Вы здесь

Секрет вечной молодости. Йога дервишей. Йога дервишей (Эмма Тилох, 2010)

Введение

Семь главных арканов йоги дервишей (эвфонии жестов Самадева) являются простым, но чрезвычайно эффективным средством восстановления жизненной силы, подходящим любому человеку в возрасте от 3 до 99 лет. В прошлом в тайных братствах дервиши называли их «упражнениями омоложения». Эти упражнения укрепляют тело, расслабляют его и наполняют новой энергией. Кроме того, они приводят психику в состояние равновесия и поддерживают дух, придавая ему бодрости, замедляя процесс старения. Практикуя йогу дервишей, вы приобретете энергию, необходимую для полноценной и спокойной жизни. Окружающие вас люди, ваши супруги, родители, дети, друзья и коллеги будут также вознаграждены. Вы обретете хорошую физическую форму и внутреннее спокойствие, ваши интеллектуальные способности повысятся, все функции организма будут стимулированы и гармонизированы. Аналогично йоге, тайцзи-цюань, расслаблению, эвритмии и легкой гимнастике эвфония жестов Самадева мобилизует все физические, эмоциональные и умственные ресурсы, позволяя вам эффективно адаптироваться к любым ситуациям повседневной жизни.

Каждый человек стремится к здоровью и долголетию, а точнее – к долголетию с хорошим здоровьем! Как остаться молодым? Что такое секрет вечной молодости, секрет бессмертия алхимиков и даосов – легенда или реальность? Йога дервишей обучает нас техникам, позволяющим сохранять здоровье и прибавлять в возрасте не старея, другими словами – оставаться молодыми умом, сердцем и телом.

В древние времена школы мудрости и мастера обучали учеников техникам и методам поддержания физического, эмоционального и духовного здоровья. Йога дервишей является адаптацией наиболее эффективных из них, в первую очередь семи главных арканов – упражнений для современных мужчин и женщин. Они основаны на знаниях, передаваемых в школах братства Сарман, духовного братства дервишей, расположенных в Средней Азии.

Йога дервишей

От здоровья к развитию личности

Йога дервишей (эвфония жестов Самадева) – это учение, простирающееся от простых физических упражнений, оздоровления до философии и метафизики. Ее влияние на наше физическое и психологическое здоровье, а также воздействие в плане персонального развития может быть объяснено посредством различных психотелесных техник.

Наша практика занятий как с больными, так и со здоровыми (уже с признаками надвигающихся расстройств) людьми показывает, что существует два возможных патогенных источника. Первый, общий для всей органической и минеральной жизни на Земле (люди, животные, растения, воздух, вода и сама Земля), связан с окружающим нас миром и всеми так или иначе присущими ему вредными факторами.

С тех пор как человек обзавелся сознанием, появился второй возможный патогенный источник, характерный только для людей. Мы не будем подробно рассматривать происхождение сознания (врожденное или приобретенное, условное или безусловное), но обратим внимание на то, что это очень значимый аспект человеческой жизни, обусловливающий значительную часть человеческих эмоций, мыслей и действий. Это источник всех наших экзистенциальных вопросов, широкого спектра страхов и разочарований, психосоматические последствия которых сегодня ни для кого не являются загадкой.

Это подводит нас к рассмотрению двух типов влияния на человека: внешних (другие люди, природа и внешние события) и внутренних (способ реагирования на наше окружение: наши мысли, чувства, эмоции, настроение и поведение).

Словесная или химическая агрессия, психологическое давление или загрязнение атмосферы, пищевые или интеллектуальные яды – все эти факторы негативно отражаются на нашем здоровье и приводят к появлению специфических патологий, иногда видимых и спонтанных, иногда более скрытых и развивающихся медленно. Могут быть затронуты все системы нашего организма: нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая, дыхательная, пищеварительная.

