Вы здесь

Село в условиях развития демократии 1953–1960 гг.. 1. Сентябрьский пленум ЦК КПСС (1953 г.) и его влияние на подъем сельскохозяйственного производства и ативизацию жизни села (О. И. Федоренко, 2014)

1. Сентябрьский пленум ЦК КПСС (1953 г.) и его влияние на подъем сельскохозяйственного производства и ативизацию жизни села

В послевоенные годы советский народ прилагал большие усилия для восстановления и дальнейшего развития сельскохозяйственного производства. К началу пятидесятых годов в основном был ликвидирован колоссальный ущерб, нанесенный сельскому хозяйству войной: восстановлена его материально-техническая база, расширены посевные площади. Однако урожайность продолжала оставаться низкой, отставало животноводство. Об этом свидетельствуют статистические данные тех лет. Например, в 1950 г. в стране было закуплено 32,3 миллионов тонн зерна – на 4,1 миллионов тонн меньше, чем в 1940 г.; на 500 тысяч тонн уменьшились закупки семян подсолнечника, на 2,3 миллионов тонн – картофеля, на миллион тонн овощей и т. д. За это же время уменьшилось коров – с 27 900 тысяч до 24 283 тысяч голов[1].

Сельское хозяйство еще не удовлетворяло потребностей населения в продуктах питания, а легкую и пищевую промышленность в сырье. Отставание сельского хозяйства сдерживало намеченный подъем народного хозяйства, рост благосостояния трудящихся.

Все эти и другие проблемы сельского хозяйства были вынесены на рассмотрение Пленума ЦК КПСС, состоявшегося 3–7 сентября 1953 г. Пленум отметил, что социалистическое сельское хозяйство СССР опирается на мощную индустриально-техническую базу и является самым крупным и механизированным сельским хозяйством в мире. Оно неоспоримо доказало свои решающие преимущества перед мелкотоварным крестьянским хозяйством, а также перед крупным капиталистическим сельскохозяйственным производством.

Развивается общественное хозяйство колхозов и крепнет колхозный строй. Колхозы и совхозы обеспечили значительный рост продуктивности сельского хозяйства и его высокую товарность. В послевоенные годы восстановлено и значительно расширено производство зерна, наша страна обеспечена хлебом. Увеличились государственные заготовки хлопка, сахарной свеклы, мяса, молока, шерсти и других продуктов. Выросла товарность социалистического сельского хозяйства. Государственные закупки зерна в стране увеличились в 1953 г. по сравнению с 1928 г. почти втрое, скота и птицы – вдвое, молока – в 5,6 раза. Увеличились также закупки хлопка, сахарной свеклы и других культур[2]. Тем не менее достигнутый уровень производства был еще недостаточен. Это объяснялось рядом причин, в том числе тем, что ранее «не было возможно обеспечить одновременное развитие высокими темпами и тяжелой индустрии, и сельского хозяйства, и легкой промышленности»[3].

Теперь, когда в нашей стране создана мощная технически совершенная тяжелая промышленность и значительно окрепли колхозы, отмечалось на сентябрьском Пленуме ЦК КПСС, имеются все условия для того, чтобы на этой базе обеспечить крутой подъем всех отраслей сельского хозяйства и в течение двух-трех лет резко повысить обеспеченность всего населения нашей страны продовольственными товарами и вместе с тем обеспечить всей массе колхозного крестьянства более высокий уровень материального благосостояния[4].

Вместе с тем сентябрьский Пленум ЦК КПСС отметил, что огромные возможности крупного социалистического сельского хозяйства используются еще плохо. Во многих колхозах и районах урожаи зерновых, крупяных, льна, сахарной свеклы, масличных и других культур продолжают оставаться низкими. Рост продуктивности сельского хозяйства, развитие животноводства, производство картофеля, овощей, льна-долгунца, зернофуражных и других кормовых культур не соответствуют требованиям народного хозяйства. Отставание этих и других кормовых культур сильно тормозит рост производства продукции животноводства. Отставание этих и ряда других отраслей сельского хозяйства сдерживает дальнейшее развитие легкой и пищевой промышленности, призванных удовлетворять насущные потребности населения, и является серьезным препятствием для роста доходности колхозов и колхозников.

