Вы здесь

Сет и Гор. Два бога древнего Египта. Первая глава (Герц Давыдов)

Иллюстратор Алексей Анисимов


© Герц Давыдов, 2018

© Алексей Анисимов, иллюстрации, 2018


ISBN 978-5-4485-8528-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Первая глава

В те далекие времена, когда люди считали, что мир произошел из космического яйца, а земля плоская, в древнем Египте правили потомки богов Осирис и его прекрасная жена Исида. По рассказам жрецов, фараон был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут. Поэтому именно ему выпала честь унаследовать трон отца и стать пятым правителем Египта.

Они отличались от людей высоким ростом, физической силой, знанием наук, астрологии и мистических тайн. На протяжении веков дети богов трепетно хранили установленный миропорядок. Осирис правил в тех краях уже несколько столетий и за это время успел снискать уважение египтян.

Фараон не обременял народ высокими налогами, как властители сопредельных царств, а обучил всех земледелию, садоводству, строительству и другим наукам. Чтобы в Египте не осталось нуждающихся и каждый смог возделывать собственный удел, он приказал выделять всем хлебопашцам воду и зерно, дабы те могли обрабатывать свои наделы и жить в достатке. Также своей миссией правитель считал искоренение неграмотности, и повсеместно всех желающих обучали чтению, письму, математике, астрологии и искусству служения богам.




Сложности, выпавшие на время его правления, не ожесточили сердце Осириса. Даже судя своих граждан, фараон был так великодушен, что обвиняемым, совершившим легкий проступок, всегда выносил оправдательный приговор, поскольку считал, что каждый имеет право на второй шанс. В Египте высоко ценили человеческую жизнь и даже за серьезные преступления никого не казнили, а отправляли возделывать засушливые участки и оазисы в Верхнем Египте. Это нужно было для того, чтобы заблудившиеся в пустыне путники смогли утолить жажду и найти ночлег. Такое наказание в этих краях считалось страшнее смерти, так как преступники лишались права ухаживать за своими наделами и жить в справедливом обществе.

Некоторые из военачальников и приближенных сетовали на излишнюю доброту властителя, но Осирис оставался непреклонен. Фараон и верховые жрецы утверждали, что внутри человека присутствует божественное начало, и оно обязательно поможет осознать совершенные ошибки и встать на путь истины. Люди ценили мудрость и великодушие властителя, искренно верившего, что только путем милосердия можно изменить к лучшему человека и окружающий мир.

За долгие годы царствования мечта государя о справедливом обществе не угасала ни на миг. Главным своим достижением он считал улучшение жизни простых граждан. Теперь каждый египтянин имел свой удел и крышу над головой, а малышей бесплатно обучали грамоте. Своих детей у Осириса и Исиды долгое время не рождалось. Это не омрачало их чувств, и властители знали, что в будущем обязательно появится на свет наследник, которому они смогут завещать египетский трон.

Несмотря на миролюбивый характер, фараону не раз приходилось сражаться с врагами, нападавшими на его земли. Государи соседних держав мечтали овладеть богатствами Египта и не оставляли попыток подчинить себе этот народ. Поэтому Осирису, стороннику мира, приходилось постоянно защищать свои уделы от чужеземцев.

У него служил верный военачальник Анубис, сопровождавший правителя во всех походах. Он был превосходным стратегом, и армия под его руководством не знала поражений. Насилие вызывало печаль в душе фараона, но благополучие и целостность Египта дороже всего. Одержав очередную победу и прибыв в Египет, Осирис решил устроить пир по этому поводу.


***


Выбрали день, и властитель, объявив его выходным, устроил празднество. Все несказанно радовались возвращению фараона, и в храмах по всему Египту шли службы, которые затем должны перерасти в пышные гулянья.

Но для Осириса и его прекрасной жены Исиды этот праздник радостен вдвойне, поскольку супруга недавно узнала, что ожидает ребенка, будущего наследника трона. Чтобы точно в этом убедиться, влюбленные на некоторое время оставили в тайне эту счастливую новость.




После утренних молитв к дворцу начали стекаться горожане, среди которых были также знать и купцы. Властитель, одетый в белые одежды, держа в руках атрибуты власти, восседал на высоком троне. Он с радостью принимал гостей, несших к подножью подарки в виде хлеба, плодов земных, одежд и даров Нила. Люди по всему государству праздновали возвращение правителя живым и невредимым.

После дневных гуляний в этот же вечер Осирис отправился на пир во дворец, куда пригласили знать и почетных властителей других краев.


***


Праздник проходил весело. Почтить возвращение египетского правителя прибыло много гостей, среди которых оказался и его младший брат Сет. Еще в юном возрасте он удостоился особой чести и по указанию государя стал во главе Верхнего Египта. Так Осирис хотел выразить ему уважение, сделав практически единовластным властителем тех краев. Но, несмотря на полноту власти, Сет все равно должен подчиняться фараону. Пустынные земли Верхнего Египта значительно уступали по размерам Нижнему, которым управлял Осирис. Сет – искусный воин, во многом превосходивший царя, в глубине души оставался недоволен таким положением дел. В своих уделах он был строг к подданным, и это вызывало постоянные споры между ними.

