Вы здесь

Семейное воспитание детей с различными нарушениями в развитии. Глава III. Основы компенсирующего семейного воспитания детей с ОВЗ (А. Г. Московкина, 2015)

Глава III. Основы компенсирующего семейного воспитания детей с ОВЗ

Роль семьи в коррекционном воспитании

Л. С. Выготский подчеркивал, что особенности личности «особого» ребенка во многом определяются его положением в семье.

Негативные факторы семейного воспитания способны вызвать задержку психического развития, нарушения поведения и личностного развития в целом. В связи с этим помощь семье со стороны специалистов, государства и общества является составной частью любой коррекционной программы.

Этими словами сказано очень многое. Практический опыт работы убеждает в том, что современные родители основную роль в преодолении нарушений психомоторного развития отводят медикаментозному лечению. Действительно, в последнее время появилось много эффективных препаратов, способствующих созреванию мозга и улучшающих его функционирование. Но даже самое лучшее медикаментозное лечение является эффективным лишь при правильном семейном воспитании и проведении родителями целевой системы специальных упражнений. Значение воспитания в развитии ребенка в период раннего детства признается на государственном уровне.

Практический опыт последнего десятилетия показывает, что семья нуждается в помощи государственных учреждений и работающих в них специалистов.

Появление новых форм организации коррекционно-педагогического процесса предоставляет широкие возможности внедрения новых педагогических технологий воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста в семье.

Все эти новые формы направлены на создание единого образовательного пространства, сближение и взаимодействие общего и специального образования, что соответствует мировым гуманистическим тенденциям в воспитании подрастающего поколения.

Основы коррекционного воспитания надо знать и тем людям, с которыми ребенок будет взаимодействовать в интегрированных группах либо в условиях инклюзии (воспитатели, педагоги массовых учреждений). В целом, чем больше людей будут осведомлены о проблемах, а значит, подготовлены к общению с «нестандартными» детьми, тем будет лучше для всех.

Основные положения коррекционной работы

В процессе проведения коррекционной работы в условиях семьи необходимо соблюдать права ребенка, закрепленные в Конвенции о правах ребенка: право на образование. Право на образование в РФ – важнейшее право человека, закрепленное и гарантированное, прежде всего, Конституцией РФ, а также иными нормативными правовыми актами.

Наша страна социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, задачами которого является поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

Законодательство РФ в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав для лиц с ОВЗ на всех этапах получения образования. Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Это одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

Для достижения этой задачи педагог должен включать в коррекционные занятия всех, в том числе и детей с множественными отклонениями в развитии, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу.

Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка таким, какой он есть, пониманию его ситуации.

Уметь корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности, на которые можно опереться при педагогической работе.

Диагноз и прогноз должны быть предметом профессиональной тайны специалистов. Это важное условие профессиональной этики медицинского и педагогического персонала.

При проведении коррекционно-развивающего обучения важно усиливать и развивать индивидуальные способности и интересы ребенка, помогая ему осознать свою самоценность, развить чувство самоуважения наряду с реальным осознанием своих трудностей и проблем.

Совместно с родителями стимулировать умственное развитие ребенка, опираясь на психическое состояние радости, спокойствия, раскованности. Постепенно, но систематически включать ребенка в оценивание своей работы.

Учить ребенка делать перенос сложившегося способа действия в сходные условия, переключаться с одного способа действия на другой, выполнять задания с проявлением творчества и изобретательности.

Необходимо опираться на общие закономерности возрастного развития, создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности. Осуществлять коммуникативную направленность обучения. Строго индивидуализировать обучение. Всесторонне развивать у ребенка все продуктивные виды деятельности: лепку, рисование, ручной труд, аппликации и т. п.

В коррекционной работе использовать особые приемы и методики с опорой на различные виды деятельности – предметно-практическую, игровую, элементарно-трудовую, но основное внимание уделять игре как ведущей деятельности этого возрастного этапа развития:

Соблюдать принцип ранней стимуляции психомоторного развития. Создать условия для активного участия родителей и заменяющих их лиц в воспитании и обучении детей.

Оказывать квалифицированную психотерапевтическую поддержку родителям. Помогать близким взрослым создать развивающую комфортную семейную среду для ребенка.

Формировать адекватные взаимоотношения в родительской и детско-родительской семейных подсистемах. Соблюдать принцип сотрудничества во взаимоотношениях специалистов с родителями и детьми, являющимися партнерами в коррекционном процессе.

Соблюдать принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции с привлечением специалистов разного профиля, учета интересов в работе с семьей, что означает поддержку заинтересованности родителей в сотрудничестве.

Инновационные технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ

Педагогу и воспитателю, а также родителям важно знать основы коррекционного воспитания и успешно его использовать в учебно-педагогическом процессе. Коррекционное воспитание предполагает как преодоление имеющихся отклонений в развитии, так и предупреждение возможных нарушений поведения и трудностей обучения, связанных с перенапряжением нервной системы ребенка, а также различных болезненных состояний нервной системы – неврозов. Чем младше ребенок, тем менее значительные раздражители могут привести к психической травме. Это определяет необходимость обучения родителей и педагогов правильному взаимодействию с ребенком в процессе его воспитания и обучения. Для этого разрабатывают специальные коррекционно-развивающие программы взаимодействия матери и ребенка; коррекционного педагога и ребенка.

До последнего времени многие дети с тяжелыми отклонениями в развитии рассматривались как необучаемые инвалиды, и родителям в основном рекомендовалось помещать их в учреждения социального обеспечения. Однако опыт работы с этими детьми показывает положительную роль ранней коррекционной работы с ними, особенно в тех случаях, когда активным участником этой работы становится мать, хорошо ориентированная в проблемах своего малыша. Эта работа особенно эффективна при раннем выявлении нарушений в развитии. Успех медико-коррекционной работы с ребенком, имеющим нарушения в развитии, во многом зависит от правильного подхода к нему в семье. Особое внимание нужно обратить на роль правильно организованного эмоционально – развивающего взаимодействия матери с ребенком, а также на стимуляцию его психического, речевого и моторного развития. Поэтому важно научить мать проводить коррекционно-развивающую работу одновременно со специалистами, а также самостоятельно под их руководством по специально разработанной для каждого ребенка программе. Программа разрабатывается специалистом совместно с родителями с учетом структуры основного дефекта и связанных с ним нарушений.

