И все же, главный дар Бога – слово!
И в доме родном, и в чуждом краю,
Голос Бога всюду мне слышен,
Я в шелесте листьев его узнаю,
В дожде, что танцует на крыше.
Голос Создателя, каков он? Он звучит космической мелодией веков, пока еще не уловленной человеком. Кусочки, обрывки отыскивают самые талантливые из людей, соединяющих, в создаваемых из них симфониях, достигают успеха. Даже такой, как Бах, уловивший в мелодиях и ритмах народной музыки, идущей из глубин душ человеческих дар Божий, дар просветления, не зовущий к косе и мечу, а к Богу, был отвергнут сановниками католической церкви. А слышали ли эти служители храмов хоть когда-нибудь глас Божий?
Мы ловим себя на мысли, а верят ли некоторые священники в Того, кому они служат. На память приходят слова В. О. Ключевского:
«Верует духовенство в Бога? Оно не понимает этого вопроса, потому что оно служит Богу».
Не зная истинного голоса Бога, мы пытаемся представить его, действующим в диапазонах низких регистров, скорее всего в инфразвуковом диапазоне его. В нем сконцентрирована такая сила, такая энергия, что, услышав его, мы бы погибли от ужаса, охватившего нас. Вот почему наше ухо не улавливает инфразвуков. Даже небольшой сдвиг звуков в эту сторону вызывает у нас безотчетное чувство панического страха.
Голос Создателя не может уловить ухо наше, но мы воочию видим результаты Слова его, создавшего мир.
«Определите значение слов, и вы избавите человечество от половины его заблуждений»
И слово наше, человеческое – не пустой звук. Даже интонация, с которой произносится одно и тоже слово, в корне меняет его содержание. И все же, значение слова состоит в том, что оно заменяет реально существующий предмет, является символом его. Произнося символ, мы образно представляем тот предмет, названием которого оно выражает. А это означает, что, пользуясь словами, можно получать информацию в их отсутствие, заговор принимает абстрактный, а не конкретный характер. Мышление благодаря речи нашей становится отвлеченным. Слово – не просто звук. Даже в мычании коров различают до одиннадцати оттенков, и отличаются они от изменившихся обстоятельств. Угрожающее мычание быка отличается от благодушного. Панический вопль обезьяны воспринимается другими обезьянами, как знак опасности, а не призыв к обильной кормежке! Одно существует требование к звуковому сигналу, – он должен быть понятным для всех остальных. Экспериментом доказано, что вороны Англии не понимают карканья ворон из Германии.
Восприятие сигналов существует на генетическом уровне. Животное появляется с ним, – иначе не выжить!
Оказывается, какой-то разум уже позаботился об этом.
У человека все это обстоит несколько иначе. Давайте задумаемся, много ли вокруг нас и внутри нас такого, чего бы мы не могли описать словами? А ведь слова не что иное, как знаки.
Немецкий ученый Макс фон Фриш описал, как пчела-разведчица сообщает свое донесение о найденном корме рабочим пчелам. Она ходит по особой кривой, вид которой дает понятие о направлении полета. При этом она трясет брюшком, и число этих сотрясений свидетельствуют об объеме усилий, которые необходимы, чтобы туда добраться. Представьте, бег человека на месте, который хотел бы показать своим соплеменникам расстояние, которое они должны преодолеть! Некоторые слова наши своим произношением напоминают движение пчел – жужжание. Но было бы невероятно странным пытаться решить по произношению значение слова. Вяземский описал самонадеянного итальянца, решившегося судить о незнакомых ему русских словах. Слово «телятина» он истолковал, как нежное обращение к женщине, а слово «дружище» – как грубое ругательство. И только потому, что первое произносится так мягко, а второе со скрежещущим звуком.
Человек не существует вне человеческого общества. Случай с Маугли – выдумка Киплинга. Тарзан – детище кинематографа. Оба персонажа легко, без усилий вошли после пребывания с рождения в дикой природе, в условия цивилизации. А вот в случае с Каспаром Гаузером, в реальности, все обстояло иначе… В начале XIX века немецкий младенец по имени Каспар Гаузер много лет рос в конуре, не зная людей. Пищу ему приносили, когда он спал. Легенда гласит, что он был незаконнорожденным сыном какого-то знатного вельможи, и этот способ воспитания был избран для того, чтобы устранить претендента на власть. Однажды, появившись на улицах Нюрнберга, Каспар вел себя, как животное. Говорить кое-как его еще научили, но воспринимать окружающий мир, как это делают люди, он так и не смог. Лишенный долгое время общения с людьми, он утратил возможность познания большей части человеческого.
«Изолированность существует лишь до тех пор, пока ты этого хочешь. Но одиночество! Полное одиночество невыносимо. Горе тому, кто одинок!» – пишет Ален Бомбар.
Среди духовных испытаний для самоусовершенствования по системе «дзен» в Японии существует так называемое «моритао»: помещение человека на неделю и более в пустынную пещеру и запрет разговаривать хотя бы с самым собой. По свидетельству лиц, прошедших это испытание, жажда общения к концу изоляции становится невыносимой, и в дальнейшем встреча с любым человеком доставляет острую радость.
У человека всегда существует потребность в контакте. Уже у младенца четырех месяцев жизни возникает такая попытка. Младенец то и дело поглядывает на мать. Она отвечает ему мимикой и речью.
Если вы находитесь в пустынном парке, присели на скамью, где уже сидит человек, вы рано или поздно обменяетесь взглядами. Если человек поднялся и уходит прочь, значит, вы показались ему подозрительным, вы, по его мнению, представляете опасность и он, естественно избегает ее. Если нет, то взгляды, которыми вы обменяетесь, будут достаточно дружелюбными, и, прощаясь, вы возможно и обменяетесь словами прощания.
Язык может быть и без слов. Искусственный язык глухонемых, язык взглядов, язык поз, язык умолчаний. Вам знаком язык пантомимы. Когда мим изображает, как он идет по краю пропасти или тянет веревку, в его пластике нам понятно все. Но вот он начинает производить движения, не похожие ни на что, и мы не можем полностью перевести его высказывания на язык понятий, и, однако, понимаем их.
В отличие от животных, человек рождается трудно. Недаром говорят про родовые муки. Причина – слишком крупная голова. Она по объему превышает все части тела. Когда она, преодолев родовые пути, появляется, пусть и несколько деформированной, акушерка облегченно вздыхает. За первый год жизни голова родившегося увеличивается вдвое. Ребенок – не копия взрослого, хоть часто слышим: «Похожа на отца… На мать похож». Сравните голову и шею, и увидите сразу разницу. Выражение лица даже маленького, беззубого человечка свидетельствует о том, что перед вами мыслящее существо. Оно еще говорить не может, но брови поползли вверх, рот открылся, глаза смотрят, не моргая – полное олицетворения внимания. Он ждет, когда с ним заговорят… Тут бы взрослому и удовлетворить внимание малыша. Попытка что-то объяснить ему не пройдет даром. Беда, когда с ним не говорят, считая главной обязанностью накормить его и сменить пеленки. Потом еще и удивляются, почему ребенок так долго молчит… Естественно, когда-то он заговорит, если у него нет дефекта слуха, и язык не привязан за два конца, только в том не будет заслуги близких… А может, и вырастет этакий молчальник…
Он постоянно молчал. Попытки разговорить его были обречены на неудачу. Мать так и ушла из жизни, не дождавшись хотя бы одного словечка от сыночка своего. У отца уже густо засеребрились виски. А он продолжал молчать.
Как-то в доме вспыхнул пожар. И тут сын кричит отцу: «Отец, пожар! Горим!»
Отец в изумлении: «Неужели ты заговорил?»
Сын, досадливо отмахиваясь: «Я и раньше умел».
Отец: Но, почему молчал?»
Сын, пожимая плечами: «Так не о чем было говорить!»
Издавать и слышать звуки могут не только животные, Мы, люди, порою, не догадываемся о том, что звуки слышат и растения, хотя и не имеют для этого специального органа слуха. Исследования показали, что растения реагируют на звуки усилением или ослаблением обменных процессов. Растение отличает звук приближающейся к нему заботливой хозяйки, и буквально «смятение» охватывает его при приближении того, кто причиняет растению увечья. Увы, растение не может ответить обидчику или сбежать от него. Но, в этой главе мы пытаемся обратить внимание на то, чего может лишиться окружающий мир, либо резко в этом станет ограниченным. Дар слова следует развивать, а не препоручать компьютеру. Общение с компьютером не заменит человеческого общения. Еще хуже, когда заменяется речь бессмысленными по конечной цели играми, сопровождаемыми редкими вздохами и междометиями. Дар речи, данный нам Богом, воистину бесценен. Два самых сложных действия ждут появившегося на свет: научиться говорить и ходить. И если ходьба и бег в дальнейшем не требуют длительного постороннего вмешательства, то развитие речи, пополнение ее новыми словами происходит всю жизнь, до самой смерти. Центров речи в головном мозгу четыре. Подобной специализации в веществе головного мозга не найти. Первый – двигательный, надо научиться правильно выговаривать слова, а это сложнейшие, сочетанные движения губ, языка, гортани. Второй центр – занят пониманием произносящихся слов. Иностранец с вами говорит, вы слышите его речь, но не понимаете. Да и мы сами часто произносим слова, не зная истинного значения их. Но есть еще два речевых центра: центр чтения и письма. Вспомните, как вы учили азбуку, как учили слоги, и как трудно было изобразить на бумаге обычные палочки и крючочки. Как бы мы не считали, что эти центры работают у нас совершенно, мы ошибемся с этим выводом. Начнем с той речи, что мы слышим. Ребенок буквально впитывает в себя произносимые взрослыми слова, пока еще не понимая их значения, ему более понятна интонация, с которой эти слова произносятся, ласково звучат или сердито. То, что слова оседают в его памяти, можно не сомневаться. Придет время и он заговорит, причем заговорит, быстро расширяя свой словарный запас. Ну, а если речь, которую слушает постоянно ребенок, засорена ненужными, а может даже похабными словами? Скажем, в присутствии ребенка идет разговор о приобретенной мебели. Ребенок слышит примерно такое:
«Ну, вот вчера я пошел в этот, трах-тарарах, магазин. Жена сообщила, что будут, трах-тарарах, мебель продавать. Видим то, трах-тарарах, что долго искали! Обивка дивана, трах-тарарах, красивая. А стулья, трах-тарарах»… Разговор долго продолжается в таком духе. Как вы думаете, усвоит ребенок похабщину или нет?.. Набрался ребенок таких слов, и не удивительно, что наступит такой момент, когда он их пустит в обиход. И рождается бытовой анекдот:
Многоквартирный дом. Во дворе песочница, в ней одиноко сидит карапуз, пересыпая песок в ведерца. Подходит взрослый, спрашивает:
– Малыш, ты не знаешь, в какой квартире живут Агафоновы?
