Вы здесь

Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития. Глава 2. Региональные особенности функционирования и факторы социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа (С. А....

Глава 2. Региональные особенности функционирования и факторы социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа

Социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа, как и любого другого макрорегиона обусловлено взаимодействием системы факторов, способствующих в свою очередь реализации соответствующих целевых функции. Решение важных социально-экономических проблем развития регионов не возможно без всестороннего изучения взаимосвязей факторов (экономических, социальных, демографических, политических, научно-технического развития и прогресса и т. д.), что требует изучения направлений и характера их воздействия на пространственно-локализованные системы. В этой связи особую актуальность приобретает обобщение опыта применения новых подходов и методов, в частности использование методов стратегического управления на уровне регионов.

В настоящее время идет трансформации форм взаимодействия государства и регионов, в частности, реализация широкого ряда общегосударственных функции регулирования процессов социально-экономического развития была передана с федерального на региональный уровень, но по-прежнему осуществляется с использованием традиционных экономических и административных методы.

Смещение в экономической сфере «центра интересов» в регионы одновременно обострило специфические региональные проблемы развития, проявляющиеся в его неравномерности и ассиметричности и запустило процесс регионализации российской экономики. Последнее проявляется с одной стороны в разработке и выполнении региональных программ развития, самостоятельном осуществлении на их основе структурной, инвестиционной и социальной политики, а с другой, в становлении системы межрегионального взаимодействия, с целью развития производственно-хозяйственных связей, формирования единого экономического пространства.

Таким образом, становиться очевидны, что в настоящее время центр тяжести в реализации российской социально-экономической политики переместился в регионы РФ. Именно на региональном уровне реализуется долгосрочная концепция развития страны, решаются основные социальные и экономические проблемы, через регионы осуществляется реализация государственных функций, соответственно руководители регионов несут ответственность перед федеральным центром и населением.

Следовательно, для выработки эффективных механизмов управления пространственно-территориальными образованиями на субфедеральном уровне, т. е. на уровне макрорегионов, необходимо произвести оценку достигнутого уровня социально-экономического развития их регионов.

Относительно недавно (в январе 2010 года) на геополитической карте России появился Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО). Приведем обобщающие результаты анализа состояния и развития регионов данного макрорегиона.

Основными отраслями производства Республики Дагестан являются сельское хозяйство, народные промыслы, нефтедобывающая, легкая и химическая промышленности, производство электроэнергии. В целом экономика является высокодотационной, почти 70 % республиканского бюджета финансируется из федерального центра.

Еще хуже ситуация в Республике Ингушетия, по объемам производства продукции сельского хозяйства занимает 76-е место в России, по валовому региональному продукту – на 83-м. Таким образом, экономика данного региона характеризуется как слаборазвитая и сверхдотационная, до 80 % республиканского бюджета.

Основой материально-сырьевой базы Кабардино-Балкарской Республики являются руды цветных и редких металлов, нефть и природный газ, различные виды горно-химического сырья, минеральные и пресные воды различного значения, многочисленные виды ценных строительных материалов. На базе рудных запасов вольфрама и молибдена был создан один из крупнейших в мире Тырныаузский вольфрамомолибденовый комбинат. Главная особенность промышленности – высокая концентрация производства в немногих промышленных центрах – Нальчике, Тырныаузе, Прохладном, Тереке, Баксане, Майском. Дотационность КБР ежегодно снижается, в отчетном периоде достигла 62 %.

Основные отрасли промышленности Карачаево-Черкесской: электроэнергетика, машиностроение и металлообработка, цветная металлургия, химическая, нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, легкая промышленности, пищевая, мукомольно-крупяная, комбикормовая, топливная отрасли, строительство, производство стройматериалов. Дотационность бюджета КЧР – свыше 60 %.

Уровень дотационности Республики Северная Осетия-Алания в последние годы имеет тенденцию к снижению и составляет 55 %, при этом за исследуемый период в 1,9 раза возросли налоговые поступления, приток инвестиций увеличился в 2,4 раза. Самый высокий уровень дотационности в настоящее время среди субъектов макрорегиона наблюдается в Чеченской Республике, что вызвано объективными причинами и является следствием событий предшествующих лет, он превышает 80 %.

Ставропольский край является локомотивом экономического роста среди субъектов СКФО. Основными отраслями промышленности являются машиностроение, электроэнергетика, добыча и переработка нефти и газа, пищевая, химическая, легкая и др. Сельское хозяйство – одна из важнейших отраслей экономики края, в которой занято свыше 156 тыс. чел. Несмотря на то, что производство зерновых является основным направлением в земледелии и его доля в выручке составляет 72 %, в крае производятся значительные объемы технических культур. В последнюю трехлетку доля рентабельных хозяйств достигла уровня 70 % (в среднем по России – 54 %). Регион также является дотационным, но при этом удельный вес федеральных средств минимальный среди регионов СКФО – около 30 %.

