Глава 2. То, что в КНДР свято…
1. Говорим всегда с уважением: «вождь», «партия», «чучхе» и «армия»…
Есть в Северной Корее ряд имен и понятий, которые принято упоминать с особым пиететом. Такое подчеркнуто уважительное отношение сильно напоминает отношение верующих к своим божествам. Такую национальную особенность следует учитывать при общении с корейцами, так как любую, даже самую незначительную критику в адрес своих святынь они воспринимают крайне болезненно и отреагировать на нее могут весьма резко.
Не будет ошибкой поставить первыми в этом почетном списке лидеров КНДР. В первую очередь это будут Ким Ир Сен и Ким Чен Ир, которые уже носят официальные титулы вождей, за ними же были закреплены должности «вечный президент КНДР» (Ким Ир Сен) и «вечный генеральный секретарь Трудовой партии Кореи» (Ким Чен Ир). Хотя нынешний лидер КНДР Ким Чен Ын пока не получил официального статуса вождя, однако относятся к нему с неменьшим почтением.
Здесь трудно обойти тему культа личности в КНДР, который оказывает колоссальное влияние как на официальную, так и на повседневную жизнь северных корейцев. Если попытаться описать отношение северокорейцев к своем лидерам (Ким Ир Сен, Ким Чен Ир и Ким Чен Ын) в двух словах, то можно сказать, что это отношение последователей религиозного культа к своим божествам. По сути, для жителей КНДР вожди – это люди, ставшие в результате исключительно праведной жизни божествами. Им приписывают различные чудесные деяния, их рождение, согласно официальной историографии, сопровождалось всевозможными уникальными природными явлениями, типа появления на небосклоне новой яркой звезды. Когда же первым вождям пришла пора отправиться к праотцам, то кончину их также сопровождали разного рода удивительные события, показывавшие, что «вся природа скорбит от утраты такого великого человека».
Иногда можно услышать, что культ личности в КНДР схож с культом личности Сталина в 1930-х годах или Мао Цзедуна в 1960-х годах. Это не так. Точнее, так можно было говорить примерно до начала 1970-х годов, но затем Северная Корея далеко оставила позади своих «старших братьев по социализму», создав такой по масштабу культ личности вождей, который и не снился Советскому Союзу и Китаю, вместе взятым.
Начнем хотя бы с того, что в КНДР на официальном уровне существует наследственная система правления. Такое даже в страшном сне не могло присниться ни одной стране победившего социализма. Напротив, судьбы потомков былых вождей оказывались не очень завидны. А вот в Северной Корее власть от деда (Ким Ир Сена) перешла к сыну (Ким Чен Иру), а с 2011 года – к внуку (Ким Чен Ыну). Подобная передача власти была идеологически верно объяснена – мол, народные массы этого страстно желают. В любом случае факт остается фактом – Северная Корея создала новую правящую династию.
Про культ личности в КНДР говорить можно очень долго. Этой теме посвящены обширные и обстоятельные труды зарубежных специалистов. Напомним, что переломным стал 1972 год, когда в КНДР с большой помпой отметили шестьдесят лет со дня рождения Ким Ир Сена. Вот тогда и начали появляться те элементы культа личности, которые удивили бы даже закоренелых сталинистов и маоистов. С 1972 года в КНДР ввели систему обязательного ношения значков с изображение вождей, сначала с портретом Ким Ир Сена, а позже – Ким Чен Ира.
Обязательным стало проведение всевозможных ритуалов перед статуями вождей. Если вы приедете в Пхеньян, то вас рано или поздно поведут на холм Мансудэ, где вы должны будете возложить цветы и поклониться статуям двух вождей. Мимо мемориала, расположенного в одном из центральных кварталов столицы, идет шоссе, и машины должны сбрасывать на этом участке скорость, таким образом люди выражают свое уважение к усопшим лидерам. Что же касается непосредственно погребения, то забальзамированные тела вождей покоятся в шикарном Кымсусанском мемориальном комплексе на окраине Пхеньяна. Его посещение представляет собой торжественный и в то же время печальный ритуал, кульминацией которого являются созерцание забальзамированных тел и поясные поклоны.
Когда вождь (в настоящий момент Ким Чен Ын) появляется на людях, то его встречают таким бурным ликованием, что становится немного не по себе: люди вокруг радостно кричат, прыгают, размахивают руками, неистово аплодируют. Аплодисментами встречают также и видеоролики с лидерами страны, такие видео часто крутят на концертах, проводимых по случаю всевозможных праздников, или в ходе всевозможных официальных мероприятий. Корейцы при этом всегда подчеркивают: «Нас никто не заставляет хлопать, не хочешь – не хлопай, но мы любим своего вождя, а потому у нас добровольно хлопают все».
Отношение к портретам вождей в чем-то напоминает отношение глубоко верующих людей к иконам. В каждой квартире, в каждом нежилом помещении в обязательном порядке на самом почетном месте должны висеть портреты вождей. На стену, где висит портрет, больше ничего не вешают – ни одно другое изображение не должно отвлекать внимание от главной «святыни». Сложно представить, но такие портреты украшают даже вагоны метро (однако а трамваях и автобусах их почему-то нет).
Если фотография любого из трех Кимов появится в газете, то такую газету нельзя складывать на месте снимка, фигура вождя ни в коем случае не должна переламываться. К тому же такие газеты нельзя просто так выбрасывать. Даже статуи вождей надо фотографировать так, чтобы они выглядели достойно: их снимают обязательно в полный рост, руки и ноги не обрезают. Эти правила должны соблюдать и иностранцы. Со мной однажды произошел весьма показательный случай. Во время парада в честь семидесятилетия создания Трудовой партии Кореи, отмечавшегося 10 октября 2015 года, на трибуну вышел Ким Чен Ын, которого журналисты тут же кинулись снимать со всех ракурсов. Я тоже навел объектив. Я решил сделать кадр, на котором были бы запечатлены сам товарищ Ким и его отражение в экране телекамеры одного из японских телеканалов. Однако вскоре я почувствовал, как мою руку мягко, но настойчиво стали отводить в сторону – один из сотрудников охраны посчитал, что такой кадр будет не самым достойным. Меня попросили снимать правильно, как все, напомнив, что фотографировать нужно непременно в полный рост.
Завершая разговор про портреты вождей, можно еще сказать, что СМИ КНДР очень любят рассказывать о том, как во время тех или иных стихийных бедствий или техногенных катастроф корейцы, рискуя жизнью, спасали портреты вождей. Надо сказать, что, по негласным правилам, портреты эти нужно спасать в первую очередь и лишь затем помогать людям.
Повреждение портрета, даже неумышленное, может привести к весьма серьезным последствиям. Как рассказывает в одой из своих статей кореевед Андрей Ланьков, один из наиболее известных северокорейских перебежчиков 70-х годов, бывший начальник 9-го отдела Управления политической охраны государства по городу Кэсону (северокорейская служба безопасности), Кон Тхак Хо, бежал в Южную Корею после того, как случайно испортил портрет Ким Ир Сена и был застигнут коллегами на месте преступления. Сотрудник службы безопасности очень хорошо знал, чем ему грозит такой поступок.
Вообще, северокорейцы сильно напрягаются, когда иностранцы начинают говорить про их вождей. Даже если вы выказываете уважение, напряжение все равно ощущается. Ваши собеседники постоянно ждут от вас какой-то ошибки, которую нужно будет немедленно исправить.
В любой литературе КНДР имена трех вождей обязательно выделяются полужирным шрифтом. Это правило также распространяется еще на одного человека – жену Ким Ир Сена, мать Ким Чен Ира, Ким Чжон Сук. В Северной Корее вы никогда не встретите среди обычных людей тезок вождей. Как только были утверждены кандидатуры наследников, в 1980 году Ким Чен Ир, а в 2010 году Ким Чен Ын, в КНДР прокатилась волна смены имен. Полные тезки наследников спешили выбрать себе новые имена. Правда, быть тезкой Ким Чжон Сук не возбраняется. Впрочем, подобная традиция со сменой имен имеет глубокие исторические корни. Как только в Китае на трон всходил новый император, люди, в именах которых иероглифы совпадали с иероглифами в имени нового правителя, должны были поменять совпадающие части на другие.
Чрезвычайное уважение выказывается не только самим вождям, но и местам, в которых они побывали. В КНДР такие места превращаются в самые настоящие объекты поклонения. В таких местах вы непременно найдете мемориальную табличку, повествующую о том, когда именно вождь тут побывал, что делал и что произошло потом. В мемориал могут превратить что угодно, начиная от скамейки, на которую когда-то присел вождь, и заканчивая заводом или воинской частью, в которых он в свое время побывал. Посещение любого объекта – будь то вуз или завод – начинается с самого настоящего музея, в котором вы узнаете о роли, сыгранной вождем в развитии той или иной отрасли экономики или общественной жизни. Если же вождь посещал данный объект, то экскурсовод непременно во всех подробностях расскажет вам об этом замечательном событии. Кстати, такой музей есть и при посольстве КНДР в России.
