Вы здесь

Семейный досуг с детьми раннего возраста. М.Б. Зацепина, доктор пед. наук, Н.А. Урядницкая, канд. психол. наук. Как организовать Новый год (И. А. Выродова, 2011)

М.Б. Зацепина, доктор пед. наук, Н.А. Урядницкая, канд. психол. наук

Как организовать Новый год

Кажется, совсем недавно в вашей семье произошло необыкновенное событие – у вас родился ребенок. И вот первые хлопоты, открытия, тревоги позади. И вы уже задумываетесь о том, как отметить день рождения малыша, провести вместе Новый год, пригласить в гости друзей с маленькими детьми. Ведь каждый взрослый понимает, что для ребенка с самых ранних лет праздники и торжественные дни особенно значимы. Они приобщают к традициям, сближают с родными и друзьями, дарят новые впечатления и приятные волнения.

И когда человек становится взрослым, он с особым теплом вспоминает те детские праздники, которые для него устраивали дома родители. Уже в самом сочетании этих двух слов – «детский праздник» – есть специфический аромат родного дома, они всегда ассоциируются с чем-то очень светлым и радостным. Вам хочется подарить малышу эту радость, тем более если праздник – Новый год, поистине самый волшебный, самый семейный, навсегда остающийся в воспоминаниях детства.

Но вместе с желанием сделать приятное своему малышу сразу возникают сомнения и опасения: ребенок еще очень маленький, и непонятно, как лучше праздник спланировать, чтобы сделать его действительно доступным крохе, не навредить, не испугать, не переутомить своего человечка.

В самом деле, подготовка и проведение подобных торжеств требует всесторонних знаний об особенностях психического развития ребенка, понимания родителями своего малыша, чуткого отношения к состоянию его физического здоровья.

В нашей статье пойдет речь об организации новогоднего праздника для самых маленьких детей – до года и на втором году жизни. Мы расскажем о том, каким может быть первый в жизни вашего малыша новогодний праздник, какие моменты необходимо предусмотреть, какие особенности ребенка первого года жизни следует учитывать при украшении новогодней елки.

Первый Новый год

Новый год – особый праздник, на него хочется обратить внимание даже совсем маленького ребенка. Поскольку его непременным атрибутом является нарядная елочка, довольно часто перед родителями встает вопрос: «Нужно ли украшать елку для малыша, которому всего несколько месяцев или только исполнился год?» Безусловно, можно и нужно, если у ребенка хвоя не вызывает аллергии. Хотя, сознаемся, новогоднюю елку взрослые наряжают в большей степени для себя. Не правда ли, развешивая на ветках шары и сосульки, мы как бы возвращаемся в тот светлый период своей жизни, когда сами были маленькими и трепетали в ожидании новогоднего праздника.

В доме, где есть ребенок раннего возраста, елка должна стоять в таком месте и на таком уровне, чтобы малыш не мог до нее дотянуться или случайно задеть: ведь даже годовалые малыши уже начинают ходить, ползают и стараются дотягиваться до красивых сверкающих игрушек и заинтересовавших их предметов. Обеспечив безопасность, можете украсить елку без каких-либо ограничений – так, как украшали бы ее для себя.

С точки зрения ребенка первого года жизни новогодняя елка – это настоящее чудо. Ведь там собраны блестящие шары, симпатичные игрушки, яркие хлопушки и сверкающая мишура. С педагогической точки зрения елку можно считать уникальным пособием для развития речи и знакомства с окружающим миром. Она содержит массу разнообразных – зрительных, тактильных, обонятельных, звуковых стимулов, которые ребенок не встречает в обыденной жизни: специфический приятный запах, маленькие колючие иголочки, волшебные сверкающие игрушки и украшения, играющая огоньками гирлянда. При этом все они завораживающе прекрасные и запоминающиеся. Малыш может потрогать, понюхать, рассмотреть со всех сторон это богатство, разумеется, при помощи и под контролем взрослого. Знакомя своего ребенка с новогодней елочкой, родители обеспечивают его существенное продвижение в речевом, сенсорном и интеллектуальном развитии. Для такого знакомства очень подходят маленькие четверостишия. Они добавляют в обучающе-игровой процесс положительный эмоциональный заряд, стимулируют познавательную активность карапуза, привлекают его внимание к происходящему.