До последнего времени большинство детей с нарушениями в умственном и физическом развитии, в частности дети с церебральным параличом, обучались в специальных учреждениях, сейчас многие родители стремятся обучать их в массовых общеобразовательных учреждениях. Для успешной организации учебного процесса учащихся с церебральным параличом учителю необходимы знания особенностей их психофизического развития, а также типичных трудностей, возникающих при овладении учебным материалом и обусловленных характером основного заболевания. Педагогу важно понимать, почему возникло то или иное затруднение в обучении, на каком этапе и как оно отражается на усвоении программного материала. Установление тесного контакта и сотрудничества учителя с родителями является обязательным условием успешной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению, по программе, соответствующей его возможностям и, в частности, интеграции (инклюзии) его в общеобразовательную школу.

У многих детей с ограниченными возможностями здоровья трудности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностъю зрительно-моторной координации, то есть у них имеет место несогласованная работа руки и глаза. Зрительно-моторная координация особенно важна на начальном этапе обучения чтению, когда ребенок следит глазами за пальцем, который определяет последовательность букв, слогов, слов.

В особой программе нуждается ребенок с множественными нарушениями в развитии. Такая программа разрабатывается несколькими специалистами, которые обучают мать и других взрослых членов семьи работе с ребенком. Крайне важно разработать методические рекомендации не только для родителей, но и воспитателей массового учреждения. Сочетание коррекционно-развивающей работы с правильно подобранными медицинскими мероприятиями способствует интеграции (инклюзии) ребенка с нарушениями и особенностями развития в среду нормативно развивающихся детей. При подготовке ребенка с особыми образовательными потребностями важное значение имеет развитие моторики и подготовка руки к письму.

У детей с особыми образовательными потребностями, особенно при детском церебральном параличе, часто имеет место несформированность пространственного анализа и синтеза. Такие дети затрудняются в дифференциации левой и правой стороны, сложении целого из частей. Они не могут соблюдать линейки в тетрадях, различать правую и левую стороны, могут начать писать или рисовать в любом месте тетради, читать с середины страницы. Степень выраженности указанных нарушений различна.

Следует иметь в виду, что у значительной части детей затруднения в усвоении программного материала зависят от имеющихся нарушений речи и особенностей их психической деятельности. При оценке устного ответа и чтения учитель должен учитывать речевые особенности ребенка и ни в коем случае не снижать отметки (особенно на начальных этапах обучения).

У ребенка с церебральным параличом особое значение имеют специальные упражнения по подготовке и развитию самостоятельной ходьбы. Для этого ребенка следует обучить правильной вертикальной установке головы и туловища по отношению к опорной поверхности, умению перемещать центр тяжести на опорную ногу и равномерному распределению массы тела на обе ноги. Необходимо развивать у ребенка опорность стоп и шаговое движение в различных исходных положениях: лежа на спине, сидя на детском стульчике, стоя. Вначале ребенка обучают вставанию и ходьбе с поддержкой, при этом необходимо обратить внимание на правильное распределение центра тяжести тела и сохранение равновесия, с этой целью тренируют ходьбу с опорой на передвигающийся вперед утяжеленный стул, коляску с грузом.

Педагогу следует обратить особое внимание на таких детей, так как они нуждаются в особой коррекционной работе. Только своевременная помощь этим детям учителя, психолога и родителей может помочь их успешной интеграции (инклюзии) в общеобразовательную школу. Одним из путей совместного обучения нормативно развивающихся детей и детей с особыми образовательными потребностями могут быть специальные дошкольные группы и классы при массовых детских садах и школах, в которых проводится дифференцированная интеграция (инклюзия). Она может быть комбинированной: ребенок обучается в классе здоровых детей, получая при этом адекватную систематическую коррекционную помощь учителя-дефектолога специального класса. Может иметь место и другой вид помощи этим детям, например, частичная интеграция, когда отдельные дети проводят часть дня в обычных группах или классах.

Интеграция может носить временный характер, когда дети специальных и массовых групп объединяются для проведения различных мероприятий, в том числе и отдельных занятий. При полной интеграции (инклюзии) дети с особыми образовательными потребностями могут по 1–2 человека вливаться в обычное массовое учреждение (для детей дошкольного или школьного возраста). При этом особо важное значение имеет коррекционная помощь учителя-дефектолога специального класса.

Важное значение имеет определение статуса интегрированного (инклюзивного) ребенка с возможностью оказания ему в нужном объеме коррекционной помощи. Значима также подготовка общества к принятию ребенка с ограниченными возможностями. Интеграцию детей в общество здоровых сверстников следует осуществлять как можно раньше. В свою очередь, для этого важно формирование общественного мнения в духе гуманизма, в том числе через средства массовой информации.

Основные задачи родителей как участников реабилитационных программ

Основными задачами родителей как участников реабилитационных программ – являются:

• создание дома спокойной доброжелательной атмосферы с теми режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;

• обеспечение своевременного приема ребенком предписанных ему медикаментозных средств, наблюдение за их действием и информирование об этом врача;

• постоянное наблюдение за соматическим и психологическим состоянием ребенка с ведением дневника наблюдения;

• овладение основами специальной педагогики и психологии, навыками проведения в домашних условиях занятий по ранней стимуляции, коррекционному развитию и воспитанию, а также обучению своих детей;

• овладение основами правовых знаний, относящихся к правам инвалидов и детей группы риска по отклонениям в развитии;

• участие в деятельности общественных объединений и организаций родителей детей с нарушениями в развитии;

• родителям необходимо знать особенности развития ребенка, сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к дефекту, волевые качества, включать в жизнь ребенка игровую и посильную трудовую деятельность; при посещении ребенком детского учреждения родители продолжают с ним работать.

Помощь в воспитании и обучении родители получают у специалистов, ведущих ребенка. Кроме того, они могут обратиться в консультативные группы, которые организуются при специализированных детских садах, реабилитационных центрах. Основными задачами таких групп являются проведение коррекционной работы с детьми, обучение родителей, оказание психотерапевтической помощи. Основная форма организации – индивидуальные занятия и занятия малыми группами с обязательным присутствием родителей.

Прежде чем приступить к коррекционной работе с ребенком, специалисту необходимо выявить, какими знаниями, представлениями и умениями в пределах данной темы он владеет и какие проблемы у него имеют место.

Для выяснения фактического уровня знаний ребенка может проводиться вопросно-ответная беседа. В дальнейшем, в ходе коррекционных занятий, знания и представления будут уточняться.

Каждому ребенку, особенно если он имеет тяжелые нарушения речи, моторики, поведения, необходимо помочь найти адекватные способы общения со взрослым путем игрового контакта; малыша необходимо заинтересовать обследованием, усложнение заданий следует подбирать так, чтобы это не требовало от ребенка новых форм ответных реакций. Формы и характер ответных реакций не должны влиять на общую оценку уровня умственного развития ребенка. Методы обследования следует обязательно подбирать с учетом дефекта. Так, детям с речевыми нарушениями можно давать многие задания с помощью показа, не требуя от них речевого ответа.

