Вы здесь

Сердюков гейт. Мебель, женщины, миллиарды. Жизнь и нравы вредителей XXI века. Глава 1. Кто вы, господин сердюков? (Иван Табуреткин, 2014)

Глава 1. Кто вы, господин сердюков?

Широкой общественности мало известно про Анатолия Сердюкова – средний россиянин знает лишь, что он когда-то торговал мебелью, а потом внезапно стал министром обороны. Но при желании в открытых источниках можно найти достаточно информации, чтобы понять: торговля мебелью является далеко не самой интересной деталью жизненного пути Сердюкова. Все самое интересное началось позже.


§ 1.1. Начало пути

Анатолий Эдуардович Сердюков родился 8 января 1962 года в поселке Холмский Абинского района Краснодарского края. В 1984 году окончил Ленинградский институт советской торговли по специальности «экономист».

В 1984–1991 годах Сердюков занимал должность заместителя заведующего, позднее – заведующего секцией магазина номер 3 «Ленмебельторга» (об этом в 2007 году напомнил всем и президент России Владимир Путин, выдвигая Сердюкова на высокую государственную должность[1]). В 1991 году Сердюков был назначен заместителем директора по коммерческой работе «Ленмебельторга». В том же году предприятие было преобразовано в ОАО «Санкт-Петербургская промышленная компания», и Сердюков стал его генеральным директором[2]. В 1993–2000 годах Сердюков был заместителем директора, позднее – директором по маркетингу, генеральным директором АО «Мебель-Маркет».

В конце 1990-х годов Сердюков решил получить второе высшее образование и стал заочно учиться на юриста. В вузе он познакомился с Юлией Зубковой – единственной дочерью давнего соратника Владимира Путина Виктора Зубкова (который в ту пору входил в руководство управления министерства по налогам и сборам по Санкт-Петербургу). Юлия к тому времени была разведена с первым мужем, сыном первого секретаря Приозерского горкома КПСС Николаем Похлебениным. Знакомые впоследствии рассказывали журналистам, что активная и волевая Юлия работала в банке, а Николай лишь получал деньги от отца. После смерти Похлебенина-старшего последовал развод. Что же касается Сердюкова, то он на момент встречи с Юлией еще был женат первым «студенческим» браком. Но вскоре он развелся, и они с Юлией поженились.

В 2000 году Сердюков защитил диссертацию на тему «Концепция и системная организация процесса формирования предпринимательских структур, ориентированных на потребителя», став кандидатом экономических наук.

В октябре 2000 года Сердюков начал работать в Инспекции Министерства по налогам и сборам (МНС) России и уже через год стал заместителем своего нового тестя – заместителем руководителя межрайонного уровня номер 1 по Санкт-Петербургу. Структура, в которой работал Сердюков, по данным СМИ, занималась работой с крупнейшими налогоплательщиками города[3]. В 2004 году Зубков возглавил Федеральную службу по финансовому мониторингу, а Сердюков – созданную незадолго до этого Федеральную налоговую службу. В 2007 году Зубков стал премьер-министром, а Сердюков – министром обороны. Руководство страны объяснило это необычное назначение тем, что армии нужен экономист, который наведет порядок в сфере финансирования. Военная академия Генерального штаба разработала для нового министра специальный курс обучения военным наукам, но это, конечно же, не спасло Сердюкова от шквала критики и прозвища «мебельщик».

В 2001 году Сердюков получил второе высшее образование – юридическое, окончив Санкт-Петербургский государственный университет.

§ 1.2. Заместитель зятя

В мае 2001 года Сердюков был назначен заместителем Виктора Зубкова – руководителя Управления МНС России по Санкт-Петербургу (впоследствии Зубков возглавил Федеральную службу по финансовому мониторингу). В ноябре того же года Сердюков стал руководителем управления.

Под его руководством в УМНС по Санкт-Петербургу была разработана технология возмещения экспортного НДС, которую Сердюков называл «профилактикой лжеэкспорта на ранней стадии». Фактически это означало, что налоговики совместно с налоговой полицией проверяли фирму еще до заключения сделки. Это позволило заметно повысить собираемость налогов и по оценкам аналитиков технология возмещения экспортного НДС оказалось эффективной. В прессе отмечали, что Сердюков за время работы руководителем петербургского УМНС был известен как сторонник жестких мер в отношении налогоплательщиков, что также позволило налоговикам города почти вдвое сократить задолженность перед бюджетом.

2 марта 2004 года Сердюкова назначили заместителем министра Российской Федерации по налогам и сборам (министром тогда был Геннадий Букаев). 16 марта, после отставки Букаева в ряду других членов кабинета Михаила Касьянова, Сердюков был назначен временно исполняющим обязанности министра.


Слева направо: Гуркович Арнольд – руководитель УМНС по Ленобласти, Сердюков Анатолий – УМРФО по налогам и сборам СПб, Букаев Геннадий – министр Министерства РФ по налогам и сборам. (Фото: Яковлева Елена)


Анатолий Сердюков


27 июля 2004 года Сердюков стал руководителем Федеральной налоговой службы России (по данным «Коммерсанта», ключевую роль в его назначении сыграл заместитель руководителя президентской администрации, впоследствии – помощник президента Виктор Иванов[4]). В мае 2005 года в Положения о МНС и о Министерстве финансов России был внесен ряд изменений, в результате которых Сердюков как глава службы получил право назначать руководителей межрегиональных, межрайонных, районных налоговых инспекций, а также их заместителей, согласовывая с министром финансов только кандидатуры руководителей региональных налоговых управлений.

