Вы здесь

Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития. Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования особенностей развития региональных социально-экономических систем (С. А. Левченко, 2014)

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования особенностей развития региональных социально-экономических систем

В современной экономике Российской Федерации проблемы устойчивого экономического развития занимают одно ведущих направлений. Формирование в регионах политики модернизации и ускоренного роста во многом определяет и курс развития страны в целом. Усиление дифференциации регионального развития (с любых уровневых позиций) требует более глубоких исследований условий и особенностей функционирования пространственно-локализованных экономических систем, совершенствования методик анализа, оценки и инструментарного аппарата прогнозирования внешней и внутренней среды.

Вместе с тем, Россия имеет сравнительно небольшой опыт по градации регионального развития отдельных территорий, что обуславливает необходимость разработки направлений научного, методического и практического решения проблемы регионального развития региональных социально-экономических систем.

Категория «система» широко используется в науке, когда говорят о некоторой упорядоченной совокупности любого содержания, система является фундаментальным понятием. Система – это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, сведений. Каждый объект, чтобы его можно было считать системой, должен обладать четырьмя основными свойствами или признаками (целостностью и делимостью, наличием устойчивых связей, организацией и эмерджентностью) [13].

Любые вещи, явления или процессы построены определенным образом, то есть состоят из каких-то частей, а те, в свою очередь, из более мелких элементов. Возникшая из них целостность не является простой механической суммой, а есть новая системная качественная определенность. В современном значении рассмотрение явлений действительности с точки зрения системности является общепринятой. При этом, в системном подходе к явлениям и процессам является важным решение проблем организованности и функционального существования [39].

Анализ особенностей регионального развития, по мнению авторов, необходимо проводить с позиции системности территориальных образований. Многоаспектность системных отношений требует исследование поставленной проблемы в целостности, без деления на какие – либо части, но с учетом многообразия структурных связей объекта. Особенность применения системного подхода в социально-экономических исследованиях заключается в том, что он позволяет не только определение структуры и взаимосвязи элементов системы, но позволяет ранжировать их по степени воздействия на всю систему в целом.

Наиболее распространенным определением системного подхода является трактовка В. Г. Афанасьева, который определил ряд взаимосвязанных аспектов, которые в единстве своем составляют системный подход:

– системно-элементный, который позволяет установить, из каких компонентов образована исследуемая система;

– системно-структурный, характеризующий внутренние связи системы, способ взаимодействия образующих ее элементов;

– системно-функциональный, определяющий функции системы и ее основных элементов;

– системно-коммуникационный, показывающий взаимосвязи между отдельными системами как по горизонтали, так и по вертикали;

– системно-интегративный, показывающий направления, факторы развития, совершенствования системы и ее отдельных элементов;

– системно-исторический, отвечающий на вопросы: как, каким образом возникла система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические перспективы [46].

Еще одной особенностью системного анализа, является его вариативность и трансформированность, то есть он легко может быть преобразован в зависимости от поставленных целей и задач. Обобщенно отличительные особенности системного анализа в сравнении с остальными подходами, можно представить следующим образом:

– используется для решения таких задач, которые не выполнимы посредством других методов, то есть задач, построенных на неопределенности ситуации принятия решения;

– синтезирует разные методы в рамках какой-либо общей методики, базирующейся на научном базисе;

– генерирует науку, практику и наработки специалистов различных отраслей знаний и разрабатывает определенное направление мышления;

– исследование построено на определении и достижении цели.

Среди основных свойств, позволяющих совокупность элементов и отношений квалифицировать как систему, можно выделить следующие признаки. Важнейшим признаком системы является целостность. Данный признак означает, что региональная социально-экономическая система должна существовать организационно и функционально как целостное образование, в котором каждый из элементов выполняет определенные функции. Целостность системы может быть определена как свойство, характеризующее устойчивость функционирования при минимальной структурной сложности и минимально необходимых ресурсах [64].

С другой стороны систему также необходимо рассматривать с точки зрения наличия эмерджентности, то есть наличия таких свойств, которые не присущи ее отдельным элементам. Эмерджентность означает, что целевые функции отдельных подсистем, как правило, не совпадают с целевой функцией самой системы. Использование свойства эмерджентности позволяет объективно оценивать возможности достижения целевых функций системы, противопоставляя их целям отдельных участников и подсистем. Как отмечает Киселева Н.Н. наличие противоречий является основным содержанием управления и обеспечения развития региональной социально-экономической системы [65].

