Роли ребенка и родителя в процессе занятий
В занятиях семейной мультипликацией дело найдется для каждого. «Должностей» много:
– Главный режиссер – координирует всю работу. Эта должность однозначно закреплена за взрослым. При определенном опыте эту роль может выполнять старший ребенок от 10 лет. Хотя бывает по-разному. Например, у одной из участниц нашего онлайн-курса роль главного режиссера со всей серьезностью взяла на себя дочка семи лет:
«Она рисует почти всё время. Хотя, конечно, при рисовании фона и мне пришлось руку приложить, и туловища бабушки и дедушки я легонько нарисовала, а она уже красила. Зато всё остальное полностью сама. Предложила ей скалку и молоток нарисовать, так она удивилась и сказала, что у деда сковородка должна быть, а у бабы ложка. Вот такой у меня строгий главный режиссёр».
– Оператор – человек, нажимающий кнопку на фотоаппарате. После того как взрослый установил штатив и настроил нужный ракурс, ответственную роль оператора можно доверить ребенку.
– Мультипликатор – тот, кто двигает героев в кадре. Это может быть как ребенок, так и взрослый. Главное, чтобы движения героев были как можно «мельче», и тогда движение в мультфильме получится более плавным. После нескольких снятых мультфильмов дети обычно уже знают, как нужно двигать персонажей.
– Сценарист пишет сценарий, и совместно с режиссером фиксирует его в виде раскадровки. Если у ребенка богатая фантазия, он обычно может на ходу придумать историю, задача родителя – записать (зарисовать) это в виде кадров, где-то направить творческую мысль, чтобы развитие сюжета было логичным и последовательным.
– Художник: в профессиональной мультипликации есть отдельный художник-фоновщик, который занимается только фонами, а есть художники по персонажам. С фонами обычно хорошо справляются дети, в том числе самые маленькие. В нашей семье мы обычно поручаем эту работу младшему Илюше, которому всего 3 года. С героями уже сложнее. Для упрощения задачи первое время вы можете распечатывать готовых героев из раскрасок. Либо полностью поручить разработку героев ребенку, будучи готовыми получить неожиданный результат.
– Актер дубляжа озвучивает фильм. Это обязательно должен быть ребенок. Наиболее простым вариантом является «голос за кадром», а с опытом можно применить «чтение по ролям».
– Суфлёр подсказывает актёру дубляжа текст, который нужно говорить. Самые милые мультфильмы получаются, если ребенок сам формулирует свои мысли, глядя на отснятые кадры. Но если «мысль потерялась» или ушла в сторону, родитель может подсказать. Главное – не говорить одновременно, иначе речь суфлёра не получится вырезать.
– Звукорежиссер монтирует получившуюся озвучку: вырезает текст суфлёра и лишние паузы, а также подбирает подходящую музыку.
– Инженер видеомонтажа собирает всё в единый готовый проект. Конечно, это делает уже родитель. С детьми постарше (7—8 лет) это можно делать совместно. Дети от 10 лет уже могут осуществлять монтаж самостоятельно, ориентируясь на уроки из книги.