Секреты фильма
Кадр 1
Чтобы понять притягательность фильма, мы будем изучать кадры, учиться видеть логику творческой группы и, одновременно, учиться этой логике. Если вы специалист кино – эти знания наверняка пригодятся вам в работе. Если вы любопытный зритель – вы увидите, прочувствуете новые оттенки вашего впечатления от фильма.
В кинематографе есть простые решения для создания дополнительной привлекательности картинки. Для этого, например, иногда достаточно наклонить камеру, в фильме «Белое солнце пустыни» такие кадры в необходимых моментах, конечно же, тоже есть.
Это довольно типичное решение, присутствующее во всех фильмах, где есть открытый конфликт героев: схватки, погони и перестрелки.
Кадр 2
Такая съемка вносит в кадр визуальное напряжение, драматичность, динамичность, это известный и, в силу своей доступности, популярный прием.
Однако творческой группой было применено более изящное, тонкое и очень эффективное решение.
Присмотримся к другим кадрам.
Бегущего басмача можно было бы снять по центру кадра, но легкая асимметрия усиливает драматичность происходящего.
Кадр 3
Вход в храм (Кадр 4) можно было снять по центру кадра – и так поступили бы многие, и в этом нет операторского «преступления», но посмотрите, как решен кадр в фильме, положение камеры само по себе определяет мощное движение персонажей внутри кадра.
Кадр 4
Какой признак объединяет все эти кадры?
Неустойчивая композиция.
Везде внутрикадровая композиция неустойчива. Такое решение полностью оправданно и добавляет движения и развитию событий, и фильму в целом. Даже если эпизод не имеет ярковыраженной драматичности, неустойчивость композиции вносит тревожность и динамичность. Позже мы получим объяснение, почему творческая группа использовала в фильме этот прием.
Несколько слов о понятии «неустойчивая композиция». Термин пришел в кино – как, впрочем, и многое другое – из изобразительного искусства. В упрощенном виде ее можно определить, как тяготение композиционного центра к краю картины. При этом только лишь несимметричность не означает неустойчивость, необходимо соблюсти взаимосвязь акцентов и целостность всей композиции.
Если обратиться к истории классического искусства, можно найти множество картин, в которых, несмотря на «зафиксированность» во времени описываемого действия, заметна визуальная склонность объектов к «движению», общая композиция картины полна жизни. Классическим примером неустойчивой композиции можно привести «Девочку на шаре» П. Пикассо.
Проведем, воспользовавшись современными технологиями, визуальный эксперимент – сделаем из кадра 4 классический кадр, с фронтальной камерой и устойчивой композицией.
Кадр 5
Совершенно другое настроение, картинка стала статичной, изменился характер повествования, в кадре исчезло движение!
Кадр 6
Именно такое расположение персонажей создает напряженность и готовность женщин по команде начальника тут же выполнить любой приказ, фронтальный кадр «затормозит» любое движение в кадре.
Кадр 7
Кадр 7 можно было бы спокойно снять, расположив камеру прямо перед домом, но это «утяжелило» бы и сам кадр, и остановило бы общее движение фильма. Перспектива явно добавляет жизни и света в действие.
Кадр 8
Ничего не мешало оператору в кадре 8 направить камеру перпендикулярно стене, а лестницу с подпоручиком поставить прямо по центру кадра – по канонам классической устойчивой композиции. Проведите мысленный эксперимент самостоятельно – представьте себе фронтальный вариант – и вы убедитесь, как моментально «омертвеет» картинка.
Кадр 9
И даже в этом, казалось бы, почти фронтальном кадре мы видим и совершенную неустойчивую композицию, и легкую, едва угадываемую перспективу; кадр живет сам по себе, за счет внутренней структуры.
И теперь, обратив внимание на это решение, вы найдете в фильме очень много таких кадров.
А если присмотреться пристальнее, можно обнаружить множество акцентов, которые, находясь «в тени» персонажей первого плана, также влияют на динамичность кадра.
Конец ознакомительного фрагмента.