При обследовании детей с повышенной нервной возбудимостью, негативизмом, агрессивным или импульсивным поведением вступление с ними в контакт может оказаться невозможным. В этих случаях используется метод наблюдения за поведением и игрой ребенка при специально подобранном для него материале.

Следует учитывать, что у некоторых детей с ранним органическим поражением мозга, например у детей с гидроцефалией, непродуктивность в игровой деятельности и при выполнении специальных заданий может быть связана с повышенной психической истощаемостью и в связи с этим с низким мотивационным уровнем. Ответы этих детей могут отличаться большой неравномерностью. Поэтому эти дети нуждаются в дозированном по времени обследовании, в стимуляции к выполнению задания, похвале, одобрении. При обследовании детей раннего возраста желательно присутствие матери. При необходимости ребенок может находиться у нее на коленях при обследовании.

Индивидуальные программы коррекционно-развивающего обучения в семье ребенка составляются совместно специалистами и родителями.

Примеры краткосрочных программ

Индивидуальная программа воспитания, обучения, развития Вити Д. 3-х лет

Диагноз: Задержка речевого и психического развития.

Результат обследования: ребенок ходит самостоятельно достаточно уверенно, но не прыгает, не развита тонкая ручная моторика. Говорит отдельные слова, понимает обращенную речь. Родителей больше всего волнует отставание в развитии речи.

Программа для родителей включает в себя развитие общей и речевой моторики.

Необходимо развивать общие движения, учить прыгать, ходить, опираясь на пятку, затем на носок. Стоять на одной, на другой ноге, сохранять равновесие, развивать моторику рук. Формировать пальцевый захват мелких предметов. Использовать различные игры со звукоподражанием (кто как кричит).

Для стимуляции речевого развития необходимо обогащать пассивный словарь: учить показывать в альбоме фотографии близких. В книжках показывать предметы, которые называет взрослый. Развивать и закреплять навыки самообслуживания. Формировать и стимулировать предметно-игровую деятельность.

Учить выделять «большой» и «маленький». Формировать предметно-игровые действия. Развивать интерес к сюжетным играм.

Индивидуальная программа воспитания и стимуляции развития Вани Д. (возраст 3 года 2 мес.)

Оценка ведется по следующим параметрам:

– моторика: (общая) соответствует возрасту; наблюдаются трудности в дифференцированных движениях пальцев рук, нечеткая латеральная доминантность. Не может прыгать на одной ноге, не выполняет задания на ручной праксис.

– моторика речевая: неловкие движения языка, ограниченная подвижность языка вверх (при нормально развитой уздечке).

– понимание обращенной речи соответствует возрасту. Собственная речь практически отсутствует.

Диагноз: задержка речевого развития. Элементы корковой дизартрии.

Рекомендации: развитие общей моторики и координации движений. Учить стоять на одной и другой ноге с закрытыми глазами. Прыгать ритмично под счет и музыку на двух ногах. От прыжков плавно переходить к ходьбе.

Важно, что успех лечебно-педагогической, коррекционно-развивающей работы определяется не только дифференцированностью подхода к каждому ребенку с учетом возраста, специфики отклонений в развитии, соматического, неврологического и психического развития, но и учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Для того чтобы помочь родителям установить эффективный контакт с ребенком на довербальном этапе развития, следует обратить внимание на следующие моменты:

– ждет ли родитель сигнала от ребенка (плач, гуление) перед тем как удовлетворить его потребности;

– следит ли родитель за взглядом ребенка и называет ли предмет его интереса;

– имитирует ли родитель звуки и действия ребенка;

– изменяет ли слова в разговоре, затем ждет ответа (вербального);

– меняет ли родитель ситуацию, играя с ребенком (без слов), совершая действия с игрушками;

– объясняет ли родитель сигналы ребенка как желание общения, например: ребенок протягивает руки, родитель спрашивает: «Ты хочешь на ручки?»;

– использует ли родитель бессловесные указания, чтобы добиться ответа, например: мимикой лица, изменяя голос;

– бывает ли родитель иногда требовательным, общаясь с ребенком.

При общении на вербальном уровне важно выяснить:

– дает ли родитель только одно указание на каждое задание;

– дает ли родитель ребенку время на ответ по каждому заданию, прежде чем вмешаться;

– если ребенок не отвечает, повторяет ли родитель указание, а затем физически помогает ребенку выполнить его;

– если ребенок отвечает правильно, реагирует ли родитель улыбкой, прикосновением и/или разговором с ребенком, обсуждая положительно проделанное задание;

– даются ли указания в простой и ясной форме или они сложны;

– моделирует ли родитель нужное поведение во время разговора и/или игры с ребенком;

– соответствуют ли используемые материалы заданию и возрасту ребенка;

– подкрепляет ли родитель внимание ребенка во время и между заданиями;

– меняет ли родитель выражение лица и интонацию при разговоре с ребенком.

Информация для родителей

Приступая к занятиям с ребенком, прежде всего родителям следует посоветоваться с профессионалами – педагогом и врачом-психоневрологом, чему прежде всего учить ребенка. Основная задача обучения определяется с учетом специфики сохранных и нарушенных функций, ведущего дефекта развития, состояния интеллекта, моторики, уровня речевого развития и медицинского диагноза. Необходимо четко определить цели, которые желательно достичь в процессе обучения. Перед началом обучения тщательно обследуют ребенка и составляют этапную индивидуальную программу обучения. На начальной стадии обучения большинство заданий можно и нужно выполнять в процессе повседневного ухода за ребенком.

Для того чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей стороны, следует:

– предлагать ребенку короткие задания, стараясь делать их более разнообразными, чередовать разнообразные виды деятельности;

– начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха;

– сочетать новые более трудные задания с уже известными заданиями, более легкими;

– оценивать навыки самообслуживания в соответствующей обстановке;

– привлекать членов семьи к оценке сформированных навыков;

– помнить, что регулярные оценки выполнения заданий помогут вам проследить динамику достижений;

– стараться проводить оценку достижений ребенка в развитии в виде интересной игры;

– включать в программу обучения развитие нескольких навыков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций. Таким путем у ребенка легче может появиться интерес к занятиям;

– составлять план занятий примерно на 2–3 недели с помощью педагога.

В процессе обучения могут возникнуть определенные трудности, к которым родители должны быть готовы. Например, когда ребенок может, но не хочет выполнять задания. В таких случаях ребенка необходимо прежде всего научить подчиняться требованиям взрослых.

