Вы здесь

Семья с особым ребенком. Психологические стратегии, позволяющие избавиться от чувства вины. Часть 2. Горе (А. А. Кузьмина, 2017)

Часть 2. Горе

2.1. Ребенок Мечты и процесс Горевания

Внутренняя работа, связанная с горем, о которой пойдет речь в этом разделе, действует примерно одинаково, даже когда потери у людей неравнозначны. В движение приводятся одни и те же психологические процессы, независимо от того, теряете ли вы близкого родственника или у вас рождается ребенок с ОВЗ. Отличие «обычного» горя от горя, которое чувствуют родители, когда у них рождается ребенок с особенностями в развитии, состоит в том, что этот ребенок жив. Именно из-за того, что ребенок жив, горе уже с самого начала легко становится превратно понятым. Родители потеряли что-то очень дорогое – долгожданного Ребенка Своей Мечты (автор термина – Д. Боулби, 1963), – но потерю заслоняет то, что ребенок, который у них родился, жив.

Переживание тяжелой потери дает начало процессу внутренней работы, связанной с горем. Потеря наносит психическую рану, и задача горя – переработать потерю (залечить рану). Этот процесс, который может иногда продолжаться очень долго, называется внутренней работой по переживанию горя (или внутренняя работа, связанная с горем).

Горе – процесс переживания психологической, поведенческой, социальной и физической реакции на утрату, растянутый во времени, включающий в себя множество изменений. Это естественная реакция, и ее отсутствие может быть отклонением от нормы и признаком патологии. Это реакция на любой вид утраты, не только смерть. Она зависит от индивидуального восприятия человеком утраты и не требует социального признания или оценки окружающих, т. е. это специфическое субъективное чувство, сопровождающее утрату. В основе психологических причин горя лежит один общий фактор: ощущение потери ценного и любимого, того, к чему имелась сильная аффективная привязанность. Горе тем сильнее, чем сильнее привязанность к утерянному объекту. На переживание горя влияют когнитивное, эмоциональное, социальное развитие, культурно-этнические особенности, религиозные верования. Таким образом, в этом разделе я рассмотрю горевание – естественный процесс, необходимый для того, чтобы отпустить потерю.

Еще раз акцентирую внимание на том факте, что окружение родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ не всегда понимает их чувства, особенно связанные с метафорой, приводимой во введении – появление на свет младенца, «который-не-сможет-оправдать-надежд» (стр. 4). То горе, которое родители продолжают носить в себе, они редко выражают, поскольку окружающие часто ложно истыкивают мотивацию родителей ребенка с ОВЗ. Но независимо от того, какое горе родители в себе носят, новое или старое, видимое или скрытое, здоровое или невротическое, оно обладает силой, которая способна нанести вред, если к нему не отнестись серьезно. Поэтому появление данного раздела в книге имеет свое логическое обоснование.

Хотя горе является естественной и здоровой реакцией человека, который потерял что-то очень дорогое, родители иногда реагируют слишком неадекватно на физические или умственные (или иные) ограничения ребенка, и им может понадобиться психотерапевтическая помощь. Например, если у родителя появляются физические симптомы или если он испытывает очень сильное чувство вины, гнев, длительную депрессию, сильное отчаяние.

Кратко перечислю комплексы симптомов горя (Е. И. Крукович, 2004):

• эмоциональный комплекс – печаль, гнев, тревога, беспомощность, безразличие;

• когнитивный комплекс – ухудшение концентрации внимания, навязчивые мысли, неверие, иллюзии;

• поведенческий комплекс – нарушения сна, бессмысленное поведение, фетишизм, сверхактивность, уход от социальных контактов, потеря интересов;

• возможны комплексы физических ощущений (усталость, общая слабость, апатия, мышечный тремор), а также потеря или увеличение веса и даже алкоголизация (как поиск комфорта).

Но возможна ситуация, когда горе родителей совершенно не проявляется внешне (то есть, оно отрицается или накапливается внутри). Если родитель по какой бы то ни было причине – не может горевать, то, возможно он не захочет принимать никакой помощи или будет от нее отказываться. Но когда человек долго носит в себе «непереработанное» горе, ему бывает трудно «закончить горевать». Тогда горе смешивается с виной и самобичеванием и человек, который его переживает, может стать «профессионалом в горевании» (К. Паркес, 1974). Чтобы внутренняя работа, связанная с горем, была успешно пройдена, более всего необходимо надежное окружение, позволяющее выражать горе открыто. Если у родителей есть возможность «выплакать» свое горе без давления со стороны в самом начале, развитие «профессионального» горевания можно предотвратить. Так же необходимо учитывать и иррациональные ментальные установки родителей, например, нежелание закончить горевание, так как это может восприниматься как предательство в образе ребенка.