Начните рассматривать лесную красавицу, когда на ней еще нет праздничного убранства и она хороша своей естественной красотой. Проговаривая стихотворение, обратите внимание малыша на маленькие иголки у елки, на глазах у ребенка осторожно потрогайте их, а затем, так же осторожно, приблизьте к своему лицу хвойную веточку ручкой самого малыша и покажите, как вы вдыхаете аромат хвои.

Смотри: у нашей елочки

Зеленые иголочки.

Потрогаешь – колючие,

Понюхаешь – пахучие.

Пока елочка не наряжена, покажите малышу, как под ней сидит зайчик, как птичка может посидеть на веточке и, вспорхнув, улететь. Для этого используйте знакомые ребенку игрушки и обращайтесь к соответствующим картинкам в любимых книжках. Увидев, как игрушечный зайчик спрятался под вашей елочкой, малютка легче найдет похожий сюжет в книге сказок или в книге о лесных жителях, которая содержит простые изображения. Такое соотнесение предметного и нарисованного помогает развитию интеллекта, речи, воображения и памяти.

Подобное знакомство с елкой можно провести несколько раз, поскольку впечатления, открывшиеся малышу, новы, незнакомы и очень ярки. Интерес к ним не притупляется достаточно долго, и каждый следующий подход к волшебному деревцу будет для карапуза впечатляющим и познавательным.

Наряжать новогоднюю елку лучше в присутствии и под наблюдением малыша, чтобы он мог видеть весь процесс и хотя бы пассивно в нем участвовать. Начните знакомство с праздничным нарядом елочки, показав мишуру. При этом дайте ребенку возможность потрогать ее. Производите соответствующие действия синхронно с текстом стиха.

Красивая, блестящая,

Сверкает и шуршит.

Своими переливами

Нас в праздник веселит.

После этого пусть малыш попробует подержать мишуру в ручках, помять ее, помахать и пошуршать ею. Затем продемонстрируйте точно так же шарик, сосульку, покажите, как их нужно держать, помогите сделать это.

Развешивая игрушки, называйте их, показывайте и рассказывайте, куда повесили сосульку, на какую веточку «сядет» птичка, где «устроилась» белочка, которая грызет орешки. Не думайте, что ваш малютка слишком мал для таких рассказов и ничего в них не поймет: простые предложения, интонированная речь мамы или папы, новые короткие слова со временем станут его пассивным словарем (он научится выделять и узнавать их в речи взрослого), а потом перейдут в активный лексикон, когда карапуз станет пытаться их произносить. Возможно, это будет еще не скоро, но основы речи ребенка закладываются благодаря общению со взрослым в ходе предметной деятельности и познания окружающего мира. Поэтому даже такое механическое мероприятие, как развешивание елочных украшений, может быть особым образом организовано и способствовать развитию речи вашего малыша.

Закончив с нарядом елочки, обойдите вокруг нее, держа ребенка на руках. Дети очень любят игру, когда на елке то зажигаются, то гаснут «волшебные» огоньки:

Вот огней красивых ряд —

Проведите рукой вдоль гирлянды.

То погасли… то горят…

Выключите… и снова включите ее.

Вокруг елочки сияют,

Снова обойдите вокруг елки, держа малыша на руках.

Мишу (Ксюшу) к елке приглашают.

Малыш будет снова и снова, как завороженный, смотреть на этот «фокус», только для его исполнения вам может понадобиться помощь ассистента.