Как психотелесный метод восстановления душевного равновесия и здоровья йога дервишей помогает нам противодействовать внешним патогенным влияниям, делая нас более адаптивными, сильными, сбалансированными и устойчивыми. Кроме того, ее действие нацелено на внутренний патогенный источник и позволяет ответить на вопрос: как я могу управлять, а не быть под влиянием страха, депрессии, нервозности и психосоматических проблем, начиная с несварения желудка, мигрени, астмы, гипертонии и т. д. и заканчивая намного более серьезными болезнями, такими как рак.

Научиться управлять собой, стать «мастером себя» и своих внутренних механизмов, а не оставаться их рабом – вот предложение и эффект йоги дервишей.

Всевозможные действия по нейтрализации внешних вредных влияний на наше здоровье – это задача экологии и социологии. Борьба с внутренними влияниями связана с осознанием упомянутых влияний и с нашим личным уровнем понимания. Эта внутренняя работа не ограничивается простым интеллектуальным пониманием, но предполагает физическое и эмоциональное понимание, а также знание того, как это сделать.

Техники йоги дервишей рассматриваются именно в этом контексте. Основанная на разнообразных психотелесных практиках, эвфония жестов Самадева включает существенный познавательный элемент, выходя тем самым за пределы физических и психологических оздоровительных техник, затрагивая самую суть человеческой природы наподобие дзен, йоги или эвритмии.

Отправной точкой йоги дервишей является тройственная природа человека. Обладая физическим телом, человек прошел на Земле эволюцию минералов, растений и животных. Это привязывает его к материальному миру и ставит в зависимость от материальных законов, а именно законов рождения, роста, деградации и смерти. Высшим элементом в человеке является то, что мы называем сознанием. Между этими двумя лежит третий элемент – психика, объект изучения психологии. Религии называют ее душой, сферой всех эмоциональных, чувственных и интеллектуальных переживаний человека. Йога дервишей расширяет изучение психологической сферы до изучения сознания и его взаимосвязи с физическим телом. Очень важно понимать, что такое разделение нисколько не противоречит ни недвойственной реальности мира, ни восприятию скрытого за этим разделением единства.

Призыв для человечества – подняться над животным началом, присутствующим в нем в полной мере, повышать уровень сознания, которое сейчас у него развито только частично. Психика служит посредником между животным началом и сознанием, неся отметку животного мира в своей низшей части и осознанности – в высшей.

Неприятен тот факт, что человек, по-видимому, в определенных аспектах находится на уровне животного и человечество в целом еще очень далеко от использования всех возможных ресурсов для собственного развития. Несмотря на это для некоторых людей, которые начали овладевать определенными знаниями и пониманием, совершающим специфическую работу, становится возможным эволюционировать по направлению к высшему и более гармоничному состоянию сознания и бытия.

С точки зрения этой возможной эволюции важно понимать, что часть человека имеет животную природу, и эта животная природа лежит в основе большинства его мыслей, эмоций и действий. Данным фактом объясняется первое препятствие на пути к эволюции, второе связано с обусловленностью семейной системой, воспитанием, образованием, обществом и религией. Понимание этого является началом точного восприятия положения человека в мире. В нем есть все, кроме свободы. Однако свобода возможна, когда мы, понимая наши ограничения и обусловленности, совершаем работу по трансформации себя.

Таково общее направление работы над собой, в которой йога дервишей является отправной точкой. Это работа по приобретению качеств, о которых люди думают, что уже ими обладают, тогда как только физические, эмоциональные и интеллектуальные усилия могут привести к их достижению. Свобода – это не врожденная характеристика человека, но то, чего возможно достичь.

Но почему человек в большей степени животное, чем истинный Человек? И почему так сильно влияет на него обусловленность воспитанием?

Человека иногда описывают как «трехмозговое» существо. Первый мозг управляет телом и инстинктами. Он склонен к агрессии и обладает чрезмерно развитым чувством собственности (жадность, чувство территории и т. д.). Это самый старый мозг, «мозг рептилий», мозг змей, крокодилов и других пресмыкающихся.

