святых нет конца. [2, с. 77.]

* * *

Более всего показывает Он [Иисус Христос. – С. М.] любовь Свою в нас… через смерть, которую претерпел ради грехов наших. Ведь если ради нечестия нашего умер, то тем более Он оправдает нас кровию Своею и спасет от того гнева, который придет при кончине мира. [6, с. 18.]

* * *

Господь твой милостив и благосерд, желает тебя видеть у дверей Своих; радуется, если приносишь покаяние, с радостью приемлет тебя. Все множество неправд твоих не исчерпает и малой капли Его милосердия, и благодатью Своей очистит Он владычествующий в тебе грех. Море беззаконий твоих не противостанет и малому дыханию Его щедрот, неправды целого мира не превзойдут моря благости Его. Если доселе ходил ты во грехах, то удержись от неправд, ударяй в дверь Его, и Он не оставит тебя вне… Господь убелит тебя, как снег. Оставь только, грешник, беззакония свои, приди в сокрушение о грехах, соделанных прежде, и Он примет тебя милостиво. Отложи прежние свои скверны и приходи к Нему; Он примет тебя… Благий Господь примет и… обымет тебя с любовью… Он оставит тебе беззакония твои, и изольются на тебя щедроты Его, потому что жаждет и желает Он обращения твоего. Любит видеть тебя у дверей Своих Тот, Кто за беззаконников и грешников предал Себя на смерть и поругание. [4, с. 51–52.]

* * *

Человеческому естеству дает Он [Бог. – С. М.] взаем Сына, чтобы в рост за Него принять власть над всякой душой. За этот долг укрепляет за Собой всякую земную пажить и по кратком обращении делается Господином всех, не только как Создатель, но и как Искупитель. Не только как Бог, но и как искупающий из работы дает бисер, чтобы не утратить в естестве и самого овола. Дает Сына, чтобы подчинить раба. Какое великое человеколюбие! Какое отважное предприятие – вверить бисер раковине и за овол отдать на поругание драгоценный камень! [2, с. 288.]

* * *

Он [Бог. – С. М.] послал Духа Святого и освятил Церковь; Он послал апостолов благовествовать язычникам. Если не хочет, чтобы спаслись мы, то напрасно употреблял столько средств; или не знал нашего положения, или посмеялся над язычниками. Но непозволительно и помыслить то или другое, потому что Он и не не знал, и не сделал ничего излишнего. Мы – стадо Его, и Он – наш Пастырь и ныне, как и в раю. Он дал покаяние как очистительную воду. Если в чем прегрешим, им омываемся. У нас есть баня не только пакибытия, но и обновления (Тит. 3: 5). Если в чем согрешим, омывшись покаянием, делаемся чистыми. [3, с. 161.]

* * *

Бог показал, что, приближаясь к людям, по причине праведности Своей для них, неправедных, делается Он поражающим неисцельно. Но, щадя нас, удаляется Он от нас, чтобы оставались мы живы, а также не изрекает нам таин, чтобы мы не умерли. Приблизился Он к Аарону и, найдя его сыновей виновными, умертвил их; приблизился к народу – и истребил многих согрешивших. Поэтому, если изречет Божественное и не уверуем, то убиет всех нас. А поэтому и не изрекает, так как предвидел, что не уверуем. И так прекрасно делает, промышляя о том, чтобы мы не умерли. Не дает столько разумения, чтобы не угасить произволения, не сообщает большей силы, чтобы не затмить природы. Не стесняет благости, чтобы не препобеждалась она недостоинством; не творит людей Ангелами, чтобы не расстроить Своей силы… Бог дал тварям, что могли вместить, и извинил в том, чего не могли вместить. Ибо ни от кого не требует чего-либо сверх силы. [1, с. 161–162.]

* * *

[Господь. – С. М.] двумя средствами действует на бесстыдных – и милующими щедротами, и жестокими ударами, чтобы страхом удерживать того, кто от щедрот делается еще более дерзким! Берет и в чашу весов Своих полагает Он род человеческий, и когда чаша идет вниз, поддерживает ее Своей благостью; а если и этому противится, – приводит в равновесие правдой Своей. [4, с. 173–174.]