Внутренняя работа, связанная с горем, и работа по возвращению к жизни с новыми силами может занять долгое время (иногда очень долгое). Важно, чтобы родители и окружающие их люди знали это. Но также важно знать, что тяжелая внутренняя работа, связанная с горем – это стадии, которые можно пройти. Во время последней стадии горя (которая никогда не заканчивается) родители живут с прошлым, как с тяжелым опытом жизни, опытом, который у них останется навсегда, но который не обязательно должен разрушать их дальнейшую жизнь.

Процесс переживания горя теоретически разбит на насколько фаз/этапов. У разных исследователей количество и содержание этих фаз и этапов различно (от 3 до 8). Формат книги не позволяет сделать литературный обзор научных теорий по фазам и этапам работы горя, разработанным отечественными и зарубежными психологами и психотерапевтами. Если читателю будет важно ознакомиться с большим объемом материала по этой теме, то перечислю фамилии исследователей процесса переживания горя:

• Дж. Тэйтелбаум рассматривает горе как процесс, состоящий из трех фаз;

• Дж. Боулби и К. Паркес рассматривают четыре фазы горя;

• Е. Линдеманн рассматривает пять фаз горя;

• Э. Кюблер Росс рассматривает пять стадий (или «Пять Этапов») горя;

• Г. В. Старшенбаум выделяет 8 этапов течения реакции горя.

Но подчеркну, что описание последовательности эмоциональных и соматических реакций в данных теориях в принципе не различается (от первой стадии: шока, отрицания до заключительной: адаптации, развитии новой идентичности, принятия, памятования). То есть, даже если потери всегда субъективно разные и переживаются с разной степенью интенсивности, порядок проживания чувств, тот эмоциональный путь, по которому, пройдет горюющий человек, един для разных ситуаций.

Продолжительность каждой стадии описать довольно сложно, в связи с их возможной взаимообратимостью на протяжении всей работы горя. То есть, рецидив или повтор цикла в процессе работы горя – это часть динамического процесса изменения. При рецидивах родители часто испытывают чувство вины перед психологом/терапевтом (иногда это является причиной прекращения терапевтического процесса), поэтому в это время может значительно снижаться самооценка («я проиграл», «у меня все равно ничего на получается», «я ни на что не способна»). Но если родители знают о закономерностях процесса работы горя (рецидивы – это тоже закономерность), то все перечисленные деструктивные реакции проходят с меньшей интенсивностью, поэтому даже возможно вре́менное сокращение продолжительности рецидива. Главное, чтобы родители оставались вовлеченными и заинтересованными в данной работе (например, сфокусировав внимание на позитивном личностном преобразовании; рассмотрев реальность рецидива как возможность получения нового опыта; поддержав в поиске альтернативной стратегии).

2.2. Периодизация процесса переживания горя

В периодизации процесса переживания горя приведена последовательность стадий в авторской редакции. Важно понимать тот факт, что, хотя сама последовательность типична и, следовательно, предсказуема, эти стадии не следуют строго один за другим и часто перекрывают друг друга. Переживание горя всегда представляет собой индивидуальный процесс, и характерные признаки стадий могут сосуществовать в различных сочетаниях. Часто наблюдаются временные возвраты на предыдущие этапы (этот процесс естественен), затем снова продвижение вперед, и вновь возврат, и т. д. Эта «челночная» динамика горя может вызывать разочарование и усталость окружающих, которые с нетерпением ожидают «возвращения» скорбящего в «нормальную» жизнь. Но выражать нетерпение в данном процессе ни в коем случае нельзя.

Параллельно будут рассмотрены особенности работы горя на каждой стадии и алгоритм работы психотерапевта с родителями. Важно помнить, что на разных стадиях работы горя актуальные задачи родителей, их возможности и пути вовлечения в психотерапевтическую работу будут отличаться. Помощь горюющему человеку – задача весьма деликатная. С профессиональной точки зрения она требует применения специальных психотехник, но люди часто оказываются неподготовленными к их выполнению.

