Что за чудо наша кожа!
О, Боже, что за чудо кожа наша, когда она здорова! Сколько приятных ощущений она дарит нам! Ведь она первой контактирует с внешним миром, посылая в наш биологический компьютер, головной мозг, массу сигналов. Сколько разнообразных чувствительных нервных окончаний расположено в ней! Одни из них воспринимают прикосновения. Мы чувство, воспринимаемое ими, назвали осязанием. Только тот, кто потеряет его, понимает, что теряется вместе с ним. Утрата не менее велика, чем потеря зрения или слуха. Вспомните, что вы делаете, двигаясь в темной комнате? Вы все ощупываете. И только касаясь кожей пальцев чего-то, сразу определяете, что это за предмет, каково его назначение. У слепого это чувство усиливается многократно, восполняя утрату зрения. Слепой способен, ощупывая пальцами денежную купюру, определить не только номинал, но и обнаружить подделку, которую не всякий зрячий уловит своим зрением. А сколько приятных чувств осязание дарит нормальным, здоровым людям? Это не только ласковое прикосновение ветерка. Оно заставляет женщину искать ткани на платье легкие, скользящие по коже, ласкающие своим прикосновением. Сколько купцов отдало за ткани те, не только денег, но и здоровья в преодолении долгого шелкового пути, длящегося месяцами? И, напротив, люди, решившие лишениями чувства прекрасного, усилить служение свое Богу, надевали грубую, причиняющую неприятные ощущения коже, одежду из волоса, грубого толстого полотна. Да что тут говорить, сколько дарит прекрасных ощущений кожа женщине, когда ее нежно ласкают руки, губы и язык желанного партнера? И места на коже есть специальные, называемые «эротическими зонами». Жаль, что многие ушли в мир иной, так и не узнав об их существовании. Чем кожа толще, тем грубее должны быть и ласки. Долго нужно потрудиться над «толстошкурой», чтобы разбудить спящие глубоким сном нервные окончания. Не только осязание связано с кожей, но и определение температуры входит в обязанность ее. Голая, покрытая короткими, реденькими, едва заметными волосками, кажущаяся на внешний вид такой уязвимой, она имеет огромные преимущества в сравнении с кожей, покрытой густой шерстью, перьями или роговой чешуей. Наша «голая кожа» – великолепный регулятор температуры тела, В холод кожа сжимается, становится «гусиной», стараясь меньше отдавать тепла, она сжимает, суживает кровеносные сосуды, от чего кожа бледнеет. Включаются мышцы, мышечная дрожь вырабатывает огромное количество тепла, согревающего нас. В жару кожа наша краснеет, увеличивает теплоотдачу, еще большая отдача тепла происходит испарением – выделением большого количество пота, выносящего тепло организма наружу. Это дает ему возможность адаптироваться к различным условиям жизни, в широком диапазоне температур. Температура на Земле колеблется не только в течение суток, но и имеет изменения во времена года, да еще и очень значительные. А человек занимает все температурные пояса Земли. Живет он и там, где, кажется, и жить-то уже невозможно…
Южная Африка. Пустыня Калахари. Пески, чередующиеся островками каменистой почвы. Дневное светило беспощадно поджаривает все, находясь почти в зените. Все живое попряталось, зарылось в песок. Нет, что-то движется по песку, приближается к низине песчаного стола. Это – низкорослый человек. На нем нет и следов одежды. Кожа – черная, отливает синевой. Лицо морщинисто, определить возраст не представляется возможным. Он худ, но живот большой. Человек опускается на песок, становится на колени и начинает разрывать песок. После получасовой работы ему удается извлечь белый довольно крупный корень какого-то растения. Бушмен, а этих детей пустыни так называют белые, очищает корень и впивается в него крепкими белыми зубами. Кашицу он выплевывает на ладонь, отжимает сок прямо в рот. Колодцев с водой здесь нет, а человек живет! Пищей ему служит любая живность, и он умеет ее находить. Живет человек и в Гренландии, большая часть которой покрыта снегами. Правда, теперь переносить зимние холода туземцам стало труднее. По глупости своей расстались они со своими мехами, поменяв их на американскую синтетику.
Приспосабливается человек к температурным условиям, хотя не всегда ему это нравится.
Человек рождается с редким, почти невидимым волосяным покровом. Значит, Господь Бог не предполагал ношение одежды им. Вспомните, кокетливую прапраматерь нашу Еву, показавшуюся перед Богом в юбочке из листьев и трав? Вспомните и реакцию Бога на это явление?.. Туземцы тех земных регионов, где постоянно царствует лето, всегда обходились без одежды, им так было лучше. Улучшились ли условия для кожи, когда негр в Найроби идет в темном шерстяном костюме, белой рубашке и в шляпе?.. Чтобы говорить о физиологичности одежды, мы напомним вам и о том, что она может стать прекрасным инкубатором для выведения кожных паразитов. Вошь, блоха, да и клоп не удержатся на гладкой, чистой коже, а в складках одежды они чувствуют себя превосходно: вытрушивайте ее, сколько хотите, а они, – как приклеенные!