Второй мозг, называемый лимбическим, управляет эмоциональной жизнью. Он отвечает за настроения, желания, чувства и тягу к удовольствиям. Более развитый, чем первый, физический мозг, он изначально отвечал за различение запахов, но постепенно эволюционировал и расширился до цельной эмоциональной сферы. Однако и он остается старым, животным мозгом.

Третий мозг – неокортекс, мозг интеллектуального центра. Он эволюционировал сравнительно недавно и может стать той предпосылкой, которая позволит человеку подняться над животным уровнем путем развития способности мыслить, которая является отличительным признаком человека. В этом мозге берут свое начало культура, наука и искусство.

Принимая во внимание тот факт, что две трети человеческого мозга до сих пор функционируют на животном уровне, а самая новая, интеллектуальная часть развита недостаточно, не стоит удивляться, что среди людей до сих пор доминирует животное поведение. Такие аспекты этого поведения, как агрессивность, конкуренция, чувство собственничества, жадность и эгоцентризм, связаны с инстинктивной жизнью. Другие аспекты больше относятся к эмоциональной жизни: желание доминировать, страх, ревность, высокомерие и гордыня. Причины индивидуальных несчастий и коллективных трагедий – от драм, связанных со страстями (ревность, секс), до этнических и экономических войн (инстинкт собственничества, жадность) – кроются в упорном следовании человечества животным повадкам.

Вопросы, таким образом, формулируются следующие: как мы можем избежать негативных проявлений, которые являются результатом реального присутствия в нас животных инстинктов? Где правильное место животной природы в человеке? Как поместить ее на службу эволюции высшего, осознавая, что одного мыслящего интеллектуального центра недостаточно? Во всяком случае, было недостаточно до сих пор…

Но прежде чем мы будем искать ответы на эти вопросы, давайте рассмотрим другие формы обусловленности, с которыми человек живет в обществе. Обусловленность – это всего лишь ограничивающий фактор, как животные инстинкты, описанные выше. Осознав это, мы можем понять человеческое поведение со всеми его парадоксами и противоречиями – например, противоречия между нашими реальными возможностями и желаниями, требованиями и реальностью, мыслями и эмоциями, хорошими намерениями и результатами, предубеждениями и действительностью и т. д.

С тремя частями мозга напрямую связаны три категории обусловленностей: рефлективная обусловленность – с физическим мозгом, обусловленность удовольствия/боли – с эмоциональным мозгом, имитационная обусловленность – с интеллектуальным мозгом. Так же как мы не можем отбросить нашу животную реальность, мы нуждаемся в части наших обусловленностей для социальной жизни, в том числе для выживания.

Рефлективная обусловленность физического тела состоит в соотнесении естественных нужд с искусственными внешними стимулами, не связанными с ними напрямую. Например, голод – это естественная потребность, а звук колокольчика, призывающий на обед, – внешний стимул. Этот звук, вызывающий слюноотделение и включающий инстинкт удовлетворения голода Павлов так хорошо описал в своих экспериментах с собаками.

Обусловленность удовольствия/боли больше связана с поиском чего-либо, чем с условным рефлексом: поиском награды (удовольствия) или способа избежать наказания (боли).

Наконец, имитационная обусловленность связана с необходимостью социализации и потребностью в идентификации. Существенная часть нашего воспитания основана на этом процессе, начиная с личной гигиены и переходя к более общим традициям и взглядам. В этой связи большинство обусловленностей являются результатом того, что нас принуждают верить в определенные стереотипы. Типичный пример – национальный шовинизм, принуждающий нас возгордиться тем, что мы французы, американцы или русские. Это означает, что очень многие схемы поведения, мнения, верования и мысли были просто вложены в нас в процессе воспитания и образования; и эти искусственные ограничения выросли из нашей обусловленности так же мощно, как и естественные инстинктивные ограничения.

Тюрьмы наших животных инстинктов и бесконечные застенки наших обусловленностей – вот что йога дервишей предлагает нам осознать различными способами.

Игнорирование человеком этой реальности – не только основная причина внутренней отчужденности и проблем во взаимоотношениях, но и источник проблем со здоровьем и личностным развитием.

