Об основах Православной веры
Религия Христианская создана на одной книге на Библии. На книге иудейского народа.
Заповеди о любви к Богу и своему ближнему являются основой мировоззрения, вероучения и благочестия христиан. Иисус Христос отверг ветхозаветный принцип воздаяния «зуб за зуб» и заменил его абсолютной, безусловной любовью человека к человеку.
Заповеди, данные Богом человеку в Ветхом Завете Знаменитые 10 заповедей, известные всему миру
1 Я – Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов…
Основой православной веры является Откровение Бога о Самом Себе: Бог един в трех Лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Бог благ, всеведущ, милостив, свят, вечен. О Троице узнали христиане только из Нового Завета. Из учения Сына Божиего Иисуса Христа. Он научил Апостолов и заповедал им, говоря: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». – Евангелие от Матфея 28 главы 19стих.
2 Не сотвори себе кумира
В наше время кумирами являются деньги, вещи, успех, здоровье физическое – спорт, популярные личности и многое другое.
3 Не помяни имени Господа всуе (впустую)
В православии нельзя пренебрегать любой святыней.
4 Помни день субботний
Субботний день соблюдали в ветхозаветные времена иудеи. Само слово «шаббат» суббота означает отдых. Христиане сегодня в воскресные дни и по церковным праздникам откладывают работу и повседневные дела и посвящают свое время духовному труду: молитве в Храме, чтению Библии – Слова Божиего, других духовных книг, домашней молитве, делам милосердия.
5.Чти отца своего и матерь, да благо тебе будет, и долголетен будешь на земле.
6. Не убий.
Самая распространенная сейчас форма убийства – аборт. Христиане против всякого убийства.
7. Не прелюбодействуй.
Сожительство до заключения брака является блудом, измена в браке – прелюбодеянием.
8. Не укради.
9. Не свидетельствуй ложно на ближнего своего.
Клевета, осуждение, ложь, злословие, лесть – всеми силами души христиане должны избегать этих грехов, а любить истину и стремиться к ней.
10. Не пожелай того, что принадлежит другому.
Не завидуй. Бог хочет, чтобы человек не только во внешней жизни был праведен и непорочен, но чтоб был он чист и в самой основе своей души, чтобы хранил чистоту сердца своего. Не завидовать надо, но радоваться успехам ближнего.
Из Нового Завета заповеди, которые оставил христианам Иисус Христос.
Заповеди блаженства из Нагорной проповеди
«1.Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2.Блаженны плачущие, ибо они утешаться.
3.Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4.Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5.Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6.Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7.Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8.Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9.Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на Небесах….
Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» – Евангелие от Матфея, гл5ст.1—12).
А кроме того, Иисус Христос указал ученикам Своим и заповедал в учении Своем:
«1.Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и 2.ближнего твоего, как самого себя» – В этих двух заповедях кратко отражается суть всего учения христианского в Евангелии от Марка гл.12 ст.29—30.
«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» – Еванг. От Иоанна гл.3 ст.16. – Велико милосердие Божие к человечеству и к спасению его.
«Если любите Меня, заповеди Мои соблюдите» – так заповедал ученикам Сам господь в Еванг. от Иоанна гл.14 ст.15.
«Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» – необычное счастье ждет христиан на Небесах в Царстве Небесном. – говорит святой апостол Павел в послании Коринфянам гл. 2 ст.9.
Почему Иисуса Христа называют Спасителем
Сын Божий, предвечно рожденный Богом, две тысячи лет назад воплотился от Девы Марии – Пресвятой Богородицы – для спасения рода человеческого.
Согласно учению Церкви, после грехопадения прекратилось общение людей с Богом, и человеческая природа стала другой, чем задумал Бог и когда еще жил человек в Раю: люди стали подвержены грехам и страстям, болезням и смерти.
