Вы здесь

Сестры милосердия. Лекарство от вымирания. Милосердие принимает вызов (М. М. Удалова, 2013)

Милосердие принимает вызов

Сказать человеку: «Я тебя люблю» – то же самое, что сказать ему: «Ты будешь жить вечно, ты никогда не умрешь.

Габриэль Марсель

Возможно ли в сегодняшних неблагоприятных условиях Президентским указом «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» (от 07.05.2012) исправить ситуацию, воплотить в жизнь мечту госаппарата, командными методами снизить смертность от болезней кровообращения с 900 до 649,4 случая на 100 тыс. населения, новообразований – с 210 до 192,8 на 100 тыс. населения, туберкулеза – с 15 до 11,8 на 100 тыс.? И что ответит милосердие как специалист в медицине духовной на вызов смерти? Способны ли мы одухотворить законодательные попытки в решении трагичнейшей проблемы нашего времени? Ведь официальными указами невозможно научить человека гуманному отношению к себе подобному, невозможно бизнес на спасении превратить в благотворительность, увеличением количества высокотехнологичного оборудования компенсировать равнодушие медицины, то есть победить главные причины нашего вымирания – человеческую разобщенность и сребролюбие. Излечить их может только любовь – единственное, что объединяет всех. Любовь, рождающая милосердное отношение друг к другу, желание отдаваться бесстрашно во спасении.

Многим неравнодушным медицинским работникам сегодня видится единственный выход: поменять распространенную формулу «Я и больной» на «Больной и я», где «я» – последняя буква в алфавите ценностей, болезней и проблем, профессионально связывающих врачебный персонал с пациентами. Только тогда медицина спустится с бизнес-высот и вернется к служению. Для этого врачам и сестрам необходимо понять, что пугающий их «христианский подход» к больному – это не стремление воцерковить больного любой ценой, а воплощение в общении с ним главных христианских идеалов любви и милосердия в простейшей заботе сначала о болеющем теле (напоить, обезболить, поменять памперсы), а потом и о страдающей душе (заговорить именно о его жизни, о его боли, попытаться найти смысл в его страданиях, помочь либо перенести их достойно человеку, либо умереть, не теряя человеческого достоинства). Только с пониманием этого администрация стационаров и поликлиник перестанет пугаться женщин с красными крестами на косынках, предлагающих сотрудничество во спасение пациентов больниц и клиник. Перестанут ассоциировать христианство в медицинских учреждениях исключительно с ритуальной его стороной. Во многих стационарах России этот процесс, как говорится, «идет» – атеистический медперсонал, оставляя себе чисто технические функции, не регламентированную инструкциями и «душевную» работу отдает сестрам милосердия. И это уже неплохо – система отношений к больному не может быть изменена в корне и сразу, но эти маленькие компромиссы в рамках стационара способны дать надежду на выживание не одной сотне больных.

«У меня нет слов, у меня нет знания, но у меня есть ласка, у меня есть тепло, и этим я могу поделиться. Я могу сказать самую нелепую вещь, которая вдруг окажется самой нужной вещью для этого человека. Не искать формулировок, не искать каких-то доводов, а просто пожалеть, просто поласкать», – говорил замечательный военный врач и православный священник Антоний Сурожский. Не с «умных» анализов, а с милосердия и только с него может начаться возрождение страны. Даже если всю Россию ассоциировать с лечебным учреждением…

Слово «милосердие», упраздненное приказом Наркома в 1920 г., официально вернулось в нашу жизнь в 1990 г. В сентябре 1992 г. по решению Главного медицинского управления Москвы было открыто первое в современной России православное медицинское учреждение – Свято-Димитриевское училище сестер милосердия. Специфика учебного процесса в училище состоит в соединении сугубо профессиональных медицинских дисциплин с изучением Христова Евангелия и церковного устава. Помимо директора, руководство училищем в духовном плане осуществляет священник (протоиерей Аркадий Шатов). В Свято-Димитриевское училище невозможно поступить, не проработав определенный срок в больнице, исполняя самую грязную санитарную работу: мытье полов, раковин и унитазов, смена белья у лежачих больных и их кормление.

Конец ознакомительного фрагмента.