Парадокс заключается в том, что эти механизмы, помогая человеку лучше приспособиться к жизненным условиям, вместе с тем препятствуют его развитию. Возникает вопрос: как улучшить процесс адаптации и остановить или замедлить процесс ухудшения?

И здесь на помощь приходит эвфония жестов Самадева. Известно, что накопление эмоций и стрессов разрушает симпатическую и парасимпатическую нервную систему, вызывает цепные реакции в эндокринной, пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной системах с последующим выделением кортизола и эндорфинов. Все это имеет место под влиянием нейропередатчиков или синаптических передатчиков. В результате регуляторные способности нашего организма снижаются и психологические механизмы ослабляются. Упражнения йоги дервишей действуют на мускулатуру, повышая тонус и гибкость, – наши мускулы и сухожилия работают более эффективно, с большей устойчивостью и выносливостью, улучшается координация. Это приводит к уменьшению хронических болей и психосоматических проблем.

Кроме того, упражнения йоги дервишей с помощью позитивного перепрограммирования ощущений позволяют нам испытать такие забытые физические ощущения, как внутренняя тишина и покой. Промежуточный мозг больше не отягощен стрессами повседневной жизни. Мы ощущаем расслабленность, тревога и нервозность сменяются спокойствием и безмятежностью. Благодаря этим положительным ощущениям практикующий заново обретает позитивное восприятие жизни, учится быть мастером самого себя и лучше воспринимать окружающий мир, который больше не кажется ему враждебным и тревожным. Это приводит его к переживанию новой радости жизни и повышает уверенность в себе. Хорошее знание себя и знание других людей позволяет ему полноценно проживать собственную жизнь, и это оказывает даже большее положительное воздействие на его здоровье.

Основные чакры человека

Человек представляет собой не только физический организм с его набором клеток, органов и систем, но так же и энергетическую структуру, состоящую из энергетических центров и каналов. Правильное функционирование энергетической системы так же важно для нашего здоровья, хорошего самочувствия, развития и физического, эмоционального, интеллектуального и духовного равновесия, как и правильная работа органов, клеток и физических систем.

Наш организм как энергетическая структура содержит множество энергетических центров, наиболее важными из которых являются чакры, как они описаны индийскими йогами. Слово «чакра» означает колесо, или вращающийся круг. Наиболее известными являются семь главных чакр. Каждая из чакр делится, в свою очередь, на семь частей, или подчакр. Определенные традиции, например дервишская, выделяют еще около трехсот второстепенных чакр, главные из которых находятся в груди, с каждой стороны сердечной чакры, и в животе, по обеим сторонам сексуальной чакры; еще две чакры расположены на ладонях и две на ступнях.

Семь основных чакр – это энергетические центры, содержащие жизненную силу организма. Они расположены вблизи спинномозговой системы и служат одновременно аккумуляторами, энергетической памятью и мозгом всех энергий, позволяющих человеческому организму жить. Каждая из чакр запоминает, аккумулирует, управляет и распределяет определенные энергии. Как системы они управляют не только нашим физическим телом, но и эмоциональным, интеллектуальным, духовным телами, а также системным телом – телом, связанным со всеми нашими взаимоотношениями, независимо от их природы, – с людьми, живыми и уже умершими, объектами, животными, деревьями, местами, событиями и т. д. Можно рассматривать энергетические центры как преобразователи наиболее тонких энергий в нервные импульсы и энергию клеток и гормонов нашего физического тела.

Эти энергии распространяются из чакр по более чем тремстам тысячам энергетических каналов, называемых в аюрведе «нади». Природа каждой чакры не только точно соответствует человеческой природе в целом, но и полностью отвечает специфике каждого индивидуума в отдельности.