Еще один свойством системы является наличие структуры, которое определяет характерные признаки и ее особенности. В научном базисе лежит определение двух типов систем – «централистической» и «скелетной», которые различаются между собой в зависимости от структуры и степени управляемости. Централистические системы характеризуются наличием основного высокоорганизованного комплекса, в отношении которого другие комплексы играют второстепенную роль. Системы скелетного типа образуются путем структурной группировки отдельных комплексов, к которым можно отнести и региональные социально-экономические системы.

Системный подход предполагает рассмотрение систем с позиций иерархичности. Если для первого типа – это жесткая подчиненность нижестоящих элементов (подсистем или систем) вышестоящим, то для скелетных – это последовательное включение системы более низкого уровня в систему более высокого уровня при ярко выраженных признаках декомпозиции и обособленности.

Декомпозиция означает делимость на части, когда элементы системы обладают автономностью, относительно слабо связаны с другими подсистемами по сравнению с собственными «внутренними» связями. Это означает, что планирование и управление должно осуществляться с учетом сложившихся особенностей (экономических, технологических, социально-демографических) функционирования и развития последних. Свойство обособленности характеризует относительную изолированность и автономность элементов внутри подсистем. Этот признак определяет границы хозяйственной самостоятельности отдельных структур и организаций, входящих в систему [160].

Характерным свойством системы является ее целенаправленность, которая подразумевает необходимость объединения отдельных структурных элементов системы для достижения поставленной цели. Согласованность между частными целями и их подчинением общей делает управление системой в целом эффективным.

Способность к самовоспроизводству элементов (компонентов) также является особенностью системы, и предполагает наличие характерных свойств, взаимосвязей и взаимодействий. Способность к самовоспроизводству означает возможность системы достраивать необходимые элементы, развиваться в целом более или менее независимо от внешних воздействующих факторов.

К числу важнейших признаков системы относится совместимость подсистем и элементов, которая означает, что все элементы должны обладать родственными свойствами, быть взаимоприспособляемыми. Каждая из подсистем должна быть совместима не только с самой системой, но и со всеми ее составляющими подсистемами и элементами [13]. Неаддитивность систем – это еще один признак, который заключается в том, что система не равна сумме подсистем, в нее входящих.

Обобщая теоретические выводы, можно сказать, что системный подход в исследовании региональных особенностей развития региональных социально-экономических систем находит свое выражение в том, что система должна рассматриваться как некоторый целостный объект, цели, функции, принципы, структуры, методы и органы управления в котором взаимообусловлены и взаимодополнены.

В экономической литературе само понятие «регион» в переводе с латинского вполне сопоставим с термином «территория», зачастую регион определяется как некая территориальная общность. В нашем исследовании основное внимание уделяется региону не как территориальной единице, а как региональной социально-экономической системе, являющейся совокупностью всех социальных, экономических, экологических, управленческих процессов, проходящих на определенной отдельной территории, и на основе функционирующих в ней взаимоотношений и организационных форм.

В экономической литературе, при определении региональной социально-экономической системы, определяется двоякая сущность данного определения. С одной стороны, понятие «региональная система» характеризует родовой характер этого понятия для всего класса территориальных социально-экономических и природных систем. С другой стороны, региональные социально-экономические системы формируют единое целое и поэтому для их системного изучения, следует выделять чисто региональные проблемы. Таким образом концепция изучения региональных социально-экономических систем, базируется на сочетании макро- и мезоуровней социально-экономической политики [36, 64].

Региональные социально-экономические системы по своим сущностным характеристикам относятся к открытым системам, то есть на входе – поступление ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, капитала), внутри региональной системы – процесс (региональное социально – экономическое развитие), а на выходе – взаимодействие в другими региональными системами и вышестоящей системой. Основной характеристикой открытой региональной системы является е неустойчивость, то есть она в значительной степени подвержена влиянию внешнего воздействия. В результате согласованного взаимодействия происходят процессы упорядочения, возникновения из хаоса определенных структур, их преобразования и усложнения. Чем больше отклонение от равновесия, тем больший охват корреляциями и взаимосвязями, тем выше согласованность процессов, а сами процессы характеризует нелинейность, наличие обратных связей и связанные с этим возможности управляющего воздействия на систему [79].

Одновременно региональная социально-экономическая система может рассматриваться и как закрытая система по отношению к субъектам ее образующим, но закрытость эта является условной, так как каждый региональный субъект в отдельности является открытой РСЭС. Региональные социально-экономические системы обладают как общими признаками (присущими всем системным образованиям), так и специфическими.

К общим признакам РСЭС относятся:

– признак целостности – наличие стабильных внутренних производственных, экономических, социальных и технологических связей;

– признак территориальности – РСЭС четко увязана с определенной территорией;

– признак эмерджентности – основные цели и функции, отдельно взятых подсистем, могут не совпадать с целевой функцией всей макросистемы;

– признак синергичности, означающий однонаправленность действий в системе, которая приводит к усилению (умножению) конечного результата;

– признак мультипликативности – эффекты, как положительные, так и отрицательные, в макросистемах обладают свойством умножения;

– признак управляемости, связанный с административно-территориальным делением в России.