СМИ писали о деятельности Сердюкова как руководителя ФНС. Сообщалось, что на этом посту он провел полную перестановку руководителей ключевых в системе службы отраслевых инспекций по крупнейшим налогоплательщикам, заменив их, по большей части, своими коллегами по Санкт-Петербургу. «Коммерсант» писал, что Сердюков при расстановке кадров использовал также технологию «горизонтальной ротации», в частности, поменял местами руководителей четырех инспекций, курирующих предприятия различных отраслей экономики. Практиковал он и назначения чиновников из центрального аппарата на места глав управлений ФНС по субъектам федерации: по мнению издания, таким образом Сердюков хотел покончить с существующей в регионах «клановостью»[5].


Анатолий Сердюков – руководитель УМНС


В августе 2005 года глава службы сообщил президенту о перевыполнении плана по сбору налогов в первом полугодии 2005 года на 238 миллиардов рублей. Сердюков указывал, что основные поступающие в казну налоги – это налог на прибыль (35,8 миллиарда рублей), НДС (79 миллиардов рублей) и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ, 122,8 миллиарда рублей), и утверждал, что результаты по сбору НДПИ и в дальнейшем будут высокими. По окончании встречи с президентом Сердюков пояснил, что значительная прибавка в сборе налогов объясняется как ростом цены на нефть, так и тем, что крупные налогоплательщики стали платить больше. Он назвал это результатом от «эффекта ЮКОСа» и сообщил, что «практически все нефтяные компании уточнили свои цифры по уплате налогов и стали платить достаточно большие суммы»[6].

В том же месяце план по сбору налогов был отменен. Газета «Ведомости», ссылаясь на слова одного из сотрудников ФНС, сообщала, что служба будет выполнять данное ей поручение президента: в очередном послании Федеральному Собранию Путин назвал приоритетом для налоговых органов «проверку исполнения законодательства», а не выполнение «каких бы то ни было планов по сбору налогов». В соответствии с этим, отмечало издание, возглавляемая Сердюковым служба должна была в дальнейшем заниматься исключительно проверкой правильности уплаты налогов[7].

В марте 2006 года в ходе правительственного часа в Государственной Думе Сердюков сообщил о создании межведомственных комиссий для предотвращения выдачи российскими предприятиями зарплаты «в конвертах». По его словам, опыт работы таких комиссий в Москве и Санкт-Петербурге доказал эффективность такой меры: по его словам, официальные зарплаты возросли на многих предприятиях, в том числе на некоторых – примерно в 80 раз (по другим данным – в 8-10 раз[8]). Как заявил Сердюков, создание комиссий призвано упростить жизнь главным налогоплательщикам России, но его служба выступает за дальнейшее совершенствование системы налогообложения и в отношении всех остальных. Так, в целях борьбы с «фирмами-однодневками» ФНС подготовила соответствующие предложения по изменению нормативной правовой базы. Сердюков также пожаловался на невысокую зарплату самих сотрудников ФНС (в среднем, по его словам, она составляла 7,5 тысячи рублей). Назвав ФНС «кузницей кадров для предпринимателей», он сообщил, что уже подготовил предложения в Минфин о сохранении сотрудникам налоговой службы надбавки за условия работы и оплачиваемого проезда к местам отдыха[9].


Анатолий Сердюков


В октябре 2006 года на расширенном совещании в Санкт-Петербурге Сердюков заявил, что в 2007 году налоговая служба сделает основной упор на выездные проверки. Глава ФНС особо подчеркнул, что они будут согласованы в управлениях и инспекциях различных городов, поскольку зачастую бизнес ведется одновременно в нескольких регионах и по различным видам экономической деятельности[10].

В июне 2006 года ведомство Сердюкова в результате поправок, внесенных в Положение о ФНС, получило полномочия по ведению Единой государственной автоматизированной информационной системы учета алкогольной продукции (ЕГАИС). По данным СМИ, вину за возникновение летом этого года «алкогольного кризиса» – резко возросшего дефицита алкогольной продукции в стране в связи с введением ЕГАИС – представители ведомства возложили на единственного разработчика программного обеспечения для системы – ФГУП «НТЦ «Атлас» ФСБ России[11]. В ноябре 2006 года премьер-министр Михаил Фрадков, выступая на совещании, посвященном преодолению кризисной ситуации, подчеркнул, что работа по совершенствованию системы ЕГАИС не завершена, и предупредил о необходимости усиления контроля за ней со стороны Сердюкова, руководства его службы, а также министра финансов Алексея Кудрина[12].


Анатолий Сердюков


9 февраля 2007 года ряд СМИ сообщили о том, что Сердюков вошел в новый состав совета директоров ОАО «Химпром» как один из представителей от главного акционера – Росимущества (ему принадлежит 51 процент акций «Химпрома»[13].

23 марта 2007 года Сердюков был избран председателем совета директоров волгоградского «Химпрома». «Коммерсант» отмечал, что новый министр обороны выражал желание стать руководителем крупной компании, еще будучи главой Федеральной налоговой службы, так что это назначение вряд ли было связано с новым местом работы чиновника: накануне «Химпром», по данным издания, отчитался о полной конверсии мощностей по выпуску боевых отравляющих веществ. Комментируя это событие, газета сделала вывод: подобные назначения, вероятнее всего, в российских властных структурах России рассматриваются как «аксессуар, соответствующий статусу в Кремле»[14]. Летом 2009 года совет директоров «Химпрома» обновился, был избран новый его председатель.

