Вы здесь

Серийные любимцы.105 современных сериалов, на которые не жаль потратить время. «Грань». Fringe. США, 2008–2013 (Р. Э. Арбитман, 2016)

«Грань»

Fringe

США, 2008–2013

Жанр: научная фантастика с элементами детектива и боевика.

Кто придумал: Джей Джей Абрамс.

Кто участвует: Анна Торв (сериалы «Любовницы», «Тихий океан»), Марк Уэлли (сериалы «Живая мишень», «Шустрый Эдди», «Юристы Бостона»), Джошуа Джексон (сериалы «Бухта Доусона», «Любовники»), Леонард Нимой (сериал «Звездный путь»), Джон Ноубл («Властелин колец», сериал «24 часа»), Джаред Харрис (сериалы «Безумцы», «Без следа»), Питер Уэллер («Робокоп», «Обед нагишом»), Кристофер Ллойд («Назад в будущее», «Кто подставил кролика Роджера», «Семейка Аддамс»).

Продолжительность: 5 сезонов.

Мой рейтинг: 8 из 10.


Главная героиня этого сериала Оливия Данэм (Анна Торв) – агент ФБР, приписанная к секретному подразделению «Грань». Вместе с ней работают гениальный ученый Уолтер Бишоп (Джон Ноубл), который семнадцать лет отсидел в психбольнице и забыл многое из того, что сам создал (машину времени, телепортацию и пр.), Питер Бишоп (Джошуа Джексон), сын Уолтера, а также их сотрудница Астрид Фэрнсуорт (Джессика Николь). Этой команде приходится сталкиваться со странными происшествиями, выходящими за пределы людских возможностей и современных представлений о свойствах материи. А поскольку Оливии тоже не чужды паранормальные способности (в трехлетнем возрасте она стала жертвой научных экспериментов), вскоре героиня приходит к пугающему выводу: налицо действие тайной организации, которая использует высокие технологии, недоступные для жителей Земли начала XXI века. Сюжет перестает вертеться вокруг набора опасных артефактов и чудищ-одиночек и со второго сезона выруливает, наконец, на главную тему – противостояние двух параллельных миров…

Дж. Дж. Абрамс уже к середине суперпопулярного сериала Lost задумался о том, какой телепроект у него будет следующим. Сперва в его воображении смутно мелькнул образ Лаборатории – полигона, где можно развернуться безумному гению, – а затем он скрестил эту картинку с идеей «параллельной» Земли, похожей на нашу в главном, но отличающейся от нашей множеством важных мелочей.

«Грань» стала едва ли не первым фантастическим сериалом, чей основной сюжет базируется не на квазинаучных химерах, а на конкретной гипотезе, которую ученые обсуждают всерьез. Еще в 1957 году американский физик Хью Эверетт III опубликовал тезисы диссертации под названием «Формулировка квантовой механики через относительность состояний». На ее основе позднее сформулировали теорию мультиверсума: поскольку любой конкретный выбор – кладбище нереализованных возможностей, то одновременно может существовать множество вселенных, и в каждой из них осуществлен один из вариантов этого выбора.

Понятно, что даже формат сериала не выдержал бы всех вариантов, поэтому Дж. Дж. Абрамсу хватило Земли-2, технически более продвинутой и ведущей тайную войну против нашей Земли-1. Там, в параллельной вселенной, нью-йоркские башни WTC уцелели, а ученый Уолтер Бишоп превратился в министра обороны Уолтернейта Бишопа и сделался главным вдохновителем войны двух параллельных измерений.

Эвереттовская идея, сперва показавшаяся руководству канала FOX не слишком перспективной для ТВ, тем не менее была воплощена на телеэкране и помогла сериалу обрести новых фанатов. Благодаря им даже при смене расписания (в какой-то момент эфир «Грани» передвинули на самое невыгодное время – вечер пятницы) сериал не растерял остатков рейтинга; ведь когда полюбившиеся персонажи «удваиваются», и «дублеры» ведут себя, мягко говоря, не слишком дружелюбно, это дает сценаристам новое пространство для маневра, а актерам – редкий шанс сыграть несколько разных ролей в одной.

Хотя по ходу сюжета пришельцы с Земли-2 совершают недопустимые, с нашей точки зрения, поступки, авторы не превращают их в монстров. У землян-2 своя правда: за несколько десятилетий до начала описываемых событий «наш» Уолтер Бишоп нарушил равновесие между мирами, забрав из другой вселенной юного Питера, сына «другого» Уолтера. Хотя поступком ученого двигали родительская любовь и сострадание (лекарство от болезни Питера было придумано лишь в нашей вселенной, на родине «их» Питер был обречен), герой невольно поставил оба мира на грань катастрофы. Теперь в другой вселенной Земля вся поражена страшным недугом и находится на краю гибели. В отчаянии Уолтернейт Бишоп решает, что его мир будет спасен, если погибнет наш, – отсюда и противостояние…

Еще в сериале «Остаться в живых» Дж. Дж. Абрамс продемонстрировал, что не является сторонником чистоты жанра, то есть в какой-то момент сюжет может резко изогнуться и найти себе иное, неожиданное для зрителя русло. «Грань» же вообще лидирует по числу жанровых изгибов. Поначалу телевизионное повествование вызывает в памяти «Секретные материалы», затем сериал мутирует в квазишпионский фантастический триллер, потом дрейфует в сторону семейной драмы (эволюция отношений отца с сыном – от отчуждения до нежной взаимной любви) и мелодрамы (развитие отношений Питера и Оливии).

Авторы-профи выжимают все возможности из фабулы, а в последнем сезоне, когда внутренние ресурсы придуманной истории исчерпаны, героев бросают в омут антиутопии. Только-только Земля-1 замирилась с Землей-2, как грядет новая напасть: гости из будущего (лысые, бездушные, в одинаковых шляпах) вторгаются в XXI век, чтобы учредить на Земле «новый порядок». Понятно, что Уолтер, Оливия, Питер и Астрид вступают в ряды инсургентов и в финале используют многие паранормальные гадости из шпионского арсенала Земли-2, чтобы уконтрапупить как можно больше лысых шляпоносцев, а в перспективе – вообще стереть их из реальности.

Последний сезон, увы, оказался самым провальным: для масштабной антиутопии маловато средств, для неторопливого развития сюжета – недостаточно времени (тринадцать серий вместо двадцати двух), а для подлинного драматизма недостает харизматичных злодеев (Виндмарк, предводитель лысых захватчиков, слишком карикатурен, чтобы вызывать ужас). Однако скомканный финал и приторный хеппи-энд не могут отменить несомненных достоинств «Грани». Дж. Дж. Абрамс и его команда с помощью оригинальной научной идеи и впечатляющих (в большинстве серий) спецэффектов сумели продемонстрировать искусство «овеществления» невероятного и завербовать в свои союзники даже тех зрителей, кто считал и считает всю научную фантастику крайне легкомысленным жанром.