Семья в контексте социальной политики России
В.И. ЖУКОВ, академик РАН, ректор Российского государственного социального университета
Год семьи в России
Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2007 г № 761 2008 год объявлен в России Годом семьи. Это ответ властных структур страны на ожидания и надежды российского общества на возрождение института семьи, базовых семейных ценностей и национальных традиций. По мнению Д.А. Медведева, председателя Оргкомитета по проведению Года семьи в России, мегапроект системы мероприятий по проведению Года семьи в России позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, закрепить тенденцию роста рождаемости и послужит возрождению авторитета семьи в стране. «Несмотря на обилие мероприятий, праздников, информационных поводов, не они являются главными, и даже не дополнительные средства и выплаты, и не объекты, которые будут построены. Наша главная задача – вернуть российской семье тот авторитет, который она имела в начале прошлого века», – сказал Д. Медведев на одном из заседаний Оргкомитета по проведению Года семьи в России в 2008 году.
Для населения России семья и семейные ценности занимают ведущее место в системе жизненных приоритетов, особенно на фоне постоянной трансформации влияний как на мировоззрение, так и на реальное поведение большинства институтов социализации – проводников моральных ценностей и ориентаций. В этих условиях семья становится важным проводником не только формирования, но и воспроизводства базовых общественных ценностей и отношений. Как показывают исследования, семья сегодня является для значительного числа современных россиян сверхценностью, мобилизующей их социальную и экономическую активность. При этом и сами семейные ценности не являются неизменными – они меняются под влиянием всего многообразия факторов социальной трансформации общества.
Степень устойчивости семьи – это индикатор социальной устойчивости общества, его политической системы. В числе основных принципов Европейской социальной хартии, к ратификации которой последовательно движется Российская Федерация, провозглашено, что семья, являющаяся основной ячейкой общества, имеет право на надлежащую социальную, правовую и экономическую защиту для обеспечения ее всестороннего развития. Эти подходы выдвигают требования к формированию особой социальной политики в отношении семьи как важнейшего института общества.
Социальная политика современной России
Социальная политика современной России созвучна времени, которое переживает наша страна.
Это время системного осознания и государством, и институтами гражданского общества своей социальной роли, социальной ответственности, социальной миссии – качественного эффективного служения народу.
Это время доминирующей инновационности в решении задач стратегического развития страны, в том числе в сфере разработки и реализации социальной политики, национальных, отраслевых, региональных социальных проектов, их кадровом обеспечении.
Это время определенной коррекции политического курса, в том числе и в социально-образовательной сфере.
15 января 2008 г. на встрече с руководителем Совета Федерации В.В. Путин заявил, что Россия должна перейти к качественно новой социальной политике – политике социального развития. При этом он подчеркнул, что ее содержание гораздо шире, чем просто выплата пособий и финансирование социальных учреждений. Речь идет о формировании современной социальной сферы вокруг человека, работающей на улучшение его здоровья, образования, жилья, условий труда, повышение конкурентоспособности и доходов, в конечном счете на развитие российского народа, не просто на сбережение, а на развитие.
В социально-гуманитарных науках, в реальной практике сложились устойчивые представления о специализации политической деятельности, включая стратегический уровень. В научную литературу и повседневную лексику вошли понятия «внешняя политика», «внутренняя политика», «экономическая политика», «социальная политика», «аграрная политика» и т. д.
Подобная политическая специализация позволяла ранее и позволяет сегодня раскрывать многие актуальные проблемы. Но политика не может быть только специализированной или отраслевой. Именно поэтому с конца XX века стали выдвигаться и обосновываться идеи о стратегической вариативности, основанной на диалектическом синтезе принципов специализированной комплексной политики. По этой причине в категориально-понятийном ряду появились такие понятия, как научно-образовательная политика, социально-образовательная политика и другие.
Подобный политический синтез позволяет системно и адекватно выражать взаимосвязанные, взаимообусловливающие феномены социального бытия, социального самочувствия людей и их образовательного потенциала. Проблематика всеобщего качественного непрерывного образования стала ведущим общенациональным и личным приоритетом, а смысл современной социально-образовательной политики сводится к пониманию того, что только через качественное образование можно достичь нового качества социального бытия.