30 марта 2007 года «Российская газета» сообщила, что в апреле новый министр обороны намеревался пройти специально разработанный для него ускоренный курс обучения в Военной академии Генерального штаба, чтобы получить представление о стратегии и оперативном искусстве, театрах военных действий, знания по организации и управлению Вооруженными силами[15].

Уже в апреле 2007 года «Независимая газета» написала, что приход Сердюкова на пост министра обороны был не случайным: судя по всему, его деятельность должна была быть связана с проведением активных мероприятий по значительному повышению эффективности расходования средств и ресурсов, вкладываемых в национальную оборону[16]. Такой вывод издание сделало из заявлений Сердюкова накануне проведения в Санкт-Петербурге сбора руководящего состава Финансово-экономической службы (ФЭС) ВС РФ – первого со времен ликвидации СССР. Министр заявил, что займется созданием «более прозрачной системы рационального и целевого расходования бюджетных средств», для чего в армии и на флоте будет проведена инвентаризация. При этом Сердюков подчеркнул, что министерство ожидает «определенная корректировка деятельности существующих органов военного управления» и кадровые перестановки. При реформировании МО РФ Сердюков, по его собственным словам, был намерен добиваться «ликвидации любого, даже самого минимального параллелизма и дублирования в работе органов военного управления, освобождения их от несвойственных функций». Он также выступил в поддержку практики внезапных проверок подчиненных структур. Издание не исключило вероятности того, что при Сердюкове главным рычагом реформирования армии станут финансист и генерал-инспектор.

В том же месяце «Ведомости» сообщили о создании – по инициативе Сердюкова – отдельной межрегиональной налоговой инспекции для оборонных предприятий[17]. Таким образом, сделало вывод издание, министр обороны получил независимую от министерства систему контроля за ВПК. Директор юридической компании «Налоговая помощь» Сергей Шаповалов предположил, что Сердюков хочет «чужими руками» провести аудит вверенного ему хозяйства.


Анатолий Сердюков


Анатолий Сердюков

§ 1.3. Первый гражданский министр обороны

12 апреля 2007 года указом президента РФ Сердюков был включен в состав Совета безопасности России и стал временно исполняющим обязанности министра обороны РФ в связи с тем, что председатель правительства РФ Михаил Фрадков попросил президента Путина об отставке своего кабинета в полном составе[18].

Премьер обосновал свою просьбу желанием предоставить президенту свободу кадровых решений накануне парламентских и президентских выборов[19]. Путин отставку принял, попросив премьера и других министров временно исполнять свои обязанности. Преемником Фрадкова стал Виктор Зубков, Государственная дума утвердила его назначение 14 сентября[20].

18 сентября 2007 года Сердюков подал президенту рапорт об отставке. Сообщалось, что он решил покинуть пост министра обороны России, поскольку находился в родственных отношениях с новым премьер-министром Зубковым (стоит напомнить, что Зубков, в прошлом являвшийся петербургским руководителем Сердюкова – его тесть)[21]. По некоторым сведениям, инициатива отставки Сердюкова исходила от Зубкова[22]. 24 сентября Путин обнародовал новый состав правительства. Отставку Сердюкова президент не принял и сохранил за ним его прежний министерский портфель.




В сентябре 2007 года президент Путин внес в Госдуму законопроект о создании госкорпорации «Ростехнологии», которая, по оценке «Коммерсанта», будет не только контролировать торговлю российскими вооружениями, но и займется производством и сбытом гражданской продукции[23]. В ноябре того же года федеральный закон о государственной корпорации «Ростехнологии» был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации. Пост генерального директора вновь созданной государственной корпорации занял бывший глава «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов. Сердюков же был назначен председателем ее наблюдательного совета. Назначение министра обороны на этот пост стало неожиданным: по оценке того же «Коммерсанта», ожидалось, что наблюдательный совет по рекомендации Чемезова возглавит первый вице-премьер Сергей Иванов, но этого не произошло.

Кроме того, Сердюков и сам имел неплохой шанс стать гендиректором «Ростехнологий»: его кандидатуру якобы лоббировал Зубков в обмен на поддержку инициативы Чемезова по передаче «Ростехнологиям» функций закупок вооружений для вооруженных сил РФ. В этом случае Чемезову мог быть предложен пост министра обороны, пояснял источник. Поскольку Чемезова это не устраивало, он принял решение отозвать свое предложение.

15 февраля 2007 года Сердюков был назначен президентом РФ Владимиром Путиным министром обороны Российской Федерации. На этом посту он сменил Сергея Иванова. Бывший глава оборонного ведомства, ранее совмещавший эту должность с постом вице-премьера, в тот же день был повышен в ранге до первого заместителя председателя правительства РФ. Президент, назначив Сердюкова на новую должность, подчеркнул, что задачи модернизации армии, на которые выделяются, по его словам, «огромные деньги», должен решать экономически подкованный человек[24].

«Ведомости» сообщали, что назначение стало неожиданностью для самого Сердюкова: ссылаясь на одного из его подчиненных, издание писало о том, что бывший глава ФНС намеревался участвовать в ранее запланированных мероприятиях в прежнем качестве[25]. Пресса отмечала, что Сердюков на новом месте должен был взять на себя ответственность за все неудачи ведомства и связанные с ним скандальные происшествия – отвечать на неприятные вопросы об изувеченных призывниках, утонувших подлодках или взорвавшихся ракетах.