Хорошо, если на елочке будут звучащие игрушки: колокольчики, бубенчики. Покажите, как они звучат, предложите карапузу потрогать их и извлечь звуки.

Не упускайте благоприятного случая для развития своего ребенка и возьмите за правило ежедневно проводить игры: «Найди игрушку (мишку, зайчика, лошадку)», «Кто на ветке сидит (спрятался)?» Используйте для этих игр облегченные слова или первые слоги длинных слов – «ав-ав, би-би, ми(шка)», которые малыш мог бы повторить, поощряйте его к этому и называйте игрушки полностью.

Важным условием знакомства ребенка первого года жизни с традициями новогодних праздников является необходимость дозирования впечатлений и стимуляции малыша, щадящий по отношению к его психике режим игры: наблюдение за мигающими огоньками и сверкающими игрушками, мишурой должно быть непродолжительным – до пяти минут. Не перегружайте нервную систему малютки.

Второй Новый год

Вторая встреча Нового года станет для вашего ребенка уже настоящим событием. Он подрос и способен более осмысленно участвовать в праздниках. Сейчас уже можно устроить утренник, куда пригласить друзей, у которых дети такого же возраста или чуть постарше. Участие ровесников внесет в происходящее динамизм и веселье, сделает праздник запоминающимся. При этом следует соблюдать несколько правил, которые в принципе касаются всех возрастов, но для детей 1–3 лет особенно значимы. Мы говорим о них в статье о праздниках, но повторить нелишне:

● приглашайте на детский праздник не более 3–4 детей (ведь они будут с родителями);

● чем младше ребенок, тем меньше гостей;

● все приглашенные – как дети, так и взрослые, – должны быть знакомы между собой: незнакомые дяди и тети насторожат одних малышей, других присутствие чужих людей просто испугает. Все это может скомкать праздник или вовсе сделать его проведение невозможным;

● длительность праздника (от встречи гостей до проводов домой) – не более часа, активная фаза – до получаса;

● сценарий праздника должен учитывать то обстоятельство, что малышу важно действовать, участвовать в событиях, а не быть зрителем; ребенок в этом возрасте уже может вместе со взрослыми поплясать под веселую задорную детскую мелодию, подражая простым движениям пап и мам, подпеть песенку, повторить простые манипуляции с предметами, музыкальными инструментами;

● сценарий праздника и все, что происходит, должно быть понятно присутствующим детям; следует чередовать активные игры со спокойной деятельностью;

● угощение должно быть легким и непродолжительным – это не главная часть детского праздника;

● на детском празднике не используйте телевизор в качестве развлечения, короткий мультфильм (продолжительностью 5–6 минут) может стать частью сценария праздника, но не основой времяпрепровождения, как это часто бывает;

● малыши любят сюрпризы, поэтому хорошо, если каждый ребенок уйдет с праздника с подарком, пусть даже символическим. При этом нужно учитывать, что ребенок будет видеть и подарки своих товарищей, захочет проверить, какие они у других детей, – поэтому хотя бы внешний вид этих символических подарков должен быть одинаковым у всех малышей.

Второй новогодний праздник вашего карапуза будет более содержательным, чем первый. Степень участия подросшего малыша в происходящем уже гораздо большая, чем год назад, поэтому нарядная елка непременно станет предметом его пристального внимания и объектом активных действий. Поскольку в доме уже мало мест, куда «не ступала нога» вашего малыша, подбор и размещение елочных украшений следует проводить определенным образом. Лучше руководствоваться следующим правилом: небьющиеся предметы и игрушки (картонные, ватные, бумажные, самоделки из ткани) располагают на нижних ветках. Все, что может разбиться, а также мишура, дождик и гирлянды (за них можно потянуть и тем самым опрокинуть елочку) – на верхних ветках, чтобы ребенок самостоятельно не мог дотянуться до них.

