Вы здесь

Секс в армии. Сексуальная культура военнослужащих. Глава 2. История зарождения и становления сексуальной культуры военнослужащих (Е. А. Кащенко, 2015)

Глава 2. История зарождения и становления сексуальной культуры военнослужащих

В очереди беседуют пожилая и молодая дамы

Та, что постарше, говорит:

– Были же военные в наше время! Пригласят в ресторан, а там музыка, танцы, шампанское, веселье… Подарят очаровательное колечко, приведут в гостиницу… А утром нежно поцелуют, подарят цветы, отправят на извозчике домой.

– Сегодня не так, – говорит молодая. – На дискотеке еле уговоришь его приехать к себе домой, весь вечер кормишь его и поишь. А утром… он денег на такси выпросит, бутерброд съест, простыню заберет и уедет…

– А простыню-то зачем?

– На подворотнички…


Чтобы представлять сегодняшнее состояние сексуальной культуры военнослужащих, следовало бы знать о том, как она сформировалась, где и как зарождалась, прежде чем стала иметь современный вид. Правда, в самом начале следует оговориться, что полную и достоверную информацию о сексуальном поведении людей с оружием в руках собрать достаточно сложно из-за наличия только отрывочных сведений о нем в разного рода литературе. Однако и по ним можно определить несколько временных вех:

а) Архаично-языческий период, который характеризовался свободным и лояльным отношением к сексуальным проявлениям каждого человека и в то же время строгим табуированием половых взаимоотношений людей (он существовал с момента осознания важности сексуальной сферы для военного человека в древнее время до попыток её регулирования после широкого проникновения мировых религий в общественное сознание);

б) Запретительно-репрессивный период, который связан с активным регулированием сексуальных отношений между людьми, основанных на неравноправии половых ролей мужчин и женщин и жестком влиянии религиозных установок на сексуальное поведение личности (его исторические рамки имеют свое деление по мере развития и изменения доминирующей половой морали в соответствующих сексуальных культурах);

в) Современный период, связанный с организацией институциональной половой социализации и осуществлением сексуального воспитания и просвещения (начиная с конца девятнадцатого века и по наши дни). Это время становления и развития сексологии как науки с соответствующим её влиянием на состояние, развитие и повышение уровня сексуальной культуры военнослужащих.

Ретроспективный анализ каждого из этих периодов позволит раскрыть условия возникновения сексуальной культуры военнослужащих, определить необходимость её изменения и проследить реальные меры по её формированию и регулированию.

2.1. Архаично-языческий период

Согласно изысканиям ряда ученых сегодня утверждается мнение о том, что взгляды на половую жизнь рядового представителя homo sapiens послеледникового периода и современного воина отличаются так же, как и орудия вооруженной борьбы этих эпох. Однако эти различия – как полюса низкого и высокого уровней сексуальной культуры этих людей: от животного и бездуховного – до возвышенного и гармоничного.

Судя по наскальным рисункам, можно предположить, что первобытный человек не был безразличен к сексуальным отношениям. В палеолите и мезолите, на первых этапах развития человеческой культуры, уже имелись представления о регулировании влечения между мужчиной и женщиной, которые связывались древними людьми с жизнью и смертью. Позднее мифы и культы населения почти всех регионов Земли подтверждают, что в тех условиях для своего выживания внимание людей в первую очередь обращалось к таинственным явлениям оплодотворения, сохранения и умножения потомства.

Ни у кого не вызывает сегодня сомнение тот факт, что имитирование спаривания однополых животных, имеющее социально-знаковый характер, – акт вызова или агрессии. «Отпугивающая» сила эрегированных половых органов – демонстрация собственной значимости и своего рода средство защиты от внешних врагов.

В анналах истории по крупицам собираются сведения о нормах и обычаях в половой жизни первобытного общества, тем более сложно трактовать механизм регулирования сексуальных отношений. Воинами в этот период были практически все мужчины рода или племени, и их сексуальное поведение практически ничем не отличалось. Но в наиболее важных и спорных вопросах решающим было мнение коллектива, позднее – старейшины и вождя рода. Воины, наряду с охотниками, земледельцами и скотоводами, представляли собой одну из ведущих «профессий» того времени и пользовались правом обладать желанной женщиной, которая доставалось самому сильному, быстрому и ловкому.

Отождествление половых атрибутов (например, фаллос – стрела, женское лоно – рана, женщина – дичь и т. д.) и самого сексуального действия (брачные отношения – охота) с «военизированными» элементами и охотой отмечает ряд российских ученых. Достаточно вспомнить сказку о «Царевне-лягушке», русскую свадебную лирику и былины о богатырях или калядковый репертуар славян, в котором «добрый молодец едет за куницей (серной, лисицей), а та оказалась девицей». В тюркских языках «АТА» – самец, отец, при «АТ» – стрелять; «АНА» – самка, мать, при «АН» – дичь28.

До наших дней на островах Фиджи всякая женщина добровольно становится жертвой того, кто поймал ее во время состязаний в беге. Р. Тэннэхилл описывает племена, где существовал обычай, согласно которому все мужчины одинакового возраста женились в один и тот же день, причем каждый из них должен был поймать в темноте одну из девушек, которая и становилась его женой29.

Естественные отношения между людьми поощряли сексуальные проявления каждого человека, они выражали наивную радость чисто полового характера, но уже на этом этапе реализм ситуации заключался в установлении племенем (стаей, кланом и т. д.) контроля над биологическими влечениями и приобретал характер объективной необходимости – в борьбе между складывающимися социальными установками и чисто животными инстинктами формировался воин.

Объективная необходимость установления контроля над «животными» чувствами проявилась в различного рода табу – первыми регуляторами инстинктивного поведения. Контроль выражался в коллективной воле рода, определявшей систему запретов и норм, нарушение которых сурово каралось.