Многие известные политики и политологи выступили с комментариями по поводу кадровых перестановок в правительстве. В частности, заместитель председателя партии «Яблоко» Сергей Иваненко заявил, что «замена министра обороны на неизвестного человека не будет способствовать стабилизации в стране». Политолог Глеб Павловский прокомментировал новые назначения так: «Создается аппарат для реализации планов президента».

В марте 2008 года на президентских выборах победил первый вице-премьер России Дмитрий Медведев, чья кандидатура была выдвинута в декабре 2007 года рядом политических партий страны, в том числе «Единой Россией», и поддержана президентом Путиным. 7 мая 2008 года Медведев вступил в должность президента России. В соответствии с конституцией страны, в тот же день правительство сложило свои полномочия, после чего новый президент страны подписал указ «О сложении полномочий правительством РФ», поручив членам кабинета, в том числе и Сердюкову, продолжать действовать впредь до формирования нового правительства России. Тогда же Медведев предложил Госдуме утвердить Путина председателем правительства РФ. 8 мая 2008 года на заседании Госдумы Путин был утвержден премьером.

12 мая 2008 года Путин произвел назначения в правительство РФ. Сердюков вновь стал главой Минобороны.

§ 1.4. Военная реформа и создание «Оборонсервиса»

В октябре 2008 года Сердюков объявил о начале военной реформы, одним из элементов которой должен стать переход от дивизионно-полковой структуры войск и штабов к бригадной. Она предусматривала значительное сокращение общей численности Вооруженных сил (сообщалось, что офицерский корпус должен сократится с 315 тысяч до 150 тысяч человек, институт прапорщиков и мичманов будет ликвидирован, количество генералов будет сокращено, а аппарат Мин обороны уменьшится в два с половиной раза).

Военная реформа предусматривала, в частности, и избавление армии от непрофильных активов. Планировалось распродать земли и строения, которые могут эффективнее использоваться гражданскими руководителями. Бюджет должен был получить доходы, а земли и строения (часть из которых попали в распоряжение Минобороны фактически по недоразумению) – новую жизнь.

Были обнародованы и планы реформ тыловых структур в рамках «придания нового облика» Вооруженным силам РФ, согласно которым систему военной торговли, военное сельское хозяйство и часть военных ФГУПов планировалось передать в гражданское ОАО «Оборонсервис», а Центр заказов и поставок материальных и технических средств тыла переформировать в гражданское Федеральное агентство закупок и поставок.

В рамках реформы в сентябре 2008 года был создан холдинг «Оборонсервис», в который вошли девять субхолдингов – «Авиаремонт», «Спецремонт», «Ремвооружение», «Оборонстрой», «Агропром», «Оборонэнерго», «Военторг», «Красная звезда» и «Славянка». Предполагалось, что холдинг займется обслуживанием войск и офицерам уже не придется отвлекаться на «мелочи» вроде ремонта техники или починки водопровода.


Анатолий Сердюков и Дмитрий Медведев. Фото РИА Новости, Сергей Гунеев


Министр обороны Анатолий Сердюков, Президент Дмитрий Медведев и начальни Генштаба Николай Макаров (12 августа 2008 года)


Однако армейская реформа, в отличие, например, от реформы МВД, сравнительно мало освещалась в СМИ. Достаточно скоро информация о проведении реформы в армии становилась все более скудной. Начальник Генштаба Николай Макаров даже подписал специальную директиву «О недопущении разглашения сведений о реформировании Вооруженных сил РФ». Распоряжение запрещало распространение сведений о ходе реформ, возникающих проблемах, а главное, о настроениях в войсках. До прессы доходили лишь отдельные популистские инициативы, такие как замена дивизий и полков бригадами или введение новой формы «от Юдашкина».


Глава Военного комитета НАТО Джампаоло Ди Паола и начальник Генерального штаба российских Вооруженных сил Николай Макаров в Брюсселе (26 января 2010 года)


По сведениям западных СМИ, реформа вызвала всплеск недовольства среди офицеров, которые не доверяют действующей власти[26]. Российская пресса, напротив, сначала отмечала, что открытого сопротивления реформа в обществе не встретила (позже, однако, ситуация переменилась). При этом СМИ, в частности, газета «Коммерсант», публиковали информацию о том, как осенью того же года рядом высших военачальников были поданы рапорты об отставке, что объяснялось несогласием с военной реформой, проводимой Сердюковым[27].

Открыто против преобразования армии выступили лишь представители КПРФ. Назвав реформу «дорогостоящей» и «непродуманной», они потребовали отставки Сердюкова. По мнению депутатов-коммунистов, происходящее в армии «представляет угрозу для обороноспособности страны», поскольку в результате сокращения личного состава она теряет «высококвалифицированные кадры». Представители фракции КПРФ в Госдуме заявили, что поддержат «массовые выступления увольняемых офицеров, а также трудящихся, протестующих против увольнений и сокращений зарплаты»[28]. Несмотря на активные выступления противников реформы, к декабрю 2009 года структура управления армией была значительно изменена, а офицерский состав был подвергнут существенному сокращению (с 355 тысяч офицерских должностей до 150 тысяч).

Тем временем люди, непосредственно связанные с армией, быстро заметили, что «Оборонсервис» плохо справляется со своими обязанностями. Вот только один характерный пример. Замглавы администрации Среднинского муниципального образования Иркутской области (военный городок Средний) Евгений Дорофеев пожаловался журналистам, что из 33 жилых домов городка 21 дом по состоянию на 2012 год находится в аварийном состоянии. Даже администрация ютится в аварийном здании бывшего детсада[29]. Есть еще около десяти брошенных зданий, которые не сносят и не ремонтируют.