Если человек культивирует эмоции, мысли, слова и поступки, соответствующие человеческой природе, чакры функционируют гармонично и снабжают организм энергией такого же гармоничного свойства. Напротив, если ему свойственны эмоции, мысли, слова и поступки, противоречащие человеческой природе – то есть конфликтные, – энергии, связанные с чакрами, рассеиваются снаружи организма. Человек ощущает нехватку энергии в мыслях и чувствах, так же как в действиях. В конце концов это приводит к разрывам и дисбалансу в циркуляции энергий по энергетическим каналам нади.

Чакры находятся в прямой связи с высшим сознанием человека, его внутренней мудростью и подсознательной сущностью. Правильное функционирование чакр существенно для способности человека входить в контакт со своей внутренней мудростью и позволяет всему организму – телу, душе и духу – функционировать эвфонично, то есть гармонично.

Имея особое отношение к эндокринным железам, напрямую влияя на рост, а также на большинство физиологических функций посредством нервной и кровеносной систем, чакры оказывают специфическое воздействие на наши чувства, эмоции и схемы мышления, которые в свою очередь влияют на состояние чакр.

Первая чакра

Муладхара – корневая чакра

Муладхара (первая, или корневая чакра) связана с нашими корнями – семьей, предками, страной, расой, культурой, воспитанием, социальным окружением и религией. Это чакра принадлежности и инстинкта выживания. Это мерило нашей связи с предками и благодарности тем, кому мы обязаны своим существованием и часто материальным достатком, мерило того, кто мы есть, и часто того, что мы имеем.

Эта базовая чакра находится в области гениталий, в нижней части позвоночного столба. Она связана с почками и надпочечниками. Первая чакра имеет непосредственную связь с эмоцией страха. Ее активность особенно заметна в первые семь лет жизни, когда ребенок интересуется всем, что относится к его росту. Чтобы выжить, он нуждается в пище и уходе, поскольку на том этапе жизни ребенок не способен еще полностью удовлетворять свои потребности. Муладхара работает через скелет, внешние органы, лимфатическую систему, наружные половые органы, яички и яичники, которые производят гормоны тестостерон и эстроген. Она управляет энергией рук и ног. Первая чакра действует на обоняние и связана с элементом земли. Также называемая «двигательным центром», эта чакра управляет всеми нашими внешними движениями. Эти внешние движения не являются врожденными и должны быть приобретены через обучение.

Муладхара функционирует гармонично, когда мы культивируем любовь к природе, когда мы распознаем красоту природы и защищаем ее, с уважением относимся к воздуху, воде, земле, растениям и животным; она усиливается, когда мы дышим чистым воздухом и питаем себя органическими и экологически чистыми продуктами.

Она сбалансирована, когда мы с благодарностью признаем все то, что получено нами от родителей и предков, от наших учителей и сограждан, не требуя и не жалея о том, чего они не дали нам.

Первая чакра усиливается, когда мы выражаем нашу благодарность через уважение, доброту и служение по отношению к людям, принадлежащим к различным группам и общинам, к которым и мы принадлежим или принадлежали в прошлом.

Муладхара слабеет, когда мы не взращиваем в себе любовь к природе, когда мы не видим красоту природы и вместо этого загрязняем воздух, воду, землю, вредим растениям и животным; когда мы дышим грязным воздухом и едим химическую или испорченную еду.

Она протестует, когда мы отрицаем то, что получили от родителей и предков, от наших учителей и сограждан; жалуемся и требуем того, чего они нам не дали. Чакра выходит из равновесия, когда мы неуважительно относимся к другим людям, особенно если наше поведение эгоистично и мы не культивируем отношений любви, близости, дружбы и уважения к живым и умершим членам различных групп, к которым мы принадлежим или принадлежали.

Первая чакра – это прежде всего чакра выживания. У взрослых она сбалансирована, если те правильно укоренены на Земле и в природе. Эта чакра дает нам ощущение хороших взаимоотношений с нашим окружением, особенно в материальном мире. Когда есть проблемы с первой чакрой, мы ощущаем недостаток уверенности, мы становимся чересчур жадными и иногда впадаем в ярость. У нас также может возникнуть чувство, что мы чужие в нашем собственном окружении. У нас проблемы с деньгами или материальными ценностями, и мы не можем сонастроиться с ритмом жизни.