Например, инициирование мальчика в племени онабасулу представляет собой анальный гомосексуальный акт или втирание семени. Семя заслуженных взрослых воинов, собранное при ритуальном коллективном прерванном половом акте с женщинами, втирается в сделанные на коже юноши-новичка надрезы. После этой процедуры его подбрасывают вверх. Если он, как кошка, приземляется на ноги – все в порядке, он достаточно силен. Если же падает на колени или на спину, втирание приходится повторять. Кроме анального осеменения и втирания в кожу юноше дают семя с едой и питьем30.

По мнению ряда ученых, табу, запреты и предписания в половой сфере тогда действовали несколько неординарно. Акты оплодотворения, например, не только поощрялись, но и производились демонстративно, спаривание предчеловека происходило при полном равноправии самца и самки. Удовлетворение половой потребности, по образному выражению И. Блоха, «производилось без всяких стеснений, как еда и питье». Не омраченные страхом заражения венерическими заболеваниями женщины отказывались от половой жизни только в период беременности или кормления, а мужчины удовлетворяли свои потребности с другими из них, не задумываясь о нравственных правилах и супружеских обязанностях. Первобытный человек не стыдился своего тела и, считая себя производителем детей, естественно и непроизвольно смотрел на половые органы.

Промискуитет более позднего времени отличает общность владения самкой, но в борьбе с соплеменниками. И опять право выбора оставалось за лучшими воинами. Как правило, именно они возглавляли племена, и заслуги перед родом предоставляли им эту привилегию. Но непредсказуемость полового влечения, выразившаяся в двустороннем избирательно-оценочном аспекте, предполагавшем своего рода определенную вариантность в выборе желаемого объекта сексуальных предпочтений, привела к возникновению сексуальных норм у древних людей с наиболее категоричными запретами в сфере межполового общения.

Ригоризм принудительных браков подавлял свободу половых взаимоотношений, порождая новые, компенсаторные формы возмещения желаемого общения. Некоторые авторы отмечают у первобытных народов пороки, традиционно приписываемые более поздним ступеням цивилизации: гомосексуализм, лесбиянство, половой фетишизм и проч.

Можно предположить, что некоторые из них были популярны в воинской среде. Отсутствие представителей противоположного пола во время набегов на другие народы и племена или в процессе многодневной охоты вынуждало мужчин искать себе формы и объекты компенсации нереализованной половой активности. Но в этот период длительные переходы были еще редкостью, а возможность насладиться победой над противником и его женщинами должна была перевесить.

Появились: проституция, обычаи предоставлять свою жену гостю на ночь, брать чужую жену «внаем». Даже в наши дни у аборигенов Австралии старшие братья предоставляют своих жен для сожительства младшим, ещё не женатым (хочется думать, что это делается в целях совершенствования сексуального воспитания). Но взамен этого получают возможность впоследствии (когда младшие братья женятся) иметь половые сношения с их женами.

Необходимо отметить, что в одних племенах невинность девушки до брака рассматривалась как неспособность привлечь к себе внимание. В других – муж тем больше уважал жену, чем больше у нее было мужчин. Наличие любовных связей поощрялось, а преимуществом здесь пользовались вожди и жрецы. Доходило и до того, что проституирование за материальное вознаграждение становилось нормой: отец считался счастливым и в перспективе богатым, имея красавиц-дочерей. Негры Того с пренебрежением говорят о девственных девушках: «Будь она красива, мужчины пришли бы к ней»

Из-за отсутствия достоверных источников сексуальной культуры тех времен трудно говорить о конкретных особенностях полового общения воинов на территории Древней Руси. Тем не менее среди ценностей сексуальной сферы в древности, по наблюдениям исследователей, выделяются следующие: своеобразные эталоны красоты (первобытные красавицы, с присущей им стеатопагией и выраженной гипергенитальностью, отличались значительной полнотой), принадлежность самой достойной женщины лучшему воину, способность к эффективному деторождению и некоторые другие.

С позиций двадцатого века духом варварства и дикости проникнуты нравственные устои архаическо-языческого периода, когда в основе половой морали лежал «обнаженный половой инстинкт», а формирование сексуальной культуры военных представляло собой усвоение запретов и предписаний, обычаев и норм, свойственных конкретному племени и группе. Оно осуществлялось в опосредованной форме половой социализации, так как получение элементарных знаний о поле происходило в ходе наблюдения за окружающими; половое обучение производилось специально обученными людьми (возможно, жрецами или наставниками), родителями и соплеменниками, стремившимися на собственном примере передать знания и навыки детям.

Регулирование различных вопросов половой жизни (количество родившихся детей, время и место совокупления, брак, эксцессы и пр.) стало брать на себя коллективное сообщество, связанное кровными узами, создавая систему контроля за выполнением своих предписаний. А военный человек по мере половой социализации все более попадал в зависимость от моральных установок, регулирующих его сексуальное поведение.

В первом периоде взаимоотношениями полов руководил прежде всего инстинкт, но стремление выжить, выстоять, родить и воспитать потомство выдвинуло следующие ключевые тенденции социокультурного полового развития в военной среде в доисторическом обществе: 1) осуществление контроля за сексуальным поведением людей и его регулирование; 2) установление требований к выполнению предписаний семейного, родового характера для каждого представителя племени (стаи, орды, клана). Свое развитие они получили в дальнейшем.

2.2. Запретительно-репрессивный период

Со времен Боспорского царства (V век до н. э.), Скифского государства (III век до н. э.), а затем Сарматского (племена аланов, роксоланов, савроматов, языгов), Гунского (II – V век н. э.), Аварского (VI век н. э.), Болгарского (VII век н. э.) племенных союзов, а потом славян-антов на территории будущей России появились отряды людей, которые представляли собой социальные образования со своеобразной военно-профессиональной направленностью. Во второй половине IX века культурная эволюция славянских народов (полян, северян, уличей, древлян, волынян, дулебов, тиверцев, белых хорватов, дреговичей, полочан, родимичей, словен, вятичей, кривичей) подготовила условия для создания Руси как государства.