Кроме того, полезно, как и на первом году жизни ребенка, наряжать елочку вместе с малышом. Попробуйте научить его вешать игрушку на веточку и аккуратно снимать. Для этого необходимо не только неоднократно показать карапузу эту процедуру, но и ассистировать ему в его попытках, на первых порах действуя его ручками. Конечно, такие координированные движения еще сложны для ребенка, но тренировка этих навыков полезна: учите его действовать размеренно, аккуратно, обеими ручками. Развешивание елочных украшений очень интересно крохе и наверняка он будет учиться с удовольствием.

Вот как мы будем играть

Чтобы новогодний праздник с участием малышей прошел хорошо, лучше организовывать его в январе, когда собственно встреча Нового года позади и дети уже имели возможность дома рассмотреть нарядную елочку, потрогать мишуру и украшения и на празднике не будут отвлекаться от подготовленного взрослыми сценария.

Сценарий утренника для детей второго года жизни должен быть простым и понятным, следует обязательно чередовать монологи героев и организованные взрослыми активные действия малышей. Не стремитесь «перенаселить» действо героями и «закрутить» сюжетную линию. Похищение мешка с подарками или другие «крутые» сюрпризы и повороты в судьбах героев не будут понятны детям этого возраста и могут напугать или расстроить их.

Сценарий новогоднего праздника

Предлагаем вам идею, которую можно положить в основу детского новогоднего праздника.

Для организации потребуется: магнитофон и записи плясовой русской народной мелодии, песни «В лесу родилась елочка»; белая и синяя мишура, самодельные снежинки; погремушки, колокольчики и бубны – 5–7 штук.

Действующие лица: ведущий, читающий текст «за кадром»; Зимушка-Зима (в шапке и шубе или накидке, украшенной белой и синей мишурой, снежинками), зайчик (роль которого может исполнять ребенок 7–10 лет или игрушечный зайчик, к которому привязана резинка длиной примерно 1 м).

Все слова необходимо произносить внятно, в размеренном темпе, с продуманной интонацией, выделяя ключевые по смыслу происходящего слова, особенно глаголы, приглашающие детей к какому-либо действию.

Как мы действуем. Дети сидят перед елочкой вместе со своими родителями. Звучит тихая мелодия. Из-за елочки выходит Зимушка-Зима, кружится, рассматривает елочку.

Ведущий-ассистент:

Спустилась на землю Зима,

Морозы с собой принесла,

Сугробы вокруг намела

И елочку в доме зажгла.

Зимушка-Зима:

Здравствуйте, ребятки,

Здравствуйте, родные!

Вижу я, красивые

Сегодня вы какие!

Этот день вы долго ждали.

А меня-то вы узнали?..

Кто приносит снег и лед,

Показывает на снежинки и мишуру на своем наряде.

Кто сугробы наметет,

Кружится, плавно движет руками.

Заморозит все окошки

И завьюжит все дорожки?

Родители подсказывают малышам, обращают их внимание на наряд Зимушки-Зимы и т. д.

Это Зимушка-Зима

В гости к вам пришла сама!..

Ах, ребятки, елочка

Обращает свой взгляд на елочку.

Нарядная какая!

Огоньками яркими

Елочка сверкает.

Ведущий-ассистент:

Волшебница-Зима

Владеет чудесами:

Красивые огни

Горят и гаснут сами.

Зимушка-Зима:

Давайте, ребятки, с вами поиграем (зовет детей к елочке, родители подводят их поближе). Мы можем погасить огоньки на елке. Смотрите, как я это делаю (набирает воздух в легкие, раздувает щеки и дует на елочку, ассистент выключает гирлянду – огни погасли). А теперь нужно зажечь огоньки на нашей елочке (один раз хлопает в ладоши, ассистент включает гирлянду, лампочки загораются). Хотите научиться такому волшебству? Попробуйте, малыши, вместе со мной. Родители показывают детям пример и помогают своим детям хлопать в ладоши, вместе дуют на елочку; игра повторяется 2–3 раза, после чего детей усаживают обратно.