К специфическим признакам РСЭС относят:

– признак многоплановости – наличие многосторонней системы взаимосвязей между субъектами и элементами;

– признак специализации, означающий приоритетность отраслей народного хозяйства в общей региональном развитии;

– признак комплексности, означающий всесторонне сбалансированное экономическое, социальное, экологическое, институциональное развитие региона.

Разграничение систем на открытые или закрытые не является жестким, раз и навсегда установленным. Открытая система может стать закрытой, если контакты с окружением сокращаются со временем. В принципе возможна и обратная ситуация. Открытые системы тяготеют к усложнению структуры и дифференциации. Иными словами рост открытой системы сопровождается повышением уровня специализации ее элементов и усложнением структуры, нередким расширением границ системы или созданием новой сверхсистемы [14, 110].

Современный подход к исследованию особенностей развития региональных социально-экономических систем обуславливает необходимость изучения условий их функционирования, выявления наиболее существенных проблем, заключающихся, по нашему мнению, в обострении межрегиональных противоречий, усилении диспропорций и пространственной дифференциации, сохраняющейся неравномерности экономического развития и несовершенстве территориально-отраслевой структуры.

С позиции научного понимания системы, как образующего объекта, РСЭС обладает всеми присущими ей признаками, и в первую очередь, наличием составляющей структуры [66]. Элементами первого ранга региональной социально-экономической системы являются: население, как носитель социо-культурных признаков и экономический редуцент; территория, имеющая административно-территориальные границы; природный потенциал исследуемой территории, определяющий направления и темпы развития экономического комплекса региона в тесном взаимодействии с социальной стороной; экономико-отраслевой комплекс, обусловленный наличием имеющихся природно-сырьевых ресурсов и сфера институционального регулирования региона, базирующаяся на нормативно-правовых актах.

Позиционирование региональной социально-экономической системы можно рассматривать в нескольких траекториях:

1. Как самостоятельная система, с собственным организационно-экономическим механизмом развития, но являющаяся объектом государственного регулирования и управления (рисунок 1).

2. Как подсистема производственно-хозяйственного комплекса страны (самостоятельной крупной системы), выполняющая роль хозяйственного субъекта в виде реализации национальных программ (рисунок 2).

3. Как системообразующее формирование для более мелких подсистем (муниципальных районов, отдельных предприятий), выполняющее роль координатора, организатора и контролера.


Рисунок 1 – Структура социально-экономической системы в рамках отдельных территорий


Изучение с позиций системного подхода условий функционирования и особенностей развития региональных социально-экономических систем требует сущностно-содержательного уточнения объекта исследования, что позволило авторам представить категорию «региональная социально-экономическая система» как структурно-целостное пространственно-локализованное образование, базирующееся на эффективном взаимодействии и функционировании подсистем природного, хозяйственного, экономического и социального характера, направленное на решение приоритетных стратегических задач: увеличение валового регионального продукта, повышение качества жизни населения и развитие институциональной инфраструктуры.


Рисунок 2 – Аспекты позиционирования и структуры региональной социально-экономической системы (*составлено авторами)


Структурная многообразность РСЭС требует применения методов системного анализа «при выборе региона в качестве субъекта хозяйствования», делая акцент на изучении таких процессов как «экономическая целостность территории, хозяйственного комплекса, характера внутренних и внешних экономических связей, общности экономических, социальных и общественно-политических задач, решаемых на территории, возможности эффективного управления территорией» [169].

Сущность региональной системы проявляется в понимании ее основных составляющих: наличие ресурсного потенциала, определяющего специализацию регионального развития; наличие социально-экономических отношений, основанных на формах собственности, имеющихся экономических ресурсах и результатах хозяйственной деятельности; институциональные аспекты взаимодействий внутри региональной системы, выражающиеся в наличии институтов власти, предпринимательства, науки и общественности; социально-экономическое взаимодействие между структурными подразделениями региональных систем и хозяйственный механизм системы.

В составе социально-экономических региональных систем можно выделить составляющие элементы, каждый из которых в свою очередь также является отдельной системой или подсистемой: производственная, социальная, природно-ресурсная, рекреационная, производственно-инфраструктурная, социально-инфраструктурная. Взаимодействие этих подсистем сформировалось под воздействием многих видов связей (экономические, социальные, организационные, информационные и др.).