Военная организация на Руси стала представлять собой сначала ополчение, лодейный флот и дружину. В различное время в состав русского войска входили наемники: варяги, печенеги, тюрки, берендеи и др. По оценке В. О. Ключевского, именно «дружина княжества составляла собственно военный класс»31. Последствия татаро-монгольского ига для Руси, экспансии Запада (немецкие, шведские и датские крестовые походы на Северную Русь) привели к тому, что в итоге появляются вооруженные силы с конницей, ополчением, пехотой, стрелецким войском, артиллерией. А в XVII веке в России создаются воинские части по образцу западноевропейских армий, которые комплектовались добровольно, а потом и в принудительном порядке. Появляется регулярное войско и воинский устав.

Это уже не племя архаично-языческого периода, где воинами были все, кто в состоянии носить оружие. Специфика системы формирования (кастовая, наемная, милиционная, ополчение и постоянные отряды, а также их сочетание), образ жизни (с различными степенями свободы), продолжительность войн (походы на Византию длились месяцами, например), территориальное расположение (в своем городе или далеко за его пределами), принадлежность к роду войск (на флоте рабы были прикованы к веслам, а кавалерия скифов осуществляла многодневные марши), как и многие другие факторы, предполагали особенности сексуального поведения людей с оружием в руках.

Под влиянием азиатской, восточной (эллинистической) и западной (европейской) цивилизаций сексуальная культура россиян впитывала в себя многие черты и особенности сексуального поведения других народов. Именно по ним можно представить характерные черты сексуальной культуры военных на Руси.

Известно, что ополчение Древнего Египта, шумерские и аккадские воины, урартское, персидское и индийское войска, военные дружины и отряды Древнего Китая, как и славянское воинство, отстаивали независимость своих государств, обороняли и расширяли свои границы, совершали набеги в целях грабежа, захвата чужих богатств и приобретения рабов. А в промежуток между военными действиями занимались своими мирными делами.

На раннем этапе данного исторического периода воины пленили рабынь, насиловали побежденных (восполняя тем самым погибших), при отсутствии жен и наложниц находили новые объекты сексуальных предпочтений (зоофилия и гомосексуализм, педофилия и мастурбация), прославляли половые наслаждения. Наглядное подтверждение тому – гедонистическое утверждение ассирийского военачальника – царя Сарданапала: «Пока я видел солнечный свет, – написано на его надгробии, – я ел, пил и предавался половым наслаждениям».

Военные поклонялись множествам божеств, пантеоны которых насчитывали десятки имен. Ассоциируя свое поведение с избранниками небес, они ограничивали (или расширяли – в зависимости от индивидуальных пристрастий) свои сексуальные проявления. Согласно мифологии непосредственное отношение к сексуальной любви имели: у египтян – Баст и Исида, у аккадов – Иштар, у шумеров – Инанна, у славян – Ярило, у греков – Эрот, у римлян – Амур и другие. Поклонение божествам войны (Марсу – у римлян, Аресу – у греков) имело прямую связь с сексуальными проявлениями. Супругой могущественного Марса, например, была отождествляемая с Венерой (покровительницей сексуальных извращений, любовной страсти и желания) и Минервой Нериене. А символом Марса было копье, как известно, самый популярный фаллический символ.6

Поклонение собственным богам порождало особенности сексуального поведения воинов, от которых требовалось соблюдение определенных ритуалов и предписаний. Так, древние скифы, пленив чужеземцев, нередко брали их в свои отряды и передвигались конными подразделениями вместе с нехитрым скарбом и семьями. Не исключено, что они использовали добычу не только как наложниц (как у персидского войска или ассирийцев), но и брали понравившихся женщин в жены. Скифы, как и древние индийские воины – кшатрии (кастовое сословие), умирая, забирали с собой в могилу помимо коней, оружия, доспехов и наложниц, и рабынь, и жен.

Первые упоминания об обязанностях и правах воинов древних армий в сфере сексуальных взаимоотношений имеются в Законах вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.), знаменитой индийской «Ригведе», китайских трактатах Сунь-цзы.

Констатируя предписания к гражданам в области права, в этих документах особо подчеркивается правовое положение военнослужащих, несущих строгую ответственность за нарушения на половой почве: совращение малолетних, прелюбодеяние, изнасилование, педофилию и инцест. В них прослеживаются характерные черты сексуальной культуры того периода. Популярные у нынешней молодежи бритые виски имеют корни в Др. Египте. Это там ребенку, заявившему родителям: «Ты мне не мать» или «Ты мне не отец» – брили виски, а евнухам или приемным детям за такое высказывание обрезали языки7.

Пехота египтян, конница персов, оборонная система урартов, боевые слоны индусов и колесницы китайцев не только показывают главные силы их войск, но и дают представление: о времени полового воздержания (судя по тому, как долго велись боевые действия, у китайцев оно незначительное из-за кратковременности набегов, а у монгол – длительное); о регулярности половых отношений (судя по тому, какие силы принимали участие в военных походах, у многотысячных частей египтян, оставивших свои семьи – нерегулярные, у небольших отрядов скифов, кочующих вместе с женщинами и детьми, – эпизодические); об особенностях воинского быта, жилища, гигиены, одежды, наличии или отсутствии рядом семьи. Все эти факторы вырабатывали определенное сексуальное поведение, некоторые проявления которого требовали жесткого контроля и регламентации (например, сексуальное насилие, сексуальная свобода и пр.).

Император Клавдий Второй в III веке нашей эры запретил воинам жениться, заводить семью. Он считал, что молодые люди, имеющие любимых, будут хуже проявлять себя на поле брани.

Особое и наиболее значительное место в истории принадлежит институциональным формам воздействия на сексуальное поведение и половые взаимоотношения в Древней Греции и Древнем Риме. Именно в армиях этих государств зародились первые половые реформы и программы сексуального совершенствования.

Так, например, Платон считал, что войско необходимо составлять из пар возлюбленных, ибо на глазах у любимой оставить поле брани солдату будет недостойно, а позднее он ратовал за сублимирование половых процессов в духовные (идеи его учения впоследствии развили Ницше и Фрейд).