Зимушка-Зима:

А под нашей елочкой

Заюшка сидит

И ушами белыми

Тихо шевелит.

Ну-ка, зайка, белый зайка,

Из-под елки вылезай-ка!

Из-за елки выпрыгивает зайчик или Зимушка-Зима вытягивает игрушку-зайчика за резиночку.

Зимушка-Зима, обращаясь к зайчику:

Покажи свое уменье,

Подними нам настроенье!

Ты попрыгай, попляши,

Нам свой танец покажи!

Звучит русская народная плясовая мелодия, Зима пританцовывает, зайчик прыгает (игрушечный зайчик «подпрыгивает» на резиночке, которую держит Зима), приглашает детей танцевать, родители вместе с детьми выходят к елочке, все прыгают и танцуют.

Зимушка-Зима:

Мы, ребятки, танцевали,

Веселились и играли.

Нужно зайке показать,

Как гирлянду зажигать!

Все вместе еще раз играют в игру с гаснущими и вновь загорающимися огоньками. Затем (если позволяют технические возможности) в игру добавляются аплодисменты, которые «заставляют» лампочки гирлянды мигать.

Зимушка-Зима:

Ах, ребятки, я так рада:

Вы такие молодцы!

А теперь и я станцую,

Позвоните в бубенцы!

Протягивает детям корзинку с погремушками, взрослые раздают малышам погремушки, колокольчики, бубны и помогают детям звенеть в одном ритме. Зимушка-Зима танцует. Через пару минут папы усаживают детей на плечи и становятся вокруг елочки. Звучит «В лесу родилась елочка», начинается хоровод. В завершение праздника все хлопают в ладоши, огоньки гирлянды мигают.

Такое «представление» со всеми заминками должно уложиться в 15–20 минут, что оптимально для детей второго года жизни. Повторимся: общее правило состоит в том, чтобы чередовать моменты активного участия детей с периодами, когда малыши превращаются в зрителей. Дети в таком возрасте еще не могут длительное время просто наблюдать за перипетиями сюжета, они хотят потрогать окружающие предметы или просто побегать. Эти их желания можно гармонично направить в общее русло праздника, тогда он пройдет гладко и интересно. Включите в свой сценарий «интерактивные» эпизоды, когда малыши, например, прыгают вместе с зайчиком или кружатся, как снежинки, вместе с главной снежинкой в исполнении мамы. Или используйте маленькие игрушки (погремушки, «снежки», колокольчики, флажки), которые лежат под елочкой; в нужный момент раздайте их ребятам и покажите простые и незатейливые движения, повторяя которые дети смогут попрыгать и порезвиться.

Примечательно, что в предложенном сценарии нет Деда Мороза и Снегурочки. И это не случайно: дети даже на втором году жизни, в особенности до полутора лет (которым фигура Деда Мороза совсем не важна для праздника), могут пугаться незнакомых персонажей, особенно в исполнении мужчин. Поэтому не стоит приглашать их домой на детский праздник. Если вы считаете, что без Деда Мороза новогодний праздник не будет полноценным, то в этой роли может выступить знакомый детям взрослый. Облачение в костюм должно проходить на глазах у детей и с учетом их реагирования: если после надевания шубы (кафтана) никто из малышей не заплакал, можно переходить к шапке и рукавицам. При этом не стремитесь в точности соблюсти известные всем каноны грима – борода, надвинутая на густые брови шапка и яркие румяна.

Все пришедшие на «утренник» взрослые должны принимать участие в происходящем: повторять плясовые движения, которые показывает ведущий, играть вместе со своими детьми в предлагаемые игры. Если затевается хоровод вокруг елочки, то особая роль будет отведена папам, на плечах которых детишки его «исполнят». Только при такой организации новогоднего праздника каждый ребенок получит те впечатления, навыки и даже знания, ради которых взрослые этот праздник, собственно, и затевали.