Вы здесь

Сила воли. Уникальная методика тренировок. Глава 3. Как стать хозяином самому себе и своей жизни (Антон Могучий, 2016)

Глава 3

Как стать хозяином самому себе и своей жизни

Первый шаг: познакомьтесь со своими взрослыми и детскими проявлениями

Как вы уже знаете, у нас есть древние части мозга, отвечающие за инстинкты, эмоции и удовольствие – и более современные, развившиеся в результате эволюции части мозга, отвечающие за разумное поведение, волю и самоконтроль. В связи с этим нам иногда кажется, что в нас живут как будто два противоборствующих существа. На самом деле никаких двух существ, конечно, внутри нас нет, но есть разные проявления нашей личности, в зависимости от того, какие части мозга более активны в настоящий момент.

Без инстинктов и эмоций жить нельзя, но мы пребываем в гармонии с собой и с миром лишь тогда, когда держим их под контролем: не сдерживаем, не подавляем, а разумно управляем ими. Для такого управления и служит сила воли, самоконтроль. Когда с самоконтролем все в порядке – две наших ипостаси пребывают в равновесии, а вовсе не борются друг с другом.

Значит, наша задача – при помощи силы воли направлять свои инстинкты, эмоции и прочие стихийные проявления в нужное русло и не давать этой стихии буйствовать бесконтрольно. Такое буйство приводит лишь к саморазрушению. Тогда как разумное использование своих эмоций и инстинктов работает на нас, а не против нас – помогает нашему выживанию, самосохранению и способствует более яркой, насыщенной жизни.

Обратите внимание на следующее: часть мозга, отвечающая за самоконтроль – префронтальная кора – развилась в ходе эволюции, когда человечество, можно так сказать, стало выходить из детского возраста. Каждый человек в своем развитии в какой-то мере повторяет общий ход эволюции человечества. Поэтому и у каждого из нас префронтальная кора развивается не сразу, как не сразу она появилась у человечества как вида.

Префронтальная кора – признак взросления и человечества в целом, и каждого отдельного человека.

Поэтому разумно будет, став взрослым, искать опору именно в этой части своего мозга. Которая, как мы уже знаем, направляет нас к лучшим для нас целям и задачам – лучшим с точки зрения эволюции и прогресса, как общечеловеческого, так и нашего личного.

Вы уже поняли: чтобы «включить» силу воли, надо активизировать свою префронтальную кору – часть мозга, которую можно назвать взрослой и наиболее развитой. Если мы этого не сделаем, то будем продолжать реагировать на окружающую действительность как неразумные дети, которые, видя игрушку, кричат «Хочу!», а видя кашу, кричат «Не хочу!», и никакие доводы рассудка на них не действуют.

Как же активизировать ее, эту самую разумную часть своего мозга? Очень просто: осознанно решить, что вы в своем поведении будете опираться именно на нее и, соответственно, на наиболее развитую и взрослую часть своей личности.

По сути дела при этом вы выбираете: быть взрослым или оставаться ребенком.

Конечно, большинство из нас считают себя взрослыми людьми и даже не сомневаются в своем праве на это! Но считать себя взрослым и всегда вести себя как взрослый человек – не одно и то же.

В каждом взрослом человеке живет ребенок – и далеко не всегда это веселое, игривое и творческое существо. Часто это незрелое, инфантильное существо, которое не способно действовать и реагировать по-взрослому, брать на себя ответственность, совершать зрелые поступки.

Заметьте: те проявления нашей личности, которые связаны с активностью древних частей мозга – то есть инстинктивные, необузданно эмоциональные, неконтролируемые проявления – это по сути дела детские проявления, независимо от того, сколько нам лет. А то наше поведение, когда мы контролируем себя, владеем собой и своими эмоциями, ведем себя разумно и несем ответственность за свои поступки, можно назвать проявлениями нашего внутреннего взрослого.

Я предлагаю вам ознакомиться с наиболее типичными проявлениями нашего внутреннего взрослого и нашего внутреннего ребенка, и обратить внимание на то, какие типы поведения встречались или встречаются у вас. Выполните для этого следующее упражнение.