В древней Спарте осуществляли отбор в войско самых здоровых и сильных детей (с «неподходящими» младенцами варварски расправлялись), которые после получения военной подготовки в молодости считались военнообязанными с 18 до 60 лет (в Др. Риме – с 17 до 50 лет).

Поддерживая Эпикура, который по гигиеническим соображениям высказывался вообще против половых сношений, некоторые последователи неоплатонизма того времени ратовали за подавление полового момента в армейской среде, объявив их вредными для здоровья. Предполагалось, что воины будут сильнее и решительнее в баталиях, если исключат из своей жизни сексуальное общение. Последствием такого взгляда на половые взаимоотношения стало поощрение воздержания – так называемый армейский аскетизм.

Гиппократ рекомендовал половые сношения в браке и подчеркивал вредное влияние полового воздержания. Демокрит сравнивал половые наслаждения с временным апоплексическим припадком, а Антисфен называл любовь ошибкой природы.

Особенности сексуального поведения того времени достаточно широко освещены в различной литературе. Анализируя философские подходы мыслителей древности, напрашивается один вывод: многообразие сексуального поведения определяется индивидуальными пристрастиями каждого человека. Такое положение было естественным в пантеоне богов и закономерно, что и у людей, им поклоняющимся, ситуация идентична.

Однако специфика воинского быта предполагала отличие образа жизни воинов от окружающих. Одни из них оставляли дома любимых (достаточно вспомнить Пенелопу, которой, по мнению ряда исследователей, принадлежит изобретение фаллоимитаторов) и вынуждены были уходить в многомесячные походы; другие (холостяки) годами были вынуждены пользоваться «услугами» захваченных в битвах наложниц, не имея возможности создать свой семейный очаг; третьи предпочитали аномальные половые отношения.

Существует легенда в армейских кругах, согласно которой фаланги А. Македонского внезапно раскрывали свои ряды перед наступающим противником, взору которого представали обнаженные женщины. Многомесячное отсутствие связей с ними, красота и привлекательность последних вызывали замешательство в стане врага, чем и пользовались воины великого полководца, сокрушая противника

В городах и крепостях в мирное время их соотечественники могли жить регулярной сексуальной жизнью, в любое время и любым доступным способом удовлетворять своё желание. Поэтому задачи сохранения армии и поддержания в войсках высокого боевого духа требовали определенных институциональных мер для военнослужащих, выполнение которых должно было выразиться в изменении сексуальной культуры.

Среди этих мер – появление полового лицемерия, которое позволяло не называть половые проблемы своими именами; двойной стандарт и мизогиния (женоненавистничество), пропитавшие неуважением к женщинам побежденного врага многие армии и оправдывавшие их повальное изнасилование. Однако в военной среде лицемерные моральные проповеди в вопросах половых взаимоотношений не всегда находили свой отклик. Среди варваров и рабов, составлявших большинство в войске, половые отношения были отнюдь не галантными и обходительными. Их грубость и жестокость подтверждают проявления сексуальной культуры шумерских, аккадских, индийских, персидских, греческих, римских воинов.

Возможность пленения наложниц, изнасилования побежденных требовали определенного контроля со стороны старших по званию и должности, иначе командирам и начальникам, руководившим боевыми действиями и претендовавшим на большую и лучшую часть добычи, могло достаться не все, чего им хотелось бы. Кроме того, пресыщенное и увязшее в похоти войско не в состоянии было выполнить возложенную на армию миссию. В результате их сексуальная культура обогатилась своего рода регламентацией сексуального поведения: например, «три дня и три ночи в поверженном городе», отказ от присутствующих в обозе женщин, наказания за гомосексуализм.

Характерные особенности сексуальной культуры военнослужащих: армейский аскетизм, воинская служба в репродуктивном возрасте, призыв в войска на пике гиперсексуальности мужчин, ведение боевых действий в гомогенных подразделениях, – становились социальной нормой в большинстве воюющих формирований.

Сексуальная культура дифференцировалась, половые взаимоотношения высших чинов стали отличаться от таковых среди низших чинов. Но на это потребовалось время. Распутство, сексуальное насилие, перверсии были свойственны прежде всем военнослужащим. И лишь со временем некоторые проявления сексуального поведения офицеров табуировались, оставляя послабления для солдат. В семьях ряда офицеров, например, допетровских времен «любовь супругов по большей части холодна, преимущественно у богатых и знатных, потому что они женятся на девушках, которых никогда не видали, а потом, занятые службой, принуждены оставлять их, оскверняя себя гнусным распутством на стороне.

А славянские воины (позднее – казаки) прославляли «вольницу» и участвовали в народных гуляниях, где гедонистические проявления в вопросах сексуальных взаимоотношений особо почитались. Народные обычаи допускали изрядную вольность в обращении полов и свои меры в борьбе за нравственное половое поведение. Например, у донских казаков супруг, которому почему-то не нравилось поведение супруги, выводил ее на общественную сходку, ставил посреди круга перед атаманом и всем обществом и объявлял во всеуслышание, что жена ему уже больше не нравится. После этого муж оборачивал жену кнутом и объявлял ее свободною в «силу супружеской власти». Брошенную таким образом женщину каждый стоявший на сходке мужчина имел право схватить, и она должна была беспрекословно считаться женою схватившего ее, который брал ее на свои заботы и попечения иногда только «до дня новой сходки».

Сексуальная культура в русской армии формировалась под пристальным вниманием христианства, и в первую очередь – православия. За столетия существования этой религии заветы и предписания Библии менялись от доброжелательного отношения к полу (в период Ветхого Завета, в католицизме, армянской церкви) и почтения к женщине (положение Девы Марии – матери Христа в трудах теологов Климента Александрийского, Франциска Салези и др.) до навязывания доктрины аскезы, мужской доминации, негативных установок относительно супружества, секса (трактовки Нового Завета, утверждения Фомы Аквинского относительно гомосексуализма, мастурбации и вожделения, противных природе верующего).