Представленная интерпретация категории позволяет не только обозначить ключевые проблемы становления и развития региональных социально-экономических систем, вызванные посткризисными экономическими деформациями, низкой эффективностью предпринимательского сектора, невысокой инвестиционной привлекательностью большинства территорий, но и классифицировать задачи их функционирования по трем модельным блокам: экономический, социальный и организационный, а также определить инструменты целенаправленного решения последних (рисунок 3).

Такое модельное представление проблемных блоков позволяет выделить приоритетные задачи стратегического развития территорий Северо-Кавказского федерального округа, отмеченных нами в определении региональной социально-экономической системы (увеличение валового регионального продукта, повышение качества жизни населения и развитие институциональной инфраструктуры).


Рисунок 3 – Классификация проблем функционирования, задач развития региональных социально-экономических систем и инструментов целенаправленного воздействия


Экономическая сфера региональной системы является определяющей по отношению к социальной и взаимосвязанной с организационной, так как социальный уровень жизни целиком зависит от макроэкономических показателей, а степень организации экономического механизма определяет всю региональную политику в целом. К блоку экономических проблем функционирования и развития системных территориальных образований прежде всего, относится угроза сокращения объема валового регионального продукта. В условиях недостаточности финансовых ресурсов наибольший эффект дает селективная региональная экономическая политика, устанавливающая приоритеты в формировании определенного набора отраслей и направленная на достижение основных стратегических целей [137].

Другой экономической проблемой, затрудняющей нормальное развитие региональных социально-экономических систем, является несовершенство экономической инфраструктуры. Инфраструктура в современных условиях может рассматриваться как особый общественно-рыночный институт. Инфраструктура играет ключевую роль в формировании единого экономического пространства со свободным перемещением товаров, трудовых, материальных и финансовых ресурсов на основе правопорядка, установленного и поддерживаемого государством [130]. Экономическая инфраструктура представляет совокупность предприятий, учреждений, организаций, которые обеспечивают стабильное развитие и функционирование рыночного механизма регулирования экономики, непрерывное движение товаров, услуг и разных ценностей в разных сферах общественного воспроизводства [56]. Глобальный экономический кризис диагностировал слабые стороны региональной экономической инфраструктуры в части обеспечения региональной экономики необходимыми ресурсами [109].

Экономические проблемы функционирования и развития региональных социально-экономических систем неизбежно влекут за собой появление социальных проблем, охватывающих спектр демографических, экологических, этно-политических и миграционных аспектов.

Социальная политика – необходимый элемент регионального развития. Сильное социальное неравенство может сдерживать рост и развитие регионов, поэтому поддержка бедных территорий также является важным элементом региональной политики. Однако ее дизайн должен создавать стимулы к собственному развитию, иметь долгосрочные эффекты на стороне предложения, а не краткосрочные эффекты на стороне спроса [79, 84]. Для проведения такой политики необходимы отлаженные механизмы взаимодействия центра и регионов, четко обозначенные приоритеты и ясные критерии отбора получателей помощи.

Основной проблемой социального характера в региональных социально-экономических системах является необходимость повышения уровня жизни населения. Основными тенденциями в России стали: снижение уровня жизни населения, глубочайшая дифференциация населения по имущественному признаку, чрезмерная поляризация доходов. Однако, в большинстве регионов существующая структура экономики не нуждается в трудовых ресурсах с высокой квалификацией, вакантными остаются рабочие места с тяжелыми условиями труда и относительно невысоким заработком [57, 66].

Третьим направлением проблем функционирования региональных социально-экономических систем является организационное. Все строение региональной социально-экономической системы базируется на организационных связях (институтов управления, контроля, регулирования, институциональные взаимоотношения и т. д.), которые в целом представляют собой институциональную инфраструктуру РСЭС, в которой главенствующее место занимает управление.

Система управления регионом представляет собой совокупность государственных, общественных и хозяйственных субъектов управления, объединенных механизмом взаимодействия и испытывающих на себе ее правовое, экономическое и общее регулирующее воздействие, а также обеспечивающих решение внутренних проблем, связанных с использованием территориальных ресурсов и комплексом социально-экономических задач [54].

Выполнение управленческой функции может осуществляться двумя методами: институциональным и директивным. Как показывает практика, наиболее эффективными являются так называемые плавные меры политики регионального развития, включающие формирование и поддержку региональных институтов, межрегионального партнерства, государственно-частных ассоциаций. Именно такие формы поддержки создают условия для того, чтобы региональные группы специальных интересов оказались вовлечены в процесс принятия и исполнения решений. Однако, сегодня наблюдается чрезмерное административное давление на рыночные институты. В силу этого одним из важнейших направлений совершенствования всей институциональной инфраструктуры выступает развитие качественно нового механизма согласования экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности [43].