На актуальном перекрестке этого стратегического синтеза оказались учебные заведения, первыми осознавшие необходимость подготовки современных специалистов для учреждений социальной сферы и органов управления ею и проложившие дорогу для развитие теории социального обновления и отечественного социального образования.
Кадровой политике принадлежит решающая роль в реализации стратегии социального развития государства, адекватной современной социальной политике России.
Специалисты полагают, что термин «социальная политика» появился в англоязычной литературе на рубеже XIX–XX вв. Как категория, означающая определенный вид политики, указанное словосочетание получает распространение в 30-40-х годах XX столетия, когда формируется концепция «государства всеобщего благоденствия» – «социального государства».
В отечественной научной литературе термин «социальная политика» имеет три этапа развития. В середине 70-х годов XX столетия он связывался с партийно-государственным осмыслением понятия «социальная политика». В середине 80-х годов этот термин получает новое семантическое значение. В 90-х годах XX века началось переосмысление понятия «социальная политика» в контексте восприятия Российской Федерации как социального государства. Социальная политика начинает осмысливаться в политических концепциях, политологических, социологических областях познания, в контексте новой для России области знания – «социальная работа».
В советское время социальная политика рассматривалась как «деятельность партии и государства по управлению развитием социальной сферы общества, направленная на подъем трудовой и общественно-политической активности масс, удовлетворение их интересов и потребностей». В русле этого основными задачами социальной политики считались:
– повышение благосостояния, улучшение условий труда, жизни людей;
– осуществление во всех сферах общественных отношений принципа социальной справедливости;
– сближение классов, социальных групп и слоев населения;
– преодоление различий между умственным и физическим трудом, городом и деревней;
– совершенствование национальных отношений.
В ряде случаев под социальной политикой стали понимать деятельность, направленную на управление социальным развитием общества, удовлетворение материальных и культурных потребностей его членов и регулирование процессов социальной дифференциации общества.
Дальнейшие исследования в этой области привели к пониманию того, что социальная политика, если она проводится с ориентацией на национальные интересы страны и отвечает требованиям демократического социального государства, представляет собой совокупность разноуровневых управленческих воздействий на жизнедеятельность различных групп населения с целью консолидации общества, обеспечения стабильности политической системы и власти на основе гармонизации социально-трудовых и иных отношений. Как составная часть внутренней политики она воплощается в законодательстве, нормативных актах, специальных программах и реальной практике и регулирует отношения в обществе через интересы и взаимодействия различных индивидов и социальных групп.
При таком понимании социальная политика имеет несколько измерений: финансово-экономическое, организационное, правовое, информационное, управленческое, кадровое и ряд других. Своими регулятивными функциями она охватывает отношения между городом и деревней; умственным и физическим трудом; нациями, народностями и этническими группами; профессиональными и половозрастными общностями; сообществами людей, различающихся между собой по обычаям и вероисповеданию, и т. д.
Восприятие социальной политики населением и индивидом зависит от того, насколько в социальной практике выражены такие ее характеристики, как практическая реализация принципа социальной справедливости; учет социальных интересов различных групп населения; степень удовлетворения насущных потребностей; доступность накопленных обществом благ; границы богатства и бедности, роскоши и нищеты.
Эти и другие аспекты социального взаимодействия могут быть систематизированы как социально-трудовые, социально-классовые, социально-демографические, социально-этнические, социально-профессиональные, межличностные и другие отношения.
Социальная политика непосредственно воздействует на следующие сферы жизнедеятельности государства:
– социально-трудовые отношения;
– демографическое развитие и миграцию населения;
– межнациональные отношения;
– охрану природных ресурсов и окружающей среды;
– создание условий для воспроизводства поколений и трудовых ресурсов.