Митинг ветеранов-десантников на Поклонной горе г. Москвы «Защитим армию и флот от произвола чиновника Сердюкова А. Э.»


В Среднем большие сложности с уборкой мусора, 18 штатных дворников не справляются с объемом работы.

«Мы постоянно ставим вопрос по дворникам «Славянке». Они обращаются в Иркутск, те – в Москву. Ответ обратно до нас не доходит», – рассказал Дорофеев. По его словам, озлобленные жители уже начали жечь мусор в подъездах. Ловить хулиганов некому – на весь военный городок осталась «половина полицейского», то есть участковый, который обслуживает Средний и еще один населенный пункт. Военные патрули, которые обеспечивали порядок до реформы, теперь сняты. Криминогенная обстановка не замедлила ухудшиться.

В котельной Среднего до начала реформы работали 64 кочегара, а сейчас остались 22. Сама котельная требует ремонта. Однако взять и так просто передать все дела «Оборонсервису» не удалось – котельная обогревает не только жилые дома, но и военные объекты, такие как аэродром. С одной стороны, по логике реформы офицеры не должны заниматься обогревом жилых домов. С другой стороны – тонкости обслуживания аэродрома составляют военную тайну, к которой нет допуска у гражданских специалистов. Так котельная зависла меж двух огней, и местные мелкие чиновники (которые тоже живут в этом городке и хотят иметь дома отопление) вынуждены каждую зиму «решать вопрос» на грани законного и разумного.

А посреди города Опочка Псковской области есть военный городок, который был брошен военнослужащими еще в советское время. Городские власти неоднократно предлагали военным что-то сделать со зданиями, когда те еще находились в весьма неплохом состоянии. Однако Минобороны отказывалось расставаться с заброшенной недвижимостью. Постепенно здания превратились в руины, которые представляют опасность для залезающих туда детей. Казалось бы, именно такие проблемы призвана решить реформа. Перестать быть «собакой на сене», передать земли под строительство новых жилых домов, школ или спортивных площадок. Но «Оборонсервис» Опочка почему-то не заинтересовала.


На месте заброшенного военного городка в Опочке Псковской области


Кроме того, из-за реформы серьезно подорожал ремонт военной техники. Решение проводить ремонт исключительно через «Оборон-сервис» оказалось неэффективным. Если раньше авиапредприятию ремонт обходился в 12–15 миллионов рублей, то после реформы – в 15–30 миллионов.

В декабре 2008 года Сердюков вместе с главой банка ВТБ Андреем Костиным и губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко подписал меморандум о создании в Кронштадте объединенного военного учебно-научного центра (ВУНЦ) «Военно-морская академия». Этот девелоперский проект, оценивавшийся более чем в 100 миллиардов рублей, «Коммерсант» называл «беспрецедентным по масштабу». По сведениям издания, в основу проекта строительства ВУНЦ был положен проект компании «ВТБ-Девелопмент» (возглавляемой сыном Матвиенко Сергеем дочерней структуры банка ВТБ), который после подписания документа решено было реформировать «с учетом требований Минобороны»[30].

Осенью 2010 года Сердюков инспектировал учебный центр «Сельцы» Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища. Почти через две недели после этого визита в СМИ разразился скандал: сначала в некоторых изданиях появилось сообщение о произошедшем конфликте между министром и начальником центра полковником Андреем Красовым, затем Союз десантников России обнародовал видеообращение к президенту РФ и патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.

Десантники обвиняли Сердюкова в том, что он «в грубой форме, нецензурной бранью оскорблял» Красова, требовал убрать с территории части недавно построенный деревянный храм Ильи-пророка, а также в целом притеснял ВДВ. Недовольство по поводу деятельности министра, в частности его военной реформы, проявляли его давние оппоненты: председатель Союза десантников генерал Владислав Ачалов, председатель центрального совета Союза полковник Павел Поповских и председатель Международного союза десантников генерал-лейтенант Альберт Слюсарь. Вскоре с заявлением выступил командующий ВДВ Владимир Шаманов, который объявил, что конфликт между его подчиненным и министром «выдуман на пустом месте» и назвал всю историю «грязной нечистоплотной игрой». Красов также отверг версию о ссоре с Сердюковым и определил их общение как деловое. Несмотря на это, десантники провели митинг, на котором даже потребовали отправить министра в отставку. Между тем некоторые СМИ сделали предположение относительно конфликта с Красовым: «в учебном центре не был завершен ремонт столовой и инженерных сетей», поэтому Сердюков мог высказать недовольство по поводу возведения храма[31].


Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с министром обороны РФ А. Э. Сердюковым (15 ноября 2010 года)


Храм Ильи-пророка в училище ВДВ

§ 1.5. Война в Абхазии и Южной Осетии

В начале августа 2008 года обострилась ситуация в районе югоосетинского города Цхинвал – зоне присутствия российских и грузинских миротворцев. 8 августа 2008 года начались военные действия против Южной Осетии, в ходе которых грузинские войска вошли на территорию непризнанной республики, а ее столица, город Цхинвали, была подвергнута тяжелому артиллерийскому обстрелу.


