Вы здесь

Семейный досуг с детьми раннего возраста. Е.Л. Гончарова, доктор психол. наук, Д.В. Дмитриева, психолог. И это все про меня (И. А. Выродова, 2011)

Е.Л. Гончарова, доктор психол. наук, Д.В. Дмитриева, психолог

И это все про меня

«Смотри, сейчас вылетит птичка… Улыбнись папе… Вот как мы умеем улыбаться…» – говорит мама, раздаются тихие щелчки фотоаппарата и через некоторое время взрослые с умилением разглядывают фотографии малыша, с радостным нетерпением перебивая друг друга:

– Ты только посмотри, какой он здесь смешной!

– А вот здесь лучше всего видно, как он похож на тебя.

– Ой, ну надо же – уже кокетничать научился, вон какая мордашка хитрющая.

– А вот эту надо обязательно бабушке послать. Как думаешь?..

«Щелк, щелк, щелк», – бормочет фотоаппарат, и все новые и новые – интересные, забавные, веселые, реже грустные моменты (они, как правило, попадают под «прицел» объектива случайно) из жизни Растущего Человека и его близких запечатлеваются на фотографиях. Эти фотографии дарят родственникам, показывают друзьям и знакомым, помещают в альбомы. Во многих семьях существует хорошая традиция рассматривать фотоальбомы вместе с ребенком. Однако даже в тех семьях, где такая традиция есть, взрослые далеко не всегда в полной мере осознают, какими помощниками в развитии и воспитании малыша могут быть фотографии.

С их помощью можно решать такие ответственные и сложные задачи, как развитие речи ребенка, осознание и систематизация им своего личного опыта, построение картины мира, создание основ для взаимопонимания.

Обычно совершить малышу эту сложную работу помогают наши ежедневные разговоры, сопровождающие его действия, а также беседы про ближайшие планы и события недавнего прошлого, те самые обыденные: «А вот мы и проснулись. Доброе утро, солнышко. Ты ко мне на ручки хочешь? Соскучился? Сейчас, сейчас я тебя возьму. Вот так. Что тебе дать? Это? Нет. Ах, часики. Как же я сразу не поняла! Ну, держи. А теперь мы с тобой пойдем завтракать. Да, ам-ам. У нас есть такая вкусная кашка, мы ее скушаем и пойдем на площадку гулять…» И так изо дня в день мы рассказываем малышу о том, что собираемся вместе с ним делать, стараемся понять и помочь выразить его желания, требования, переживания, отношения к тем или иным событиям и т. д. На определенном этапе развития ребенка взрослому отводится роль, сравнимая разве что с ролью могущественного волшебника: он знает и может открыть названия всех вещей в мире. Но если бы дело было только в названиях вещей и действий, тогда взрослого можно было бы приравнять к энциклопедии, и, может быть, даже заменить роботом. Волшебство взрослого – не только и не столько в именовании вещей и действий, но в отношении, пристрастной оценке действительности, в потребности и умении придавать СМЫСЛ всему происходящему. Вот малыш впервые в жизни шлепнулся в лужу. Что это? Как к этому относиться? Ну-ка, посмотрим на маму: хмурится или нет? А скажет что?

– Ерунда, пустяки, бывает, это просто водичка, ну, вставай, мой хороший. Не страшно.

– И в самой деле, не страшно. Просто вода. Не буду реветь.

Конечно, эта зарисовка немножко утрированна, но, тем не менее, она служит иллюстрацией того, о чем мы говорили чуть выше. В своем отношении к ситуации, в определении ее, как хорошая или плохая, комичная, захватывающая, пугающая, грустная и т. д., маленький человек в первую очередь ориентируется на реакцию близкого взрослого, на его оценку. Не случайно формирование эмоционального словаря большей частью приходится на период от рождения до 3-х лет.

А первые каракули! Это взрослый, комментируя рисунки малыша, придает им смысл, изначально для ребенка интересен сам процесс оставления следов на бумаге. И лишь под влиянием комментария взрослого росчерки превращаются (т. е. сам малыш начинает видеть в своих каракулях что-то осмысленное), например, в дождик или снег, а замысловатые завитушки – в солнышко или овечку.

В значительной степени именно благодаря такому комментированию и оценке происходящего, а также незамысловатым разговорам «про жизнь», у крохи складывается собственная картина мира, с его собственным, особым пространством и временем, с его личным переживанием важности, исключительности или обыденности того или иного события, сплетается ткань личной истории, закладывается и развивается автобиографическая память.

Однако все дети разные. Разные и взрослые. И то, что в одной семье получается легко, словно само собой, в другой семейной ситуации требует больше внимания, больше времени, больше наглядных опор.

Любящие родители много делают для того, чтобы жизнь крохи была яркой, интересной, насыщенной впечатлениями. Однако, как показывают исследования, даже очень насыщенная событиями жизнь может проходить как бы «мимо ребенка», не оставляя после себя ярких впечатлений и воспоминаний, если по какой-то причине взрослым не удается помочь «уложить» все это богатство в его сознании. И здесь на помощь придут фотографии.

