5. Падение
– А ты правда ко мне из сказки пришел, да?
– Угу.
– А из какой?
– Из доброй.
– Выгнали, да?
Считается, что мы изначально обладаем абсолютной природой. В самых древних религиях эту нашу абсолютную природу называли Дживой или Атмой.
«Атма – в индуизме – истинное Я, в противоположность ложному индивидуальному Я личности, которое человек считает самим собой. В философии веданты Атма есть единый, присутствующий во всем сущем Абсолютный Дух, свободный от любой обусловленности и от любых признаков субъекта и объекта, от разума и от материи, хотя он часто проявляется в форме отдельных Я, или дживатма» (А. А. Грицанов. Эзотеризм. Энциклопедия).
«Мировая Душа, Alaya или Atma – центр духовной энергии, каждый ее луч составляет высшую суть человеческой души, отсюда – уверенность, что человек может отождествляться с Мировой Душой и слиться с Ней», – писала Е. П. Блаватская в «Голосе Безмолвия».
В зависимости от уровня сознания существо имеет тела тонкого или грубого уровня. Работа нашей души порождает или активизирует те или иные тела. Например, если мы развиваем свою духовность, то посредством этого у нас развивается тело света, которое присуще мирам небес, а если мы порождаем низменные желания, то у нас развивается грубое материальное тело, с желудком и половыми органами, которое присуще мирам людей и животных.
Но пока мы не свободны, так как зависимы от своей кармы, мы не можем сознательно создавать тела. Освобождение – это и есть освобождение от влияния кармы, это и есть, по сути, возвращение к своей истинной природе – Атме. Ей присущи:
• Абсолютная свобода. Свобода создавать тела и проявляться в трех основных мирах: каузальный мир, астральный мир и мир явлений.
• Свобода умереть и свобода жить.
• Абсолютное счастье. Независимость от кармы.
• Абсолютная радость.
• Неподверженность влиянию извне.
• Неподверженность влиянию информации.
Другими словами, Атма – это состояние, не имеющее никаких границ и предполагающее массу возможностей.
ТРИ ГУНЫ
Три гуны – это три вида энергии, называемые раджас, тамас и саттва.
Раджас – энергия тепла,
Тамас – энергия звука,
Саттва – энергия света (мудрости).
Эти три энергии воздействовали на Атму – и произошел Большой взрыв. С точки зрения науки это было доказано таким образом:
«…Открытие, сделанное на основе экспериментальных наблюдений в 1929 году, произвело эффект разорвавшейся бомбы в ученом мире и умах общественности. Американский астроном Эдвин Хаббл, проводивший в обсерватории Маунт Уилсон в Калифорнии исследования небесной сферы, сделал одно из величайших открытий в истории астрономии. В ходе наблюдений Хаббла выяснилось, что свет звезд тяготеет к красной части спектра. Это означает, что они постоянно удаляются друг от друга. Некоторое время спустя Хаббл сделал еще одно важное открытие: звезды и галактики удаляются не только от нас, то есть планеты Земля, но и друг от друга. Единственный вывод, который можно было сделать на основании наблюдения Хаббла о постоянно удаляющихся друг от друга телах в космосе, состоял в том, что Вселенная постоянно расширяется.
Для наглядности можно сравнить Вселенную с поверхностью воздушного шарика, который постепенно наполняется воздухом. Как точки на поверхности шарика удаляются друг от друга при надувании, так и галактики в космосе все время удаляются друг от друга по мере расширения Вселенной.
Приняв во внимание уже доказанный постулат, что Вселенная постоянно расширяется, логически можно прийти к следующему выводу: если повернуть время вспять, то стало бы очевидным, что Вселенная произошла из одной единственной точки. Расчеты показали, что эта “единственная точка”, в которой содержалась вся материя, должна была обладать “нулевым объемом” и “бесконечной плотностью”. Значит, Вселенная произошла в результате взрыва этой единой точки с нулевым объемом.
Этот мощнейший взрыв, положивший начало Вселенной, назвали “Большим взрывом” (Big Bang), и теорию стали называть так же» (Харун Яхья. Сотворение Вселенной).
То же самое заключала и гипотеза Пуанкаре, которую совсем недавно российский ученый Григорий Перельман на основе топологии превратил в теорему, удостоившись тем самым Нобелевской премии.
По моему личному мнению, теория, что точка есть пространство, а пространство – точка, также очень подходит для объяснения того, что говорят гималайские йоги: «Вся Вселенная внутри нас». Но об этом после.
Что же касается нашей внешней Вселенной, то в других источниках говорится, что все не имеет ни начала, ни конца.