Отличия в их в характерах были заметны с самого детства. Старший мягок, а младший суров. Родители наставляли обоих быть сплоченными, поскольку понимали, что их вражда может навлечь много бед на египтян и разрушить царство. Чтобы правители не имели возможности единолично принимать судьбоносные решения, в Египте с давних времен существовала еще одна тайная власть, должная поддерживать равновесие, заботиться о мире и благоденствии. Называлась она – Союз Девяти. Основная их цель – соблюдать баланс сил в Египте, противостоять несправедливости, а также избегать войн. Их личности вызывали много домыслов. Никто не знал имена этих девятерых мудрецов, на суд коих фараон должен выносить все важные постановления, поэтому в народе их называли Девять Неизвестных или Девятка. Одни говорили, что это представители важных септов, областей Египта, а другие утверждали, что Союз состоит из верховных жрецов, имевших огромное влияние в царстве.

На Совете Девяти Неизвестных заключения принимались большинством голосов, и все, включая верховного властителя, должны ему подчиняться. Никому доподлинно неизвестно, что братья входили в состав этого Союза. Несмотря на то, что Осирис и Сет вместе с семью другими богами и составляли это тайное общество, им приходилось считаться с их решением и согласовывать каждую важную резолюцию.

Младшему брату несвойственно прислушиваться к чужому мнению, но ничего поделать Сет не мог. Подчиняясь приказам Девятки, он еще в молодости должен был помогать Осирису, взошедшему на престол, сопровождая его в разных путешествиях.

Однажды темной ночью они плыли вниз по Нилу на восток, мимо пещеры, охраняемой огромным морским змеем по имени Апоп. Каждую ночь тот старался проглотить бога Ра, следовавшего на Ладье Вечности, и только защита Осириса спасала Египет от вечного мрака. Обычно искусному воину удавалось своими силами справляться с чудовищем, решившим поглотить Солнце. Змей всякий раз отступал с пути следования Ладьи, но однажды Осирис, сражаясь с ним, оступился и упал. Апоп уже приготовился наброситься на фараона, а затем и на Ра, безучастно наблюдающего за сражением. Правитель, из рук которого выпало копье, беспомощно лежал на дне лодки, ожидая своей участи. Он смотрел, как ужасная голова змея приближается к нему, но в последний момент Сет успел прийти на помощь и, сразившись с драконом, победил и вынудил того отступить. Осирис был благодарен ему за этот поступок и часто в узком кругу и на больших празднествах рассказывал о том случае, когда жизнь висела на волоске, и только вовремя подоспевший Сет спас его.




Этот пир не стал исключением, и правитель в присутствии почтенных гостей в который раз с восторгом пересказывал историю той самой ночи. Он также заявил, что до сих пор признателен брату, не испугавшемуся грозного Апопа и спасшему ему жизнь. Благодаря этому отважному поступку, сегодня он имеет возможность стоять пред столь важными гостями, и по этой причине на сегодняшнем застолье главный герой не он, а спаситель Сет. Правитель в честь возвращения попросил его и в эту ночь сопроводить Ра по реке. Когда тот ответил согласием, Осирис передал ему слово.

Сет завидовал власти и богатству фараона, унаследовавшего по праву старшего египетский трон. В отличие от благородного правителя, он был коварным, горделивым и жестоким. Поэтому со спутанными чувствами слушал слова благодарности властителя, с коим у него за эти годы разногласий только прибавилось. В личных беседах Сет не раз высказывал недовольство его методами правления, требовал повысить налоги, чтобы вооружить мощную армию и начать покорять соседние земли. Он грезил о мировом господстве, но ему никак не удавалось переубедить фараона, несмотря на то, что порой споры становились весьма ожесточенными.

С каждым разом он все настойчивее убеждал Осириса занять его сторону и встать на путь войны. В таком случае он лично был готов возглавить войско, а брат продолжал бы оставаться верховным правителем Египта. Наталкиваясь на отказы, Сет несколько раз пытался вынести свои предложения на Совет Девяти. Но, к его недовольству, боги подавляющим большинством принимали сторону законного властителя, и ему ничего не оставалось делать, кроме как смириться с этим. Будучи горделивым, он не желал отказываться от своих задумок, продолжая вынашивать планы покорения всего мира, и был готов ради этого на все.

Сет понимал, что Девятка становится на сторону Осириса, поскольку тот – властитель Египта, и в глубине души не раз сожалел о том, что заступился в ту ночь за брата. Ведь позволь тогда змею убить фараона, то именно он стал бы единовластным правителем. И уже ничего не помешало бы убедить Совет начать наступление на соседние царства. Именно поэтому этим вечером душу Сета переполняли двоякие чувства. Он понимал, что несправедливо продолжает оставаться в тени владыки, которого народ и прибывшие гости чествуют, как великого государя.

Скрыв гнев, Сет встал со стула и произнес речь, в которой поблагодарил Осириса за теплые слова и согласился ночью перевезти Ладью Ра через реку. Он много пил, чтобы решительно поговорить о будущем Египта.

Поздней ночью, когда пришло время, Осирис и Сет отправились к реке. Они взобрались на Ладью Вечности, чтобы переправить по Нилу сидящего в ней Ра. Осирис очень устал от дневных празднеств, перешедших в вечерний пир, и поэтому не желал обсуждать важные темы. На обратном пути, после того как фараон, снова победив Апопа, доставил Ра в условленное место, требования опьяневшего Сета становились все настойчивее. В результате разногласий о будущем царства он вызвал Осириса на поединок. Убив владыку, он разрубил его тело на части и бросил в реку. Боясь вызвать гнев Исиды и Совета, вернувшись, он сказал, что Осирис был уставшим и, не совладав с течением, пал в борьбе со змеем. Теперь он покоится на дне Нила.

Царица отказывалась верить в смерть мужа во время битвы со змеем и, найдя на дне реки разрезанное на части тело, поняла, что это дело рук Сета.