В таких мини-музеях почетное место будет отведено, например, ручке, которой писал сам вождь, или стулу, на котором он сидел, или автомату, из которого он соизволил произвести несколько выстрелов и проч. Хотелось бы еще раз повторить: корейцы к вещам, которые когда-либо брали в руки вожди, относятся с тем же благоговением, с каким верующие относятся к предметам своего культа.
Нет ничего удивительного в том, что два главных праздника в КНДР – это дни рождения вождей. 15 апреля отмечается «День солнца» – такое поэтическое название получил день рождения Ким Ир Сена, а 16 февраля – «День яркой звезды», день рождения Ким Чен Ира. В СМИ уже несколько раз проходили сообщения, согласно которым в скором времени и день рождения Ким Чен Ына, 8 января, станет государственным праздником под названием «День галактики». Но пока «молодой полководец» выказывает несвойственную былым лидерам КНДР скромность и не торопится становиться вровень с великими дедом и отцом. Значков с портретом Ким Чен Ына не выпускают, официальный статус вождя он пока не получил, его портреты в массовом порядке не украшают стены квартир и госучреждений… Хотя, полагаю, последнее – лишь вопрос времени, ведь во всем остальном молодой Ким уже приравнен к своим знаменитым предкам.
Как можно догадаться, смерть вождей стала настоящей трагедией для жителей КНДР. Кадры рыдающих перед камерами северокорейцев облетели весь мир. Хотя тут надо сказать: рыдать в голос на похоронах – эта старая добрая корейская традиция, причем соблюдают ее как на Севере, так и на Юге. Правда, в КНДР эмоции, как всегда, зашкаливают, так что масштабы траурных мероприятий впечатляли. Тот же Ким Чен Ир, например, после смерти Ким Ир Сена три года официально не занимал пост главы государства – соблюдал траур. Тем не менее трудно сказать, соответствуют ли действительности многочисленные сообщения СМИ о северянах, которых отправили в тюрьму лишь за то, что они скорбели недостаточно сильно по поводу смерти Ким Чен Ира в 2011 году.
Помимо обязательных для каждого населенного пункта КНДР статуй вождей, вы теперь можете полюбоваться и так называемыми стелами вечной жизни – устремленными к небу многометровыми бетонными обелисками. На них красной краской написана одна и та же фраза: «Великие руководители и дорогие товарищи Ким Ир Сен и Ким Чен Ир вечно живы и всегда находятся с нами!» Не правда ли, вспоминается Ленин, который живее всех живых?
В целом воспитание любви к вождю в КНДР является одной из главнейших задач государства, а потому на это дело не жалеют ни сил, ни времени, ни денег. Отсюда и гигантские монументы в честь Кимов, и многочисленные музеи, и знаменитые значки. Давайте возьмем, например, искусство. Конечно, северокорейцы поют песни о любви, однако большинство таких песен в той или иной форме воспевают не отношения мужчины и женщины, а любовь к вождю и партии.
У каждого из вождей есть закрепленные за ним титулы. Например, Ким Ир Сена именуют: Великий Вождь нашей партии и народа, Маршал могучей республики, Солнце нации, Железный всепобеждающий полководец, Выдающийся руководитель международного коммунистического и революционного движения, Впервые появившийся в пятитысячелетней истории нашей страны легендарный герой. С 1970-х годов к большинству этих титулов часто добавляется еще и слово «отец».
Ким Чен Иру в самом начале его блистательной карьеры присвоили странноватый, на наш взгляд, титул «Центр Партии», и лишь затем за ним закрепилось звание «Любимый руководитель». Так что, даже если в статье или радиопередаче напрямую не упоминаются имена вождей, каждый кореец по титулам безошибочно сможет определить, о ком идет речь, и никогда не спутает «Великого Вождя» (Ким Ир Сена) с «Любимым Руководителем» (Ким Чен Иром).
Правильному построению фраз с упоминанием титулов великих вождей северокорейцев начинают учить еще в начальной школе. Так называемая придворная грамматика предписывает следить за тем, чтобы священные имена обязательно стояли в начале фразы и ни в коем случае не оказались в ее середине или конце.
Многочисленные труды вождей северокорейцы заучивают буквально наизусть, уделяя этому занятию действительно много времени. В КНДР существует даже специальная область науки, название которой можно перевести как «изучение революционных вождей» или «вождеведение». В ее рамках во всех подробностях изучают биографию вождей, их великие заслуги, а также ту роль, которую они играют во всемирно-историческом процессе. Вот как формулируется идея в одном из университетских учебников КНДР: «Народные массы, не имеющие вождя и лишенные его руководства, не в состоянии стать истинным субъектом исторического процесса и играть творческую роль в истории… Присущие коммунистам партийность, классовость, народность получают свое наивысшее выражение именно в любви и верности вождю. Быть верным вождю означает проникнуться пониманием того, что именно вождю принадлежит абсолютно решающая роль, укреплять значение вождя, в любых испытаниях верить только вождю и без колебаний следовать за вождем».
Причем сейчас уже какие-либо упоминания о зарубежной помощи или «советских или китайских советниках» исчезли. На фотографиях из окружения вождей постепенно исчезли представители СССР, которые на первых порах становления КНДР играли серьезную роль в молодом правительстве и оказывали значительное влияние на Ким Ир Сена. Почти со всех фотографий великого вождя исчезли и советские награды, таким образом руководство Северной Кореи пыталось подчеркнуть, что старший Ким «всего достиг сам»[1].
Под пресс официальной пропаганды любой житель КНДР попадает прямо с рождения. Уже в детских садах вводятся специальные занятия, во время которых детям рассказывают о жизни вождей, учат их всем сердцем любить «всепобеждающих полководцев». Мне довелось побывать в нескольких образцово-показательных детских садах КНДР. В них неизменно присутствовали два крошечных музея: один был посвящен Ким Ир Сену, а другой – Ким Чен Иру. В таких мини-музеях, как правило, можно найти макеты мест, где, согласно официальной версии, родились вожди (Мангендэ и склон горы Пэктусан). В общем, каждый северокореец прекрасно знает все мельчайшие детали официальной биографии вождей, а также имеет очень хорошее представление о месте их рождения и связанных с этим местом событиях.
В КНДР есть слово «суренбок», которое можно перевести как «счастье, когда есть свой вождь». В этой связи мне вспоминается разговор с одним северокорейским чиновником о ситуации в России при Ельцине и Путине. Когда речь зашла об улучшении жизни, произошедшем в начале 2000-х годов, тот сразу дал свое объяснение произошедшему: «В 1990-х годах у России не было „суренбок“, а с приходом президента Путина у вас появился настоящий лидер, вы обрели счастье, получив вождя. А потому смогли решить многие проблемы».
По размаху культ личности нынешний руководитель, Ким Чен Ын, пока отстает от своих предшественников, но постепенно набирает силу. Впрочем, «молодой генерал» наверняка прекрасно понимает особенности национального характера корейцев, а потому специально подчеркивает, что пока немного уступает предкам – такое почтительное принижение собственных заслуг свойственно в первую очередь для конфуцианства.
На протяжении всей своей жизни корейцы изучают биографию вождей. Впервые они узнают о своих лидерах в детских садах, затем идут школы, вузы, потом, повзрослев и выйдя во взрослую жизнь, северокорейцы участвуют в многочисленных партсобраниях, митингах и проч.
С вождями КНДР связано множество символов, значение которых прекрасно известно корейцам. Так, в КНДР на улицах часто можно увидеть плакаты с изображением двух цветов – красным цветком из семейства бегониевых и цветком фиолетовым, из семейства орхидных. Это особые цветы. Они были выведены зарубежными поклонниками КНДР и преподнесены в дар вождям. Первый цветок является символом Ким Чен Ира, а второй – Ким Ир Сена.
Различные изречения, призывы вождей отражаются в многочисленных лозунгах, напечатаны на всевозможных плакатах и даже многометровыми надписями перенесены на живописные скалы, которыми так гордится КНДР (надписи эти, кстати, видно издалека).
Для северокорейской идеологии характерен традиционный подход, согласно которому вождь является отцом нации, заботится о каждом из своих детей (то есть о согражданах). Все эти положения на самом деле не являются для страны новыми: своими корнями они уходят в глубокое прошлое и связаны все с тем же конфуцианством.
Своеобразной особенностью Кореи является традиция «подарков Великого Вождя». Как отмечает Андрей Ланьков, время от времени передовым рабочим и инженерам, а порой и всему трудовому коллективу какого-нибудь предприятия вручаются ценные, дефицитные вещи. Это великий вождь лично заботится о каждом из своих верных последователей. Подарки могут быть разные, но чаще всего это вещи и продукты, которые просто так в магазинах даже по карточкам не купишь: сахар, мясо, фрукты, дорогие и дефицитные вещи, такие как часы, телевизоры, проигрыватели. Думаю, вам не нужно рассказывать о том, что чувствует среднестатистический северокореец, получивший к празднику, совершенно бесплатно, такой шикарный подарок, да еще и от имени вождя. Как уже было сказано выше, подарки от Великого Вождя могут получать не только отдельные лица, но и целые организации, учебные заведения. В этом случае дарят мебель, наглядные пособия, аппаратуру (в особенности медицинскую) и проч. Затем над такими вещами крепятся небольшие красные таблички, которые сообщают всем любопытным о том, что это подарок вождя.