Казарма российских миротворцев


Обстрел Цхинвали


Президент Медведев в своем заявлении на экстренном заседании Совета безопасности РФ назвал действие грузинских войск актом агрессии против миротворцев и мирных жителей. 9 августа он заявил о начале операции «по принуждению к миру в зоне грузино-юго-осетинского конфликта». В тот же день в Южную Осетию вошли российские танки и бронетранспортеры, а российские ВВС нанесли авиаудары по военным объектам на территории Грузии, позднее в Южную Осетию были переброшены части 76-й псковской воздушно-десантной дивизии, 98-й воздушно-десантной дивизии из Иваново и части специального назначения из 45-го отдельного разведывательного полка.


Цхинвал после артиллерийского обстрела грузинских войск


Однако Август Восьмого застал Главное Оперативное Управление и Главное Организационно-Мобилизационное Управление в прямом смысле слова – на улице… В этот день, выполняя строжайшую директиву министра обороны Анатолия Сердюкова, управления занимались переездом. Десяток КамАЗов, выстроился у подъездов, и в них грузилось упакованное в ящики и узлы имущество двух главных управлений Генерального Штаба.

Новость о том, что Грузия начала военную операцию против Южной Осетии многие офицеры узнали лишь из утренних выпусков новостей. К этому моменту функционировавшая бесперебойно больше сорока лет система оповещения была демонтирована. Дежурных в управлениях и службах просто не было, так как дежурить было негде. Оповещать офицеров было некому. Поэтому ни о каком прибытии по тревоге офицеров и немедленном «включении» ГОУ или ГОМУ в ситуацию речи идти не могло. Включаться было некому и негде[32].


Цхинвал после артиллерийского обстрела грузинских войск


При этом само ГОУ уже два месяца было без руководства. Бывший начальник ГОУ генерал-полковник Александр Рукшин был в начале июня уволен за несогласие с планами Анатолия Сердюкова резкого сокращения Генштаба. Нового начальника ГОУ Сердюкову за это время найти было не досуг. Исполняющий же обязанности начальника ГОУ первый заместитель Рукшина генерал-лейтенант Валерий Запаренко был вынужден в одном лице совмещать сразу несколько должностей, что не могло не отразиться на состоянии дел в ГОУ.


Грузинские танки движутся в сторону Цхинвали. 8 августа 2008 г.


Всё это усугубилось тем, что к этому моменту ГОУ и ГОМУ оказались полностью отрезанными от войск. В очищенных под ремонт помещениях не только вся ЗАСовская связь, но даже и обычная «эровская» были уже отключены, а в новом здании ее еще просто не провели. В итоге, в самый драматичный момент цхинвальской драмы Генеральный Штаб России потерял управление войсками.

При этом, сам переезд никто не отменил и разворачивать работу пришлось фактически на колесах. В качестве средства связи с войсками использовалось несколько обычных телефонов открытой дальней связи в тех нескольких кабинетах, которые были определены под временное размещение министерских советников. Но больше всего выручали обычные «мобильники», с которых за свои деньги офицеры и генералы вели переговоры с коллегами из СКВО.

Рабочие группы разворачивались в любых мало-мальски пригодных помещениях бывшего штаба Объединённых Сил Варшавского Договора. В гримерках, раздевалках, за сценой, в спортивном зале. Одно из направлений ГОУ вообще оказалось сидящим в оркестровой яме.

Только к исходу вторых суток удалось хоть как-то восстановить управление войсками и развернуть работу. Но эта неразбериха стала причиной больших человеческих потерь и ошибок.


Российская колонна бронетехники на Транскаме


Так, новый начальник Генерального Штаба до последнего момента не решался отдать приказ войскам на начало военной операции. После того, как грузины начали войну, командование миротворцев, дежурный генерал ЦКП и командующий СКВО неоднократно выходили напрямую на начальника генерального штаба с докладами о том, что наши миротворцы несут потери, что идёт уничтожение города с мирным населением, что необходима немедленная помощь и приведение в действие имеющихся на этот случай планов отражения агрессии, но НГШ все тянул, непрерывно «уточняя» у высшего политического руководства, какими должны быть масштабы применения силы, хотя политическое решение к этому моменту уже было принято.

Именно с этим связана задержка с вводом войск, которая обошлась нашим миротворцам в несколько десятков убитых солдат и офицеров.


Колонна миротворцев


Первая директива, отправленная в войска, носила столь ограниченный характер, что почти сразу потребовала ее дополнения новой. По первой директиве войска, вводимые в Южную Осетию, фактически оставались без прикрытия, так как директива касалась лишь частей и соединений СКВО.

По его же вине возникла несогласованность между видами вооружённых сил. Не имея опыта работы организации межвидового взаимодействия в самый ответственный момент начальник генерального штаба «забыл» о ВВС.

Директива войскам Северо-Кавказского военного круга ушла, а директива командованию ВВС не была отправлена. О ней «вспомнили» лишь тогда, когда войска, пройдя Рокский тоннель, оказались под ударами грузинской авиации. И ВВС пришлось уже, что называется «с колёс» вступать в операцию. Это явилось одной из причин столь высоких потерь в самолётах.


Генерал-майор Марат Кулахметов, командующий Смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ) в зоне грузино-осетинского конфликта (2004–2008 гг.)


Российская колонна бронетехники входит в Южную Осетиию


Потом точно так же «вспомнили» о ВДВ и директива ушла в штаб ВДВ. Именно этим объясняется то, что самые мобильные войска Российской армии оказались фактически в арьергарде военной операции.