Все, что мы говорили относительно первой чакры, не предполагает, что нужно быть абсолютно привязанным ко всему, что мы получили от различных групп и сообществ, к которым принадлежали. Мы связаны с ними узами жизни, и при условии, что мы сохраняем уважение к этим узам, мы свободны эволюционировать в других социальных группах или создать другую семью вне семьи, откуда мы вышли.

Тот факт, что мы как человеческие существа принадлежим к человечеству как целому, также означает, что мы не можем рассматривать нашу собственную семью, расу, религию, политическую партию, класс и все мнения и верования, которые с этим связаны, как нечто высшее по отношению к людям, принадлежащим к другим группам. Они просто имеют другое мнение и другие верования. Точно так же, если мнения, верования и поступки группы, к которой мы принадлежим, противоречат человеколюбию и гуманизму, мы должны быть способны привнести в них гуманизм, иначе первая чакра будет ослаблена.

Вторая чакра

Свадхистана – сексуальная чакра

Свадхистана – вторая чакра, называемая также сексуальной чакрой. Тогда как первая чакра отвечает за наши взаимоотношения с группами, собраниями отдельных индивидуумов и надчеловеческими силами, такими как силы природы, вторая чакра – чакра межличностных отношений, особенно сексуальных и любовных, дружеских и профессиональных. Эта чакра усиливается в возрасте от семи до четырнадцати лет. На протяжении этого периода наше сексуальное и чувственное восприятие развивается одновременно с нашим воображением и творчеством.

Она тесно связана с яичниками у женщин и с яичками и предстательной железой у мужчин. Это элемент воды, и он напрямую связан со всеми жидкостями в нашем теле (кровь, моча, лимфа и т. д.). Чакра действует через надпочечники, продуцирующие кортизон и адреналин, а также через чувство вкуса.

Свадхистана – накопитель энергии, которая постепенно перераспределяется ко всем другим чакрам. Эта чакра – величайший аккумулятор жизненной энергии.

Когда нашими отношениями руководят любовь, дружелюбие, уважение, доброта и терпимость, вторая чакра функционирует сбалансированно. Напротив, межличностные конфликты нарушают ее работу. Это особенно справедливо для любых форм конкуренции или желания контролировать других людей, доминировать над ними. Конкуренция, ревность, противостояние, возмущение и враждебность ослабляют вторую чакру, так же как и все формы сексуальной неразборчивости и злоупотреблений. Состояние баланса или дисбаланса этой чакры определяется также нашими отношениями с деньгами и материальными благами в любой форме. Баланс нарушается нашими привязанностями – эмоциональными, сексуальными, вкусовыми или любой другой природы.

Тот, кто хорошо укоренен в свадхистане, должным образом осознает свое, в котором он чувствует себя комфортно, как дома. Он принимает и уважает себя. Он способен вести творческую жизнь и вступать в зрелые взаимоотношения с окружающими. Он развивает зрелую сексуальность, которая проявляется через радость и удовольствие. Неправильное сексуальное воспитание детей приводит к нарушениям в работе второй чакры, что впоследствии приводит к нарушениям любого рода – индивидуум испытывает серьезные трудности в поддержании контакта с собственным телом и в получении здорового наслаждения от радостей жизни. У людей, сильно страдающих от проблем с этой чакрой, возникают большие сложности с самовыражением и творчеством, они склонны к отторжению своего тела, и это неприятие себя часто приводит к расстройствам иммунитета. Подавление чувственности, или сексуальности приводит к снижению жизненной силы.

Третья чакра

Манипура – чакра солнечного сплетения

Манипура – третья чакра, или чакра солнечного сплетения. Активно развивается между четырнадцатью и двадцатью одним годами. Это период, когда у нас появляется желание контролировать, возникают силы и стремление реализовать свои мечты. Третья чакра – чакра отношения к самому себе. Это чакра любви, уважения и почитания, которое мы культивируем по отношению к себе.