Инструментами решения этих и других проблем жизнедеятельности государства являются следующие системы:
– образования, науки и культуры;
– здравоохранения страны и благосостояния народа;
– физической культуры, туризма и спорта;
– работы с молодежью;
– социального страхования, пенсионного и другого обеспечения;
– общественной безопасности, борьбы с правонарушениями и преступностью;
– социальной защиты населения, реабилитации и адаптации лиц с девиантным поведением, отклонениями в развитии, лиц с ограниченными возможностями.
Каждая из систем имеет свои органы управления, опирается на соответствующее финансирование, нормативно-правовую базу, кадровый потенциал, территориальные органы управления (как правило) и местные учреждения.
Функции социальной политики, пограничные с политикой вообще, но относящиеся к ее исключительной компетенции, сводятся к следующему:
– регулирование воспроизводства рабочей силы, улучшение ее качественных характеристик, создание условий, исключающих дискретность самого процесса воспроизводства человека;
– стимулирование трудовой, общественно-политической, духовно-познавательной, то есть социальной активности человека;
– обеспечение социальной поддержки и защиты той части населения, которая не может обеспечить свою жизнедеятельность самостоятельно.
Основные принципы разработки и реализации социальной политики вытекают из Конституции страны и производны от модели социального прогресса. В случае, когда речь идет о построении демократического социального государства, основные принципы социальной политики таковы: социальная справедливость; эгалитаризм, понимаемый как равенство социальных возможностей; социальное партнерство; социальное равновесие; гармонизация социальных противоречий, своего рода социальная толерантность; максимизация прожиточного уровня; оперативная реакция на социальные последствия экстремальных ситуаций; соблюдение законов; опора на общественное мнение.
Одним из принципов современного социального развития является приоритетность образовательной, кадровой составляющей в механизмах разработки и реализации стратегического курса страны.
Основным регулятором современного социального мира должна стать социально-образовательная политика. Это детерминируется рядом факторов.
Первый фактор предопределен переходом от национальных социальных проектов к сильной социальной политике, тотальной социализации как человека, так и социума, повышением роли образовательных ресурсов в реализации социальных функций, превращением потенциала знаний, образованности человека и нации в основной жизненный капитал не только экономики, но и личности, семьи, региона, отрасли, государства, гражданского общества.
Второй фактор диктуется самим этапом развития социально – гуманитарной науки и социального образования. Проблемы и настоящего, и будущего современной цивилизации не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций развития науки и ее перспектив.
Социально-гуманитарные науки оказывают революционизирующее влияние на социальную политику и социальную практику.
Интересы многих исследователей сосредоточены на актуальных проблемах методологии познания социально-гуманитарной реальности, адаптации фундаментальных положений синергетической парадигмы к проблематике социально-гуманитарных наук.
Третий фактор связан с признанием на государственном уровне приоритетности социальной политики, в том числе в сфере финансирования социальных проектов и программ.
В подтверждение этого тезиса приведем некоторые факты.
В 2007 году суммарный объем выплат пособий по материнству возрос почти в 2 раза – до 72,7 млрд руб., размер пособия по беременности и родам увеличен до 23 400 руб. (27,3 млрд руб.). В 4 раза увеличены расходы на пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет для работающих матерей (31,5 млрд руб.). Более миллиона неработающих матерей стали ежемесячно получать пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет (23 млрд руб.). Более 30 тыс. беременных женщин воспользовались бесплатными путевками в санатории. Около 300 тыс. семей получили сертификаты на материнский капитал, размер которого в этом году возрастет до 267,5 тыс. рублей.
Объем средств, направленных на организацию детского отдыха, возрос до 15 млрд руб., что обеспечило 5 млн детей школьного возраста лечение и курсы оздоровительных процедур в санаторно-курортных учреждениях.
В части, касающейся пенсионеров, происходит реальный рост общего уровня пенсионного обеспечения: средний размер трудовой пенсии увеличился на 28 %, средний размер трудовой пенсии по старости – на 27 %, средний размер социальной пенсии – на 48 %.
На обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации направлено 7,6 млрд руб., что на 50 % выше показателей прошлого года. До 10 млрд руб. возросла сумма, затраченная на санаторно-курортное лечение граждан льготной категории: в санаториях прошли лечение около 600 тыс. человек, причем детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставлено более 62 тыс. путевок.