Северокорейские вожди – люди всеведущие и всезнающие. Они лично ездят по самым разным объектам – воинским частям, заводам, фабрикам, детским садам, магазинам, научным учреждениям и проч. – и раздают ценные распоряжения, указания, которые, как особо подчеркивает пропаганда, обязательно отличаются гениальностью и приводят к прорывам в производительности труда, науке и проч. Во время своих путешествий по Северной Корее я не раз бывал на фабриках, заводах, в музеях, детских садах (побывал даже в теплицах), и везде гиды подробно рассказывали мне о посещении этих мест вождями, пересказывали мне их советы, каждый раз подчеркивая, насколько они помогли в работе. В общем, вождь разбирается лучше всех абсолютно во всем – от воспитания грудных младенцев и выращивания помидоров до создания новейших боеголовок и строительства подводных лодок.
В общем, северокорейцы относятся к своим вождям как к божествам, сошедшим на землю. Ни больше ни меньше…
У меня один раз состоялся спор с одним северокорейцем, с которым у меня сложились приятельские отношения (правда, и спорили мы с ним немало). Я был тогда разозлен неповоротливостью бюрократического аппарата КНДР и постоянными задержками и ожиданиям на различных официальных мероприятиях. В какой-то момент я стал ворчать, жалуясь на «вечную тягомотину». На что мой знакомый кореец тут же возразил: «Ваш президент Путин, насколько я знаю, тоже очень часто опаздывает и заставляет ждать журналистов и даже других мировых лидеров». Я на это ответил с сарказмом: «Если уж разговор зашел о лидерах, то не вам обсуждать нашего. Ваш уважаемый товарищ Ким Чен Ын вообще ни разу с иностранными СМИ и лидерами других стран не встречался!» Реакция корейца была незамедлительной. «А вот давайте только нашего лидера не трогать!» – резко ответил он. Я тут же парировал: «Вы сами подняли тему, вспомнив Путина. А почему мне нельзя тогда о вашем лидере и слова сказать, если вы о нашем говорите?!» После этого мы оба надолго замолчали, а потом и вовсе предпочли сменить тему.
Спор, как можно уже понять, между нами вышел бессмысленный. Мы просто спустили тогда накопившееся раздражение, и все. Однако реакция корейца была очень показательна – личность вождя неприкосновенна, особенно для иностранцев.
Напрямую с вождями в КНДР связана и созданная ими идеология чучхе (о ней я расскажу чуть позже). Чучхе часто переводят как «опора на собственные силы». Здесь я не буду вдаваться в подробности, лишь скажу, что всё, связанное с чучхе, требует уважительного отношения. По своей сути «чучхе» во многом играет роль религии для Северной Кореи. Неверно считать чучхе одним из вариантов марксизма-ленинизма, хотя, бесспорно, чучхе вышло из этой идеологии. Однако идеология эта очень быстро отошла от своего первоисточника, развилась, трансформировалась, впитала в себя огромное количество чуждых коммунистическим идей, включая в какой-то степени идеи конфуцианские, традиционные, националистические. На данный момент чучхе в корне отличается от марксизма-ленинизма. В любом случае для этой части нашего повествования важно то, что чучхе – это определяющее всю жизнь Северной Кореи понятие, к которому стоит относиться крайне уважительно. Никогда, ни при каких обстоятельствах не критикуйте чучхе – себе же хуже сделаете! А вот попросить объяснить, что представляет собой это учение, вы можете. Мне доводилось слышать интересные варианты ответов. Так истово верующие рассказывают о своей религии: у кого-то в голове стройная, логичная картина, у кого-то – набор разрозненных постулатов, в которые надо просто верить, кто-то понимает основные идеи лишь приблизительно, но готов отстаивать их до последнего. Учение чучхе не стоит на месте и развивается пхеньянскими идеологами под влиянием постоянно меняющегося современного мира.
Роль вооруженных сил для Северной Кореи трудно переоценить. Достаточно отметить, что, согласно преобладающим оценкам, в КНДР из двадцати пяти миллионов человек населения в вооруженных силах служит более миллиона человек. Получается, что у совсем небольшой КНДР одна из крупнейших армий в мире.
Служить в армии обязаны все мужчины, при этом срок службы может доходить до десяти лет. Конечно, в реальности служат меньше, лет пять, максимум – восемь, с 2014 года военная служба вновь стала обязательной и для женщин.
Впрочем, некоторые считают эту цифру завышенной, другие говорят о том, что девяносто процентов солдат КНДР – это не бойцы, а бесплатная рабочая сила, которая трудится на многочисленных стройках страны. Но в любом случае вооруженные силы играют в КНДР очень серьезную роль. Особенно большое влияние военные имели во времена правления Ким Чен Ира, который ради поддержания стабильности в условиях жесточайшего кризиса сделал ставку именно на армию. Тогда был введен в оборот и действует до сих пор постулат «сонгун», провозглашающий приоритет военных во всех областях жизни. Так, например, в общественном транспорте Северной Кореи есть отдельные места специально для военнослужащих, если солдат голосует на дороге, то его обязан подвезти первый же попавшийся водитель и проч. Генералитет наряду с партией и правительством является одним из трех главных столпов власти.
Правда, при Ким Чен Ыне военных стали постепенно задвигать, на первый же план выходят партийные функционеры. Если Ким Чен Ир сделал ставку на генералов, то его сын решил, что военным дали как-то слишком много воли, и теперь он постепенно ослабляет влияние генералов на страну. Тем не менее «сонгун» никто не отменял, а про свои вооруженные силы простые северокорейцы неизменно отзываются с большим уважением, всегда используя эпитеты «доблестная», «всепобеждающая», «несокрушимая» и т. д. и т. п. Иностранцам стоит об этом помнить. Кореец вряд ли (по крайней мере, представителю другой страны) будет жаловаться на военных, сетовать на проблемы в вооруженных силах страны. Наоборот, он примется расхваливать армию и убеждать, что все идут туда служить с радостью.
Вне зависимости от декларируемой на официальном уровне многопартийности, в реальности в КНДР есть только одна партия – Трудовая партия Кореи (ТПК). Вообще с политическими партиями в Северной Корее не все так просто, но об этом я расскажу чуть позже. Здесь важно другое: в разговоре с северокорейцем всегда отзывайтесь о партии уважительно. В Стране чучхе широко используется тезис о «руководящей и направляющей роли партии», часто можно услышать и лозунг «Партия – мать», который, впрочем, позаимствован у Компартии СССР.
Далеко не все корейцы – члены ТПК, но для продвижения по общественной лестнице или на руководящие посты членство в партии обязательно. Иностранцу корейцы вряд ли расскажут о проблемах в партийных рядах. Впрочем, в бытовых разговорах они вообще не часто упоминают партию и правительство.
Пришло время подводить итоги. Итак, вам следует помнить, что для северокорейца существует ряд священных понятий – это вожди, партия, армия и идеология чучхе. Хотите выстроить с корейцами нормальные отношения – относитесь к этим понятиям со всем возможным уважением. Возможно, в глубине души граждане КНДР по-разному оценивают истинную роль, какую играют партия, армия и правительство в обществе, однако с иностранцами они своими соображениями делиться точно не будут. Особенно трепетно они относятся к вождям. Если какую-то критику или двусмысленные замечания в адрес партии, армии и даже идей чучхе кореец еще может со скрипом принять, не желая обострять отношения с бестолковым иностранцем, то критиковать вождей – Ким Ир Сена, Ким Чен Ира и Ким Чен Ына – он точно не позволит. Поэтому если вы вдруг решите поговорить о вождях, то отзывайтесь о них со всем возможным уважением. Если же совесть вам не позволяет идти против собственных убеждений, то просто промолчите, ведь тем для разговоров на свете очень много. Я знаю, что многие думают, будто такое отношение к правительству противоестественно и присутствует лишь в Северной Корее. На самом же деле обожествление лидеров свойственно всем странам Востока. Попробуйте тем же тайцам сказать что-то плохое про их уважаемого короля (умер 13 октября 2016 года) – дело легко может закончиться тюремным заключением. А ведь Таиланд считается страной свободы, где многое дозволено. Однако и в Таиланде госслужащие «исключительно по собственной инициативе» все в едином порыве в определенные дни недели одеваются в желтые одежды – цвет дня рождения короля. Хотя, конечно, КНДР сильно отличается от той же Южной Кореей, где критика президента и жалобы на коррупцию чиновников и проблемы в армии – одно из любимых занятий граждан, слегка разомлевших от очередной стопки рисовой водки…
2. Чучхе: религия, идеология, стиль жизни?