Упражнение

Внимательно прочитайте, какие проявления свойственны взрослому человеку, когда он ведет себя как ребенок и когда он ведет себя как истинно взрослый. В процессе чтения останавливайтесь после каждой строчки, чтобы припомнить, характерен ли подобный тип поведения именно для вас. Не спешите с ответом, вспомните события из своей жизни и ваши реакции на них хотя бы за последние полгода.


Итак, вы ведете себя как ребенок, если вы:

1. Желаете немедленно получать все, что вам понравилось.

2. Откладываете на потом важные дела, тянете время, занимаетесь чем угодно, но только не тем, чем надо.

3. Выплескиваете на окружающих негативные эмоции.

4. Избегаете делать то, что вам не нравится, даже если это необходимо.

5. Чего-то боитесь, хотя непосредственной опасности нет.

6. Стремитесь привлекать к себе внимание, чтобы получить от окружающих жалость, одобрение или любовь.

7. Впадаете в панику.

8. Ждете, что другие сделают что-то за вас.

9. Действуете импульсивно, совершаете необдуманные поступки.

10. Отлыниваете от того, что трудно дается.

11. Скучаете, когда нечем развлечься.

12. Делаете что-то только потому, что другие так делают.

13. Способны сделать что-то себе во вред, если вам кажется, что так вы заслужите чье-то признание или одобрение.

14. Откладываете принятие важных решений.

15. Хотите получать желаемое без промедления, не желаете терпеть и ждать.

16. Не терпите никаких самоограничений.

17. Не переносите дисциплины.

18. Не способны принимать потери и поражения.

19. Не извлекаете уроков из собственных ошибок.

20. Чувствуете себя беспомощным, несчастным, обиженным, жертвой.

21. Подвержены негативным влияниям.

22. Судите о чем-то категорично, делаете скоропалительные выводы.

23. Завидуете чужим успехам.


Вы ведете себя как взрослый, если:

1. Говорите «нет» своим желаниям, если они неуместны или неразумны.

2. Без промедления приступаете к важным делам.

3. Самостоятельно регулируете свое эмоциональное состояние, не выплескивая негатив на окружающих.

4. Без капризов и самосожалений делаете то, что нужно и важно, даже если это неприятно.

5. Не поддаетесь страхам без причины.

6. Способны хорошо относиться к себе, даже если не получаете одобрения от окружающих.

7. Здраво оцениваете любую ситуацию и сохраняете самообладание, что бы ни происходило.

8. Самостоятельно справляетесь со своими проблемами.

9. Несете ответственность за свои поступки.

10. Не пугаетесь трудных дел.

11. Спокойно относитесь к тому, что жизнь не может состоять из сплошных удовольствий.

12. Мыслите и действуете самостоятельно, не боясь показаться не таким, как все.

13. Отказываетесь от саморазрушительного поведения (например, приема алкоголя или наркотиков), даже если все вокруг ведут себя иначе.

14. Принимаете взвешенные, продуманные решения, о которых потом не жалеете.

15. Умеете терпеть и ждать.

16. Способны при необходимости на самоограничения.

17. Способны к самодисциплине.

18. Достойно принимаете потери и поражения.

19. Извлекаете уроки из своих ошибок и исправляете их.

20. Уверены в себе, обладаете чувством собственного достоинства, чувствуете себя хозяином своей жизни.

21. Живете своим умом и не подвержены вредным влияниям.

22. Не спешите делать выводы и высказывать суждения, пока не изучите и не обдумаете вопрос.

23. Искренне радуетесь чужим успехам.


Тщательно проанализировав свое поведение и стараясь быть честным с собой, подсчитайте, каких проявлений у вас больше: вы чаще ведете себя как взрослый или как ребенок?

Второй шаг: осознайте и укрепите свое взрослое «я»

Нет ничего страшного в том, чтобы иногда вести себя как ребенок. Всем нам так или иначе свойственны и детские, и взрослые проявления. Задача не в том, чтобы вообще отказаться от детских проявлений. Задача в том, чтобы сделать свою взрослую ипостась главной в вашей жизни – передать ей командную роль.