Стоит заметить, что в 2007 году произошли весьма позитивные изменения в финансировании системы социального образования, в том числе и нашего Университета.
Четвертый фактор отражает тенденции социализации национального бизнес-сообщества. XIII съезд Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в своем постановлении констатировал, что промышленники России, осознавая свою коллективную ответственность за создание новых рабочих мест, считают в качестве первостепенной задачи разработку и реализацию программы социальной ответственности бизнеса. РСПП разработал и принял «Социальную хартию российского бизнеса» и ввел в практику предприятий ежегодную нефинансовую отчетность, отражающую их работу по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров.
Торгово-промышленная палата России определила семь направлений предпринимательской активности в социальной сфере, одним из которых является содействие подготовке рабочих кадров и специалистов.
VIII съезд Российского союза ректоров (июнь 2006 г.) на основании заключенных двусторонних соглашений о стратегическом партнерстве между Российским союзом ректоров, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия», Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» признал необходимым развивать эффективные механизмы партнерства образовательных учреждений и бизнес-сообщества в направлении повышения доступности, качества, конкурентоспособности профессионального образования.
В июле 2006 г. подписано Соглашение о сотрудничестве между Союзом ректоров Москвы и Московской области и Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей), которым предусматривается усиление координации деятельности системы профессионального образования с рынком труда, формирование механизмов, стимулирующих участие работодателей в подготовке кадров.
При РСПП создано Национальное агентство развития квалификаций, которое становится одной из ведущих структур, нацеленных на развитие профессиональных стандартов и сертификацию квалификаций. Через взаимодействие образования и бизнеса обеспечивается оперативная реакция вузов на требования рынка труда, готовятся специалисты с заданными качествами.
Важным событием для всей системы отечественного социального образования станет намеченное подписание соглашения о сотрудничестве между департаментами социального блока РСПП и РГСУ.
Пятый фактор предопределен структурной модернизацией всех элементов политической системы общества как на федеральном, так и на региональном уровнях, изменениями в системе президентской власти, федерального правительства, иных структур исполнительной и законодательной власти и социального управления. Взаимоотношения высшей школы с органами управления субъектов Российской Федерации строятся на долговременной договорной основе, что характерно, например, для ректората РГСУ и Департамента социальной защиты населения Москвы, министерств Правительства Московской области, других регионов России. Сотрудничество руководителей министерств и ведомств социального блока стало не только формой взаимодействия высшей власти и высшей школы, но и формой корректировки научно-образовательной деятельности вузов.
Таковы основные тенденции и факторы, которые актуализируют социальную проблематику, детерминируют развитие социальной инфраструктуры и, как следствие, ее кадровой составляющей.
Социальная политика по поддержке семьи, женщин, детей и молодежи
Основным субъектом социальной политики является государство. Если исходить из Основного закона страны, то Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Особую ответственность социальное государство несет за позитивные процессы в области народонаселения. С точки зрения социальной политики речь идет о мерах, необходимых для изменения демографической ситуации в стране. С этой точки зрения усилия государства могут направляться на оптимизацию следующих демографических показателей состояния общества:
– увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
– увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни;
– улучшение репродуктивного здоровья населения;
– создание предпосылок для стимулирования рождаемости;
– укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;
– обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка, ит.д.
Особое место в деятельности социального государства, органов исполнительной и законодательной власти должна занимать система социальной поддержки семьи, женщин, детей и молодежи.
В масштабах всей страны новая система обеспечения социальных гарантий семье и механизмы их реализации не сформировались в полной мере и не обеспечивают достаточную защиту в ситуациях социального риска. Усилия новой системы направлены в основном на поддержку семей, уже оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Меры профилактики социальных рисков недостаточны. Это приводит к тому, что продолжается снижение уровня и качества жизни большинства российских семей: среди семей, имеющих детей, доля бедных составляет около 50 %, среди молодых семей – более 60 %. Усиливаются неблагоприятные тенденции в отношении женщин в различных сферах жизнедеятельности: сокращается их представительство в органах государственной власти, снижается конкурентоспособность на рынке труда, ограничиваются возможности получения новой работы. Около 4 млн женщин работают в неблагоприятных, тяжелых и особо вредных условиях.