Поэтому принимайте то, что вам больше понравится.
Существует три основных мира, из которых состоит наша Вселенная (как внешняя, так и внутренняя):
В мире явлений доминирует энергия раджас,
в астральном мире – тамас,
в каузальном – саттва.
Также эти три гуны соотносят с основными нашими омрачениями, которые и держат нас в этом миру страданий:
раджас – гнев,
тамас – невежество,
саттва – привязанность.
Это основные омрачения, из которых, в свою очередь, происходят все остальные. Поэтому считается, что путь Освобождения есть искоренение в себе самом этих трех основных ядов, которые и держат нашу Атму в плену.
Освобождение нашего сознания от этих корневых ядов и ведет к освобождению от круговорота бытия, а если точнее – от страданий. Но сразу оговорюсь, что это вовсе не означает, как думают многие, что, освобождаясь, существа что-то теряют, исчезают из этого мира и лишаются удовольствий. Как раз наоборот, они становятся истинно независимыми, не подверженными никаким негативным влияниям и могут жить, где им вздумается, будь это нирвана или любая часть Вселенной. Для них нет никаких ограничений, потому что Освобождение – это прежде всего состояние сознания, слияние сознания с Мировой душой, а это значит, что поистине такой человек становится Богом.
Гипотез о сотворении Вселенной существует множество, и мы вправе придумать собственную. Например, если основываться на том, что точка разворачивается в пространство, что совсем недавно математически доказал Григорий Перельман, то можно предположить и такой вариант: человек – это точка; развиваясь духовно, он расширяет свое сознание и становится творцом собственной Вселенной. Потому что именно наш ум ограничивает наше внутреннее пространство, которое, по сути, не имеет пределов. Это можно познать на собственном опыте, если окунуться в себя поглубже, то есть достичь уровня самадхи.
Именно через глубокое сосредоточение, развивая свои более тонкие энергетические структуры и достигая трансцендентного состояния, мы можем обнаружить в себе миллиарды других миров и возможностей. Как во время сна мы путешествуем по разным местам, так и во время глубокой медитации мы можем – только уже осознанно – пребывать в том или ином мире и управлять его явлениями по нашему замыслу и воле.
Вот и попробуйте это опровергнуть.
В разных религиях многие вещи трактуются по-разному, но путь накопления и очищения практически везде одинаков. В данном случае я придерживаюсь изначальных моментов духовного пути либо просто излагаю основы того, на чем зиждется наше благополучие. Именно эти постулаты, как правило, почти одинаковы во многих учениях и религиях. А точнее, они основываются на некоем правиле, что прежде чем что-либо достигать – даже если речь идет о возможности понимания обычных истин – надо очиститься от плохой кармы и накопить хорошую, что привнесет в нашу жизнь благополучие или даст старт для более суровой духовной практики. Как любит говорить один тибетский лама Геше Джампа Тинлей, прежде чем орел начинает парить в воздухе, он машет крыльями, чтобы взлететь и набрать соответствующую высоту. Поэтому тут я не буду пока разбирать недвойственность адвайты-веданты и пустоту мадхьямики просангики. Я просто изложу теорию падения и возможности его предотвратить.
Да, именно ПАДЕНИЯ. Эволюция в сфере интеллекта для удовлетворения наших все более изощренных материальных потребностей – это нечто другое. Сейчас речь идет о нашем ДУХОВНОМ падении.
Мы приходим в этот мир уже с определенным грузом благой и неблагой кармы, которую мы приобрели в других жизнях и в других мирах до нынешнего рождения. Именно поэтому, даже будучи детьми, мы все очень разные, у нас разные условия жизни, умственные наклонности, таланты и способности. Все это говорит о том, что душа уже приобрела ранее некий опыт, который свободно проявляет в этом рождении. Я уже не говорю о том, что некоторые одаренные дети часто помнят свои прошлые жизни, вплоть до того, что могут понимать незнакомый им язык и узнавать в незнакомых людях своих бывших родственников, такие случаи часто бывают в Индии и Тибете. Именно на таких экспериментах основан поиск перерождений высоких лам. Например, тибетский лама Джецун Дампа Богдо Геген Римпоче, родившийся в Тибете, будучи ребенком, разговаривал на монгольском языке. Он был официально признан далай-ламой XIV, реинкарнацией Богдо Хана Монголии.
И можно также сказать, что уж если мы родились, то практически невозможно избежать нашего падения. А дело все в том, что своим существованием мы ежедневно накапливаем негативной кармы больше, чем благой. Например, даже когда мы едим йогурт, в нашем желудке погибает масса бактерий, когда мы ступаем по земле, мы давим маленьких насекомых, когда выращиваем растения, мы убиваем неимоверное количество животных ядами и химикатами, когда мы следуем желаниям, мы их удовлетворяем за счет других.
Так вот, давайте попробуем разобраться в том, как же все-таки происходит падение нашей души, ведь, даже пребывая в этом мире, мы можем привести огромное количество примеров, когда людские души опускались на еще более глубокое дно по сравнению с тем, что они испытывают в нынешнем рождении. И только единицы могут похвастаться тем, что они свою жизнь улучшили. Но и это не является гарантией будущего благополучия, может быть – лишь временным эффектом от накопленных ранее заслуг.
И тут мне бы хотелось подробнее поговорить о людях, идущих духовным путем. Зачем это нужно и так ли это необходимо для нашего совершенствования?
В давние времена таких людей было очень много, потому что на землю спускались души с большими способностями распознания. Сейчас, как и было предсказано в Ведах, интеллект людей сильно снизился. Если раньше люди могли получать устные наставления от своего Учителя и все запоминать до мельчайших подробностей, не записывая это на бумагу, то в наши времена, даже перечитывая много раз одно и то же, не каждый способен воспроизвести прочитанное и уловить точное значение каждого термина.
Однажды в институте на семинаре по психологии преподаватель провел наглядный эксперимент. Мы все вышли из аудитории, а он передал сообщение, состоящее из одной фразы, одному студенту, чтобы тот шепотом передал это входящему. Тот должен был передать другому входящему это сообщение точно таким же способом. И так до конца, пока все не вошли обратно. Но каково же было наше удивление, когда уже на пятом человеке информация была полностью искажена, хотя она передавалась не быстро и не совсем тихо и каждый отчетливо произносил слова. И что самое удивительное, это происходило на курсе престижного вуза, где при поступлении был большой конкурс: 25 человек на место!
Конечно, кто-то может возразить и привести в пример исследования космоса, изобретение оружия массового уничтожения и другие достижения современной науки. Но, во-первых, некоторые древние источники и находки в земле непонятных объектов говорят о том, что в другие эпохи подобное уже было. Об этом написано в Ведах и об этом интересно пишет Александр Горбовский. Во-вторых, можно сказать, что наш ум приобрел более материальную направленность. Об этом даже не раз высказывался далай-лама XIV. И мне кажется, что именно в этом и кроется причина ускоренного полета вниз.
Иногда приходится практически отвоевывать право побыть наедине с собственными мыслями. Полезным делом людьми чаще всего признается уборка помещения и мытье посуды, прополка огорода и полив грядок, уход за скотиной и другая хозяйственная работа. Людьми провозглашается необходимость тратить время на покупку не особо нужных вещей, следить за модой, которая так выгодна всевозможным производителям, ходить в гости и подолгу говорить, обсуждая всякие глупости. Людьми признается огромное количество профессий, которые, если внимательно их рассмотреть, всего лишь отвлекают наш ум от духовного совершенствования и понижают наше сознание. Но ни в коем случае не признается необходимость сидеть и медитировать. Как правило, последнее вызывает у людей возмущение.
Потому что для многих понятно только то, что ведет к материальному благополучию, и то, что привнесено в жизнь правилами, созданными обществом, в котором в основном царствует физическая сила и материальная направленность, а не духовность. А ведь в Дхаммападе сказано: «Пусть некто месяц за месяцем тысячекратно в течение ста лет совершает жертвоприношения и пусть другой воздаст честь – хотя бы на одно мгновенье – совершенствующему себя. Поистине такое почитание лучше столетних жертвоприношений».
Мне не раз приходилось наблюдать, как люди выражают презрение и неприязнь к монахам и к людям, занимающимся духовной практикой, то есть к людям, которые не производят материальные блага. Порой их называют лентяями, что более всего абсурдно, потому что более тяжелого занятия, чем духовная практика, я не видела. Именно когда по-настоящему идешь по духовному пути, приходится переживать массу неприятностей: невыносимую боль, страх, осуждение – испытывать душевные муки и терять близких, приходится усмирять свой ум и гордыню, снижать свои потребности комфорта, сна и аппетита.
А та работа, которая проводится, когда находишься в ретрите[2], не сравнима ни с одной из мирских. Потому что во время ретрита люди поднимаются в три часа ночи – сессия начинается уже в четыре часа утра – и с двумя небольшими перерывами совершают практику до самой поздней ночи, и так в течение нескольких месяцев, а то и лет. При этом они, как правило, находятся в закрытом помещении либо в других ограничивающих свободу условиях, ни с кем не общаясь, не имея доступа к информации и так далее. Мало того, в Индии прекрасно знают, что сидеть в медитации могут далеко не многие. Если человек не обладает достаточным спокойствием ума и концентрацией, то он не просидит и получаса. Поистине люди, практикующие ретрит, – герои, особенно если учесть, что практика происходит в наше время, когда искушений удовольствиями гораздо больше, а удовлетворение их более доступно.
И самое главное, именно эти духовные практикующие наиболее всего нужны для нашего благополучия, потому что своей позитивной ментальной деятельностью они практически спасают мир от краха. Потому что, если бы не они, наши негативные эмоции, которые мы так щедро исторгаем, давно бы переполнили допустимый уровень человеческого ментального пространства. В Библии есть такие строчки: «Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие» (Быт. 18:26).
Раньше считалось, что иметь в округе отшельника, старца, ламу или йогина – это большая удача для местного населения, потому что, находясь в сосредоточении, такие духовные практики могли спасать целые города от больших несчастий. Именно поэтому люди почитали их, несли им подношения и просили благословения. Единственное печалит, что таких духовных практиков на земле становится с каждым годом все меньше и меньше.
Людей состояние души беспокоит намного меньше, чем комфорт собственного тела, поэтому все желания и мыслительная работа направляются на изобретение соответствующих удобств, продление жизни во имя удовлетворения желаний и на защиту собственности. А в результате этого в мире все больше появляется людей, склонных к самоубийству и наркомании, людей, имеющих психологические проблемы и психические заболевания, людей одиноких и глубоко несчастных.
Например, в странах, где духовный уровень высок, а материальный не очень, людей удовлетворенных и счастливых намного больше. Мне не раз приходилось наблюдать это в Индии. Особенно это видно по детям. Часто приходится видеть радостные улыбки у чумазых, не имеющих даже игрушек и хорошей пищи, и сильную агрессию детей из других стран, которые имеют все необходимое и даже больше.
Переизбыток информации в мире становится просто мусором нашего ума, и поэтому в этом мусоре ему еще труднее найти алмаз своей души. Ведь для того чтобы что-то увидеть в воде, вода должна стать прозрачной.
Итак, господа, мы падаем. Нашу жизнь можно сравнить с потоком реки, которая стремится вниз. Если мы плывем по течению, только лишь наслаждаясь своей жизнью, мы непременно будем двигаться вниз. Люди, которые занимаются духовной практикой, могут удержаться на определенном уровне, и только самые сильные, которые порождают отречение и стремятся к Освобождению от оков сансары, способны свой путь направить в обратную сторону, против этого всеобщего потока.
Помните, в Библии говорится: «…пространен путь, ведущий в погибель, и многие идут им. Ибо тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Матф. 7:13–14).
Что же служит причиной падения?
Причиной падения изначально являются наши желания.
Допустим, человек хотел бублик, а денег не было. Он взял и украл его, а потом съел. Когда его спросили, он солгал. Вот вам налицо накопление кармы мира голодных духов (воровство) и кармы мира животных (ложь).
К примеру, даже возвышенные, казалось бы, желания могут привести к накоплению плохой кармы. Например, молодой человек влюбляется в девушку – это карма людей, и соответствует она анахата-чакре, но через какое-то время он чувствует, что у девушки интерес к нему снижается, и он начинает ее ревновать. Ревнуя, он злится, что приводит к потере энергии из муладхара-чакры и связи с мирами ада. А если он еще из ревности кого-нибудь побьет или даже убьет, то карма ада будет наверняка полностью накопленной.
Вот примеры того, как легко оказаться на самом дне.
«Душа человеческая привлекается к новым воплощениям до тех пор, пока в ней еще сильно желание, а пока желание сильно, оно вызывает ошибки и грехи и держит бессмертный Дух человека в рабстве у его низшей, смертной природы» (Е. Ф. Писарева).
Некоторые люди думают, что существует некий дьявол, которых ходит по улицам и ищет жертву для искушения. Но на самом деле все находится в нас самих: и боги, и демоны. Мы сами, каждый из нас представляет собой микрокосм, и мы сами должны навести порядок в собственном мире, поставить под контроль свои желания и поступки, только таким образом мы сможем избежать падения и вывести себя из круга страданий.
Дьявол, Демон и Мара суть мирские желания, пока они у нас есть, мы всегда будем зависимы от обстоятельств, от других людей, от своей кармы. Поэтому и говорится, что Демон «искушает». Сам по себе он не может существовать в нашем мире и вредить нам, если на то нет причины в нас самих.
