Вы здесь

Секреты гармоничного развития. Часть 1. ДЕТИ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ (E. М. Резниченко, 2012)

Часть 1. ДЕТИ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Сейчас много говорят о новом поколении детей. Материалы на эту тему очень разнообразны, но в то же время, отмечая особенные качества детей, в этих материалах не всегда сосредотачивают внимание на чуде самого появления подобных поколений людей и на том новом, что приходит с этими детьми в жизнь.

Во все времена отмечалось появление людей с необыкновенными способностями и высокочувствительных. Таких детей стало значительно больше к концу прошлого века, и количество их все возрастает. Сейчас их можно встретить в любых ВУЗах и тем более в школах и детских садах. Педагоги и родители отмечают, что с ними не получается применять традиционные приемы в обучении и воспитании. Они в большинстве случаев не действуют и даже дают обратные результаты. Приходится искать другие, новые способы.

Несмотря на то, что все эти дети яркие индивидуальности, их объединяют особые черты. У них свое восприятие жизни, отношение ко всему окружающему и, следовательно, свои характерные проблемы и методы их решения.

Дети нового тысячелетия – это активные, деятельные, талантливые в разных областях, высокочувствительные и тонкие натуры, готовые делать добро, желающие помогать. Это дети с более высоким уровнем сознания, свободные, раскрепощенные, самостоятельные, умеющие находить нестандартные решения. Новые дети бесстрашны, полны радости и любви, стремятся много отдавать и мало требуют для себя лично. Их часто считают одаренными, а их реакции на мир необычными. Они независимы, активны и любят внимание. У них нет стеснения, нет комплексов, они не стесняются демонстрировать свое истинное отношение к чему-либо или кому-либо и очень естественны в поведении. Они всегда заметят, почувствуют неискренность, ложь, хитрость и уловки, поэтому с ними лучше вести себя уважительно, честно, на равных.

1.1. Сравнительные характеристики детей нового поколения и их родителей

Как правило, дети нового сознания появляются в семьях тех людей, которые хотят сделать жизнь лучше и стараются привнести свой добрый бескорыстный вклад в жизнь. Среди них часто встречаются духовно развитые личности. Такие ценности, как любовь и сострадание, являются в этих семьях более важными, чем материальная сторона жизни. Это люди, готовые отдавать свои силы, свой труд на общее благо, готовые делиться, помогать другим. Будучи отзывчивыми и чувствительными, они часто чувствуют себя «не в своей тарелке», когда находятся в обществе, на работе. И хотя их могут очень любить и ценить там, все же их часто считают либо странными, либо слишком чувствительными и принимающими все «слишком близко к сердцу». Внутренне такие люди чувствуют скованность и одиночество, когда находятся в публичных местах. Редко они распространяются о своих увлечениях, и окружающие даже и не догадываются об их богатом внутреннем мире. Они пытаются приспособиться к жизни, но это не очень легко получается.

Характеристики новых детей и их родителей во многом схожи. Но есть и различия, и разница в возрасте – не единственное из них.

По сравнению со своими родителями новое поколение имеет ряд отличий в отношении к окружающей действительности. В школьные годы это можно наблюдать на отношении к изучаемым предметам. Если более старшее поколение считало, что что-то из изучаемого материала им «не подходит, не нужно», но они сдерживали себя, замыкались, прятали свои чувства, потому что «так надо», то молодое поколение в той же ситуации действует категорично и решительно, вплоть до отказа посещать занятия и учить материал.

Но чаще всего, современные дети демонстрируют сильную тягу к знаниям даже несмотря на временные трудности (плохое самочувствие, непонимание и т.д.).

Старшие чувствуют людей, которым нельзя доверять, но всегда надеются на лучшее и могут вновь «наступить на те же грабли» и разочаровываются. Молодежь знает, кому можно, а кому нельзя доверять, чувствует ложь и мгновенно оценивает людей по критерию их морально-нравственной чистоты, прямоты, честности. Для них именно это играет важную роль. Статус, деньги, одежда для них не играют роли. Они больше доверяют своим чувствам.

Старшее поколение в результате стрессов становится более отрешенным и замкнутым, отгораживаясь таким образом от ситуации и от всего мира. Молодые же чувствуют, что для борьбы со стрессом им необходимо движение, маленькие дети начинают «ёрзать».

