Вы здесь

Серийные любимцы.105 современных сериалов, на которые не жаль потратить время. «Вечный закон». Eternal Law. Великобритания, 2012 (Р. Э. Арбитман, 2016)

«Вечный закон»

Eternal Law

Великобритания, 2012

Жанр: мистико-юридическая драма.

Кто придумал: Мэттью Грэхэм, Эшли Фароа.

Кто участвует: Сэмюэл Уэст («Ван Хельсинг», «Джейн Эйр», «Ноттинг-Хилл», сериал «Пуаро»), Тобайас Мензес («Казино «Рояль», «Искупление», сериал «Игра престолов»), Хэтти Морахэн («Ограбление на Бейкер-стрит»), Орла Брэйди (сериалы «Доктор Кто», «Виртуозы»), Стивен Диллэйн («Шпионские игры», «Украденные сердца», «Гамлет», «Часы»), Дэвид Брэдли («Гарри Поттер и философский камень»), Ник Бримбл («Предельная глубина», «Франкенштейн освобожденный»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 8 из 10.


Мир людей несовершенен и, быть может, должен прекратить свое существование. Творец всего сущего (здесь он зовется мистер Маунтджой) посылает на Землю – а точнее, в современную Англию – двух своих ангелов: древнего, чей возраст насчитывает 14 миллиардов лет, под именем Зака Гиста (Сэмюэл Уэст), и куда более молодого, в земной оболочке афробританца Тома Грининга (Аквели Роач). Посланники Его будут служить адвокатами, и их задача – выигрывать трудные дела, подчас безнадежные.

Быть может, вам кажется странным, что судьба всего сущего решается в британских судах? Но у мистера Маунтджоя своя логика. В самом деле, где, по-вашему, должна решаться эта самая судьба? В президентских кабинетах? В подвалах генштабов? В особняках крупных финансовых воротил? Лучше уж в судах – там добродетель, при соответствующих старании и умении, может одолеть порок (речь, понятно, идет о судах цивилизованных стран). Таким образом, задача ангелов, ставших адвокатами, – работать наилучшим образом. Чем больше невиновных людей они спасут, тем, соответственно, больше у мира шансов уцелеть. О том, что дни мира могут быть сочтены, напоминает мрачноватый сувенир в доме, где живут адвокаты, – кремлевские часы времен Карибского кризиса: они тикают, отсчитывая время до Апокалипсиса.

У агентов Небес есть еще одна проблема, помимо цейтнота. Беда в том, что Лукавый тоже отправил своего посланца – падшего ангела в облике прокурора Ричарда Пембрука (Тобайас Мензес), который будет стараться навредить своим бывшим коллегам. Не то чтобы дьяволу так хотелось разрушить мир, но он не может упустить возможности подгадить верховному существу. Дело усугубляется тем, что вместе с Пембруком работает белокурая Ханна (Хэтти Морахэн), в которую Гист в своем предыдущем воплощении был влюблен. Но поскольку у ангела теперь новое тело, она его, конечно, не узнает, а он не имеет права афишировать свои чувства, иначе мир пошатнется, а Лукавый получит дополнительный шанс. Поэтому Гист вынужден бороться не только за справедливость, но и с собственными чувствами, да еще успевать наставлять младшего коллегу…

Среди многочисленных «адвокатских» сериалов, популярных и в Великобритании, и в США, «Вечный закон» стоит несколько особняком – отчасти благодаря мистическому сюжету. Однако мистика, по сути, лишь обрамляет собственно юридические перипетии. На беду подзащитных мистера Гиста и мистера Грининга, их адвокаты не только не имеют права пользоваться своими сверхъестественными возможностями, но обязаны выигрывать честно, без уловок на грани закона. А вот дьявольский прокурор Пембрук никакими ограничениями не связан и потому подстраивает своим противникам одну каверзу за другой. И если учесть, что ангелы – бывшие люди, не растерявшие своих людских качеств (любовь, ревность, сострадание и пр.), они могут быть тоже уязвимы для адского манипулятора. Сюжет выстроен так, что бесстрастному существу куда легче победить, поэтому всякий раз небесные адвокаты близки к провалу. И лишь невероятным напряжением сил и умений они все-таки способны выиграть в суде.

Если поискать сериальные аналогии «Вечному закону», то их почти не просматривается. Правда, можно вспомнить американский процедурал «До смерти красива», где юридическая тема более-менее связана с потусторонней. Однако сериал про блондинку, вселившуюся в тело полненькой адвокатессы, все же балансирует на грани драмы и комедии, в то время как в «Вечном законе» юмор и ирония исключены. Только серьез, только мрачность и только мелодраматичность. Тем не менее нужный эффект достигается, причем простыми изобразительными средствами (среди которых, например, поединок ангела и падшего ангела в холодном, красивом, гулком и безлюдном пространстве храма).

У сериалов ВВС традиционно не слишком богатые бюджеты, так что спецэффектов здесь почти нет, если не считать крыльев. Изредка, в критические мгновения, они вырастают у героев за спинами (у падшего ангела мистера Пембрука крылья, само собой, черные). В последней, шестой по счету, серии первого сезона Пембруку, который потерпел юридическое поражение, все же удалось сыграть на оставшихся у Гиста человеческих чувствах. Ангел невольно нарушает одно из условий Того, кто его послал на Землю. Часы Судного дня начинают обратный отсчет. Посланец Сатаны радостно хохочет. Поскольку второй сезон так и не вышел, это означает одно: мистер Маунтджой все-таки наш мир обнулил… Ну или (вариант для оптимистов) плюнул на нас и оставил человечество в покое.