Совершенно непонятно почему, в преддверии войны, когда непрерывно поступала информация о обострении обстановки вокруг Южной Осетии, руководство Генерального Штаба не приняло решение о разворачивании центрального командного пункта, который имел все возможности управлять войсками в районе конфликта, в ходе переезда двух ключевых управлений, но всё время войны работал в обычном «дежурном» режиме, занимаясь лишь отслеживанием обстановки, в то время как ГОУ и ГОМУ были фактически отрезаны от войск?

Эта война показала, что «вкусовой» подход к выбору начальника Генерального Штаба – ключевой для управления войсками в боевой обстановке фигуре неприемлем. Азарт министра обороны Сердюкова, тыкавшего в карту пальцем с предложением разбомбить «вот этот мост», по-человечески понятен, но он не имеет ничего общего со стратегией и оперативным искусством, которые, собственно, и решают судьбу войны. В самый ответственный момент нужных профессионалов на месте не оказалось.


Чеченский батальон Восток, который отделился от остановившихся на севере регулярных войск РФ, 9 августа неожиданно вошел на контролируемую грузинскими войсками территорию


Днем 11 августа 2008 года Медведев заявил о том, что операция российских войск в Цхинвали в значительной степени завершена – город взят под контроль российскими миротворцами, однако боевые действия прекращены не были. 15 и 16 августа сторонами был подписан разработанный накануне президентом Франции Николя Саркози и Медведевым план урегулирования конфликта в Южной Осетии. Однако позднее выяснилось, что стороны некоторые пункты документа трактовали по-разному, в результате чего у каждой из них появился повод обвинять другую в невыполнении условий мирного соглашения. Так, Россия, трактуя пункт соглашения о принятии дополнительных мер безопасности, начала работы по созданию так называемой буферной зоны непосредственно на территории Грузии, что стало поводом для обвинений в провоцировании конфликта со стороны грузинского руководства).


Российские войска в Южной Осетии


19 августа 2008 года главы МИД стран-членов НАТО, собравшиеся в Брюсселе для обсуждения отношений с РФ, заявили о поддержке принципа территориальной целостности Грузии. Тогда же было объявлено о временном прекращении работы совета Россия-НАТО. После этого представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин высказал мнение о возможности ответных санкций в отношении НАТО. 20 августа Польша подписала окончательное соглашение о размещении на ее территории элементов американской системы ПРО, а 21 августа министерство обороны России официально уведомило НАТО о временном приостановлении военного сотрудничества с альянсом. Несколько дней спустя сам Медведев подтвердил готовность России на любые действия в отношениях с НАТО, вплоть до прекращения сотрудничества.


Подбитый грузинский танк (г Цхинвал)


25 августа Совет Федерации и Госдума обратились к президенту Медведеву с предложением признать независимость двух республик, формально входящих в состав Грузии. 26 августа Медведев официально заявил о том, что им были подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии. После этого президент поручил МИД подготовить проекты договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи с этими республиками, а ведомству Сердюкова было поручено в период, предшествующий заключению договоров, «обеспечить… осуществление Вооруженными силами РФ на территории Абхазии и Южной Осетии функции по поддержанию мира».


Подбитый грузинский танк (г Цхинвал)


Почему же Россия победила? Потому, что войска и штабы готовились к этой войне. Потому, что еще с весны, когда началось резкое обострение ситуации вокруг Цхинвала, Генеральный Штаб начал разработку операции по принуждению Грузии к миру. Именно эти задачи отрабатывались на весенних и летних учениях СКВО.

Россия победила потому, что в штабах всех уровней находились разработанные детальные планы на случай начала этой войны. И заслуга в этом того самого ГОУ, которое было фактически разгромлено господином Сердюковым.

Россия победили потому, что в хаосе неразберихи и растерянности нашлись те, кто взял на себя ответственность. Кто в отсутствии внятных и четких указаний из Москвы принял решение начать действовать по тем планам, которые были отработаны.

Но высокие потери в людях – 71 человек убит, технике – больше 100 единиц и 8 самолетов – это та плата, которую заплатила армия за волюнтаризм и самодурство некоторых высших чиновников.


Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты на сходе в Цхинвали (21 августа 2008 г.)


Можно представить каким страшным моральным поражением для нового президента России Медведева стал бы военный провал в Южной Осетии, как бы это ударило пор престижу премьера Путина. А ведь избежали мы его с огромным трудом – упусти Россия еще 2–3 часа и Цхинвали бы пал, Грузия перерезала бы Транскам и спасать было бы уже некого.

При этом господин Сердюков очень ловко всю ответственность за потери взвалил на тех, кого он сам же и поставил в катастрофическую ситуацию.


Грузовик миротворцев перевозит овощи в Зугдиди (18 августа 2008 г.)


Колонна российской бронетехники входит в Рокский туннель, разделяющий Россию и Южную Осетию(22 августа 2008 г.)


Так, на разборе в Генеральном Штабе по итогам грузинской компании он ничтоже сумняшеся, всю вину за неразбериху начала войны возложил на сидящих перед ним в зале офицеров и генералов, которых сам же фактически выкинул в пустоту.

При этом, впервые за всю историю Генерального Штаба, министр обороны России принародно просто перешёл на мат. Не стесняясь в выражениях, он с трибуны устроил разнос руководству за большие потери личного состава и техники.

Видимо, у Сердюкова именно такое представление о том, как надо общаться с «зелеными человечками» – именно так ближайшее окружение министра – всякие советники и помощники между собой называет военных.