Это чакра уверенности в себе и локализации внутренней силы. С помощью манипуры мы принимаем на себя ответственность и выполняем наши обязательства. Это источник нашей интуиции, который позволяет устанавливать и распознавать наши пределы.

Те, у кого эта чакра сбалансирована, имеют природное уважение к себе и возможность проживать жизнь спокойно и совершенно естественно радоваться жизни.

Когда третья чакра хорошо развита, мы способны реализовать наши замыслы; когда она не в порядке, наши идеи так и остаются мечтами или даже превращаются в ночные кошмары.

Манипура связана со зрением. Она также вовлечена в пищеварение в желудке, превращение и очистку крови в селезенке, выделение желудочного сока и инсулина в поджелудочной железе, производство желчи и сохранение ее в желчном пузыре, превращение углеводородов в глюкозу и энергию в печени. Третья чакра связана не только с перевариванием и усвоением пищи в нашем физическом теле, но и с перевариванием и усвоением наших эмоций, мыслей и событий нашей жизни.

Когда чакра поражена, мы либо стараемся заглатывать слишком много, столько, что не можем этого переварить, либо просто неспособны проглотить ничего. И это верно как в отношении материальной пищи, так и в отношении наших эмоций и внешних впечатлений.

Энергия третьей чакры слабеет, когда мы не осознаем своих собственных пределов, когда позволяем другим людям относиться к нам неуважительно, используем других людей, пытаясь привлечь их внимание либо получить одобрение, или пытаемся манипулировать ими для нашей собственной выгоды. Когда энергия манипуры нарушена, мы не можем самовыражаться либо потому, что недостаточно твердо стоим на ногах, либо потому, что остаемся слишком связанными, слишком ограниченными схемами мышления и всем тем, что является в нас старым, неспособным открыться к новой жизни в каждый момент. Будучи несбалансированной, эта чакра приводит нас к неискренности с самими собой, в наших мнениях, наших мыслях, наших обещаниях, нашей чести и наших словах.

Нарушения в третьей чакре вызывают беспокойство, злость или жалобы, а также стремление окружить себя беспокойными и жалующимися людьми. Болезни, возникающие из-за дисбаланса в этой чакре, включают язву желудка, проблемы с усвоением сахара плюс большинство проблем с пищеварением.

Проблемы с манипурой приводят к эгоцентризму и гордыне, к скрытым, глубоко сидящим сомнениям в нашей собственной ценности, а также к чувству неполноценности. Иногда люди, напротив, настолько глубоко уходят в себя, что не могут правильно самовыражаться по отношению к внешнему миру.

Стихия третьей чакры – огонь, избыток огня приводит к агрессивности, а недостаток – к депрессии, как если бы человек погас, перегорел.

Четвертая чакра

Анахата – сердечная чакра

Анахата – четвертая, сердечная чакра, чакра любви (особенно любви к другим людям), а также сострадания и прощения. Эта чакра отвечает за баланс всего организма и за взаимодействие различных чакр. В ней любовь к себе объединяется с любовью к другим людям и возникает возможность избавиться от всех наших негативных эмоций, особенно чувств обиды и враждебности. Их заменяет безусловное прощение, позволяющее нам переступить все наше прошлое страдание и уважать судьбу каждого человека, что бы ни случилось.

Четвертая чакра ассоциируется с сердцем, легкими и тимусом (вилочковой железой), она управляет значительной частью иммунной системы. Ее элемент – воздух. Она связана с чувством осязания.

В анахате живительная энергия укореняется через дыхание. Это чакра радости и грусти – радости, когда она сбалансирована, и грусти, когда нет. Улыбка и смех оказывают очень мощный положительный эффект на эту чакру. Улыбка и смех также стимулируют тимус, тем самым положительно влияя на иммунную систему. Одно из самых мощных лекарств при расстройствах иммунной системы – это умение смеяться, и особенно – улыбаться. Представьте только счастливую улыбку своего возлюбленного, и тут же стимулируются физический, эмоциональный и даже интеллектуальный центры. Это также улыбка того, кто медитирует, улыбка Будды.