Некоторые люди думают, что не иметь желаний – это означает не жить, не существовать, умереть…
Нет, это совсем не так. Каждый человек вправе иметь желания, но желания могут быть разных уровней и давать разные результаты. Есть желания, ведущие к благополучию, а есть желания, ведущие в бездну.
Если мы видим, что исполнение какого-то конкретного нашего желания принесет больше страданий, чем радости, то мы можем заменить его чем-то другим. Уметь думать, распознавать и анализировать – это великая драгоценность, заложенная в самой человеческой природе, животным это не под силу.
Так, если нас искушает привлекательный объект и мы хотим взять его без спроса, то надо просто соразмерить, сколько радости мы получим от этого объекта и сколько беспокойства для нашей души, и помнить, что скором времени придет и расплата по карме. И тогда становится понятно, нужно ли нам идти на подобный поступок, или лучше его вообще не совершать.
Именно наличие желаний заставляет нас идти на компромисс со своей совестью, заставляет поступать неправедно, испытывать негативные эмоции.
За примером далеко ходить не надо. С этим мы очень часто сталкиваемся в нашей обыденной жизни, надо только уметь распознать такие моменты.
Обычно в нашем мире находятся люди, которые почему-то считают себя выше остальных и начинают устанавливать правила. Может быть, это было бы и хорошо, если бы эти правила основывались на мудрости, но, к сожалению, чаще всего они основываются на желании власти и подчинении себе других.
Мне часто приходилось встречать людей, которые пытались каким-то образом воздействовать на меня. Они говорили, если ты не будешь исполнять правила, которые мы установили, то ты лишишься многих удобств и навлечешь на себя проблемы. А если будешь нас слушаться, то мы тебе дадим то-то и то-то. И если мне легко было отказаться от того, что они мне предлагали, и не держаться особо за свое благополучие, то они уже не могли меня ничем подавить.
Некоторых это раздражало, и они начинали изо всех сил мне противодействовать, но когда они ставили мне палки в колеса, я отпускала и это средство передвижения и таким образом отвоевывала свою свободу и независимость.
Конечно, таким образом я многое упустила в своей жизни, но теперь, когда смотрю на это со стороны, понимаю, что, может быть, что-то потеряла, но это все было так незначимо, так неважно для моей души. «Свято место пусто не бывает», потеряла, но приобрела нечто большее, и это большее оказалось намного ценнее.
Вы и сами не раз наблюдали, когда из желания денег, власти или престижа люди исполняют такую работу, которая никоим образом не ведет их души к умиротворению. А для того чтобы обрести славу, порой они продают даже собственную честь и достоинство.
Однажды на лекции один из учителей сказал нам, что не надо брать подношение у очень негативных людей. Тогда я долго размышляла над таким советом Учителя и не могла понять, с чем это связано. Возможно, это могло означать то, что тем самым мы возьмем на себя много негативной кармы в результате обмена, что мы еще недостаточно сильны как практикующие, чтобы очистить ее.
Но все оказалось намного проще. Как-то раз в отдаленном ретритном центре была создана группа для практики. Люди, которые приложили небольшие усилия в организации этого мероприятия, почему-то посчитали себя вправе установить в ней и собственные законы, которые не совсем соответствовали моральным и нравственным нормам. Но когда им пытались противостоять, они открыто пошли на конфликт. Изначально их помощь была расценена как подношение, и они не выдвигали никаких иных условий, но на деле оказалось, что они тем самым просто покупали людей. Покупали не только их послушание, но и их моральные принципы.
Так и в жизни – вы, наверное, и сами замечали не раз, что богатые люди часто спонсируют какие-либо проекты не для того, чтобы выгодно вложить деньги, а для того, чтобы использовать других людей для своих прихотей, особенно это распространено в шоу-бизнесе. Однажды попав в эту сферу, я была жутко шокирована тем, какому унижению иногда подвергают талантливых артистов и фотомоделей их «благодетели».
Это небольшой пример того, как легко мы можем достичь свободы и как легко, имея желания, мы теряем свое прибежище, которое находится внутри нас самих, и подпадаем под влияние других людей.
Далее мы более подробно разберем, что мы хотим и что мы при этом можем иметь в результате.
ВТОРОЙ ЭТАП:
ДИАГНОСТИКА
Теперь давайте сделаем диагностику наших духовных центров. Для этого совсем не обязательно обладать ясновидением.
Берем листок бумаги, чертим шесть граф (шесть уровней), подписываем его: