Вы здесь

Секреты розничной торговли. Вопросы и ответы. Глава 2. Управление закупками (А. А. Новаков, 2013)

Глава 2

Управление закупками

Для успеха не надо быть умнее других, надо просто быть на день быстрее большинства.

Лео Сцилард

В этой главе ответы на вопросы:

• Что такое «управление закупками»?

• В чем отличие закупок для розничной торговли?

• Как выбрать поставщика?

• Какие требования при выборе поставщиков?

• Какие есть методы выбора поставщиков?

• Как планировать закупки?

• Какие существуют системы регулирования товарных запасов?

• Как правильно составить договор поставки?

• Что такое управление цепями поставок?


13. Что такое «управление закупками»?

Управление закупками – область деятельности, в результате которой организация приобретает необходимые товары и услуги. Процесс закупки представляет собой организованное приобретение продукции для дальнейшей переработки или для перепродажи. Осуществление закупок (снабжения) – одна из важнейших функций в каждой компании. Для организации важно получить необходимые сырье, материалы, товары и услуги нужного качества, в нужное время, в нужном количестве, в нужном месте, от надежного поставщика и по выгодной цене.

В соответствии с этим можно выделить основные функции закупок:

1. Необходимость обеспечения непрерывности поставок сырья, материалов, товаров, предоставления услуг, необходимых для работы компании. Дефицит сырья, материалов и комплектующих может привести к остановке производства и соответственно к большим накладным расходам.

2. Сведение расходов, связанных с запасами, к минимуму. Одним из путей обеспечения непрерывного потока материальных ресурсов и готовой продукции является создание и хранение запасов этих ресурсов и продукции.

3. Поддержание и повышение качества. Продукция или услуги должны поставляться определенного уровня качества для того, чтобы конечный продукт отвечал принятым стандартам. В противном случае значительно возрастают производственные расходы на доведение качества до стандарта.

4. Поиск компетентных и надежных поставщиков. Успех функции закупок зависит от способности находить поставщиков и развивать отношения с ними, анализировать их возможности, выбирать соответствующего поставщика, а затем работать с ним, постоянно совершенствуя совместную деятельность.

5. Соблюдение принципа «цена-качество» в процессе закупки. Деятельность по закупке предполагает использование большого объема оборотных средств, поэтому необходимы товары и услуги с наименьшей общей стоимостью с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса.

6. Повышение конкурентоспособности. Компания будет конкурентоспособной, если сможет контролировать все расходы, связанные с закупками, и временные параметры с тем, чтобы избежать неприбыльной деятельности либо деятельности, требующей дополнительного времени. Для этого необходимы оптимизация размеров затрат, внедрение достижений технического прогресса.

7. Достижение эффективного сотрудничества с другими функциональными подразделениями компании. Закупочная деятельность не может быть эффективной без сотрудничества с другими отделами и сотрудниками компании.

8. Снижение административных расходов. Если деятельность по закупкам нерациональна, административные расходы отдела закупок будут слишком высокими.

Управление закупками подразумевает выполнение всех функций, которые необходимы для непрерывного ежедневного и долгосрочного обеспечения организации. Следовательно, деятельность службы закупок компании включает следующие задачи:

– определение потребности в материальных ресурсах;

– поиск потенциального поставщика;

– оценка возможности закупки в нескольких альтернативных источниках;

– выбор метода закупки;

– установление приемлемой цены и условий поставки;

– мониторинг товара до момента его доставки;

– оценка продукции поставщика и услуг.

В настоящее время в условиях свободных рыночных отношений закупочная деятельность компании характеризуется:

– свободой выбора партнера, контрагента по закупке;

– множественностью источников закупки (поставщиков);

– равноправием партнеров;

– свободой ценообразования;

– конкуренцией поставщиков и покупателей;

– экономической ответственностью сторон.

Управление закупками позволяет изыскивать наиболее приемлемые способы и методы приобретения и получения материальных ресурсов предприятием. Основой закупочной деятельности является представление материальных, информационных, финансовых ресурсов в виде потоков, а в дальнейшем управление этими потоками с целью оптимизации деятельности предприятия. Принимая во внимание существующие понятия, цели, функции и задачи закупочной деятельности компании, можно дать следующее определение.




Управление закупками – это управление материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками с целью обеспечения предприятия материальными ресурсами с максимально возможной экономической эффективностью.


14. В чем отличие закупок для розничной торговли?

Предприятия розничной торговли закупают товары для дальнейшей продажи покупателям. Покупка для перепродажи имеет ряд особенностей по сравнению с закупкой продукции промышленными предприятиями. Служба закупки в работе розничных организаций играет ведущую роль, потому что на нее возложена обязанность выбора товаров и услуг с целью выявления и удовлетворения нужд и желаний потребителей.

Закупщик в сфере розничной торговли выполняет три основные функции:

1. Оказывает влияние на поведение покупателя при совершении покупок и меняет его, предлагая новые товары и услуги.

2. Отвечает за приток товаров от поставщиков к конечным потребителям.

3. Оказывает влияние на мнение покупателей, служит покупателям источником идей и информации.

Коммерческая работа по закупке товаров складывается из следующих этапов:

– изучение и прогнозирование покупательского спроса;

– выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;

– организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки, предоставление заказов и заявок поставщикам;

– организация и технология закупок непосредственно у производителей товаров, посредников, на товарных биржах, аукционах, у импортеров и других поставщиков;

– организация учета и контроля над закупками.

Требования потребителей заставляют многих розничных продавцов работать над улучшением основных показателей эффективности поставок: уровня запасов на полках магазинов и общих издержек на покупателя. Объем товара на полках магазинов – главный показатель удовлетворения запросов потребителя. Нехватка товарных запасов является наиболее частой причиной недовольства, указываемой при анкетировании покупателей розничных магазинов. Для поддержания высокого уровня запасов на полках требуются дополнительные издержки, возрастают затраты на содержание запасов и транспортировку, которые принимает на себя розничная торговля. Розничные магазины должны иметь превосходство в цепи поставок, чтобы достичь высокого уровня товарных запасов при допустимых издержках на продвижение и логистику.


15. Как выбрать поставщика?

Выбор поставщика является одной из наиболее важных задач службы закупок. Поиск поставщика начинают с изучения базы данных предпочтительных поставщиков компании. Если по каким-либо причинам (экономическим, стратегическим и др.) существующие поставщики перестают удовлетворять требованиям компании, возникает необходимость выбора новых поставщиков. Для этого, в первую очередь, необходимо проанализировать возможные источники информации о поставщиках. Практика анализа рынка поставщиков, применяемая различными компаниями, позволяет выделить следующие основные источники информации:

– каталоги и прайс-листы;

– торговые журналы;

– интернет-сайты;

– рекламные материалы: фирменные каталоги, объявления в СМИ;

– конкурсы;

– выставки и ярмарки;

– торги и аукционы;

– торговые представительства;

– собственные исследования;

– переписка и личные контакты с возможными поставщиками;

– конкуренты потенциального поставщика;

– торговые ассоциации, например, Торгово-промышленная палата РФ;

– специализированные информационные агентства и исследовательские организации;

– государственные открытые источники: регистрационная палата, налоговая инспекция, лицензионные службы и др.