Например, на практике психолог может встретиться с такой проблемой как частичное или полное отсутствие сотрудничества родителей в работе по самовосстановлению. Все дело в том, что родители, как правило, приходят за помощью после долговременного (иногда многолетнего) пребывания в условиях постоянного психологического стресса. В этих условиях симптомы горя «вплетаются» в их образ жизни, становятся их личностными особенностями. Пассивность (как социальная, так и в процессе психологической реабилитации) родителей, воспитывающих детей с ОВЗ часто и вызвана именно тем, что они утратила значительную долю личностной активности, желаний, стремлений, волю к позитивным жизненным преобразованиям. Часто вся психическая энергия таких родителей направлена на бесконечные жалобы, хождение по инстанциям в поисках участия и помощи.

В самых крайних проявлениях абсолютно рентной позиции родителей (страх ответственности и активности) становится невозможной полноценная психореабилитация. Так как пока прежний травматический опыт не будет переработан, ничего в жизни родителей не изменится. В данном случае работа психолога/психотерапевта сводится только к диагностическим и релаксационным мероприятиям. Но даже в таком формате работы психологу важно внимательно выслушать родителей, внимательно отнестись к их состоянию, страданию, проявить уважение к их точке зрения на проблему.

Однако, большинство родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, несмотря на то, что изначально не слишком заинтересованные в реабилитационной работе («да мне ничего не надо, просто меня к вам направил врач», «не мне реабилитация нужна, а ребенку, но пришла, так как у вас такие порядки»), постепенно все с большей активностью используют время психотерапии для переработки и переосмысления тяжелого опыта. Напомню, что общая продолжительность реабилитационного процесса для каждого родителя совершенно индивидуальна. Но важно, чтобы родители прошли все этапы работы горя.


Первая стадия работы горя

Стадия шока. Трагическое известие вызывает ужас, эмоциональный ступор, отстраненность от всего происходящего или, наоборот, внутренний взрыв. В сознании родителя появляется ощущение нереальности происходящего, душевное онемение, бесчувственность, оглушенность. Притупляется восприятие внешней реальности, и тогда в последующем нередко возникают пробелы в воспоминаниях об этом периоде.

Наиболее выражены следующие черты: постоянные вздохи, жалобы на потерю силы и истощение, отсутствие аппетита; могут наблюдаться некоторые изменения сознания – легкое чувство нереальности, ощущение увеличения эмоциональной дистанции с другими («как они могут улыбаться, разговаривать, ходить в магазины»). Переживания этого этапа нормальны, если не слишком длительны. Естественно, родители на этой стадии не обращаются за помощью и всячески от нее отказываются. Это нормально, так как это первый этап, который позволяет постепенно приспособиться к утрате. Обычно комплекс шоковых реакций психологически истолковывается как защитное отрицание факта, предохраняющее горюющего от столкновения с утратой сразу во всем объеме.

Например, наиболее типичная реакция родителей на поставленный врачом диагноз о наличии у ребенка отклонений в развитии – это просто неверие в существование болезни. Члены семьи могут сомневаться в компетентности врача, поэтому они ищут возможность получить консультации других специалистов в этой области. В основе такого поведения лежит отчаянная надежда на то, что первоначальный диагноз ошибочен. Даже понимая чувства родителей, на этом этапе мало чем можно им помочь. В то же время несомненно, что длительная задержка в признании родителями диагноза может лишить ребенка своевременного лечения, необходимой ему медико-психолого-педагогической помощи. Следовательно, психологи должны помочь семьям постепенно смириться с мыслью о том, что у их ребенка имеются особые нужды, которые должны удовлетворяться.

То есть, родители редко приходят за помощью к психологу на данной стадии. Но если они и посещают специалиста, то бывают растеряны, переживают ощущения жизненного хаоса, тревожность. Они стремятся как можно скорее избавиться от тягостных переживаний и желают «видимого прогресса», а не «малых шагов». Поэтому родители часто ведут себя так, будто каждый человек из их окружения, включая специалистов, к которым они обращаются, виноват во всех их несчастиях и ожидают от них решения всех своих проблем. Родители не проявляют готовности глубоко работать над сложившейся ситуацией, и тем более, не готовы пересматривать собственные установки и страхи. То есть, родители не подразумевают личных изменений и не способны измениться, даже стремятся защищать свою привычку к деструктивному поведению (если она есть).

Конец ознакомительного фрагмента.