Опираясь на фотографии, мы можем говорить с ребенком о некоторых типичных каждодневных действиях и ситуациях, а можем обращаться к ярким событиям и необычным впечатлениям и переживаниям. Фотография может стать необходимой опорой для разговора о настоящем, прошлом, а впоследствии и о будущем ребенка. В зависимости от той задачи, которую вы предполагаете решать с их помощью, фотографии можно по-разному компоновать, создавая для малыша специальные книжки-альбомы, например: «Моя семья», «Мой дом», «Мои игрушки», «Обычный день», «Про маму», «Про папу», «Про бабушку», «Барсик», «На прогулке», «На даче», «Мы вместе с мамой (моем посуду, печем пирог и т. п.)», «В гостях у бабушки», «День рождения», «Как приходил доктор», «Как папа был маленьким» и т. п. Из одного этого перечня видно, какой простор для разговоров с ребенком о его жизни могут дать обычные семейные фотографии!

С опорой на фотографии можно говорить обо всем этом с ребенком, у которого еще очень бедный опыт, бедная речь, который еще недостаточно хорошо понимает картинки. Фотографии позволяют раньше сделать то, что с картинками или просто в речи может быть гораздо позже, – больше узнать о ребенке: что он помнит, что ему больше нравится, что привлекает его внимание.

Но с чего же стоит начинать, какие фотографии выбрать, как их компоновать и как обсуждать их вместе с малышом? Попробуем подумать об этом вместе.

Начнем с главного: самые важные люди

Наиболее значимые события в жизни маленького человека связаны с его близкими. Поэтому хорошо, если, задумывая работу с фотографиями, вы начнете именно с создания книжки-альбома о членах семьи. И пусть здесь будут фотографии папы и мамы, дедушки и бабушки (если малыш их достаточно часто видит), братика, сестренки, няни (если она есть) и даже любимого кота или собаки – ведь это для взрослых кошка или собака в первую очередь домашние животные, а дети часто воспринимают своих любимцев как членов семьи.

Лучше, если для начала это будут портретные фотографии, отдельно каждого из близких, не имеющие какого-либо сложного сюжетного или композиционного решения. Так, например, мама может быть заснятой просто сидящей в любимом кресле или за столом. Здесь же нужно поместить фотографию самого ребенка, если вы уже имеете опыт совместного рассматривания фотографий и знаете, что малыш узнает себя на них без труда. В иных случаях будет лучше использовать фотографию, на которой ребенок снят вместе с кем-то из близких (например, он сидит на руках у папы), так ему будет проще узнать себя. Начинать создание такой книжки-альбома стоит с одной или двух фотографий (папы и мамы) и постепенно наращивать их объем за счет добавления фотографий других членов семьи. Однако, как бы ни была тонка вначале эта книжка, у нее, как у настоящей книжки, должна быть обложка: с названием, с фотографией или рисунком, которые позволят ребенку отличать одну книжку от другой. А на страницах обязательно отведите место для подписей к каждой фотографии.

Способов создания такой книжки несколько. Можно использовать обычный фотоальбом. В этом случае в один «кармашек» вставляется фотография, а в другой – сопровождающий ее текст. Или же, если речь идет о магнитном альбоме, то под пленку помещаются фотография и под ней листок с подписями. А на обложку наклеивается или вставляется (в зависимости от конструкции альбома) обложка для книжки, которую вы сделали. Можно расположить обложку самодельной книжки и внутри альбома, на первой странице.

Удобно использовать для создания таких книжек-альбомов листы плотной бумаги формата А4, которые впоследствии сшиваются с помощью скоросшивателя или помещаются в папку. Можно поместить страницы книги в файлы – это позволит дольше сохранить их в опрятном состоянии. Однако некоторых малышей это провоцирует на то, что они больше внимания уделяют попыткам вытащить листы из файлов, а потом поместить их обратно, нежели самой книжке.

Также нам хотелось бы обратить внимание на необходимость делать подписи к фотографиям. Насколько нужны они не читающему ребенку?

Мы полагаем, что в начале подписи к фотографиям скорее будут нужны взрослому. Они позволяют точно воспроизводить для крохи один и тот же текст к каждой фотографии, что очень важно. В ситуации, когда есть готовый текст, почитать вместе с ребенком, не боясь упустить что-то важное, не найти нужных слов, смогут и папа, и бабушка и кто-то из гостей, в общем, любой взрослый, которому малыш захочет показать свои книжки, а не только мама, которая их сделала и знает, что и когда нужно сказать.

С другой стороны, хотя мы и не учим с помощью этих книг складывать буквы в слова, подписи под фотографиями и их чтение взрослым ненавязчиво демонстрируют ребенку некоторую культурную норму: это книжка, в ней есть картинки и текст, который мы читаем.

Рассматривая вместе с малышом такую книжку-альбом и, называя запечатленных на фотографии людей, вы поможете ему научиться узнавать их по изображению, а потом и отвечать на простые вопросы: «Где мама (папа, бабушка и т. д.)? Кто это?»

По мере знакомства с книжками (при условии, что такое совместное времяпрепровождение будет доставлять ребенку удовольствие) его активность будет становиться все больше и больше, он сам начнет показывать пальчиком и называть изображенных на фото людей (без просьбы с вашей стороны), пытаться что-то спросить или рассказать.

Конец ознакомительного фрагмента.