Необходимо отметить, что такой источник информации, как «собственное исследование», может включать:

– неформальные личные контакты с коллегами, знакомыми, конкурентами;

– неформальные личные контакты и переписка с возможными поставщиками;

– общение с конкурентами потенциального поставщика и т. д.

Собственное исследование включает все методы и источники, не являющиеся формальными и не требующие официальных документальных запросов.

В последнее время для поиска поставщиков все чаще обращаются к Интернету. Сегодня редко можно найти фирму, эффективно функционирующую в бизнесе, которая бы не пользовалась услугами Сети.

При выборе поставщика возможны два пути:

1. Поставщик выбирается из числа тех предприятий, которые уже являются (или когда-то являлись) поставщиками компании-заказчика, деловые отношения с которыми уже налажены. Выбор значительно облегчается тем, что отдел закупок имеет точные сведения о деятельности поставщика.

2. Новый поставщик выбирается по результатам поиска и анализа нужного рынка, абсолютно нового, или того, с которым предприятие уже работало. Для проверки такого поставщика необходимо большое количество времени и материалов, поэтому проверку осуществляют только для тех компаний, которые действительно становятся кандидатами на получение крупного заказа. От нового поставщика, который конкурирует с теми, кто уже работает, обычно ждут большей эффективности.

Важно отметить, что установление отношений с новым поставщиком – процесс длительный и недешевый. Много времени уходит на исследования, оценку, выбор, переговоры, достижение взаимопонимания с новым поставщиком. Следовательно, чтобы минимизировать затраты на поиск поставщиков, необходимо организовать с ними эффективную работу, позволяющую успешно выявлять и выбирать наиболее подходящих поставщиков. В процессе выбора новых поставщиков можно выделить четыре этапа:

1. Определение критериев выбора поставщика.

2. Процедуры выявления поставщика.

3. Процедуры оценки поставщика.

4. Переговоры о торговых соглашениях.


16. Какие требования при выборе поставщиков?

При выборе поставщика организация-покупатель в первую очередь составляет список поставщиков, у которых можно приобрести необходимые товары или услуги, затем осуществляет предварительную оценку поставщиков и сужает список до наиболее вероятных источников закупок. Как правило, предварительный выбор потенциального поставщика осуществляется на основе неформальной оценки.

Для окончательной детальной оценки возможного поставщика и осуществления выбора применяются как неформальные, так и формальные методы принятия решения на основе

выбранных критериев. Критерии отбора и оценки могут быть совершенно разными. Чаще всего, организации-покупатели ограничиваются тремя-четырьмя требованиями, но иногда встречаются и те, кто выдвигает десятки критериев для отбора. Однако можно выделить наиболее часто выдвигаемые критерии требований закупочной логистики:

1. Надежность поставок.

2. Высокое качество товара.

3. Цена, доступная покупателю.

4. Точное соблюдение оговоренных сроков текущих и срочных заказов.

5. Финансовые возможности и кредитоспособность компании, поставляющей продукцию.

6. Репутация компании в своей области производства.

7. Имидж.

8. Внешний вид поставляемого товара (его упаковка).

9. Наличие резервных возможностей выполнения договора поставщиком в случае непредвиденных обстоятельств.

Можно обобщить главные требования, которые выдвигаются компаниями во время выбора поставщика:

1. Качество поставляемой продукции (способность поставщика удовлетворить требования по качеству продукции, выдвигаемые заказчиком).

2. Уверенность заказчика в надежности предприятия-поставщика (финансовая стабильность, репутация компании, ее способность четко соблюдать сроки договоров и объемы поставок).

3. Приемлемая цена, в которой учтены не только затраты на покупку продукции, но и расходы на транспортировку, таможенные пошлины, сюда же включают страховку на случай резкого изменения валютного курса.

4. Соблюдение условий платежа и предоставление возможности внеплановых поставок. Те поставщики, которые готовы предоставить более выгодные условия платежа (например, отсрочку или возможность получения кредита), имеют преимущество перед другими поставщиками.

Итак, цена не единственный и зачастую не главный фактор при выборе поставщика. Для оптимальной работы службы закупок в компании должны быть разработаны конкретные требования к поставщикам, критерии выбора и методы.


17. Какие есть методы выбора поставщиков?

В закупках для оценки и выбора поставщиков используются преимущественно два метода: метод рейтинговой оценки факторов (или балльный метод) и метод анализа иерархий. Их отличие в сложности и степени субъективности оценки.

В основе метода рейтинговой оценки факторов лежит оценка каждого поставщика по балльной шкале. Сначала выбираются критерии или факторы оценки, каждому критерию определяется весомость или значимость (максимальная весомость равна единице). Каждому поставщику по каждому из факторов выставляется оценка по 5-балльной системе. Рейтинг поставщика рассчитывается как общая сумма произведений оценки поставщика по каждому фактору на весомость этого фактора (табл. 9).

Минусом данного метода рейтинговой оценки факторов является высокая степень субъективности оценки, особенно в определении весомости фактора.

Этот недостаток можно в значительной степени исправить, используя метод анализа иерархий. В методе используются управленческие оценки, которые выражаются в попарном сравнении факторов на определенном уровне иерархии с учетом их влияния на следующий, более высокий уровень. Попарное сравнение выделяет относительную важность одного фактора перед другим. При использовании метода рейтинговой оценки факторов принятие решения основано на оценке обширной, далеко не всегда однозначной информации. Метод предполагает постоянное сравнение двух факторов на основе некоторой шкалы предпочтений (табл. 10).


Таблица 9

Выбор поставщика методом рейтинговой оценки факторов


Таблица 10

Шкала оценок метода анализа иерархий


Если фактору i при сравнении с j присваивается одно из приведенных выше значений, то фактору j по сравнению с i присваивается обратное значение (1/значение). То есть если у одного фактора оценка 9 («абсолютное предпочтение»), то у другого 1/9 или 0,11 («фактор незначительный») и т. д.

В основе шкалы метода лежит способность человека производить количественные разграничения между пятью определениями: равный, слабый, сильный, очень сильный, абсолютный.

Рассмотрим метод на примере выбора поставщика. Предположим, что существует четыре критерия для оценки поставщиков: качество, цена, сроки поставки, транспортные расходы. Вначале необходимо присвоить оценки всем попарным сопоставлениям выбранных критериев. Если покупатель полагает, что «цена» немного важнее, чем «сервис», то это его мнение будет выражено тремя баллами («незначительное предпочтение»). Если «качество» менее предпочтительно «срока поставки», то значение будет равно S (0,5 в таблице). Полученные результаты вводят в таблицу (табл. 11).


Таблица 11 Пример метода анализа иерархий


Полученную матрицу можно использовать для определения весовых коэффициентов, которые показывают относительную значимость каждого критерия. Расчет весовых коэффициентов осуществляется следующим образом:

1. Вычисляются средние геометрические значения строк.

2. Суммируются геометрические значения строк.

3. Делится каждое значение на сумму.

В результате сумма весомости всех факторов должна быть равна единице.

Пример расчета весовых коэффициентов приведен в табл. 12.


Таблица 12 Пример расчета весовых коэффициентов


Далее поставщики оцениваются по каждому фактору. Это делается точно так же, как при оценке весомости факторов. То есть рассчитывается произведение значений оценки поставщиков по строкам, а затем из полученного значения извлекается корень той степени, какое количество поставщиков оценивается. Пример оценки поставщиков по фактору «Цена» в табл. 13.