Известно также, что наиболее часто невыполнение заданий может быть связано с нарушениями внимания.

Предлагается три главных ступеньки, преодолевая которые ребенок учится концентрировать внимание:

1. Концентрация внимания на человеке – обычно путем поддержания зрительного контакта.

2. Концентрация внимания на предмете или звуке.

3. Концентрация внимания на предмете одновременно с другим человеком (так называемое «совместное внимание»). Развитие совместного внимания имеет важное значение для психического развития ребенка. Без этого навыка ребенок не научится овладевать социальными навыками и навыками общения, а также в дальнейшем и навыками тонкой моторики и общения.

Процесс обучения ребенка родителям следует сделать трехступенчатым:

1. Вначале ребенку объясняют, что он должен делать.

2. Затем при необходимости оказывают ту или иную помощь.

3. Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.

Основные формы взаимодействия специалистов и родителей

Формы организации лечебно-коррекционного процесса с семьями детей с особыми образовательными потребностями.

Как показывает многолетний практический опыт Г. А. Мишиной и других авторов, наиболее часто используются следующие формы организации лечебно-коррекционного процесса:

• консультативно-рекомендательная;

• информационно-просветительская;

• практические занятия для родителей;

• организация «круглых столов», родительских конференций, семинаров, клубов, детских праздников и утренников;

• коррекционно-педагогического процесса и сотрудничества специалистов с родителями.

Как свидетельствует практика, наиболее широко используется консультативно-рекомендательная форма. В таких консультациях участвуют специалисты разных профилей, которые проводят первичное обследование ребенка и затем отслеживают динамику его развития. С первой консультации начинается активное сотрудничество специалистов и семьи.

Специалисты по желанию родителей выбирают те или иные вопросы воспитания и освещают их в своих лекциях. Слушая лекции и вопросы других родителей, слушатели лучше осознают и решают свои проблемы. Кроме того, они имеют возможность познакомиться и оказать поддержку друг другу.

Наряду с лекциями проводятся практические занятия, на которых родители имеют возможность приобрести навыки по формированию нарушенных функций, умений и навыков у своих детей.

Хорошо зарекомендовали себя и такие формы как организация «круглых столов», родительских собраний, конференций, детских праздников, клубов. В их подготовке принимают участие специалисты, дети и сами родители.

А также индивидуальные занятия с семьей. На таких занятиях осуществляется личностно-ориентированный подход, направленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств родителей, необходимых для сотрудничества, составления индивидуальной программы работы с семьей.

Первоначально от родителей требуется фиксировать ход занятия педагога с ребенком и повторять эти упражнения дома. Затем специалист оценивает, что получилось, и делает замечания о характере и видах следующих занятий.

В некоторых семьях матери предлагается участвовать в отдельных эпизодах занятия: специалист с ребенком действует как одно целое, а мать как партнер по игре. Затем мать и специалист меняются местами.

В других семьях специалист может предложить маме закончить задание, начатое им, а затем самостоятельно его выполнить, помогая в случае неудачи.

Для обучения родителей налаживанию сотрудничества родителей, детей, специалистов и других людей проводят занятия с двумя детьми и их мамами – подгрупповые занятия).

Главной задачей специалистов при их взаимодействии с семьей больного ребенка является не только выдача рекомендаций по лечению и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях родители выработанные в процессе сотрудничества со специалистами решения считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка.

Специалисты информируют и обсуждают с родителями результаты своих обследований и наблюдений. Родители должны знать цели и ожидаемые результаты индивидуальной программы реабилитации ребенка. С самого начала знакомства необходимо определить готовность родителей сотрудничать со специалистами разных профилей, объем коррекционной работы, который они способны освоить. Родителей необходимо готовить к сотрудничеству со специалистами, потребующему от них немало времени и усилий. Родители нуждаются в поддержке и одобрении, так как результаты будут видны не сразу и родителям может показаться, что их усилия потрачены впустую. В неблагополучных семьях сотрудничество с родителями является особенно трудной задачей.

При разработке индивидуальной программы реабилитации родителей, прежде всего, необходимо ознакомить с особенностями заболевания ребенка.

Родители – самые заинтересованные участники процесса и хотят сделать ребенка максимально приспособленным к окружающему миру и в перспективе – к социально-полезной трудовой деятельности.

Родители и специалисты в процессе воспитания особого ребенка ставят перед собой коррекционные задачи, соответствующие возрасту ребенка.

Известно, что в процессе развития ребенка функциональные системы взаимовлияют друг на друга. Особенно это влияние выражено в раннем возрасте. Так, на первом году жизни психическое развитие малыша тесно связано с развитием его сенсорных и моторных функций. Поэтому развитие сенсомоторных функций в процессе эмоционально-положительного взаимодействия ребенка с матерью составляет основу формирования всех психических функций: речи, внимания, памяти, целенаправленной деятельности, эмоциональной сферы, мышления и сознания.

Сенсомоторное воспитание направлено на развитие органов чувств и моторики малыша одновременно.

Развитие зрительного сосредоточения и прослеживания предметов ведет к появлению у малыша положительных эмоций – первой улыбки, первых голосовых реакций.

При этом малыша следует радовать, обогащать световыми впечатлениями, показывая ему игрушки разного цвета, подвешивая их над кроваткой. Для привлечения внимания ребенка к игрушке взрослый приводит ее в движение, потряхивая и перемещая в пространстве.

У некоторых детей с нарушениями в развитии, особенно при внутреннем косоглазии поле зрения может быть сужено. Такой ребенок привыкает пользоваться ограниченным полем зрения. В этих случаях с помощью игрушек у ребенка следует стимулировать недостаточные движения глазных мышц, располагая игрушки и яркие предметы в направлении дефектного движения и активизируя развитие этого движения.

Уже в конце первого года жизни малыша следует знакомить с формой, величиной и цветом предметов, обучать его простым предметным действиям.

Для психического развития ребенка важное значение имеет взаимосвязь развития действий с предметами и речи. Известно, что действенный анализ и синтез предшествует развитию речи и словесному способу познания, однако в формировании представлений необходимо участие речи.

Отставание в развитии речи приводит к трудностям формирования операций сравнения, дифференцированного восприятия объектов.

При воспитании ребенка необходимо учитывать особенности его поведения в кризисные периоды.

К возрасту трех лет речь начинает занимать центральное место в психическом развитии ребенка. К трем годам ребенок начинает говорить о себе в первом лице, у него формируется чувство «я», то есть возможность выделения себя из окружающего мира.