Историю и все особенности, которые ассоциируются с КНДР, трудно отделить от ее идеологической доктрины чучхе. Эта идеология настолько прочно слилась с Северной Кореей, что саму страну часто неофициально называют Страной чучхе. Насколько можно судить, это заслуженно и оправданно. Хотя формально в КНДР многопартийная система, разрешены (по крайней мере, на уровне законов) различные религии, но на деле идеологическое учение в стране одно – это чучхе. Можно даже сказать, что это не просто идеология, а в значительной мере религия, стиль жизни, сама суть строя КНДР, ее основа.
Несмотря на достаточное количество литературы по идеологии чучхе, на обывательском уровне многими иностранцами она воспринимается чем-то вроде одного из вариантов коммунистической или социалистической идеологии, но просто с другим названием. На самом деле такой подход является понятным, так как КНДР относится к странам соцлагеря, а сама чучхе действительно стала развиваться из марксизма-ленинизма, но сейчас это уже совершенно отдельная идеологическая доктрина, в которой идеи Маркса, Ленина, коммунистического учения уже сильно заглушены, а вместо них на первый план вышли совершенно иные постулаты. Если упрощенно, то чучхе – это своего рода синтез самого разного набора идей, среди которых присутствуют традиционные конфуцианские взгляды, патриархально-традиционная основа, воззрения с сильной националистической подоплекой, какие-то придуманные вождями КНДР постулаты и еще многое другое.
Учитывая важность идей чучхе для понимания Северной Кореи, а также ту решающую роль, которую доктрина оказывает на самые разные сферы жизни страны, кратко опишем ее основные постулаты, а также подробнее остановимся на истории ее появления. Даже на основе этого многие особенности КНДР станут более понятными.
Наиболее распространенный перевод слова «чучхе» – это «опора на собственные силы». По сути же такой перевод отражает лишь один, хотя и крайне важный, постулат данной доктрины. Вообще одним словом понятие «чучхе» перевести все равно не удастся. Так что необходимо понять, какая совокупность идей и смыслов за ним кроется и пользоваться исключительно этим термином, а не его аналогами.
Само по себе слово «чучхе» относится к категории так называемых «ханмунных» слов. То есть слов, заимствованных из «кореизированного» письменного древнекитайского языка (ханмун), который широко использовался в Корее (в первую очередь богатыми, хорошо образованными людьми) вплоть до конца XIX века. Как уже было сказано выше, адекватный, точно отражающий всю палитру и гамму значений перевод слова «чучхе» подобрать достаточно трудно. Иероглиф, лежащий в основе первого слога «чу», означает «хозяин», а «чхе» – это «тело, сущность, субстанция, природа». То есть понятие «чучхе» описывает ситуацию, при которой человек становится хозяином всего – как самого себя, так и окружающего его мира[2]. Не случайно, именно постулат «человек – хозяин мира и всех вещей» является основным для определения идейно-философской основы учения.
Другая, часто встречающаяся среди специалистов интерпретация слова «чучхе» выражается в идее «опоры исключительно на собственные силы». На последнем, текущем этапе развития доктрины ее суть занимавший тогда пост Генерального секретаря Трудовой партии Ким Чен Ир выразил следующим образом: «Философия чучхе – это самобытная философия, это комплекс развернутых и систематизированных собственных, свойственных только ей положений. Ее исторический вклад в развитие философской мысли заключается не в развитии ею марксистского диалектического материализма, а в утверждении новых философских принципов, в фокусе внимания которых находится человек»[3].
Базовые тезисы чучхе, опирающегося все же на идеи марксизма-ленинизма, можно свести к следующим постулатам:
– человек – властелин мира и хозяин своей судьбы;
– сознание – высшая функция человеческого мозга;
– природа – объект труда человека и материальный источник человеческой жизни;
– субъектом и основной движущей силой прогресса и общественного движения являются народные массы;
– нация, обладающая высоким чувством национальной гордости и революционного достоинства, непобедима;
– главной целью социалистической экономики, основанной на идеях чучхе, является удовлетворение потребностей страны и населения, тогда как капиталистическая экономика стремится в первую очередь к материальной выгоде, денежной прибыли;
– народ каждой страны обязан отстаивать свой суверенитет, самостоятельность, бороться против империализма, а также всех иных форм доминирования внешних сил, которые пытаются навязать свою волю другим народам;
– для обеспечения общенародной системы обороны следует вооружить весь народ, а всю страну следует превратить в неприступную крепость;
– революция является выражением борьбы масс за реализацию потребности в самостоятельности;
– для выработки правильного взгляда на революцию следует в основу своего мировоззрения обязательно положить чувство беззаветной преданности вождю[4].
Как минимум значительную часть вышеперечисленных идей можно назвать логичными и здравыми. Например, «человек – властелин мира и хозяин своей судьбы». Из основных постулатов становится ясно, что чучхе всячески подчеркивает самостоятельность каждого отдельно взятого индивида, заставляет государство бороться за самобытность и предотвращать любые попытки навязать чью-то волю извне. Данные положения по мере сил реализуются в Северной Кореей и по сей день абсолютно во всех сферах частной и общественной жизни – политике, экономике, идеологии, международных отношениях. Естественно, далеко не всегда – в той же экономике – Северной Корее удавалось в реальности сохранять самодостаточность и независимость от внешней помощи. Однако руководство КНДР, как правило, либо замалчивало противоречащие идеям чучхе факты, либо преподносило любое сотрудничество с зарубежными странами или даже помощь с их стороны как искреннее желание самих иностранцев помочь Северной Корее. Как отмечает кореевед С. О. Курбанов, «…теория чучхе должна была убедить граждан КНДР в том, что человек сильнее машин и может выжать из них даже ту производительность, которая в них изначально не закладывалась»[5].
Интересно, что вначале акцент делается на роли каждого отдельно взятого человека, на его способности в одиночку изменить мир, однако затем все выливается в безоговорочное подчинение государственной машине и беззаветную преданность вождю. Правда, сначала человека называют центром Вселенной, хозяином мира, подчеркивается, что «человек не только хозяин всего, но и решает все… Человек играет решающую роль в преобразовании и развитии мира». А будучи хозяином мира, человек провозглашается и полным хозяином собственной судьбы.
В то же время это не означает, что все последователи чучхе во главу угла ставят индивидуализм. Поэтому человек может полностью реализовать себя только с помощью коллектива. При этом не просто с помощью коллектива, а с помощью коллектива, единолично возглавляемого вождем, которому следует безоговорочно подчиняться. В результате в основу чучхе заложена идея культа личности, который и по сей день в КНДР успешно реализуется.
Как уже отмечалось, на формирование идейно-философской концепции чучхе большое влияние оказали идеи марксизма-ленинизма. Широко распространенное среди экспертов по КНДР мнение о том, что чучхе – это «адаптированный для нужд и особых условий Северной Кореи марксизм-ленинизм»[6] в значительной степени отражает реальное положение дел, хотя и не дает возможности уловить всех нюансов и особенностей идеологии Северной Кореи, в значительной степени игнорируя ее самобытность.
Следует отметить, что влияние марксизма-ленинизма на чучхе заметно в плане фундаментальных установок. Так, чучхе восприняла и переработала идеи материалистической диалектики марксизма. Даже в 1996 году, когда КНДР стала полным ходом вводить в чучхе принципиально новые элементы, не существовавшие в марксизме, и подчеркивать ее превосходство над марксизмом-ленинизмом, Ким Чен Ир признавал, что «философия чучхе исходит из признания диалектического материализма». Отрицая идеализм, лидер КНДР подчеркнул, что «взгляд на мир с позиций чучхе, согласно которому он управляется и преобразуется человеком, немыслим вне диалектико-материалистического понимания сущности объективного материального мира и общих закономерностей его движения»[7]. Он особо подчеркнул, что «хотя марксистская материалистическая диалектика страдает определенной ограниченностью и незрелостью, ее основополагающие принципы научны и правдивы».
Чучхе не чужда идея о важности народных масс в революционном движении, а также о том, что революция помогает обществу перейти на более высокую ступень развития.
На ранних стадиях становления чучхе власти КНДР нарочито подчеркивали ее общность с марксизмом-ленинизмом. Даже во время серьезного идеологического конфликта между СССР и КНДР Северная Корея решила избрать свой «средний путь», подчеркивая самостоятельность чучхе, которая, по утверждению Пхеньяна, тогда была «самым правильным направлением марксизма-ленинизма». Кроме того, в 1970 году чучхе еще ставили вровень с марксизмом-ленинизмом[8].
