Вы здесь

Семья в поучениях Паисия Святогорца. Глава 1. Духовные основы семейных отношений в поучениях старца Паисия (Дмитрий Алзанов, 2014)

Глава 1. Духовные основы семейных отношений в поучениях старца Паисия

1.1 Обоснование богоустановленности семьи и брачных отношений. Цель брачного союза

Уже в начале книги Бытия говорится о союзе мужчины и женщины. Так в первой главе сказано: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:2). Но эти слова еще нельзя рассматривать как момент установления брака. Ту же задачу (кроме «обладания») ставит Господь и перед сотворенными ранее человека рыбами и птицами. По словам протоиерея Л. Шихлярова, речь здесь идет о «подчиненности новосозданного человека всеобщему закону воспроизведения живой жизни путем размножения. Здесь человек даже не называется по имени и в еврейском оригинале вместо слов мужчина и женщина (Быт. 1:27) употребляются „иш“ и „иша“– самец и самка. Слова „плодитесь и размножайтесь“ относятся только к земной жизни, и ими подчеркивается сходство, даже единство человеческого организма с животными».2

Гораздо более значимы слова: «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут два одна плоть» (Быт. 2:24). Библия наделяет человека высоким смыслом и ему, несмотря на грехопадение, дана великая цель в соединении своей жизни с жизнью в Боге. В этой связи весьма интересно, что почти одновременно с раскрытием замысла о человеке, о возделывании и сохранении Райского сада, о жизни в Боге звучит заповедь о браке: «будут два одна плоть» (Быт. 2:24). При этом у каждого из этой «двоицы» есть свои функциональные обязанности, которые, в частности, конкретизируются в заповеди охранения и возделывания Райского сада. Здесь четко прослеживается различие характеров и задач, возлагаемых на мужчину и женщину. Мужское – возделывать, преумножать и добывать; женское – хранить, особенно семейный очаг и плод во время беременности.

Именно поэтому в дореволюционных православных катехизисах можно найти определения брака как союза мужчины и женщины с целью чадородия. Такое определение брака мы встречаем у духовного писателя XX в. Пестова: «Основная задача христианского брака – иметь детей».3 Подобное же утверждение находим у митрополита Макария Московского: « Цель божественного установление брака двоякая. Во-первых, умножение и сохранение человеческого рода… и в этой цели брака заключается и та, чтобы рождать и умножать чад для Церкви Божией. Во-вторых, взаимное вспомоществовование супругов в прохождении настоящей жизни…»4. Подобные же примеры можно найти в целом ряде других духовных произведений XIX – начала XX в. Но согласиться с определением богоустановленного союза мужчины и женщины как союза, назначение которого есть только чадородие и взаимопомощь при прохождении жизненного пути и совместное воспитание детей, на наш взгляд не представляется возможным. Хотя поводом для подобного утверждения и могут послужить слова апостола Павла:»…впрочем, спасется [жена] через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2:15). Но святоотеческие толкования этих слов не предполагают спасения жены чисто механическим действием, заключенным в продлении человеческого рода. Так, блаженный Феофилакт Болгарский понимает под чадородием «общую добродетель, присущую женам, ведь и девы, не состоящие в браке, и вдовы так же спасаются, не имея возможности к чадородию».5 В общем святоотеческое определение брака несколько шире и его можно сформулировать следующим образом: Брак – это союз мужчины и женщины пред лицом Бога и, даже более того, это троякий союз Бога, мужчины и женщины. Сам по себе брак есть таинственный союз уже потому, что это есть Церковное таинство и в нем присутствует Бог. Без Бога, без союза с Творцом брак теряет свою значимость, всю свою важность для человеческого бытия. Свт. Григорий Богослов так определяет цель брачной жизни: «Брак есть ключ, открывающий путь к чистоте и любви».6 Другими словами, брак есть путь ко спасению, поскольку через совместное житие и видение своих собственных недостатков и их искоренение в совместной жизни супруги идут ко взаимному возрастанию в добродетели. Старец Паисий Святогорец в своем определении православного брака отталкивается от тех же понятий, что и святитель Григорий Богослов. Он показывает брачный союз как возделывание добродетели любви в трояком союзе мужчины, женщины и Бога: « [цель союза] возделать добродетель любви, чтобы двое всегда были слиты воедино и чтобы вместе с ними всегда пребывал Третий – наш Сладчайший Христос».7