Нам кажется, что наиболее правильным к гигиене кожи было отношение древних греков. Одежда их была проста, не затрудняла движений. Ходили они в сандалиях, не вызывавших опрелостей. При посещении дома, обувь оставляли у порога, а ноги мыли. Ложились спать только после омовения всего тела водой, спали обнаженными. На обнаженной коже насекомым-паразитам не удержаться. Посмотрели бы вы, что творится под «шубой» животных? Кожа человеческая является органом выделения, уступая только почкам. С потом выносятся вредные продукты, образующиеся в процессах обмена веществ, в том числе и много солей. Вот почему пот наш обладает соленым вкусом и специфическим, порою очень неприятным запахом, поскольку со временем вещества входящие в его состав, разлагаются. Но, говоря о многочисленных функциях кожи, не следует забывать о том, что первая ее обязанность – защищать организм от вредных воздействий внешней среды. Кожа непроницаема для воды, а, следовательно, непроницаема для химических соединений растворенных в ней. Непроницаема она и для микроорганизмов. Но для этого нужно два условия: у нее не должно быть повреждений, и она должна быть чистой. Через повреждения, даже такие небольшие, как трещины и царапины, инфекция может проникнуть в организм. Поэтому, любое повреждение должно быть обработана любым веществом, убивающим микробы: йод, спирт, одеколон и т.д., а затем повреждение должно быть прикрыто, лучше, конечно, стерильным бинтом, в крайнем случае, любой чистой тканью, которую потом следует сменить на стерильную ткань. Не знали наши предки о стерильных бинтах, но повязки обязательно накладывали, хотя бы для того, чтобы остановить кровотечение. Грязная кожа подобна стене с большим количеством выступов, по которым враг будет взбираться. Нужно знать, что наша чистая кожа выделяет особые вещества, активно убивающие микробы.
Наши предки, не зная о том, что чистая кожа убивает активно микроорганизмы, не зная самого факта их существования, чистоте тела уделяли серьезное внимание. Бани с паром, березовыми вениками, с кваском, были известны всем славянам. Они были обыденным явлением. Мать городов русских Киев имел уже во времена Ярослава Мудрого водопровод и канализацию. И это в то время, когда Лондон и Париж чистотой не отличались, утопая в грязи…
Темная ночь. Шевалье де Анткиль возвращается домой. Город тускло освещен ночным светилом. Но глаза привыкли. Опасений при блуждании по лабиринтам узеньких улиц, где двум всадникам не разойтись, где житель одного дома может поздороваться за руку с другим, живущим напротив, не выходя из дома, очень много. Можно поскользнуться, ступив на кучку гнилых овощей, выброшенных зеленщиком, не сбывшим свой товар, можно искупаться в нечистотах, выплеснутых прямо из открытого окна любого дома. Всего этого ночной путник удачно избежал. Но не избежал удара ножом грабителя, скрывавшегося в подворотне его собственного дома.
Да, что там чистота города… Чистота тела не входит в правила Западной Европы. Купание редкое, от случая к случаю. Внешне все выглядит превосходно. Определено, какое сословие носит шелк и бархат, кому положено носить цветное платье, а кому только грубое сукно, к тому же только черного и темно-коричневого цвета. Под одеждой высокородного дворянина, как и мелкопоместного, создали целые колонии насекомых, называемых на Руси вшами. Чесаться не считается зазорным. Дамы высшего света, имеющие любовника, пользуются его услугами. Прибывшие на прием без оного, пользуются длинными палочками, инкрустированными золотом и драгоценными камнями, которые деликатно помещаются через ворот одежды и двигаются, облегчая нестерпимый зуд. Купание – крайне редкое удовольствие. Король о нем сообщает особым указом. Дворяне получают приглашения от самого канцлера, на этот случай представляющего королевскую особу. Боже, сколько рождается неприятностей, сколько обиженных, не получивших приглашения. Таковым следует задуматься о причине немилости короля. Те, кто получил приглашение, лихорадочно готовятся к этому «торжеству». Нужно приготовить новые наряды, а стоят они не дешево. Иное платье придворной дамы стоит целой деревни с крепостными, проживающими в ней. Приходится залезать в долги к ростовщикам. Приготовлением к празднику заняты соответственно швеи, шьющие дамские и мужские купальные костюмы. Последние скрывают почти все тело, за исключением кистей рук и стоп. А сколько работы предстоит сделать сапожникам, пирожникам, виноделам. Подсчитывается, сколько съедят, сколько выпьют. Готовятся и каретники, поскольку некоторым феодалам нужно обновить свои экипажи. Сколько расходов, только из-за того, чтобы получить удовольствие погрузить тело в воды, омывающие еще и королевские телеса.
