Жестокая статистика
Болезни наши большею частью происходят от грехов, почему лучшее средство к предупреждению и исцелению от них состоит в том, чтоб не грешить.
Рекорд смертности в России был установлен в 2000 г., когда «естественная убыль населения», превышение смертности над рождаемостью, составила 949 тыс. человек. Именно в этот период свыше 70 % населения России находилось в состоянии затяжного психоэмоционального стресса, вызвавшего рост депрессий, реактивных психозов, тяжелых неврозов и психосоматических расстройств, алкоголизма, наркомании и антисоциальных вспышек. Не секрет, что причиной тяжелейшего стресса было ухудшение качества жизни большинства населения России, связанное с затяжным социально-экономическим кризисом. Начиная с 2004 г. трагическая тенденция несколько сбавила темпы, и к 2010 г. ежегодная убыль населения сократилась до 241,4 тыс. человек. К 2030 г., по оптимистическим оценкам, падение численности населения остановится и в стране будет 145 – 150 млн человек. По более реалистическим прикидкам, падение численности стабилизируется на уровне 150 – 200 тыс. человек в год, и тогда к 2030 г. в России будет 115 – 120 млн человек. Однако если нынешние негативные тенденции сохранятся, то темпы депопуляции усилятся, и к 2030 г. население в стране может сократиться до 110 млн, а к 2050 г. – до 90 млн человек.
Среди причин смертности с большим отрывом лидируют сердечнососудистые заболевания и, что трагично, смертность от них растет на протяжении последних 30 лет. Если в 1982 г. смертность от болезней системы кровообращения составляла 569,1 случаев на 100 тыс. населения, то в 1990 г. – уже 618,7, а в 2004 г. – 892,3. В разных регионах России этот показатель разнится: например, в Московской области в 2010 г. он составил 1016,7 человек на 100 тыс. Главной причиной резкого роста смертей от сердечно-сосудистых заболеваний, прежде всего инфарктов и инсультов, остаются последствия социальноэкономического кризиса, в том числе кризиса системы здравоохранения. Прежде всего снижения доступности и качества больничного и поликлинического обслуживания, недоступности и дороговизны лекарств.
Онкологические заболевания занимают второе место в общей статистике смертности. Каждый год только в России выявляется около 500 тыс. онкобольных. Более 2,5 млн пациентов состоит на учете в онкологических больницах или отделениях – страна занимает 1 место в мире по онкологическим больным на душу населения (по данным 2011 г.). Смерть от рака ежегодно уносит не менее 300 тыс. жизней россиян. Ежегодно 5 тыс. детей заболевают раком. Более 10 % людей с уже установленным диагнозом отказываются от лечения в связи с отсутствием средств. Около 20 % людей, подозревающих у себя онкозаболевания и возможно, имеющие шанс на успешное лечение при обнаружении его на ранней стадии, до последнего боятся идти к врачам.
Выживаемость после лечения онкозаболевания принято измерять пятью годами. То есть если больной прожил после лечения 5 лет, значит выжил. Не прожил – не выжил. На этом строится и вся мировая статистика. По усредненным данным, выживаемость в России составляет около 40 %, что является одним из самых низких показателей в Европе. Для сравнения: выживаемость онкобольных после оказанного лечения во Франции – около 60 %, а в США – до 64 %.
Официальная статистика онкологических заболеваний у детей в России занижена приблизительно на 30 %.
На третьем месте – травмы и отравления. Наркомания, наркоторговля – тяжелейшая демографическая проблема, затрагивающая прежде всего молодое поколение. Следствием ее является высокая смертность от передозировки наркотиков, почти безнадежная судьба миллионов хронических наркоманов. В России, по данным официальной статистики на 2009 г., число наркоманов составлет 503 тыс. человек, состоящих на диспансерном учете, а реальное количество, рассчитанное по методике ООН, более 2,5 млн. По результатам специальных эпидемиологических исследований, общее число потребителей наркотических веществ, включая «скрытых» наркоманов, может втрое превышать количество состоящих на официальном учете. За последние 10 лет смертность от наркомании увеличилась в 15 раз. По некоторым оценкам (в официальных данных статистики по смертности этих данных нет) смертность от употребления наркотиков составляет свыше 100 тыс. человек в год. Во многом наркомания сходна с инфекционными заболеваниями: один наркоман втягивает в свой порочный круг не менее 10 – 17 человек. Средняя продолжительность жизни наркомана от 1 года до 4,5. 84 % наркоманов попробовали первый раз наркотик, когда им еще не было 15 лет. 96 % родителей узнают, что их дети наркоманы, через 2 года, когда сделать что-то уже практически невозможно. В целом, серьезность наркомании как социальной и демографической проблемы недостаточно оценена обществом и государственными органами. Очевидно, что трагичность ситуации не ограничивается лишь физическим ущербом от наркотических смертей. Речь идет не о количественном спаде, а о качественной деградации населения.