Таблица 13 Сравнение поставщиков по фактору «Цена»


Аналогично проводятся сравнения по всем другим факторам: «Сервис», «Качество», «Сроки поставки». Для того, чтобы принять окончательное решение по выбору поставщика, необходимо значение приоритета из всех таблиц по каждому фактору перенести в итоговую таблицу и рассчитать глобальный приоритет. Он определяется как сумма произведений весового коэффициента на оценку каждого поставщика по всем критериям. Пример расчета глобального приоритета приведен в табл. 14.


Таблица 14 Расчет глобального приоритета


Из итоговой таблицы видно, что лучшим поставщиком является третий поставщик.

Основным достоинством данного метода анализа иерархий является возможность глубокой оценки поставщиков.


18. Как планировать закупки?

Несмотря на то, что торговые компании отличаются друг от друга размерами, структурой, продукцией, которой они торгуют, всем им приходится иметь дело с оптимизацией управления закупками товара для дальнейшей реализации. Чем крупнее компания, тем серьезнее стоят перед ней проблемы оптимального и эффективного регулирования потока материальных ценностей. В условиях жесткой конкуренции для предприятий, имеющих дело с товарными запасами, крайне актуальным становится вопрос оптимизации товарных запасов. Ситуация на складе напрямую влияет на финансовые результаты деятельности предприятия.

В торговых компаниях потоками движения товара являются закупки и сбыт. Если в сбыте окончательное решение остается за покупателем, то на этапе закупок решение принимает само предприятие, и поэтому особенно важно, чтобы решение было правильным.

Правильно закупать товар – значит поддерживать такой уровень товарного запаса, который позволял бы, с одной стороны, избегать отсутствия товара на складе, поскольку это означает упущенную прибыль, а с другой – не допускать «затоваривания», приводящего к замораживанию оборотных средств и излишним складским затратам на хранение товарного запаса.

При расчете заказа должны быть учтены:

– накопленная статистика продаж по заказываемым товарам или их аналогам;

– текущее состояние товарного запаса;

– маркетинговые прогнозы изменения сбыта;

– показатели прибыльности, капиталоемкости и объемности заказываемых товаров;

– специфические условия работы с поставщиком (срок ожидания поставки, условия оплаты, минимальный объем за каза и пр.).

Основными задачами снабженческой службы являются:

– эффективное использование оборотных средств и складских площадей;

– обеспечение стабильности базового ассортимента (планирование закупок, поиск альтернативных поставщиков и пр.);

– получение оперативной информации о текущем состоянии товарного запаса;

– недопущение несанкционированных закупок.

Для планирования и расчета закупок необходимы специальные методики контроля и управления товарным запасом. Такие методики должны быть, с одной стороны, основаны на укрупненном подходе к расчету заказов, что обеспечило бы возможность их применения даже при достаточно широкой товарной номенклатуре, а с другой – достаточно точными и не столь упрощенными, что результаты их применения могли бы быть получены и без их использования, лишь по умозрительным оценкам.

В качестве примера такого доступного и эффективного инструмента можно привести расчет закупок на основе метода ABC. Эта методика основана на разбиении всего ассортимента на несколько групп по наиболее важным на данном этапе показателям торговли – это могут быть, например, прибыльность, капиталоемкость и объемность, и проведении дальнейшего расчета заказа по показателям, назначаемым по группам в целом.

Классификация ABC основывается на принципе Парето, отражающем подтверждаемый торговой практикой факт: продажа примерно 20–25 % всех артикулов ассортимента дает около 70–80 % итоговых показателей, например, прибыли. При применении метода ABC весь ассортимент сортируется в порядке убывания определенного показателя (например, удельной прибыли по результатам сбыта за последний месяц), затем последний записывается нарастающим итогом и, наконец, накопленные суммы записываются в процентах к итоговой сумме. Затем назначаются границы групп. Обычно разделение производится на три группы, обозначаемые А,В и С, отсюда название методики – «ABC». В первую группу относятся товары, дающие 50 % итоговой суммы (обычно это 10–20 % от общего количества товарных наименований), во вторую – следующие 25 %, оставшиеся – в третью.

После этого для каждой группы в целом назначается режим закупок. Последний определяется двумя показателями – минимальным и оперативным товарным запасом, выраженными в днях продаж.

Минимальный товарный запас (МТЗ) играет роль страхового товарного запаса и определяется относительной прибыльностью данного товара для предприятия. То есть это тот уровень запаса, который предприятие готово постоянно поддерживать, сознательно идя на «замораживание» оборотных средств, чтобы застраховаться от отсутствия на складе данного наименования и, как следствие, упущенной прибыли. Очевидно, этот запас должен быть тем больше, чем выше прибыльность данного наименования.

Второй показатель – оперативный товарный запас (ОТЗ) – задает объем запаса сверх страхового и тем самым определяет периодичность закупок данного товара. Этот запас зависит от капиталоемкости или объемности данного наименования – в большей мере от того из этих параметров, который в данной ситуации более критичен для предприятия.

Рассмотрим это на примерах. Если товар относится к числу наиболее прибыльных (то есть попадает в группу А по прибыльности), то по нему имеет смысл держать высокий уровень МТЗ, чтобы свести к минимуму вероятность его отсутствия на складе.

Допустим, у предприятия в настоящее время достаточно оборотных средств (или, например, продукция принимается на реализацию), и более критичным является объем (или площадь) складских помещений. Тогда если рассмотренный выше товар малообъемен, то по нему можно назначить также и высокий уровень ОТЗ. Помимо прочего, это позволит сэкономить и на транспортных расходах, поскольку определит большие объемы закупаемых партий и менее частую периодичность закупок. Таким образом, получим оптимальную динамику запаса, изображенную на рис. 7.


Рис. 7. Динамика запаса 1


Если товар столь же малообъемен, но менее прибылен, то нет смысла держать по нему высокий минимальный товарный запас, но оперативный товарный запас может быть достаточно велик в связи с малым объемом. Динамика запаса в этом случае будет выглядеть так, как это показано на рис. 8.


Рис. 8. Динамика запаса 2


Рис. 9. Динамика запаса 3


В случае если товар малоприбылен и занимает относительно большой объем, то не только страховой, но и оперативный запас следует назначить по минимуму, чтобы не занимать дефицитные складские площади. Динамика запаса изображена на рис. 9.


19. Какие существуют системы регулирования товарных запасов?

Системой регулирования запасов называется совокупность мероприятий по регулированию объема запасов, поддержанию их в определенных оптимальных размерах, по организации непрерывного контроля над поставками и по оперативному планированию поставок.

Весь запас на предприятии можно условно разделить на две части: текущий, который изменяется от максимального до минимального уровня, и страховой, который должен оставаться неизменным.

Текущий запас служит для обеспечения бесперебойной работы предприятия или бесперебойного снабжения потребителей в интервале времени между поступлениями материальных ценностей на склад.

Страховой, или гарантийный, запас необходим для обеспечения работы в случае перебоев в процессе снабжения или значительных колебаний в процессе потребления.

Регулировать объем запаса можно изменением объема партии, интервала между поставками, а также изменением как объема поставок, так и интервала между ними.

Основными являются следующие системы регулирования запасов:

– с фиксированным размером заказа (партии);

– с фиксированной периодичностью заказа.

