Вы здесь

Семейный офис на ближайшие 200 лет. Практическое пособие по созданию, сохранению и передаче капитала следующим поколениям. Глава 8. Бизнес как генератор дохода для инвестиций (Эфраим Фрейм)

Глава 8. Бизнес как генератор дохода для инвестиций

Ты можешь достигнуть в жизни всего, что захочешь, если поможешь достаточному количеству людей достигнуть того, что они хотят.

Зиг Зиглар.

Помнишь, мы говорили, что если хочешь быть по-настоящему богатым человеком, стань предпринимателем. Потому что бизнес – это генератор дохода для инвестиций.


Бизнес – это генератор дохода для дальнейших инвестиций

Именно для этого ты и создаешь свой бизнес!


Если бизнес дает доход, а этот доход не накапливается через инвестиции, то, если бизнес закончится, то и доход закончится.


Старый еврей отходит в лучший мир. Родственники и друзья собрались возле его кровати. Он спрашивает: Абрам здесь? Здесь. Хаим здесь? Здесь. И Мойше здесь? Здесь. Все здесь? Все. А кто же в лавке остался?

Это неправильная структура бизнеса!

История должна звучать так. Старый еврей отходит в лучший мир. Родственники и друзья собрались возле его кровати. Он спрашивает: Абрам здесь? Здесь. Хаим здесь? Здесь. А Мойше здесь? Нет. Он в лавке остался. А что он там делает?

Это правильная структура бизнеса!


Правильный бизнес – это структура, которая в идеале (со временем!) дает доход его создателю, без значительного контроля или без какого-либо значительного участия со стороны последнего.

Правильный бизнес расширяется сам, (как минимум в два раза ежегодно), а люди, работающие там, счастливы и из-за всех сил стараются сделать создателя бизнеса богатым человеком.

Создатель этого бизнеса имеет желание и время создавать все новые и новые бизнесы.


Как так? Мы же знаем, что девять из десяти бизнесов разоряются в течение первых пяти лет, оставляя своих создателей морально и материально сломанными.

Это странно, но это так. Человек решил сделать что-то хорошее, развить экономику, дать людям работу. И за это он должен быть наказан?


Интуитивно человек чувствует, что правильнее было бы так: Я вложил свое время, свои знания, свои деньги, дал работу людям. Я должен быть за это вознагражден!

А мудрый человек еще думает, я готов разделить прибыль от этого бизнеса, но не готов разделить риск.

Параметры идеального бизнеса

Много лет я изучаю стратегию Уоренна Баффета, легендарного инвестора. Он покупает бизнесы и встраивает их в свой холдинг. И однажды я задался вопросом: как построить бизнес, который купит Баффет?


Выяснив конечные параметры, которые должны быть у бизнеса (об этом подробнее в главе об Уоренне Бафетте), мы с моим товарищем Эзрой Белкиным построили матрицу успешного бизнеса, которая состоит из 4000 вопросов. Когда твой бизнес «пропускают» через эту матрицу, есть только два варианта. Либо он проходит, меняясь в соответствии с требуемым итогом, или нет. Если же его не «протащить» через эту матрицу, невзирая на все усилия, надо менять сам бизнес или идею бизнеса.


Сейчас я приведу часть этой матрицы. Она построена следующим образом. Есть вопросы главные, потом из каждого из них появляются свои отдельные вопросы, потом из каждого такого вопроса – еще. И так далее. Добираемся до самой сути и раскладываем бизнес «по косточкам».

Только первая часть такого анализа занимает от 4 до 6 часов.

Уже в результате этого видно, проходит ли бизнес в принципе эту матрицу или нет.

Самое большое удовлетворение получаешь, когда бизнес не проходит матрицу. Тогда становится радостно за заранее сэкономленные годы жизни и деньги.


Сейчас – матрица.

Несколько вопросов из 4000!

Проверь свой бизнес с помощью этих вопросов:


– Создатель или владелец бизнеса свободен от своего бизнеса морально, материально и не тратит на него время?

– Для создания и поддержки бизнеса создатель или владелец бизнеса использует только свое время и труд, не поддерживая его своими деньгами?

– Создатель или владелец бизнеса может уехать на месяц и, вернувшись, найти свой бизнес в порядке и даже еще более увеличившимся?

– Создатель или владелец бизнеса может легко продать весь свой бизнес или его часть?

– У бизнеса существует самоподдерживающаяся и саморазвивающаяся структура? Требуются ли усилия создателя или владельца бизнеса для успешного функционирования бизнеса?

– Создатель или владелец бизнеса не зависит от ключевых работников?

– Бизнес способен увеличивать каждый год доход как минимум на 15% и делать это постоянно?

– Есть проработанная и долгосрочная стратегия расширения бизнеса?

– Создатель или владелец бизнеса знает, какие люди ему нужны и сознательно их ищет?

– Создатель или владелец бизнеса так оплачивает работу своих сотрудников и мотивирует их, чтобы они вели себя как владельцы и старались развить его бизнес?

– Создатель или владелец бизнеса знает, что результаты деятельности его бизнеса приносят людям огромную пользу?

– Прибыль реинвестируется обратно в бизнес, оптимальным образом увеличивая доходы?

– Создатель или владелец бизнеса инвестирует прибыль – постоянно и в соответствии со своими целями – за пределы своего бизнеса?

– Создатель или владелец бизнеса может ли легко продать часть инвестиции, приобретенной с помощью бизнеса?


Звучит как сказка? Точно!


Давай сделаем интересную вещь. Попробуй сам себе объяснить, почему важен каждый пункт. И пропусти твою идею через этот фильтр. Например: почему важно изначально создавать самоподдерживающуюся и саморазвивающуюся структуру? Почему важно, чтобы бизнес было можно легко продать?

И так далее. По списку.


Ты почувствовал силу этих вопросов?

Каждый из них делится, и каждый следующий делится, и самое интересное, когда человек отвечает на вопросы, он вдруг находит решение, о котором он не думал.


Если ты будешь строить свой бизнес согласно параметрам успешного бизнеса, тебе придется очень постараться, чтобы разориться.


Пример создания бизнеса Уоренном Баффетом.

Однажды, когда ему было 15 лет, он купил за 35 долларов автомат для продажи конфет. И поставил его в кегельбане. Заранее договорился с хозяином кегельбана Серджо о разделе прибыли 80% и 20%. Баффету 80% от прибыли, а Серджо 20%. В первый день прибыль составила 10 долларов. Отдав Серджо его 2 доллара он оставил себе 8 долларов, Потом Баффетт подсчитал потенциальную прибыль за год. 8 долларов он умножил на 365 дней (кегельбан работал 7 дней в неделю) и получил 2920 долларов.


Вопрос: за сколько Баффет сможет продать свой бизнес?

Приблизительно 10.000 долларов. В данном случае я предположил, что цена бизнеса равна четырем годовым доходам.

Но почему? Автомат для продажи стоит 35 долларов, отвести его и поставить в кегельбане нужно 20 минут. Почему этот бизнес стоит 10.000 долларов?

Все верно. Автомат стоит 35 долларов, поставить его в кегельбане нужно 20 минут. Но это уже не просто автомат для продажи. Это автомат плюс идея! И это уже бизнес, дающий доход. И этот бизнес стоит 10.000 долларов.

Уже в этом бизнесе мы видим элементы будущей инвестиционной политики Баффетта. Небольшие вложения, не требуется сложное оборудование, монополия (пока местного масштаба, в кегельбане), прибыль можно направить на развитие рынков сбыта, а не на разработку и развитие выпускаемой продукции.

В данном случае на покупку новых автоматов и их установку. И тогда общий доход бизнеса растет в прогрессии.

Это очень важно. Ниже мы увидим почему.


Давай посмотрим, отвечает ли пример с автоматом параметрам успешного бизнеса?

– Создатель или владелец бизнеса свободен от своего бизнеса психологически, материально, по времени – да.

– Создатель или владелец бизнеса может уехать на месяц или год и, вернувшись, найти свой бизнес в порядке и даже еще более увеличившимся – да.

– Создатель или владелец бизнеса легко может продать свой бизнес или его часть – да.

– У бизнеса существует самоподдерживающаяся и саморазвивающаяся структура. (Не требуются усилия создателя или владельца бизнеса для успешного функционирования бизнеса) – да.

– Создатель или владелец бизнеса знает, как избегать зависимости от ключевых работников – их просто нет.

– Бизнес способен увеличивать каждый год доход как минимум на 15% и делать это постоянно – если на прибыль будут устанавливаться дополнительные автоматы.

– Есть проработанная и долгосрочная стратегия расширения – да, поиск новых кегельбанов и других любых подходящих мест.

– Прибыль реинвестируется внутрь бизнеса и оптимальным образом увеличивает доходы – да, покупка новых автоматов.

– Создатель или владелец бизнеса знает, какие люди ему нужны, и сознательно их ищет – да, агенты по продаже и обслуживанию.

– Создатель или владелец бизнеса так оплачивает работу своих сотрудников и мотивирует их, чтобы они вели себя как владельцы и старались развить его бизнес – да.

– Создатель или владелец бизнеса согласен внутренне, что то, что делает его бизнес, приносит людям пользу – да.

– Создатель или владелец бизнеса постоянно и в соответствии со своими целями инвестирует прибыль за пределами своего бизнеса – да.

– Для создания или покупки бизнеса создателю или владельцу бизнеса требуются только трудовые и временные затраты. Деньги он использует не свои — сначала свои, а потом прибыль от бизнеса.


Пример другого бизнеса:

Стол для бильярда стоит 1000 долларов. Перевозка в то место, где он будет давать доход 100 долларов в день, еще 50. Раздел дохода с владельцем места 50/50. То есть доход 50 долларов в день, или 1000 в месяц, или 12.000 в год. Можно продать этот бизнес за 25.000 долларов. Почему за 25.000? В данном случае я предположил, что цена бизнеса равна двум годовым доходам.

Коэффициент продажи определяется рискованностью бизнеса. Например, квартира стоит 10—30 годовых доходов. А цветочный магазин – от одного до трех годовых доходов.


Очень важный вопрос

Допустим, ты создал бизнес, который дает доход $1000 в месяц или $12.000 в год Коэффициент продажи – 6 годовых доходов.

Сегодня этот бизнес стоит 12.000 * 6, или $72.000.

И представь, что этот доход растет ежегодно на 15%.

Сколько будет стоить твой бизнес через 10 лет?

Ответ: $322,200. Почему?

Через 10 лет годовой доход будет $53,700 в год (рост на 15% ежегодно). Умножаем на 6 и получаем $322,200.

Помнишь пункт о 15% минимального ежегодного роста дохода? Баффет пишет, что это минимальный устраивающий его рост. Объясняя это налогами, инфляцией и альтернативными вариантами дохода по облигациям Федерального Резерва. То есть, рост доходов меньше, это просто сохранение денег, а не действительный рост.


Попробуй придумать бизнес, похожий на эти бизнесы!


Если у тебя уже есть бизнес или бизнес-идея, попробуй провести ее через нашу матрицу успешного бизнеса. Возможно, она трансформируется на выходе.


Но.

Почему 96% бизнесов разорятся в первые 5 лет?

Они подходят к организации бизнеса не как к системе, а «как получится».


Попробуй убедить опытного предпринимателя вложить деньги в твой проект. Даже если ты твердо решил вложить деньги сам, сначала попробуй убедить предпринимателя, имеющего опыт в твоей области. Себя убедить легко. Опытного предпринимателя труднее. Если ты не смог убедить опытного предпринимателя вложить деньги в твой бизнес, подумай еще раз, можешь ли ты рискнуть, или все же стоит что-то изменить в твоей модели бизнеса. Когда ты убеждаешь опытных предпринимателей вложить деньги в твой бизнес, ты проговариваешь еще и еще раз свою идею. И это важно. Конечно, может, ты прав, и все кончится хорошо, но помни, 96% создающих свое дело тоже были полны оптимизма.

Конец ознакомительного фрагмента.