Особенно неблагополучно обстояло дело с развитием животноводства. Во многих колхозах эта важная отрасль хозяйства не стала еще высокотоварной и высокодоходной. Сентябрьский Пленум отметил, что поголовье скота в последние годы растет очень медленно, а поголовье коров в стране не достигло довоенного уровня.

Крупным недостатком в развитии сельского хозяйства являлось серьезное отставание в производстве картофеля и овощей, что мешало делу улучшения снабжения этими продуктами населения городов и промышленных центров.

Значительные недостатки имели место в работе совхозов, которые еще не стали образцовыми и высокопроизводительными социалистическими хозяйствами.

Одной из важных причин отставания ряда отраслей сельского хозяйства, отметил Пленум ЦК КПСС, является недостаточно умелое руководство сельским хозяйством, то есть причины, зависящие от нас самих[5]. К числу таких причин относится прежде всего нарушение в сельском хозяйстве принципа материальной заинтересованности работников в развитии производства, в увеличении его доходности. Одним из недостатков в работе колхозов являлось нарушение принципа правильного сочетания общественного и личного при подчинении личных интересов общественным. Нарушение этого принципа, завышенные нормы поставок продуктов с приусадебного хозяйства, имевшие место недостатки в налоговой политике в отношении личного подсобного хозяйства колхозников привели к сокращению поголовья коров, свиней, овец в личной собственности колхозников.

Одной из главных причин серьезного отставания ряда жизненно важных отраслей сельского хозяйства является совершенно неудовлетворительное использование техники. Не была создана система машин, которая обеспечивала бы комплексную механизацию возделывания сельскохозяйственных культур с учетом разнообразных природных и хозяйственных условий различных зон страны. Даже в зерновом хозяйстве, где достигнут наиболее высокий уровень механизации пахоты, посева, уборки, остаются неудовлетворительно механизированными трудоемкие работы по послеуборочной обработке зерна на токах, по сбору и скирдованию половы и соломы, внесению органических и минеральных удобрений.

Имеющаяся в МТС сложная техника, требующая технически подготовленных кадров, вверена сезонным работникам. Большинство руководящих кадров МТС не имеет достаточной инженерно-технической и агрономической подготовки и не обеспечивает квалифицированного руководства крупным механизированным сельскохозяйственным производством. Примером могут служить следующие факты. Из 350 тысяч специалистов с высшим и средним образованием, занятых в системе сельскохозяйственных органов, в колхозах работает 18,5 тысяч и в МТС – 50 тысяч специалистов. Из 94 тысяч председателей колхозов имеют высшее образование только 2,4 тысяч и среднее специальное образование – 14,2 тысяч человек. Подавляющее большинство директоров МТС, главных инженеров и главных агрономов МТС не имеют высшего образования. Основная масса агрономов, инженеров, зоотехников, ветеринарных работников и других специалистов оседает в различных учреждениях, а МТС, колхозы и совхозы испытывают острый недостаток в квалифицированных сельскохозяйственных кадрах[6].

Важнейшей причиной серьезного отставания ряда отраслей сельского хозяйства является плохое руководство колхозами, МТС и совхозами со стороны партийных, советских и сельскохозяйственных органов. Кроме того, ряд министерств крайне недостаточно оказывают помощь сельскому хозяйству в снабжении его различными стройматериалами, что тормозит строительство животноводческих и других производственных помещений.