В этот период у ребенка отмечается выраженное стремление к самостоятельности. Попытки же родителей относиться к нему как к малышу вызывает у него чувство протеста. Если родители упорно подавляют самостоятельность ребенка, у него формируется упрямство и стремление все делать наоборот, впоследствии становящиеся правилом.

Особенности поведения ребенка в этот период развития во многом зависят от отношения к нему взрослых. Упрямство и негативная форма поведения направлены в первую очередь против взрослых, которые постоянно ухаживают за ребенком и особенно если они чрезмерно его опекают, чаще это мать или бабушка.

Этот этап развития рассматривается как кризис трех лет.

На этом возрастном этапе формируется особое психологическое новообразование – обособление себя от окружающих, что имеет важное значение для личностного развития ребенка.

Вместе с тем у детей с особыми проблемами в развитии в этот период наиболее резко проявляются психопатологические нарушения. Например, обособление себя от окружающих может принимать болезненный характер у детей с ранним детским аутизмом (РДА). Не случайно, что это отклонение в развитии наиболее ярко манифестирует в возрасте трех лет.

Важное значение имеет ранняя диагностика так называемого «трудного темперамента», характеризующегося отклонениями поведения у детей раннего возраста. Этот синдром является достаточно устойчивым и нередко сочетается с отставанием речевого развития. Данный синдром наиболее отчетливо проявляется в возрасте от одного до двух лет и от трех до четырех лет.

Таким образом, задачи родителей в коррекционном процессе зависят от возраста ребенка. В возрасте 0–3 года родители стимулируют психофизическое развитие ребенка с помощью эмоционально-теплого общения, тактильных стимулов, зрительных и слуховых стимулов, в игровой форме производится стимуляция двигательной активности, речевой активности, развития пространственной ориентировки и схемы тела. Мать ведет дневник наблюдений, организует охранительный режим для ребенка.

В возрасте 3–4 лет у ребенка развивают внимание, память, мышление, речь, общую и мелкую моторику, формируют навыки общения и расширяют круг общения, формируют навыки самообслуживания и гигиены, организуют ролевые и сюжетно-ролевые игры, привлекают детей к труду, расширяют представления ребенка об окружающем мире, организуют его отдых, выбирают детское дошкольное учреждение и участвуют в организации совместной работы с его специалистами. Родители организуют охранительный режим для ребенка и ведут дневник наблюдения.

Родители ребенка в возрасте 5–6 лет совместно со специалистами готовят ребенка к школе, организуют его режим дня. Ребенок участвует в распределении и обсуждении обязанностей. Родители формируют у ребенка трудовые навыки и приучают его к самостоятельности. Родители совместно со специалистами выявляют и развивают интересы и творческие способности ребенка, продолжают расширять представления ребенка об окружающем мире, ведут дневник наблюдения.

Режим для ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

У детей с отклонениями в развитии обычно наблюдается более низкая работоспособность ЦНС, поэтому они прежде всего нуждаются в достаточной продолжительности сна. От 1 года до 3–4 лет ребенок должен спать не менее 14–15 часов в сутки.

Надо помнить о больших индивидуальных различиях в работоспособности ЦНС этих детей. Поэтому при отклонениях в развитии, сочетающихся с общей физической ослабленностью, гидроцефалией, эпилептическими припадками, общая продолжительность сна может удлиняться. В этих случаях решать вопрос о продолжительности сна следует только с врачом.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья крайне важно, чтобы все промежутки дня между кормлениями, сном, гигиеническими и лечебными процедурами, а также специальными занятиями были заняты доступной и интересной для них деятельностью.

Дети с отклонениями в развитии часто отличаются повышенной восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям, особенно к болезням верхних дыхательных путей. Они хуже, чем здоровые сверстники, приспосабливаются к изменяющимся условиям внешней среды и прежде всего к температурным и атмосферным изменениям.

При изменении погоды, особенно атмосферного давления самочувствие многих из них ухудшается: они становятся более беспокойными, плаксивыми, раздражительными, жалуются на головные боли, у некоторых из них пропадает аппетит, появляется вялость, сонливость. Поэтому особенно важное значение имеет укрепление их общего здоровья. Одним из таких способов является закаливание организма, которое необходимо начинать с раннего возраста. Выбор способа закаливания зависит от характера заболевания, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Закаливание детей первых лет жизни осуществляется главным образом в процессе повседневного ухода за ребенком. Детей постепенно приучают к длительному пребыванию на свежем воздухе, к умыванию прохладной водой, к ношению облегченной одежды. Как средства закаливания применяются обтирания, обливания.

Солнечные ванны как средство закаливания для детей с ранним органическим поражением ЦНС в первые годы жизни применять не рекомендуется. Это связанно с тем, что у многих из них имеется склонность к повышению внутричерепного давления, иногда повышенная судорожная готовность и возбудимость ЦНС.

Для всех детей с отклонениями в развитии особенно важное значение имеют специальные занятия по развитию их моторики, особенно по развитию координации движений, функции равновесия, по коррекции прямостояния, ходьбы, развитие ритма и пространственной организации движений.

У многих детей с отставанием в развитии нарушен ритм выполнения движений. Это особенно часто наблюдается у детей с двигательными и речевыми расстройствами. Поэтому важно научить ребенка согласовывать свои движения с заданным ритмом. Для этого с малышом полезно проводить специальные задания под счет, хлопки, музыку. Выполнение движений в заданном ритме не только улучшает моторику ребенка, но и активизирует его внимание, повышает эмоциональный тонус ребенка, соответствует его речевому развитию.

У детей с нарушениями в развитии обычно недостаточно развиты такие физические качества как ловкость, скорость, сила и выносливость. Поэтому с ними крайне важно выполнять специальные упражнения, формирующие основные двигательные навыки и умения и способствующие развитию физических качеств. К таким упражнениям относятся ходьба, бег, прыжки, лазание и перелезание, а также различные действия с предметами и игрушками. Малыша важно как можно раньше научить захватывать различные по объему, форме и весу предметы, манипулировать ими, а также узнавать их на ощупь с закрытыми глазами.

Если ребенок вялый, малоподвижный, не стремится к самостоятельной деятельности, его надо постоянно заинтересовывать, стимулировать к игре и двигательной активности, предлагая доступные для него задания. Детям с повышенной отвлекаемостью полезно предлагать задания, требующие организованности и выдержки.

