2. Доброе наследство
Началась война, в которой братушки-хорваты и словенцы сражались в войсках Австро-Венгрии, обстреливавшей Белград. Очевидцы отмечали, что хорваты воевали достаточно хорошо. В этой войне собственно начался политический путь Иосипа Броза, унтер-офицера австрийской армии, взятого в плен бойцами Дикой дивизии8. Боснийские сербы стремились в начале войны как можно скорее уйти за Дрину в Сербию9, этому стремлению очень способствовали сербские погромы, прошедшие в Австро-Венгрии после убийства эрцгерцога Фердинанда. Югославский проект как оружие Австро-Венгрии прекратил свое существование, но всплыл в 1915 году идеей, продвигаемой Антантой.
1915 год стал трагичным не только и не столько для русской армии. Австро-Венгрия теснила сербов, они были вынуждены оставить Белград и отступать из Сербии. Вместе с армией двигались сотни тысяч местных жителей – и посреди колонн беженцев шел сам король Петр10. Сербия перестала существовать как государство, а сербская армия была эвакуирована на остров Корфу, и после восстановления отправлена на Салоникский фронт. В этом же году создается Югословенский комитет, включающий в себя представителей словенского, хорватского и сербского народов, причем сербов представлял премьер-министр былой Сербии Никола Пашич11.
Югословенский комитет занимался определением формы будущего государства Югославии. Собственно, из всех представителей реальной силой обладали только сербы – у них была армия. Однако сербы зависели от Антанты, сербская армия снабжалась полностью силами Антанты, из-за чего сербам приходилось быть сговорчивыми.
В 1917 году премьер-министр Сербии Никола Пашич и председатель югославянского комитета Анте Трумбич, хорват, подписали Корфскую Декларацию, которая зафиксировала формы будущего югославянского государства – конституционная монархия во главе с сербской династией Карагеоргиевичей12. Йован Дучич крайне резко отзывался о такой форме государства, так как, по его мнению, сербы получали слишком большую нагрузку на свои плечи, а кроме сербов держать государство было некому. Его доводы не назовешь надуманными, ведь распад Югославии произошел на глазах поэта.
Послевоенная Югославия делилась на ряд бановин – административных единиц, никак не выделенных этнически и политически. Естественно, в государстве доминировали сербы, однако другие югославские народы, прежде всего хорваты, активно боролись за свои права – кто легально, через политические партии, кто-то по-партизански, как македонские четники.
Югославия была достаточно рыхлым и слабым государством – впрочем, для того она и была создана. Сербы, опутанные чужими границами, не могли достаточно ярко проявить своей политической воли для реализации планов Начертания.
Говоря о Югославии периода 1918—1941, нельзя обойти вниманием русскую эмиграцию в этом государстве. После гражданской войны Югославия приняла много беженцев из России, в основном – военную эмиграцию13.
Русская эмиграция обладала сильным образовательным потенциалом, благодаря чему сумела сделать важный вклад в развитие ряда отраслей югославской науки, в развитие югославского искусства. Югославская армия в эти годы говорила по-русски. Сербы по-братски приняли русских людей, однако во второй половине 30-х набрали силу антирусские настроения. Ряд публикаций в СМИ доказывал, что русские отнимают у югославов кусок хлеба, являясь более хорошими и образованными работниками. Незадолго до войны с Германией из армии были уволены практически все русские.
А война хорошо показала пагубность этого шага. В марте 1941 года руководство Югославии заключило пакт с державами Оси. Это отозвалось многотысячными митингами в Белграде, а 27 марта группа проанглийски настроенных офицеров ВВС совершила государственный переворот. Через несколько дней началась война с державами Оси. В начале войны массово из армии дезертировали хорваты и словенцы, вследствие чего вся армейская структура оказалась парализована. Война закончилась за неделю. По итогам ее было создано независимое государство Хорватия, в Сербии установилось коллаборционистское правительство Милана Недича. Прошло совсем немного времени, и коммунисты начали партизанскую войну, помогая Советскому Союзу.