Глава 4
Современному человеку не хватает радости
Размышляя о жизни современного человека, я все чаще и чаще уверяюсь, что она слишком коротка. И укорачиваем мы ее сами! Задумайтесь, когда, в каком возрасте начинается старость? Долгое время ученые полагали, что в жизни человека есть всего два основных периода – молодость и старость. Точкой невозврата Гиппократ считал 42 года, Авиценна 40 лет. Аристотель, помимо молодости и старости, выделял также зрелость, последняя ступень жизни начиналась в его трактовке в 56 лет.
Современные представления отодвинули границу пожилого возраста.
В России приняты следующие возрастные пределы:
60–74 – пожилой;
75–89 – старческий;
от 90 и старше – долгожитель.
По классификации ВОЗ пожилой возраст наступает с 65 лет.
Однако за всеми этими цифрами неизменно скрывается вопрос – сколько же лет на самом деле отведено человеку? Люди религиозные хорошо знают, что, по преданию, первые люди жили почти тысячелетие – Адам – 930 лет, Ной – 950 лет, Мафусаил – 969 лет. Возможно ли такое? Думаю, это вопрос не медицины, а веры.
Даже ученые не сходятся в представлениях о естественном пределе человеческой жизни. И разброс очень велик. Вспомните, Парацельс считал, что человек вполне способен жить около 600 лет, Гуфеланд обозначал предел в 200 лет, Мечников и Богомолец снижали планку до 160 лет.
Анализируя жизнь и смерть долгожителей, всякий раз приходишь к выводу, что люди умирают от болезней, а не от старости. Запас прочности у человека на 100 лет и более. Но болезни подрывают жизнедеятельность человека как опытный сапер вражескую территорию. Каждая тяжелая или хроническая болезнь – очередной вклад в сокращение нашей жизни.
Из чего складывается наша жизнь? Из прожитых дней? Из часов бодрствования? Из счастливых мгновений и горьких разочарований?
Я думаю, что жизнь состоит из воспоминаний и из мечтаний о будущем.
Между прочим, с точки зрения индуизма, идеальное состояние – это ничего не ждать и ни о чем не мечтать. Только так можно избавиться от желания «получить еще», а значит, и от следующих затем разочарований.
Помню четвертый курс института. На одном из собраний в институте рассказали о программе поднятия целины. Сейчас это может показаться наивным, но тогда каждый из нас верил, что помочь своей стране – это комсомольский долг. Весь курс вместо летних каникул отправился на целину в Казахстан. Из нас, студентов-медиков, был сформирован медицинский отряд. Это он только так назывался – «медицинский». Работа, которую приходилось выполнять, ничего общего с медициной не имела. Помню огромные поля пшеницы. Их скашивали без нас, а задачей отряда было погрузить снопы и перевезти в амбар, там правильно уложить, засыпать зерно, чтобы оно сохранилось в течение долгого времени. Было очень трудно и, в то же время, очень весело.
Каждый день я вместе с моими товарищами просыпался на рассвете и шел трудиться, а вечером продолжал заниматься, чтобы не отстать по основным предметам.
Жили мы в большой палатке, она была на 20 человек. Правый ряд – девочки, левый – мальчики. Недалеко он нас стоял домишко. Дома в тех краях, как правило, были сделаны из земли. Трава резалась на куски и укладывалась на крышу и на пол. До сих пор вспоминаю с трепетом – как им удавалось выживать в таких условиях – по ночам холод немыслимый, днем жара.
Так вот, в том доме, что был возле нас, жила семья. У них уже бегало пять или шесть детей. И жена была снова беременная. И вот ей рожать! Муж хотел в город, в роддом везти, а она заупрямилась: «Я никуда не поеду, – говорит. – Тут рядом медики, мне помогут».
Конец ознакомительного фрагмента.