Однако затем стало заметно, что собственная идеология КНДР начала постепенно возвышаться над «недостаточно зрелым» марксизмом-ленинизмом. Власти решили отмежеваться от союзников исключительно в первую очередь по политическим соображениям. Они стремились во что бы то ни стало защитить страну от вмешательства во внутренние дела со стороны «старших братьев» в лице Советского Союза и Китая. Умело используя конфликт между двумя мощными странами в своих целях, КНДР сумела гарантировать себе широкую автономию во внутренних делах и полное превосходство чучхе над марксизмом-ленинизмом. Так, в 1974 году постепенно набирающий политический вес Ким Чен Ир провозгласил линию «чучхе в виде кимирсенизма»[9].
Со временем роль и значение марксизма-ленинизма только ослабевали. В 1996 году Ким Чен Ир уже прямо говорил о том, что «основным содержанием философии чучхе является отнюдь не определенное развитие материализма и диалектики». А вклад чучхе в развитие философской мысли был «не в развитии марксистского диалектического материализма, а в утверждении новых философских принципов, в фокусе внимания которых находится человек». Ким Чен Ир называл марксистскую материалистическую диалектику «ограниченной и незрелой», хотя и признавал «научность и правдивость» ее принципов[10].
Очевидно, что данные заявления власти КНДР делали в первую очередь из внутриполитических соображений. Хотя движение в сторону самостоятельности, попыток создания новых философских идей, привнесение других, характерных именно для КНДР элементов было заметно в чучхе, однако в основе этой доктрины и по сей день лежат многие положения марксизма-ленинизма. Правда, со временем эта общность становится не такой очевидной.
Несмотря на огромное влияние советской идеологии на КНДР (особенно на первых этапах формирования молодого государства), Северная Корея, имевшая мощную философскую и идеологическую традицию, не стала полностью отказываться от национальных идей и полностью опираться на марксизм-ленинизм. Чучхе по своей сути очень схоже с конфуцианской доктриной, которая, не являясь религией в полном смысле этого слова, выполняет схожие функции, проникая во все сферы жизни народов Китая, Японии, Кореи и некоторых других стран. Марксизм-ленинизм в процессе формирования и развития чучхе как полноправной идеологии подвергся весьма серьезной переработке, и в первую очередь на него повлияло конфуцианство. Анализ данной особенности требует отдельного большого исследования, поэтому, чтобы не утомлять вас, дорогие читатели, я ограничусь кратким обзором и демонстрацией нескольких, особенно ярких примеров.
Например, как для конфуцианства, так и для чучхе отправной точкой является человек. В X главе конфуцианского трактата «Сяо-цзин», или «Канон сыновней почтительности», говорится: «В природе Неба и Земли человек является ценнейшим». По сути, то же самое утверждает и чучхе, помещая человека в центр мироздания, делая его хозяином, как Вселенной, так и своей собственной судьбы.
Далее СМИ КНДР вдохновителя чучхе, Ким Ир Сена, часто называют «обои», что в переводе означает «отец и мать». В главе «Сяо-цзина» «расширение наивысшей добродетели» есть такое недвусмысленное высказывание о лидере: «Великодушный и уважающий старших правитель – это отец и мать народа».
Чучхе практически полностью переняла базовые для конфуцианства постулаты о необходимости поддержания гармоничных отношений между старшими и младшими. Как и в конфуцианстве, в чучхе определяется круг обязанностей: младший должен уважать и слушать старшего, а старший – заботиться о младшем. Установки, скопированные чучхе, содержатся, например, в классических конфуцианских трактатах «Беседы и суждения» («Лунь юй») или же «Мэнцзы».
Любопытно, что много параллелей можно провести между чучхе и появившемся уже в XIX веке в Корее новым религиозным «учением Небесного пути» чхондогё. Данное учение существует и по сей день в Южной Корее. Ряд исследователей провели сравнение между чучхе и чхондогё и отметили целый ряд схожих постулатов[11].
Интересно, что слово «чучхе» использовалось даже злейшим врагом КНДР – генералом Пак Чон Хи, который руководил Южной Кореей с 1961 по 1979 год. Так, в 1972 году генерал, желая расширить свои властные полномочия, создал «Объединенное самостоятельное гражданское собрание», где слово «самостоятельное» было переведено как «чучхе»[12]. Так что само понятие «чучхе» является общим для всей корейской культуры, а не применяется исключительно на Севере, выбравшем социалистический путь развития.
Как отмечается в доктрине чучхе, общество и государство в КНДР должны построить социализм. Но нередко то самое идеальное общество будущего в СМИ КНДР называют «рай» или «рай на земле». Так же счастливое будущее именуется и в чхондогё.
Вот еще один пример: существует единый для обоих учений постулат о необходимости распространения корейского национального учения по всему свету как единственно правильного и указывающего путь к счастью для всего человечества.
Последователи чхондогё и чучхе ввели собственное летоисчисление. В КНДР рядом с общемировым годом всегда указывают год по эре чучхе, которая отсчитывается с 1912 года, года рождения Ким Ир Сена. Таким образом в КНДР в 2013 году 15 апреля отметили 101-й год эры чучхе. В чхондогё счет годам идет с 1980 года, когда основатель религиозного учения «Тонхак» Чхве Чжу «обрел истину»[13].
Как уже неоднократно говорилось, со временем учение чучхе менялось. Как правило, изменения были обусловлены внутренними или внешними политическими причинами, требовавшими серьезных корректировок курса развития страны. Такие метания из стороны в сторону нужно было как-то объяснить простым людям, подвести под чисто прагматичные решения руководства идеологическую базу.
В первую очередь Северная Корея стала постепенно отходить от марксизма-ленинизма, начала подчеркивать собственную самобытность, претендовать на постижение окончательной философской истины. Тенденция эта особенно усилилась с 1970-х годов, когда были заложены основные принципы современного чучхе.
В 1990-х годах после крушения международного социалистического лагеря в учение были привнесены уже радикально новые постулаты. Более подробно об особенностях развития чучхе в то непростое для Северной Кореи время мы поговорим позже, сейчас же просто вкратце перечислим, какие новые идеи появились в северокорейской идейно-философской доктрине. Были провозглашены: «превосходство нашей нации» (Ури минчжок чеилчжуы»), «создание мощной и процветающей державы» (Кансон-дэгук), «идеология красного знамени» (Пульгынги сасан), «политика приоритета армии» (Сонгун-чончхи). Также особое развитие получил существовавший и ранее тезис о «построении социализма с северокорейской спецификой»[14].
Что касается постулата о «превосходстве северокорейской нации», то он стал своего рода ответом на начавшиеся в Советском Союзе перестройку и реформы, проводить которые у себя КНДР категорически не желала. Новый тезис подчеркивал выдающиеся достижения народа Северной Кореи, а также утверждал, что КНДР идет правильным путем, в отличие от СССР и стран Восточной Европы, где правительства стали уходить в отставку одно за другим.
Примерно в том же контексте следует интерпретировать и тезис о «построении социализма с северокорейской спецификой». Впрочем, для КНДР вообще и чучхе в частности этот тезис был не нов, и стал лишь отчетливее звучать после начала реформ в Восточной Европе.
Об «идеологии красного знамени» (Пульгынги сасан) в КНДР заговорили в 1995 году после появления в ведущей партийной газете «Нодон Синмун» публикации, озаглавленной как «Давайте высоко поднимем красное знамя!». Данный лозунг призывал народ сплотиться вокруг переживавшего кризис руководства КНДР. В июле 1994 года умер бессменный лидер Северной Кореи Ким Ир Сен, власть перешла к его сыну Ким Чен Иру. Хотя младшего Кима давно готовили к руководству страной, многие правительственные чиновники по-прежнему сомневались, сможет ли новый лидер управлять государством так же, как это делал его отец. Кроме того, в 1994 году КНДР столкнулась с тяжелейшим продовольственным кризисом – массовым голодом, который, по разным подсчетам, унес жизни от шестисот тысяч до миллиона человек. В такой крайне непростой обстановке руководству КНДР было необходимо заручиться преданностью народа, и желание это выразилось в том числе идеями «красного знамени» и «революционного лидерства»[15].
С 1998 года в обиход был введен тезис-обещание о «создании мощной и процветающей державы» (Кансон-дэгук)[16]. Также как и о «идеологии красного знамени», простые граждане КНДР впервые узнали о новом лозунге из газеты «Нодон Синмун». Основной смысл – обещание превратить КНДР в мощную и процветающую державу. Данный лозунг стал, пожалуй, одним из самых главных в идеологии КНДР после 1998 года и является таковым в настоящее время.
21 марта 2003 года «Нодон Синмун» озвучила новый постулат – «сонгун», или «приоритет армии»[17]. С его помощью власти стремились подчеркнуть важность и решающую роль в революции вооруженных сил. Отмечалось, в частности, что в Северной Корее армия превратилась в «основную силу революции». С политической точки зрения это означало ставку Ким Чен Ира на военных, которые делались главной опорой существующего режима. Не удивительно, что влияние генералов на жизнь страны резко возросло.