Наиболее простой и распространенной является система с фиксированным размером заказа. В ней размер заказов и поступающих партий – величина постоянная, а очередные поставки осуществляются через различные интервалы времени. Заказ на поставку очередной партии дается при уменьшении размера запаса на складе до установленного критического уровня – так называемой «точки заказа». Таким образом, интервалы между поставками очередных партий на склад зависят от интенсивности расхода материальных ценностей потребителями.

Регулирующими параметрами системы с фиксированным заказом являются «точка заказа» – установленный минимальный уровень запаса, при снижении до которого подается заказ на поставку очередной партии материальных ценностей, и размер заказа (партии поставки).

Недостатками данной системы являются необходимость регулярного учета движения остатков материальных ценностей на складе с тем, чтобы не упустить момента наступления «точки заказа».

Преимущество данной системы состоит в том, что максимальный желательный запас в этом случае всегда будет меньше, чем в системе с фиксированной периодичностью заказа. Это приводит к экономии затрат на содержание запасов на складе за счет сокращения площадей, занимаемых запасами.

В системе с фиксированной периодичностью заказа продукция заказывается и поступает на склад через равные промежутки времени, а размер запаса регулируется за счет изменения объема партии. При каждом поступлении очередной партии запас пополняется до определенного максимального уровня. Регулирующими параметрами системы с фиксированной периодичностью заказа являются максимальный уровень, до которого осуществляется пополнение запасов, и интервал между двумя заказами или очередными поступлениями партий.

В данной системе меняется размер заказа (объем партии), который зависит от степени расхода продукции в предшествующем периоде. Размер заказа равен разности между фиксированным максимальным уровнем, до которого производится пополнение запаса, и его фактическим объемом в момент заказа.

Достоинством данной системы является отсутствие необходимости вести систематический учет запасов на складах. Недостатки системы заключаются в необходимости делать заказ иногда на незначительное количество материала, а при непредвиденном интенсивном потреблении материалов возникает опасность израсходования запаса до наступления очередного момента заказа. Поэтому систему с фиксированной периодичностью заказа целесообразно применять при небольших затратах на заказ продукции, высокой стоимости запасаемых материалов и равномерном их расходе.

Модификацией этой системы является система с фиксированной периодичностью заказа и двумя фиксированными уровнями запасов. В этом случае, кроме верхнего максимального уровня, устанавливается также и минимальный, и если размер запаса снижается до такого уровня раньше наступления срока очередного заказа, делается внеочередной заказ. В остальное время данная система действует как система с фиксированной периодичностью заказа.

Достоинство этой системы – исключена нехватка материалов, а недостаток – необходимость вести постоянное наблюдение за уровнем запасов.

В тех случаях, когда система управления запасами имеет лишь два параметра – максимальный и минимальный уровни запасов, а интервал между очередными заказами и размер заказов (объем партий) не является фиксированным, такая система называется «максимум-минимум». Заказы в этой системе подаются при снижении запаса до минимального уровня, а размер заказа регулируется максимальным уровнем запасов. Система «максимум-минимум» разработана для условий высокой стоимости оформления заказа, допустимости дефицита и нежелательности создания чрезмерного запаса.


20. Как правильно составить договор поставки?

Устный договор не стоит бумаги,

на которой он написан.

Сэмюэл Голдвин

Договор поставки товаров регулирует отношения по оптовому обороту товаров между профессиональными продавцами и покупателями. По договору поставки поставщик (продавец), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Стороны договора поставки – поставщик, с одной стороны, и покупатель, с другой стороны – предприниматели (юридические или физические лица), осуществляющие деятельность, связанную с получением прибыли, и с этой целью покупающие или продающие товар по договору поставки. Договор поставки должен содержать следующие важные сведения:

– предмет и количество передаваемого товара;

– порядок и сроки оплаты;

– ответственность покупателя за нарушение условий оплаты;

– момент оплаты поставки покупателем. Немаловажным также является условие о возврате товара.

В договоре обычно прописывается возможность покупателя возвращать товар с истекшим сроком хранения или потерявший товарный вид из-за плохих продаж. Пример договора поставки товара:


ДОГОВОР ПОСТАВКИ

_________________________________________________,

именуемое в дальнейшем «Продавец», в лице

_________________________, действующего на основании, с одной стороны и ______________________, именуемый в дальнейшем «Покупатель», действующий на _____________________________, основании, с другой стороны, совместно именуемые Стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. Предмет Договора.

1.1. Продавец обязуется передать товары в собственность Покупателя в соответствии с его Заявками, оформленными согласно установленной настоящим Договором форме, а Покупатель обязуется принимать и оплачивать товары на условиях и в порядке, установленных в настоящем Договоре.

1.2. Заявка Покупателя на поставку товара может направляться Продавцу в письменной форме, в электронном виде или посредством факсимильной связи не менее чем за 24 часа (не считая выходных дней) до даты поставки товара. В Заявке должен быть указан ассортимент и количество товара.

1.3. Периодичность поставок партий товара в течение срока действия настоящего договора, количество и ассортимент каждой партии определяются по согласованию Сторон, с учетом потребностей Покупателя и наличия на складе Продавца необходимого товара.

1.4. Продавец обязуется передать Покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц, со всеми принадлежностями и документами (технический паспорт, инструкция по эксплуатации, гарантийный талон), а также иными документами, предусмотренными действующим законодательством РФ и оформленными в соответствии с установленными требованиями. Указанная информация должна быть на русском языке.

1.5. Продавец гарантирует, что поставленный товар прошел таможенную очистку и ввезен на территорию России с соблюдением всех правил таможенного контроля, установленных таможенным законодательством России. В случае осуществления проверки хозяйственной деятельности Покупателя

1.3. со стороны контролирующих органов государства по требованию Покупателя в течение 3 (трех) календарных дней Продавец обязуется предоставить Покупателю на поставленный товар копии грузовых таможенных деклараций, заверенных печатью Продавца.

2. Цена товара.

2.1. Общая сумма договора определяется на основании согласованных и принятых к исполнению Покупателем счетов Продавца на оплату товара.

2.2. Цены на товары, поставленные в соответствии с настоящим договором, включают в себя стоимость таможенной очистки и транспортировки, НДС, стоимость упаковки, а также иные расходы, понесенные Продавцом при поставке товара.

2.3. Цена поставки определяется в рублях.

2.4. Все расчеты по настоящему договору производятся в рублях.

3. Качество товара.

3.1. Продавец обязан передать товар Покупателю, соответствующий по качеству действующим ГОСТам, ТУ для каждой группы товаров, что должно подтверждаться такими документами, как: сертификат соответствия, гигиенический сертификат, отказное письмо, сертификат пожарной безопасности.

Комплект документов, подтверждающих соответствие требованиям по качеству каждой группы товаров, передается Покупателю на каждую поставляемую партию товара.

Срок действия документов, переданных Покупателю в соответствии с настоящим пунктом, не должен истекать ранее, чем через 3 (три) месяца со дня поставки соответствующего наименования товара. В случае окончания срока действия документов, переданных Продавцом с поставленным товаром, Продавец обязан не менее чем за 10 (десять) календарных дней до окончания срока их действия представить Покупателю новые документы, оформленные в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.

4. Сроки и условия поставки.

4.1. Товар поставляется Покупателю партиями в количестве и ассортименте, соответствующем данным, указанным в согласованных Счетах на товар.