Воспитание ребенка с нарушениями в развитии неразрывно связано с укреплением его здоровья. Прежде всего следует наладить режим его сна и питания. Не следует приучать ребенка спать на руках у матери. Это допустимо в самых исключительных случаях, например, когда малыш болен. Укладывать ребенка спать следует в одно и то же время. Если у него с большим трудом вырабатывается биологический ритм «сон – бодрствование» и он не спит ночью, а предпочитает спать днем, попробуйте не укладывать его днем. Перед ночным сном с ребенком полезно погулять, поиграть в спокойные, тихие игры; не следует перед сном возбуждать его ласками, дарить новые игрушки, читать новые книжки. Играть лучше в одну и ту же игру или читать хорошо знакомую и любимую им книжку. Взрослый, который укладывает малыша спать, должен быть как можно более спокоен.

Малыша с двигательными нарушениями, особенно с детским церебральным параличом, следует переворачивать во сне с одного бока на другой. Если ребенок спит на животе, его головка должна быть повернута в сторону. Если это не так, необходимо следить, чтобы ночью он не спал на животе.

Не следует волноваться, если малыш спит больше нормы, ведь его нервная система очень слабая и нуждается в отдыхе.

Если у ребенка судороги, матери следует быть к нему особенно внимательной во время ночного сна; хорошо, если кто-то из членов семьи спит с малышом в одной комнате.

Некоторые дети с отклонениями в развитии могут, не просыпаясь, кричать по ночам, иногда даже вставать и ходить по комнате.

Если эти состояния довольно регулярны, то есть возникают в одно и то же время после засыпания и особенно если в это время ребенок мочится, родителям обязательно следует посоветоваться с врачами, поскольку в этих случаях может потребоваться специальное лечение.

При кормлении больного ребенка следует обратить внимание на то, как он усваивает различные виды пищи. Некоторые дети, отстающие в психомоторном развитии, могут иметь различные врожденные нарушения обмена веществ, в связи с чем они не усваивают различные продукты, например, молоко, сахар, белковую пищу. Во всех этих случаях необходимо как можно раньше обратиться к врачу и строго придерживаться назначенной им диеты.

Обучение малыша навыкам самообслуживания и опрятности

Для социализации ребенка с ОВЗ необходим определенный уровень развития у него навыков самообслуживания. Известно, что у всех детей с ОВЗ недостаточно развита тонкая моторика рук, которая необходима ребенку при самообслуживании, когда он самостоятельно ест, манипулирует столовыми приборами. Для развития ловкости, координации движений у данной категории детей организуются специальные занятия. На первом этапе ребенка обучают умению произвольно брать и отпускать предметы, перекладывать их из одной руки в другую, соразмерять свои двигательные усилия в зависимости от размеров, веса и формы предметов.

Самостоятельный прием пищи подразумевает умение есть. Ребенок должен уметь подносить свою руку ко рту, затем брать хлеб и тоже подносить его ко рту, брать ложку и самостоятельно есть (вначале ему предлагается густая пища), затем он должен научиться держать кружку и пить из нее. Ребенку с нарушениями, чтобы овладеть всеми навыками, следует предоставлять как можно больше самостоятельности. Уберите хорошую посуду, которую вам жалко, используйте небьющиеся чашки и тарелки. Затем постепенно приучайте малыша пользоваться вилкой, ножом. Не забывайте об эстетике, когда сервируете стол.

Для того чтобы ребенок освоил навыки одевания, научите его сначала расстегивать большие, потом мелкие пуговицы, правильно ориентироваться в одежде. Многие дети долго путают в одежде «зад» и «перед», изнаночную и лицевую стороны, в обуви – правый и левый ботинки, долго не могут научиться застегивать крючки, молнии, зашнуровывать ботинки. Все эти навыки следует тренировать в игровой деятельности. А после того как они закрепятся, переносить в жизнь самого ребенка. После подобных занятий у ребенка, как правило, появляется стремление к самостоятельной деятельности. Правда, он еще очень неловок и медлителен. Нельзя сердиться на него. Больше терпения, и постепенно ребенок овладеет простейшими навыками самообслуживания.

Но во всех случаях важно не упустить момента, когда малыш начинает проявлять активность в одевании ли, в еде ли. Вначале взрослый выполняет некоторые действия вместе с ребенком, комментирует их. Правда, свою помощь взрослый должен строго дозировать с учетом возможности ребенка.

Ребенка следует как можно раньше приучить к порядку. Перед сном он должен аккуратно положить белье на стульчик, поставить тапочки около кроватки, а перед этим убрать игрушки на место.

Всех детей с отклонениями в развитии независимо от тяжести их состояния следует обучать навыкам опрятности. Но это потребует очень большого терпения и настойчивости. Развитие навыков опрятности у детей с нарушениями в развитии обычно представляет определенные трудности, что связано как со спецификой их заболевания, так нередко и с ошибками воспитания. Многие родители, чрезмерно беспокоясь о будущем своего ребенка, начинают слишком рано прививать ему навыки опрятности, другие, напротив, жалея ребенка, не уделяют этому вопросу в первые годы жизни никакого внимания. В обоих случаях формирование навыков затрудняется.

Чтобы избежать этих ошибок, родителям полезно знать особенности развития навыков опрятности у здорового ребенка; до года у ребенка, как правило, не устанавливается связь между предметом и его назначением (за исключением отдельных редких случаев), почему и не следует стремиться прививать в этом возрасте привычку пользоваться горшком. Эта связь у большинства детей появляется на втором году жизни. Однако на этом возрастном этапе доминирующей формой деятельности является двигательная, и ребенок обычно так бывает ею увлечен, в частности освоением ходьбы, что часто забывает о контроле над функцией мочевого пузыря. Только постепенно, с возрастом этот контроль начинает закрепляться. В 2 года большинство детей имеют частично сформированные навыки опрятности, однако в этом возрасте ребенок может чувствовать беспокойство при пользовании горшком, по нескольку раз вскакивая с него. И только постепенно к 3–3,5 годам навык опрятности становится более прочным.

Родители должны помнить, что процесс воспитания навыков опрятности, длительный и у здорового ребенка, легко может быть разрушен при изменении привычной обстановки, под влиянием эмоциональных переживаний, болезни и т. д.

Очень часто родители считают, что им удалось сформировать навык опрятности, как вдруг оказывается, что он утрачен. Эти срывы навыка в период его формирования характерны и для здорового ребенка, тем более они закономерны для ребенка с отклонениями в развитии.

Очень важно, чтобы родители хвалили ребенка, когда он проявил навык опрятности, и совсем не ругали, если этого не случилось. Даже умственно отсталый ребенок чувствует, что он сделал плохо, поэтому грубость родителей вызывает у него беспокойство, не помогает укреплению навыка, а, наоборот, разрушает его за счет эмоционального стресса.