В настоящий момент статья 3 Конституции, утверждающая идеи чучхе в качестве государственной идеологии, отредактирована: теперь в ней нет упоминаний о связи чучхе с марксизмом-ленинизмом. Весной 2009 года в ходе очередных изменений из Конституции КНДР удалили все упоминания о коммунизме: в статье 59, где раньше речь шла о «формировании нового коммунистического человека», теперь говорится о «формировании нового чучхейского человека».
Таким образом можно отметить, что со временем идеология чучхе претерпевала достаточно серьезные изменения. Активное подчеркивание превосходства чучхе над марксизмом-ленинизмом стало заметно еще в середине 1970-х г, а в 1990-х гг. в чучхе один за другим были введены ряд новых постулатов. В итоге чучхе превратилось в новое учение, глубоко национальное по своей сущности, хотя и сохранившее многое от марксизма-ленинизма.
Чучхе является молодой доктриной. По поводу же точных сроков появления на свет корейского учения, стремительно приобретшего в КНДР характер официальной идеологии после завершения кровопролитной Корейской войны, существуют две основные версии.
Официальная историография КНДР утверждает, что чучхе была создана самим Ким Ир Сеном, когда тот, будучи еще молодым человеком, находился в Китае, где вел партизанскую борьбу против оккупировавших Корейский полуостров японцев. Кстати, как отмечает кореевед Андрей Ланьков, сотрудники советского посольства, внимательно следившие за ситуацией, сообщали, что термин «чучхе» в широкий оборот решил ввести не сам Ким Ир Сен, а его советник, Ким Чхан-ман, который «очень этим гордится» (цитата из официального документа, представленного советским посольством руководству страны). Однако в дальнейшем официальный КНДР стал приписывать создание новой идеологии исключительно Ким Ир Сену.
Любопытно, что сначала власти КНДР утверждали, будто идеи чучхе зародились намного раньше. Согласно первоначальной версии Пхеньяна, Ким Ир Сен провозгласил чучхе аж в июне 1930 года в китайском селе Калунь, где выступал с речью перед представителями Антиимпериалистического союза молодежи. Однако современная корейская историография называет уже другую дату. Якобы Ким Ир Сен впервые озвучил идеи чучхе 17 октября 1926 года[18].
Скажем прямо, такая точка зрения является крайне спорной, ведь в 1926 году Ким Ир Сену было всего четырнадцать лет. Кроме того, по отзывам людей, лично знавших вождя после вытеснения японцами партизанского отряда Ким Ир Сена на Дальний Восток СССР, товарищ Ким вступил в ряды Красной Армии и планировал продолжить свою военную карьеру именно в Советском Союзе[19]. Речи ни о какой идеологии для нового северокорейского государства в авторстве Ким Ир Сена тогда ни шло. Впрочем, ряд южнокорейских специалистов гипотетически допускает, что Ким «мог иметь и в 1930 году какие-то мысли о чучхе», но признают, что «даже в этом случае речи о полноценной идеологии идти не могло»[20].
Подавляющее большинство зарубежных специалистов считают, что реально идеология чучхе появилась намного позже – примерно в середине 1950-х годов. Чаще в качестве точной даты фигурирует 28 декабря 1955 года, когда Ким Ир Сен выступил с речью «Об искоренении догматизма и формализма в идеологической работе и об установлении чучхе». Тогда старший Ким заявил следующее: «Что является главным для нашей партии? Что мы делаем? Мы не делаем революцию какой-либо другой страны, а осуществляем именно корейскую революцию. Эта корейская революция и является основой нашей идеологии, учения чучхе. А потому всю идеологическую работу необходимо подчинять интересам корейской революции»[21].
Таким образом, большинство специалистов считают, что чучхе как полноценная идеология была сформирована в 1955 году, а не 1926 году, как утверждают официальные историки КНДР.
Некоторый зарубежные эксперты выделяют три основных этапа развития идеологии чучхе: период становления (1955–1972), систематизации (1972–1990) и корректировки (1990 год – настоящее время). В первый период шло формирование основных постулатов, которые в основном продолжали или просто копировали некоторых идеи марксизма-ленинизма, но постепенно, по мере усиления противоречий между КНДР и СССР, стали набирать силу идеи о самобытности чучхе, необходимости опоры на собственные силы.
С 1970-х годов в идеологии чучхе все более заметны стали национальные черты. На этот же период приходится окончательное формирование чучхе в качестве завершенной идейно-философской системы. За период с 1972 по конец 1980-х годов идеология чучхе превратилась из северокорейского варианта марксизма-ленинизма в учение Ким Ир Сена, «кимирсенизм», в котором однозначно насаждался культ личности вождя. По сути, основным действующим лицом учения становился именно вождь, так как человек и народные массы, которые формально были центром доктрины, согласно новым постулатам, могли реализовать свой потенциал и выполнить свою, безусловно, важную, но не определяющую роль, только следуя указаниям вождя и партии.
Третий, длящийся до сих пор период оказался наиболее сложным как для развития самого учения, так и для Северной Кореи в целом. Стартовал он с распадом мирового социалистического лагеря. В 1990-х в чучхе были добавлены новые и усилены уже существующие тезисы о «превосходство нашей нации» (Ури минчжок чеилчжуы»), «создании мощной и процветающей державы» (Кансон-дэгук), «идеологии красного знамени» (Пульгынги сасан), «приоритета армии» (Сонгун-чончхи), а также о «построении социализма с северокорейской спецификой»[22].
Эти тезисы указывали направление идеологического развития страны, именно на них делало ставку руководство КНДР, которое желало во что бы то ни стало оградить страну от влияния событий, расколовших Восточную Европу (тезисы о «построении социализма с северокорейской спецификой» и «превосходства нашей нации»). Было объявлено о необходимости сплотиться вокруг нового лидера страны, Ким Чен Ира, и мобилизовать все имеющиеся ресурсов и силы для преодоления кризиса («идеологии красного знамени» и «создание мощной и процветающей державы»). Также правящая верхушка КНДР заявила, что главной своей опорой считает армию (тезис о «приоритете армии» – «сонгун-чончхи»).
Параллельно из чучхе было изъято большое количество тезисов марксизма-ленинизма, из Конституции исчезло упоминание о построении коммунизма. Вместо этого провозглашался «собственный путь», а умерший в 1994 году Ким Ир Сен был провозглашен «вечным президентом КНДР». Аналогичное произошло и с Ким Чен Иром, который остался «вечным Генеральным секретарем Трудовой партии Кореи» и «вечным председателем Государственного комитета обороны». В результате же чучхе стала еще больше напоминать религиозное учение.
Несмотря на информационную изоляцию КНДР новости о жизни других стран постепенно – а в последнее время все быстрее и активнее – проникают и в Страну чучхе. Мало-помалу северокорейцы начинают понимать, что лозунги зачастую расходятся с настоящими делами. Современные корейцы уже не верят в идеологические постулаты с такой же силой, с какой в них верили их родители, а потому руководство КНДР сталкивается с кризисом доверия. Кризисы в экономике, зависимость от внешней помощи, распространение рыночных отношений и многое другое неизбежно вступают в конфликт с прежней картиной мира, с целями и задачами, которые провозглашает чучхе. Но оставим разрешение этих противоречий народу Северной Кореи, тем более что чучхе по-прежнему остается единственной ведущей официальной идеологией КНДР.
Как мы уже неоднократно говорили, чучхе, во многом выросшая из советской идеологии, по сути своей давно превратилось в самую настоящую религию, где роль богов играют вожди. Северокорейцы считают своих вождей высшими, идеальными существами. Они знают их биографии в мельчайших деталях. Регулярно отправляются в «паломнические» поездки, посещая места, так или иначе связанные с вождями. Народная молва, активно подпитываемая официальными заявлениями, приписывает семейству Кимов чуть ли не сверхъестественные способности. Во всяком случае, корейцы непременно расскажут вам о чудесах, творимых вождями. Правда, критического подхода такие рассказы не выдерживают, но до недавнего времени местные жители даже не брали себе за труд задавать хоть какие-то вопросы. В общем, отношение северокорейцев к своим лидерам – это отношение верующих к божествам. Так что если воспринимать чучхе как религию, то многое в поведении корейцев становится более-менее понятным. И вас уже не будет удивлять то, что любые попытки, пусть даже и справедливые, раскритиковать вождей, поставить под сомнение те или иные идеологические лозунги непременно встретят отчаянное сопротивление со стороны жителей Страны чучхе. Ведь глубоко религиозный человека, столкнувшись с негативными высказываниями в адрес его веры или его богов, будет вести себя точно так же.
Не будет преувеличением сказать, что чучхе управляет всей жизнью Северной Кореи. Насколько современные корейцы действительно верят в догматы официальной идеологии – другой вопрос. Сейчас уже все не так однозначно, как было раньше, однако внешне они все равно будут стараться всячески подчеркивать свою преданность идеям чучхе и вождям.