Алкоголизация россиян является не первопричиной всех бед, как полагают многие эксперты, а одним из следствий общего слома в обществе, разрушения смысла жизни, привычных устоев общества, исчезновения уверенности в будущем. За 12 кризисных лет (1990 – 2001) прямые и непрямые алкогольные потери страны превысили 7 млн человек, а ежегодно в связи с алкоголем досрочно умирали от 400 до 700 тыс. Сегодня уровень потребления алкоголя 18 л на душу населения в нашей стране давно перешел «эпидемический», разрушительный для населения порог в 8 л (по оценкам ВОЗ и других международных организаций).
Злоупотребление алкоголем приводит к глубокому кризису института семьи. Россия занимает одно из первых мест в мире по уровню разводов, самыми распространенными причинами которых являются алкоголизм и наркомания. Россия занимает первое место в мире по количеству брошенных детей.
В последние годы по уровню самоубийств Россия занимает стабильно второе место среди более чем 200 стран мира. В России в нетрезвом виде погибает около половины самоубийц, значительная часть которых не совершила бы роковой шаг, если бы не находилась в состоянии опьянения. По расчетам, подтверждаемым данными МВД, с алкоголем связано большинство убийств в России. Смертность от убийств в России – самая высокая в Европе.
Среди инфекционных болезней как причин смертности лидирует туберкулез. Его распространенность и смертность от него беспрецедентна для развитых стран и составляет 15 тыс. человек на 100 тыс. населения, или 22 тыс. смертей в год. Этот рост – следствие распада советской системы массовой диспансеризации населения, ранней диагностики туберкулеза, системы диспансеров и специализированных клиник. Хотя от туберкулеза умирает всего 1,1 % от общего числа всех умерших, это явление неприемлемо для развитой страны и отражает кризис системы здравоохранения, а также и пенитенциарной системы, которая служит рассадником заболевания.
Смертность от СПИДа составляет около 2 тыс. человек в год. Однако серьезность заболевания, которое, по оценкам ВОЗ, уже превысило порог эпидемии в 1 %, а по некоторым оценкам, достигает 1,5 % населения, трудно переоценить. По некоторым прогнозам, к 2020 г. от СПИДа будут умирать 250 тыс. человек ежегодно.
Инфекции, передающиеся половым путем, не пополняют статистику смертности, однако их распространение, безусловно, является серьезной демографической проблемой, не говоря уже о том, что эти заболевания часто приводят к бесплодию у женщин. Например, подъем заболеваемости сифилисом в России произошел в 1990-е гг., в период резкого снижения уровня жизни, доходов, увеличения безработицы и общего обнищания. В 1992 – 1998 гг. ежегодный рост заболеваемости составлял 50 – 100 %, достигнув в 1998 г. уровня в 226 человек на 100 тыс. жителей. По данным Росстата, с 2000 по 2010 г. количество заболевших сифилисом снизилось с 239 400 до 63 700 человек. Но цифры все равно остаются высокими.
Среди социальных первопричин смертности эксперты называют кризис доверия между людьми, между людьми и социальными институтами, а также кризис веры в обществе. Каждый из нас сегодня одинок настолько, что подвергает большой опасности свое душевное и физическое здоровье, отваживаясь на контакт с учреждениями, в том числе медицинскими. Круговая порука бездушия и, как следствие, коррупции губит нас, и медицина как последняя остановка на пути странствования страдающего человека в миру этот круг, к сожалению, замыкает.