Глава 1. Как создавался бренд биткоина
Начнем главу со слова «бренд». Уверен, что практически все читатели знают это слово и много раз слышали, что для успеха в жизни нужно заниматься своим личным брендингом.
Бренд – это английское слово, и первоначально оно применялось для узнавания принадлежности какого-либо предмета или товара кому-то. Переводится оно как «клеймо», «тавро» или «раскалённое железо».
В наши дни сплошной оцифровки экономики и человеческого сознания слово «бренд» приняло немного другие очертания. Сегодня бренд – это сочетание различных представлений и убеждений о ценности чего-то, которые содержатся исключительно в умах людей.
Бренд, до того момента, как появиться и закрепиться в человеческом разуме, обязательно должен пройти много различных фаз, и мы рассмотрим некоторые из них.
Бренд можно отдалённо сравнить с авторитетным человеком: вначале человек работает на свой авторитет, применяя всевозможные манипуляции с сознанием окружающих людей, и, как только авторитет созданного бренда окрепнет и перестанет быть для кого-либо сомнительным, всё начинает работать с точностью до наоборот.
Устоявшийся в сознании других людей авторитет человека начинает работать непосредственно на него самого.
Человека воспринимают таким, какой бренд он сумел себе сделать.
Бренд изначально вовсе не означает полную победу и востребованность, он, попросту говоря, гарантирует узнаваемость, а как следствие узнаваемости, предполагает и востребованность человека, которого брендируют.
Такую же параллель можно провести и с брендовым товаром. Когда мы покупаем товар, то покупаем не конкретную упаковку, в которую он завёрнут, мы покупаем то, что стоит за этим словом, а точнее, те обещания, которые укоренил в нашем сознании данный бренд.
При выборе новых продуктов Apple, будь то ноутбук или смартфон, к примеру, мы понимаем, что покупаем не сам товар, мы покупаем надёжность компании Apple, которая гарантирует нам инновацию, престиж, надёжность и многое другое, входящее в общий пакет под названием «Бренд Apple». Перед тем как стать таким узнаваемым и покупаемым продуктом, это имя, или товарную марку с надкушенным яблоком, не один десяток лет брендировали при помощи специальных маркетинговых ходов.
Брендом нельзя назвать саму марку, или логотип компании, как, к примеру, надкушенное яблоко, брендом является весь путь с момента создания бренда до его полной узнаваемости, подкреплённый уверенностью в сознании масс.
Такой путь иногда может быть очень длинным и растянутым по времени, за одну неделю хороший бренд мирового масштаба не создать.
Ещё одним примером могут послужить одни из самых старых и узнаваемых брендов мира: бренд Coca-Cola или бренд почтовой компании, занимающейся доставкой товаров и почты, American Express, созданный ещё в 1850 году и успешно функционирующий до наших дней.
Можно часами рассказывать и анализировать способы становления бренда таких компаний с мировым именем, как «Адидас», «Мерседес» или «Найк», но у нас совершенно другая цель и называется она бренд биткоина, так что давайте к нему и вернёмся. Важно понять одно: не любая криптовалюта может с сегодня на завтра стать брендом, для этого необходимы определённые манипуляции с сознанием людей, подкреплённые конкретными делами и событиями. При тщательном анализе вы увидите, что все эти характеристики присущи первой децентрализованной криптовалюте биткоин.
Давайте с вами кратко рассмотрим, как формировался бренд биткоина и какие события влияли на этот процесс.
Начнем с 2008 года, когда создавалась так популярная своей загадочностью бизнес-история бренда биткоина. История соответствует классике жанра, здесь есть и таинственность, и прохождение «через смерть», и неприятие в начале пути, и народное признание в итоге. Итак, по порядку.
Первое, что бросается в глаза при чтении слова «биткоин», это удачное, короткое и узнаваемое название, где «бит» – это частичка информации и «коин» это, – соответственно, и есть сама монета. Название простое и логически объяснимое. Когда вы слышите это название, то у большинства людей ни с чем иным, как с цифровой монетой, слово «биткоин» ассоциаций не вызывает, и в этом состоит начальная сила узнаваемости бренда биткоина.
Лаконичное название это как определение всего дальнейшего пути бренда. Как вы лодку назовёте, говорят в народе, так она и поплывет.
Биткоин это маленькая частичка в непрекращающемся потоке информации. Это способ передачи цифровой ценности на расстояние, это невидимость или прозрачность самой передачи информации, и всё это удачно заложено в самом названии биткоина.
Создаётся такое впечатление, что невидимый мастер очень высокого класса разрабатывал брендбук для новой криптосистемы Биткоина тщательнейшим образом.
Не знаю, как вас, а меня такое ощущение мастерства преследует постоянно при рассмотрении брендирования биткоина. Простой парень Сатоси Накамото, увлекающийся криптографией и программированием, вряд ли в одиночку смог бы так грамотно выстраивать бренд биткоина. Теперь про пользу биткоина для простых людей.