Иисуса Христа называют Спасителем потому, что Он каждого верующего в Него христианина спасает от духовной гибели и от рабства греху. Спаситель, будучи безгрешен, добровольно умер на кресте для очищения наших грехов и Воскрес, чтобы дать нам (человекам) вечную жизнь.
В Церкви, которую создали святые Апостолы, ученики Христа установлены были заповеди церковные, чтобы не было разлада среди верующих:
Заповеди Церковные
Заповеди, установленные Церковью для своих членов различны из-за разделения Церквей: в Католичестве их 5, в Православии их 9.
У Католиков:
1 Чтить особые дни, праздники установленные Церковью.
2 Участвовать в святой мессе по воскресеньям и праздникам.
3 Поститься всегда.
4 Хотя бы раз в год (перед Пасхой, хотя бы) исповедоваться и причащаться.
5 Не пировать и не веселиться в скорбное для Церкви время (в пост и дни памяти).
В Православии принято:
1 Прилежно молиться Богу и исполнять уставы Церкви во все воскресные и праздничные дни.
2 Ежегодно соблюдать 4 Великих поста, а также посты по скорбным дням – по средам и пятницам (в среду Христа предали, арестовали и били, а в пятницу Его распяли на Кресте на голгофе).
3 Оказывать должное уважение духовным лицам, служителям Церкви, священникам и диаконам, особенно почитать своего духовника, которому исповедуем грехи.
4 Исповедоваться перед священником надо чаще. Но по Соборному правилу – если раз в год верующий не исповедался и не причастился, он не может называться христианином.
5 Стойко хранить Православную веру, всячески удалятся от еретиков.
6 Молиться обо всех христианах, поминать живых и усопших, молиться об обращении еретиков и раскольников, как о братьях оступившихся.
7 Соблюдать посты и установленные в случае нужды моления Церкви, участвовать в Крестных ходах и других обрядах обязательно.
8 Не покушаться на Церковное имущество, все святыни возвращать в Церковь, хранить святыни.
9 Избегать языческих зрелищ и развлечения еретиков не посещать – грех не брать на душу.
Эти строгие правила учат людей нравственно чистыми быть и не иметь злого умысла в душе.
О Таинствах Церкви и обрядах
Стать причастными вечной жизни христиане могут уже здесь и сейчас, участвуя в главных Таинствах Церкви. Таинствами называются священнодействия. В разные эпохи к таинствам относили разные обряды христианские, но уже в ранней Церкви обозначились 7 основных обрядов-таинств. (Цифра 7 по Библейской традиции означало полноту, то есть 7 таинств – это полнота жизни человека). Остальные обряды относят к священнодействиям, такие как: постриг, отпевание, водоосвящение, освящение предметов и жилья и д.р.
1 Таинство Крещения 2 Миропомазание 3Покаяние (исповедь) 4 Евхаристия (причащение) 5 Брак (венчание) 6 Елеосвящение (соборование) 7 Рукоположение (священство).
1 Крещение и 2 Миропомазание
Погружение в воду символизирует, являет собой смерть «ветхого», грешного человека, а выход из воды – воскресение для новой благодатной жизни во Христе, то есть по Его учению.
Крещеный – получает прощение грехов (старых грехов отмытие, как говорится в Писании). И получает возможность благодатной жизни в Церкви Христовой. То есть среди людей верующих, ибо Церковь – от слова циркус – круг, означает круг людей объединенных одним мнением, одной верой. Чтобы и после смерти, в вечности быть вместе с Богом, с Ангелами и святыми людьми.
В Миропомазании, совершаемом сразу после Крещения, происходит передача человеку, вступающему в Церковь, – духовных даров, направленных на его совершенствование в любви и благочестии, запечатление его печатью Святого Духа.
Принявший Крещение становится членом Церкви и может участвовать в таинстве Евхаристии – причастия.
3 Таинство Покаяния – исповедь.
Сами себя отлучают от Церкви люди, которые, будучи здоровыми, долгое время не приходили на общую молитву в Храм и не причащались.