В дохристианский период к омовениям тела относились, как к естественной необходимости. Геродот сообщает о строгом гигиеническом укладе древних персов. Они благоговели пред водой, свято охраняли ее чистоту. Историк подчеркивал, что персы не мочатся и не плюют в реку, и никому другому строжайше не позволяют этого делать. Он рассказывал о том, что персидский царь Кир Старший (558 – 559 гг. до н. э.), отправляясь в поход, брал с собой большие запасы чистейшей воды из целебного источника и перевозил ее, чтобы она сохраняла свежесть в серебряных сосудах.
Древнегреческие жрецы очищали людей водой после болезни. Римляне строили гигантские бани – термы с подогревом воды. Так, термы при императоре Каракалле занимали площадь в 12 гектаров, в них одновременно могло мыться 2500 человек. Древний Рим пал. Великолепные термы превратились в развалины. Ранние христиане, которых римские правители жестоко преследовали, решительно отвергали как греховное, бесовское, все, что было связано с обычаями ненавистных римлян. Помышляя о спасении души, они пренебрегали телом, его здоровьем и красотой. Проповедовался аскетизм, отречение от удовольствий, истязания, умерщвление плоти. Тело прятали под длинной, до пола, одеждой. Один из столпов раннего христианства карфагенский священник Тертуллиан осуждал женщин-христианок, которые подобно римлянкам, заботятся о телесной красоте, холят себя, моют, делают прически и носят украшения. «Вы мажете себе в бане волосы, – пишет Тертуллиан. – Чтобы сделаться белее, но для настоящего христианина вы становитесь безобразными». Другой карфагенский епископ Киприан (первая половина III века) говорил в проповедях о том, что обезображенные, измаранные, немытые, не знающие бани тела настоящих христиан духовно омываются внутри. Епископ призывал следовать примеру святого Якова, который никогда не ходил в баню. Особенно гневно Киприан осуждал женщин, которые ходят в баню: «Это место более постыдное, чем театр. Сбросив одежды, вы отказываетесь от телесной красоты».
Такие призывы не оставались без ответа. В Месопотамии распространилась секта под названием «пасущиеся». Члены ее не имели постоянных жилищ, не ели хлеба и овощей и скитались по горам, питаясь травой. Чистоту тела они считали «загрязнением» души. Среди них была распространена болезнь – сирингомиелия, при которой происходит поражение спинного мозга, с исчезновением болевой и температурной чувствительности. Читая эпизод древней римской истории, когда попавший в плен к этрускам, римский воин Муций Сцевола помещает свою руку в костер и этим устрашает царя Порсенну, говоря тому, что не один он, а множество, готовых без страха за жизнь, убить его. Порсенна видит, как в пламени горит рука молодого римлянина, в то время как лицо воина не дрогнуло. И как воевать с теми, кто презирает боль? Нас же этот эпизод заставил подумать о том, не страдал ли Муций сирингомиелией?
Условия, в которых действуют органы чувств человека, заметно изменились. Отклонившийся от заданного Создателем курса, приспосабливая природу под себя, делая существование менее опасным для себя, человек постепенно утратил остроту органов чувств. Острота слуха и обоняния, зрения и осязания человека уже не определяют его судьбы.
Говоря о коже, не следует забывать, что она является еще и анализатором боли. А боль – сигнал того, что где-то происходит действие вредное, опасное для тканей или органа. Человеческие страдания всегда сопровождаются болью, если не физической, так душевной. Кто изведал глубину человеческих страданий? Они индивидуального характера и зависят скорее от эмоциональной сферы человека, чем от причин, вызвавших их? Иное дело боль физическая. Ее использование может носить «благородную» роль, как средство стимуляции процесса обучения. Посмотрите на поведение обезьян, ведь и они используют боль, как средство наведения порядка в стае. Сколько бы не осуждалось физическое наказание за лень и непослушание, оно существовало, и будет существовать. Ее использовали в Древнем Египте. В папирусах пятитысячелетней давности написано: «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют!» До Октябрьской революции в России этот метод практиковался во всех сферах обучения, за исключением Царскосельского лицея. Когда мы отдаем дань медицинскому гению Н. И. Пирогова, не следует забывать о том, что, будучи, попечителем Одесского университета, Николай Иванович добивался введения в университетах физического наказания студентов. Физическая боль использовалась для выведывания секретов, но более всего, как средство всеобщего устрашения. Мы не собираемся описывать все виды пыток и казней, но попытаемся привести пример удачного способа избежать их. При дворе французского короля Филиппа Красивого был придворный поэт Жак Шеин. Королевский двор не был образцом нравов. Разврат процветал буйным цветом. От насмешек поэта не одна придворная дама страдала, кипя от злости. Не в силах далее терпеть, дамы обратились за помощью к королеве. Та отдала приказ, привязать обнаженного поэта к столбу и бичевать. Королева обратилась к наказываемому со словами: «Учитывая твое усердное служение королевскому двору, я готова исполнить перед наказанием твое последнее желание, в чем даю свое королевское слово!»
Жак Шеин, не долго думая, высказал его: «Ваше величество, я готов понести наказание с одним условием, что первый удар бичом пусть нанесет самая безобразная из дам!»
Такой дамы не нашлось. Так хитрецу удалось избежать королевской кары.
Хотелось бы поговорить еще и о языке эмоций. В процессе общения человек способен считывать с лица собеседника не только ярко выраженные эмоциональные проявления, но и более тонкие их нюансы. Человек, как правило, понимает, что собеседник считывает Его, поэтому старается как-то скрывать свои чувства нервно-мускульным напряжением. Однако наметанный глаз распознает его истинное эмоциональное состояние. Например, «мышцей приветливости» названа нижняя часть круговой мышцы глаза; если при улыбке она не напрягается и нижние веки не поднимаются, то это верный признак неискренности. Если чересчур сосредоточиться на определенном выражении, то могут выдать руки. Вспомните новеллу Стефана Цвейга «Двадцать четыре часа из жизни женщины»:
«Невольно я подняла глаза и прямо напротив увидела – мне даже страшно стало – две руки, каких мне еще никогда не приходилось видеть: они вцепились друг в друга, точно разъяренные звери. И в неистовой схватке тискали и сжимали друг друга… Я смотрела на эти руки весь вечер, они поражали меня своей неповторимостью; но в тоже время меня пугала их взволнованность, их безумно страстное выражение, это судорожное сцепление и единоборство. Я сразу почувствовала, что человек, преисполненный страсти, загнал эту страсть в кончики пальцев, чтобы самому не быть взорванным ею. И вот в ту секунду, когда шарик с сухим коротким стуком упал в ячейку и крупье выкрикнул номер, руки внезапно распались, как два зверя, сраженные одной пулей. Они упали, как мертвые, а не просто утомленные, поникли с таким выражением безнадежности, отчаяния, разочарования, что я не могу передать это словами…»
Эмоциональное состояние передает походка человек – ее ритм, скорость. Длина шагов, эластичность. Мы, не видя еще близкого, но, заслышав стук каблуков на лестнице, в коридоре, можем иногда сказать, в каком настроении он находятся.
А, что уже говорить о глазах… По влажности их, состоянию зрачков, форме можно точно определить о состоянии души человеческой.
А голос, его тембр, высота, интонация – это уже настоящий крик души нашей. Доброта или жестокость, благосклонность, озабоченность, глупость, ум, – чего только не узнаешь, выслушав человека! В конце XVIII века в «Скотланд-Ярд», начальником одного из отделов, назначили человека, ослепшего в раннем детстве. Его преступники всех мастей прозвали «поимщиком воров». Выслушивая задержанного, полицейский чиновник безошибочно отличал преступника от честного. Он улавливал такие оттенки голоса, которые окружающие не замечали. Вибрации, уклоны, изгибы, очертания и контуры звука различал слепой скотландярдовец. Спастись от его слуха было невозможно.
О мимике уже и говорить не приходиться. Она так передает свойство характера, что потрясает того, кто смотрит на себя со стороны.
Как-то художник Веласкес написал портрет папы римского Иннокентия X. Увидев свой портрет, папа воскликнул потрясенный: «Слишком правдиво!» Известный художник, изобразил внутренний мир папы, вскрыв то, что тот оберегал от взгляда других. В этом и состоит особенность художественного таланта.
Люди трех профессий более других проникают в душевный мир человека: юрист, врач и священник. Более других их этой троицы преуспевает священник. Слушание исповедей способствует развитию интуитивного восприятия мира людей.
Достоевский долго искал прототипа старца Зосимы. И нашел его, им стал оптинский старец Амвросий. Достоевский пишет: «Про отца Зосиму говорили многие, что он, допуская к себе столь многие годы всех приходивших к нему исповедовать сердце свое и жаждавших от него совета и врачебного слова, – до того принял в душу, свою откровений, сокрушений, сознаний, что, под конец, приобрел прозорливость уже столь тонкую, что с первого взгляда на лицо незнакомого, приходившего к нему, мог угадывать: с чем тот пришел, чего тому нужно, и даже какого рода мучение терзает его совесть, и удивлял, смущал и почти пугал иногда пришедшего таким знанием тайны его, прежде чем тот молвил слово».