4.2. Выборка товара со склада Продавца осуществляется Покупателем, либо представителем Покупателя, либо Перевозчиком Покупателя. Основанием для отпуска товара является предъявление представителем Покупателя оригинала доверенности унифицированной формы М-2, оформленной в установленном порядке.

4.3. Продавец считается исполнившим свои обязательства по поставке товара надлежащим образом с момента передачи товара и всех необходимых документов на складе Продавца Покупателю, либо представителю Покупателя, либо Перевозчику Покупателя.

4.4. Датой поставки товара считается дата передачи товара на складе Продавца Покупателю либо представителю Покупателя, либо Перевозчику Покупателя.

4.5. Продавец обязан поставлять товар в надлежащей упаковке, обеспечивающей сохранность товара при погрузке, транспортировке и хранении до момента реализации конечному потребителю.

4.6. С каждой партией товара Продавец обязан передать следующие документы:

а) накладную по форме ТОРГ-12;

б) счет-фактуру, оформленный в соответствии с требованиями ст.169 НК РФ;

в) товарно-транспортную накладную Т-1;

г) документы, подтверждающие соответствие товара требованиям по качеству, заверенные в установленном порядке.

5. Условия платежа.

5.1. Оплата за товар производится Покупателем по мере реализации, с оплатой за проданный товар ежемесячно, в течение 5 (пяти) банковских дней после утверждения сторонами отчета о продажах. При этом товар не считается находящимся в залоге у Продавца.

5.2. Поддатой оплаты понимается дата приема банком Покупателя платежных документов к исполнению.

5.3. Оплата производится на основании накладной ТОРГ-12, счета-фактуры, товарно-транспортной накладной Т-1, оформленных в соответствии с действующим законодательством РФ.

Непредставление подписанных Продавцом накладной ТОРГ-12, счета-фактуры, товарно-транспортной накладной Т-1 дает право Покупателю на задержку оплаты на все количество дней просрочки исполнения Продавцом своего обязательства по представлению данных документов: накладной ТОРГ-12, счета-фактуры, товарно-транспортной накладной Т-1.

В случае непредоставления Продавцом оформленного в соответствии требований ст. 169 НК РФ счета-фактуры в течение 30 дней с момента поставки Продавец в течение 5 (пяти) календарных дней с даты уведомления от Покупателя обязан оплатить Покупателю штраф в размере суммы, которую Покупатель не имел возможности предъявить к возмещению по налогу на добавленную стоимость по непредоставленным счетам-фактурам.

5.4. При оплате товаров Покупатель в одностороннем порядке вправе уменьшить сумму платежей за поставляемые товары на сумму неустойки и других причитающихся Покупателю платежей, а также в случае выявления факта продажи Продавцом товаров по цене, заведомо завышенной против уровня рыночных цен.

5.5. В случае если при поставке товара отсутствует или неправильно оформлен любой из документов, указанных в п.4.6. настоящего договора, Покупатель имеет право задержать оплату товара до полного предоставления правильно оформленной документации.

6. Упаковка. Знак соответствия.

6.1. Товары должны иметь стандартную упаковку, соответствующую виду товара и обеспечивающую его сохранность при транспортировке, разгрузке и хранении. На внешнюю сторону упаковки товара должна быть нанесена информация, позволяющая однозначно идентифицировать товар (артикул), страну его происхождения, особенности хранения и транспортировки.

6.2. Необходимая информация на русском языке, перечень которой установлен действующим законодательством РФ, должна быть размещена на каждой единице товара, на этикетке, листе-вкладыше и в полной технической документации, прилагаемой к каждой единице товара.

6.3. Продавец несет ответственность за порчу, ущерб и утрату товаров вследствие некачественной или ненадлежащей упаковки.

6.4. В случае выявления некачественной упаковки или несоответствия требований, предусмотренных п. 6.1. настоящего договора, Покупатель имеет право на отказ от приемки товара или на его возврат Продавцу.

7. Сдача-приемка товара.

7.1. Приемка Продукции по количеству, ассортименту и качеству внешнего вида упаковки осуществляется на складе Продавца по внешнему виду упаковки, транспортным и товаросопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность Продукции (включая комплект документов, указанных в п. 4.6. Договора).

7.2. Покупатель принимает Продукцию по количеству и качеству внешнего вида упаковки без специальной проверки, если Продукция находится в надлежащей таре и упаковке, имеет все надлежащие транспортные и товаросопроводительные документы и у нее отсутствуют видимые повреждения.

7.3. При самовывозе приемка Продукции по количеству и качеству упаковки производится на складе Продавца.

7.4 Приемка Продукции по качеству и комплектности производится на складе Покупателя, а также в ходе предпродажной подготовки Продукции в течение 6 (шести) месяцев со дня ее поставки.

7.4.1. При обнаружении несоответствия качества, количества, ассортимента, комплектности, маркировки поставленной Продукции, ее тары или упаковки требованиям действующего законодательства, Заявке на поставку, настоящему Договору либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, а также в случаях обнаружения отсутствия сопроводительных документов, перечисленных в п. 4.6. Договора, Покупатель приостанавливает дальнейшую приемку Продукции, обеспечивая ее сохранность.

7.4.2. Одновременно с приостановлением приемки Покупатель обязан вызвать для участия в продолжении приемки Продукции и составлении Акта по форме ТОРГ-2, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132, представителя Продавца.

7.4.3. Уведомление о вызове представителя Продавца должно быть направлено ему посредством факсимильной связи (по телефону) не позднее 24 часов после обнаружения такого несоответствия.

7.4.4. Продавец обязан явиться не позднее чем в 3-дневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, или не позднее, чем на следующий день после получения вызова Покупателя сообщить телеграммой или по факсимильной связи, будет ли им направлен представитель для участия в приемке Продукции.

7.4.5. При неявке представителя Продавца по вызову Покупателя, а также при неполучении ответа Продавца на вызов приемка Продукции и составление Акта по форме ТОРГ-2 производится Покупателем в одностороннем порядке.

7.5. Покупатель вправе принять товар при отсутствии или неверном оформлении документов, указанных в п. 4.6.настоящего Договора, или некоторых из них. В этом случае перечень отсутствующих документов, которые должны быть представлены Продавцом в течение 24 часов с момента приемки, фиксируется в соответствующем Акте (форма ТОРГ 2), который составляется и подписывается в момент приемки товара.

8. Рекламации.

8.1. Рекламации могут быть заявлены в отношении качества, количества и комплектности поставленного товара в случае его несоответствия условиям договора. Покупатель вправе предъявлять требования, связанные с несоответствием качества, количества и комплектностью товара, в течение всего срока годности либо гарантийного срока товара в порядке, предусмотренном Приложением 3 к настоящему Договору.

9. Обязанности Продавца.

9.1. Продавец обязан при поставке товаров предоставлять сопроводительные документы в соответствии с условиями п.4.6. настоящего договора.

9.2. Ежеквартально по состоянию на 1 (первое) число месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставлять Акт сверки расчетов не позднее 10 (десяти) дневного срока по истечении указанного периода, а также по состоянию на 1 (первое) января каждого года, не позднее 20 (двадцатого) января следующего за отчетным годом, в бухгалтерию Покупателя.

В случае возникновения разногласий по предоставленному Акту Продавец обязан произвести сверку расчетов в течение пяти рабочих дней с даты направления Покупателем соответствующего требования.