Для воспитания навыка опрятности важно, чтобы родители предлагали ребенку горшок в строго определенные интервалы времени. Важно развить у ребенка желание обрадовать родителей, ибо понять, почему надо пользоваться горшком, ему пока трудно.

При воспитании навыка опрятности родители должны учитывать следующие моменты, связанные со спецификой аномального развития: находясь на горшке, ребенок не должен испытывать страха. Чтобы чувствовать себя спокойно, ему надо быть рядом со взрослым; нельзя давать ему игрушки, так как внимание переключается на них; для многих детей трудно удержаться в позе сидения и расслабляться в этой позе для натуживания и опорожнения кишечника.

Последнее значительно затрудняет развитие навыков опрятности у многих детей с отклонениями в развитии. Тут могут быть полезны следующие советы. Если это маленький ребенок, матери можно ставить горшок себе на колени; это позволит поддерживать ноги ребенка в положении отведения, контролировать положение его головы и помогать ему сохранять равновесие. С помощью матери ребенку легче расслабиться. Иногда оказывается полезным применение небольшого куска пористой резины, использованной таким образом, чтобы она находилась вокруг краев горшка и обеспечивала бы более устойчивое и удобное положение ребенка, полезно также использование специальных стульчиков, за перекладины которых ребенок может удерживаться.

Важно подчеркнуть, что мальчики для их правильного психосексуального развития с самого начала воспитания навыка опрятности должны мочиться стоя. Для детей с двигательными нарушениями можно использовать специальный горшок с подъемными сторонами, держась за которые ребенок чувствует себя более устойчиво и преодолевает страх падения, или с этой целью можно укрепить перекладину.

Если у ребенка недостаточно развита реакция равновесия и функция сидения, то горшок можно поместить в деревянный ящик или в основание треугольного стула или табуретки, чтобы ребенок мог держаться за края этого приспособления.

Надо стремиться к тому, чтобы малыш с первых лет жизни учился сам доставать горшок, более старший – самостоятельно пользоваться горшком. Задача родителей – обеспечить возможность выполнения этих функций самим ребенком. Туалетную бумагу располагают на доступной для него высоте. Одежда ребенка должна быть такой, чтобы он мог снять ее самостоятельно.

На первой стадии развития навыка, когда ребенок, используя для этого различные способы, начинает сообщать окружающим о своих нуждах, взрослые должны быть максимально внимательны к этим сигналам – жестам, мимике, речи, выражению взгляда, голоса.

На следующем этапе, когда ребенок сам начинает доставать горшок и снимать одежду, важно создать условия для полной его независимости в этих действиях, о чем уже говорилось выше.

Для того чтобы облегчить формирование навыков опрятности у ребенка, вам следует прежде всего поить и кормить его в одно и то же время. И в соответствии с этим высаживать на горшок. Вначале сажайте малыша на горшок достаточно часто (например, через каждый час), но не оставляйте на горшке долго (не более 5–6 минут).

Еще раз обращаем внимание на то, что при тренировке навыков опрятности следует быть максимально терпеливыми и последовательными в своих действиях. Не следует думать, что только у вашего ребенка возникают большие трудности в приобретении этих навыков. Во всех случаях важно понять причину трудностей, испытываемых ребенком, и направить все усилия на ее преодоление.

Если же, несмотря на все старания родителей, навык опрятности не формируется к 4 годам или же если навык сформировался, а потом под влиянием каких-либо неблагоприятных воздействий был утрачен, необходимо обратиться к врачу.

У многих детей с отклонениями в развитии, у которых удалось сформировать навыки опрятности в дневное время, ночью во время сна может наблюдаться неосознанное упускание мочи – энурез. Ночной энурез у детей с отклонениями в развитии часто связан с нарушениями механизмов сна. Поэтому одним из важнейших режимных моментов в этих случаях следует считать строгую организацию режима сна ребенка. Необходимо создать благоприятные условия для отхода ко сну, исключив за 2 часа до сна различные эмоционально возбуждающие воздействия (подвижные игры, просмотры телепередач и т. д.), спать ребенок должен на полужесткой кровати со слегка приподнятым ее ножным концом, в теплой комнате. Важным является соблюдение определенного пищевого и питьевого режима с ограничением во второй половине дня продуктов, содержащих большое количество жидкости. Питьевой режим предусматривает исключение всякого питья за 4–5 часов до сна. Если этих режимных моментов оказывается недостаточно, вам следует обязательно посоветоваться с врачом-психоневрологом.

Развитие познавательной деятельности, сенсорных функций, памяти, речи и навыков общения

Сенсорному воспитанию и развитию игровой деятельности принадлежит ведущая роль в преодолении и профилактике отставания в развитии ребенка. Сенсорное воспитание лежит в основе развития познавательной деятельности и создает необходимые предпосылки для формирования у малыша высших психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности его дальнейшего обучения.

Целью сенсорного воспитания является развитие зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия (восприятие позы и движений), а также профилактика зрительной недостаточности, связанной с патологией зрительной и зрительно-моторной системы, такой как ограничения движений глаз из-за различных форм косоглазия, нарушений фиксации взора, ограничение полей зрения и других.

Недостаточность зрительного восприятия может определяться также малой психической активностью, отсутствием интереса к окружающему у детей с нарушениями интеллектуального развития. И во всех этих случаях необходимы ранние коррекционные упражнения.

Все сенсорные функции малыша следует развивать в тесной взаимосвязи с формированием двигательных навыков, стремясь к тому, чтобы развивалась целостная интегративная деятельность – сенсомоторное поведение, которое составляет основу интеллектуального и речевого развития. Поэтому уже на первом году жизни малыша родителям следует всячески содействовать накоплению ребенком сенсомоторного опыта. Для детей с отставанием психомоторного развития необходимо как можно раньше стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая этот процесс с моторной активностью. Прежде всего малыша следует обучить комплексному обследованию окружающих предметов с привлечением зрения, слуха, движений рук. Этот процесс реализуется в процессе повседневного ухода за ребенком.

Особенностями проведения любой коррекционной работы являются ее этапность и последовательность. Раскроем эти принципы на примере сенсорного воспитания. Как показывает опыт, прежде всего, у родителей возникает вопрос: «Когда и с чего начинать?» Оптимальным вариантом является начало лечебно-воспитательных и коррекционных мероприятий с первых месяцев жизни ребенка. Но, к сожалению, отклонения в развитии не всегда диагностируются так рано. Чаще всего это выявляется к 2–3 годам жизни. При этом основной проблемой, волнующей родителей, чаще всего является отставание речевого развития. В то же время при обследовании ребенка часто выявляется несформированность самых начальных этапов сенсорного развития. Поэтому коррекционная работа, прежде всего, должна строиться с учетом не только возраста малыша, но и уровня сформированности той или иной функции, а также уровня сенсомоторного развития в целом.

