Жизнь без конфликта
Предлагаю в этой главе поговорить о конфликтных ситуациях.
Конфликтовать всегда неприятно. Конфликт по своей сути разрушителен. Многие болезни и неудачи являются следствием конфликтной ситуации. Развод – наследник и правопреемник конфликтной ситуации на 100%.
Возможна ли жизнь без конфликта? Наверное, вы ответите, что невозможна.
А возможно ли снизить количество конфликтных ситуаций вокруг вас? Не знаю, что ответили вы, но я отвечаю: – да.
Хотите разрушать себя изнутри? Тогда конфликтуйте, ругайтесь, злитесь, обижайтесь…
Кстати, вот область самых распространенных конфликтов:
с близкими и родными (жена, муж, мать, отец, свекровь, тесть, теща);
личный (с самим собой);
на работе (сотрудники, начальник, подчиненные).
Когда критическая масса переваливает за определенную черту, наступает общий конфликт, который затрагивает все сферы нашей жизни и в первую очередь – личную.
Из-за внутреннего напряжения, как правило, мы срываемся на тех, кто нам ближе всех. Начинаем выискивать их недостатки, однобоко замечая только плохие стороны характера и внешности. Первыми страдают дети, потом муж, мама, папа и т. д.
Иногда бывает наоборот: если проблема дома и вы являетесь руководителем, то можете срываться на подчиненных.
Что же делать?
Способов работы с конфликтами великое множество, и нужно писать отдельную книгу по этой теме. В этой главе (мы еще будем говорить о конфликте далее) я дам всего лишь две общие рекомендации, которые касаются семейного конфликта:
1. Конфликт поведения. Уйдите от неоправданных ожиданий.
В основе конфликта, как правило, лежат наши неоправданные ожидания, которые мы возлагаем на другого человека. Позвольте себе не планировать поступки других людей. (Перечитайте последнюю фразу еще раз!!!). Примите их свободу воли. Ваше недовольство поведением оппонента вызвано вашими или его неоправданными ожиданиями. Подумайте над этим и начните отпускать от себя ситуацию. Перестаньте злиться и обижаться. Есть специальная техника прощения, она будет описана ниже.
2. Конфликт. Я обиделся (меня обидели).
Согласитесь, бывают такие случаи, когда нас не хотели специально обидеть, просто что-то сказали или сделали всуе, и мы обиделись. Причем когда я начинаю с клиентами разбирать ситуацию, многие даже вспомнить не могут, почему они обиделись, – помнят только свои негативные эмоции и поэтому просто констатируют факт: я обиделся, и все. Конечно же, за этим последовала конфликтная ситуация, но сути ее, к сожалению, уже никто не помнит.
Часто в «обиженку» уходят дамы до 30 лет. Вот муж не то сказал, и она радостно давай изводить свою «вторую половинку».
Если эта история про вас, то послушайте: по манипулированию вам – 5, по выстраиванию эмоционального контакта с мужем – 2. Вы хотите его «прогнуть»?
У вас получится.
Вы хотите, чтобы у вас в семье было взаимопонимание? Забудьте об этом.
Поэтому – вторая рекомендация.
Помните: сложно обидеть того, кто не собирается обижаться.
А еще сложнее обидеть того, у кого короткая оперативная память. Т. е. реакция на конфликт обязательна, это своего рода обратная связь. Не стоит зажиматься в угол с мыслями, что все – жизнь пронеслась мимо, обдав грязью; смахните пыль с пиджака и прямо уточните, с какой целью сейчас вас обижают, оскорбляют, повышают голос. Что хотят сказать?
И еще. Тот, кто внутренне готов не конфликтовать, управляя своими ожиданиями и эмоциями, всегда сможет избежать конфликта и выйти победителем из ситуации. Конфликт – враг трезвого рассудка и сдержанности.