Вы здесь

Семитские народы в древности. 2010. ВВЕДЕНИЕ. Прародина семитов и причины миграций семитских племен (Юрий Лубочкин)

© Юрий Лубочкин, 2017


ISBN 978-5-4483-7797-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ВВЕДЕНИЕ. Прародина семитов и причины миграций семитских племен

Семитские народы или народы семитской группы семито- хамитской языковой семьи в настоящее время населяют Северную Африку, Восточное Средиземноморье и Аравийский полуостров, а также район Двуречья (Ирак), где составляют подавляющее большинство населения. По существу, сейчас это два больших народа – арабы и евреи. Кроме того, арабы проживают на юго-западе Ирана, в небольших количествах в Афганистане и Пакистане и некоторых других странах Ближнего Востока. Почти все арабы являются мусульманами суннитского толка, гораздо реже шиитами (палестинцы). Что касается евреев, то они проживают компактно в Израиле, но большинство живет за пределами этой страны – в США, Европе, в странах Латинской Америки, в большинстве стран мира.

В работе речь пойдет не только о ныне существующих семитских народах, но и о древних семитах, о тех народах, которых уже нет на карте мира, но внесших огромный вклад в мировую историю и культуру. А именно об аккадцах, вавилонянах, амореях, арамеях, финикийцах, ассирийцах, древних евреях Израиля, карфагенянах и арабах раннего Средневековья, образовавших гигантскую мусульманскую империю под названием Арабский халифат и распространивших новую мировую религию – ислам – по всему ближневосточному миру и за его пределы – в Среднюю Азию, Пакистан, Бангладеш, вплоть до далекой Индонезии.

Поговорим теперь о прародине семитов и причинах миграций семитских племен.

Прародиной семитов был обширный Аравийский полуостров, с запада омываемый солеными водами Красного моря, с востока —


Персидским заливом, а на юге – водами Индийского океана и Аравийского моря. Пять тысяч лет назад его воды простирались на 200 км к северу от нынешней береговой линии, а реки Тигр и Евфрат еще впадали в него по раздельности, не сливаясь в нынешний Шатт-эль-Араб. Через узкий перешеек, там, где ныне прорыт Суэцкий канал, семиты проникали в Северную Африку еще в доисторический период в V – IV тыс. до н. э. Можно считать семитские племена автохтонами Аравии.

Современные ученые указывают на проникновение доисторических племен из Северной Африки, Двуречья и Западного Ирана, Малой Азии и Закавказья и даже рассматривается версия о проникновении племен из Европы. Конечно, пришельцы оказывали значительное влияние на культуру семитских обитателей Древней Аравии, но вряд ли могли сильно повлиять на их внешний облик, о котором мы знаем достаточно много из шумерских, аккадских и вавилонских клинописных табличек и барельефов. Семиты резко отличались от приземистых, безбородых шумеров более стройными фигурами, более высоким ростом и, главное, все мужчины семиты носили густые бороды с бакенбардами и длинные волнистые волосы.

Семиты по роду занятий были пастушескими племенами. Они пасли крупный рогатый скот, овец, коз, ослов, позднее лошадей. Большое значение имела охота и рыболовство, а также земледелие, там, где это было возможно в условиях малого количества осадков.

В конце неолита климат Аравийского полуострова и Северной Африки еще не был континентальным тропическим. Сахара и Аравия были саваннами, по которым текли многочисленные реки, о чем говорят сухие русла в пустынях. Но с каждым столетием климат становился все суше и суше.

Ближайшие соседи семитов, египетские фараоны, не строили пирамиды и храмы в мертвой пустыне: в III тыс. до н.э. долина Нила еще была цветущим краем. Пальмы, папирус по берегам реки Нил, цветы лотоса являлись символом Египта. В густых зарослях водились львы и леопарды. Из соседней саванны забегали антилопы, буйволы, онагры, страусы. Нил египтяне обожествляли, вся жизнь была сосредоточена вдоль реки. Не зря Египет называли даром Нила.


Мощные наносы Тигра и Евфрата все дальше отодвигали береговую линию Персидского залива, образуя сильно заболоченную равнину, кишевшую комарами и москитами. Жизнь в Двуречье в эпоху неолита была невозможной, поэтому археологи не обнаружили здесь ни одного палеолитического орудия. Только к концу неолита в Двуречье начинают проникать жители окрестных возвышенностей.

Что же могло заставить людей перемещаться в этот рассадник лихорадки? Вероятно, это было опустынивание окрестных саванн, и как следствие его – истощение продовольственных запасов и натиск таких же голодных врагов. Главным богатством Двуречья была рыба, водившаяся в громадных количествах в реках, озерах и Персидском заливе, водоплавающая птица, газели, куланы, дикие быки, из хищников – львы. Таким образом, главным занятием древних жителей Двуречья в конце неолита в V – начале IV тыс. до и.э. были охота и рыболовство.

Еще в мезолите все территории, пригодные для жизни человека, были заселены. Сложилась интересная ситуация: население Земли достигло нескольких миллионов человек и не могло больше прокормить себя охотой, рыболовством и собирательством.

С мезолита начались кровавые войны за охотничью территорию. Неизвестно к чему бы все это привело, но в VIII – VII тыс. до н.э. люди на Ближнем Востоке (в Сирии, Палестине, Двуречье и Египте) перешли к земледелию и скотоводству. Это были величайшие изобретения человечества. Люди стали выращивать ячмень, пшеницу, лук, чеснок, огурцы, масло получали из кунжута. Выращивали финиковые пальмы. Развивалось скотоводство: вначале свиньи и ослы, чуть позже овцы и коровы. Произошел переход от мотыжного к плужному земледелию, что позволило распахивать обширные территории.

В Двуречье дожди выпадают преимущественно в зимний период, поэтому приходилось прорывать оросительные каналы, строить плотины и водохранилища, осушать болота. В результате Месопотамия процветала. Поэтому именно сюда начали вторгаться семитские племена из всё более превращающейся в пустыню Аравии. Пассионарное напряжение беспрерывно увеличивалось, голод и засуха гнали всё новые племена, заставляя воевать за каждый клочок плодородной земли.