Надо заметить, что военное духовенство не всегда являлось примером в соблюдении религиозных предписаний. В пост некоторые священники до того умерщвляли свое тело, что даже больные «не принимают лекарств; но как только кончился пост, они погружаются во всякого рода распутство, причем более на гуляк, чем на монахов, похожи; пьяные шалят на улицах и, лишившись всякого стыда, нередко предаются там же сладострастию»32.

Военнослужащие русской армии обязаны были венчаться у священника только своего полка. В случае развода на виновного офицера церковь накладывала взыскание – «всегдашнее безбрачие». Военное духовенство при заключении браков офицеров с девушками, исповедующими иную веру, требовало подписку о том, что «она не будет поносить или склонять через прельщение, угрозы и иным способом супруга в другую веру; что дети будут крещены и воспитаны в православной вере». Иностранец женился на русской женщине только с личного разрешения государя императора. Причем при заключении брака на территории Финляндии, например, мальчики воспитывались в православной вере отца, а девочки – матери33.

О половых проблемах военнослужащих говорить было не принято, и вспоминали о них обычно в случаях распространения венерических заболеваний,так как зараженными часто являлись солдаты и матросы, прибывавшие на побывку и квартировавшие по деревням. Нижние воинские чины, расположенные по деревням на зимних квартирах, по закону должны были быть осматриваемы врачами, но так как «…собрать батальон, расположенный иногда по целому уезду, в одно место в зимнее время очень трудно, а врачам, имеющим занятия при лазаретах, почти невозможно делать частые поездки по ротам, то солдаты, не будучи осматриваемы и скрывая свою болезнь, распространяют в деревнях сифилис»34.

Как и простой народ, они посещали самые худшие дома терпимости или довольствовались теми бездомными, развратными, пьяными женщинами, которых всегда можно было отыскать в кабаках, харчевнях, при фабриках, заводах, в больших артелях и т. п. «Матросские» жрицы любви имели татуировки с военным фрегатом, спасательным кругом и якорем, маяком – картинами морского быта, и с рисунками бессовестно-циничного содержания.

Солдатские жены, дочери и вдовы пополняли ряды проституток, так как были не в силах самостоятельно поднять хозяйство, рассчитаться с долгами (или по иным причинам). Среди зарегистрированных проституток Петербурга в период с 1891 по 1893 год доля солдаток и солдатских дочерей составляла 7,3% – третье место после крестьянок и мещанок35

В среду проституток поступали женщины из мещанского сословия, солдатских дочерей, государственных и помещичьих крестьянок, дворовых девушек, солдатских жен и вдов, женщин привилегированного звания, питомиц воспитательного дома. Число солдаток только в Москве простиралось до 12 200 человек в 1843 году, из которых больных венерическими заболеваниями 200 чел. (это те, кто обращался к врачу)36

И все же православному христианскому воинству были свойственны: моногамия, патриархальность в семье, осуждение солитарного секса, негативное отношение к гомосексуализму, утверждение армейского аскетизма. Секс трактовался как необходимое условие для продолжения рода человеческого, был лишен утонченности, поэтичности, беден ласками. Ханжество, стыдливость, скованность характеризовали сексуальные отношения, ограниченные классической позицией.

Характерные черты сексуальной культуры российских военных наглядно показаны в заветных сказках А. Н. Афанасьева. Среди всего обилия народных сказок с сексуальным содержанием армейские персонажи фигурируют в каждой шестой. От генерала до рядового сексом занимаются, о нем думают, мечтают. С большой долей юмора и, как правило, находчивые, лукавые, пользующиеся большим спросом у женщин всех сословий военнослужащие показывают довольно широкий спектр полового поведения.

Квартируя в деревнях, воины не упускают возможность заняться любовью с теми, кто приглянется. Не останавливает ни наличие рядом детей, злого мужа, родителей. Солдат, лежа на одной кровати с семейной парой умудряется доставить себе и ей удовольствие (сказка «Солдат, мужик и баба»). Например, в сказке «Архиерейский совет» генерал удивляется проблеме полового воздержания у архиерея. И не мудрено: генералами становились на Руси не в пятьдесят лет, как сегодня, а намного раньше. Солдаты не гнушаются женщинами преклонного возраста (в сказке «Чудесная мазь» солдат переспал и со старухой-лекаркой, и с молодой озорной девицей)37

Солдатская находчивость проявляется в самых деликатных вопросах непревзойденными способами: например, предлогом для удовлетворения сексуального желания выступают приказы командиров (!) о необходимости «перееть всех хохлов!» и «перееть всех попов!». А получают от этого удовольствие солдаты и легкомысленные женщины. Мало того, почти все военные славятся своими детородными органами (как «штыки от винтовок»!) и выступают «гигантами секса», как можно было бы их назвать сегодня.

Сексуальная культура российских военных отличалась патриархальностью, семейственностью, раскованностью мужчин при сдержанности женщин в чувственных проявлениях. Мужчины, как и прежде, имели большую сексуальную свободу, а от женщин требовались сдержанность и добрачная чистота. Девушки воспитывались в строгости, а добрачные и внебрачные контакты у них осуждались.

Насаждение аскетизма и подавление плотских влечений, утверждение догм церкви, строгие и жесткие рамки во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами, отсутствие педагогического воздействия в вопросах пола, пренебрежительное отношение к женщине как человеку «второго сорта», замалчивание сексуальных проблем человека и суровая кара за несоблюдение установленных правил – вот характерные приметы сексуальной культуры этого времени.

Регламентацию самого сексуального поведения, контроль и соблюдение законов и предписаний в этой сфере взяли на себя церковь и государство (бракоразводные процессы, ответственность за половые преступления, условия создания, сохранения и поддержания семьи, порядок посещения публичных домов и др.). А в армии помимо этого появились воинские артикулы и уставы, табуирующие определенное сексуальное поведение. Со времен Петра Первого в 1716 году были созданы Воинские артикулы, где ответственность за нарушения в области половых взаимоотношений выделена в самостоятельную 20-ю главу – «О содомском грехе, насилии и блуде». В них, например, жестоко караются военнослужащие за гомосексуальные контакты, прелюбодеяние, педофилию, инцест38.

Стимулирование образования на Руси идет с петровских реформ, хотя образовательная половая социализация, выполнявшая важную культурную и личностно – творческую функции, имела место и раньше. Но она была ориентирована на христианское просвещение, не организована и проводилась опосредованно. Главными источниками информации о сексуальных отношениях были теперь уже не только наблюдения, интуиция и собственный опыт, но и произведения литературы, искусства, философские трактаты и размышления мыслителей,часть из которых сохранилась до наших дней.Правда, доступ к ним был лишь у образованной части армии (единицы из числа командного состава), а остальные военнослужащие были его лишены.

Среди них можно назвать таких авторов, как Солон, Платон, Аристотель, Овидий, Сократ, Аристип, Гиппократ, Леонардо да Винчи, Анри де Мондевиль, Никола Венет, Левенгук, Датч, Мартин Шуринг, Жорж Бюффон, Чарльз Дарвин, Кант, Гегель, маркиз де Сад, Захер-Мазох, Е. Дюринг, А. Шопенгауэр; первые «учебники» сексуального воспитания – Библия, Коран, памятники литературы по искусству любви «Кама-сутра», «Искусство любви», «Книга попугая», «Сад благоуханный».

Методологическую основу проблемы пробовали осветить представители русской философии эроса, но их труды отличались особым целомудрием и сдержанностью в вопросах сексуальности. Русская религиозная философия пыталась согласовать христианство с областью пола, разрешая противоречие между половым чувством как началом греха и его последствием – деторождением. Труды ученых отличались самобытностью, неординарностью мышления, характеризующего оригинальность подходов к проблеме.

С легкой руки В. Шестакова в предисловии к сборнику «Русский Эрос, или Философия любви в России», которому вторит С. Ключников39, в этот период сформировались две линии в отечественной философии любви: неоплатоническая (Вл. Соловьев, Л. Карсавин, Б. Вышеславцев и др.) и ортодоксально-богословская (П. Флоренский, С. Булгаков, И. Ильин, Вл. Ильин и др.). Первые отрицали аскетизм, пытаясь рассматривать эротическую энергию как основу творчества, и подчеркивали огромное значение индивидуального любовного чувства; вторые ориентировались на высокую средневековую аскетику и подвижничество, давшие миру самые яркие образцы борьбы с грехом40.

В дальнейшем были сформулированы требования половой морали – важнейшего нравственного закона, трактуемого в разных странах соответственно собственной культуре и почитаемого большинством.

Вопросы половой морали, регулирующие половое поведение российских военнослужащих, отталкивались от заповедей Моисея:

седьмой – «не прелюбодействуй»;

десятой – «не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни вола его, ни осла его, – ничего, что у ближнего твоего»;

одиннадцатой – «люби ближнего твоего, как себя самого». (См. Новый Завет).

Преобладающими становятся следующие характерные черты в социокультурном половом развитии военных: с одной стороны, асексуальные установки на половые отношения в армейской среде; с другой – стремление к разнообразию сексуального поведения военнослужащих; а также двойственность отношения военнослужащих к женщине.

2.3. Современный период

В начале этого периода (конец XIX века – наши дни) «сфера регулирования проблем, связанных с жизнью семьи и половыми отношениями, явилась как бы полем боя, на котором схватились православная церковь, самодержавие и верхушка профессиональных групп в борьбе за установление основополагающих принципов…» в российской сексуальной культуре. Об этом пишет Л. Энгельштейн в крупнейшем историческом исследовании начального этапа освещаемого периода41.

У военнослужащих в России сфера взаимоотношения полов регулировалась к двадцатому веку следующим образом: непосредственно военными уставами, гражданским правом, уголовным, церковным и административным правом, – что приводило к дублированию и препятствовало применению нормативных установок на практике.При этом существовавшая пенитенциарная система не предпринимала больших усилий для регулирования полового поведения, а административная не преследовала половую распущенность.

В бытующей педагогике отсутствовало половое воспитание, церковь стала терять свое влияние. В результате с утратой традиционных ценностей (в области половой морали прежде всего) началось переформирование коллективной и индивидуальной морали, изменение сексуальной культуры. При этом консерваторы защищали религиозные основы семейной жизни и запрещали непрокреационные половые отношения в рамках семьи, а реформаторы добивались введения примата прав личности перед иерархическими приоритетами, равенства всех перед законом, изменения моральных норм сексуальной культуры.

Проект половой педагогики в это время был еще бесконечно далек от своего осуществления, поэтому по призыву популярного в то время французского ученого А. Фореля предлагалось помогать делу кто как может.

А. Форель писал: «…молодые люди, искренне стремящиеся к социальным реформам … по глубокому убеждению должны выступить делом и примером, устроением собственных половых отношений, осуждением старых нравов, противных истинной человеческой этике, и своим согласием с половой реформой – на борьбу с денежным браком, с общностью имущества в браке, с проституцией и т. п., и в защиту правильного подбора и воспитания»42.Этот призыв достиг военнослужащих. В воспитательной работе с ними требовалось «…произвести перемены к лучшему, усовершенствовать природу так, чтобы воспитываемый приобрел способность не только отличать дурное от хорошего, но и, уклоняясь от первого, постоянно приближаться к последнему – к тому, что обыкновенно… называется нравственной нормою»43.

В инструкции кадетским корпусам было записано: «… для возможного предупреждения ранневременного полового развития и порождаемых им порочных наклонностей необходимы: регулярные медицинские осмотры, строгая чистоплотность, соответственный пищевой режим, участный и бдительный надзор воспитателей, пользующихся полным доверием своих воспитанников, тщательное отражение в их жизни всех факторов, изнеживающих и растлевающих тело, в особенности же таких забав, кои способны возбуждать чувственность и развращать воображение, доброе влияние товарищей, устранение праздности, посильная душевная деятельность с живым к ней интересом, целесообразные физические упражнения, благородная идеализация помыслов, укрепление чувств благопристойности, стыдливости и нравственного самообладания, пастырское наставление и увещания, наконец, своевременное ознакомление юношей с главнейшими требованиями здоровой гигиены относительно вступившей в свои права половой жизни и в случае надобности соответственные диетические врачебные меры»44.

