Вы здесь

Семейная мультипликация в действии. Практическое руководство. Роли ребенка и родителя в процессе занятий (А. И. Плотникова)

Роли ребенка и родителя в процессе занятий

В занятиях семейной мультипликацией дело найдется для каждого. «Должностей» много:

Главный режиссер – координирует всю работу. Эта должность однозначно закреплена за взрослым. При определенном опыте эту роль может выполнять старший ребенок от 10 лет. Хотя бывает по-разному. Например, у одной из участниц нашего онлайн-курса роль главного режиссера со всей серьезностью взяла на себя дочка семи лет:

«Она рисует почти всё время. Хотя, конечно, при рисовании фона и мне пришлось руку приложить, и туловища бабушки и дедушки я легонько нарисовала, а она уже красила. Зато всё остальное полностью сама. Предложила ей скалку и молоток нарисовать, так она удивилась и сказала, что у деда сковородка должна быть, а у бабы ложка. Вот такой у меня строгий главный режиссёр».

Оператор – человек, нажимающий кнопку на фотоаппарате. После того как взрослый установил штатив и настроил нужный ракурс, ответственную роль оператора можно доверить ребенку.

Мультипликатор – тот, кто двигает героев в кадре. Это может быть как ребенок, так и взрослый. Главное, чтобы движения героев были как можно «мельче», и тогда движение в мультфильме получится более плавным. После нескольких снятых мультфильмов дети обычно уже знают, как нужно двигать персонажей.

Сценарист пишет сценарий, и совместно с режиссером фиксирует его в виде раскадровки. Если у ребенка богатая фантазия, он обычно может на ходу придумать историю, задача родителя – записать (зарисовать) это в виде кадров, где-то направить творческую мысль, чтобы развитие сюжета было логичным и последовательным.

Художник: в профессиональной мультипликации есть отдельный художник-фоновщик, который занимается только фонами, а есть художники по персонажам. С фонами обычно хорошо справляются дети, в том числе самые маленькие. В нашей семье мы обычно поручаем эту работу младшему Илюше, которому всего 3 года. С героями уже сложнее. Для упрощения задачи первое время вы можете распечатывать готовых героев из раскрасок. Либо полностью поручить разработку героев ребенку, будучи готовыми получить неожиданный результат.

Актер дубляжа озвучивает фильм. Это обязательно должен быть ребенок. Наиболее простым вариантом является «голос за кадром», а с опытом можно применить «чтение по ролям».

Суфлёр подсказывает актёру дубляжа текст, который нужно говорить. Самые милые мультфильмы получаются, если ребенок сам формулирует свои мысли, глядя на отснятые кадры. Но если «мысль потерялась» или ушла в сторону, родитель может подсказать. Главное – не говорить одновременно, иначе речь суфлёра не получится вырезать.

Звукорежиссер монтирует получившуюся озвучку: вырезает текст суфлёра и лишние паузы, а также подбирает подходящую музыку.

Инженер видеомонтажа собирает всё в единый готовый проект. Конечно, это делает уже родитель. С детьми постарше (7—8 лет) это можно делать совместно. Дети от 10 лет уже могут осуществлять монтаж самостоятельно, ориентируясь на уроки из книги.