Решение обозначенных проблем вполне реалистично с точки зрения усиления сбалансированности взаимодействия федеральных и региональных структур управления. Такое взаимодействие, прежде всего, будет направлено на сокращение диспропорций в развитии регионов. Среди действующих методов регулирования развития региональных социально-экономических систем одно из основных мест занимают федеральные целевые программы, однако, как показала практика их эффективность пока еще довольно низка. Во-первых, финансирование намечаемых мероприятий осуществляется в пределах 10–20 %, что разрушает программу в первый же год ее существования. Во-вторых, многочисленные отраслевые, социальные и экологические программы никак на территории не увязываются. В результате разрозненные мероприятия даже в случае их реализации не способствуют комплексному развитию хозяйства региона [25].

Дифференциация функций и полномочий между федеральными и региональными властями в области регулирования социально-экономическими процессами требует адаптации нормативно-правовой базы к современным условиям функционирования региональных социально-экономических систем. Законодательно должны быть трансформированы функции федеральных и региональных властей, а также установлены их первоочередные задачи.

Таким образом, исходя из анализа основных проблемных блоков функционирования региональных социально-экономических систем можно определить общие приоритетные направления по стратегическому развитию территорий:

1. развитие региональной инфраструктуры (организационной, институциональной, социальной, экономической, производственной и т. д.);

2. развитие локальных территориальных зон;

3. развитие приоритетных отраслей производственно-хозяйственного комплекса.

Изучение предмета настоящего исследование с позиций системного подхода позволило авторам дополнить и систематизировать принципы функционирования региональных социально-экономических систем. По отношению к региональной социально-экономической системе и ее развитию все принципы можно разделить на две группы (рисунок 4):

1. Базисные принципы функционирования региональных социально-экономических систем, присущие абсолютно любым структурно-целостным пространственно-локализованным образованиям и системам.

2. Производные принципы функционирования системных территориальных образований, сложившиеся в результате эволюционного развития и учитывающие особенности развития территорий.


Рисунок 4 – Классификация принципов функционирования РСЭС


Принцип системности относится к группе диалектико-материалистических принципов и основан на методологическом подходе к анализу каких-либо процессов, который рассматривается как некоторая система, структурно состоящая из отдельных элементов, но не равная алгебраически их сумме. Свойства элемента определяются его местом в структуре. Базовым данный принцип является ввиду своей распространенности и широкого прикладного характера, однако существует довольно много производных видов системных методов, в результате чего авторами выделяется принцип поливариантности.

Принцип поливариантности исходит из определения многоплановости при изучении различных систем, обладающих теми или иных характерными особенностями. Применительно к социально-экономических региональным системам поливаринатность будет обусловлена условиями развития системы, определенными задачами, многообразием связей между социальной и экономической сферами.

Принцип комплексности также является основополагающим базовым принципом, предусматривающим всестороннее, многоаспектное рассмотрение системы, как неоднородной, взаимосвязанной и взаимодействующей совокупности компонент избирательно вовлеченных в единое целое в соответствии с определенными исходными концепциями, причем согласованное функционирование исходных компонент направлено на достижение единой глобальной цели. Комплексный подход, таким образом, представляет методологическую базу для анализа и синтеза сложных систем [35].

Отличия принципов комплексности и системности состоят в объекте (при комплексном подходе – любые явления, а при системном – только системы); механизме реализации (при комплексном – полидисциплинарный подход, в системности – монодисциплинарный) и конечном результате (при комплексности – экономический эффект, при системности – системный эффект).

На базе принципа комплексности формируются еще два производных принципа – взаимодействия и свободы выбора. Принцип взаимодействия основан на категориях, отражающих процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимный переход. Он выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности.

Взаимодействие носит объективный и универсальный характер, в силу универсальности взаимодействие осуществляется с помощью взаимосвязи всех структурных уровней. Следовательно, реализация принципа взаимодействия обусловливает развитие объектов [81].

Принцип взаимодействия конкретизируется с помощью принципа свободы выбора, который применим к региональным системам в контексте управления, а именно в свободе выбора принимаемых решений – любое принимаемое решение в данный момент должно обеспечивать свободу выбора решений и в будущем.

Принцип сопряженности исходит из того, что развитие региональной социально-экономической системы следует рассматривать в контексте и взаимосвязи общего развития территории, страны, мировой экономики и т. д. Производными данного базисного принципа являются принципы соответствия и сопоставимости. Суть первого из них заключается в том, что развитие системных территориальных образований должно полностью соответствовать общей стратегии развития территории или страны, то есть глобальные задачи должны быть адаптированы на региональный уровень. Сущность принципа сопоставимости базируется на условии сравнения, сопоставления социальных и экономических величин или показателей, которые предварительно должны быть приведены к общему (сопоставимому) виду.