В этой связи стоит отметить, что после войны Сердюковым были отправлены в отставку командующий войсками Северо-Кавказского военного округа генерал-полковник Сергей Макаров и командующий 58-й армией генерал-лейтенант Анатолий Хрулёв – генералы, которые в августе 2008 года руководили боевыми действиями войск в Южной Осетии против Грузии.

Тогдашний командующий войсками СКВО самостоятельно принял решение о вводе в Южную Осетию российских войск, поскольку не получил подтверждения из Москвы на начало боевых действий против грузинской армии. Находясь на центральном командном пункте 58-й армии во Владикавказе, Сергей Макаров спустя секунды после официального объявления Грузией войны против Южной Осетии сначала обратился с вопросом «что делать?» к начальнику Генштаба Николаю Макарову. Тот предложил командующему округом связаться с министром обороны. Телефон Сердюкова молчал.


Противоракетный корабль флота США Макфаул входит в порт Батуми (24 августа 2008 г.)


13 июля 2009 года Дмитрий Медведев во время посещения военной базы Министерства обороны России. С Командующим войсками Северо-Кавказского военного округа Сергеем Макаровым (слева) и Министром обороны России Анатолием Сердюковым.(Фото kremlin.ru)


Медлить было нельзя – уже гибли люди. Сергей Макаров отдал приказ на ввод в Южную Осетию российских войск. Потом командующий СКВО более суток не мог найти по телефону Анатолия Сердюкова и не мог дозвониться до президента Дмитрия Медведева, а премьер Владимир Путин был на Олимпиаде в Пекине.

«Таким образом, получается, что войска вошли в чужую страну без соответствующих санкций военно-политического руководства, а вдруг в Кремле имелось другое решение юго-осетинской проблемы?» – рассказывает источник «Независимой газеты»[33].

По версии штаба, такая решительность командующего СКВО Сергея Макарова, видимо, напугала не только Сердюкова. После «пятидневной войны» тогдашний начальник Генерального штаба Николай Макаров обвинил генералов в ошибках и больших потерях, их упрекали в ошибках боевого управления, слабой подготовке войск и больших потерях боевой техники и личного состава при проведении операций, что и стало негласной причиной их преждевременного увольнения со службы летом 2010 года.


Генерал-лейтенант Хрулёв Анатолий Николаевич


Однако в января 2013 года стало известно, что по инициативе пришедшего на смену Сердюкову Сергея Шойгу и начальника Генерального штаба Валерия Герасимова генерал-полковник Сергей Макаров восстановлен на военной службе и дал согласие возглавить Военную академию Генерального штаба ВС (ВАГШ). Соответствующая должность в органах военного управления подыскивается и Анатолию Хрулёву. Нынешний начальник ВАГШ генерал-лейтенант Андрей Третьяк будет назначен на должность начальника Управления военного образования (УВО).


Председатель правительства России Дмитрий Медведев (слева), министр регионального развития РФ Олег Говорун, министр обороны РФ Анатолий Сердюков и губернатор Московской области Сергей Шойгу (справа налево) после совещания по вопросам передачи недвижимого имущества не используемых Минобороны России военных городков в собственность субъектов России. 2012 г. (Фото: Екатерина Штукина/РИА Новости)

§ 1.6. Нелепые покупки Министерства обороны

Анатолий Сердюков являлся последовательным сторонником закупок зарубежных вооружений и военной техники, за что постоянно критиковался в России. Практически каждый контракт такого рода сопровождался скандалами и намеками на наличие в нем коррупционной составляющей. Самым громким, долгоиграющим и дорогостоящим для России был скандал вокруг закупки у Франции абсолютно ненужных нам, по мнению экспертов, вертолетоносцев «Мистраль». Контракт стоимостью в несколько миллиардов евро был пролоббирован лично тогдашним президентом Франции Николя Саркози и одобрен лично тогдашним президентом России Дмитрием Медведевым[34].

В 2011 года Россия и Франция подписали контракт на 1,2 миллиарда евро, согласно которому французы должны построить два универсальных вертолетоносца типа «Мистраль» для ВМФ РФ. В декабре прошлого года начало строительства было перенесено на 2016 год. В Минобороны объясняли, что перенос сроков продиктован необходимостью оценить возможности вертолетоносцев: «Нужно сначала определить роль и место этих кораблей в боевом составе российского флота, понять, что нужно для их эффективной эксплуатации и технического обслуживания».

«Мистраль» – класс универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев, находящихся на вооружении ВМС Франции. Корабль способен выполнять следующие задачи: десантировать на сушу воинские части, принимать вертолеты, быть центром командования и плавучим госпиталем. На корабле могут одновременно располагаться десант численностью 450 человек (кратковременно до 900 человек) и до 16 вертолетов массой 12 тонн. Для них предусмотрен ангар площадью 1800 кв. метров.


Вертолетоносец «Мистраль»


«Мистраль» в акватории порта Санкт-Петербург


Это универсальный десантный корабль (УДК). И самый крупный современный корабль десантных сил, объединяющий функции десантного вертолетоносца и десантного корабля-дока. Он способен нести большое количество десанта и тяжелой боевой техники. Высадка производится двумя способами. Личный состав десанта перебрасывается на берег с помощью постоянно базирующегося на борту УДК значительного количества транспортных вертолетов. А боевая техника грузится в находящемся в корпусе УДК доке на базирующиеся там десантные катера (в том числе и на воздушной подушке).

Конец ознакомительного фрагмента.