В связи с этим с ребенком 2–3 лет может возникнуть необходимость начинать коррекционную работу по сенсорному воспитанию с самых начальных этапов, которые здоровый ребенок проходит в первые месяцы жизни. Как правило, это относится и к стимуляции развития других функций.

Если ребенок находится на самом начальном этапе развития сенсорных функций, то его, прежде всего, обучают произвольной фиксации взгляда как на перемещаемых, так и на неподвижных предметах (игрушках), его побуждают к более длительному сосредоточению на предмете и лице говорящего. Учат осматривать предмет, выделяя в нем существенные признаки. Затем предлагают задания по словесной инструкции, при условии понимания речи, например, найти глазами окно, дверь, ту или иную игрушку.

На следующем этапе ребенка учат различению цветов. Известно, что уже на первом году жизни ребенок способен отличить один цвет от другого. Однако установление связи между зрительным восприятием цвета и его словесным обозначением происходит значительно позже. Так, в процессе специального обучения ребенок в начале третьего года при нормальном развитии различает и называет четыре цвета: красный, синий, желтый и зеленый. К моменту поступления в школу должен различать и называть все основные цвета. Ребенку отстающему в развитии, то упражнения в различении и назывании цветов следует проводить систематически и в разнообразной форме.

Особенно полезными для малыша являются упражнения в быту, в жизненной ситуации. Так, в процессе одевания, раздевания взрослый обращает внимание ребенка на цвет одежды, обуви, при знакомстве с предметами окружения он называет их цвет.

Родителям следует научить ребенка производить начальные умственные операции – обобщать. Для этого его надо научить подбирать предметы, одинаковые по цвету, распределять их по этому признаку.

Рекомендуется проводить также специальные дидактические игры (или игры-занятия). Так, если малыш совсем не знает цветов, то ему предлагается игра с цветными шариками. Цель этой игры – научить ребенка различать цвета и понимать их название. Вначале взрослый играет с ребенком, используя шарики одного цвета (только красные, затем только синие), они вместе их катают, подбрасывают. Затем проводится игра с красными и синими шариками одновременно. В такой игре ребенок по инструкции взрослого должен выбрать и покатать красный или синий шарик. Взрослый берет красный или синий шарик и просит ребенка выбрать «такой же» катать вместе с ним. Игры повторяются, пока ребенок не научится выбирать из двух цветов нужный по просьбе взрослого.

Следующим этапом является подборка игр, способствующих формированию простых умственных операций на основе знания цветов. Ребенку дается коробка с 8–10 шариками двух цветов и две коробки такого же цвета, как и шарики, и он должен разложить шарики в коробки соответствующего цвета. Затем ему дают эти же шарики, окрашенные в два цвета, которые складываются в общую коробку. Затем на стол ставят две пластмассовые тарелки таких же цветов, как и шарики. Взрослый на глазах у ребенка берет красный шарик, кладет его в красную тарелку, затем дает синий шарик ребенку и просит его положить в соответствующую по цвету тарелку.

Постепенно на различном игровом материале, в том числе картинках, ребенка учат группировать предметы по цвету, форме и величине.

Для этого малыша, прежде всего, необходимо научить различению простых геометрических фигур и их размеров.

Следует помнить, что все игры-занятия по различению геометрических фигур не только тренируют зрительное восприятие и внимание, но и способствуют развитию пространственных представлений.

Если у малыша совсем отсутствует представление о форме предмета, то игры-упражнения начинаются с различения формы шара, круга и их размеров (большой – маленький). Для этого родителям нужно иметь ящик, в стенке которого имеются отверстия большого и маленького размера, с одной стороны ящик открыт. Ребенку дают ящик и шарики двух размеров с таким расчетом, чтобы шарики не могли пройти через меньшие отверстия. При этом взрослый поясняет:

«Вот большой шарик (шарик дается ребенку, и он ощупывает его), а вот маленький (также предоставляется возможность ощупать шарик)». После этого ребенок закрывает глаза и ему в руку вкладывается один из шариков. Ребенок должен угадать, какой шарик у него в руке. После этого ребенку дается задание – положить большой шар в большое окошко, а маленький – в маленькое.

Также в играх у ребенка развивают возможность различать формы шара и куба, круга и квадрата, затем добавляется треугольник, овал и другие геометрические фигуры. На начальном этапе таких игр-упражнений малыш знакомится с одной стороной, на стенках которой имеются отверстия круглой и квадратной формы большого и маленького размера, используемые шары и кубики тоже двух размеров.

Познакомившись с формами и размерами шара и куба, малыш знакомится с отверстиями на коробке. При этом у него на данном занятии развиваются элементарные навыки переноса: шар – отверстие круглой формы – окошко, куб – отверстие квадратной формы – квадрат. Взрослый предлагает малышу опустить в коробку большой шарик и большой кубик и спрашивает: «Куда ты будешь опускать шарик? В какое окошко?» – «Правильно, вот в это окошко опусти шарик. А теперь опусти кубик. Покажи, куда надо опустить кубик?» – «Правильно, вот сюда!» Затем ребенок выполняет это задание самостоятельно.

После этого ребенка учат опускать большой шарик в большое окошко, маленький – в маленькое.

Затем ребенку для различения предлагаются новые геометрические фигуры. Полезно использовать игру «Почтовый ящик», а также специальные доски с прорезями различной формы и величины и соответствующие фигурки к ним. Ребенка путем соотнесения учат помещать в каждую прорезь соответствующую фигурку. Закрепление понятий «большой», «маленький», а также узнавание различных геометрических форм закрепляется в различных играх-упражнениях на конструктивную деятельность.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья особенно полезны игры с разборными игрушками, так как в них не только формируется представление о величине предмета, но и развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные ориентировки. Это специальные игры – вкладыши в виде набора коробок, вложенных одна в другую, это подбор крышек к коробкам разного размера, игры с матрешками, пирамидками и т. д.

На следующих этапах ребенку предлагаются кубики и разрезные картинки сначала из двух, а затем из четырех частей. Широко следует использовать игры со строительным материалом. В этих играх у детей развивается представление о форме, величине и объеме предметов, формируются целенаправленная деятельность и пространственные представления.

Необходимо, чтобы организуя игру малыша, взрослый играл вместе с ним. При этом взрослый ребенок должен поддерживать проявления самостоятельности и активности ребенка.

Педагог и родитель на всех занятиях с ребенком уделяют специальное внимание развитию памяти малыша.

Конец ознакомительного фрагмента.