Подобные взгляды находятся в полном соответствии с Новым Заветом, в котором уже не прикровенно, а открыто говорится: «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4:8). Заповедь о любви становится призывом к совершенству, к близости к Богу – Источнику жертвенной любви. Любовь как Жертва в Новом Завете становится именем Бога, и именно здесь отметаются некоторые постановления Моисеева закона о браке, данные по немощам человеческим и жестокосердию народа Израильского (Мф. 19:8). При этом надо помнить, что в Новом Завете не дается никакого нового учения о браке. Иисус Христос повторяет слова книги Бытия об установлении брака в Раю (2:24) и призывает людей возвратиться к Богоустановленному замыслу о браке как союзе в духе и в теле между мужем, женой и Богом: «что Бог сочетал, человек да не разлучает» (Мк. 10:9).

Апостол Павел, развивая тему любви Бога, показывает, что брачный союз есть тайна, связанная с жертвой Христовой. Он сравнивает повиновение жен своим мужьям с повиновением Церкви Христу и призывает к такой любви между мужем и женой, которой Христос любит Церковь: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за Нее… должны мужья любить своих жен, как свои тела; любящий свою жену любит самого себя… Тайна сия велика… по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:22—32). И хотя в посланиях ап. Павла можно найти места, где он советует не вступать в брак, однако он же предупреждает о недопустимости негативного отношения к браку. Тем более, что в Новом Завете Господь неоднократно приточно называет себя Женихом, а Царствие Божие – брачным пиром.

В ранее приведенной цитате Паисия Святогорца говорилось о понимании им брака как союза добродетели мужчины и женщины во Христе. Но для законченности следует привести, как пример совершенствования в брачном союзе двух разных личностей, поучение Паисия, подтверждающее, что в браке происходит помимо прочего, совершенствование человеческой личности. Он, будучи плотником по мирской специальности, сравнивал духовную жизнь в браке с обстругиванием досок: «Возьми две неструганые доски. У одной сучок в одном месте, у другой – в другом. И если ты хочешь соединить их как есть, нестругаными, то между ними останется щель. Однако если ты чуть построгаешь первую доску в одном месте, вторую – в другом, они тут же прилягут одна к другой».8 И, как видно из этой цитаты, это совершенствование достигается именно через разность характеров. Человек преображается, сочетаясь в совместном жительстве с другим человеком, подстраивая под него свой характер. Тем самым люди начинают видеть себя и свои недостатки, у них открывается новое зрение и новое понимание жизни. Одновременно происходит и некое дополнение недостающих в супругах качеств. Например, скупой муж, подстраиваясь под жену, начинает видеть свою скупость и борется с ней, жена перестает быть рачительной, подстраиваясь под то, что необходимо содержать семью, а не только себя.

Особенно важно то, что через подобную подстройку, человек начинает видеть другую личность. Он отдаляется от себялюбия и погружается в жизнь другого человека, принимая во внимание его потребности, слабости и недостатки, как бы сам входит в личность близкого человека. Таким образом, познание другой личности дает в браке некую завершенность личностям супругов, делая их богаче и мудрее.

Здесь Паисий приводит следующий образ. Будучи во время войны за независимость Греции радистом, он сравнивал единодуховную жизнь супругов с единой частотой радиоприемника, на которую должны быть настроены устремления желания и заботы супругов. И эта частота должна быть Божьей частотой. Только тогда супруги видят друг друга и понимают других. Настройка на Божественную «частоту» происходит через церковные таинства. Паисий особо подчеркивает, что для вступающих в брак христиан установлено особое благодатное средство, помогающее в совместной жизни и несении общего подвига, – это таинство венчания. Супруги через совместное принятие Богоустановленных таинств вместе приходят к взаимопониманию и происходит, то, что называется духовное общение или единение, т. е. по словам старца, они теперь «работают на одной духовной частоте»9

Важно отметить этот момент: освящение в таинстве Венчания брачного союза мужчины и женщины с целью укрепления и возвышения закона брака – допущения в него Христа. Это весьма значимый момент, так как брак, чистый и по своему происхождению от Бога, и по своему предназначению, вследствие грехопадения, вследствие расстройства человеческой природы подвергся влиянию греха и искажению со стороны человека, предавшегося чувственности. И только в религиозной жизни, в церковном идеале брак набирает твердость и осмысление: ошибки и частные уклонения в страстности становятся ничего не значащим мгновением и не разрушают брачной жизни супругов. В результате живущие церковной жизнью муж и жена сами становятся Церковью. По словам Паисия: «Церковь – это верующие, живущие так, как хочет Христос… Церковь действует посредством любви, Церковь смотрит на все с долготерпением и стремится помочь каждому, чтобы он ни натворил, каким бы грешником ни был».10

Итак, если принять во внимание, что цель брачного союза должна быть подчинена цели всей человеческой жизни – стяжание Царства Божия, то более детально ее можно выразить как союз мужчины и женщины в едином духовно-телесном организме ради совершенствования, любви и спасения в едином союзе с Богом.

1.2. Основные принципы духовных отношений в семье

Утверждение о том что «семья – малая Церковь» встречается еще у апостола Павла. В послании к Римлянам он упоминает близких ему христиан-супругов Акилу и Прискилу и приветствует «домашнюю их Церковь» (Рим. 16:4). Впоследствии эта мысль получила развитие в трудах святых отцов, а также в работах православных богословов, в том числе и современных (протоиерея Г. Каледы, А. И. Осипова и др.). Семья предстает как домашняя Церковь – «первичная клеточка церковного тела, кирпичик церковного здания».11 Развивая данную мысль, старец Паисий приходит к утверждению, что семейная жизнь должна строиться на тех же принципах, что и жизнь Церкви.

Прежде всего, в своих поучениях он определяет, что первоосновой духовных отношений в семье должно быть, как и в Церкви, совместное возделывание добродетели. Супруги, по его словам, должны насколько возможно взращивать в себе в первую очередь добродетель любви. Но как знаток человеческой души, старец настаивает на том, что в начале семейной жизни такое невозможно и должно пройти некоторое время, пока новобрачные не узнают друг друга лучше. Познавая друг друга, муж и жена притираются характерами друг к другу и через терпеливое сожительство в их разнице открывается Божественная гармония. «Небольшая разница в характерах супругов помогает создать гармоничную семью, потому что один из супругов дополняет другого. В автомобиле необходимы обе педали: и газ, для того чтобы ехать, и тормоз, чтобы вовремя остановиться. Если бы у машины был один тормоз, она не двигалась бы с места, а если бы у неё имелся только акселератор, то она не могла бы остановиться… Конечно, супруги не должны перегибать палку в отношении особенностей своего характера, но каждый из них в соответствии со складом своего характера должен помогать другому».12

Несомненным должно быть и уважение между супругами. По словам старца Паисия, Бог премудро наградил мужчину одними дарованиями, а женщину – другими. Паисий Святогорец порицает распространенную сегодня идею равенства полов, утверждая, что оно может быть оправдано только до определенного предела. Этим пределом, по его мнению, является уважение женщиной своего мужа как главы семьи. Раскрывая данную тему, старец обращается к словам апостола Павла, звучащим во время Таинства Венчания (Еф. 230 зач.) и в которых говорится о главенстве мужа над женой. Надо отметить, что в настоящее время у многих невоцерковленных людей они вызывают насмешки и улыбки, так как представления о иерархичности в семейных отношениях претерпели значительные изменения. Это, во многом, послужило причиной того, что Паисий Святогорец был вынужден снова и снова возвращаться к этой теме, раскрывая внутреннюю сущность главенствования мужа над женой.

Богом определено, чтобы муж был главой в семье, чтобы именно он властвовал. Но эта власть не есть власть деспота и тирана. Эта власть основана на любви. В уже приведенном отрывке Апостола как раз и раскрывается это понятие. Мужья должны любить своих жен, как и «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф. 5:26—29). Всякое другое устроение противоестественно. Таким образом, жена должна быть в послушании у мужа так же, как и муж находится в послушании и в сыновстве у Церкви, т. е. у Христа. И если есть такое устроение в семье, то и жена имеет уже двух защитников над собой – и своего мужа и Бога.

Старец Паисий, говоря о главенствовании мужа в семье, подчеркивает, что властвование жены над мужем есть оскорбление Бога. Но власть мужа и боязнь жены своего мужа есть любовь и взаимоуважение: «Жена, говорит Евангелие, должна бояться мужа – то есть она должна его чтить. А муж должен любить жену. В любви присутствует уважение. В уважении присутствует любовь. То, что я люблю, я одновременно и чту. То, что я чту, я люблю. То есть любовь и почтение – это не разные вещи: это одно и то же».13 Далее старец раскрывает смысл того страха жены к мужу. Это страх Божий, почтение к Богу, благоговение и духовная скромность.

Конец ознакомительного фрагмента.