* * *

Пока мы еще здесь и обращаемся к Нему [Богу. – С. М.], приемлет Он нас, и допускает к Себе, и спасает, и удостаивает вечных Своих благ. [3, с. 264.]

* * *

Через крещение простил Он [Христос. – С. М.] всех людей, как и жену грешную через слово. Посему возлюбили Сына за прощение Его и восстановлена (вознесена) свобода из ниспадения ее. Также и похоть побеждена пришествием Его, и слабость – укреплением Его… Побеждено и отчаяние надеждой Его. [6, с. 27–28.]

* * *

Христос воскрес – и человечеству благовествуется Воскресение. [3, с. 180.]

* * *

Он [Господь Бог. – С. М.] от запада и севера, от моря и востока, собрав народы во единую Церковь к единой вере и единому крещению, связал их любовью. [2, с. 262.]

* * *

Добрый Торжник [Христос. – С. М.], обильно расточающий благоухание ароматов Своих, услаждает внемлющих праведникам; и они сообщают жизнь ученикам Своим. Благословен Благий, Который из сокровищ Своих источает благоухание дел их! [4, с. 185.]

* * *

Ты [Иисус Христос. – С. М.], долготерпеливый, всегда врачующий благодатью и щедротами как милосердый…Великие щедроты Твои – вот врачевства благостыни Твоей, потому что невозможно купить небесных и святых врачевств; им и цены нет. Но за слезы подаешь Ты их, Спаситель, и за горький плач даруешь их всем. Поэтому кто не удивится, кто не придет в изумление, кто не благословит великое милосердие Твоей благостыни, Спаситель душ наших, когда благоволишь Ты принимать слезы в уплату за врачевства Твои? [1, с. 199.]

* * *

[Иисус Христос. – С. М.] показал человеку милость Отца, возвестил о скорби умных Сил и о вражде с земным. Убедил искать примирения, стал посредником мира, обещал примирение, указал способ, а именно, что мир будет приобретен крестом, и устроил дело так, что раб притек ко Владыке, сын познал Отца. Став защитником в борьбе с мучителем, утвердил владычество за Отцом и раба действительно освободил от горького мучительства. [2, с. 291–292.]

* * *

Благодать… и дар крещения, излитые по причине многих грехов, ведут нас к оправданию и оправдывают нас через очищение, данное нам туне. [6, с. 21.]

* * *

Уверься в милосердии Божием; приятно Богу, что ты притек к Нему, и Он доказывает тебе благость, потому что прежде оставления грехов рукоположил тебя во иерея. [3, с. 163–164.]

* * *

Бог требует от нас только совершенной решимости, а Сам подает нам силы и дарует победу, как написано: Защититель есть… уповающих на Него (Пс. 17: 31). И еще говорит: близ Господь всем призывающим Его… во истине: волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я (Пс. 144: 18). [2, с. 83.]

* * *

Сожалеет Бог, когда гибнет Его образ. Душа много любезнее Богу всех созданных Им тварей… Скорби о себе ради Бога, потому что Он сожалеет о тебе. [4, с. 37.]

* * *

О, безмерная и несравненная благость щедрот Божиих! Сколько благ даровал Бог крестом человеческому роду! Слава Его человеколюбию, и поклонение, и держава во веки!…Слышали вы, возлюбленные и христолюбивые, какова сила Креста, сколько успешных его действий, сколько благ от него! Этот добрый кормчий, удовлетворив собой всю жизнь нашу и умирив ее, стал для нас предуготовителем будущей вечной жизни. [2, с. 263.]

* * *

Бог прощает тебе пятьдесят и даже пятьсот динариев; смотри не присовокупляй к долгу, чтобы тебе, кающемуся, не быть отверженным, подобно Исаву. [3, с. 198.]

* * *

Желай… спастись, ибо Господь любит усиленно желающих получить спасение и содействует им. [2, с. 93.]

* * *

Достойно и праведно, чтобы вы принадлежали Тому [Христу. – С. М.], Кто нисшел к мертвым ради нас и восшел, чтобы во время пришествия Своего принести вас Богу, как плод святой. [6, с. 24.]