Началась борьба с так называемой половой распущенностью: мастурбацией, педерастией в закрытых военных учебных заведениях. Пребывание юнкеров в публичных домах и пивных в период увольнения в очередной отпуск стало считаться недостойным поведением и не поощрялось.

После появления специальной Врачебно-полицейской комиссии, домов спасения и милосердия в ряде военных корпусов были созданы специальные комитеты, которые осуществляли профилактику венерических заболеваний, ратовали за нравственные устои и активно боролись с венерическими заболеваниями и нетерпимыми в обществе и армии проституцией, рукоблудием, прелюбодеянием.

.В Москве, например, был учрежден отдельный комитет при корпусном штабе командующим гвардейским корпусом45

В 1908 году прошел первый съезд офицеров – воспитателей кадетских корпусов, где обсуждались доклады офицеров, священников, врачей, заинтересованных в формировании сексуальной культуры военнослужащих. На нем отмечались характерные факты из сексуальной культуры кадетов и юнкеров того времени: случаи педерастии, мастурбации, подросткового вуайеризма, проституции, гомосексуальных контактов.

Вот примеры, приводившиеся в выступлениях на съезде: «В одном из кадетских корпусов главари средней роты установили обычай подвергать младших товарищей периодическому циничному осмотру. Цинизм этих осмотров не знал пределов: один из главарей, например, обучил маленького кадета онанизму и заставлял его перед всеми предаваться этому пороку; на почве той деспотии товарищества, как это показало расследование в том же корпусе, выросли случаи педерастии»46.

О повышении уровня сексуальной культуры и половом воспитании солдат и офицеров речи не было, хотя в ряде работ по зарождающейся сексологии приводились многочисленные примеры из половой жизни военнослужащих, которые требовали к себе пристального внимания. А принимаемые меры касались в первую очередь кадетов и юнкеров, так как в подготовке будущих военных видели залог успешного выполнения ими своих функциональных обязанностей и служебного долга.

Исторические события в России, связанные с мировой войной и революциями, несколько отодвинули решение социально-нравственных проблем сексуальной культуры военнослужащих. Однако в двадцатые годы ситуация изменилась. Так, революционные события 1917 года в России привели к своеобразному «моральному вакууму», когда старая половая мораль, подходы к половой социализации были отвергнуты, а новые идеи и предложения еще не сформировались. Анализу этого периода посвящен ряд работ, среди которых выделяются исследования В. Роговкина, А. Харчева, Б. Яковлева47. Они отмечают, что в это время широкое распространение получила теория «стакана воды», дискуссии по половым проблемам и «12 половых заповедей революционного пролетариата».


Последние выглядели примерно так:


Не должно быть слишком раннего развития половой жизни в среде пролетариата.

Необходимо половое воздержание до брака, а брак – лишь в состоянии полной социальной и идеологической зрелости (т. е. 20—25 лет).

Половая связь – это лишь конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой жизни.

Половой акт не должен слишком часто повторяться.

Половой акт должен быть лишь конечным звеном в цепи глубоких и сложных переживаний у любящих в данный момент.

Не надо часто менять половой объект. Поменьше полового разнообразия.

Любовь должна быть моногамной, моноандрической.

При всяком половом акте всегда надо помнить о возможности зарождения ребенка и вообще помнить о потомстве.

Половой подбор должен строиться по линии классовой, революционной целесообразности. В любовные отношения не должны вноситься элементы флирта, ухаживания, кокетства и прочие методы специального полового завоевания.

Не должно быть ревности.

Не должно быть половых извращений.

Класс в интересах революционной целесообразности имеет право вмешиваться в половую жизнь своих сочленов. Половое во всем должно подчиняться классовому, ничем последнему не мешая, во всем его обслуживая48.


В такой атмосфере были проведены социологические исследования проблем сексуальной жизни в воинских частях и подразделениях Красной Армии49. Они, по идее авторов, должны были подтвердить представление о том, что половая активность в те далекие годы была под стать революционному напору масс, и задачей дня становилась сублимация ее в дело строительства социализма. Но на вопрос анкеты: «Как отразилась революция на половом чувстве?» – были получены следующие ответы: у 42% опрошенных курсантов и красных командиров оно ослабело, у 54% не изменилось, и только у 4% – повысилось.

«Культурный» военнослужащий человек того времени высказывал приблизительно следующие афоризмы: «Серьезное идейное общение невозможно там, где имеется половое возбуждение», «Товарищеские отношения кончаются там, где начинается половая связь», «Идейная общность расхолаживает в области половых устремлений»

Сексуальная культура военнослужащих Красной Армии характеризовалась следующими моментами. 40% женатых военнослужащих имели внебрачные связи, а каждый четвертый из них – с проститутками. Регулярную половую жизнь вел каждый третий, у 18,8% опрошенных военнослужащих – один – два половых контакта в год, и каждый пятый ответил неопределенно или заявил об отсутствии половых контактов. Поллюции, мастурбация, импотенция, промискуитет отмечались в сексуальном поведении того времени. 40% опрошенных рассматривали проституцию как социальное зло и возмущались по поводу распространения венерических заболеваний. Авторы проводимых опросов в этот период сделали следующие выводы о состоянии сексуальной культуры военнослужащих:

Среди военной молодежи вопросы пола менее заострены, чем в других группах населения. Причина этого в более здоровой обстановке и особенностях воинской службы, которые позволяют вырабатывать характер и волю, дают простор для физических упражнений и спорта.

Горожане являются менее устойчивыми в вопросах половой морали, чем рабочие и крестьяне.

Эпидемического онанизма в частях нет, и воинские части являются оздоравливающим началом для лиц, ранее занимавшихся им.