Когда вы выберете опору на взрослого в себе, у вас появится, так сказать, центр управления, из которого вы будете руководить собой и своей жизнью. Это будет центр самоконтроля, центр силы воли. Мудро управляя из этого центра, вы заставите и ваши детские проявления, и эмоции, и инстинкты, и спонтанность чувств служить вам. Все дело в мере контроля. Стихия может все смести на своем пути – но она же, мудро направленная в нужное русло, способна сдвинуть горы. Сделав ставку на взрослого в себе, вы достигнете любых целей, так как перестанете быть похожи ну лодку без руля и без ветрил. А ведь именно на нее похож любой безвольный человек!

Чтобы выбрать, какую свою ипостась сделать главной, просто задайте себе вопрос: «Кто я?» Ребенок – импульсивный, капризный, легко поддающийся соблазнам, следующий лишь за своими прихотями, не умеющий контролировать себя, не несущий ни за что ответственности? Или взрослый – ответственный, здравомыслящий, реально относящийся к жизни, уверенный в себе, способный контролировать свои эмоции, обладающий чувством собственного достоинства, умеющий принимать взвешенные решения и следовать намеченным целям?

Какой вы – настоящий? Помните, что на самом деле нет двух «я», это условность. Есть один, единый и целостный вы, но вы выбираете, с какими качествами отождествлять себя, каким быть.

Выбирая отождествляться со своей взрослой частью, вы моментально обретаете очень мощную внутреннюю опору. Благодаря этой опоре вы можете развить новые волевые качества. Оставаясь ребенком, невозможно быть волевым до такой степени, как это необходимо взрослому. Выбирая себя – взрослого – вы даете себе шанс развить очень сильную волю.

Выполняя предыдущее упражнение, вы наверняка обнаружили, что умеете вести себя как взрослый, и, возможно, даже делаете это довольно часто. Но время от времени все равно скатываетесь в детское поведение. И если раньше вы не контролировали эти процессы перехода от взрослого к детскому поведению и наоборот, то теперь пришло время отнестись к этому осознанно и взять их под контроль.

Следующее упражнение поможет вам более осознанно подойти к самоидентификации – обнаружить взрослого в себе и наладить с ним контакт.

Упражнение

Вспомните любую ситуацию из вашей жизни, когда вы проявили одно или несколько из следующих особенностей поведения:

– приняли самостоятельное решение и выполнили его, хотя у вас не было поддержки окружающих;

– без посторонней помощи справились с какой-то трудной задачей;

– уверенно настояли на своем мнении, хотя вокруг все были не согласны;

– отстояли свое право на самостоятельный выбор друзей, любимых, работы, профессии, хобби, и т. д.;

– достигали поставленных целей;

– занимаясь каким-то делом, чувствовали себя на своем месте, были самим собой, потому что делали то, что самостоятельно выбрали для себя;

– преуспевали в том, что сами выбрали для себя;

– брали на себя ответственность за благополучие близких или за коллективную работу;

– добровольно и с радостью помогали кому-то, кто нуждался в вашей помощи;

– добровольно и без страданий отказывались от развлечений и удовольствий ради важного, хоть, может, и неинтересного дела;

– миром улаживали конфликты.

Во всех этих ситуациях вы вели себя как взрослый, сильный, ответственный, волевой человек. Возможно, такие ситуации бывали уже в подростковом возрасте или в юности. Если же подобным образом ведет себя ребенок, это очень мощный показатель его взросления.

Представьте себя снова в одной из этих ситуаций. Вспомните свое самочувствие и настроение тогда. У вас наверняка сразу же повысится самооценка, потому что человек, живущий и действующий как взрослый, всегда ощущает рост самоуважения.

Вспоминайте это и подобные состояния чаще. Так вы будете питать энергией вашего внутреннего взрослого, придавать ему силы.

Конец ознакомительного фрагмента.