Рецензенты:
Заслуженный работник физической культуры РФ, доктор педагогических наук, профессор Ю. В. Сысоев; доктор педагогических наук, профессор Е. И. Сухова; учитель физической культуры Е. И. Миронова.
© Коджаспиров Ю. Г., текст, 2018
© Издательство «Спорт», 2018
Коджаспиров Юрий Георгиевич – Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации. Доктор педагогических наук по двум специальностям: Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки – 13.00.04; Общая психология, история психологии – 19.00.01. Почетный работник высшего профессионального образования России. Мастер спорта. Профессор. Академик РАЕН. Лауреат Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов-новаторов «Урок физкультуры XXI века», проведенного Государственной Думой РФ и Советом Федерации, в номинации «Школа чемпионов». Автор более двухсот учебных, методических и научных работ по физической культуре и спорту, опубликованных в отечественной и зарубежной литературе.
Предисловие
Как найти золотой ключик к успеху в учебной работе
Успех желанен каждому, но как его достичь?! Обычный традиционный путь к нему тернист, извилист, долог и зачастую не очень ясен. Приходится долго блуждать в сумеречных потемках, прежде чем найдешь действительно нужные, оптимальные ориентиры. На это уходит слишком много сил, времени и нервов. А массовые ошибки, заблуждения и разочарования, в реальной жизни по-прежнему встречаются гораздо чаще неуловимо ускользающего успеха.
Где же выход из этого заколдованного круга?
Овладевать новыми знаниями лучше всего последовательно и осмысленно продвигаясь от известного к неизвестному, нередко теснейшим образом взаимосвязанных и органично вытекающих друг из друга.
Итак, начнем наш путь к успеху с поисков заветного ключика к нему. Этот чудесный золотой ключик упрятан в объективных, но, к сожалению, мало известных многим педагогам закономерностях, управляющих желаниями и поведением учащихся. Эти важнейшие для управления людьми закономерности в последние десятилетия были обобщены в потребностно-информационной теории эмоций, которая является буквально палочкой-выручалочкой для всех, стремящихся к успеху в учебной работе специалистов. Кое-что из этих закономерностей нам, хотя бы поверхностно, было известно и ранее, а кое с чем лишь предстоит познакомиться в форме новых технологий обучения и тренировки учащихся.
В соответствии с психофизиологическими закономерностями поведения человека для успешного выполнения учебных заданий, предлагаемых на уроках физической культуры в общеобразовательных школах, лицеях, колледжах или других образовательных организациях, необходимо прежде всего умело и ненавязчиво возбудить у занимающихся положительное отношение к предстоящей работе.
А отношение это во многом определяется связанными с данной работой эмоциями. Эти эмоции, в зависимости от своего знака (положительный, отрицательный) и модальности (радость, отвращение, негодование, печаль, тревога и т. д.), способствуют или, наоборот, препятствуют проявлению рабочей активности в любой осуществляемой деятельности.
В силу указанной закономерности учащиеся инстинктивно стремятся максимизировать (т. е. усилить, продлить, повторить) учебную работу, связанную с положительными эмоциями, и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) работу, связанную с отрицательными эмоциями.
Таким образом, возникаемые на уроке эмоции выступают в роли внутренних регуляторов поведения учащихся, спонтанно управляющих их учебной активностью. Педагог, не знающий или игнорирующий эти объективные предпосылки, будет частенько попадать впросак и терпеть обидную неудачу в своих попытках активизировать учащихся командными, волевыми методами.
Специальные наблюдения показывают – чем больше приятных ощущений учащиеся получают во время уроков, тем лучше они выполняют предлагаемые им учебные задания, тем выше привлекательность, активность и результативность проводимых занятий.
Разумеется, хорошо бы всегда заниматься на фоне положительных эмоций, а не принуждать себя и детей работать вопреки желанию, через «Не хочу-у-у-у!!!», ожесточенно стиснув зубы и мобилизовав всю свою силу воли. Иметь счастливую возможность учить и учиться с удовольствием, а не по волевому принуждению, – вековечная мечта учителей и учеников всех времен и народов.
К сожалению, в теории педагогики и физического воспитания слишком долгое время не обращали серьезного внимания на эту ключевую проблему активизации учебной деятельности и потому не смогли довооружить практиков надежными, научно обоснованными методами учебы с удовольствием. Многочисленные торжественно-декларативные заявления ответственных деятелей о первостепенной роли человеческого фактора, гуманизации и гуманитаризации учебного процесса заслонили, как видно, самого человека, оставив его один на один со многими злободневными проблемами такого рода.
В связи с этим регулярные уроки физкультуры в наших учебных заведениях давно уже не вызывают у учащихся того энтузиазма, на который, казалось бы, можно было рассчитывать.
Фактологические материалы, приводимые в педагогических диссертациях последних десятилетий, удручающе свидетельствуют о том, что, начиная с 3–4 класса общеобразовательной школы, отношение учащихся к физкультурной активности ежегодно ухудшается, становясь почти откровенно негативным в старших классах. По данным Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры, более 80 % отечественных старшеклассников выразили отрицательное отношение к проводимым у них урокам физкультуры.