9.3. Предоставить комплект документов со гласно Приложению 1, заверенных оттиском печати, датой заверения и подписью руководителя (или уполномоченного представителя согласно приказу предприятия или нотариальной доверенности) Продавца.

9.4. При изменении любых сведений в документах, указанных в Приложении 1, Продавец обязан предоставить Покупателю копии документов, в которых произошли изменения, заверенные оттиском печати и подписью руководителя (или уполномоченного представителя) Продавца в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента внесения изменений.

9.5. В случае незаключения соглашения о компенсации Покупателю логистических издержек в соответствии с разделом 3 Приложения 2 к настоящему Договору, Продавец обязан принять от Покупателя оставшуюся нереализованной часть ранее поставленного по настоящему Договору товара. Расходы по возврату товара несет Продавец.

10. Ответственность сторон.

10.1. Продавец несет ответственность за правильное, своевременное оформление и передачу Покупателю счетов-фактур, накладных ТОРГ-12, товарно-транспортных накладных Т-1, а также сопроводительных документов, удостоверяющих качество и комплектность товаров в соответствии с настоящим Договором.

10.2. За просрочку оплаты за товар согласно п. 5.1 Продавец вправе потребовать от Покупателя уплаты неустойки в размере 0,1 % от стоимости неоплаченного товара за каждый день просрочки.

10.3. В случае взыскания государственными органами штрафов, пеней и иных платежей с Покупателя за несоответствие требованиям законодательства РФ товара и документации, Продавец обязан возместить Покупателю все взысканные платежи не позднее 5 (пяти) банковских дней с момента предъявления требования Покупателя и документа, подтверждающего произведенные платежи.

10.4. Неустойки и штрафы, предусмотренные настоящим договором, оплачиваются сторонами в течение 5 (пяти) банковских дней с даты получения рекламации от другой стороны.

Непредъявленные штрафные санкции не начисляются и не уплачиваются.

10.5. Оплата штрафов и неустойки не освобождает стороны от выполнения принятых обязательств.

11. Конфиденциальность.

11.1. Каждая Сторона обязана хранить строгую конфиденциальность всего объема информации, полученной от другой стороны или от третьих сторон в рамках договора, и принимать все возможные меры для защиты этой информации от раскрытия.

11.2. Передача конфиденциальной информации третьим лицам, опубликование или иное разглашение этой информации в течение 3 (трех) лет после прекращения срока действия договора может осуществляться только с согласия обеих сторон.

11.3. Сторона, виновная в разглашении конфиденциальной информации, обязуется возместить другой стороне в полном объеме все убытки (реальный ущерб и упущенную выгоду), причиненные разглашением конфиденциальной информации.

11.4. Не считается разглашением конфиденциальной информации передача одной из сторон каких-либо сведений или документов, запрашиваемых в установленном законом порядке представителями фискальных органов или организаций при исполнении своих служебных обязанностей. Сторона, представившая такие сведения или документы, обязана немедленно известить об этом другую сторону.

12. Форс-мажорные обстоятельства.

12.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору, если это является следствием обстоятельств непреодолимой силы или событий чрезвычайного характера, которые стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами. Например, военных действий, издания запретительных актов законодательных органов государства, пожара, наводнения, стихийных бедствий, забастовок, финансового и экономического кризиса или других, не зависящих от сторон обстоятельств, если эти обстоятельства повлияли на выполнение договорных обстоятельств.

В этом случае срок исполнения обязательств отодвигается соразмерно времени, в течение которого будут действовать такие обстоятельства и их последствия. Срок уведомления о действии таких обстоятельств 3 (три) календарных дня со дня их наступления или прекращения.

12.2. Если форс-мажорные обстоятельства имеют место и препятствуют сторонам своевременно выполнить обязательства, то стороны, находящиеся в таких экстремальных условиях, освобождаются от исполнения обязанностей до прекращения действия указанных форс– мажорных обстоятельств при условии, что сторона, подвергшаяся действию форс-мажорных обстоятельств, немедленно уведомит другую сторону о случившемся с подробным описанием создавшихся условий.

13. Арбитраж.

13.1. Продавец и Покупатель примут все меры к разрешению всех споров и разногласий, возникших из настоящего договора или в связи с ним, путем переговоров. Срок ответа на претензию устанавливается 7 календарных дней с момента ее получения.

13.2. При недостижении соглашения все споры, связанные с настоящим Договором, подлежат рассмотрению в Арбитражном суде по месту нахождения истца.

14. Расторжение договора.

14.1. Любая из сторон может досрочно расторгнуть настоящий Договор, письменно уведомив об этом другую сторону не менее чем за 30 (тридцать) дней до предполагаемой даты расторжения.

14.2. В случае расторжения настоящего Договора стороны должны выполнить все свои обязательства, возникшие до дня расторжения Договора.

15. Срок действия договора.

15.1. Настоящий договор заключен сроком до ____ и вступает в силу с момента его подписания сторонами.

15.2. Настоящий договор может быть пролонгирован по взаимному письменному соглашению сторон.

16. Особые условия.

16.1. Особые условия, определяющие совместную коммерческую и маркетинговую стратегию, предусмотрены в Приложении 2 «Особые условия», являющемся неотъемлемой частью настоящего договора.

17. Общие положения.

7.1. Настоящий договор, включая приложения, составлен при полном понимании сторонами предмета договора.

17.2. Изменения и дополнения к настоящему договору действительны лишь в том случае, если они совершены в письменной форме.

17.3. Переход прав и обязанностей одной из сторон по настоящему договору к третьему лицу возможен с письменного согласия обеих сторон.

Продавец не вправе передавать в залог, уступать или иным образом обременять свои права и обязанности, возникающие из настоящего договора или в связи с его исполнением, без согласия Покупателя, и любое такое обременение или передача являются ничтожными.

17.4. Все реквизиты, указанные сторонами в п. 17.9. настоящего договора, являются действующими. В случае изменения банковских или почтовых реквизитов Стороны обязаны сообщать о них друг другу в течение 5 (пяти) рабочих дней.

17.5. Продавец гарантирует, что поставляемый товар не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, в частности, прав на объекты интеллектуальной собственности. В случае нарушения настоящего пункта Продавец несет полную материальную ответственность.

17.4. 17.6. Если к Покупателю будет предъявлен иск на объекты интеллектуальной собственности в связи с продажей или использованием поставленного по настоящему договору товара, Продавец обязан оказать Покупателю содействие в защите прав, в том числе представлять Покупателю по его первому требованию все необходимые документы.

17.7. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, ответственность сторон определяется в соответствии с действующим законодательством РФ.

17.8. Настоящий договор подписан в двух экземплярах – по одному для каждой из сторон, оба текста имеют равную юридическую силу.

Приложения:

1. Приложение 1 – Перечень документов, необходимых для заключения договора.

2. Приложение 2 – Особые условия.

3. Приложение 3 – Порядок предъявления и рассмотрения претензий.

Юридические адреса и подписи сторон:




Приложение 1

к договору №____ от «___» ________20____.


При заключении Договора Продавец предоставляет Покупателю заверенные копии следующих документов:

1. Выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) по состоянию не ранее 2 недель до даты заключения Договора.

2. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).

3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

4. Учредительный договор (решение учредителя) о создании юридического лица.

5. Устав.

6. Решение о назначении руководителя юридического лица.

7. Свидетельство о внесении изменений (если менялись руководитель и учредители).

8. Документальное подтверждение полномочий руководителя (уполномоченного представителя) Продавца.

9. Копия документа, удостоверяющего личность руководителя (уполномоченного представителя) Продавца.

10. Документальное подтверждение о фактическом местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей.


Приложение 2

к договору №____ от «___» ________20____.


Особые условия

1. Реклама и продвижение товаров.

1.1. Стороны обязуются прилагать все усилия для осуществления взаимовыгодного продвижения товаров на рынке потребительских товаров. Для указанной цели Продавец обязуется постоянно предоставлять информацию о поставляемых товарах, заботиться о повышении качества и разнообразия ассортимента товаров.

1.2. Для ознакомления Покупателя с ассортиментом и качеством поставляемых товаров Продавец может передавать Покупателю образцы товаров.

1.3. Стороны могут проводить как совместно, так и с участием третьих лиц следующие рекламные мероприятия:

– размещение наружной рекламы силами Покупателя;

– размещение рекламных статей и рекламных роликов на сайте Покупателя, в средствах массовой информации силами Покупателя;

– распространение рекламных проспектов силами Покупателя;

– проведение промо-акций силами Покупателя;

– особая выкладка товаров (торцы витрин, промо-зоны, выделение товаров плакатами и особыми ценниками).

1.4. Сроки проведения рекламных мероприятий и стоимость услуг Покупателя должны быть оформлены в виде Дополнительного соглашения к настоящему Договору, которое вступает в силу после подписания обеими Сторонами.

1.5. По факту окончания проведения рекламного мероприятия по продвижению товаров Покупатель направляет Продавцу отчет о проделанной работе с приложенными копиями первичных документов проведенных рекламных мероприятий. Продавец в 5-дневный срок проверяет и утверждает данный отчет. Согласно утвержденному отчету, Покупатель в 3-дневный срок выставляет счет на оплату Продавцу.

Продавец проводит оплату, согласно счету на оплату на расчетный счет Покупателя в течение 5 (пяти) банковских дней, либо, по согласованию Сторон, оформляет двухсторонний Акт взаимозачета денежных требований, либо осуществляет поставку товара на сумму долга.

2. Стимулирование продаж.

2.1. Планирование закупок.

Покупатель и Продавец согласовывают план закупок на год поквартально. План составляется на основе информации о сроках поставок текущих моделей и датах появления новых на его складах.

2.2. Системность работы.

Отгрузки товаров осуществляются ежемесячно.

2.3. Ценообразование при организации нового розничного канала сбыта.

2.3.1. Продавец предоставляет Покупателю скид ку в размере не менее % от существующей цены на соответствующую партию товара, предназначенную для распределения по новым розничным каналам сбыта.

2.4. Бонусная схема.

Продавец выплачивает Покупателю следующие бонусы:

Квартальный бонус – ___%, от квартального товарооборота.

Годовой бонус – ___%, от годового товарооборота.

2.4.1. Продавец уплачивает Покупателю бонусы в течение 5 (пяти) банковских дней после подписания сторонами Акта о товарообороте за отчетный период. Оплата происходит в российских рублях путем перечисления денежных средств с расчетного счета Продавца на счет Покупателя.

2.4.2. Датой оплаты считается дата списания денежных средств с расчетного счета Продавца.

3. Складские остатки.

3.1. В случае если до истечения срока действия настоящего Договора товар не будет про дан конечному потребителю, Продавец обязан компенсировать логистические издержки Покупа теля, которые стороны договорились определить в размере ______(__________) процентов закупочной цены непроданного товара (складских остатков).

3.2. Складские остатки подтверждаются Справкой-расчетом Покупателя установленной формы. Продавец имеет право в любой рабочий день направить своего представителя для проверки фактического наличия товара, письменно предупредив об этом Покупателя не менее чем за 3 (три) рабочих дня до даты прибытия представителя.

3.3. По результатам сверки складских остатков Стороны заключают дополнительное соглашение о компенсации Покупателю указанных в пункте 3.1. настоящего Приложения логистических издержек путем поставки нового товара на сумму компенсации, либо о зачете суммы компенсации в счет оплаты уже поставленных партий товара.

4. Дополнительные услуги. Продавец обязуется:

4.1. Оплатить Покупателю стоимость за оказание Продавцу ежеквартальных маркетинговых услуг в целях стимулирования покупательской активности, поддержки и расширения сбыта и дальнейшего раз вития сотрудничества по предоставлению информации о списке активных позиций товара Продавца и (или) статистики остатков поставленного товара.

Стоимость услуг равна ____% от общей стоимости поставленного и принятого Покупателем товара, без учета НДС. НДС начисляется по ставке 18 % дополнительно.

4.2. Оплатить Покупателю стоимость за оказание Продавцу ежеквартальных услуг по разгрузке товара, поставленного Продавцом по настоящему договору, в размере % от общей стоимости поставленного и принятого Покупателем товара, без учета НДС, рассчитанной в соответствии с п. 4.3. настоящего Приложения. НДС начисляется по ставке 18 % дополнительно.

4.3. К расчету стоимости услуг в соответствии с п.п. 4.1., 4.2. настоящего Приложения за каждый календарный квартал текущего года принимается общая стоимость поставленного и принятого Покупателем товара в каждом календарном квартале, в котором оказываются соответствующие услуги, без учета НДС.

4.4. Ежеквартально оплачивать Покупателю услуги по вводу в электронную базу Покупателя новых ассортиментных позиций, в размере рублей за каждую новую ассортиментную позицию, не включая НДС. НДС начисляется по ставке 18 % дополнительно.

4.5. В течение десяти календарных дней, следующих за днем окончания календарного квартала, Покупатель предоставляет Продавцу по реестру комплект документов:

– Акт сдачи-приемки услуг с фиксированием общей суммы согласно п. 4.1. и 4.2. данного Приложения за отчетный квартал, а также стоимость услуг согласно п. 4.4. настоящего Приложения. В случае, если Покупатель не получит возражения от Продавца относительно представленного Акта в течение 5 (пяти) календарных дней с момента его направления, акт считается принятым и подписанным Продавцом.

– Расчет стоимости услуг согласно п. 4.1., 4.2., 4.4. данного приложения, в случае окончания срока действия (расторжения) договора в отчетном квартале.

– Отчет об указании услуг согласно п. 4.1. данного Приложения.

– Счет на оплату услуг и вознаграждения.

– Счет-фактуру.

5. Прочие условия.

5.1. Все платежи по настоящему Приложению производятся Продавцом путем перечисления денежных средств на расчетный счет Покупателя.

5.2. Вся корреспонденция по настоящему Приложению, составляемая в письменном виде, считается надлежащим образом направленной и доставленной Продавцу, если она направляется Покупателем по указанному в договоре почтовому адресу, либо вручается лично Продавцу. Покупатель считается исполнившим обязательства по передаче корреспонденции в момент приема почтовым отделением связи соответствующей корреспонденции либо передачи лично представителю Продавца.

5.3. Настоящее Приложение составлено в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждой из сторон, дополняет условия указанного выше договора и является его неотъемлемой частью.


Приложение 3

к договору №____ от «___» ________20____.


Порядок предъявления и рассмотрения претензий

1. В случае обнаружения при приемке товара несоответствия качества, количества или комплектности товара Покупатель составляет Акт (форма ТОРГ 2) в двух экземплярах, в котором указывается количество осмотренного товара и характер выявленных дефектов.