По многим показателям условия жизнедеятельности семьи, положение женщин, детей и молодежи остаются неблагополучными, что создает угрозу для физического и духовного здоровья населения страны и предопределяет необходимость целенаправленных усилий по преодолению этой ситуации. Изложенный факт определяет необходимость в перспективе реализовать среднесрочную стратегию действий по улучшению положения семьи, женщин и детей («Национальный план действий в интересах детей»; «Основные направления семейной политики»; «План действий по улучшению положения женщин» и др.).
Главными целями государственной социальной политики в отношении семьи, женщин и детей являются:
– обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурнопсихологической функций, повышение качества жизни семей;
– создание благоприятных условий для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни;
– обеспечение прав детей и молодежи на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.
Чтобы достичь этих целей, необходимо решение приоритетных задач, а именно:
• обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, сокращение масштабов бедности и увеличение помощи нетрудоспособным членам семьи;
• создание работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
• кардинальное улучшение охраны здоровья семьи, усиление помощи семье в воспитании детей;
• создание благоприятных условий для активного участия молодежи в общественной жизни;
• усиление профилактики безнадзорности и правонарушений в детской и молодежной среде.
Особое место в социальной политике государства принадлежит женщине. В этом отношении государство несет ответственность за следующее:
– создание условий для обеспечения безопасного материнства, родов, грудного вскармливания, сохранение здоровья матери и ребенка, репродуктивного здоровья женщин, планирование семьи;
– усиление государственного контроля за соблюдением законодательства о правах и гарантиях работающих женщин, обеспечение конкурентоспособности и стабилизации занятости женщин.
Не менее важна социальная защита детей, основные звенья которой:
• реализация и укрепление государственных социальных гарантий жизнеобеспечения детей, в первую очередь на бесплатную и всестороннюю медицинскую помощь, охрану здоровья, на образование в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также общедоступное дополнительное обучение;
• сокращение масштабов «социального сиротства», расширение государственной поддержки новых форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения (попечительские семьи, воспитательные семьи и др.);
• создание эффективной системы профилактики безнадзорности, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, социальной защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая социально дезадаптированных детей и детей с ограниченными возможностями;
• разработка и поэтапное внедрение различных форм долгосрочного кредитования молодежи и молодых семей в целях получения образования, поддержки деловой активности, решения первоочередных бытовых проблем;
• разработка и реализация долгосрочной программы социально-экономической поддержки молодых малообеспеченных семей.
Социальное образование и социальная политика
Масштабная задача по укреплению семьи и возрождению лучших семейных и нравственных традиций, поставленная в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию России, логично ставит проблему подготовки кадров для ее решения.
В настоящее время, в условиях усиления процессов глобализации и модернизации российского общества, резко повышается роль социальной сферы, социальной компоненты общественных процессов, что в свою очередь обусловливает динамичное возрастание роли социального образования.
В системе социального образования, как и образования в целом, субъектом обучения становится человек с его интеллектуальным, духовным, нравственным и культурным потенциалом.
Становление современного социального образования как качественно нового образовательного направления в национальной образовательной политике России обусловлено формированием системы социальной работы и социальной защиты населения, которые предполагают обеспечение социальной сферы страны высококвалифицированными специалистами с новой культурой социального мышления.
Утверждая права и свободы человека в государстве через социальное образование, мы стремимся помочь студентам освободиться от стереотипов мышления, осознать себя не только активными, деятельными субъектами гражданского общества, но и людьми, обладающими высокими моральными качествами.
У английского мыслителя XIX века Джона Милля есть прекрасная мысль: «Достоинство государства зависит от достоинства образующих его личностей». Действительно, достоинство граждан – это важнейшая духовная ценность, формирующаяся в первую очередь в семье и помогающая семье стать настоящей скрепой государства. Активно помочь этому процессу призваны как структуры гражданского общества, так и специалисты, работающие с различными категориями семей на принципах межотраслевого подхода.