В качестве ключевых детерминант, определяющих развитие субъектов Северо-Кавказского федерального округа можно выделить выгодное географическое положение, благоприятные климатические условия, высокий агроклиматический потенциал, уникальные рекреационные ресурсы и высокая степень обеспеченности трудовыми ресурсами [109, 110].

В свою очередь для нивелирования неоднородность уровня социально-экономического развития территорий исследуемого макрорегиона необходимо решение целого комплекса накопившихся проблем системного характера:

– снижение уровня дотационности бюджета и стимулирование роста налоговых поступлений;

– привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы;

– рост среднедушевой заработной платы и увеличение доли ВРП на душу населения до среднероссийского уровня;

– производительность отраслей регионов СКФО ниже, чем в России, что требует глубокого анализа причин и разработки комплекса мероприятий по решению данной проблемы;

– отраслевая направленность экономики субъектов СКФО, её инерционность, отсутствие макрорегиональных «точек роста»;

– низкий уровень годности основных производственных фондов, отсутствие технологических инноваций, невысокая инновационная активность в регионах;

– региональное производство ориентировано на внутренне потребление, не развита логистическая инфраструктура;

– наблюдается постепенное снижение доли трудоустроенного местного населения, в связи с чем необходим глубокий анализ ситуации с миграцией в макрорегионе и эффективности миграционной политики.

Обобщая макрорегиональные проблемы, следует отметить перед региональными органами исполнительной власти стоят задачи не столько определении приоритетов социально-экономического развития, сколько разработка комплексных территориальных и отраслевых программ развития, обоснование комплекса мероприятий, создание эффективного механизма реализации утвержденной стратегии.

Очевидно, что сложившаяся в последнее десятилетие система регионального управления не может решить обозначенные проблемы, необходима её модернизация в соответствии с современными представлениями теории регионального управления. Для эффективного достижения стратегических целей, решения приоритетных задач регионального развития необходимо внедрение в практику регионального менеджмента механизмов и научно обоснованных методов управления.

При этом необходимо понимать, что разработка перспективных направлений развития региональных социально-экономических систем должна соответствовать общеметодическим принципам их функционирования – системности и комплексности, многовариантности и вариативности, динамичности и оптимальности, сопряженности и взаимодействия, интеграции и децентрализации и др.

Важную обобщающую роль в понимании сущности таких понятий, как «региональная политика» и «региональное управление», инструменты и методы управления, их функции и принципы, и пр.; их взаимосвязь и роль в достижение поставленной цели и задач играет категория «региональная система управления», под которой мы понимаем совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование региональных образований в макрорегионе. Структура региональной системы управления представлена на рисунке 7.


Рисунок 7 – Система управления экономикой субъектов макрорегиона


Функции управления и установление объема работ по каждой функции является основной для формирования структуры управляющей системы в регионе и взаимодействия его компонентов. Для успешной реализации менеджмент-функций на территории необходимы организационные формы в виде административно-территориального устройства, системы соответствующих органов управления [71].

Изучение предмета настоящего исследование с позиций системного подхода позволило авторам дополнить и систематизировать факторы развития региональных социально-экономических систем. Нами предлагается следующая систематизация факторов, предполагающая выделение группы экзогенных (геополитические, геоэкономические, циклического развития, историко-культурные, природно-климатические) и эндогенных (экономические, социально-демографические, инновационные, институциональные) факторов, оказывающих прогрессивное и сдерживающее воздействие на характер развития пространственной социально-экономической системы (рисунок 8).


Рисунок 8 – Классификация факторов развития региональных социально-экономических систем


Экзогенные факторы (внешние по отношению к исследуемым региональным социально-экономическим системам) трудно контролируемы и сложно управляемые, однако, их обязательно требуется учитывать при обосновании и разработке перспективных направлений развития РСЭС. Среди экзогенных факторов нами выделены следующие их группы:

1. Геополитические факторы;

2. Геоэкономические факторы;

3. Факторы циклического развития;

4. Природно-климатические факторы;

5. Историко-культурные факторы.