* * *

Если Бог жалеет пеликана и к жизни возвращает птенцов его, то кольми паче жалеет Он душу твою, которую не хочешь ты возвратить к жизни. Если

Творец, видя пеликана, в скорби о птенцах своих желающего умертвить себя, сжаливается над ним и воскрешает детей его, то, конечно, когда грехом умерщвляется и разлучается с Богом душа, тем паче сожалеет Он о Своем разлучившемся с Ним образе. Потому плачь и сокрушайся о душе своей, разлучившейся с Богом; Он сожалеет о тебе, как мать о сыне своем единородном. [4, с. 37–38.]

* * *

Человеколюбцу… Владыке угодно, чтобы как бы с намерением, различно на всех возлагалось иго, потому что каждому уделил Он бремя, соразмерив с собственными его силами… Владыке угодно различными средствами руководствовать нас ко спасению, потому что враг также различными предлогами ухищряется предавать нас смерти. [2, с. 297–298.]

* * *

Творец… по Своей природе премудр, ибо знал, что необходимо создать вещи на испытание и исправление, то есть чтобы праведники искушались и достигали награды, преступники же исправлялись и таким образом получали пользу. [7, с. 76.]

* * *

О, какая благодать от Бога, Который, еще не прияв, Сам дает первый и, видя малое, дарует великое!

Еще не воздохнул согрешивший, а Он дал уже ему дерзновение. Тот не пролил еще слез, а Он предварительно открыл Ему доступ к Себе. [3, с. 164.]

* * *

Взывай к Богу с сердечной скорбью; и скоро пошлет тебе в помощь милостивого Ангела и освободит тебя от самой брани и от вражеского смущения. [1, с. 202.]

* * *

Возлюбленный, мужайся и возмогай о Боге своем; потому что милость Его во век. [2, с. 94.]

* * *

Благословен Благий и Милостивый [Христос. – С. М.], Который радуется о нас, если приносим покаяние; без укоризны и с радостью приемлет Он нас по любви Своей! Благословен Благий, у Которого дверь отверста и добрым и злым, чтобы входили в нее, Который и злым, если обращаются они, не затворяет двери благости Своей! Благословен Дарующий всякому средство, чтобы все приобрели наследие Царства: праведники – добрыми делами, грешники – покаянием! Благословен Предавший Себя на смерть и поругание за грешников, Претерпевший крестный позор, чтобы грешникам даровать жизнь! Благословен Сотворивший нас по милосердию Своему и Снисшедший спасти нас крестом и паки имеющий прийти, чтобы воскресить нас в великий день пришествия Своего! [4, с. 53–54.]

* * *

Потому Господь наш облекся плотью нашей и нас помиловал, чтобы, вопреки ничтожным удовольствиям и чувственной усладе, даровать нам возможность приобретать жизнь праведную. [6, с. 29.]

* * *

Снисшел к нам Свет от Света [Христос. – С. М.] и, озарив нас, возвел к Свету. Снисшел к нам, соделавшись подобным нам, чтобы нас соделать подобными Себе. Бессмертный снисшел к смертным и, соделав их бессмертными, опять восшел к Отцу. Ныне же грядет во славе благословенного Отца судить живых и мертвых. Путь жизни стал для нас исполненным света и славы, чтобы мы во свете шествовали им к Отцу. Приидите, возлюбленные, вступим на путь, какой показал нам Господь, чтобы в радости достигнуть нам Царства Его. [1, с. 215.]

* * *

Послушай Того [Христа. – С. М.], Кто говорит: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11: 28). Господь желает упокоить тебя от попечений, от раздражительности, от искушений и скорбей века сего; Он хочет, чтобы не озабочен ты был египетским плинфоделанием; хочет вести тебя в пустыню, то есть в безмолвие, чтобы освещать пути твои столпом облачным, чтобы напитать тебя манною, разумею же хлеб безмолвия и неозабоченности, и чтобы наследовал ты землю обетования. [3, с. 209.]

