Вы здесь

Серийные любимцы.105 современных сериалов, на которые не жаль потратить время. «Во все тяжкие». Breaking Bad. США, 2008–2013 (Р. Э. Арбитман, 2016)

«Во все тяжкие»

Breaking Bad

США, 2008–2013

Жанр: криминальная драма с элементами мелодрамы, боевика и черной комедии.

Кто придумал: Винс Гиллиган.

Кто участвует: Брайан Крэнстон («Операция «Арго», «Джон Картер», «Драйв», «Трамбо»), Анна Ганн (сериалы «Дедвуд», «Юристы Бостона»), Аарон Пол (сериалы «Кости», «Говорящая с призраками», «Вероника Марс»), Дин Норрис («Звездный десант», сериал «Под куполом»), Боб Оденкерк (сериалы «Фарго», «Лучше звоните Солу»), Джанкарло Эспозито (сериалы «Революция», «Однажды в сказке»), Джонатан Бэнкс («Корпорация «Бессмертие», сериалы «Шпионка», «Акула»), Дэнни Трехо («Отчаянный», «От заката до рассвета»), Стивен Бауэр («Лицо со шрамом», «Меч Гидеона», сериал «Рэй Донован»).

Продолжительность: 5 сезонов.

Мой рейтинг: 10 из 10.


По пустыне, сжигаемой солнцем, мчится на полном ходу обшарпанный бежевый моторхоум (дом на колесах) – Fleetwood Bounder RV 1986 года выпуска. Вскоре машина вылетит с дороги и съедет в кювет. Дверь распахнется, на землю спрыгнет человек в противогазе и с пистолетом, но без штанов. Он рывком сбросит противогаз, тяжело откашляется, прислушается к приближающемуся вою полицейских (как ему чудится) сирен и приготовится к неминуемой смерти…

Знакомьтесь: мужчину без штанов зовут Уолтер Уайт (Брайан Крэнстон). Ему пятьдесят, и он живет в городе Альбукерке, штат Нью-Мексико. Название города связано с историей создания американской ядерной бомбы, и, надо признать, тема науки, которую можно употребить во зло, будет присутствовать в сериале. Правда, речь пойдет не о физике, а о химии. Уолтер – гениальный химик, но человек глубоко непрактичный. Он работает школьным учителем за 44 тысячи долларов в год и после занятий подрабатывает на автомойке. Когда-то вместе с коллегой Эллиотом Шварцем (Адам Годли) они сделали некое важное открытие, которое принесло Нобелевскую премию и большие деньги, но не им обоим, а только Шварцу: тот запатентовал совместно изобретенную формулу и получил все дивиденды. И когда в первой серии Уолтер узнает, что у него неоперабельный рак легких, он из гордости не обращается к бывшему коллеге за деньгами на лечение.

Но что делать с таким неутешительным диагнозом? Жена Уолтера, Скайлер (Анна Ганн), беременна вторым ребенком, сын Уолтер-младший (Эр Джей Митт) – инвалид, страдающий ДЦП. Если мистер Уайт умрет, семья останется без средств к существованию. И тогда герой совершает, прямо скажем, нетривиальный поступок: взяв в напарники мелкого наркодилера Джесси Пинкмана (Аарон Пол), своего бывшего ученика, Уолтер решает заняться преступным бизнесом. Раз он химик, то почему бы ему, наконец, не применить свои знания там, где они могут принести серьезные деньги? Проще говоря, отчего бы нашему герою, например, не производить синтетический наркотик метамфетамин? А поскольку Уайт – гений в своем деле, то и наркотик получается высочайшего качества. Но…

Мало быть гениальным «варщиком». Производство – первое звено в криминальной цепочке, а дальше еще труднее и страшнее. Нужно вписаться в противозаконный бизнес и иметь дело с такими жуткими типами, к которым еще недавно учитель химии с лицом затравленного интеллигента и близко бы не подошел, а подошел бы – в момент получил промеж глаз. «Уходи, пока не поздно, – почти с сочувствием предлагает ему один из несостоявшихся контрагентов. – Этот бизнес не для тебя». Однако Уолтеру Уайту терять нечего и отступать некуда. Ему нужны не просто деньги, а Очень Большие Деньги, каких школьному преподавателю не заработать и за десять лет беспорочной службы. Тем более что этих лет у него не будет.

Чем жизнь преподавателя похожа на жизнь криминального воротилы? Ничем. Но для Уолтера Уайта они теперь вынужденно соседствуют и провоцируют постоянные стрессы. Иного и быть не могло: его мир изменился безвозвратно. Привычная реальность – вся в дырах, как изношенный театральный задник, и герою порой элементарно не хватает вранья, чтобы поддержать иллюзию, хоть как-то, пусть на время и на скорую руку, заделать дыры и доиграть любительский спектакль, не рассчитывая на аплодисменты.

Чисто драматургически сериал сделан высокопрофессионально. В первой серии герою удается уцелеть, но дальше одна проблема цепляется за другую, ситуация то и дело выходит из-под контроля. Главный герой на грани нервного срыва, на волосок от провала, на миллиметр от гибели. Наркобароны безжалостны, наркоманы ненадежны, полицейские дотошны. Свояк Уолтера, Хэнк Шредер (Дин Норрис), сотрудник ОБН, старается изо всех сил, разыскивая таинственного Хайзенберга, производителя сверхчистого «голубого мета», и не подозревая, что злодей – его близкий родственник…

Кстати, а почему Уолтер Уайт выбрал такое имя своему преступному alter ego? Ответ напрашивается: с одной стороны, Вернер Хайзенберг (Heisenberg; у нас распространено написание «Гейзенбенг») был выдающимся физиком, лауреатом Нобелевской премии. С другой стороны, во времена Гитлера этот ученый был не только лоялен к нацистскому режиму, но и возглавлял немецкий «Урановый проект»; только по стечению обстоятельств фюрер не получил атомной бомбы. Иными словами, человек, чью фамилию герой «Breaking Bad» берет в качестве прикрытия, – очевидный пример компромисса ученого со злом. Гений и злодейство сосуществуют, Фауст и Мефистофель работают в одной связке. «Возможно ли благородной целью (спасение семьи от нищеты) оправдать негодные средства? – спрашивают авторы. – И как быстро законопослушный гражданин пройдет роковую черту, став преступником?..»

Пять сезонов пролетают стремительно. Винс Гиллиган и его команда умело подогревают интерес к происходящему на экране, не позволяя героям расслабиться. Полиция все ближе, контрагенты всё жутче, запасы вранья уже давно на исходе. Впрочем, и в тех эпизодах, где как будто ничего не происходит, мы не отрываемся от экрана, даже в том случае, когда почти всю серию Уолтер Уайт ловит муху в своей нарколаборатории. Отдадим должное авторам: они смогли остановиться в тот момент, когда история завершилась естественным образом. Для канала АМС «Во все тяжкие» стал одним из самых рейтинговых сериалов. Последний эпизод, показанный в сентябре 2013 года, посмотрели рекордное количество зрителей – 10,3 миллиона. В 2013 году создателям была вручена премия «Эмми» в номинации «Лучший драматический сериал», годом позже была выиграна премия «Золотой глобус» в той же номинации. За роли второго плана Аарон Пол и Анна Ганн тоже получили по «Эмми», а сам Брайан Крэнстон удостоился и «Эмми», и «Золотого глобуса».

Посмотрев сериал, сэр Энтони Хопкинс написал Крэнстону восторженное письмо, где есть такие слова: «Я никогда не видел ничего подобного. Потрясающе! Ваше изображение Уолтера Уайта – лучшая актёрская работа, когда-либо виденная мной». Играет тот и впрямь замечательно, выстраивая психологически достоверный образ. В Уолтере Уайте слились воедино любовь к семье – и великая гордыня, запоздалое стремление стать лучшим в своем деле – и нежелание задуматься, что это за дело, в котором он достиг совершенства. Актер буквально «пофазово» демонстрирует, как из нормального человека выветривается человечность, как застенчивый интеллигент и примерный отец семейства превращается в профессора Мориарти от наркобизнеса: цепкого, жестокого, расчетливого.

Сериал вызвал не только похвалы, но и нарекания. Некоторые критики упрекали авторов в том, что зритель поставлен в этически двусмысленное положение. По совести и по уму, все мы как будто не должны сочувствовать Уолтеру Уайту; нам вроде бы полагается желать его скорейшего разоблачения. Однако восприятие противится логике. Всякий раз, когда герою удается выкрутиться и удержаться на грани, мы испытываем странное чувство облегчения. Это чисто психологическая аберрация: наш интерес к человеку, который выживает в экстремальных обстоятельствах, как бы оттесняет на периферию первопричины экстрима. Нас увлекает сам процесс. На время мы как бы забываем, что Уолтер Уайт – не только Интеллигент, Который Научился Давать Сдачи, но и уголовный преступник.

Впрочем, несмотря на наше сопереживание Уолтеру Уайту, едва ли кто-то из зрителей захотел бы выбрать учителя-наркобарона в качестве образца. Это именно тот дурной пример, который не заразителен: зазор между вымыслом и реальностью вполне различим. Другое дело, что по-настоящему положительных героев в «Во все тяжкие» почти нет – и жена Скайлер, и свояк Хэнк, мягко говоря, не идеальны. Но уж если кому-нибудь хочется видеть на телеэкране сплошь рыцарей без страха и упрека, пусть выбирают экранизации комиксов. Или, например, предвыборные ролики депутатов.