Нестабильность региональных социально-экономических систем, подверженных действию многочисленных внешних и внутренних факторов требуют от готовности от управляющей подсистемы к изменениям. Это возможно только в том случае, если имеется прогноз по каждой динамической линии развития системы. В процессе принятия решений следует, учитывает не только динамику развития, но и ее способность к адаптации, к изменениям, а также возможные последствия принимаемых решений. В этом и проявляется принцип динамичности. Принятие решения в соответствии с принципом динамичности позволяет региональным системам адаптироваться к изменениям, поддерживая тем самым их жизнеспособность.

Принцип динамичности находится в тесной взаимосвязи с принципом мотивации, так как никакое развитие невозможно без соответствующих стимулов. В свою очередь, принцип мотивации является производным для принципа полной реализации, сущность которого заключается в отражении и наиболее полной реализации целей развития региональных систем.

Принцип вариативности предполагает формирование в региональных системах способностей к систематическому перебору вариантов их развития и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. В настоящее время развитие региональных систем осуществляется в основном под влиянием экономических законов, которые в свою очередь, выражают наиболее существенные объективные и устойчивые связи, и тенденции развития экономических процессов и явлений.

Принцип интеграции хорошо просматривается в территориальном делении страны на федеральные округа, когда отдельные регионы интегрированы по территориальному, этническому, производственным и другим признакам. Данный принцип также предполагает уход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали, регионы каждый в отдельности равны, это делает равнозначным поведение элементов системы регионального управления в ходе их взаимодействия.

Принцип децентрализации означает, что принятие решений от центральных органов управления переходит к агентам рынка. Принцип ограничивает монополию регионального управления, обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а также обеспечивает передачу функций на региональный уровень [83].

Принцип оптимальности – это базовый общеэкономический принцип, согласно которому любое хозяйственное решение, вплоть до принятия плана социального и экономического развития страны или региона, должно исходить из задачи получения оптимального с точки зрения общенародных интересов результата. Оптимальность довольно тесно связана с принципом мобильности, так как только на основе быстрого реагирования системы на все проявления внешнего и внутреннего воздействия, возможно, ее устойчивое и сбалансированное развитие.

Производной принципа мобильности является последующая адаптивность, обозначающий неизбежное приспособление пространственно-локализованных систем к конъюнктурным макроэкономическим трансформациям.

Еще одним базовым принципом функционирования региональных систем является принцип эмерджентности, относящийся к принципам системного анализа. Это второй принцип У. Э. Эшби, который выражает важное свойство сложной системы, в качестве примера которой можно рассматривать регион: «Чем больше система и чем больше различия в размерах между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей», то есть различия возникают в результате объединения в структуре системы определенного числа однородных или разнородных частей (элементов, отраслей, комплексов и т. д.) [91].

Данный принцип указывает на возможность несовпадения локальных целей (частных целей отдельных элементов системы) с глобальной (общей) целью системы, а отсюда – на необходимость для достижения глобальных результатов принимать решения и вести разработки по совершенствованию системы и её частей на основе не только анализа, но и синтеза.

Производным от принципа эмерджентности является принцип синергичности, состоящий в достижении экономического роста в макрорегионе, субъекты которого обладают различным производственным потенциалом, институциональными характеристиками и адаптационными способностями к современным условиям развития и т. д. Учитывая системные взаимодействия, на базе этого принципа, можно достичь лучшего результата в целом по региональной системе за счет согласования действий во всех взаимосвязанных процессах, чем при улучшении функционирования отдельных элементов системы.

Принцип формализации предполагает получение количественных и качественных характеристик и может трактоваться двояко. Во-первых, как непосредственно процесс закрепления элементов реальной действительности в единых образцах. Во-вторых, как свойство – степень регуляции функционирования региональной системы с помощью определенных правил. Отличительной особенностью принципа формализации является его многоплановость, он может проявляться в административно-правовой, экономической, социальной, технологической, оперативно-управленческой, логистической сферах.

Принцип дифференциации авторами определен как производный принцип формализации, хотя по сути – это два противоположных принципа.

Формализация предполагает некоторую унификацию, а дифференциация – напротив, развитие различных направлений и их разделение. Однако, в нашем случае, применительно к функционированию и развитию региональных социально-экономических систем, формализация предполагает разработку индикаторов, на основании которых определяют конечные характеристика, а дифференциация проявляется в структуризации региона (социальном, экономическом, ресурсном, отраслевом, организационном). В современной российской экономике принцип дифференциации, проявляет в поляризации и асимметрии развития социально-экономического пространства.