* * *

Видим Творца нашего; внутренно преисполнен Он щедрот, а наружно окружен страхом. Гнев Его на безрассудного вопиет о горячей Его любви. В самой ярости Его кроется любовь… В жезле Божием сокрыто много премудрых целей. Он поражает для нашего спасения и щадит для нашей пользы; погруженного в сон пробуждает, бдительному доставляет торжество, во всем являет любовь. Он любит и поражает нас, чтобы этим принести нам большую пользу. Он милует и наказывает, чтобы мы бежали от низких страстей. Сообразно премудрым целям Своим, для нашего спасения вещает Он то гласом гнева, то гласом любви, то гневается и угрожает, то ласкает и обещает, как врач, который всех и всем врачует; изрекает проклятие, чтобы получили мы благословение. Всякое проклятие, от Него исходящее, может послужить к приобретению благословения. [4, с. 188–189.]

* * *

Дивное зрелище! Ангелы со страхом предстоят Ему [Христу. – С. М.], а мытари с радостью совозлежат с Ним. Блаженные духи трепещут величия Его, а грешники с Ним едят и пьют. Сжигаемые ненавистью книжники сокрушаются, а мытари милосердием веселятся. Увидело небо и изумилось, увидел ад и обезумел в ярости. Увидел сатана и истощился, увидела смерть и потеряла силу, увидели книжники и отошли постыженными, увидели фарисеи и смутились. Радость была в небесах и ликование у Ангелов, поскольку враги покорились, непослушные приведены к послушанию, грешники восставлены и мытари оправданы. Хотя други прекословили Ему (см. Мф. 16: 22), Он не отверг позора крестного, и хотя враги смеялись над Ним (см. Мф. 9: 11; Лк. 15: 1–2 и др.), не удалился от общества мытарей, но пренебрег посмеянием и презрел похвалу, тем и другим совершая спасение людей. [7, с. 78–79.]

* * *

Я в нерадении проводил все время жизни своей, и Господь, не помянув многих грехов моих, сподобил меня такого дара – вступить в почтенную и неразвлекаемую жизнь. [2, с. 111.]

* * *

Сам на себе узнал Иона, что кающиеся будут помилованы. На нем самом Благость [Бог. – С. М.] показала ему пример милосердия Своего к грешникам, – показала, что как он избавлен Ею из моря, так избавит Она и во грехах погрязший город. [4, с. 55.]

* * *

Если впадешь в недуг, возлюбленный, помни, кто говорит: Сыне, не пренебрегай наказания Господня, ниже ослабевай от Него обличаем: егоже бо любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет (Притч. 3: 11–12). [1, с. 97.]

* * *

Постараемся в этом кратком и лукавом веке быть богоугодными Богу, чтобы наследовать нам царство вечное. Ибо Он свят, во святых почивает, а малодушным подает долготерпение. [2, с. 108.]

* * *

Господь наш указывает нам образец в самарянине, который перевязал раны пострадавшему от разбойников, и посадил его на своего осла, и заплатил за него. Благословен Снисшедший к язвленному человечеству! Его щедроты уврачевали нас вином и елеем. [4, с. 190.]

* * *

На человеке кротком и смиренном почиет дух премудрости, потому что Господь любит ходящих по премудрости. [1, с. 130.]

* * *

За что предан Христос Спаситель наш? За нас, нечестивых, предан Владыка. Кто же не подивится? Кто не прославит? Рабы согрешили, а Владыка предан, чтобы собственной смертью освободить согрешивших сынов. Сыны погибели и чада тьмы пришли во мраке удержать Солнце, Которое в одно мгновение может попалить всех. Владыка же, видя их дерзость и гневное движение, с кротостью, добровольно предал Себя в руки нечестивых. И беззаконные, связав Пречистого Владыку, ругались над Ним, связавшим крепкого неразрешимыми узами и разрешившим нас от уз греховных. Сплели венец из терний своих, какие принес в плод иудейский виноградник. Ругаясь над Ним, называли царем, плевали беззаконные в лицо Пречистому, от Чьего взора приходят в трепет все Небесные Силы и чины Ангельские… Владыка терпит от рабов такие оскорбления и укоризны, бичевание, заплевание и заушение… Приидите, и познаете чрезмерность щедрот, терпение и милосердие сладчайшего Владыки. Был у Него благопотребный раб в раю сладости, и он, согрешив, предан истязателям. Но Благий, видя, что немощен он духом, умилосердился к рабу, сжалился над ним и Себя Самого отдал на бичевание за него… Создатель, по милости сотворивший человека из персти, заушен перстью. [3, с. 218–219.]