Роль РГСУ в формировании и развитии семейной политики РФ
Российский государственный социальный университет ставит перед собой задачу подготовки высококвалифицированных специалистов для различных отраслей социальной работы. Значимым компонентом этой подготовки практически для всех факультетов Университета являются спецкурсы и факультативы по проблемам семьи и семейной политики. По мнению руководства Университета, эта подготовка дает полноценное понимание роли и значения семьи всем будущим социальным работникам, независимо от их будущей специализации. Наряду с общеуниверситетскими курсами, посвященными семье, Университет на целом ряде факультетов готовит специалистов, которые призваны непосредственно работать с семьей. Перед ними Университет ставит задачи глубокого понимания процессов, происходящих в современной российской семье и овладения управленческими технологиями социальной работы.
Уникальность образовательных программ Российского государственного социального университета состоит в том, что он дает подготовку на 10 факультетах по 63 специальностям на уровне бакалавра, специалиста, магистра и выше, выпускает кандидатов и докторов наук, а также обеспечивает повышение квалификации.
Ряд направлений деятельности РГСУ не имеет аналогов: в социальном Университете есть кафедры семейной и гендерной политики; гендерной социологии; социальной истории и культуры России; социальной информатики с ориентацией на первую, а не вторую часть названия. В Университете готовятся специалисты с высшим образованием для Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования, негосударственных пенсионных фондов.
В РГСУ есть Центр ювенологии и семье ведения, осуществляющий подготовку специалистов по организации работы с различными категориями молодежи, а также специалистов в области социальной педагогики. В РГСУ создан единственный в России факультет социальной медицины и реабилитационных технологий. Инновационной является подготовка специалистов для ювенальной юстиции. Создан Федеральный центр социальной реабилитации детей, страдающих церебральным параличом, и Лицей одаренных российских детей.
В РГСУ действует единственный в стране научно-исследовательский и методический Центр «Семья. Гендер. Демография». В сферу его деятельности входит участие в оценке влияния разрабатываемых и реализуемых мер государственной социально-экономической политики на положение семей, женщин, детей, а также разработка научных и образовательных программ, рекомендаций по совершенствованию подготовки специалистов социальной сферы.
Откликаясь на инициативу многочисленных общественных организаций, на базе РГСУ создан Национальный общественный комитет «Российская семья». Тем самым Университет принял на себя не только образовательную, но и другую, не менее значимую миссию, – практическое воплощение достижений социальной науки в жизнь. Этим шагом мы обеспечили непрерывность процесса работы с кадрами социальной сферы, внедрение инновационных подходов в работе с семьей на уровне субъектов России. Крупнейшие конгрессы «Российская семья», которые проводит НОК, – это своеобразная лаборатория кристаллизации и распространения лучшего опыта работы, это активное обсуждение и внедрение в практику инновационных подходов к решению проблем семьи. Это возможность привлечь внимание широкой общественности, структур гражданского общества к болевым точкам российской семьи, их решению. Это, наконец, процесс повышения квалификации специалистов. В Год семьи мы рассматриваем проблемы молодых семей через призму региональной семейной политики. Работа конгресса – это своеобразный мониторинг того, что делается во всех субъектах России, побуждение к новым эффективным действиям и, конечно, нацеленность на решение проблем, поставленных председателем Оргкомитета по проведению Года семьи Д.А. Медведевым в этой области государственной политики.
Завершена масштабная научная работа над энциклопедией «Российская семья», посвященной национальным семейным традициям, этнопедагогике. Практически вся страна приняла участие в этом проекте. Это свидетельствует о том, что мы возвращаемся к нашим национальным истокам. Глубинные, охватывающие всю общественную жизнь жесточайшие духовные перемены не смогли уничтожить главного – наши национальные традиции, толерантность – тот стержень, на котором держатся нация и государство. Мы продолжим эту работу дальше, дополнив ее Всероссийским конкурсом по шести номинациям на звание «Семья – гордость России».