Наиболее важным принципом развития системных территориальных образований является принцип сбалансированности. Этот принцип в региональной системе – означает, что для любого типа регионов существует оптимальное сочетание различных факторов производства, обеспечивающее получение максимального эффекта.

Принцип точечного развития обосновывает процесс перераспределения ресурсов в сторону инновационно активных и инвестиционно привлекательных регионов. Точечное развитие – принцип пространственного развития, которому страны, переживающие социально-экономический подъем, следуют в начальных фазах данного подъема, когда инновационная волна в стране только начинает формироваться и должна достичь своей масштабности хотя бы за счет концентрации в отдельных «полюсах роста» [14].

Особое место в систематизации принципов функционирования и развития РСЭС занимает принцип инновационности, подразумевающий, что развитие региональных систем должно базироваться на современных достижениях науки, техническом прогрессе и соответствовать реалиям мировой экономической конъюнктуры.

Рассмотренная система принципов является одновременно универсальной, то есть применимой для всех видов системных образований, но с другой стороны, она максимально адаптирована с учетом специфики социального и экономического развития регионов. Систематизация принципов развития и функционирования РСЭС позволяет спроецировать идеальную сферу регионального развития, однако в реальности, каждая система развивается с соблюдением только части указанных принципов, в результате чего происходит кластеризация регионов по уровню регионального развития.


Рисунок 5 – Типологизация региональных социально-экономических систем


Проведенное авторами обобщение проблем, конкретизация задач регионального развития и последующая классификация принципов функционирования социально-экономических систем подчеркивают необходимость усовершенствования методических подходов к исследованию состояния и перспектив развития региональных систем, сопровождающееся их пространственно-динамической типологизацией. Типологизация региональных систем может осуществляться на основе одного или совокупности нескольких существенных признаков (это одно из возможных определений типологии) (рисунок 5).

Все существующие направления типологизации региональных систем нами разделены на четыре основные группы:

1. Отраслевое направление, базирующееся на ресурсном подходе и включающее набор индикаторов, характеризующих специализацию регионального развития (объем продукции по видам производств, наличие производственных мощностей). Приверженцы данного направления говорят о том, что данный метод является универсальным и может применяться для характеристики любых типов систем.

2. Социальное направление базируется на том, что любая система включает антропогенный фактор или следствия его воздействия, в результате чего социальному аспекту придается довольно большое значение и изучается он по набору существенных признаков: состояние рынка труда, уровень жизни, качественные условия труда и т. д.

3. Ресурсное направление типологизациии системных территориальных образований исходит из того, что любая региональная система, уже исходя из определения, четко привязывается к определенной территории, а значит обладает набором географических, климатических, ресурсных характеристик и предполагает доступность определенных ресурсов.

4. Экономическое направление – самое распространенное и многоплановое. Классификационные признаки здесь зависят от поставленных целей и задач исследования. Однако наиболее часто типологизацию экономоческого направления проводят по возникающим проблемам (депрессивная региональная система, отсталая и кризисная), по динамичности развития (лидеры, аутсайдеры), по уровню экономической безопасности и инвестиционной привлекательности.

В соответствии с указанными направлениями можно выделить основные характерные черты региональных систем, которых классифицируется по сфере образования (таблица 1).

Региональную систему можно рассмотреть с позиции структурного и территориального исследования. Структурный аспект исследования возникает в наличии связей и взаимоотношений между отдельными производственно-хозяйственными комплексами и отраслями экономики [15]. Современный этап развития региональной экономики характеризуется наличием разнообразных отраслевых и межотраслевых комплексов, зачастую представленных интегрированными образованиями. При этом определяющим является процесс укрепления технологических связей, интеграции разных сфер производственной деятельности, которые связаны инфраструктурными элементами.

Территориальный аспект исследования обусловлен зависимостью региональной экономики от разнообразных факторов (природно-ресурсных, социально-демографических, экономических и т. д.). Территориальная структура отражает деление национального хозяйства на территориальные образования (зоны, районы, федеральные округа, промышленные центры, узлы). Территориальное деление менее динамично, по сравнению со структурным, так как в его основе лежит четкая привязанность к определенной территории.


Таблица 1 – Характерные черты региональных систем


Рассматривая Россию, как целостную социально-экономическую систему можно говорить о структурной и территориальной диспропорции. В основе диспропорции лежат чисто экономические факторы – специализация и общественное разделение труда. Социальные диспропорции определяются территориальной дифференциацией в части обеспеченностью трудовыми ресурсами, миграционными процессами и т. д. На основе структурного и территориального разделения можно означить следующие основные группы регионы-продуценты и регионы-редуценты.