* * *

Бог благ, многомилостив; не погубит образа, Им Самим сотворенного. И всякий ваятель тщательно хранит сделанное им изображение, кольми паче Благий сохранит живой и словесный Свой образ… Бог, вразумляющий нас Отец наш, к нашей же пользе наказывает нас. Гневно подъемлет Он жезл Свой, чтобы и устрашить, и умудрить нас… Бог, Благий и Милосердый, вразумляет и наказывает нас, чтобы через это спасти нас по благодати Своей и излить на нас обильные щедроты Свои. Жезлом Своим доказывает он любовь Свою к нам, в наказании Своем отверзает нам сокровищницу Свою… можем ли мы думать, что Бог наказывает нас не из любви?…как ни велико наказание Его, но благость Его – несравненно больше. Всякое наказание Его – дар людям. [4, с. 60–62.]

* * *

К облекшимся… в нелицемерную любовь никак не смеет он [дьявол. – С. М.] и приближаться, потому что видит в них Человеколюбца Бога, виновника и подателя любви, как сказано в Евангелии: Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй вонь, не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3: 16). [3, с. 292–293.]

* * *

Испросим щедрость у Господа, чтобы послал Он благодать Свою в сердца наши, потому что без благодати Его человек бессилен к преспеянию в добродетелях. [2, с. 142.]

* * *

Бог открыл многие врата, дабы люди становились друзьями Божиими, подобно тому как Авраам и многие другие были друзьями Божиими. [7, с. 144.]

* * *

Ныне Божество положило на Себя печать человечества, чтобы и человечество украсилось печатью Божества. [4, с. 110–111.]

* * *

Христос, Спаситель наш, руками беззаконных неправедно распят на древе крестном. Приидем все и с воздыханиями будем обливать тело свое слезами, потому что Господь наш, Царь славы, предан смерти за нас, нечестивых… А мы, грешные, за которых и предан Единый Бессмертный, все еще остаемся небрежными. Смеемся ежедневно, слыша о страданиях и поругании Спасителя. [3, с. 220.]

* * *

Ради немногих слез, пролитых в это короткое время, и ради покаяния Бог прощает все грехопадения. [1, с. 195.]

* * *

Скажи лукавому помыслу: «Хотя и бочки я разбил, и вино погубил, но цел у меня виноградник, а Владыка долготерпелив, многомилостив, милосерд и праведен. И надеюсь, что, при содействии благодати Его, снова возделаю и сберегу виноград свой и наполню бочки свои, как и прежде». [2, с. 141–142.]

* * *

Наказание есть дело милосердия и благости. Наша любовь… и в сравнение не идет с той любовью, какую Бог, по милосердию Своему, имеет к людям. Наша любовь… несравненно менее Его любви к нам. [4, с. 62.]

* * *

Он [Христос. – С. М.] оживотворит нас от мертвых, поскольку Он сделал нас спасенными как бы из мертвых и спас. [6, с. 113.]

* * *

Господь даром прощает грехи многих, и крещение Его даром освобождает верующих от наказания… милосердие Божие… укрывает злое добрыми делами и в конце совсем покрывает. [7, с. 145.]

* * *

Благословен Телец упитанный [Христос. – С. М.], пришедший и Себя заклавший в жертву за людей!…Благословен Тот, Кто заградил невидимый ров, куда лукавый низринул Адама!…Благословен Правосудный, Который благ и к неверным, хотя они хулят Его! [4, с. 190–191.]

* * *

Всевышний Бог, ради Авраама и завета Своего с ним, с самого начала терпел злонравие народа этого; дал им в пищу манну с неба, а они, недостойные, вожделевали зловонных снедей. Так же дал им воду из камня в пустыне; а они за это, распяв на Кресте, дали Ему оцет… за нас пострадал бесстрастный Владыка, за нас распят Единый Безгрешный… За нас, нечестивых, предан смерти Христос, Спаситель наш. [3, с. 221.]

Конец ознакомительного фрагмента.