В годы обучения в средних специальных и высших учебных заведениях молодые люди еще больше теряют интерес к занятиям физическими упражнениями и значению физического совершенствования в общей системе жизненных ценностей [22, 26, 29, 33, 38, 60].
В стихийных поисках хоть какой-нибудь чувственной компенсации эмоциональная неудовлетворенность все чаще и чаще толкает неопытных детей, подростков и юношей в коварные объятия опасных и вредоносных удовольствий и наслаждений – курение, алкоголь, наркотики, токсикомания и т. д. В результате, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, общий уровень здоровья и физической подготовленности детей и молодежи в Российской Федерации становится недопустимо низким, преждевременно истощаются функциональные резервы взрослеющего организма, неудержимо растет количество нервных заболеваний.
Около половины учащихся начальной школы и более 60 % старшеклассников страдают различными хроническими заболеваниями. Повышенную общественную тревогу вызывают школьницы, поскольку количество выпускниц, имеющих хронические болезни, достигает 75–80 %, причем 20 % из них связаны с заболеваниями, пагубно влияющими на будущее материнство и биологическое качество потомства.
За последние 10 лет среди школьников в 4 раза возросло число страдающих остеохондрозом, сколиозом и плоскостопием, в 3 раза – болезнями почек и мочевыводящих путей, в 2 раза – заболеваниями органов пищеварения. Наряду с этим у школьников зарегистрировано существенное снижение зрения и слуха, жизненной емкости легких, мышечной силы, ловкости, выносливости и других физических качеств. Различные нервно-психические нарушения, среди которых преобладают пограничные психические расстройства, имеют 79 % детей и подростков.
Средства массовой информации нередко стали сообщать о самоубийствах школьников, чего раньше не наблюдалось. Детский суицид ныне становится общественной проблемой, болезненно обсуждаемой в широкой печати и на различных научных конференциях [22, 29, 33, 35, 59].
Положение, как видим, складывается чрезвычайное, однако проблема эмоциональной привлекательности занятий физической культурой, призванных укреплять здоровье, продлевать жизнь, повышать умственную и физическую работоспособность человека, по-прежнему остается одной из самых неразработанных в теории и методике физического воспитания.
Массовое неумение педагогов вызывать и целенаправленно поддерживать положительные эмоции в процессе проведения уроков физкультуры становится подлинным бичом нашего времени, беспощадно отбивающим у подрастающего поколения естественный интерес к физическим упражнениям.
Не избалованная весельем и радостями современная жизнь требует от теоретиков изыскать и предоставить людям возможность выполнять необходимые физические нагрузки при сравнительно меньших волевых напряжениях и значительно большей эмоциональной привлекательности проводимых занятий.
Надо найти простые и убедительные принципы приятной активизации учебной деятельности и полезно применять их на уроках физической культуры.
Бурное развитие теории и методики физического воспитания в последние сто лет привело к ощутимому истощению резервов организации и проведения физкультурных занятий, лежащих на «поверхности» наших знаний и существующих представлений. Дальнейшее повышение эффективности этих занятий требует от специалистов кропотливого поиска новых, скрытых от привычных представлений, «глубинных» резервов и нетрадиционных методов.
На наш взгляд, одним из таких затаенных природой резервов, способствующих достижению указанной цели, может явиться функциональная музыка, призванная целенаправленно стимулировать рабочие функции и психические состояния учащихся в процессе урока физической культуры.
В настоящее время музыка в иерархии эмоциональных и эстетических пристрастий молодежи занимает одно из первых мест, что открывает заманчивые возможности ее прикладного использования в качестве желанного стимулятора работоспособности в процессе учебной деятельности.
Выполняя физические упражнения под приятную, специально подобранную музыку, занимающиеся непроизвольно начинают испытывать выражаемые в ней чувства и настроения. Даже не имея особых причин для радости, слушатель музыки, выражающей радостное, приподнятое настроение, невольно начинает ощущать это настроение в себе самом и связывать его с выполняемой при этом работой, которая начинает казаться гораздо приятней, привлекательней и менее утомительной, чем обычно.
Обладая огромным потенциалом не прямого, жесткого, директивного, а опосредованного, нежного, ненавязчивого воздействия на человека, функциональная музыка в процессе учебной деятельности, так же как и во время отдыха, способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, воодушевить и вдохновить: и на повышенную рабочую активность, и на регулярную посещаемость занятий, и на преодоление кажущегося предела своих физических возможностей.
Адекватно подобранная музыка создает улучшение физиологических и психоэмоциональных условий для оптимальной реализации потенциальных сил человека, для защиты его от острых стрессовых воздействий, психосенсорного голода, преждевременной усталости и т. д.
Чтобы толково, выгодно и надежно вооружиться этим методом приятной стимуляции уроков физической культуры, давайте благоразумно вспомним о том, что «Знание – великая сила!», и внимательно познакомимся с его стержневыми основами, разработанными автором в результате многолетних комплексных теоретических и экспериментальных исследований.
Это поможет раскрыть важнейшие секреты успеха учебной работы, существенно улучшить ее и избавиться от многих массовых ошибок, недостатков и заблуждений, приводящих к печальным социальным последствиям.