Тема 2
Государственная поддержка семьи в Российской Федерации
Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства закреплена в ст. 7 и 38 Конституции РФ.
Семья в Российской Федерации – объект государственной семейной политики, которая в свою очередь является составной частью социальной политики РФ и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение уровня жизни семьи. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.
Основные направления государственной семейной политики включают: а) обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям; б) обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; в) кардинальное улучшение охраны здоровья семьи; г) усиление помощи семье в воспитании детей[12].
В Российской Федерации основными принципами государственной семейной политики провозглашены: а) самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития; б) равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений; в) приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается; г) равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности; д) единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях; е) партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями; ж) принятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами; з) осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе; и) преемственность и стабильность мер государственной семейной политики[13].
Защита семьи, материнства и детства имеет комплексный характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по укреплению и поддержке семьи.
Одной из основных стратегических задач социальной политики государства является создание необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций, повышение качества жизни семей. В связи с этим Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. № 1270-р[14], предусмотрено всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности, обеспечение адресной социальной защиты семьи и создание предпосылок для повышения рождаемости исходя из таких приоритетов, как: а) повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи; б) повышение воспитательного потенциала семьи; в) создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работу с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями; г) обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнения семейных обязанностей.
В системе государственных мероприятий по защите семьи, материнства и детства особое место принадлежит именно мерам по защите законных прав и интересов детей. Постановлением Правительства РФ «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001–2002 годы»[15] от 25 августа 2000 г. № 625 были утверждены федеральные целевые программы «Дети-инвалиды», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты», «Одаренные дети», «Развитие всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан»», «Дети Севера», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля», «Безопасное материнство». Основной целью названных федеральных целевых программ являлось создание благоприятных условий для жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в период социально-экономических преобразований и реформ. В 2008 г. в Семейный кодекс были внесены новые изменения, в частности ФЗ РФ от 30 июня 2008 г. № 106-ФЗ внесены изменения в абз. 1 п. 2 ст. 115 Семейного кодекса Российской Федерации. Согласно им величина неустойки, которую должно уплатить виновное лицо получателю алиментов при образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, увеличена до 0,5 % суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки.