Вы здесь

Сейчас или никогда. Периоды жизни и цели (Агриппина Битар)

Периоды жизни и цели

Жизнь человека делится на четыре периода:


Детство

Юность

Зрелость

Старость


В древнерусском мировоззрении этих периодов было даже пять, и человек именовался в соответствии с ними так:


Младенец

Отрок/отроковица

Юноша/девушка

Муж/жена

Старец/старица


Для каждого из периодов есть свои задачи и цели, свои правила и нормы жизни.

Во всех религиях мира периоды жизни и цели ясно определены, и человек четко знал, что ему в каждом периоде жизни нужно делать, чем заниматься, а главное, к чему стремиться.

В Библии, в книге Екклесиаста говорится о том, что всему есть свое время и время всякой вещи под небом.

Но рассмотрим на примере индуизма периодизацию жизни человека, т.к. в индуизме эта схема прописана наиболее отчетливо.

Традиционно в индуизме жизнь делится на четыре ашрама (периода или стадии).

Человеческая жизнь (продолжительность которой берется как 100 лет) делится на четыре равных периода по 25 лет каждый.


Брахмачарья – первый период жизни, стадия обучения, которую ученик проводит как монах, практикуя целомудрие и занимаясь служением гуру, получая от него духовное знание.


Грихастха – семейная жизнь, работа. В этом ашраме осуществляются ценности чувственных наслаждений и материальное процветание. Долг человека-семьянина заключается в поддержании своих родителей, детей, гостей и святых личностей.


Ванапрастха – уход от дел и подготовка к полному отречению от материального мира. На этой стадии все материальные обязанности передаются уже взрослым детям и больше времени посвящается духовным практикам и паломничеству в святые места.


Санньяса – последний этап жизни, стадия полного отречения от материального мира, которая характеризуется аскетизмом и полным посвящением самосознанию и духовным практикам. В этом ашраме осуществляется необходимая подготовка к моменту смерти и достижению мокши (освобождения из круговорота рождения и смерти).


В соответствии с этими периодами в индуизме имеются четыре цели человеческой жизни (пурушартхи). Этими целями в восходящем порядке являются:


Кама – чувственные наслаждения


Артха – материальное процветание


Дхарма – мораль и праведность


Мокша – освобождение из круговорота рождения и смерти.


Из этих четырех целей самой низшей является кама, т.к. она доступна и животным. И осуществляется кама в определенный период жизни (во втором ашраме) для проявления супружеской любви и рождения детей («учебник» камы – «Камасутра»).

В индуистской философии концепция четырех пурушартх олицетворяет удовлетворение физических, эмоциональных и духовных нужд человека.

Удовлетворение этих нужд в соответствии с периодами жизни важно для человека любой религиозной традиции для достижения жизненного баланса (равновесия).

В каждой религии имеется определение смысла жизни человека, четкое понятие о периодах жизни, о целях и задачах для каждого периода, имеются методы достижения этих целей и ответ на вопрос, что ждет человека за гробом – т.е. указана цель и путь к ней.

Современный же безрелигиозный человек сошел с этого пути, его жизнь разбалансирована и погружена в хаос. Этот хаос порождается все увеличивающимся информационным потоком, ускоряющимся темпом жизни, различными глобальными страхами, а также беспорядочными желаниями, навязанными обществом потребления и многочисленными деструктивными зависимостями. В такой ситуации человек утрачивает всякие ориентиры.

Чтобы жить, ему нужна специальная помощь. И эта помощь появляется в виде различных психологических и духовных практик или в виде коучинга.


В этой книге я не буду рассказывать про коучинг или отдавать предпочтение каким-то конкретным духовным или психологическим практикам. Я просто выскажу свои мысли и поделюсь некоторыми методами саморазвития, которые я нашла в разных источниках и которые помогли мне избавиться от страха смерти и одиночества, позволили мне найти свою цель жизни и призвание, а также жить с ощущением счастья.

Возможно, это поможет кому-то еще…