На современном этапе особое значение приобретают факторы циклического развития, их влияние не только формирует предпосылки для структурных преобразований в экономике региона, но и влечет за собой социальные трансформации. Необходимость изучения влияния этих факторов обусловлена происходящими в регионах процессами экономической модернизации, формированием устойчивого роста. По мнению, ряда авторов современный период развития региональной экономик следует рассматривать как «окно возможностей» в преддверии начала стадии оживления и подъема шестого экономического цикла Кондратьева.

Современный период развития национальных экономик, по мнению ряда авторов, характеризуется глобальными интеграционными процессами. Именно поэтому возрастает необходимость учета влияния геополитических и геоэкономических факторов развития РСЭС. Особую важность для отечественной экономики эти факторы приобретают в следствии вступления России в ВТО, организации национального хозяйства в соответствии с её нормами и правилами.

Аграрная ориентация экономики субъектов Северо-Кавказского федерального округа при обосновании перспективных направлений и разработке Стратегий развития их социально-экономических систем требует учитывать влияние природно-климатических факторов, а разнообразие этносов, традиционных для Северного Кавказа культур – обусловило выделения группы историко-культурных факторов.

Эндогенные факторы (внутренние по отношению к исследуемым региональным социально-экономическим системам) напротив следует рассматривать как контролируемы и управляемые, что требуется изучения характера их воздействия на развития РСЭС. Среди эндогенных факторов нами выделены следующие их группы:

1. Экономические факторы;

2. Социально-демографические факторы;

3. Институциональные факторы;

4. Инновационные факторы развития.

Эндогенные факторы нами систематизированы по характеру их воздействия на развитие региональных социально-экономических систем на прогрессивные (оказывающие прогрессивное воздействие на развитие РСЭС) и сдерживающие (оказывающие противоположное прогрессивному воздействие).

Группа экономических факторов «ответственна» за модернизацию, научно-технический прогресс, становление и развитие системы отношений. Посредством указанной группы факторов в регионах реализуется экономическая функция – использование ресурсного потенциала для производства продукции. В этой связи, нами к прогрессивными по характеру воздействия на развитие региональных социально-экономических систем отнесены предпринимательская активность, многообразие форм хозяйствования, государственное финансирование. В подгруппу сдерживающих региональное развитие эндогенных экономических факторов мы включили технологическую отсталость региона, инерционность управления и высокий инвестиционный риск.

Выделение группы социально-демографических факторов развития региональных социально-экономических систем обусловлено возрастающей ролью социальных и демографических процессов, а также необходимостью выполнения постоянно расширяющихся социальных функций государства (социальная защита населения, обеспечение равной доступности государственных услуг для населения, повышение его занятости т. д.).

К прогрессивными по характеру воздействия на развитие региональных социально-экономических систем нами отнесены следующие социально-демографические факторы: численность населения в субъектах Северо-Кавказского федерального округа, квалификация рабочей силы, а также уровень развития социальной инфраструктуры. В подгруппу сдерживающих региональное развитие эндогенных социально-демографических факторов нами отнесены: высокий уровень безработицы постоянного населения, низкий уровень качества жизни населения, а также ухудшающееся здоровье населения.

С группой экономических факторов тесно связаны инновационные, именно воздействием последних объясняется не просто научно-техническое развитие в границах региональных локалитетов, а внедрение современных и прогрессивных технологий, как правило, ориентированных на сохранение региональных ресурсов. Особое значение исследование инновационных факторов приобретает при реализации заявленной «модернизации экономики», предполагающий переход на инновационный путь её развития.

К прогрессивными, по характеру воздействия на развитие региональных социально-экономических систем, инновационным факторам нами были отнесены: государственная инновационная политика, высокий научный потенциал, а также существующие возможности импорта технологий. Однако, в сложившейся ситуации на Северном Кавказе положительное влияние прогрессивных инновационных факторов нивелируется воздействием сдерживающих. К последним нами отнесены: высокий риск инновационных процессов, неразвитый рынок инновационной продукции, а также существующие «барьеры», препятствующие внедрению инноваций.

Группа институциональных эндогенных факторов нами была выделена исходя из распространенного в экономической литературе мнения, согласно которому регион представлен как система институтов с закрепленными социально-экономическими функциями. Такое суждение дает основания не только для выделения факторов институционального развития в отдельную группу, но и показывает существующие взаимосвязи между собственно инновационными, экономическими и социальными факторами развития пространственно-локализованных систем.

К прогрессивными, по характеру воздействия на развитие региональных социально-экономических систем, институциональным факторам нами были отнесены: развитая нормативно-правовая база, эффективная система контроля и наличие развитых рыночных институтов. К сдерживающим социально-экономическое развитие пространственно-локализованных систем институциональным факторам мы отнесли: менталитет населения, отношения собственности, развитие экономической инфраструктуры.