Синергетика, или Незамкнутые системы виконта Пригожина
В 1715 году в германском городе Мерзебурге состоялась презентация удивительной «вечной машины», в которой само собой крутилось колесо, крутилось сколько угодно, без остановки, да еще могло совершать полезную работу.
Приглашенные на презентацию лучшие ученые мужи (одним из них был будущий учитель Ломоносова выдающийся физик Христиан Вольф) констатировали, что «счастливо изобретенный перпетуум-мобиле вращается со скоростью 50 оборотов в минуту и при этом способен поднять пудовый груз на высоту полутора метров», а также, что машина способна приводить в действие кузнечный мех и точильный станок.
Изобретением заинтересовались некоторые владетельные особы, в том числе король польский. А ландграф Гессен-Кассельский Карл пригласил изобретателя в свой замок, предоставив ему стол, кров и деньги на строительство «промышленного образца».
Чрезвычайный интерес к «самодвижущейся машине» проявил русский император Петр Первый, который немедленно направил в Германию ученого секретаря Иоганна Шумахера, поручив ему собрать все сведения об изобретателе и, при возможности переманить того на русскую службу, или хотя бы купить его хитроумное устройство. Шумахер, правда, к самой машине доступа не получил – уж больно ревниво ландграф Карл охранял ее в своем замке, – но нашел способ снестись с изобретателем, называющим себя Орфиреусом. Немец заломил за свою машину астрономическую сумму в сто тысяч ефимков, что для русской казны было слишком накладно.
Конец ознакомительного фрагмента.