У старшего поколения развиты интуиция, образное мышление, артистизм, чувствительность, у молодежи все это развито в еще большей степени, их память очень цепкая и даже «фотографическая», что особенно ярко проявляется в грудном возрасте.

1.2. Как проявляется чувствительность детей нового поколения

Современные дети очень тонкие и чувствительные натуры, как телесно, так и духовно. Это может быть для них как благом, так и проблемой. Буквально все оказывает на них более сильное влияние (они во многом более уязвимы). Это касается воздуха, запахов, пищи и воды, лекарств, одежды, звуков и музыки, всего, что им приходится наблюдать собственными глазами. Это также касается всех их отношений не только с другими людьми, но и с животными и растениями. У них совершенно новый тип отношения к природе и ко всей окружающей действительности. Но вместе с тем, новые дети более чуткие, они восприимчивы к тому, что другие часто воспринять просто не способны. Эти дети – философы от рождения, их увлекает развитие не столько силы тела, сколько силы духа. Они заинтересованы в развитии духовного потенциала больше, чем в развитии материальных аспектов жизни.

В отношении питания новые дети очень избирательны. Это нормально, поэтому пусть их разборчивость Вас не пугает. Они могут не есть мясо, рыбу и некоторые другие продукты, и анализы могут подтвердить возникновение аллергий именно на те продукты, которые они не любят.

Как правило, неиспорченный детский организм «знает», какие продукты полезны и нужны, а какие не нужны и даже вредны. Они пьют не всякую воду, потому что она отличается по вкусу. А есть и те, кто не пьет чай и даже сок, т.е. не пьет ничего «цветного», а только молоко и воду. Поэтому вместо черного чая детям лучше предлагать травяные чаи. К счастью, таким детям не требуются сладости, торты, мороженое, конфеты, сахар, им лучше обходиться орехами (в умеренных количествах) и медом. Взрослые часто сами приучают их к сладкому по привычке. Но пора отходить от этих привычек, потому что они угнетают сознание ребенка. Ребенок тонко чувствует, что ему не нужно сладкое, но он еще не всегда может остановить себя волевым усилием. И бывают случаи, когда дети просят родителей убрать от них, например, конфеты, потому что это вредно, а они не могут сами остановиться. В пище должны преобладать свежие необработанные продукты – овощи, фрукты, соки и злаки. Важен регулярный прием витаминов. Эти витамины должны, прежде всего, поступать в организм с пищей. Необходимо ограничить потребление соли, избегать химикатов, искусственных добавок, красителей и т.п.

В последнее время вопросы питания и употребления в пищу мясных продуктов вызывают серьезные споры среди специалистов. А родители все чаще сталкиваются с ситуациями, когда дети избегают мясной пищи, что не может не волновать родителей, потому что считалось, что эти продукты содержат необходимые белки, витамины и микроэлементы. Пусть вас не пугает, если ребенок отказывается есть мясную пищу. Это не значит, что он будет испытывать недостаток нужных для роста и развития веществ, так как вопросы питания и выбора продуктов очень индивидуальны. И здесь имеет смысл прислушаться к организму, в данном случае – к неиспорченному и чуткому организму ребенка.

Белки, ради которых принято употреблять мясную пищу сильно подвержены влиянию температур. Молекулы белка легко распадаются при температурных изменениях, таких как замораживание и размораживание, варка, обжаривание и т.п. Все необходимые белки и незаменимые аминокислоты содержатся в зелени. Те дети, которые не могут кушать мясные продукты, любят кушать фрукты, овощи и разнообразную зелень. И хотя опять надо отметить необходимость индивидуального подхода, растительная пища для детей часто предпочтительнее мяса.

Это подтверждается и с точки зрения передачи энергии по так называемой цепи питания. С этой позиции мясная пища просто невыгодна. Всему живому на Земле требуется энергия Солнца для поддержания жизни. Так как не все организмы способны усваивать энергию Солнца напрямую, приходится усваивать ее опосредованно. Как это происходит? Растения поглощают энергию, только 20 % из которой идет на формирование тела растения (80 % уходит на обеспечение процессов жизнедеятельности). И эти 20 % энергии в теле растения идут в пищу животным и человеку. Теперь только около 20 % энергии от поглощенной растительной пищи идет в тело, что называется, в само «мясо» животных, остальное опять уходит на обеспечение их процессов жизнедеятельности. Когда же человек, в свою очередь, употребляет мясную пищу, то он поглощает свои 20 % от «тех 20 %». Поэтому вполне закономерно, что чуткий и тонкий организм ребенка не устраивает такая низкоэнергетическая пища.