В какой-то мере чучхе – это еще и стиль жизнь, способ самоидентификации северных корейцев, основа их мировоззрения. В этой связи мне вспоминается один характерный случай. Как-то, находясь за границей, я в сопровождении хорошо знакомых мне корейцев зашел в северокорейский ресторан. Официантки, все как одна выходцы из КНДР, вели себя со мной очень приветливо. Конечно же такому отношению способствовало то, что я пришел в ресторан в сопровождении «своих» людей. После ритуального обмена любезностями и недолгой шутливой пикировки мы принялись угадывать, какая у собеседника группа крови (это развлечение популярно как на Юге, так и на Севере Кореи). Все дело в том, что корейцы верят: каждой группе крови соответствуют определенные черты характера. Я в этой игре был новичок, а потому, пытаясь угадать группу крови одной из официанток, попросил помощи у своих северокорейских друзей. Ответ был таким: «Ты сначала скажи, как тебе кажется, какая у нее группа крови. Если не угадаешь, то тебе дадут вторую попытку. Тогда говори, что у нее у нее „кровь чучхе“. Тут уж ты точно не ошибешься». Так все и произошло. Первая моя попытка оказалась неудачной, когда же я, решив выиграть во что бы то ни стало, сказал про «кровь чучхе», официантка рассмеялась и сказала: «А как вы угадали?!» Так что у северян в эту игру выиграть намного проще, чем у южан. На этом примере, думаю, вы поняли, что чучхе – это суть нынешнего государства КНДР, его идеология, религия, стиль жизни, мировоззрение (как минимум официальное). Так что значение чучхе для Северной Кореи трудно переоценить.
3. Ким Ир Сен – самый почитаемый в Северной Корее человек
Как вы уже знаете, к некоторым государственным деятелям в Северной Корее относятся с большим пиететом. Иногда такое отношение напоминает самое настоящее религиозное поклонение. Но среди этих героев есть один, самый сильный и самый главный. Если вы спросите у северокорейца: «Кого из вождей вы уважаете больше всего?», то, скорее всего, получите ответ: «Всех в равной степени». Однако по риторике СМИ, по количеству и даже размеру памятников, да и по отношению, которое демонстрируют обычные люди, можно судить, что «самый главный» вождь для КНДР – это Ким Ир Сен.
Впрочем, это совсем не новость. Еще лет десять назад опросы, проводимые среди иностранцев, выявили, что слово «Корея», без уточнения Южная она или Северная, первым делом ассоциируется с именем Ким Ир Сен. Постепенно вождя и основателя КНДР оттеснили разные Самсунги, высокие технологии и проч., да и в целом сейчас на первый план выходят образы, связанные с Югом, однако великий вождь по-прежнему занимает лидирующее положение в опросе.
Влияние этого человека на жизнь Северной Кореи трудно переоценить. Наверное, можно даже утверждать: Северная Корея стала той страной, какую мы видим сейчас, в первую очередь из-за или благодаря (смотря, какой подход вам ближе) Ким Ир Сену. Понятно, что последние двадцать лет, прошедшие без «Солнца нации» (один из официальных титулов старшего товарища Кима), внесли свои коррективы и облик Северной Кореи действительно изменился. Однако сама политическая система, идеология, общественные отношения продолжают оставаться такими, какими их задумывал великий вождь. Ким Ир Сен руководил страной почти полвека – с 1945 по 1994 год, и у него было время на то, чтобы все сделать по собственному усмотрению. Хорошо или плохо получилось – это, как уже неоднократно подчеркивалось, не нам судить. Так что Северную Корею в нынешнем ее виде можно назвать «проект Ким Ир Сена», вождя, который и по сей день является для всех без исключения северокорейцев непререкаемым авторитетом.
Если вам доведется очень подружиться северокорейцами, то, может быть (хотя тоже в крайне завуалированной форме), в неофициальных разговорах кто-то из них в крайне завуалированной форме намекнет на то, что не во всем согласен с Ким Чен Иром или Ким Чен Ыном. Однако никто не позволит себе даже полунамека на Ким Ир Сена. Для многих северян времена «первого Кима» ассоциируются с процветанием, благосостоянием. Такое подобострастное отношение, кстати, сейчас постепенно переносится и на Ким Чен Ына, который явно во многом пытается копировать деда. В общем, Ким Ир Сен и по сей день остается главным человеком для всей Северной Кореи.
Итак, хочу повторить еще раз. Вступая в разговоры с северокорейцами, ни в коем случае не критикуйте вождей или государственную систему – это ни к чему хорошему не приведет. Напротив, вы рискуете серьезно и надолго испортить отношения. И упаси вам бог неуважительно высказаться о Ким Ир Сене. С тем же успехом вы можете оскорбить Аллаха в разговоре с правоверным мусульманином или Христа в разговоре с ярым сторонником православия. Северяне никогда не назовут своего первого вождя просто по имени. Они обязательно прибавят «Великий Вождь», «дорогой товарищ», «Великий генерал». Конечно, если иностранец просто назовет «Великого Вождя» только по имени, корейцы, скорее всего, замечание не сделают. Ну что взять с иностранцев, которые ничего не понимают?! Но вы уже, как люди знающие, обязательно должны в разговоре добавить «уважаемый товарищ», «Вождь» и т. д.
В КНДР полно больших памятников, на которых написано, что «Великие Вожди Ким Ир Сен и Ким Чен Ын живут вечно и всегда находятся с нами». И к этому утверждению, во всяком случае при общении с иностранцами, относятся очень серьезно. Понятно, что помнящим годы СССР россиянам сразу же приходят на ум фразы «Ленин живее всех живых» и «Ленин всегда с нами». Порой при разговоре с северокорейцами возникает практически непреодолимое желание поиронизировать на эту тему, однако следует держать себя в руках. Шуткам в разговоре о вождях не место.
Но давайте отвлечемся от современности и обратимся к истории. Настала пора поговорить о биографии первого вождя. Его жизненный путь тесно связан с КНДР, и его личную историю невозможно обсуждать в отрыве от истории развития Страны чучхе.
Жизнь Ким Ир Сена была действительно удивительной, динамичной, яркой. Можно как угодно относиться к первому корейскому вождю, но биографию его, которая по праву может входить в сборники типа «Жизнь замечательных людей», я уверен, вы прочитаете на одном дыхании.
Сразу оговоримся, между официальной биографией великого вождя и его реальной жизнью есть значительные отличия. Для северян жизнь товарища Кима – это судьба великого гения, почти небожителя, наполненная подвигами и чудесами, которые он стал творить еще в раннем возрасте. За рубежом же (сюда относится и Россия) о Ким Ир Сене говорят как о влиятельном политике, человеке с яркой, необычной судьбой. Однако в каждом из таких рассказов перед нами предстает все же человек, у которого были взлеты и падения, достижения и ошибки, а не идеальное божество. Для того чтобы не вступать в пустые споры, я сообщу две версии биографии вождя, и пусть каждый читатель сам решит, где больше правды.
Прежде всего давайте поговорим об имени. На самом деле при рождении будущий великий вождь получил имя Ким Сон Чжу. Родился он 15 апреля 1912 года недалеко от Пхеньяна, в селе Намни волости Копхен уезда Тэдон. Ныне это место известно как Мангендэ и является, пожалуй, одним из самых почитаемых, даже священных мест в Северной Корее. Дата – 15 апреля – является теперь главным государственным праздником КНДР, который называется «День Солнца». Под солнцем, естественно, подразумевается сам товарищ Ким.
Первые годы жизни не предвещали маленькому Киму такой необычной судьбы. В семье было еще двое сыновей. Отец, Ким Хен Чжик, был сельским интеллигентом. О роде его занятий и по сей день ведутся споры. Скорее всего, он преподавал в сельской школе, время от времени занимался врачеванием, используя в работе рецепты традиционной восточной медицины. Семья маленького Кима была протестантской. Этот факт может показаться нам необычным, однако в этом нет ничего удивительного. В те годы христианство воспринималось корейцами как идеология протеста и модернизации общества. Многие северокорейские коммунисты были в начальный период своей деятельности связаны с христианством. Так, например, мать Ким Ир Сена, Ким Сан Бок, была дочерью протестантского священника. Однако семья жила небогато, временами даже бедствовала.
Официальная историография КНДР, как правило, нарочито не обращает внимания на христианскую составляющую детства будущего вождя. Напротив, отца Ким Ир Сена представляют как заметного руководителя национально-освободительного движения. Действительно, отношение в семье к японцам, оккупировавшим в то время Корейский полуостров, было враждебным. Ким Хен Чжик был связан с небольшой нелегальной националистической группировкой, но вряд ли его только за это можно причислять к руководителям подпольного движения.
В любом случае нужда и желание уехать из оккупированной захватчиками страны заставило семью в 1919 году (по другим данным, в 1920 году) перебраться в Маньчжурию, где Ким Ир Сен продолжил учебу уже в китайской школе. Там он овладел китайским. Затем Ким Ир Сен на короткое время приехал в Корею, но в уже 1925 году покинул родные места. Вернулся обратно он два десятка лет спустя, но уже в совершенно ином качестве.