В современных условиях, когда дифференциация регионального развития чрезвычайно велика, невозможно говорить категорично только о двувидовом делении регионов: продуцентов и редуцентов, более правильным, по мнению авторов, будет выделение пяти типов регионов, классифицированных по уровню общего развития:

1. Высокоразвитые регионы – отличаются сосредоточением крупных быстрорастущих отраслей, агломераций или экономических кластеров, относящихся к тем или иным видам деятельности;

2. Развитые – характеризуются уровнем развития выше среднего;

3. Среднеразвитые – характеризуются отсутствием глобальных проблем и средним уровнем развития;

4. Развивающиеся – отличаются существенным снижением уровня экономической активности и (или) наличием острых социально-экономических или экологических проблем;

5. Низкоразвитые – характеризуются наличием существенных социально-экономических, экологических или демографических проблем.

При этом каждый из указанных типов региональной социально-экономической системы может характеризоваться различной степенью интенсивности процессов: сильной, умеренной, заметной.

В основе эффективного функционирования региональных социально-экономических систем лежат постулаты согласованности, структуризации, координации и сбалансированности [14, 73]. Как показывает опыт западных стран, политика развития региональных систем должна включать в качестве обязательного элемента поддержку территорий – как основы экономического роста, что возможно только при наличии отлаженной системы взаимодействия институтов центральной и региональной власти, обеспечивающей баланс групповых интересов и дающей возможность вырабатывать эффективные решения [109].

Одним из инструментов развития региональных систем являются институциональные меры и директивное финансирование. Наиболее эффективными являются так называемые «мягкие» меры политики регионального развития: формирование и поддержка региональных институтов, межрегионального партнерства, государственно-частных ассоциаций и партнерств [110]. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года устранение дифференциации социально-экономического развития регионов должно осуществляться по следующим направлениям:

1. Путем формирования экономического роста в регионах на основе конкурентных преимуществ.

2. С помощью перераспределения инвестиционных ресурсов с учетом приоритетных направлений развития региональных социально-экономических систем.

3. Путем снижения социальной напряженности с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики.

Указанные инструменты являются общими и носят универсальный характер. Эффективность использования указанных инструментов базируется на финансовом механизме бюджетной политики, направленной на усиление экономического потенциала территории и сглаживания территориальных диспропорций. На наш взгляд действенным инструментом является инвестирование, та как за счет этих ресурсов всегда решаются проблемы депрессивных территорий для придания им того декларируемого стимула экономического роста, который должен способствовать повышению привлекательности территории для государственно-частного партнерства. Инвестирование в экономике развитых стран составляет основу прогрессивного развития, а бюджетные ресурсы носят поддерживающий характер.

В российской региональной экономике происходит обратный процесс, когда основным действенным инструментом является бюджетное финансирование, привлечение инвестиций носит второстепенный характер. Вместе с тем, инвестирование, как действенный инструмент на российском рынке должно обрести мультипликативный характер, то есть стать межотраслевым и межтерриториальным. Также довольно проблематичными является формирование естественных производственных цепочек инновационной экономики, способных повысить их привлекательность для инвесторов [122].


Рисунок 6 – Классификация инструментов сглаживания поляризации регионального развития в зависимости от типа региона


К числу эффективных инструментов регионального развития можно отнести государственно-частного партнерство, концессионные соглашения на сдачу в пользование на определённых условиях месторождений, отдельных территорий, полезных ископаемых, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству или муниципалитетам, создание венчурных фондов, способных активизировать инновационный процесс в регионах, а также формирование инвестиционных и стабилизационных фондов [14, 130].

Как было обосновано выше, приоритетной целью экономической политики является сглаживание межрегиональных различий, что достигается посредством разрешения проблем регионов, на территории которых по тем или иным обстоятельствам складывается неблагоприятная социально-экономическая ситуация. Государственная экономическая политика, проводимая в отношении проблемных регионов, носит селективный характер, то есть, связана с выработкой комплекса мер, применяемых по отношению к конкретному региону. Селективную поддержку регионального развития нельзя строго отнести к собственно макроэкономическим или микроэкономическим регуляторам, поскольку для ее реализации может использоваться практически весь инструментарий экономической политики, включая фискальный механизм, стимулирование труда и капитала, создание специальных зон, принятие региональных программ. Размеры помощи, которые должны быть оказаны региону, выбранному в качестве объекта селективной поддержки, зависят в первую очередь от масштаба решаемых в регионе проблем. [137, 155].

Схематично селективность инструментов региональной политики в зависимости от типа региона представлена на рисунке 6.

Таким образом, исследовав основные направления развития региональных социально-экономических систем и инструменты региональной политики, можно говорить о том, что в период рецессионного экономического развития наиболее действенными являются частное-государственное партнерство в области финансирования приоритетных проектов, а бюджетное финансирование должно быть направлено на решение проблем социальной сферы.