Мясная пища – это ткани и клетки, которые уже начали разлагаться. Никто не поспорит, что есть разлагающуюся пищу просто вредно.

И наконец, те консерванты и красители, которые добавляют в мясные продукты для поддержания их товарного вида, очень вредны для любого организма, не говоря уже о детском.

Таким образом, необходимыми для организма продуктами являются все виды растительной пищи, зелень и салаты, фрукты, овощи, злаки, молоко, орехи, мед и другие продукты пчеловодства (если на них нет аллергии). Все эти продукты дают полный комплект необходимых питательных веществ, витаминов и микроэлементов.

Полноценное питание и профилактика аллергий у ребенка на грудном вскармливании зависит от рациона матери. В этом случае, матери просто нужно придерживаться здорового рациона без резких изменений диеты и избегать вредных привычек.

Мы все знаем о том, что каждому человеку необходимо бывать на свежем воздухе, но это втройне необходимо ребенку. У детей недостаток кислорода проявится в быстрой утомляемости и частых простудных заболеваниях.

Новым детям требуется больше бывать на природе. Игрушки им часто не нужны. Лучшими игрушками для них бывают камни и палочки, а хорошими друзьями – растения и животные. Они часто хорошие созерцатели и наблюдатели.

Запахи, которые обычно могут восприниматься нейтрально или считаться приятными, могут быть для них невыносимы и вызывать тошноту (запах духов, чистящих средств, запахи при приготовлении пищи), не говоря уже о более сильных запахах.

При лечении дети могут не выносить лекарства, особенно сильные, например, антибиотики, которые могут вызывать аллергические реакции. При лечении желательно по возможности выбирать препараты из растений, трав, гомеопатию (но не во всех случаях можно избежать антибиотиков).

Чувствительность кожи ребенка проявляется в реакции на одежду и ткани. Так, нужно подбирать одежду из натуральных тканей с аккуратными швами, без бирок, чтобы избежать натираний.

Любой человек чувствителен к прикосновениям других людей, тем более, дети, для которых тисканья взрослых могут быть просто невыносимы. Они очень ласковы, нежны, и им необходимы такие же нежные аккуратные ласковые объятия и поглаживания от близких и родных им людей. Им не нравится, когда взрослые грубовато и фамильярно гладят их по волосам, щиплют (якобы любя) или хлопают по разным частям тела, проходя мимо.

Новые дети чрезвычайно чувствительны к цветам, звукам и музыке. Они не любят шум, предпочитают тишину и звуки природы.

Комнату ребенка лучше декорировать в нежных пастельных тонах, стараясь избегать кричащих цветов.

Музыка не должна быть громкой, лучше подбирать спокойную гармоничную приятную музыку.

Пример:

В ресторане среди большого количества народа девочка 6 лет вдруг стала очень горько плакать. Оказалось, что слезы были вызваны грустной на ее взгляд музыкой, которую она каким-то чудом слышала за шумными голосами посетителей.

1.3. Сфера отношений

Ко всему окружающему дети относятся как к живому – к растениям, камням, к своим игрушкам и т.д. Они без конца могут поддерживать разговор со всем, что вокруг них, с любыми предметами, деревьями, растениями; и, конечно, эльфы, феи и ангелы – это их постоянные друзья. Украдкой они разговаривают с разными обитателями тонких миров, пока их не видят взрослые, которые часто настороженно относятся к этому общению. Поэтому такие привычки уходят в глубину души, чтобы не проявляться в присутствии других людей.

Ребенок восприимчив к тому, что взрослые часто воспринять уже не способны.

Несмотря на то, что доля детей нового сознания уже довольно велика, все же в группе или коллективе общий уровень сознания, как правило, падает до среднего уровня, поэтому можно не узнать ребенка нового сознания в большой группе детей. Только те, кто по своему уровню значительно выше или значительно ниже, действительно заметны.

Внешне, в компании или среди одноклассников, дети могут не проявлять свой глубокий духовный интерес к жизни. Они могут казаться необщительными, если рядом нет никого, кто подобен им, кто понимает их. Поэтому они могут чувствовать себя одиноко, потому что их игры не устраивают компанию, а игры компании непонятны им. Бывает сложно наладить общение в школьные годы. Именно поэтому так необходимо создавать свою хорошую компанию. После первых же попыток поделиться своими необычными мыслями дети часто сталкиваются с тем, что окружающие неправильно понимают их, и стремление делиться своими рассуждениями быстро угасает. Но в среде своих близких – близких по духу людей, близких друзей и в своей семье – они могут активно делиться, рассуждать и обсуждать волнующие их вопросы, касающиеся явлений более тонкого порядка. Для таких детей понимающая семья – это та база, та хорошая надежная основа, которая помогает вырастить крылья, адаптироваться, встать на ноги и научиться летать, будучи на земле.

Новое поколение не понимает потребительского отношения к кому бы то ни было и к чему бы то ни было, они не любят конкуренции, не выносят насилия на любом уровне. Они мгновенно чувствуют фальшь, недостаток честности, заискивание или демонстрацию превосходства. От страхов и агрессивности стремятся к гармонии, сотрудничеству, к условиям, в которых всем было бы хорошо.

Новые дети способны оценить энергетику места, в которое попадают, и людей, с которыми они сталкиваются. Нежелание быть в каком-то месте или сопротивление общению с непонравившимися людьми может вызвать даже болезнь.

Конфликты между людьми, и особенно родителями, очень сильно и надолго западают в их души, поэтому желательно избавить их от наблюдения споров между взрослыми, тем более, что они и так чувствуют напряжение, возникающее от конфликтов. Они желают мира и любви и стараются своими силами поддерживать мир, насколько это возможно.

1.4. Оказание поддержки и помощи в раскрытии потенциала ребенка

Родители и близкие могут оказать ощутимую помощь детям в развитии их способностей. Представьте, маленький ребенок со своей чувствительной натурой попадает в довольно агрессивную современную среду, в которой он должен как-то действовать и проявлять себя. Для этого должно быть внутреннее ощущение поддержки. Требуется развитие внутреннего потенциала, духовного потенциала, откуда можно будет черпать силы.

Для этого сначала необходимо дать пример в образе жизни, поведении, речи, мыслях и реакциях, дать начальные знания в разных сферах. Необходимо не просто набивание ума всякого рода информацией, а раскрытие индивидуального внутреннего потенциала ребенка. Необходимо предлагать те виды деятельности, в которых дети смогут развивать свои навыки и способности. Важно будет также научить доводить интересующее дело до конца, методично делая шаг за шагом в направлении достижения цели.

Что действительно важно для детей – это любовь, полноценное внимание и близость родных, их искренность и ласка. Настоящего внимания им часто не хватает.

1.4.1. Творчество и труд

Ребенку постоянно приходят в голову интересные идеи, но бывает сложно их воплотить и завершить свой очередной проект. Поэтому необходимо помочь и научить доводить дело до конца, определяя последовательность ряда простых шагов. Помогите ребенку и научите действовать таким образом: в каждом проекте определять ряд конкретных простых действий, выполнять их поэтапно, и таким образом, доводить дело до конца. Поощряйте все виды конструктивной деятельности, в которых ребенок проявляет концентрацию и умение сосредоточенно играть, трудиться и доводить дело до конца.

Помогите ребенку также не зависеть от вашей или чьей-либо похвалы и быть уверенным в своих силах. Для этого предоставьте ему возможность всякий раз самостоятельно оценивать свою работу. Наблюдение результата своих усилий будет отличным поощрением для ребенка.

Во время занятий ничто не должно отвлекать, иначе будет сложно сосредоточиться. Для занятий рабочее место должно быть свободным от посторонних предметов, не относящихся к данному делу. Соблюдение этого правила поможет в дальнейшем быстрее справляться со школьным домашним заданием, так как ничто не будет отвлекать внимание ребенка. В школе для активных детей нужно место за первой партой, где видна только доска и учитель, а не весь класс.

Оберегайте ребенка от переутомления, предлагайте различные виды деятельности, которые ритмично сменяют друг друга. Хорошо, когда умственный труд чередуется с физической активностью, сосредоточение и концентрация чередуются с играми, спортом, песнями, танцами. Разнообразие интересных видов деятельности и занятость помогут, как это ни странно, меньше утомляться и снимать внутреннее напряжение и стресс.

Поведение ребенка всегда показывает, что требуется ему на данный момент: активное движение, игра или покой и сосредоточенная деятельность.




1.4.2. Убеждение, а не давление

Современные дети не терпят насилия. С ними вполне можно договориться или спокойно убедить, но давить и пытаться добиться чего-то от них силой и хорошо поставленным голосом бесполезно. Из любви к вам они могут сделать то, что вы просите, выражая это в такой грубой форме. Но скорее всего, давление приведет к обратному результату, игнорированию или бунту. Дети чувствуют, что повышение голоса – это признак слабости, такой способ убеждения на них плохо действует, и что еще хуже, это может вызвать у ребенка страх и замкнутость.

Бывает, что дети не признают авторитет взрослых. Они теряются, когда сталкиваются со старыми традиционными подходами, не понимают, почему надо делать так, когда можно по-другому, лучше. Они могут предложить и предлагают другие решения, но часто их не принимают, так как они не соответствуют общепринятому, традиционному взгляду на вещи. И поэтому, если вы заинтересованы в раскрытии потенциала своего ребенка, не спешите его перебивать и учить, как в том или ином случае нужно правильно поступать, выслушайте его, скорее всего, вы не разочаруетесь и будете приятно удивлены. Терпение и умение слушать и слышать, наблюдать и видеть дают возможность открыть в ребенке больше, чем ожидаешь.

В случае если вы категорически не согласны с ребенком, вам необходимо объяснить, почему вы считаете именно так. Поделитесь своим опытом. Объясните это прямо и по существу. Варианты, относящиеся к типу «просто потому, что нужно всегда слушаться взрослых» или «так надо» – не подходят.

Детям необходимо помогать, но и давать возможность им самим высказывать мнения, принимать решения и действовать, чтобы они научились думать и нести ответственность. Не нужно делать за ребенка то, что он и сам способен сделать.

Так, вы предоставляете свободу выбирать самостоятельно и делитесь своим опытом. В этом случае дети с удовольствием будут тут же отрабатывать данный вами новый прием на практике в жизни.

1.4.3. Развитие уверенности

Поддерживайте детей, им необходимо чувство безопасности, уверенности. Даже если вы волнуетесь, старайтесь успокоиться и взять себя в руки, потому что ребенок будет волноваться еще больше, чем вы. Ведь вы – взрослый человек, и с точки зрения ребенка, вы знаете, как необходимо действовать, знаете, какие нужно делать шаги в сложных ситуациях. На все страхи ребенка реагируйте спокойно и помогите ему преодолеть их и решить проблемы.

Говорите с ребенком спокойно.

Поменьше критикуйте, а больше поддерживайте начинания, творчество, изобретения, работу мысли. Дайте возможность проявить себя, воодушевляйте, поощряйте! Это придаст уверенность, принесет пользу всем, и ребенок не раз удивит вас своей неординарностью. Реже запрещайте и больше поощряйте, но поощряйте всегда за конкретное дело, а не просто так.

Прислушивайтесь к словам ребенка, наблюдайте за ним. Слова, мысли вслух, игры, поступки, вопросы о многом расскажут вам и помогут вовремя предупредить появление проблем и направить развитие в русло раскрытия способностей ребенка.

1.4.4. Режим дня и порядок

Все привычки, в том числе и соблюдение порядка и режима дня закладываются с рождения. Этот период длится от 0 до 4 лет. Не стоит ожидать от школьника, что он будет самостоятельно поддерживать порядок в своей комнате, если вы не обращали на это его внимание до 4 лет.

Любому человеку полезно вовремя ложиться спать (до 11 часов вечера) и вставать рано, а ребенку в особенности. Детям нужно хорошо высыпаться, а это значит, что в условиях города им необходимо спать не меньше 8-10 часов. Насыщенный разнообразный график и здоровый режим сделает нервную систему ребенка более устойчивой к стрессам и будет способствовать поддержанию здоровья.

Обсудите с ребенком его распорядок дня, составьте его вместе. Тогда совместное обсуждение заинтересует его в том, чтобы самостоятельно следить за соблюдением своего графика. Дети любят быть самостоятельными и независимыми «как взрослые».

Точно также можно обсудить и порядок в комнате. Это придаст ребенку ответственности, самостоятельности и уверенности. Порядок в комнате поможет легко концентрироваться, легко выбирать интересующую игрушку или развивающий материал и меньше отвлекаться во время занятий (например, уроков). Порядок и красота вокруг способствует поддержанию порядка и радости внутри.

1.4.5. Снятие стресса

Как помочь ребенку давать выход его избыточной физической энергии, бороться со стрессами и удерживать баланс? Лучший выход разнообразный насыщенный график.

Снять стресс помогают водные процедуры, возможность двигаться, бывать на свежем воздухе, на солнце, заниматься творчеством, спортом, танцами и тем, что по душе ребенку, что получается и что нравится.

Не менее важным оказывается хорошее общение с теми, кто понимает ребенка, с близкими по духу друзьями.

Попытайтесь помочь и понять ребенка, научите его освобождаться от плохих эмоциональных состояний, поддерживая гигиену тела, мыслей, эмоций и чистоту вокруг. Реже бывайте с ним среди больших скоплений людей, в толпе, чаще бывайте на воздухе, гуляйте, проводите время с близкими, с теми друзьями, с кем есть взаимопонимание. Избегайте шумных и беспокойных приятелей. Пусть ребенок чаще играет в компании с одним настоящим другом, чем долго находится в большой шумной компании малознакомых.

1.4.6. Оценивание

Давая свою оценку, прежде всего внутри себя, какому-либо ребенку, человеку вообще, вы сами программируете себя на восприятие именно такого проявления у данного человека, согласно вашей оценке.

Например, вы считаете ребенка способным, и вы будете замечать, какой он способный. Или, напротив, вы считаете его неспособным, и он не «покажет» вам своих способностей.

Так или иначе, мы склонны давать оценку человеку внутри себя, но в отношении детей особенно важно думать не столько о результате, факте, сколько о потенциале. Считайте, что то-то и то-то должно быть или может быть развито или должно развиваться. Не «закрывайте дверь» оценкой, это всего лишь вопрос временного субъективного восприятия, наоборот, открывайте двери для развития, и вы начнете все больше и больше видеть развитие потенциала ребенка.

Каждый ребенок бывает разным. И оценка не всегда соответствует действительности. Дома дети одни, в детском саду – другие, в школе – третьи, в разных группах и коллективах, среди друзей – везде они разные. Нам только кажется, что они везде одинаковы. Но дети могут проявлять неожиданные новые стороны своей натуры, если мы начнем их подмечать, или, по крайней мере, будем открыты такому новому восприятию.

Если педагог или родитель нацелен на развитие потенциала ребенка, особенно тех его сторон, которые недостаточно развиты, то непременно следует отмечать для себя и для ребенка сначала даже самые незначительные успехи, и потом вы увидите их дальнейшее развитие.

У многих педагогов есть странная склонность к занижению оценок с целью указания на необходимость большего старания. Но, к сожалению для всех, это приводит к прямо противоположному результату. У такого педагога учатся с большим трудом и меньшим вдохновением. Не нужно раздавать блестящие оценки направо и налево, они просто перестанут иметь какое-либо значение вообще, и это тоже не изменит ситуацию. Позитивная оценка должна даваться за реальное дело, за старание, творческий подход, (который, кстати, нужно еще и разглядеть или, по крайней мере, выслушать до конца) короче говоря, за положительные проявления, тогда труд и усилия будут подкрепляться большим интересом и даже вдохновением, а результаты непременно улучшатся. Будут улучшаться отношения между педагогом и его учеником, родителем и ребенком. Улучшится отношение к труду и работе, повысится качество работы и продуктивность, и дальше снова улучшаются результаты.

Короче говоря, старайтесь не давить критикой, а отмечайте позитивные проявления.

Там, где вы раньше видели проблему, там откройте потенциал для развития.

1.4.7. Основной метод обучения и воспитания

Ребенок будет развиваться гармонично не только благодаря методикам, технологиям, инновациям или игровому подходу.