2. По недостаткам, выявленным при проведении предпродажной подготовки товара, для принятия Продавцом решения по претензии Покупателю необходимо представить следующие документы:

– Претензию Покупателя.

– Фотографии товара и упаковки, наглядно демонстрирующие механические повреждения.

3. По существенному недостатку (согласно За кону РФ «О защите прав потребителей»), выявленному при эксплуатации Продукции потребителем, для принятия Продавцом решения по претензии Покупателю необходимо представить не позднее 180 дней с момента оформления заключения о неисправности Продукции, следующие документы:

– Оригинал Претензии Покупателя.

– Акт проверки качества и/или акт на замену изделия авторизованного сервисного центра и/ или заключение независимой экспертной организации (в случае невозможности получения заключения авторизованного сервисного центра).

– Заявление потребителя с указанием требования по удовлетворению претензии.

– Расписку потребителя об удовлетворении претензии или другой документ, подтверждающий факт удовлетворения требований потребителя.

– Гарантийный талон при наличии его у Потребителя.

4. В Претензии указываются: информация о то варе; выявленных в товаре недостатках; требования Покупателя; сумма претензии и обоснованный расчет, если претензия подлежит денежной оценке; обстоятельства, на которых основываются требования, и доказательства, подтверждающие их, со ссылкой на соответствующее законодательство; перечень прилагаемых к претензии документов и других доказательств.

5. Способы урегулирования принятых Продавцом претензий по качеству товара определяются по выбору Покупателя:

– устранение выявленных недостатков в товаре за счет Продавца.

– уценка товара с выявленными недостатками (размер уценки определяется по согласованию между Продавцом и Покупателем).

– поставка Покупателю товара в счет замены неремонтопригодного.

– возврат стоимости неремонтопригодного товара.

6. Продавец направляет в адрес Покупателя документ с принятым решением по претензии в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных настоящим Договором.

7. Продавец обязан за свой счет произвести замену, возврат недоброкачественного и/или допоставку некомплектного товара в течение 14 (четырнадцати) календарных дней с момента получения рекламации от Покупателя.

8. Все транспортные расходы, связанные с заменой и возвратом недоброкачественных товаров, относятся на счет Продавца.

9. В случае несогласия Продавца с претензиями Покупателя по качеству, количеству или комплектности товара, либо по непредставленным документам, указанным в Акте, Продавец вправе подписать его с оговоркой о несогласии и направить в адрес Покупателя Протокол разногласий с указанием причин, в срок не позднее 5 (пяти) календарных дней с даты его составления Покупателем. Неполучение Покупателем в указанный срок Протокола разногласий по Акту означает согласие Продавца с претензиями Покупателя.

10. В случае возникновения разногласий по качеству товара между Продавцом и Покупателем Покупатель вправе за свой счет проводить проверку качества поставляемых товаров, в том числе с привлечением специалистов авторизованного сервисного центра либо экспертов. В случае обнаружения производственных (скрытых) недостатков товара Продавец возмещает Покупателю стоимость понесенных расходов по экспертизе, а также стоимость товара по цене, действующей на дату поставки товара, в течение 5 (пяти) календарных дней с момента получения требования Покупателя.


21. Что такое управление цепями поставок?

Что такое цепь поставок? В реальной жизни организации не действуют изолированно друг от друга. Фактически каждая из них действует как заказчик, когда покупает материальные ресурсы у своих поставщиков, а затем сама становится поставщиком, когда поставляет свою продукцию собственным потребителям. Большинство видов продукции в ходе создания проходят через несколько организаций, перемещаясь от поставщиков начального уровня до конечных потребителей. Для этих цепочек деятельности применяются самые разные названия. Когда акцент делается на операциях, говорят «процесс»; когда подчеркивается маркетинг, – «логистический канал»; когда на первое место ставят добавленную ценность, появляется термин «цепочка ценности» (value chain); когда анализируется удовлетворение потребительскою спроса, говорят о «цепочке спроса»; когда рассматривается движение материального потока, используют общий термин – «цепь поставок» (supply chain).

Цепь поставок – множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченное по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью анализа или синтеза определенного набора логистических функций и (или) затрат. Цепь поставок описывает весь путь материалов, который они проходят с самого начала до самого конца. На этом пути материалы могут проходить через поставщиков сырья, производителей, операции по доводке, логистические центры, склады, операторов-посредников, транспортные компании, оптовиков, розничную торговлю и множество других операций и участников.


Рис. 10. Потоки в цепи поставок


Рис. 11. Сеть поставок


Рис. 12. Потоки в системе управления цепями поставок


Потоки в цепи поставок показаны на рис. 10.

Какова же структура цепи поставок? Самый простой способ представить цепь поставок – показать, как продукт перемещается через ряд компаний, каждая из которых добавляет к нему дополнительную ценность. Если рассматривать этот поток с точки зрения какой-то компании, то виды деятельности, выполняемые до нее, т. е. передвижение материалов в эту компанию, называются предыдущими видами деятельности, а те, которые осуществляются после выхода материалов из компании, последующими. Предыдущие виды деятельности распределяются по уровням поставщиков. Так, поставщик, отправляющий материалы непосредственно в компанию для осуществления с ней дальнейших операций, называется поставщиком первого уровня; поставщика, отправляющего материалы поставщику первого уровня, называют поставщиком второго уровня; и так далее до первоначального источника материальных ресурсов.

Потребители также занимают разные места в общей цепи. Тех из них, кто получает продукт непосредственно после операций, выполненных в компании, называют потребителями первого уровня; те, кто получает этот продукт от потребителей первого уровня, становятся потребителями второго уровня, и т. д. до конечных потребителей. Отдельные цепи поставок соединяются друг с другом, чтобы удовлетворить опросы самых разных типов потребителей. Общая цепь поставок разделяется на отдельные ветви, когда один и тот же продукт следует до разных пользователей разными путями. Концепция управления цепью поставок позволяет эффективно управлять ветвями цепи поставок, сокращая общий уровень затрат и повышая уровень логистического сервиса. Цепи поставок, охватывающие взаимоотношения различных участников логистических цепей, все чаще рассматриваются в качестве сетей поставок.

Пример сети поставок приведен на рис. 11.

Системы управления цепями поставок (англ. Supply Chain Management, SCM) предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. SCM системы позволяют:

– синхронизировать ключевые бизнес-процессы в цепи поставок на основе информационной интеграции;

– выравнивать и минимизировать запасы в цепи поставок;

– минимизировать время выполнения заказа;

– быстро реагировать на запросы потребителей;

– уменьшать неопределенности и риски в цепи поставок. Система SCM дает возможность значительного улучшения

удовлетворения спроса на продукцию компании и значительного снижения затрат на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Как правило, выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепями поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация.

Управление цепями поставок представляет собой процесс планирования, исполнения и контроля с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения заявки до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения), т. е. до полного удовлетворения требований клиентов. Сущностью понятия «управления цепями поставок» является рассмотрение логистических операций на протяжении всего жизненного цикла изделий, т. е. процесс разработки, производства, продажи готовых изделий и их послепродажное обслуживание.

Управление цепями поставок представляет собой стратегию бизнеса, обеспечивающую эффективное управление материальными, финансовыми и информационными потоками для обеспечения их синхронизации в распределенных организационных структурах.