Жизнь в Маньчжурии не была сладкой. В 1926 году, когда Ким Сон Чжу/Ким Ир Сену исполнилось четырнадцать лет, умер его отец. Свою революционную карьеру молодой Ким Сон Чжу начинает в старших классах школы в Гирине, вступив в подпольный марксистский кружок, созданный китайскими комсомольцами. Власти быстро узнали о существовании нелегального политического кружка, и Ким Сон Чжу в возрасте семнадцати лет попадал в тюрьму, где провел несколько месяцев. Историки КНДР очень любят эту историю, однако называют товарища Ким руководителем кружка, а не рядовым его участником. У западных и российских историков, которые ссылаются на архивные документы, иное мнение. Ким был самым молодым из членов организации, обычным активистом, который никак не мог руководить, а уж тем более создать кружок.
Относительно непродолжительный тюремный срок, тем не менее, серьезно изменил Кима. Выйдя на волю, будущий революционер сразу же подался в один из многочисленных партизанских отрядов. Ким пошел по пути многих молодых людей того времени, отчаянно желавших бороться против японских оккупантов. Он совершенно искренне собирался создать «добрый и справедливый мир без угнетения и эксплуатации». В итоге Ким Сон Чжу оказался в одном из созданных Компартией Китая партизанских отрядов.
Официальная северокорейская историография утверждает, что товарищ Ким сразу же возглавил им же созданную Корейскую Народно-Революционную Армию (КНРА), которая, хотя и контактировала с китайскими силами Сопротивления, все же была полностью самостоятельной. У российских историков иное мнение. Упомянутой КНРА тогда не существовало вовсе, а Ким Сон Чжу просто воевал в одном из партизанских отрядов китайских коммунистов. В целом же официальные биографы Ким Ир Сена не любят признавать тот факт, что будущий великий вождь воевал под руководством китайских коммунистов, вступил в Компартию Китая, а затем даже отправился в СССР. Эти «зарубежные связи» товарища Кима, как минимум, не освещаются.
Впрочем, даже если Ким Сон Чжу не сразу сформировал Корейскую Народно-Революционную Армию, он все равно быстро показал себя талантливым военным, был выдвинут на руководящие посты и в двадцать четыре года стал командиром одной из партизанских дивизий. Где-то в начале – середине 30-х годов Ким Сон Чжу принимает имя, под которым о нем впоследствии узнает весь мир, Ким Ир Сен.
В июне 1937 года отряд, возглавляемый Ким Ир Сеном, смог одержать важную победу, разгромив японский гарнизон небольшого городка Почхонбо. Партизанам удалось пересечь границу Кореи с Маньчжурией, которая тщательно охранялась японцами. Официальная историография КНДР считает «битву при Почхонбо» важнейшим событием японо-корейского конфликта, продемонстрировавшим силу КНРА и военный гений Ким Ир Сена. Это сражение в официальных учебниках истории описывают, наверное, так же, как в России разгром двадцати немецких дивизий под Сталинградом. В любом случае эта победа оказала значительное влияние на развитие конфликта, а имя Ким Ир Сена стало широко известно. Японцы занесли его в число «особо опасных бандитов-коммунистов». То есть можно признать, что Ким Ир Сен действительно воевал против японцев, в результате был выдвинут на руководящие посты и смог добиться успехов.
В конце 30-х годов он встретил свою первую жену, Ким Чжон Сук, которую теперь почитают в КНДР так же, как ее великого супруга. По воспоминаниям современников, девушка, происходившая из простой крестьянской семьи, была скромной, тихой и в то же время приветливой и жизнерадостной. Несмотря на последующий повторный брак, именно свою первую жены Ким Ир Сен любил больше всего и, похоже, так и не сумел ее забыть (Ким Чжон Сук умерла рано).
В это же время японцам надоели вылазки партизан, и они развернули военно-полицейскую кампанию, направленную на уничтожение противника. Силы были неравны, японцы постепенно выдавливали партизан с территории Маньчжурии. К концу 1940 года из шести главных партизанских командиров в живых оставался один – Ким Ир Сен. Японские войска в итоге загнали партизанские отряды в угол, вынуждая их уйти за границу. Партизаны несли колоссальные потери. Ким Ир Сен с группой бойцов из тринадцати человек перешел Амур и оказался на территории Советского Союза. Таких маньчжурских партизан, спасавшихся от японских карательных войск и вынужденных бежать в СССР, было в те годы очень много.
Военная разведка советской России Ким Ир Сена знала и была осведомлена о его деятельности. Ким продолжил военную карьеру, но уже в качестве слушателя курсов при Хабаровском пехотном училище, где учился до весны 1942 года, получив в итоге погоны офицера Красной Армии. В феврале 1941 года (по другим данным, февраль 1942 года) у Ким Ир Сена и Ким Чжон Сук родился первенец – Ким Юрий Ирсенович. Мир затем узнал его под именем Ким Чен Ир, но в те годы мальчика звали Юрой, хотя об этом официальная северокорейская историография никогда не упоминает.
Летом 1942 года капитан Красной Армии Ким Ир Сен был назначен командиром 1-го батальона 88-й отдельной стрелковой бригады, которая разместилась в поселке Вятск (Вятское) близ Хабаровска. Бригада эта была необычной. Ее основу (три из четырех батальонов) составили бывшие китайские партизаны, а один батальон был корейский. Именно его и возглавил Ким Ир Сен, которого тогда чаще называли на китайский манер – Цзинь Жичэн. Комбригом был китаец, подполковник Красной Армии Чжоу Баочжун, который ранее успел прославиться в боях с японцами.
Несмотря на войну, жизнь Кима была достаточно спокойной. 88-я бригада в боях не участвовала. Правда, северокорейская официальная историография утверждает, что «армия Ким Ир Сена» не только воевала, но и освободила «при некоторой поддержке Красной Армии» Корейский полуостров. Советские архивы, однако, свидетельствуют о противоположном: 88-я бригада не воевала вообще, а после окончания войны была расформирована.
В эти годы у Кима родились еще двое детей, сын Шура и дочь Таня (Кен Хи). Как вспоминают люди, знавшие Ким Ир Сена, будущий вождь намеревался связать свою судьбу с Советской Армией: продолжить карьеру советского офицера, осесть в СССР. Не случайно все дети его получали русские имена. Как отмечает известный кореевед Андрей Ланьков: «… как знать, повернись история иначе, очень может быть, что где-нибудь в Москве жил бы сейчас пожилой отставной полковник или даже генерал-майор Советской Армии Ким Ир Сен, а его сын Юрий (Ким Чен Ир) работал бы в каком-нибудь московском НИИ и в конце восьмидесятых, подобно большинству столичных интеллигентов, скорее всего, с энтузиазмом участвовал бы в многолюдных шествиях „Демократической России“… Можно еще добавить, что, возможно, тогда бы Ким Ир Сен ворчал про „предателей, которые Союз развалили“, а Ким Чен Ир спорил бы с ним по поводу этого, убеждая, что „система безнадежно прогнила и серьезные перемены в СССР неизбежны“».
Впрочем, история распорядилась иначе, судя по всему удивив и самого Ким Ир Сена. Офицеров расформированного 1-го батальона 88-й бригады назначили помощниками военных комендантов. Северная часть Корейского полуострова была уже освобождена Советской Армией, которой пришлось некоторое время повоевать, выбивая японские части из городов Кореи. Так как Ким Ир Сен был командиром батальона, то есть самым высокопоставленным офицером-корейцем, то его и назначили помощником военного коменданта в главный город – Пхеньян. Прибыл он в Корею в своем новом качестве в сентябре 1945 года на пароходе, добравшись из Владивостока до Вонсана. Таким образом, покинув родину два десятка лет назад, товарищ Ким вернулся уже совсем другим человеком, помощником военного коменданта столицы, капитаном Советской Армии, известным своими победами над японцами.
Советская администрация в Корее не смогла договориться с местными политическими деятелями и подпольщиками, а потому появление Ким Ир Сена, корейца по происхождению, боровшегося против японцев и служившего в армии СССР, пришлось очень кстати. Так что Ким Ир Сен совершенно случайно подвернулся под руку партийным бонзам СССР, которые, желая сделать из Кореи дружественную советскому режиму страну, сделали ставку на мало кому известного военного. Некоторые люди, знавшие в то время Кима, утверждают, что он при каждом удобно случае давал понять, что «в гробу видел всю эту политику и хочет вернуться к понятному делу – продолжить службу офицером». В очередной раз сошлемся на исследования Ланькова, который цитирует начальника 7-го отдела политотдела 25-й армии В. В. Кавыженко, тесно общавшегося с будущим великим вождем: «Я хорошо помню, как я зашел к Ким Ир Сену как раз после того, как ему предложили стать во главе народных комитетов. Он был очень расстроен и сказал: „Я хочу полк, потом – дивизию, а это-то зачем? Ничего я не понимаю и заниматься этим не хочу!“».
Конец ознакомительного фрагмента.