Ребенок развивается гармонично благодаря Вашему доброму отношению к нему, благодаря Вашему увлеченному отношению к знанию, которое Вы даете ребенку и благодаря той атмосфере, которую вы создаете.

Можно не иметь новейших игрушек или оборудования, но создать такую атмосферу и такие отношения, что маленький человек с большим интересом будет впитывать разнообразные знания и развивать разносторонние навыки.

В связи с особенностями развития ребенок, так или иначе, впитывает все, что его окружает. Вся атмосфера, вся (и любая!) имеющаяся в распоряжении информация поглощается всеми органами чувств.

Взрослые часто не боятся высказываться при маленьком ребенке на любые темы, думая, что это никак потом не отразится на нем. Но наблюдения показывают, что так называемые психологические проблемы возникают в подавляющем большинстве случаев в детстве и появляются в период беременности матери (!), во время родов и от рождения и до 4-5 лет.

Неосторожно сказанное слово или совершенный взрослым поступок откладываются в подсознании и впоследствии могут оказаться причиной проблем в различных аспектах жизни (в общении, учебе, реакциях организма, например, аллергических и т.д.) Психологам потом придется выискивать причины имеющихся проблем и вытаскивать их на поверхность для попытки их решения, что также оказывается довольно болезненным. Поэтому стоит контролировать и среду, в которой находится ребенок, и свои слова, и даже мысли и чувства, потому что взрослые (близкие и педагоги) являются примером для ребенка. Их поведение формирует образцы поведения у ребенка. Именно от близких, окружающих малыша, в первую очередь зависит его будущее проявление себя в разных аспектах жизни.

В любом обучении, будь то отдельные предметы или образ жизни и поведение, ваш ребенок будет уверенно развиваться, если ему дать пример, рассказать и показать, как действовать, тогда он быстрее овладеет новыми приемами самостоятельно.

В то же время, в большинстве случаев, достаточно «не портить детей воспитанием», а только направлять и помогать развиваться. Проблемы у детей появляются часто из-за агрессивной среды и/или неправильного поведения взрослых. Задача близких – направить энергию в позитивное русло на реализацию потенциала. Ваше признание, поддержка, поощрение, помощь придадут детям уверенности и сил.

Ребенку необходим пример для подражания в образе жизни, поведении, речи. Приходится следить за своими мыслями и чувствами, потому что неискренность моментально улавливается ребенком и может впоследствии проявиться во лжи.

В отношении поведения, проявляйте спокойствие и равновесие во время так называемого неправильного поведения ребенка, и поощряйте правильное. Не стесняйтесь выражать свое признание.

Своими словами и отношением поощряйте ребенка, когда он обращается к вам за помощью и делится переживаниями. Это поможет быстро и вовремя разрешать проблемные ситуации.

И что всегда важно для детей – это любовь, полноценное внимание и близость родных, их искренность, доброта и чуткость.

1.5. Дети Мира

Среди детей нового поколения есть дети «с характером» и дети очень спокойные и миролюбивые, а также те, кто обладает чертами и одних, и других.

«Дети с характером» прямолинейны, честны, часто обладают качествами лидера. Они стремятся преодолеть стереотипы мышления и привычки, отойти от старых изживших себя моделей поведения, изменить жизнь и привнести в неё новое. В людях они прежде всего ценят честное, искреннее и открытое поведение.

Более молодое поколение имеет и более мягкий характер. Сейчас появляются дети очень миролюбивые, послушные и покладистые, которых очень легко воспитывать и растить. Такие дети в отношениях ищут, прежде всего, чистосердечие, великодушие, человеколюбие, а не только прямоту и честность. Они стремятся к общению с любящими людьми. Сами они очень искренние. Они не отвечают злом на зло и не понимают, как можно поступать таким образом, так как этой модели поведения в них нет. Они готовы всем прощать все. Если же среда вынудила их проявить насилие или агрессивность по отношению к другому, они сильно переживают из-за этого.






Пример с юмором:

Мальчик 5 лет невольно стал свидетелем ссоры родителей. Он тихо сидел в уголочке, не смея двинуться или что-то сказать. На вопрос о том, что он здесь делает, спокойно ответил: «Я сижу и люблю людей».

Конец ознакомительного фрагмента.