В бренде биткоина зашифровано не что иное, как тайное послание народу. Посмотрим, что хотел сообщить людям биткоин при своем возникновении, так как очень важна составляющая понимания людьми намерений будущего бренда.
Такую задачу таинственности возникновения бренда отлично решил появившийся из ниоткуда и пропавший в никуда неуловимый Сатоси Накамото.
В своих постах на форумах и в социальных сетях он удачно совместил стратегию таинственности личности с простотой объяснения применения криптографии как способа уйти из-под контроля государственных органов и революционного открытия в финансовом мире.
Нужно сказать, что до сих пор никто не способен разгадать загадку личности Сатоси Накамото, а тайна во все времена притягивала и завораживала людей. Таким образом, бренд биткоина получил таинственность.
Какие только не делали анализы стиля и содержания письменных сообщений Сатоси Накамото, чтобы выйти на след талантливого программиста и криптографа, но все они заканчивались неудачей.
Имя у создателя биткоина японское, письма напечатаны на английском языке, причём сначала на американском варианте английского, а затем был применён британский вариант. Формулировки и изложение работы системы Биткоина чёткие, как у гарвардского профессора экономики, в общем, история, покрытая мраком…
Такие казусы, как и многие другие, до сих пор не дают спокойно спать историкам, которые всё-таки надеются найти создателя первой децентрализованной системы Биткоин, так таинственно исчезнувшего и оставившего нам полностью работающую платёжную систему.
Вместе с тем всё было проделано мастерски, и, после того как Сатоси Накамото так же таинственно пропал, как и появился, люди уже чётко понимали предназначение биткоина как народной криптовалюты, способной изменить финансовые устои как в мировом масштабе, так и на уровне отдельно взятой личности.
Это сообщение настолько понятное и приятное для людей, что они начинают безоговорочно в него верить и всецело принимают концепцию биткоина в этом виде. Бренд полезности биткоина народу стал одной из составляющих общего бренда биткоина.
Бренд позиционировал себя не просто как платёжную систему, способную облегчить и ускорить денежные переводы между людьми, но и как гарантию анонимности и безопасности проведения транзакций без привлечения к процессу третьих лиц.
Новый бренд позволил человеку почувствовать наконец-то себя полноправным хозяином своих денег и контролировать весь процесс транзакции от начала до самого конца. Биткоин чётко показал людям перспективу своего использования, все выгоды, которые можно извлечь при его применении как средства платежа, и прочно закрепил это в умах народа.
Если Сатоси Накамото не пропал бы так быстро и мне предоставилась возможность поговорить с ним, то я с удовольствием задал бы ему вопрос, в каком университете он проходил основы создания бренда, так как бренд биткоина мог быть создан только профессионалом своего дела, отлично знающим и понимающим как маркетинг в целом, так и психологию людей.
Ценность бренда под названием «Биткоин» имеет несколько внутренних направлений и отлично воздействует на эмоции потребителей. К таким факторам можно отнести внутреннюю установку на рост биткоина, включающую в себя ограниченность ресурса, постоянный рост цены, и, конечно же, всё это связано воедино с масштабируемостью.
Все эти установки ведут людей к тому, что многие бессознательно, поддавшись общему психозу, скупают биткоин, даже не пытаясь разобраться в его сущности и предназначении.
Биткоин как бренд прочно укрепился в человеческом сознании на таком же уровне, как богатство, финансовая защита и обеспеченная старость.
Бренд биткоина прост в понимании и не имеет скрытой угрозы обмана, в отличие от новых криптовалют, большинство из которых созданы для того, чтобы ими можно было спекулировать и обогащаться ограниченному кругу профессиональных торговцев.
Такие криптовалюты не делают самого важного, что делает бренд биткоина, – они не приносят пользы людям.
В народе такие криптовалюты прозвали «шиткоинами», и думаю, что здесь также происходит какая-то подмена ценностей при разделении на «хорошие криптомонеты» и «плохие криптомонеты». Похоже на игру в хорошего и плохого полицейского, но это уже история совершенно другого бренда, мы же с вами вернёмся к бренду биткоина.
Рассмотрим масштабируемость бренда биткоина. Масштабируемость любого бренда это непростая задача, и биткоин тоже имеет свои проблемы в этом.
Мне каждый день поступает очень много предложений от различных знакомых и незнакомых людей. Большинство из них заключаются в рассмотрении возможности заработка на новой, только возникнувшей криптовалюте. По словам предлагающих новинку криптоиндустрии, она непременно повторит судьбу биткоина и станет новой звездой криптографии.
Многие из них действительно заслуживают внимания из-за присутствующих в них новых технологий, но нас интересует вопрос, смогут ли они приобрести такую же узнаваемость у народа, какую сумел приобрести бренд биткоина.
Конец ознакомительного фрагмента.