Подводя итог недостаткам в работе сельского хозяйства, сентябрьский Пленум ЦК КПСС счел необходимым и неотложным проведение ряда крупных мер, направленных на подъем отстающих отраслей сельского хозяйства, колхозов, совхозов и районов до уровня передовых, с тем, чтобы обеспечить мощный подъем всего социалистического сельского хозяйства. Необходимо в ближайшие 2–3 года в достатке удовлетворить растущие потребности населения страны в продовольственных продуктах и обеспечить сырьем легкую и пищевую промышленность[7].

ЦК КПСС признал целесообразным осуществить перестройку партийного аппарата в сельских районах таким образом, чтобы «иметь в райкоме на каждую МТС группу работников во главе с секретарем райкома, которая должна вести партийно-политическую работу в МТС и в обслуживаемых ею колхозах»[8].

Сентябрьский Пленум ЦК КПСС сыграл важную роль в мобилизации сил партии и народа на подъем сельского хозяйства. На основе его решений партийные организации развернули разъяснительную работу в массах. Во всех областях, краях и республиках состоялись собрания партийного актива, в районах прошли совещания секретарей парторганизаций, председателей колхозов, директоров МТС и совхозов, а также семинары комсомольского и профсоюзного актива.

Кроме того, по решению сентябрьского Пленума ЦК КПСС в период с сентября 1953 г. по март 1954 г. Центральный Комитет заслушал отчеты ряда республиканских, краевых и областных партийных организаций – ЦК Компартии Казахстана и Молдавии, Астраханского, Башкирского, Воронежского, Калининского, Брянского и других ЦК, всего более десяти организаций.

Вопросы развития сельского хозяйства вновь обсуждались на Пленуме ЦК КПСС в феврале – марте 1954 г. Еще через несколько месяцев их рассматривал июньский Пленум ЦК. В январе 1955 г. очередной Пленум ЦК Партии был посвящен развитию животноводства, но его решения касались всех отраслей сельскохозяйственного производства. Кроме того, ЦК КПСС проводил всесоюзные, республиканские, областные совещания и собрания партийного актива. Газеты, журналы, радио, телевидение стали больше уделять внимания сельскому хозяйству. Все это позволило вовлечь в активную работу по реализации решений партии широкие массы тружеников города и деревни.

Партия продолжала укреплять материально-техническую базу колхозного и совхозного производства. В октябре 1953 г. в Москве состоялось совещание конструкторов и научных работников сельскохозяйственного машиностроения. Оно обсудило ряд практических задач, связанных с выпуском новых типов машин для комплексной механизации проводимых сельскохозяйственных работ.

Выполняя директивы ЦК КПСС, научно-исследовательские учреждения, специализированные конструкторские бюро в содружестве с сельскими механизаторами ускорили экспериментальную проверку новой техники, что позволило приступить к созданию перспективного плана выпуска систем машин для комплексной механизации сельского хозяйства с учетом особенностей различных почвенно-климатических зон страны. Одновременно со строительством заводов сельхозмашиностроения стали более полно использовать мощности действующих предприятий.

Коллективы Сталинградского и Харьковского тракторных заводов, Ростсельмаша, Люберецкого завода сельскохозяйственных машин им. А. В. Ухтомского, Ленинградского Кировского завода и других предприятий боролись за досрочное выполнение планов 1953 и 1954 гг. по выпуску тракторов, сельхозмашин и запасных частей к ним, оборудования для МТС. Коллектив Люберецкого завода выступил инициатором добиться в 1954 г. роста выпуска машин без расширения производственных площадей. Завод одним из первых в стране выполнил годовой, а затем и пятилетний планы.

В результате развернувшегося социалистического соревнования на предприятиях сельскохозяйственного машиностроения Москвы, Ленинграда, Киева, Сталинграда, Новосибирска, Барнаула и других городов страна сумела за пять лет получить большое количество сельхозтехники. Если в 1950 г. на полях работало 575 тысяч тракторов (в физических единицах), то в 1956 г. – 870 тысяч, а зерновых комбайнов соответственно – 211 и 375 тысяч[9]. Это было важным вкладом рабочего класса в решение общенародной задачи подъема сельского хозяйства. К концу пятилетки механизация пахоты достигла 98 процентов, уборка зерновых комбайнами – 80 процентов.

Ускорилось электроснабжение деревни. Потребление электроэнергии в сельском хозяйстве повысилось с 1,5 миллиардов кВт ч в 1950 г. до 4,8 миллиарда в 1956 г. Уже в 1955 г. электроэнергией пользовались 25 % колхозов, 90 % совхозов и почти все МТС[10].

Большую помощь колхозному крестьянству оказывал рабочий класс в порядке шефства. Коллективы многих промышленных предприятий приняли участие в капитальном строительстве на селе. Над колхозами и совхозами Московской области в начале 1955 г. шефствовали и помогали им в строительстве 1700 предприятий и учреждений столицы. В 1953–1955 гг. шефскую работу в деревне вели более тысячи предприятий и учреждений Ленинграда. Все МТС и более тысячи колхозов Тульской области находили связь с городскими предприятиями и учреждениями. В Куйбышеве 222 промышленных предприятия взяли шефство над 71 МТС и 543 колхозами области, в Новосибирске – 61 предприятие над 43 МТС и 100 колхозами[11].

В соответствии с указаниями сентябрьского Пленума партийные организации городов провели отбор добровольцев – рабочих, инженеров и техников для постоянной работы в МТС. С сентября 1953 г. по март 1954 г. в деревню выехало около 50 тысяч механизаторов, 23 тысяч инженерно-технических работников и более 100 тысяч агрономов и зоотехников. За это же время в штаты МТС было зачислено около 1250 тысяч трактористов, бригадиров тракторных бригад и других работников[12].

Партийные организации обеспечили перестройку системы подготовки сельских механизаторов. Если раньше она осуществлялась на средства колхозов на краткосрочных курсах по узкой специальности, то с 1954 г. государство организовало подготовку специалистов для сельского хозяйства через ремесленные училища и школы ФЗО. Это позволило улучшить и расширить подготовку механизаторов.

Оплата труда механизаторов была заметно улучшена. На них распространялась система государственного социального страхования и пенсионного обеспечения. Наряду с усилением морального стимулирования повысилась материальная заинтересованность механизаторов в развитии колхозного производства.

Партийные и советские органы продолжали работу по улучшению составов председателей колхозов. В марте 1955 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по дальнейшему укреплению колхозов руководящими кадрами»[13]. Это постановление способствовало проведению в жизнь линии КПСС и Советского правительства в области подъема сельского хозяйства, намеченной сентябрьским (1953 г.) Пленумом ЦК.

В постановлении отмечалось, что никакая директива, как бы она хорошо и детально ни была разработана, не окажет надлежащего влияния на подъем сельского хозяйства, если на местах не будет хороших исполнителей, способных организаторов.

Директива может не принести никакой пользы, если во главе колхозов не будут находиться знающие работники. В то же время в связи с большими задачами по дальнейшему подъему сельского хозяйства требования к руководящим колхозным кадрам, и прежде всего к председателям колхозов, еще более возросли.

За последние годы партией было принято ряд мер по укреплению состава председателей колхозов за счет посылки на эту работу специалистов сельского хозяйства, руководящих партийных и советских работников. Однако дела улучшались медленно. Во главе многих колхозов находились слабые люди, которые не могли обеспечить решение бывших задач, стоящих перед колхозами. Подобрать способных и опытных руководителей во все колхозы только за счет местных работников не представлялось возможным. Конечно, в каждом колхозе можно подобрать человека, который со временем станет хорошим председателем, но для этого требовалось много времени. А время не ждет, мы должны были в короткие сроки добиться резкого увеличения производства сельскохозяйственных продуктов, поэтому необходимо укрепить состав председателей колхозов хорошими работниками. Ставилась задача перед городом помочь деревне, выделить из своей среды лучших, способных людей, которые бы со знанием дела, а главное, с сознанием ответственности и необходимости прилагали свои усилия на благо нашей Родины, на благо государства для подъема сельского хозяйства.

Была поставлена задача – к июлю 1955 г. отобрать не менее 30 тысяч добровольцев из числа опытных советских партийных и хозяйственных кадров, инженерно-технических работников, рабочих и служащих, способных обеспечить руководство колхозами.

Призыв партии получил широкую поддержку. За короткий срок от коммунистов и беспартийных поступило более 100 тысяч заявлений. До конца года партийные организации направили в колхозы более 20 тысяч человек[14]. Почти повсеместно колхозники избирали посланцев партии председателями сельхозартелей. ЦК КПСС, ЦК Компартий союзных республик, крайкомы, обкомы, горкомы и райкомы оказывали им помощь в работе. Проведенные в ноябре – декабре 1955 г. совещания 30-тысячников показали, что большинство из них справлялись со своими задачами.

В целом по стране число председателей колхозов с высшим и средним специальным образованием значительно возросло: с 18 % в июле 1953 г. до 37,1 % в апреле 1956 г. Одновременно партия последовательно проводила линию на то, чтобы выпускники высших и средних сельскохозяйственных учебных заведений направлялись в колхозы, совхозы и МТС, а не оседали в учреждениях. Это также позволило укрепить сельское хозяйство специалистами, число работников с высшим и средним специальным образованием в колхозах и МТС увеличилось с 83 тысяч человек в июле 1953 г. до 263 тысяч человек к июлю 1955 г., то есть более чем в три раза[15]. Столь значительное пополнение сельскохозяйственных кадров агрономами, зоотехниками, инженерно-техническими работниками способствовало более полному и рациональному использованию имевшихся материальных ресурсов, повышению уровня руководства производством.

Было уделено большое внимание усовершенствованию планирования сельского хозяйства. В 1954 г. ЦК Компартий союзных республик, крайкомам и обкомам был разослан проект постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об изменении практики планирования сельского хозяйства». Он широко обсуждался в колхозах, совхозах, МТС. В ЦК Партии поступило много предложений и дополнений. Принятое в марте следующего года постановление усиливало внимание к укреплению централизованного государственного руководства в развитии местной хозяйственной инициативы.

За пятилетку существенные изменения произошли в численности и структуре сельских партийных организаций. Если на 1 января 1951 г. в первичных организациях колхозов, совхозов, МТС и сельских территориальных организациях на учете состояло 1 121 928 коммунистов, то в конце 1955 г. – 1 318 241. Число организаций, в которых насчитывалось до пяти членов, сократилось с 18 696 до 11 352, а таких, в которых было от 26 до 100 коммунистов, выросло почти вдвое – с 7349 до 13 376. Укрепление парторганизаций позволило создать партийные группы в тракторных и полеводческих бригадах, на животноводческих фермах, поднять ведущую роль коммунистов на производстве.

Под руководством партийных организаций улучшался стиль хозяйственной работы в деревне. Значительное влияние оказал приток в нее кадров из городов. Они вносили в руководство колхозами, совхозами и МТС культуру организации промышленного производства.

Усилия партии и правительства начинали давать ощутимые результаты. Многие ранее отстававшие колхозы и совхозы постепенно превращались в экономически крепкие хозяйства. Труженики села стали работать на полях и фермах с большим энтузиазмом и подъемом. Ставилась цель – повсеместно добиться высокой производительности труда, роста всех отраслей сельскохозяйственного производства.

Сентябрьский Пленум ЦК КПСС выдвинул самую насущную в то время задачу – на базе неуклонного роста социалистической индустрии в течение ближайших 2–3 лет в достатке удовлетворить растущие потребности населения страны в товарах народного потребления и обеспечить сырьем легкую и пищевую промышленность. Руководствуясь решениями Пленума, партийные советские и сельскохозяйственные органы проделали значительную работу по созданию необходимых условий для решения задач подъема сельского хозяйства.

Выполняя решения сентябрьского Пленума ЦК КПСС, работники села лучше, чем в прежние годы, провели осенние сельскохозяйственные работы. Осенью 1953 г. в колхозах и совхозах вспахано зяби на 13 миллионов гектар и черных паров на 3,5 миллионов гектар больше, чем в 1952 г. Сев озимых культур и подготовка почвы для посева яровых культур под урожай 1954 г. в большинстве республик, краев и областей проведены в более сжатые и лучшие агротехнические сроки[16].

На основе осуществления решений Пленума ЦК КПСС и последующих постановлений партии и правительства в 1953 г. и особенно во втором полугодии, значительно увеличились доходы крестьян. При снижении государственных розничных цен по товарам, покупаемым крестьянами, в среднем на 11 %, значительно повышены заготовленные цены на мясо, молоко, шерсть, картофель и овощи, сдаваемые колхозами и колхозниками государству в порядке обязательных поставок. Введена система государственных закупок мяса, молока, овощей, картофеля по ценам, значительно превышающим заготовительные цены. С колхозов списана числящаяся за ними задолженность за прошлые годы по обязательным поставкам продуктов животноводства, картофеля и овощей.

С личного подсобного хозяйства колхозников уменьшены нормы обязательных поставок, снижен сельскохозяйственный налог с колхозных дворов, снята полностью оставшаяся недоимка по сельскохозяйственному налогу прошлых лет. Кроме того, с хозяйств колхозников списана вся задолженность прошлых лет по обязательным поставкам государству продуктов животноводства и картофеля. В связи с уменьшением размера обязательных поставок колхозы и колхозники получили возможность значительную часть товарной продукции продавать государству по завышенным закупочным ценам.

В результате проведения в жизнь указанных мер по экономическому поощрению колхозов и колхозников, а также мер в области налоговой политики, доходы колхозов и колхозников в 1953 г. увеличились более чем на 13 миллиардов рублей.

В постановлении Пленума подчеркивалось, что неуклонное соблюдение принципа материальной заинтересованности колхозов и колхозников в развитии сельскохозяйственного производства должно и впредь являться повседневной заботой партийных и Советских организаций.

Имея в виду, что успех всякого народнохозяйственного мероприятия решают люди, кадры, партия в борьбе за претворение в жизнь постановления Пленума ЦК сосредоточила свое главное внимание на проблеме кадров, и прежде всего на проблеме кадров машинно-тракторных станций. После сентябрьского Пленума ЦК КПСС зачислено в штаты МТС в качестве постоянных рабочих около 1 миллионов 250 тысяч трактористов, бригадиров тракторных бригад, машинистов сложных сельскохозяйственных машин и других работников. В ответ на призыв партии из промышленности и других отраслей народного хозяйства возвратилось в МТС около 50 тысяч механизаторов[17].

После сентябрьского Пленума ЦК КПСС в МТС было направлено более 100 тысяч агрономов и зоотехников для обслуживания колхозов. Из промышленности и других отраслей народного хозяйства для работы в МТС направлено 23 тысячи инженеров и техников. В результате этого произошло значительное укрепление специалистами МТС и колхозов, приближение кадров специалистов к решающим участкам сельскохозяйственного производства.

Однако в деле укрепления МТС и колхозов квалифицированными кадрами имели место крупные недостатки. Некоторые руководящие партийные и Советские работники не понимали, что без решения проблемы кадров нельзя обеспечить крутой подъем всех отраслей сельского хозяйства.

Во многих машинно-тракторных станциях и прежде всего в Орловской, Курской, Калининской областях значительное количество постоянных работников тракторных бригад своевременно не подобрано и в штатах МТС не оформлено. Немалая часть рабочих, формально зачисленная в штаты МТС, несмотря на большой объем работ в зимнее время, в МТС и колхозах не работает. Труд постоянных рабочих МТС организован плохо. В Брянской, Владимирской и в ряде других областей слабо развернута работа по возврату в МТС механизаторских кадров, ушедших ранее на работу в промышленность и другие отрасли народного хозяйства. Имели место крупные недостатки в деле подготовки механизаторских кадров: училища механизаторов и курсы по подготовке этих кадров укомплектованы не полностью, в ряде училищ и на курсах преподавание велось в отрыве от насущных вопросов сельскохозяйственного производства.

В ряде областей, краев и республик имели место серьезные недостатки в деле подбора и расстановки специалистов сельского хозяйства. Во многих случаях специалисты направлялись в первую очередь в МТС и колхозы, расположенные вокруг городов и районных центров, в то время как наиболее отдаленные МТС и колхозы слабо и недостаточно укомплектовывались руководящими кадрами и специалистами. В ряде МТС специалистам, приехавшим на работу, не создавались необходимые жилищно-бытовые условия.

Самым важным и нерешенным вопросом в деятельности партийных, советских и сельскохозяйственных органов являлся подбор председателей колхозов. Особенно плохо обстояло дело с выполнением решения сентябрьского Пленума ЦК КПСС об укреплении колхозов руководящими кадрами в Казахской ССР, в Алтайском крае, Калининской, Горьковской, Чкаловской, Вологодской, Новгородской, Псковской, Орловской, Брянской областях и в Татарской АССР.

Сентябрьским Пленумом ЦК КПСС была принята широкая программа усиления производственной базы. Сельского хозяйства. Во исполнение решения Пленума только в IV квартале 1953 г. промышленность страны поставила сельскому хозяйству около 42 тысяч тракторов (в 15-сильном исчислении), более 11 тысяч зерновых комбайнов, более 22 тысяч тракторных сеялок, тысячи тракторных сенокосилок и других первоклассных машин. К концу 1954 г. на вооружении МТС находилось свыше 1 миллионов тракторов (в 15-сильном исчислении), в том числе 400 тысяч дизельных тракторов, 270 тысяч зерновых комбайнов, около 450 тысяч зерновых тракторных сеялок, более 200 тысяч тракторных сенокосилок и много других совершенных машин[18].

Вместе с тем, февральско-мартовский (1954 г.) Пленум ЦК КПСС отметил, что руководители Министерства машиностроения и директора ряда заводов неудовлетворительно выполняют возложенные на них задачи по производству сельхозмашин и проявляют в этом вопросе негосударственное отношение к делу. План выпуска в 1953 г. тракторов «Беларусь» сорван. Задание по производству картофелесажалок СКГ-4 выполнено на 59 %, картофелеуборочных комбайнов КОК-2 – на 38 %, тракторных культиваторов КОН-2,8 – на 89 %. В IV квартале 1953 г. задание по производству овощных сеялок ООН-2,8 выполнено всего на 60 %, рассадопосадочных машин СРН-4 – на 13 %, культиваторов-растениепитателей КРН-2,8 – 60 %. Февральско-мартовский Пленум ЦК КПСС отметил и другие недостатки различных министерств. Но вместе с тем, были отмечены и положительные стороны в деятельности тружеников села по выполнению сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС. В 1953 г. лучше, чем в 1952 г. проведены заготовки и закупки мяса, молока, шерсти. В то же время колхозы в 1953 г. не выполнили государственного плана развития животноводства по крупному рогатому скоту и овцам. Не выполнен план накопления кормов, заготовлено грубых кормов меньше, чем было заготовлено в 1952 г. Во многих областях, краях и республиках, в особенности в Рязанской, Тамбовской, Псковской, Костромской, Тульской, Новгородской, Орловской, Ярославской, в IV квартале 1953 г. допущено значительное уменьшение поголовья коров[19].

Медленно проходила перестройка органов управления сельского хозяйства, что серьезно тормозило решение хозяйственных задач, ибо без коренного улучшения руководства колхозами, МТС и совхозами нельзя успешно двигать вперед сельское хозяйство.