Ребенок оторвался от сложной работы, посмотрел на взрослого, и показал пальцем в сторону первого подъезда.
– А не мог ли бы ты проводить меня?
Лицо малыша осунулось, сморщилось, уголки рта опустились, как это бывает при плаче, и он почти плача произносит:
«Я еще, трах-тарарах, ходить не умею!»
Для того чтобы человек был понят окружающими, ему нужен определенный словарный запас. Он не слишком велик, вполне хватает 750 слов.
Человек высокого интеллекта и эрудиции использует в своем лексиконе до 5000 слов. Вдумайтесь, всего 5000 слов из 120000 слов в толковом словаре Даля. А диалекты языка? Сколько их?
Как-то к Далю обратились представители «Украинского общества» с просьбой составить словарь украинско-русского языка.
Удивленный ученый воскликнул: «Как можно, господа, составлять словарь малороссийского диалекта русского языка?»
А каков словарь у полиглотов? Невольно позавидуешь царю Митридату Евпатору, знавшему 22 языка, и разговаривавшему с любым жителем своего обширного государства без переводчика.
Говоря о словарном запасе, не следует забывать о способности им пользоваться. Люди прошлого учились произносить речи. Была даже самостоятельная наука – риторика. Человек, прекрасно владевший речью, оратор, высоко ценился в обществе, Ему речами удавалось достигнуть многого, зажечь толпу, повести в нужном для него направлении.
Такими людьми в прошлом веке были: Керенский, Лев Троцкий, Николай Бухарин, Адольф Гитлер, Бенито Муссолини. Доживает век свой великолепный оратор – Фидель Кастро Рус. Своими хорошо продуманными зажигательными речами прославились в древности Перикл, Демосфен, Цицерон.
Можно было положить сотни тысяч жизней на полях сражений, положить на лопатки противника, и ничего не добиться, имея бестолковых дипломатов. Дипломатический позор ожидал Россию в 1739 году, когда российская императрица Анна Иоанновна поручила представлять интересы державы на переговорах с Турцией французскому послу Вильневу. Переговорам предшествовала война. Устав от набегов крымских татар, Россия в 1735 году вступила в войну с Турцией. Русские войска под командованием фельдмаршала Миниха достигли больших успехов: были взяты Азов, Очаков, Хотин, Яссы, Молдавское княжество. Война стоила дорого, кроме денежных огромных расходов в ней погибло до 100тысяч солдат. Как вел переговоры Вильнев, что говорил, мы не знаем. Но итог их был плачевным. Россия получила Азов, но без укреплений, не имела право иметь на Черном море не только военные, но и торговые суда. Султан, побежденный в этой войне, даже отказался признать титул русской императрицы за Анной Иоанновной. Россия не раз заключала тяжелые мирные договоры, но такого позорного и до нелепости смешного, еще никогда не было.
Не станем преуменьшать значения письменности и в наше время, хотя и есть опасения, что компьютеризация познавательных процессов разрушит исследовательскую мысль многих. Так заманчива мысль написать курсовую работу, извлекая готовые материалы из Интернета. Можно и не учиться читать, это может легко сделать за человека машина. И прежде многие не отличались желанием владеть словом.
«Владеть словом? Какое счастье, наверное? А что делать мне, сильно заикающемуся? Войду в магазин, подойду к прилавку и тычу пальцем на пачку с маслом… Продавщица недоуменно разводит руки… Вот и не покупаю его, хотя только за ним сюда и шел! Боюсь своего корявого языка. С детства дразнят… Проезжаю свою остановку, когда ночью еду домой, а через окна ничего не видно. В случайной компании изображаю из себя тупицу, и доволен, когда меня таковым считают. Ведь я не могу красиво молоть языком! Когда приходится покупать две кружки пива, растопыриваю пальцы, словно глухонемой. А как с девушкой встретиться? Вместо приветствия сухо киваю головой… Ей кажется, что я и чувствовать не способен. Сам себе противным стал. В голове рисую сцену объятий, нежность встречи и одновременно понимаю, что всего этого не будет! Женщина чувствует ушами, но мой язык не для передачи чувств!»