Полузатворническая жизнь курсантов в отдельных случаях благодаря повышенному половому влечению делает из некоторых как бы половых мономанов50.

Даже выводы с позиции сегодняшнего дня несколько наивны в силу дальнейшего развития сексологии, однако характеризуют ситуацию и уровень сексуальной культуры военнослужащих Советского государства. К тому же с тех пор до семидесятых годов в воинских частях подобных массовых опросов о сексуальном поведении военнослужащих автор не обнаружил.

В последующем сексуальная культура военнослужащих должна была формироваться в процессе полового воспитания в советской школе. Его планировалось осуществлять на прогрессивных традициях отечественной и зарубежной педагогики, и в то же время предлагались качественно новые этические и педагогические аспекты. В центре этой работы должно было находиться формирование нравственных отношений между полами, воспитание товарищества, дружбы, любви с учетом особенностей физического, психического, нравственного развития мальчиков и девочек. Например, учитывалось появление в 60—70-х годах на Западе «единой половой морали», согласно которой современная женщина должна пользоваться равными с мужчиной правами на полигамные отношения.

Однако доминировавшие в общественном сознании предложенные абсолютистские модели, основанные на принципах запретительно-репрессивной педагогики предшествующих десятилетий и сводившие половое воспитание к морализаторству и элементарному медико-гигиеническому просвещению, были только продекларированы и не осуществлены в государственном масштабе.

Введение в школах в 70-х годах предмета «Этика и психология семейной жизни», например, не было подкреплено ни подготовкой педагогов, ни выпуском качественных учебников. В воинских частях и подразделениях доходило до того, что к проведению занятий привлекались политработники, которые о сексуальных отношениях имели представление на уровне собственного опыта половой жизни. Поэтому они воспитывали подчиненных на принципах коммунистического отношения к женщине51 в вопросах сексуальной культуры, читали лекции о семейно-брачных взаимоотношениях без учета сексуальной сферы, а профилактику венерических заболеваний оставляли на откуп медицинским работникам подразделений. Самой большой была проблема наличия людей, способных организовать половое воспитание грамотно, профессионально и эффективно. Педагоги, в том числе и военные, не могли преодолеть ничем не мотивированный страх и смущение перед этими «трудными» занятиями.

В СССР в семидесятые годы одна из причин свертывания работы по половому воспитанию детей и подростков заключалась в том, что некому было проводить ее: учителя географии и биологии, начальной военной подготовки и физкультуры, которым поручалась эта «нагрузка», в большинстве своем не справлялись с данным направлением работы.

При этом сексуальное поведение военнослужащих регулировалось теми же законодательными актами, моральными нормами, религиозными предписаниями в области половых взаимоотношений, которые были прописаны для всех людей.

С начала девяностых годов в армейской печати стали появляться статьи и заметки о проблемах сексуального поведения. Сначала появились анекдоты в «Коммунисте Вооруженных Сил» на прежде запрещенную тему. Потом данные различных анкет, где вопросы дедовщины и неуставных взаимоотношений, оказывается, пересекались с самовольными отлучками к проституткам и неразделенной любовью. В ряде журналов были напечатаны рекомендации западных сексологов и советы отечественных ученых молодым воинам. В дальнейшем практически все армейские печатные издания не обошли вопроса об «этом», повествуя, что как и большинство вокруг, военные мастурбируют, в их среде есть девиантное поведение, гомосексуализм, трансвестизм и т. д.

Сексуальная культура советских военнослужащих была отражением сексуальной культуры всего общества со свойственными ему материально-бытовыми, социально-нравственными, санитарно-гигиеническими и другими проблемами, которые в армейской действительности преломлялись своими особенностями и спецификой.

* * *

Таким образом, зарождение и становление сексуальной культуры военнослужащих имеет следующие временные вехи: 1) архаично-языческий период (хронологически существовавший до широкого проникновения мировых религий в общественное сознание); 2) запретительно-репрессивный период (его исторические рамки имеют свое деление по мере развития и изменения доминирующей половой морали в соответствующих религиях); 3) современный период (начиная с конца девятнадцатого века и по наши дни).

Интеграция сексуальной культуры военнослужащих как нового вида общественной практики в существующую структуру социокультурных отношений стала завершением процесса институционализации данного явления. Благодаря этому сформировался определенный набор формальных и неформальных санкций, с помощью которых осуществляется контроль за сексуальным поведением военнослужащих. Фактическая институционализация сексуальной культуры военнослужащих как части их общей культуры произошла в период создания армии как социального формирования с появлением норм, установок, ценностей, особенностей сексуальной активности военных людей и форм контроля за ними.

Ретроспективный анализ воздействия на сексуальное поведение показывает, что социокультурное половое развитие военнослужащих осуществляется под воздействием мер половой социализации, полового воспитания и полового просвещения.

Сексуальная культура военнослужащих определенным образом изменялась в процессе исторического развития. При этом повышался уровень сексуальной культуры её представителей. Подтверждением этому предположению является характеристика современного состояния и специфики сексуальной культуры военнослужащих, которая будет рассмотрена в дальнейшем.

Социокультурное половое развитие военнослужащих прошло путь от наивного усвоения запретов и предписаний, обычаев и норм, свойственных конкретному племени и группе, до организации полового воспитания, появления сводов норм и законов, регламентирующих половую жизнь, нравственных кодексов и правил, соблюдение которых является нормой в процессе формирования сексуальной культуры.

Ретроспективный анализ позволяет выделить ведущие тенденции в данной сексуальной культуре: стремление военнослужащих к выражению индивидуальности и разнообразию своего сексуального поведения; социальное нормирование асексуальных установок на половые отношения в армейской среде; установление институционального контроля и регулирования половых отношений в армии, – обусловленные широким спектром сексуальной активности на различных этапах развития общества. В противоречии между официально узаконенным сексуальным поведением в армейской среде и стремлением военных людей свободно выражать свои половые влечения проявляется характерная особенность сексуальной культуры военнослужащих.