Вы здесь

Сергей Лемешев. Лучший тенор Большого. «Тот, кого учителем считаю…» (В. Д. Васильев, 2012)

«Тот, кого учителем считаю…»

На втором Лемешевском празднике в Тверских краях бывшая учительница стреневской восьмилетней школы Н.В. Королева рассказывала о своих встречах с Сергеем Яковлевичем:

– В нашу школу Лемешев приходил часто. Здесь ему был знаком каждый уголок. Ничего удивительного – школа тогда располагалась в бывшем центральном доме усадьбы Квашнина, где Сергей Яковлевич в пору своей молодости был частым гостем. Влияние личности Николая Александровича Квашнина оставило заметный след в мировосприятии Лемешева, поэтому о нем стоит рассказать подробнее.

По воспоминаниям внучки Николая Александровича, Светланы Георгиевны Григ, дед ее был уроженцем Тульской губернии.

Получив прекрасное образование в московском реальном училище, Квашнин учился в Российской императорской академии художеств.

По окончании академии поступил на службу в Московское архитектурно-строительное управление и участвовал в строительстве Павелецкого и Казанского вокзалов в Москве, Московской окружной железной дороги, здания Московской городской Думы, мостов, водокачек, гостиницы «Метрополь».

Вместе с группой художников и архитекторов достраивал здание Третьяковской галереи.

Выдающийся инженер-архитектор, художник, поэт, драматург, музыкант, основатель школы ремесел на Малом хуторе Николай Александрович Квашнин. 1912 г.


В конце XIX века родители Николая Александровича обосновались на Тверской земле, в местечке Столопово, близ села Ивановское, на левом берегу речки Шостки. Сюда приехала и семья самого H.A. Квашнина. Здесь в 1896 году у него родилась дочь. Семья решила строиться в километре от Столопова. Имение молодого Квашнина стали называть Новое Столопово, сам же он называл его Малым хутором. Инженер-архитектор Николай Александрович Квашнин строил имение еще и с тем, чтобы там устроить школу для деревенской молодежи. Подобрав талантливых людей из народа, которые владели столярным ремеслом, он начал обучать их резьбе по дереву. В школе Квашнина учили не только этому. В каждом из шести домов усадьбы (имеющих, кстати, свою неповторимую архитектуру) шло обучение по разным направлениям. В одном из домов преподавали общеобразовательные предметы и рисование. Уроки здесь вела жена Квашнина – Евгения Николаевна. Невдалеке от этого дома, в избушке старшего мастера школы Петра Васильевича Морозова, учили резьбе по дереву и искусству его обработки.

Гостиница «Метрополь»

Казанский вокзал

Городская Дума


Здания, построенные в Москве при участии Н. А. Квашнина


В центральном доме усадьбы, где были расположены лекционный и зрительный залы, находилась и отделочная мастерская. Здесь изготовленная в школе мебель приобретала окончательный вид. Широкая лестница вела из зрительного зала на второй этаж, в комнаты Николая Александровича. При доме также были кухня и столовая для педагогов. При въезде в усадьбу стоял дом сестры Евгении Николаевны – Антонины Николаевны Карташовой. Она учила девочек вышиванию и вела курсы кройки и шитья. В этом доме жил и ее брат Владимир Николаевич, врач по образованию. Он преподавал в школе гигиену.

Школа сохранилась и с приходом советской власти. В 1918 году Наркомпрос решил открыть здесь Государственную школу-мастерскую. Возглавить ее должен был Квашнин. Непросто пришлось первое время основателю школы после возвращения на Малый хутор. Не все понимали значение его труда. Считали, что барин приехал спасать свое имение. В том, что Квашнину дали возможность работать в его школе, видели попрание прав, данных простым людям революцией. Квашнину пришлось пережить тяжелые дни. Его избивали, закидывали камнями, он голодал. Но находились люди, которые хорошо понимали, что значит дело, ради которого он вернулся. Тайком от односельчан, под полой одежды, они приносили Николаю Александровичу хлеб, картофельные лепешки, все, чем сами были богаты. Это и помогло Квашнину выжить. Понемногу недоверие и неприязнь сменялись уважением. Квашнин постепенно завоевывал авторитет.

Школа его теперь была трехгодичного обучения. На каждом курсе было по 30 и более человек. На первом году обучения подростки 12–15 лет получали навыки обработки дерева и изготовления простых предметов: скамеек, ножек для столов. Второкурсники делали комоды, оконные рамы, двери. На третьем курсе делали сложную мебель – диваны, буфеты, шкафы… Все это украшалось орнаментом, тщательно шлифовалось, полировалось. Мебель делали без единого гвоздя. Работы учителей и учеников славились на выставках в Брюсселе, Париже. А преподавали в школе талантливые мастера из народа: A.C. Белозеров, Я.Ф. Суханов, В.И. Васьков, П.В. Морозов – старший мастер, Д.Н. Воробьев – главный художник школы. Воспитанники изучали здесь русский язык, арифметику, знакомились с основами геометрии, черчения, слушали лекции по истории и литературе.

Дом Антонины Николаевны и Владимира Николаевича Карташовых.

Архитектор – Н. А. Квашнин. Малый хутор. 1912 г.


В феврале 1924 года Николай Александрович скончался. Похоронили его у паперти Ивановской церкви рядом с могилой Евгении Николаевны. На похороны пришло множество людей. Сани с установленным на них гробом везли ученики школы. Дело, ради которого жил Квашнин, продолжили его единомышленники и воспитанники. Работала школа до 1935 года.

Много воды утекло с тех пор, но и сейчас в окрестных деревнях можно еще встретить мебель, изготовленную учениками школы. Она красива, изящна, добротна.

В 1953 году дом, в котором располагалась школа, сгорел. Другие постройки перевезли в разные деревни. Осталась только избушка «на курьих ножках». Да еще старые аллеи берез и лип напоминают о бывшей усадьбе. Русский интеллигент, подвижник культуры, поборник просвещения, Николай Александрович Квашнин вписал яркую страницу в историю Тверского края. Его жизнь и деятельность заслуживают самостоятельного изучения. И сегодня мы с гордостью можем сказать, что такая работа проделана. В 1995 году в Тверском областном книжно-журнальном издательстве вышла книга «Сочинения H.A. Квашнина».

В 2004 году на народные пожертвования отреставрирован Гадальный домик. На его фасаде открыта мемориальная доска с датой постройки, фамилией архитектора и списком спонсоров, на чьи деньги он восстановлен.