Пятая чакра

Вишудха – горловая чакра

Вишудха – пятая, горловая чакра – прежде всего чакра выражения, воли, решений и выбора. Она управляет энергией рук и ладоней, воздействует на рост и метаболизм, связана с продолговатым мозгом – частью ствола головного мозга, переходящей вниз, в спинной мозг.

Элемент этой чакры – пространство, или эфир. Она связана с чувством слуха. Ее баланс обеспечивается, когда мы искренне и правдиво говорим, выбираем и принимаем решения. Это также чакра самоконтроля.

Плохая работа пятой чакры влияет на функционирование щитовидной железы, и она начинает вырабатывать либо слишком мало, либо слишком много гормонов. Мы или имеем «ленивый» метаболизм, приводящий к проблемам с весом, или становимся чрезвычайно беспокойными и гиперактивными. Вишудха страдает, когда мы позволяем другим людям контролировать наши собственные нужды и желания. Она ослабляется ложью и усиливается честностью и непорочностью. Единственная форма подчинения, которая может сбалансировать эту чакру, – это подчинение высшим силам: силам души, духа, Источника, Абсолюта, или Божественного. В этот момент вишудха может функционировать в резонансе и гармонии и с нашим пониманием, волей и высшими принципами.

Нарушения в работе пятой чакры приводят к трудностям в выражении себя через слова и общении с другими людьми, к неспособности высказывать наши самые правдивые, самые глубинные мысли и наши истинные эмоции.

Когда эта чакра сбалансирована, мы далеки от иллюзий и готовых решений, мы выражаем себя намного более искренне, мы свободны от догм и жестких схем мышления. Традиция учит нас, что находящаяся рядом с вишудхой другая чакра, латифа лалана, выделяет сладкую жидкость – эликсир бессмертия, божественный нектар амрита. Этот нектар, согласно учению дервишей и йогов, позволяет человеку обходиться без еды и питья.

Шестая чакра

Аджна – чакра третьего глаза

Аджна, шестая чакра, или «третий глаз», расположена в центре лба. Это чакра понимания, рационального и логического разума, но также и вдохновения. В этой чакре сила сердца может соединиться с разумом, это центр высшей формы творчества, в очень близкой связи с душой и сущностью, так же как и со Вселенной. Она напрямую связана с гипофизом, который мы можем рассматривать как железу, управляющую всеми остальными железами и всеми остальными функциями тела. Аджна руководит ритмической системой тела, особенно ритмом сон – бодрствование, и адаптацией к смене времен года. Она связана с глазным нервом и с обонятельными окончаниями.

Когда шестая чакра потревожена излишне двойственным, логическим, рациональным мышлением, она ограничивает импульсы, идущие из сердца. Этот вид догматичного, жесткого, критичного, осуждающего мышления часто закрыт для новых идей.

Если мы слишком привязаны к материальному аспекту жизни, эта чакра функционирует несбалансированно, мы платим за это невозможностью видеть правду, поскольку связаны исключительно с материальной истиной, которая для нашей души неполна и фрагментарна. Нарушения в шестой чакре часто сопровождаются проблемами со зрением и головными болями.

Функционируя гармонично, аджна помогает нам преодолеть рационализм и ограничения логического ума – наше воображение и творчество могут отправиться в полет. Она также позволяет нам войти в контакт с другими мирами, понимать закон синхронности и воспринимать то, что скрыто.

Седьмая чакра

Сахасрара – коронная чакра

Сахасрара – седьмая чакра, или коронная чакра. Расположена она в районе макушки головы. Это чакра наших взаимоотношений с Высшим Источником, Абсолютом, Божественным; чакра духовного пути, освобождения, пробуждения и внутренней реализации за пределами всех дуальностей и разделенностей. Через эту чакру мы можем войти в контакт с тем, что является Высшим в нас, – с нашей сущностью.

Конец ознакомительного фрагмента.