В Программе РГСУ, посвященной Году семьи, особое место уделено научным исследованиям, благодаря которым мы планируем собрать и проанализировать данные об основных тенденциях в состоянии и изменении современной семьи. В число проектов входят как комплексное исследование «Российская семья в XXI веке», так и исследования по отдельным актуальным проблемам (роль отца в современных семьях; конфликты в семье; подрастающее поколение в семьях с зависимостями; разводы; выполнение алиментных обязательств; ожидания молодежи в отношении будущей семьи; роль СМИ в формировании образа семьи). Одним из ярких примеров актуального выбора является запланированное исследование «Алиментные обязательства как фактор защиты прав детей», поднимающее острую экономическую и нравственную проблему современной России. Не сомневаемся, что результаты этого исследования обоснуют необходимость разработки и совершенствования системы мер, которая позволит защитить интересы детей и тех, кто их воспитывает. Государство и общество должны сформулировать однозначную позицию в отношении безответственного поведения родигелей/отцов, уклоняющихся от реальной поддержки своих детей.
Исследования позволят получить достоверное знание о том, что происходит в семье; выявить и описать ее реальные проблемы, понять, каковы ожидания и притязания граждан в отношении государства и социальных институтов.
Анализ данных, выводы и рекомендации исследований должны способствовать повышению эффективности социальной и семейной политики государства, созданию и укреплению основ социально-демографической политики нового типа, ориентированной на развитие человеческого потенциала.
В чем видятся важнейшие направления дальнейшей деятельности?
1. Университет приступил к разработке государственных образовательных стандартов высшего и профессионального образования, куда мы предлагаем ввести неотъемлемой частью социально-гуманитарного образования курс «Семьеведение».
2. Требует дальнейшего совершенствования система социального образования и социальной сферы: система подготовки и переподготовки профессиональных кадров должна более гибко реагировать на ее потребности. Следовательно, нужна оперативная работа со стороны как министерств и ведомств, так и со стороны вузов на государственный кадровый заказ. Особенно это касается работы с семьей, где межведомственный подход обеспечит успешное решение поставленных властью задач.
3. Назрел вопрос принятия Федерального рамочного закона «О государственной поддержке семьи в Российской Федерации», устанавливающего минимальные государственные социальные стандарты поддержки семьи. Люди, живущие в одной стране, должны иметь одинаковые государственные гарантии независимо от места проживания. По заказу Совета Федерации творческим коллективом РГСУ проект такого закона разработан. Сейчас дело за законодателями.
4. Актуальной является и следующая проблема: через систему образования, структуры гражданского общества, общественные организации более решительно менять отношение общества к исторической памяти народа. Особенно важно внедрять уважение к нашему историческому прошлому через семейное воспитание, делать всё возможное, чтобы конфликт поколений (а мы многое сделали, начиная с пенсионной реформы, чтобы он возник) не получил дальнейшего развития. Для этого надо учить родителей выполнять свои обязанности. У нас есть специальные программы подготовки родителей, но это отдельная проблема.
5. Социально-демографическая политика государства, по нашему мнению, должна быть ориентирована в первую очередь именно на молодые семьи. Проблема организации социальной поддержки молодых семей как на федеральном, так и на региональном уровнях предполагает необходимость рассмотрения молодой семьи как особой социальной категории со специфическими интересами и потребностями.
6. Следует руководствоваться положениями ратифицированной Российской Федерацией Конвенции 156 МОТ «О трудящихся с семейными обязанностями» при решении вопросов занятости населения и сокращения безработицы, установить приоритеты для работников, имеющих семьи.
7. Необходима разработка специальной концепции по повышению ценности семьи и брака, причем эта концепция должна охватывать всё подрастающее поколение.
Преподаватели, ученые, весь коллектив Российского государственного социального университета уверены: объявление 2008 года Годом семьи в России, реализация масштабного плана практических мероприятий по проведению Года семьи в РГСУ и 45 его филиалах будут способствовать тому, что статус семьи будет поднят на ту духовную высоту, которая даст новый импульс нравственному развитию нации.