Вы здесь

Секреты цыганского гипноза. «На руках не осталось ни колец, ни браслетов, ни часов» (Илья Мельников)

«На руках не осталось ни колец, ни браслетов, ни часов»

В последние годы все чаще можно встретить в местах большого скопления народа – на вокзалах, в поездах, станциях метро и подземных переходах – предупреждение милиции о необходимости остерегаться лиц, предлагающих погадать. Остерегаться нынче приходится многого, поэтому заботливость стражей порядка, выделяющих гадания в отдельный разряд преступных посягательств на нашу собственность, вызывает у большинства скептическую улыбку. Действительно, предсказаниями человечество увлекается с незапамятных времен, заглянуть в будущее стремятся все, включая милицию, которая, как правило, «ожидает рост преступности» и под этим предлогом добивается увеличения своей доли в бюджете государства. Чем же «насолили» правоохранительным органам гадалки?

Аргументом, ставящим под сомнение предупреждение милиции, может служить тот факт, что криминальная хроника не слишком богата фактами, однозначно указывающими на гадалок, как на преступниц. Кстати говоря, большинство из них таковыми не является. Нет ничего предосудительного в утешительных, успокаивающих наговоров гадалок-цыганок, останавливающих нас словами: «Хочешь узнать, что тебя, красавица (красавец), ожидает?» В этом отношении трудно не согласиться с доктором юридических наук А.Б.Венгеровым, недоумевающим почему плата, полученная за гадание, относится к преступно добытым средствам, а лица, получившие ее, рассматриваются как ведущие паразитический образ жизни и могут быть привлечены к уголовной ответственности. Надо полагать, что аналогичные статьи есть и в законодательстве других стран СНГ, еще не избавившихся от «культовских» способов борьбы со всем, что не вписывается в идеологию тоталитаризма. Что же получается – милиция фантазирует?

Ни в коей мере. Малочисленность красноречивых фактов объясняется необычностью, если угодно – таинственность печальных происшествий. Рассмотрим в качестве примера такую ситуацию. Сеанс гадания завершился для женщины утратой ценного перстня или кольца, кошелька, может быть, сережек. Взамен вещей она услышала несколько верных слов о себе и о своих несчастьях, предсказания на будущее. Когда впечатление о контакте с гадалкой улеглось, с пронзительной очевидностью стало ясно, что плата за гадание оказалась чрезмерно большой, грабительской. Однако женщина помнит, что сама своими собственными руками отдала цыганке все, что имела при себе. С чем идти в милицию и взывать о помощи? Тут не только в милицию не обратишься, но даже близкому человеку не расскажешь о своей непростительной щедрости. Остается укорять себя за необузданный порыв благодарности и желание заглянуть в святая святых – грядущее. Придет ли на нам ум в этот момент, что гадалка применила по отношению к нам тайную силу, превратившую взрослого человека в простодушного младенца? А если и придет, что с того? Доказательств нет. Ссылка на то, что нашей щедростью управляет скупость и что по своей воле мы не способны платить за услугу золотыми изделиями, способна вызвать понимание разве что у юмористов. А кто из нас хочет стать посмешищем, сначала одураченным цыганкой, а затем выставившим свою бездонную наивность на всеобщее обозрение?

Никто, кроме гадалок, разумеется, не скажет, сколько несчастных укоряют себя за легкомысленное согласи погадать. В поле зрения публики попадают другие сюжеты, в которых гадалки не слишком заботятся о возможных последствиях. Известный польский исследователь Ежи Фицовский записал несколько таких историй. Вот рассказ жертвы гадалки: «Вошла цыганка в комнату, погадала. А мне как-то очень хорошо было, как будто я во сне, как будто пьяная… Я видела, как цыганка кружит по комнате, как юлит, как достает из шкафа, из сумки, забирает деньги. Я смотрела на все этот как-то равнодушно, как бы не понимая. Цыганка ушла, вбежала служанка, подняла крик. А у меня как будто все оборвалось, я все поняла и стала истерически плакать. На руках не осталось ни колец, ни браслетов, ни часов». Еще «круче» облапошила гадалка мужика, заставив его отдать ей в знак благодарности пару лошадей вместе с телегой. Как истинный христианин, крестьянин запряг лошадей и пожелал мошеннице счастливого пути. Когда туман спал, возвращение к действительности стало драматичным.

Зафиксирован случай, когда несчастной жертвой цыганки стала кассирша. Она отдала гадалке содержимое кассы, привела плутовку к себе домой и отдала свои ювелирные украшения, часы, хрусталь, костюмы и офицерские сапоги мужа. И опять же «по своей доброй волей» помогала цыганке упаковывать вещи – попробуй обвини после этого гадалку в заурядном ограблении.

Подобных историй можно услышать и найти в литературе много, их рассказывают даже сами цыгане, ссылаясь, разумеется, на служи, ни одна цыганка не сознается в том, что использует гипноз в профессиональном гадании. Ефим Друц и Алексей Гесслер, много пишущие о цыганах, отмечают, «что в цыганской среде достаточно часто встречаются люди, обладающие гипнотической силой. Порой пользуются этим даром цыганские гадалки, хотя в профессиональной деятельности достаточно редко». Цыганологи взяли на себя смелость утверждать, что гипноз в гадании используется «редко». Отнесемся к этому утверждению скептически. Попутно отметим, что «гипнотическая сила» не обязательно является божьим даром, она может быть и приобретенной в результате систематических тренировок, о чем свидетельствует большое количество соответствующих пособий, появившихся на книжном рынке.

Как можно пользоваться гипнозом, не отдавая себе отчета в этом, рассказывает Роберт Антон Вильсон, доктор философии:

«Когда я еще только учился «гипнозу», он назывался «управляемой медитацией» и считался чем-то вроде синтеза психоанализа и буддизма, быстро выводящего на низший уровень сознания. Затем я учился ему снова, но он уже назывался «астральной проекцией» и считался путешествием отделившегося «я» вне тела. После этого меня попросили провести семинары, и я начал включать некоторые из этих методов в свои выступления, не делся к ним специальных пояснений, и если на семинаре всплывало слово «гипноз», я всегда говорил, что мы используем «управляемую медитацию», которая лишь немного похожа на «очень мягкий» гипноз. Я не хотел, чтобы кто-нибудь подумал, что происходит погружение в глубокий гипноз, так как я не был уверен, что знаю как с ним справиться.

Конечно, многие люди явно входили в «глубокий гипноз» независимо от того, намеренно я это делал или нет, и случайно я обнаружил, что могу этим управлять. Затем я получил ученую степень и квалификацию, разрешающую работать с человеческой психикой, однако «гипноз» – «мягкий» или «глубокий» – всегда оставался для меня чем-то сверхъестественным, и предпочитал работать с методами, в которых разбирался лучше.

Конец ознакомительного фрагмента.