Греховные наклонности и страсти редко удаётся искоренить мгновенно, и после Крещения сразу начать другую жизнь, без греха. Человек вновь впадает в грех, совесть вновь и вновь обличает его.
Нередко можно услышать: «У меня столько грехов, что Господь меня не простит». Но надо знать, что нет греха, превосходящего милосердие Божие, как говорит Писание.
При искреннем покаянии: и 1) твердом намерении изменить свою жизнь, 2) начать строить ее по Божиим заповедям, 3) загладить грехи добрыми делами – Господь прощает всё!
«Сказываю вам, что так на Небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, чем о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» – говорит Господь.
Сокрушение о соделанном, ненависть ко греху, решимость больше его не повторять, горячая молитва к Богу о прощении – вот ступени покаяния. Завершением этого духовного труда является исповедь, когда кающийся открывает свои духовные раны – грехи – перед священником, как перед врачом и свидетелем, данным от Бога.
Христианин призван искоренять в себе страсти и греховные наклонности и воспитывать противоположные этим страстям добродетели. Искусству внутренней борьбы и победы над грехами учат писания святых отцов Церкви, они показывают своим примером жизни по Богу.
Основные страсти: это чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, уныние, печаль, тщеславие, гордость. Противоположные им добродетели: это любовь к Богу и ближнему, вера, надежда на спасение, смирение, воздержание, духовная радость.
Силы, чтобы отказаться от греховных наклонностей и страстей – человеку дает Бог, если человек искренне просит Бога об этом в молитвах. Для того и Таинство Евхаристии Бог дал верующим.
4 Таинство Евхаристии
Для Евхаристии (в переводе с греческого – Благодарение) верующие собираются вместе на главном христианском богослужении – Божественной Литургии. В православных Храмах это богослужение совершается утром.
В таинстве Евхаристии по молитве предстоятеля (епископа или священника) и собравшихся верных – Святой Дух сходит на принесенные дары, на пшеничный хлеб и виноградное вино, претворяя их в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа.
О необходимости причащения говорит Сам Спаситель: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем» – от Иоанна гл.6 ст.53,56.
Благодаря причастию Тела и Крови Господа Иисуса Христа у христианина есть возможность уже здесь, на земле, быть в непосредственном общении (единении) с Богом. Причащаясь, христиане становятся членами Тела Христова, которое и есть Церковь.
Ко Причастию Святых Христовых Тайн верующие готовятся молитвой и постом. Пост – это не только и не столько воздержание от мясной и молочной пищи; это внимательное отношение к своему внутреннему миру, к движениям своего сердца. Апостол Павел говорит в послании к Коринфянам: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» – 1-е послание Коринф. Гл.11 ст.28—29.
Господь Иисус Христос научил верующих молитве и эту молитву верующий должен знать наизусть. Была даже пословица-поговорка: знает как «Отче наш», сейчас говорят: как дважды два, это сродни.
Молитва Господня
Отче наш, иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
На первых же Соборах всех христиан был установлен Символ веры, выразивший основу учения христианского.
Символ веры
Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым (сотворившего небо и землю, видимый и невидимый, то есть духовный мир)
И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век (в вечности, до сотворения времени). Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворенна, единосущна Отцу имже вся быша (через которого всё произошло).
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечшася.
Распятого же за ны (нас) при Понтийстем Пилате (правитель Иудеи в 26—36г н. э.) и страдавша и погребена и воскресшаго в третий день по Писанием (как было предсказано в Писании).
И возшедшаго на Небеса и седяща одесную Отца и паки грядущего со славою судити живым и мертвым, его же царствию не будет Отца.
И в Духа Святого, Господа животворящего иже от Отца исходящего, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки (говорившего через пророков).
Во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь. Исповедаю едино крещение во оставление грехов.
Чаю (надеюсь, ожидаю) воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.